Закрыть Триодь постная и ее авторы в период начального накопления гимнографического материала 15.02.2010 527 Время на чтение 11 минут Гимнография святых Андрея Критского, Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского в Триоди Постной Первым по времени из этих песнописцев является святой Андрей, сначала монах иерусалимского храма святого Воскресения, потом диакон великой константинопольской Церкви и, наконец, епископ Критский († ок. 720). Одних только его канонов по древним ирмологиям насчитывается свыше 70. Среди них есть каноны на воскресные дни, на памяти святых, на Господские и богородичные праздники. Его произведения важны, прежде всего, потому, что являются исходными, дошедшими до настоящего времени текстами такого рода, хотя он едва ли был первым составителем их. В современной печатной триоди сохранились следующие каноны святого Андрея: в среду сырной седмицы – о посте, великий канон четверга пятой недели, канон Лазаревой субботы, трипеснцы для пяти дней страстной седмицы. В рукописных источниках находятся также каноны на неделю ваий и четверопеснец великой субботы. Перечисленные произведения составляют у святого Андрея лишь половину цикла его канонов на подвижные богослужебные дни: они продолжаются канонами на Пасху, недели Фомы, мироносиц. на те же дни каноны Иоанна Дамаскина и Космы Маюмского вытесняют тексты святого Андрея. Так, Студийский устав патриарха Алексия (1025–1043) употребление канона последнего на неделю ваий называет уже ветхим обычаем, а его трипеснцы предписывает употреблять лишь до великого четверга. Значительно сокращены и трипеснцы страстной седмицы: из одного только трипеснца пятка опущено около десяти тропарей. Не избежал сокращений и великий канон: славянские источники XII–XIV веков в девятой его песни приводят три особенных тропаря, которых нет в греческих оригиналах. По своей структуре и технике каноны святого Андрея как одни из первоначальных песнопений подобного характера значительно отличаются от соответствующих произведений позднейших песнописцев: многие их особенности непротиворечиво корреспондирует с библейскими песнями. В первую очередь это касается так называемых ирмосов в канонах святого Андрея. Например, первый и второй ирмосы великого канона «Помощник и Покровитель», представляющий собой 2-й стих песни Исх. 15 с припевом из первого ее стиха «Славно бо прославися», и «Вонми небо», где к половине 1-го стиха песни Втор. 32 гимнограф присоединяет от себя только «И воспою Христа, от Девы плотию пришедшаго».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Разделы портала «Азбука веры» Аудио и видео Толкования: Переводы: Тесты:   Великий канон — выдающееся литургическое произведение умилительного, покаянного характера, читаемое в Церкви за богослужением в определённые дни Великого поста. Основополагающая роль в написании текста канона принадлежит святому Андрею Критскому . Почему Великий канон носит имя святого Андрея Критского ? Первоначальный текст Великого канона, составленный критским святым, впоследствии был восполнен другими христианскими авторами. Несмотря на то, что это произведение и само по себе отличалось большим художественным достоинством, имело высокое богословское и духовно-нравственное значение, последующие церковные писатели нашли, чем обогатить и украсить его, доведя до уровня высочайшего литургического образца. Считается, что оригинальный вариант был написан Андреем Критским под влиянием личных переживаний и поисков, глубокого покаянного сокрушения. Великий канон — одно из последних произведений преподобного Андрея, написан им уже в старости. Это подтверждается характерными деталями в тексте самого канона: «Повержена мя, Спасе, пред враты Твоими, поне на старость не отрини мене во ад тща» (1я песнь, 13й тропарь; нумерация тропарей дается по полной версии канона в четверг 5й седмицы поста), «От юности, Христе, заповеди Твоя преступих… унынием преидох житие» (1я песнь, 20й тропарь), «Исчезоша дние мои, яко соние востающаго: темже яко Езекия слезю на ложи моем, приложитися мне летом живота» (7я песнь, 20й тропарь). Утверждают, что канон был написан им для себя. Одним из мотивов к составлению канона, как полагают, мог стать эпизод из биографии святого. Византийский император Филиппик Вардан (711–713) был убежденным монофелитом и в 712 году заставил некоторых епископов, в том числе и преподобного Андрея, подписать осуждение VI Вселенского Собора. Вскоре нечестивый император был свергнут, православие восстановлено, но преподобный Андрей не мог не переживать по поводу своего малодушия и свое раскаяние выразил в тексте Великого канона.

http://azbyka.ru/molitvoslov/velikij-kan...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 19. О великом покаянном каноне. В понедельник 1й седмицы Великого поста (после канона прп. Андрея Критского ) Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче; утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. Покаянный тропарь Великого поста Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодня мы с вами начали чтение великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. В чем же мы каемся и о чем плачем в дни Великого поста? Один за другим в великом каноне преподобного Андрея проходят перед нами образы библейских героев – праведников и грешников, о которых сказано в Ветхом и Новом Заветах. Апостол Павел пишет: Все Писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен ( 2 Тим.3:16–17 ). Священное Писание не есть только история израильского народа. Нет более полной, одухотворенной и совершенной летописи души человеческой ! Вот почему покаянный канон вызывает в нас чувство особого умиления и благочестивого настроения. Фактически весь он – не что иное, как разговор человека с собственной душой, искреннее испытание своей совести. Вот мы слышим скорбь несчастных наших прародителей, изгнанных из рая. Они стонут и болезненно оплакивают свой грех. Но разве душе нашей это не близко? « Увы мне, окаянная душе, что уподобилася еси первей Еве? видела бо еси зле, и уязвилася еси горце, и коснулася еси древа, и вкусила еси дерзостно безсловесныя снеди». Адам и Ева скорбят у дверей рая, но разве не великой скорбью является вся наша суетная земная жизнь с ее нуждами, грехами, страстями, болезнями, невоздержанием и испытаниями? Разве не жалуемся мы порой на тяжесть бытия, разве не ощущаем постоянно наше внутреннее несовершенство? Отягченная грехами душа человеческая стонет и страдает от совершаемого зла. Терзаемся, но все равно грешим. И снять эту тяжесть может лишь Божественная благодать. Именно она очистит, омоет скорбящее сердце, оживит душу.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Свиток жизни. Слово в четверг 5-й седмицы Великого Поста Митрополит Николай (Ярушевич) Слово, сказанное на чтении Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в четверг 5-й седмицы Великого Поста На пятой седмице Великого поста в последний раз в этом году читается покаянный канон святого Андрея Критского и закрывается книга этого Великого канона до будущего года. И еще раз читать святые слова покаянного канона будут те из нас, кто доживет до будущего года, и внимать им, этим словам, и многочисленным воздыханиям: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , будут те, кого благословит Господь встретить Великий пост в будущем году. Много-много раз при чтении этого канона мы повторяли слова: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя " , и, повторяя их много раз, как бы видели раскрывающийся свиток всей жизни нашей: от дня рождения и не только до сегодняшнего дня жизни каждого из нас, но и до дня смерти, и дальше до дня последнего и Страшного Божьего Суда. Как началась жизнь каждого из нас? Плачем. И не было бы страданий рождающей нас и рождаемого, если бы не было вины и нечистоты. Какой? Что вопияло во мне, когда я, новорожденный младенец, начал жизнь свою плачем? Ни памяти, ни разума еще не было у меня. Вопияла моя природа от внутреннего несовершенства ее, от того, что рождается каждый младенец с печатью наследственного греха наших прародителей и с наклонностью ко греху, какую наследовал каждый из нас от своих праотцев. И когда мы, осквернявшие жизнь свою многими грехами, об этом вспоминаем, когда мы напоминаем себе о том, что рождаемся с наклонностью ко греху,- а наш долг ее препобеждать, и мы не сумели этого сделать,- опускается низко наша голова и при воспоминании первого дня нашего рождения из сердца исторгается этот молитвенный вопль: " Помилуй мя, Боже, помилуй мя! " Призри, Боже, на бедное Твое создание, которое родилось с наклонностью ко греху, которое не захотело за долгие годы жизни земной удержать себя от этой наклонности и теперь страшится Твоего праведного суда! Пока мы еще были бесчувственными и несознающими существами. Господь Бог, наш Отец чадолюбивый, ввел нас в ограду Святой Своей Церкви, даровал каждому из нас, православных младенцев, счастье получить благодать Святого Крещения. В Святом Крещении Церковь Святая омыла с нашей души эту печать, остатки наследственного греха наших прародителей, первых людей. Она сделала каждого из нас чистым, она облекла нашу душу в ангельские одежды, она запечатлела нас знамением Святого Креста, омыла, освятила нас и для того, чтобы укрепить наши духовные силы, в святом Таинстве Миропомазания дала нам дары Святаго Духа, укрепляющие нас на духовную жизнь, на борьбу с искушениями, с соблазнами, с пороками и страстями.

http://pravoslavie.ru/1667.html

Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Текст и аудиозаписи Печать Аудиозапись Скачать (MP3 файл. Продолжительность 53:56 мин. Размер 22.7 Mb ) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 50:36 мин. Размер 24.3 Mb ) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 53:47 мин. Размер 25.9 Mb ) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 51:55 мин. Размер 21.9 Mb ) Скачать (MP3 файл. Продолжительность 197:45 мин. Размер 95 Mb ) 9 марта 2011 г. Рейтинг: 7 Голосов: 7959 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Марина 15 марта 2021, 19:34 Спасибо большое! Так приятно слушать аудиозапись, когда нет возможности пойти в храм Наталья 4 марта 2020, 23:11 Всем создателям сайта, Хору Сретенского монастыря и чтецу огромная благодарность! Вы даже не представляете, какая это радость и отдушина, особенно если нет возможности бывать в храме так часто, как хотелось бы. Людмила 4 марта 2020, 18:35 Спаси, Господи, за параллельный перевод Великого канона на русский язык! К сожалению, без точного понимания текста понять смысл, проникнуться и прочувствовать мне лично было невозможно.. Елена И 2 марта 2020, 19:53 Сижу дома, болею, и как прекрасно включить аудио Канона, услышать голос Владыки Тихона, сердцем перенестись в то время, когда он был с нами, в Сретенском... Валерий 2 марта 2020, 10:53 Для скачивание,Нажмите правой кнопкой на мышки и выберите Сохранить как! Николай 2 марта 2020, 03:15 Скачать невозможно. Даже если нажать «скачать»- открывается проигрыш записи в новом окне Сергей Безумов 11 апреля 2019, 18:03 Благодарю Вас монахи за Ваше пение !!! Ирина 14 марта 2019, 21:19 Благодарю и низко кланяюсь Сергий 13 марта 2019, 08:18 Господи сохрани и помилуй нас грешных..... Андрей 12 марта 2019, 05:36 Благодарю за сохранение канонической записи 2010 года,одно из лучших исполнений. mila toll 21 марта 2018, 19:07 спасибо и низкий поклон Марина 21 февраля 2018, 16:40 Спаси Господи, прочитала канон на русском языке, все понятно, отсюда все прочувстовала, СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! С НАЧАЛОМ ВЕЛИКОГО ПОСТА!

http://pravoslavie.ru/45118.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Где огонь, который Христос пришел принести на землю? Слово после чтения Великого канона преподобного Андрея Критского в четверг 21.03.2024 171 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников Закончилось чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Мы должны были понять, что является нашей главной опасностью и чем мы должны более всего дорожить. Мы призываемся увидеть, что такое грех. Не просто увидеть грех, но увидеть что такое грех. Есть рассказ об одном подвижнике, как он молил Бога, чтобы Господь показал ему его греховность. И когда это было ему дано, он ужаснулся от мерзости видения и стал умолять Господа, чтобы снова стать таким же, как и все простые смертные, не видящие своего подлинного духовного состояния. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит, что Господь открывает нам наши грехи в той степени, в какой мы способны перенести их, не помрачившись умом. И только в той мере, в какой нас поддерживает благодать Божия, можем мы на самом деле видеть свои грехи без вреда для себя. Поэтому молитва каждого из нас: «Господи, даруй мне зрети моя прегрешения», и молитва, чтобы Он сподобил нас благодати Духа Святого, это одна и та же молитва всего Великого поста. Главная опасность состоит в том, что выходя в мир из храма Божия, мы перестаем предстоять перед тайной жизни и смерти. Как мы живем в этом мире? Способны ли мы сохранить ту каплю света, которую приняли в храме? Весь мир, его атмосфера проникнуты совершенно иными оценками, интересами и понятиями. Куда бы мы ни обращали свой взор, мы проникаемся тем, что есть в мире, то есть либо страстной, либо бездушной его греховностью. И поэтому то, что мы приобрели в церкви — духовное (а не просто внешнее) видение греха и приобщение, хотя бы самое малое, благодати Духа Святого, — постепенно от нас отходит. Мир больше всего хочет, чтобы наша принадлежность к Церкви была только внешней. Диавол знает, что благодаря одной внешней принадлежности людей к Церкви однажды ему удалось крепко поколебать ее, так что очень многие, называющие себя христианами, оказались не таковыми. И сегодня его тактика остается прежней: ему надо, чтобы наша принадлежность к Церкви была только внешней, а мы подчинялись власти этого мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/21/gd...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 30. О Богоподобии. В четверг 1й седмицы Великого поста (после канона преподобного Андрея Критского) Тебе припадаю, Иисусе, согреших Ти, очисти мя, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, даждь ми слезы умиления. Из канона прп. Андрея Критского Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Четвертый вечер мы с вами обливаемся слезами умиления и раскрываем душу вместе с преподобным Андреем Критским, великим учителем покаяния, присоединяя свой слабый голос к проникновенным церковным песнопениям. Задумаемся, что же дали нам читаемые в эти дни в храме Божием и в каждой православной христианской семье молитвы, чему они нас научили? Сын Божий, Господь наш Иисус Христос принял на Себя человеческую плоть, чтобы вернуть каждому из нас Божественное начало. Ведь Бог Творец создал людей по образу и подобию Своему. Почему же так часто мы об этом забываем почему добровольно отвергаем высочайшее звание чад Божиих ? Страницы Святого Евангелия бережно донесли до нас все то, что было связано с земной жизнью Спасителя. Читая Священное Писание, мы имеем возможность мысленно следовать за Господом нашим, слышать Его слова, внимать Его поучениям, истолковывать произнесенные Им притчи. И наше собственное духовное становление при этом будет гармоничным и плодотворным. Вот почему так важно читать Евангелие и толкование на него святых отцов Церкви. Читать заинтересованно, убежденно и внимательно. Заинтересованно потому, что все события, отраженные в нем, написаны непосредственными очевидцами, для которых Иисус Христос был не просто Богочеловек, но незабвенный Божественный Учитель. Разве нам, современным последователям Христа, не интересно знать все то, что происходило с Господом? Убежденно – по вере нашей, ведь мы с вами, братья и сестры, свято верим в то, что написанное в Евангелие истинная и непреложная правда. Наконец, внимательно , потому что только внимательное чтение способно многое открыть нашей душе и заставить трепетать любящее Господа сердце.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Страдание святого преподобномученика Андрея Критского Память 17 октября Прошло много времени с тех пор, как прекратились многочисленные жестокие гонения на Христову Церковь , воздвигнутые злочестивыми царями и князьями. После сего Церковь Божия, как бы насажденная на плодоносной земле, и напоенная честною кровью рабов Божиих, распространилась по всем концам земли. В доме Господнем водворился мир и единение веры, процветало благочестие, в людях утверждались добрые нравы, заповеди Господни были соблюдаемы и верующие преуспевали во всех добродетелях. Тогда диавол, завидуя сему, стал отвращать верующих от Христа. Однако он стал действовать не явно, как прежде, но скрытно, – со свойственным ему лукавством. С этою целью он среди самих христиан возбудил иконоборство. По наущению диавола между христианами появились люди, которые, под видом ревности о Боге, стали отвергать почитание святых икон. Диавол внушил сие людям для того, чтобы они, отринув икону Христа, отринули от себя и Самого Христа, – потому что все, что бывает изображаемо на иконе, относится к тому, чей лик изображен на ней. И вот ненавистник человеческого спасения, диавол, возбудил к сему царя Константина, – не равноапостольного, просветившего мир верою Христовою, а другого, с тем же именем, прозванного Копронимом, то есть гноеименным 6735 , так как он сперва осквернил гноем купель своего крещения, а потом и Церковь Христову – своею безбожною ересью. Безумный царь стал говорить, что христианам не подобает поклоняться и почитать иконы, ибо сие есть языческое идолопоклонство. Он не понимал того, что если предмет сам по себе вреден для души, то и изображение его также вредно для души и не должно быть допускаемо. Если же предмет в существе своем заключает добро и полезен для души, то и изображение того предмета есть дело доброе и душеполезное. Языческие боги суть зло, и душепагубны, и посему почитание их воспрещено. Точно так же и изображения их суть дело злое, душепагубное, и чтить их воспретил Закон Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Слово на Преображение Господа нашего Иисуса Христа. Святого Андрея, архиепиекопа Критского 151 Послушайте меня все те, которые, посредством истощания Слова освободились от покрова бессловесия, вознесли ум свой от земли и научились мыслить о горнем, – поелику я предлагаю вам обильную духовную трапезу словес, и вместе с Словом взойдем ныне на высокую гору Преображения, совлекши вещественную и темную одежду жизни и облекшись в одежду, свыше истканную всю ( Ин. 19:23 ) и сияющую лучами разумных добродетелей. И Самому Христу, Который есть чистый начаток всего и пресущественное Слово Отца, Который ради нас сошел с неба и по человеколюбию воспринял нашу немощную плоть, угодно, чтобы, мы совершили с Ним это восхождение, поелику мы и жизнию, и словом облечены уже в белые одежды и окрашены чистыми помышлениями Духа. И это ясно из того, что Он, взяв с Собой избранных из Апостолов, как уже более близких к Нему по своим свойствам, возвел их на гору высокую. С какой целью Он совершает это и чему желает научить? Он намерен показать необычайную славу и величие Своего Божественного естества, в которое, немного прежде –таинственно, а теперь более ясно – посредством Своего преображения, Он изменил и природу, некогда услышавшую: земля еси, и бо землю отидеши ( Быт. 3, 19 ). Ныне мы и празднуем это, то есть: обожествление нашей природы, превращение ее в лучшее бытие и восхождение из естественного состояния в сверхъестественное. Этому дивятся ангелы и это прославляют архангелы; этому радуются и все премирные чины, являя тем самое действительное и неложное свидетельство человеколюбия Божия, беспредельное и безграничное море которого невозможно и обнять умозрением. Это теперь и мы желаем прославить, но достойно исполнить не можем. Впрочем, поелику Богу любезно то, что совершается сообразно с нашими силами, то и не следует нам уклоняться от своего намерения и малодушествовать. Что же говорит о сем Евангелие? Ибо я, побежденный и в слове и в мысли величием таинства, не знаю, что нужно говорить, и полагаю его основанием созерцания и духовного пира.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Слово на Рождество Пренепорочной владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (О том, что Пресвятая Дева Мария происходит от семени Давидова). Святого Андрея, архиепископа Критского В предыдущем слове мы отправили торжество приличное Рождеству Богоматери: мы созерцали с Иоакимом, текли с девами, просветились с Давидом Богоотцем, были приведены во храм с Мариею Богоматерию. Итак, благодарение Богу, Который прославляет Своих и соделывает близкими тех, которые были некогда вдали... Ныне же я не нарушу гармонии, не отступлю от предмета, если обращу речь к благородству фамилии, из которой происходит Дева, и изложу то, о чем и сказать прилично, и что будет наиболее приятно собранию вашему. Приятно потому, что Дева, из Которой Пребожественный пресущественно пришел во временное бытие, происходит, как будет показано, из семени Давидова, – и потому, что о Ней ясно во всем Писании провозвестил Бог, говоривший нам чрез закон и пророков. Итак, прежде всего нужно показать из Моисеевых книг, что Христос есть Сын Божий и Сам Бог, что Он происходит от Иуды и является Сыном Девы; потом, припомнив пророчества, представить более сильные доказательства этой мысли. Итак, приведем себе на память прозорливого зрителя высокой лествицы, Иакова, и прежде него патриарха Авраама, о котором и к которому были обетования. Его и Матфей в начала Евангельского повествования поставил прежде Давида и возводя родословие каждого – Иосифа и Марии, останавливается на нем (Аврааме); отсюда, снова по порядку, нисходя к Иосифу, потомку Давидову, этим он ясно показал, что Воссиявшая от Давида, потом Уготованная Богу, была обручена Иосифу из дома Давидова, как происходившему из того же колена (потому что в древности не было дозволено одному колену смешиваться с другим коленом, или жезлу одного колена присоединяться к жезлу другого. ( Чис. 36:7 ). Получив повеление выйти из земли, называемой Харран, великий среди патриархов был ведом к обетованиям, из которых не получил еще ничего в знамение; однако он не отпал от надежды завета и получил, не обманувшись, наследие земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010