Слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы. Святого Андрея, архиепископа Критского Всех вас, притекших в сей досточтимый храм Богоматери, молю быть внимательными и споспешествовать мне, трудящемуся на поприще слова и неудоборазумевающему глубину чуда, дабы, таким образом, взошедши как бы на самую вершину дела, легче было, по крайней мере, созерцать таинство Божие и услышать надгробное слово. Людям однажды навсегда было определено умереть, и это обстоятельство было совершенно неизбежно для рода человеческого; и именно, за преслушание надлежало естеству человеческому принять свыше от Творца это определение. По сей причине, конечно, Бог также однажды умер, дабы чрез эту одну смерть, избавить всех нас от несносного рабства смерти, как говорит богодухновенный писатель: и избавит сих, елицы страхом смерти чрез все житие повинни беша работе ( Евр. 2:15 ). «Что же, – возразят, быть может, некоторые, – ужели мы теперь не будем умирать этою смертию»? Да, будем; однако не так, как прежде, когда люди, безусловно, находились во власти смерти. А если это так, то смерть не может быть уже названа в собственном смысле смертию. Ибо есть некоторые, которые избежат и этой смерти, хотя они, по святому гласу и учению ап. Павла, изменятся ( 1Кор. 15:51 ). Истинная смерть – та, когда однажды умершим нам не будет дозволено возвращение к жизни. Мы же если и умрем, то, по возобновлении жизни после смерти, будем наслаждаться лучшею жизнию, поелику всем известно, что смерть есть успение и возвращение ко второй жизни. Яснее определяя такую смерть, древний писатель говорит: смерть бо мужу покой: затвори бо Бог окрест его ( Иов. 3:23 ). Что же другое разумеется под именем смерти, как не отделение души от тела, возбуждающее, вследствие разъединения частей и соединения их, затем надежду на восстановление?.. Итак, Сам Создатель жизни и смерти, Живот и Воскресение всех, по милосердию Своему, Своею смертию победил имущаго державу смерти ( Евр. 2:14 ) и три дня пребывал посреде сени смертныя ( Пс. 22:4 ), проповедуя там, где содержались связанные нерасторжимыми узами души святых, как говорит об этом апост.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

  Среда 1-й седмицы Великого Поста Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского О ветхозаветных пророчествах Исаии Великое повечерие 28 февраля 1996 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: " Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня ...Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, - повернулись назад " (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии - те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: " Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих... " (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение - такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка - Святейшего Патриарха Тихона: " Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас " (Ис. 1, 20). Народ наш " не покаялся слезами " , как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность " покаяния кровью " .

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_24...

Богадельня как диалог любви мая 2018 В советское время богадельней в обиходе называли сугубо государственное и достаточно убогое учреждение для немощных пожилых, попасть в которое было равносильно приговору. Нынешние богадельни - это, как и положено по названию, церковные организации, в которых приличные условия и отличный уход. Покровская богадельня (официальное название - Пансионат " Покровская богадельня " ) расположена в Красносельском районе, в поселке Сергиево (бывшем Володарском). Уникальность этой богадельни в том, что она - единственный в Санкт-Петербурге дом престарелых, находящийся в одном здании с храмом - преподобномученика Андрея Критского . В этих стенах изначально творили добро Богадельня здесь располагалась изначально: по благословению отца Иоанна Кронштадтского в слободе Александрово (нынешнее Сергиево) в 1903 году было построено церковное здание, принадлежавшее Благотворительному обществу ревнителей веры и милосердия. В здании разместились храм во имя святого Андрея Критского и благотворительные организации, в том числе богадельня - приют для престарелых женщин. Приют отделялся от находящегося на втором этаже храма стеной с широкими дверьми, которые раскрывались во время богослужения, и священник мог сразу пойти по палатам. Понятно, что после 1917 года все изменилось. Благотворительное общество, а заодно и богадельню, закрыли. А позднее в бывшем церковном здании организовали клуб: в аккурат в храме оказалась танцплощадка. Только в 1994 году православной общине поселка был возвращен храм и несколько помещений. В 1995 году здесь прошло первое богослужение, которое совершил настоятель иерей (ныне протоиерей) Валерий Швецов . Благодаря ему стали восстанавливаться традиции Общества ревнителей веры и милосердия. В 1996 году первая в Санкт-Петербурге богадельня приняла шесть пациенток - их называют насельницами. Только в 2002 году приходу передали большую часть здания. Ныне богадельня занимает помещения на первом и втором этажах и рассчитана она на 47 подопечных. Это максимум. Могли бы оказать помощь большему числу нуждающихся в уходе, открыть и мужское отделение, но нет возможностей. Есть огромное пустое помещение - бывший клубный кинозал, но его нужно ремонтировать, превратить в палаты, подвести коммуникации. Средств на это нет, приход - небогатый.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Великий пост в 2016 году Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? 14 марта, 2016 Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? Великий пост в 2016 году начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Великий пост в 2016 году пройдёт с 14 марта по 30 апреля. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав материал на этой странице сайта «Правмир». Великий пост в 2016 году: главные службы Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта в 2016 году, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского . По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров . После литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы поста 18 марта в 2016 году  будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона . В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия , 20 марта в 2016 году, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста  (26 марта, 2 и 9 апреля в 2016 году), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля в 2016 году, — неделя Крестопоклонная , на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля в 2016 году, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской . «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 16 апреля в 2016 году, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы) , на утрене читается акафист Божией Матери.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

игумен Филипп (Симонов) Содержание Введение «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...» Великий канон. Творение святого отца нашего Андрея Критского, Иерусалимского, глас 6 Песнь 1 Песнь 2 Песнь 3 Песнь 4 Песнь 5 Песнь 6 Песнь 7 Песнь 8 Песнь 9     Введение Предлагаемая вниманию читателя книга профессора игумена Филиппа (Симонова) – первый в отечественной литературе опыт толкования Великого канона преподобного Андрея Критского , открывающего православным христианам двери Великого поста и вводящего их в смысл покаянного делания. Читатель не найдет в ней легкого занимательного чтения: книга предназначена для пытливого ума, желающего углубить свои знания реалий и богословских посылок Ветхого и Нового Завета, которыми так щедро засевает преподобный Андрей духовную ниву покаяния и которые часто представляют определенные затруднения для современного читателя. Книга подготовлена на основе святоотеческих толкований Священного Писания и ориентирована на широкий круг читателей, неравнодушных к своей духовной жизни, стремящихся глубже войти в смысл православного богослужения и с ответственностью организовать свою молитвенную жизнь в дни Великого поста, приуготовляя себя к Пасхальной радости – встрече со Христом Воскресшим. Эту заповедь любви и я премного возлюбил и, не удовольствовавшись творениями боговдохновенных отцов, вознамерился записать собственные косноязычные речи, ибо, если окажется это полезным хотя бы одному брату, будет мне от Господа награда за труд. Если же недостоин я принести пользу другому, то и в таком случае не лишусь своей мзды, но, обдумывая и прилежно изучая то, о чем пишу, разбужу хотя бы собственную убогую душу от великого бесчувствия. Если кто поймет сие писание, в этом будет и за труд воздаяние. Иосиф Исихаст 1 «Вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему...» ( Пс.5:8 ) 2 . Пятница первой седмицы Великого поста. Память мученицы Ираиды, мамины именины. За больничным окном кружит крупными хлопьями снег – может быть, последний этой затянувшейся зимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Kritski...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как молиться Богу разумно 17.03.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Четверг 1-й седмицы Великого Поста Слово на Великом покаянном каноне Завершился Великий покаянный канон святого Андрея Критского. Еще раз напомним, что нам надо лучше знать Священное Писание. Чтобы когда будет стояние преподобной Марии Египетской и целиком будут читать этот канон, мы к этому времени уже хорошо понимали, о чем в нем говорится. По крайней мере, чтобы к следующему Великому посту, если Господь сподобит нас этого дара, мы пели Богу нашему по-настоящему разумно. Но в утешение скажем себе, что все-таки мы и сейчас молились разумно, когда вместе со всей Церковью повторяли то, что является содержанием всего канона: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». То, что является дыханием Церкви не только во время чтения Великого покаянного канона Андрея Критского, но всегда, сколько она существует. Это самая древняя молитва Церкви. Святое предание говорит нам, что когда был изгнан первый человек из рая, он, оплакивая свою наготу и падение, взывал: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Милостиве, помилуй мя, падшаго». Все Священное Писание — покаянный молитвенный вопль о помиловании. Когда был воздвигнут первый храм в честь истинного Бога, то первая молитва, которая прозвучала в этом храме, была: «Услыши нас, Боже, и помилуй нас». Говорят, что первый крик, который издает родившийся младенец, заключает в себе тайну этих слов. По крайней мере, первые слова, которым он должен научаться вместе со словом «мама», — «Господи, помилуй». Обращение к Тому, от Кого он получил жизнь и от Кого зависит все его будущее. И последние слова в угасающем сознании человека — точно такие же: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Церковь в течение Поста будет призывать нас к этой молитве. Мы должны повторять ее неустанно, как повторяем во время богослужения «Господи, помилуй» — двенадцать раз и сорок раз. Чтобы это запечатлелось в нашем сознании. И соединилось с нашим дыханием. Господь, Который всегда милостив, призывает нас к этой молитве. Он поистине долготерпелив и многомилостив, и какова милость Его, такова Его и крепость. Он благ в крепости, и силен в милости. «Просите, говорит Он, и дастся вам; стучите и отверзется». Господь помилует тех, кто будет просить о помиловании. Там, где нет надежды на помилование, где уже полная безысходность, Господь отверзет кающимся грешникам вход в Свое Царство.

http://moral.ru/kanon_thursday/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Пророчество Исаии и призыв к покаянию патриарха Тихона 22.03.2013 Рубрика: Великий Пост Метки: Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского , Великий Пост Слово в первый день Великого поста Со страхом и трепетом стоим мы перед судом Слова Божия в эти святые дни. Те образы и имена, которые мы слышим в Великом покаянном каноне святого Андрея Критского, напоминают нам о том, что всегда и во все времена каждая душа человеческая проходит через те же самые глубокие испытания и стоит перед тем же самым, все решающим выбором, что и сто, и двести, и тысячу лет назад. И хотя слова канона написаны были тысячу лет назад, они обращены к глубине нашей совести так, как были бы произнесены Сердцеведцем Господом сегодня. Еще более удивляют нас звучащие в храме с первых дней Поста ветхозаветные чтения, и среди них, прежде всего, пророчества Исаии. Не все имеют возможность быть в храме в будни за утренними богослужениями, и я хотел бы сейчас более подробно остановиться на некоторых местах этих пророчеств, открывающих Великий Пост. То, что там сказано, как будто бы относится к нашим дням: «Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня …Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад» (Ис. 1, 24). Многие замечают, что здесь пророк изображает как будто и духовное, и материальное состояние души нашего русского народа, хотя эти слова были обращены к народу израильскому. И тем же самым болезням то же самое врачевание предлагает сегодня Господь. Когда случилась великая беда с Русской Церковью и с нашим народом, Святейший Патриарх Тихон в своем Послании ко всему русскому народу обратился с призывом к покаянию, в котором он употреблял слова пророка Исаии — те самые, что мы слышим в течение первой недели Великого Поста: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих…» (Ис. 1, 16). Святой Патриарх Тихон понимал, что Божией России необходим общий пост, общее говение — такое очищение души, которое одно единственное может дать спасение нашему народу. И мы знаем, что народ в массе своей не послушался голоса Божия, звучащего через ветхозаветного пророка Исаию и через современного пророка — Святейшего Патриарха Тихона: «Если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1, 20). Народ наш «не покаялся слезами», как сказал Святитель, поэтому Господь дал ему возможность «покаяния кровью».

http://moral.ru/prizyv-pokaianie/

Предисловие В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон святого Андрея Критского . Он разделен на четыре части и читается в первые четыре дня поста вечером, за Великим повечерием. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха и потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой. С великим искусством святой Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и, выше всего, Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом – как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены – как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него. Канон начинается с глубокого личного вопля: «С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?» Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу. История первого грехопадения – это моя личная история: я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и Его вечного Царства сладости из-за моих грехов... «Я потерял Божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне вначале соткал Зиждитель, и поэтому я наг...» И так в течение четырех вечеров девять песней канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова канона призывают меня к ответу, ибо они говорят о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоят, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Представлена книга протоиерея Виталия Головатенко июня 2023 Книгу " Канон великий святителя Андрея Критского в его древнейшем подлиннике " представил ее автор протоиерей Виталий Головатенко 14 июня в лектории радио Санкт-Петербургской митрополии " Град Петров " в рамках благотворительного проекта " Щедрая среда " , направленного на поддержку радио. Отец Виталий поблагодарил за помощь предпринимателя, писателя и общественного деятеля Глеба Архангельского, ктитора храма Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории . Книга вышла в издательстве " Эксмо " тиражом 2 тысячи экземпляров. Она составлена по классическому образцу издания письменного памятника. В предисловии рассказано о предыстории канона, о том, что представляет собой этот жанр, о его авторе, истории создания произведения и включении его в литургический обиход, о многочисленных поздних вкраплениях, поисках оригинального текста. Вторая часть книги - церковнославянский перевод Канона 2-й половины XVII века и авторское поэтическое переложение с переводами текстов его литургического окружения, не принадлежащих перу святителя. Она содержит вариант реконструкции греческого текста и перевод древнейшего жития святого Андрея Критского IX века. Третья часть - комментарии ко всем текстам, приложения.  Отец Виталий представил отзывы на книгу, в том числе митрополита Тульчинского и Брацлавского Ионафана, академика Академии славянской культуры филолога Евгения Верещагина, поэта и переводчика Дмитрия Бобышева, профессора СПбДА протоиерея Георгия Митрофанова .  В 1997 году община храма при Консерватории взяла на духовное попечение воспитанников школы-интерната 24 Невского района. В их домовом храме преподобного Сергия Радонежского регулярно совершались Божественные литургии, молебны, панихиды, проводились беседы. Однажды преподаватели попросили отца Виталия в первые дни Великого поста почитать канон детям. Он понимал, что чтение на церковнославянском понятно далеко не всем взрослым, тем более детям, искал хороший русский перевод, но существующие переводы не удовлетворили. Так в 2008 году началась эпопея поиска оригинального греческого текста, его церковнославянских переводов и работа над поэтическим переложением. 

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Хиротония архимандрита Амвросия (Мунтяну) во епископа Нефтекамского и Белебеевского 4 марта 2012 г. 19:23 Служение Патиарха Кирилла с 27 февраля по 4 марта 27 февраля, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в домовом храме патриаршей резиденции. Вечером того же дня Предстоятель Русской Церкви совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к верующим с первосвятительским словом о значении Великого поста. «Сегодня большинство людей связывают пост с ограничением в скоромной пище, скрупулезно выполняя предписания поста, ограничивая себя в принятии пищи, переживая из-за малейшего нарушения и считая, что смысл заключается в том, чтобы соблюсти эту строгую дисциплину. Действительно, воздержание от пищи является непременным условием достижения той цели, которую каждый человек должен поставить, входя в Великий пост. Но цель эта не столько ограждение себя от пищи, сколько решение куда более сложной задачи. Цель поста в том, чтобы достичь перемен внутри себя», — сказал, в частности, Патриарх. 28 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным богослужением в соборном храме Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, а по окончании богослужения обратился к верующим с первосвятительским словом о борьбе с грехом. Настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа) поблагодарила Предстоятеля Русской Церкви за возможность совместной молитвы и преподнесла Патриарху образ Пресвятой Богородицы. Святейший Патриарх Кирилл передал в дар собору храмовую икону основателя Зачатьевского монастыря святителя Алексия, митрополита Московского. Вечером того же дня Святейший Патриарх Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в храме Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с проповедью. «Дни святого Великого поста даны нам для того, чтобы мы могли молитвенно размышлять о грехе, о зле, об их последствиях для человеческой жизни, размышлять о святости, добродетели и думать также о том, что в нашей душе происходит, где мы в этой борьбе между добром и злом, между Богом и диаволом. В течение этих длительных великопостных богослужений у нас есть возможность сопрягать размышления о самих себе, о своей жизни с молитвой, прося Господа укрепить нас в противоборстве греху, который разрушает нашу жизнь здесь, на земле, и закрывает перед нами врата жизни вечной», — отметил Святейший Патриарх Кирилл.

http://e-vestnik.ru/church/sluzheniya_pa...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010