Разделы портала «Азбука веры» Тест: Свт. Николай Чудотворец Св. Николай Мирликийский, прозванный Чудотворцем, родился около 260 г. в ликийском городе Патара. В древних жизнеописаниях его обычно путали с Николаем Пинарским (Сионским) из-за схожих подробностей жизнеописаний святых: оба родом из Ликии, архиепископы, почитаемые святители и чудотворцы. Эти совпадения привели к заблуждению, существовавшему многие века, что в истории церкви был только один свт. Николай Чудотворец. По национальности свт. Николай больше всего был близок к ассимилированным ликийцам – так называется народность, которая населяла юго-запад Малой Азии до I в., разговаривала на своем языке и имела собственную письменность. Ассимилированы ликийцы были частично греками, частично персами. Известно, дядя свт. Николая, епископ Николай Патарский, поставил его во чтеца, а затем возвел в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему говорить поучения пастве. Начало священного служения свт. Николая относят к правлению римских императоров Диоклетиана и Максимиана. В 303 году Диоклетиан издал эдикт, узаконивший систематическое преследование христиан по всей империи. В трудное для Церкви Христовой время гонения архипастырь Ликийской Церкви с неустрашимостью поддерживал в вере свою паству, громко и открыто проповедуя имя Божие. За это он подвергся преследованию и вместе со многими другими христианами был заключен в темницу. Здесь он провел немало времени, терпеливо перенося голод, жажду и тесноту, не допуская даже мысли об отречении от Иисуса Христа. В темничном заключении святитель не переставал заботиться о заключенных вместе с ним христианах. Благодаря его руководству многие из заключенных пребыли твердыми в Христовой вере до конца. Таковы сподвижники святого Николая и по церковному управлению, и по темничному заключению – Крискент, Диоскорид и Никокль, которые, по словам св. Андрея Критского , «воодушевлением и ревностью святителя Николая соплели себе мученический венец». Сам же святитель Христов, «мученик готовностью своей», был сохранен во время Диоклетианова гонения, потому что его жизнь еще нужна была для дальнейшего прославления имени Божия.

http://azbyka.ru/test/svjatitel-nikolaj-...

Свет Фавора Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина Петр Малков Преображение Господне. Кипрская фреска При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа , в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, преподобных Максима Исповедника, Андрея Критского, Иоанна Дамаскина, – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – в преддверии Его будущих Крестных страданий? Безусловно – и этим тоже. Но только ли этим? Произошла ли также и в Самом Христе – в Его преобразившемся человеческом естестве – в миг Преображения на Фаворе некая реальная перемена? Ведь мы традиционно говорим о Преображении Христовом, то есть о том, что как бы изменилось в Нем Самом. Приобрел ли в момент Преображения Господь нечто такое, чем Он прежде – до Своего восхождения на Фавор – не обладал? «Христос… всегда имел, всегда имеет и всегда будет иметь свет с Собою» Следует сразу же подчеркнуть, что Палама решительнейшим образом отвергает мысль о том, что в момент Преображения человечество Господа приобрело какую-либо б о льшую полноту обожения, новую меру Божественных энергий, нетварного света – в сравнении с той, которой оно уже было исполнено прежде.

http://pravoslavie.ru/105813.html

Скачать epub pdf Святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, великий угодник Божий и прославленный Чудотворец, пользующийся исключительным почитанием повсюду в христианском мире и даже среди нехристианских народов, восхваляется и ублажается Церковью не только за высокую святость и чистоту своей жизни, не только за неисчислимые благодеяния, полученные и получаемые доныне верующими ради его теплых ко Господу молитв, но и за особенную пламенную ревность, проявленную им в деле защиты и охранения чистоты Святого Православия. Великий ревнитель и защитник Православия, свт. Николай являет собой в истории Вселенской Церкви замечательный пример неутомимого поборника за общехристианский мир и единение на почве богопреданного учения. Его борьба против возмутителей этого мира – еретиков – носила возвышенно-христианский характер и осуществлялась средствами, сообразными с духом евангельского учения, то есть мечом веры и духовным оружием слова. Эту божественную ревность свт. Николай явил сначала в насаждении и утверждении истинной и благочестивой веры на пажитях, очищенных от терний язычества, а затем в напряженной борьбе с ересями, в особенности же с грозной стихией арианства, силившейся поколебать коренные устои христианской веры. Как бодрый и добрый пастырь врученного ему Богом словесного стада, он прежде всего направил свои заботы на то, чтобы предохранить от заблуждения верующих паствы Ликийской. Мудрыми увещаниями, кроткими вразумлениями, более же всего «пленяющим в послушание Христово» (ср. 2Кор. 10, 5 ) примером собственной всецелой преданности Церкви он не только сохранил наиболее благоразумных из своих пасомых от увлечения пагубными внушениями лжеучителей, но, как свидетельствует св. Андрей Критский , спас от духовной гибели и целые сонмы уже «затопляемых волнами арианской ереси». Согласно всеобщему древнему церковному преданию, свт. Николай был деятельным участником Первого Вселенского Собора, собравшегося в Никее в 325 году. Здесь, соделавшись, по выражению Метафраста, «огнедохновенными устами противников Ария», он вступил в личное единоборство с самим ересиархом и своей безбоязненной обличительной речью (но отнюдь не каким-либо физическим действием) нанес смертельный удар арианской доктрине. Святая Церковь помнит об этой великой заслуге свт. Николая и в своих песнопениях и похвалах именует его «правилом веры» (тропарь), «великим столпом благочестия» (акафист, икос 2), «славной красотой отцев», «твердыней, оком и благозвучной трубой церкви» (Похв. слово св. Андрея Критского ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Скачать epub pdf Учение святителя Григория Паламы о Преображении Господнем и наследие преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина При всей оригинальности и своеобразии учения святого Григория Паламы о Фаворском свете и о Преображении Господа Иисуса Христа, в творениях Фессалоникийского святителя хорошо заметно его стремление выстроить свои богословские интуиции на твердом основании святоотеческого наследия. Говоря о таинственном явлении обоживающего Фаворского света, Палама постоянно обращается к трудам своих святых отцов-предшественников – святителей Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского , Иоанна Златоуста , преподобных Максима Исповедника , Андрея Критского , Иоанна Дамаскина , – а также к содержанию Ареопагитского корпуса. При этом, размышляя о природе Фаворского света как о зримом явлении апостолам нетварных Божественных энергий, святитель Григорий ставит вопросы, которыми до него задавались лишь немногие из святых отцов: чем же было Преображение для Самого Христа и Его апостолов? Только ли внешним и зримым явлением Божественного достоинства Спасителя Своим ученикам, свидетельством Богосыновства Господа – в преддверии Его будущих Крестных страданий? Безусловно – и этим тоже. Но только ли этим? Произошла ли также и в Самом Христе – в Его преобразившемся человеческом естестве – в миг Преображения на Фаворе некая реальная перемена? Ведь мы традиционно говорим о Преображении Христовом , то есть о том, что как бы изменилось в Нем Самом. Приобрел ли в момент Преображения Господь нечто такое, чем Он прежде – до Своего восхождения на Фавор – не обладал? Следует сразу же подчеркнуть, что Палама решительнейшим образом отвергает мысль о том, что в момент Преображения человечество Господа приобрело какую-либо большую полноту обожения, новую меру Божественных энергий, нетварного света – в сравнении с той, которой оно уже было исполнено прежде. Господь с самого момента безмужного зачатия, Воплощения изначально обладал предельной и совершенной мерой полноты того самого нетварного света, который был позднее явлен апостолам на Фаворе.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

Стяжать добродетель не труднее, чем стяжать порок Гордец всегда одинок. Он наслаждается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия. Но чем больше он отстаивает свою жизненную позицию, тем больше он погружается в одиночество. 18 февраля, 2010 Гордец всегда одинок. Он наслаждается своим собственным «я», поставляя его в центр бытия. Но чем больше он отстаивает свою жизненную позицию, тем больше он погружается в одиночество. 17 февраля, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в Троицком соборе Свято-Данилова монастыря. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом. Во имя Отца и Сына Святого Духа. Грех является отклонением от нормы жизни, которую учредил Сам Бог. Грех есть нарушение человеком Божиего замысла и о мире, и о человеке. И если жизнь без греха есть Божественная норма, которая была положена в основу всей жизни человека, то грех, как отклонение от этой нормы, можно сравнить с болезнью. Святые отцы так и называют грех «болезнью». Мы все знаем, что чувствовать себя хорошо можно только тогда, когда в организме нормальная температура. Но если температура повышена или очень понижена, человек может испытывать даже некую эйфорию. Ему может казаться, что он здоров, но на самом деле его силы ослабевают, подтачиваются болезнью. Нечто подобное происходит и в духовной жизни. Грех есть болезнь, и как болезнь он подтачивает духовную, и не только духовную, жизнь человека. Грех разрушает человеческую личность, но не сразу это становится очевидным. Иногда совершение греха сопровождается некой эйфорией, а проявления греха — пороки — представляются нашему сознанию как нечто добродетельное, нужное, полезное. Очень часто мы порок воспринимаем как проявление силы. Самым ярким тому примером является гордость: даже в художественной литературе, не говоря уже о массовом сознании, гордость часто представляется как добродетель. Гордость в сознании людей является практически синонимом силы, мужества, независимости человека, его достоинства. А на самом деле гордость — это самый страшный порок, в котором обнаруживается вся полнота того, что есть грех.

http://pravmir.ru/styazhat-dobrodetel-ne...

Часть VI. Вера и неверие Путь и средство Начало возврата «Откуду начну плакати окаяннаго моего жития деяний? Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию?» 1 Этими словами Покаянного канона святого Андрея Критского вот уже много веков начинает Церковь Великий пост , ими обращается к Богу от имени каждого из нас. Миллионы людей никогда не слышали этих слов. Да если бы и услышали, вряд ли поняли бы, вряд ли ощутили бы как свои, от собственного сердца идущие, собственную скорбь, печаль и раскаяние выражающие. О многом готов плакать и рыдать современный человек, на многое готов жаловаться, многим возмущаться, но, пожалуй, меньше всего склонен он плакать и рыдать о своей душе, о ее нищете и загрязненности, о том, что растрачена она на мелкое и низкое, раздроблена и немощна. Наше общество, наша цивилизация очень высоко ставят знания и просвещение, науку и разум. Нас все время чему-то учат, чем-то просвещают, так что современный человек до отказа набит всевозможными знаниями. Но давно уже не учат нас всматриваться в себя, вслушиваться в голос совести и им проверять, им оценивать свою жизнь. Напротив, можно без всякого преувеличения сказать, что весь тот оглушительный грохот, в котором мы живем, – грохот навязываемой человеку день и ночь информации, грохот безостановочно изливаемой на него пропаганды, грохот внешних забот – главной целью имеет не дать задуматься, а значит, заглянуть в себя, встретиться со своей душой, опуститься на ту глубину, откуда только и можно увидеть собственную жизнь как бы со стороны, т.е. в свете совести. Мы всегда заняты внешним, и у нас не только не остается времени для внутреннего, но постепенно отмирает и сам орган, которым это внутреннее воспринимается. И потому непонятным архаизмом звучат для нас удивительные слова покаянной молитвы, в которых когда-то и поистине навеки выражена была вся печаль пробудившейся души, заговорившей совести. Но, может быть, на одно усилие мы еще способны – выйти на мгновение из увлекающего нас потока внешней жизни, закрыть для него свое внимание и спросить себя: «Про что эти слова? Что выражает пронизывающая их музыка?» Случается, что, погруженные в повседневную суету, мы спешим по делам и внезапно слышим из окна над собой дивную мелодию.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Самарянка Аще и кладязь еси глубокий, Владыко, источи ми воду из пречистых Твоих жил, да яко самаряныня, не ктому пияй жажду: жизни бо струи источаеши. В первый год Своего общественного служения Господь Иисус, проведши довольно времени в Иудее, идет со Своими учениками в Галилею через Самарийскую область. Здесь, утомленный путем, Он останавливается близ города Сихаря (древнего Сихема), у колодца, по преданию выкопанного патриархом Иаковом. Ученики Его пошли в город купить чего-нибудь съестного для Него и для себя. В их отсутствие приходит из города к колодцу одна самарянка зачерпнуть воды. Иисус Христос заводит с ней разговор, в котором возводит ее взор от земного к духовному. Он говорит ей: дай Мне пит ь ( Ин.4:10 ). Самарянка выражает удивление, как Он, будучи иудеем, отступает от обычая иудеев не входить ни в какие сношения с самарянами и просит у нее напиться. «Но если бы ты знала, – отвечал ей Иисус, – какое благодеяние посылает тебе Бог (в эту минуту) и Кто говорит тебе: дай Мне пить, ты сама стала бы просить у Него, и Он дал бы тебе воду живую (Там же)». Самарянка подумала, что Он говорит о воде родниковой, находящейся в глубине колодца, и заметила, что оттуда трудно ее достать. Но Иисус хочет отвести ее мысли от этой земной воды и навести их на другую. Он отвечает ей: всякий пьющий воду сию (из колодца Иаковлева), возжаждет опять. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек. Она сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин.4:13–14 ). Должно полагать, что под живой водой, которую Спаситель обещает дать жаждущему, Он разумел благодать Святого Духа, как это видно из сравнения этого обещания с подобными словами Его, сказанными по другому случаю. В последний день праздника Кущей Он приходит в храм Иерусалимский и здесь ввиду обряда возлияния воды на жертвенник, совершавшегося в память чудесного изведения Моисеем воды из камня, взывает: аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. Веруяй в Мя, якоже рече Писание, реки от чрева его истекут воды живы. – Сие же рече, замечает евангелист, о Дусе, егоже хотяху приимати верующий во имя Его ( Ин.7:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

  Понедельник 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского Великое повечерие 26 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Снова мы слышим очень сильные слова Великого покаянного канона святого Андрея Критского о том, что происходит с нами. Снова мы узнаем тайну о том, что Господь пришел в мир с тем, чтобы спасти тех подлинных грешников, которые обременены угрызениями совести и отчаянием, и с тем, чтобы дать им избавление и изгнать печаль из их отчаявшихся сердец. Но только подлинных грешников пришел спасать Господь. Не тех, которые говорят, что у них есть только какие-то отдельные недостатки, а все остальное замечательно; и не тех, которые, как обманщики, притворяются кающимися и обвиняют себя перед другими людьми, чтобы их похвалили за ложное смирение и прославили за покаяние, которого у них нет. Христос пришел, чтобы спасти тех, кто сознает, что он погибает, находясь в страшной и несветимой тьме греха. И если ты этого не сознаешь, то как можешь ты приближаться к Богу не одними только устами, слушая слова сегодняшнего канона? Если ты не сознаешь, что находишься в этой страшной тьме, то как можешь вместе со всею Церковью петь: " Душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися " ? Если ты не проснулся еще, задыхаясь от ужаса, то как можешь из глубины воззвать ко Господу? И как Он может услышать тебя, если голос твой будет звучать не из глубины твоего горя? Господь пришел, чтобы вернуть зрение слепым. Но если ты не видишь слепоты твоего сердца и не знаешь, что значит быть лишенным Божественного света, то как, в то же время, ты осмеливаешься открывать глаза другим и научать их, как жить? Как Господь вернет тебе зрение? Как услышит Он твою молитву: " Господи, дай мне зрети мои прегрешения " ? Основание покаяния - осознание греха и плач, и крик о том, какое это великое несчастье. Это уверенность в том, что мы лишены истинного Света. Господь говорит нам, что Он Пастырь Добрый, Который пришел спасти заблудших. Для Него возвращение одной овцы совершается равно в такой же славе и радости, как если бы это происходило со всем стадом, со всею Церковью.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_22...

Авессалом Слышала еси Авессалома, како на естество воста, познала еси того скверная деяния, имиже оскверни ложе Давида отца: но ты подражала еси того страстная и любосластная стремления. Пророк Нафан, обличавший Давида за его известные преступления, предсказал ему, что мститель за них появится в его семействе. Предсказание сбылось. Против Давида возмутился его родной сын, честолюбивый Авессалом, еще прежде огорчивший своего отца убийством брата своего Амнона, но потом помилованный Давидом. Авессалом провозгласил себя царем, с большим войском напал на Иерусалим, заставил бежать отсюда Давида и, вступив в Иерусалим, осквернил наложниц своего отца ( 2Цар.13:31–32; 16:22 ). Авессалом, сын неблагодарный и мятежный, – это образ грешника, неблагодарного к Отцу Небесному и мятежного против Его вседержавной власти. Бесчисленны милости Отца Небесного: Он даровал нам жизнь, украсил нас Своим образом и подобием. Им мы живем, движемся и существуем. Он так возлюбил нас, что Сына Своего Единородного предал за нас, послал для нашего освящения Духа Святого. Безмерно велика Его милость в том, что мы родились в недрах Православной Церкви, где открыты для нас все средства спасения, что по Своему долготерпению Он щадит нас, прогневляющих Его грехами, дает нам время на покаяние в ожидании, не принесет ли плода бесплодная смоковница – грешная душа. Чем же мы платим Отцу Небесному за Его милости к нам? Тем же, чем Авессалом заплатил своему отцу, любившему его и из любви к нему простившему ему братоубийство. Неблагодарный грешник восстает против Отца Небесного своим умом, непокорным вере и Откровению; восстает сердцем, которое прилепляется к одной твари и не находит сладости в духовных радостях, доставляемых духовными занятиями; восстает волей, которая после борьбы увлекается искушениями, большей же частью без всякой борьбы уклоняется на широкий путь греха. Ей предложены на выбор огонь и вода, жизнь и смерть, то есть зло и добро ( Сир. 15:16–17 ). Она выбирает огонь и смерть, не внимая никаким предостережениям. Своя воля – рай человеку, и гуляет грешник в этом раю, пока не догуляется до ада, предаваясь страстным и любосластным стремлениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нищие, мытари и грешники Нищим благовествоваше Христос Слово, с мытари ядяше, со грешники беседоваше. Пророк Исайя, предрекая о первом Пришествии Христа на землю, между прочим говорит от Его лица о Его благовествовании: Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествоватъ нищим ( Ис.61:1 ). В первые дни Своего общественного служения Господь Иисус приходит в назаретскую синагогу и изъявляет желание предложить собравшемуся народу чтение из Священных Книг. Ему подали Книгу пророка Исайи, и Он из этой книги прочитал то место, в котором содержатся приведенные слова. Кончив чтение, Христос сказал: ныне исполнилось писание, слышанное вами ( Лк.4:21 ), то есть предречение о деятельности Христовой и между прочим о Его благовествовании нищим Он отнес прямо к Себе. Он действительно помазан был Духом Святым, то есть во время крещения в Иордане почила на Его человечестве обильная благодать Святого Духа, – и благодать эта обильно изливалась из уст Его, напояя жаждущие истины и правды души. Эту жажду Христу удалось пробудить и удовлетворить в людях, казалось бы, безнадежных в нравственном отношении, в нищих и жалких духовно – во многих мытарях и грешниках. Занятия мытарей, собиравших пошлины в пользу языческого правительства и наживавших себе богатство притеснениями и неправдами, были ненавистны иудеям. Особенно ненавидели и презирали их фарисеи, считавшие себя и слывшие у народа ревнителями закона и праведниками. С нескрываемой ненавистью и презрением они смотрели вообще на грешников – на людей, позоривших себя невоздержанием, развратом, неправдами, холодных к вере и благочестию, и чуждались общения с ними, избегали их, как язвы, как заразы. Но не так относился к ним Господь Иисус. Он призывал к Себе всех труждающихся и обремененных беззакониями. Он охотно вступал в общение с ними не затем, чтоб участвовать в их грехах, но чтобы пробудить их совесть и обратить их к раскаянию. И Он достигал этой цели. Слова благодати, исходившие из Его уст, спасительно действовали на грешников. Они познавали свою духовную нищету, убеждались в своей крайней виновности пред Богом, в своей безответности пред Ним. К этому убежденно они приходили и тогда, когда слышали укоры и обличения от фарисеев. Но фарисеи своими бессердечными обличениями могли только растравлять греховные раны, а не заживлять их. Они могли только указать грешникам на их духовную болезнь, но у них не было ни желания, ни силы уврачевать ее. Это мог сделать только Христос Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010