Скачать epub pdf Приложение V. Хронологическая таблица I. События из жизни святого Александра Год рождения св. Александра Невского Начало княжения в Новгороде Самостоятельное княжение Нашествие шведов Ледовое побоище и походы на Литву Походы на Литву и поражение литовцев у озера Жизца Кончина вел. кн. Ярослава Путешествие к Батыю и к истокам Амура 1246–1250 Пленение Неврюево Александр – великий князь Посольство папы Набег литовцев и их поражение близ Торопца Изгнание новгородцами Василия Александровича Финляндский поход Переговоры с татарами относительно дан 1253–1257 Новая распря с Новгородом из-за дан 1257–1259 Рождение Даниила Поход Ярослава и Димитрия против немцев. Взятие Юрьева Последнее путешествие в орду и кончина св. Александра II. События в Юго-Западной Руси Вступление на престол Даниила Романовича Путешествие Даниила в Орду Коронование Даниила в Дрогичине королевским венцом Кончина Даниила Мученическая кончина в Орде Михаила черниговского III. Монголы Чингиз-хан 1154–1227 Разорение царства гангутов Поход на Ховарезм (Бухару) Битва на Калке Окончательное покорение Тангута и сев. Китая Опустошение Рязанской области Битва при Сити Взятие Киева Битва при Лигнице Погибель Багдадского халифата IV. Швеция Эрик Эриксон, при фактической власти Биргера 1216–1251 Вальдемар, сын Биргера 1251–1275 V. Норвегия Гакон V 1217–1263 VI. Дания Вальдемар II Победоносный. Его супруга Дагмара, героиня народных песнопений 1202–1241 Эрик Плогпенниг 1241–1250 Кристоф 1259–1285 VII. Ливонский орден Альберт 1199–1229 Основание ордена и построение Риги Падение Юрьева Соединение Ливонского и Тевтонского орденов VIII. Литва Крещение Миндовга Смерть IX. Польша 1206–1227 Германизация Померании и Вендской земли между Эльбою и Одером Болеслав 1227–1238 Генрих Благочестивый Распадение Польши на 11–14 независимых владений Х. Богемия Оттокар II 1253–1278 Борьба Оттокара с Рудольфом Габсбургским XI. Венгрия Андрей II 1205–1235 Бела IV 1235–1270 XII. Византия Взятие Константинополя крестоносцами

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Святой Михаил Черниговский: как политик и нищий князь нищего княжества расстался с жизнью за веру 5 мин., 03.10.2023 В центре Москвы существует Черниговский переулок, названный так по нарядной каменной церкви XVII века — храму Черниговских чудотворцев князя Михаила и боярина Феодора. Ныне имя черниговского князя несколько подзабыто, а ведь он был одним из самых почитаемых святых Древней Руси. Странная судьба у этого правителя. Вся жизнь его ничем не выбивается из истории междукняжеских распрей, походов, договоров заключенных и договоров нарушенных, пиров и прочих дел правления, наполнявших жизнь правящего класса на Руси. И только за считанные часы до наступления последнего срока биография князя чудесным образом переворачивается, будто песочные часы, оказавшиеся в чьей-то высокой руке. Михаил Всеволодович был сыном князя Всеволода Святославича Чермного и Марии — дочери могущественнейшего из польских князей Казимира II. Княжич родился в 1179 году. Долгое время он ничем не правил, во всяком случае, в летописях об этом нет известий. Первый княжеский «стол» в тяжкой распре добыл ему отец. Сев на Киевском великом княжении, Всеволод Чермный выгнал князя Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского) из соседнего Переяславля Южного и отправил туда своего сына Михаила. Несколько лет спустя большое кровопролитье на Юге Руси утихло. «Партия», которой принадлежал молодой князь Михаил, закрепила за собой Киев. Вскоре ушел из жизни Всеволод Чермный. С тех пор и на протяжении долгих лет Михаил Всеволодович вел скромную, в политическом смысле малозаметную жизнь. Черниговский переулок. Фото: mos.ru Она резко изменилась в 1223 году. Большая коалиция русских князей в союзе с половцами приняла первый удар монголо-татарского воинства на Калке. Черниговские князья привели свои полки и вместе со всеми потерпели поражение. Среди прочих правителей русской земли лег в землю и дядя князя Михаила, Мстислав, князь черниговский. В лихую годину племянник занял его место на Черниговском «столе»: вся Русь горевала о погибших на Калке…

http://foma.ru/svyatoi-mihail-chernigovs...

Монголы не всегда карали за отказ пройти через священный огонь, но в этот раз Батый устроил русскому князю жесткую проверку на лояльность… Что стояло за убийством святого, воля хана или интриги русских завистников? В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский. Это был первый русский правитель – мученик, погибший от рук монголо-татар. О причинах этого трагического события до сих пор спорят историки, а древнерусские и средневековые европейские тексты дают разные трактовки драмы, разыгравшейся в ставке Батыя. Первое столкновение русских с монголами в 1223 году, когда объединенное войско половцев и русских князей, среди которых был и Михаил Черниговский, попытались остановить орды кочевников на реке Калке. В этой битве Русь потерпела поражение из-за разобщенности русских правителей – одни хотели получить славу, другие спокойно наблюдали, как избивают их союзников, третьи доверились обещаниям монголо-татар, но были обмануты и убиты. После этого в течение нескольких лет было затишье, а затем войска Батыя разорили сперва Рязань, а затем и Киев. Год разорения Киева – 1240 г. Годом, начиная с которого русские правители превратились в ханских вассалов, и были вынужденные ездить в Орду для получения ярлыков на княжение, считается 1240 г. – время разорения Киева. Историк Вильям Похлёбкин считает, что самой большой проблемой для Руси было отсутствие письменных договоров с Ордой. Князья отправлялись на поклон к хану не как правители, а как заложники, которым не давалось никаких гарантий. По своему произволу хан мог даровать кому-то ярлык, а вскоре отнять его и передать другому кандидату. Под угрозой была жизнь каждого русского князя, отправлявшегося в Орду, поскольку его статус немногим отличался от положения пленников - в ханской ставке его могли убить, отравить, лишить своего удела, отнять жен и детей, и все это не было бы нарушением со стороны монголов, поскольку они не давали никаких обязательств: «Все виды русских гарантий носили вещественный, а не письменный характер (дань, заложники, подарки), т.е. все русские гарантии были физически осязаемыми — их можно было и увидеть, и пощупать. Ханских же, ордынских гарантий (например, не воевать, не казнить, не налагать непомерную дань) не существовало никаких — ни письменных, ни словесных».

http://pravoslavie.ru/56489.html

Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери Празднование 1/14 сентября Обитель иноков. Сюда Пришли мы помолиться. И здесь от горя и труда Хотим на час забыться. Идем в пещерный Божий храм, Где у святой иконы Отрадно волю дать слезам, Земные класть поклоны. Владычица Небес глядит Любвеобильным взором И как бы хочет всех покрыть Чудесным омофором… Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре. Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры. До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ. Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров. Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – ЧерниговскоГефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу. Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от ЧерниговскойГефсиманской иконы. С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: ЧерниговоЕлецкий, ЧерниговоИльинский, ЧерниговоГефсиманский. Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное). Как сообщает Несторлетописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник ЧерниговскоЕлецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители. Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

http://pravoslavie.ru/1924.html

Никитский мужской монастырь (Переславль-Залесский) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Никитский мужской монастырь — монастырь, расположенный на северной окраине города Переславля-Залесского, рядом с национальным парком Плещеево озеро. Один из древнейших монастырей России. Посвящён святому Никите Великомученику. Основными праздниками монастыря считаются 24 мая/6 июня — память святого Никиты; 23 мая/5 июня — собор Ростово-Ярославских святых. Согласно сказанию Степенной книги, князь Владимир Святославич отдал Ростово-Суздальскую область своему сыну Борису. Нынешние насельники считают 1010 год датой основания святой обители. Именно в это время Борис и епископ Иларион основали первые церкви на Плещеевом озере, утверждая таким образом христианство на языческих землях. Возможно, что одна из этих церквей и стала основой будущего монастыря. Содержание История [ править править код ] В литературных памятниках домонгольской эпохи обитель не упоминается. Время, когда в ней жил насельник Никита Столпник, также вызывает сомнения. Например, Е. Е. Голубинский относил его деятельность к периоду татаро-монгольского ига. Приблизительно в XV веке одним из монахов Никитского монастыря было составлено житие Преподобного Никиты, которое затем дополнялось описанием чудес, явленных святым посмертно. Из жития следует, что преподобный столпник Никита Переславский подвизался здесь в конце XII века. Среди людей, которые получили исцеление благодаря святому, в житии упоминаются Михаил Всеволодович, сын черниговского князя, и Иоанн, сын Иоанна Васильевича Грозного. В память об исцелении Михаила воздвигнута Черниговская часовня (нынешнее здание относится к постройке 1702 года). Древнерусский период [ править править код ] На рубеже XV-XVI веков в монастыре некоторое время жил будущий основатель Переславского Троице-Данилова монастыря св. Даниил. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515—1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1521 году угличский князь Дмитрий Иоаннович подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия Третьего на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви (посвящённой раннехристианскому мученику) строится каменный Никитский собор.

http://azbyka.ru/palomnik/Никитский_мужс...

Этот Крестный ход-2018, состоявшийся во времена больших испытаний для Украинской Православной Церкви, войдет в историю как наиболее многочисленный и жизнеутверждающий. 250-тысячная людская река растянулась на три с половиной километра от подножия памятника святому князю Владимиру до святых врат Киево-Печерской лавры. Паломники уже заполняли площадь пред возрожденным древним   Успенским собором (XII в.), а с парковых аллей Владимирской горки, умытых грозовыми ливнями, в молитвенном пении продолжали идти ликующие крестоходцы, прибывшие в стольный Киев-град со всей Украины и из многих стран мира.      «Лучшее место на земле» Именно так называл Владимирскую горку в своих произведениях писатель Михаил Булгаков, хранивший любовь к родному Киеву, где прошли его детство и юность. Лирические строки посвятили ей и Анна Ахматова, и Александр Вертинский, и Константин Паустовский, и украинские классики Тарас Шевченко и Иван Нечуй-Левицкий. Владимирская горка – одно из любимейших мест киевлян, а памятник святому князю Владимиру по праву называют духовным символом города. По преданию, именно с этих киевских гор наблюдал Великий князь массовое крещение киевлян в водах Днепра и Почайны. На Владимирской горке 27 июля 2018 г.      На Владимирской горке 27 июля 2018 г.      Может, поэтому Промыслом Божиим атеистическое лихолетье не коснулось этого святого места, и оно сохранилось нетронутым, в облике века, а его благодатная сила по-прежнему влечет сюда киевлян. Помнит Владимирская горка, как встречали на ней рассветы выпускники учебных заведений царской России, а затем и советских школ, как полыхали костры революций начала ХХ века и Великой Отечественной войны, и как четыре года назад у подножия Владимирской горки разыгралась кровавая драма Майдана… Атеистическое лихолетье не коснулось этого святого места, и его благодатная сила по-прежнему влечет сюда киевлян Об этом как-то непроизвольно думалось на подходе к святой горе со стороны Крещатика, где по случаю праздника было перекрыто автомобильное движения и установлены ограждения, у которых полицейские с металлоискателями пропускали паломников. Было несколько тревожно. Накануне Крестного хода с разных регионов Украины поступали неспокойные вести – местные власти блокируют дороги, отказывают в выделении транспорта для паломников, в Конотопе Черниговской области разъяренные «свободовцы» разгромили редакцию районной газеты и избили ее редактора лишь за то, что тот посмел опубликовать репортаж из детского православного лагеря УПЦ… Сыпались угрозы в Интернет-сетях от боевиков-радикалов. Не побоятся ли люди, сумеют ли добраться, прийти?.. А тут еще огульная истерия светских СМИ по поводу инициатив властей предержащих о предоставлении некоего Томоса раскольникам. Органы управления на местах получали указания организовывать массовость другого «хода» во главе с раскольником Филаретом. В общем, поводов для волнений было предостаточно.

http://pravoslavie.ru/114791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУСТЫНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Черниговской и Нежинской епархии), в с. Густынь Прилукского р-на Черниговской обл. (Украина). Основным источником по истории Г. м. является Густынский монастырский летописец посл. трети XVII в. (ПСРЛ. Т. 40. С. 153-169). Г. м. основан как муж. в 1600 г. удалившимися из Межигорского в честь Преображения Господня мон-ря схииером. Иоасафом и его учениками иером. Евфимием и мон. Геннадием. Избрав место на о-ве Густынь у г. Прилуки, братия решила основать общежительный мон-рь. Вскоре помощником престарелого схииером. Иоасафа стал приглашенный из Киева игум. Исаия (Копинский) , к-рый обратился к владевшему Густынью кн. Михаилу Корыбуту Вишневецкому с просьбой разрешить устроение общежительного мон-ря. В 1615 г. князь выдал братии жалованную грамоту на о-в Густынь и др. владения, в т. ч. пахотные земли, леса (Там же. С. 155). После смерти кн. М. Вишневецкого (1615) его супруга кнг. Раина (Ирина) Могилянская подтвердила права мон-ря на владения. «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) «Вид Густынской пустыни с юго-западной стороны». Хромолитография. 1902 г. (ГЛМ) В окт. 1616 г. схииером. Иоасаф скончался, Г. м. возглавил игум. Исаия (Копинский), но фактически мон-рем управляли его наместники Варлаам и Никифор. Игум. Исаия основал при Г. м. Ладинский (1616) и Мгарский Лубенский (1619) скиты. В нач. XVII в., после заключения унии, православные в Киевской митрополии остались без церковной иерархии. В 1620 г., возвращаясь из Москвы, Иерусалимский патриарх Феофан IV посетил Г. м., а в Киеве поставил правосл. архиереев; игум. Исаия был хиротонисан во епископа Перемышльского. Впосл. в Г. м. митр. Исаия написал соч. «Алфавит Духовный». Др. знаменитый насельник Г. м., мон. Димитрий (Туптало ; впосл. свт. Ростовский), в 1675 г. был рукоположен во иерея и назначен проповедником; в мон-ре подвизался и иером. Михаил (Лосицкий), впосл. переписавший Густынскую летопись ( Маценко. С. 62-63).

http://pravenc.ru/text/168430.html

Скачать epub pdf 138. Михаил Всеволодович, князь черниговский сын Всеволода Станиславича Чермного, князя черниговского (и одно время великого князя киевского) от брака с Марией, дочерью Казимира II, короля польского, причтенный православною церковью к лику святых. Год и место его рождения не известны; был ненадолго князем переяславским с 1206 г.; после киевского совещания князей был в битве с татарами на р. Калке 31 мая, а оттуда пришел княжить в Новгород в 1224 г.; отвлекаемый южно-русскими делами, оставил Новгород в 1225 г.; воевал с Олегом Святославичем, князем курским, при помощи великого князя Юрия (Георгия) II, зятя своего, но умирен киевским митрополитом Кириллом в 1226 г.; сведав о задержании послов новгородских в Смоленске, явился в Новгород в 1229 г.; приезжал туда же делать постриги сыну своему Ростиславу, оставшемуся там вместо отца к 1230 г.; поссорившись с новгородцами, навлек на себя вражду великого князя Юрия II и подверг разорению северные окраины Черниговской области в 1231 г.; с восшествием Белы IV на престол венгерский, помолвил Ростислава на его дочери и занял Галич и 1234 г.; овладел Киевом в 1236 г.; по слухам о татарах бежал в Венгрию в 1239 г.; оттуда после отказа Белы выдать дочь за Ростислава удалился с сыном в Польшу, скитался по разным землям и, возвратясь на родину, жил на острову против Киева, разоренного татарами, а потом пришел в Чернигов в 1240 г.; обрадованный женитьбой сына своего на дочери Белы, поспешил в Венгрию, но после сухого приема, оказанного ему сватом, возвратился в Чернигов, где нашел сановников ханских, переписывавших народ, в 1245 г.; по их приказанию отправился в Орду, там, при первом же представлении Батыю, не согласился ни идти сквозь разложенный татарами священный огонь, ни поклониться их истуканам и погиб мученической смертью 20 сентября 1246 г. Тела его и погибшего с ним боярина Федора были погребены первоначально и Чернигове, потом перенесены в Москву, где находились в храме, посвященном обоим мученикам, на Тайницких воротах Кремля, с 14 февраля 1572 г.; в Сретенском соборе, бывшем в Кремле, с 25 августа 1770 г., и находятся теперь в Архангельском соборе, что в Кремле, с 21 ноября 1774 г., сохраняясь под спудом в бронзовой раке, заменившей чеканную серебряную, похищенную в 1812 г. Святой князь Михаил черниговский от брака с неизвестною имел пять сыновей (из которых Ростислав, князь Мачвы, сделался родоначальником герцогов боснийских) и дочь за св. князем Василько (Василием) Константиновичем Ростовским (см. 49). Читать далее Источник: Алфавитно-справочный перечень государей русских и замечательнейших особ их крови/сост. М.Д. Хмыровым. - Санкт-Петербург : [б. и.], 1993. - 165, с., ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hmyrov/...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Феодор Муромский, блгв. - житие Святой князь Феодор Муромский (память 21 мая по старому стилю) Был сыном св. князя Константина Муромского, ревностно помогавший ему в распространения Христовой веры среди муромцев. Мощи св. князя Феодора вместе с мощами св. князей Константина и Михаила ныне почивают в Благовещенском монастыре г. Мурома. Святые благоверные князья Константин и чада его Михаил и Феодор Муромские Князь Константин (Ярослав Святославич) был потомком равноапостольного князя Владимира. Он просил у своего отца, князя Святослава Черниговского, дать ему в удел город Муром, населенный язычниками, чтобы просветить эту страну светом христианской веры. Сына своего Михаила князь отправил к муромцам в качестве своего посланца, но язычники его убили. Когда князь Константин подошел к городу со своей дружиной, жители смирились и приняли его. Не принуждая язычников силой к принятию веры Христовой, князь не оставил однако мысли об их просвещении и прежде всего построил храм Благовещения на месте убиения своего сына, а вскоре и другую церковь, в честь свв. Бориса и Глеба. В то же время сам он не раз призывал к себе старейшин города и убеждал их переменить веру, с проповедью о Христе обращалось к муромцам и духовенство, прибывшее с князем. Однажды толпа ярых язычников, недовольных князем, подступила к его дому, грозя князю смертью. Помолившись Богу, князь смело вышел к толпе бунтовщиков с иконой Богоматери. Это так поразило язычников, что они сами пожелали принять крещение. Крещение муромцев было совершено торжественно, с теми же обрядами, как при св. Владимире в Киеве. В распространении Христовой веры блаженному князю Константину ревностно помогал его сын, князь Феодор. В 1129 г. князь Константин скончался и был погребен в церкви Благовещения рядом с сыновьями, блаженными Михаилом и Феодором. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Муромский, блгв. " .

http://pravicon.com/info-3530

Выставка «Лики святой Руси: Михаил Тверской и Анна Кашинская» открылась в Александро-Невской лавре 8 июня 2009 г. 13:37 В  Александро-Невской лавре Санкт-Петербурга начала работу выставка «Лики святой Руси: Михаил Тверской и Анна Кашинская». Экспозиция посвящена 100-летию восстановления почитания святой благоверной княгини инокини Анны Кашинской и памяти ее супруга святого благоверного князя Михаила Тверского. Организаторы выставки Тверская областная картинная галерея и подворье Введено-Оятского монастыря, к которому приписан петербургский храм святой благоверной Анны Кашинской, столетие которого отмечается в этом году. На выставке представлены старинные снимки города Кашина, торжества вторичного прославления святой, кадры, запечатленные фотохудожником начала ХХ века Василием Колотильщиковым, а также современные виды города и его святынь. Всего на обозрение выставлено около ста фотографий и несколько раритетных миниатюр копий страниц Лицевого летописного свода XVI века с изображением жития святой благоверной Анны Кашинской. Данные фотоработы уже были выставлены в киноконцертном зале гостиницы «Санкт-Петербург», где 2 и 3 июня прошли показы моноспектакля заслуженного артиста России Георгия Пономарева, рассказывающего о непростом духовном пути святого великого князя Михаила. Открытие выставки в Александро-Невской лавре одно из мероприятий, посвященных дню памяти благоверной княгини Анны, который будет отмечаться 25 июня. Петербуржцы и гости города имеют возможность приложиться к иконе с частицей мощей святой Анны Кашинской. Святыня находится в храме подворья Введено-Оятского монастыря. Более полная выставка фотографий, на которой будут представлены 28 редких миниатюр, пройдет в Государственном музее городской скульптуры с 22 июня по 25 июля. Святая Анна Кашинская родилась в 1278 году, была потомком святого князя-мученика Михаила Черниговского. 22 ноября 1318 года ее муж, святой князь Михаил Ярославич Тверской был убит в Орде. Также из Орды не вернулись сын и внук святой княгини. Незадолго до кончины, в 1338 году, Анна приняла постриг. Спустя 200 лет началось ее почитание. В 1650 году она была прославлена в лике святых, а во время церковного раскола деканонизирована. Вторичная канонизация святой состоялась в 1909 году по распоряжению императора Николая II. «Вода живая» /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/670456.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010