Закрыть itemscope itemtype="" > МОНАСТЫРИ КИПРА 01.06.2003 462 Время на чтение 7 минут Неофит Мужской монастырь Неофита затворника находится на горных склонах в девяти километрах к северо-западу от города Пафос, в окрестностях деревни Тала. Преподобный Неофит родился в 1134 году в селении Като-Дрис. В 17 лет он покинул родительский дом и поступил на послушание в обитель святителя Иоанна Златоустого - по благословению настоятеля работал на винограднике в местечке Ступес, изучал грамоту и церковный устав. Видя способности послушника к учебе, настоятель назначил его помощником ризничего. Около двух лет Неофит выполнял это послушание, затем отправился в паломничество по Святой Земле; по возвращении на остров в 1159 году поселился недалеко от Пафоса в пустынной горной долине у небольшого ручья и здесь своими руками создал скит с пещерным храмом в честь Честнаго Креста Господня, позже получившим название Эгклейстра ( " Место затвора " ). В 1170 году епископом Пафским Василием Киннамосом он был рукоположен в священнический сан. В скиту Неофит написал свыше десяти сочинений, из которых наиболее известны " О бедствиях в Кипрской стране " (о неустройствах, охвативших остров в правление императора Исаака Комнина, и притеснениях православных латинянами) и " Слово на шестоднев " . Постепенно у его скита собрались ученики. В 1176 году появился " Завет " ( " Ритуал Таинства " ) преподобного - собрание правил жизни и поведения для братии основанной им обители. По благословению Неофита в 1183 и 1196-1200 годах пещерный храм и примыкающие к нему келья и трапезная были расписаны мастерами из Константинополя и известным критским иконописцем Федором Апсевдисом. Избегая славы людской, затворник вырубил для себя в скале над скитом новую келью, в нише которой и был погребен около 1214 года. В 1503 году росписи в пещерном храме отреставрировали. До сих пор хорошо сохранились сюжеты " Христос перед Пилатом " , " Несение Честнаго Креста " , " Распятие Христа " , " Воскресение Христово " . В настоящее время большая часть пещерного скита доступна для посещения паломников и туристов. С востока к скале пристроена открытая каменная галерея. С площадки паломники, минуя притвор небольшого храма, попадают в алтарь и келью преподобного.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2003/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > О смыслах Русской цивилизации Заметки на тему русской историософии 07.05.2021 12526 Время на чтение 17 минут Статья вторая, начало см. здесь . Несомненно, важнейшим пунктом, задающим алгоритмы русской истории, является эпоха конца XV – начала XVI веков. В это время произошло столько знаковых событий, которые предопределили жизненный маршрут Руси, задали пути нашего развития, что прямо дух захватывает. Великий князь Иван III Васильевич, возглавлявший Московское государство с 1462 по 1505 годы, собрал вокруг Москвы практически все русские земли, подчинив Москве даже кичившийся своими вольностями Великий Новгород, который долго сопротивлялся и не желал входить в состав единого русского государства. Его сыну Василию, довершая дела отца, оставалось только включить в состав Московского государства Псков и Рязань – последние русские княжества, находившиеся вне Московского государства (не считая Киев и западно-русские земли, оказавшиеся в орбите Литвы, а затем Речи Посполитой). В годы княжения Ивана Великого в 1480 году после знаменитого стояния на реке Угре Московское княжество, наконец, стало суверенным государством, ордынское иго пало. Это событие отмечено в нашем календаре 6 июля (23 июня) памятью о чудесной помощи иконы Божией Матери Владимирской, перед которой усердно молились москвичи. Объединение русских земель вокруг Москвы и свержение ордынского ига происходит практически одновременно. Кроме того, на время княжения Ивана Великого выпало важное событие мировой истории – в 1492 году исполнилось ровно 7000 лет от сотворения мира. Было известно много пророчеств, причём, авторитетнейших Святых Отцов (в частности, святителя Иоанна Златоустого) о том, что мир этот будет существовать 7000 лет. Поэтому к концу XV века Русь жила напряжённейшими апокалиптическими ожиданиями. Эсхатологические настроения усугублялись тем, что в 1453 году под натиском войск султана Мехмеда II пал Константинополь. Это произвело сильное впечатление на весь христианский мир и воспринималось как явное свидетельство наступающего конца света. Есть сведения, что кое-где ожидания были настолько острыми, что даже поля не засевались в 7000 году от сотворения мира.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/07/o_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Патриарх Кирилл и Президент Путин о важности борьбы с врагами Церкви и Отечества Предстоятель Русской Церкви подчеркнул, что от Полоцкого похода Иоанна Грозного 1563 года, остановившего агрессию Запада, зависела судьба России и Православия 19.03.2014 1695 Время на чтение 5 минут В неделю 2-ю Великого поста, святителя Григория Паламы, Святейший Патриарх Кирилл освятил храм Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы и возглавил хиротонию архимандрита Григория (Петрова) во епископа Троицкого и Южноуральского, сообщает Патриархия.ru. За Литургией была совершена хиротония архимандрита Григория (Петрова) во епископа Троицкого и Южноуральского (Челябинская митрополия). Его Святейшеству сослужили: митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий, управляющий делами Московской Патриархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл; митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан; епископ Выборгский и Приозерский Игнатий, председатель Синодального отдела по делам молодежи; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Рыбинский и Угличский Вениамин; епископ Магнитогорский и Верхнеуральский Иннокентий; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа, настоятель храма Георгия Победоносца на Поклонной горе г. Москвы; протоиерей Георгий Бреев, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском; протоиерей Георгий Студенов, благочинный Михайловского округа, настоятель храма Архистратига Михаила в Тропареве г. Москвы; иеромонах Мисаил (Сарафанов), ответственный секретарь Управления делами Московской Патриархии; клирики Челябинской митрополии и духовенство Москвы. На богослужении присутствовали заместитель префекта Западного административного округа г. Москвы В.С.Неженец, глава управы района Крылатское г. Москвы Ю.А.Струговщиков, исполняющий полномочия главы г. Троицка Челябинской области А.Г.Виноградов, глава муниципального округа Ново-Переделкино ЗАО г. Москвы Э.М.Макаренко, депутат Московской городской Думы, народный артист Российской Федерации Е.В.Герасимов; благотворители возрожденного храма.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/03/19/pa...

Июль 1876 г. 2-го июля. Благодарю Господа, не возгнушавшегося мною, непотребным, и в сей день и сподобившего меня блаженства причаститься Божественных животворящих и страшных Его Таин. Страх вражий был во мне всю обедню, пакостник смущал и обессиливал меня внутренне; на великом входе запутал меня мыслию о деньгах в пользу нищих; не сказал ни одного имени; «ихже даруй святым Твоим церквам»... пропустил по страху вражию. Заамвонную молитву читал громко, торжественно, всю. Это благодатию Святых Таин. На отпусте не помянул святых первоверховных апостолов Петра и Павла, святителя Иоанна Златоустог о, святого Александра Невского, святых праведных Иокима и Анну. Перед обедней во время утрени допустил воскипеть в сердце неприязни и презорству к служащему отцу Александру за служение вместо меня панихид, отпевания и заупокойной обедни в соборе, хотя я сам дал Зрелову дьячку ответ, что все службы заупокойные пусть служит отец Александр: я еду в Петергоф на два дня. А вместо того приехал завтра же. Покаянием и сокрушением сердца и благодатию Господа изгнал из души эту змию, мучившую меня. Отсюда вижу, что сребролюбие во мне сильно, а любовь к брату, уважение к нему крайне слабы, ничтожны. Увы мне, грешнику окаянному! 4 июля. Согрешил, искушая долготерпение Господне 2-го июля вечером, покурив сигару 32 , когда давно я знал, что мне не должно осквернять уста свои прихотью. Вот теперь ко мне возвратилась глухота, сделался шум в голове. Согрешил и еще пред Господом и угодником Его святым Тихоном Задонским , сказав разносчику для уступки в цене, что сочинения святого Тихона много валяются и дешево продаются. Так не следовало говорить! Вот, каюсь в этих грехах и в других многих. Слух сердечный я утратил, потому в наказание и слуха телесного лишился, а слух сердечный я утратил чрез невоздержиение в пище и питии, особенно в мясоядении; мяса мне давно не надо было есть; еще прежде, болев ушами (года четыре назад), я дал обет не есть мяса и не исполнил его. Согрешил чревоугодием, идолопоклонствуя доселе. Окаянный я!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Евгений Сергеевич Кустовский — регент московского храма во имя Трех Святителей Вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Окончил Московское хоровое училище имени Свешникова, дирижерско-хоровой факультет консерватории, аспирантуру института им. Гнесиных. С 1996 года руководит созданными им же при храме Московскими православными регентскими курсами (МПРК). МПРК известны своей активной издательско-просветительской деятельностью. Е.С. Кустовский — редактор и составитель многочисленных богослужебных сборников. На интернет-сайте МПРК http://kliros.ru/kust/kust.html находится богатое нотное собрание обиходных песнопений, а в интернет-сообществе «Клирос» общаются православные регенты практически со всего мира. – Евгений Сергеевич, Вы учились в Консерватории. Почему Вы не связали свою судьбу со светской музыкой, почему стали регентом? Как сложилось так, что Вы пришли на клирос?   Когда я учился в консерватории, то примерно к третьему курсу начал серьёзно задумываться о том, чем я буду заниматься после ее окончания. Конечно, я получал образование и квалификацию по полной программе. Больше, чем мне давали там, мне бы не дали нигде. Но почти все выпускники консерватории дружными рядами шли работать в рестораны, в дома звукозаписи, педагогами по сольфеджио в музыкальных школах или, в лучшем случае, в училищах. И только единицы продолжали работать как дирижёры. Я стал спрашивать – не риторически самого себя, а педагогов, студентов, – для чего консерватории выпускают каждый год 20 отточенных специалистов, которые потом работают не по специальности? Ведь никто же не выпускал по 20 хоров для каждого из дирижёров.  Получалось, что заведомо выпускали человека безработного, либо человека, который будет работать где-нибудь ещё, но только не дирижером. На такие вопросы я получал разного рода ответы, начиная с “не лезь не в своё дело” и заканчивая партийными комсомольскими утверждениями, что меня ждёт некий город Ош, в котором вообще ни одного дирижёра-хормейстера нет, что я закончу и поеду туда и буду там работать по распределению и поднимать хоровую культуру киргизского народа.  

http://pravmir.ru/regent-eto-tot-kto-ne-...

Кто хочет спастись, тот должен принадлежать единой святой Православной Церкви, быть ее верным сыном, во всем покоряться ее установлениям. Если кто не повинуется Церкви, если кто отделился от Церкви, если кто раскольник, то, сколько бы он ни клал поклонов, сколько бы ни постился, сколько бы ни молился, ему не спастись. Господь сравнил неповинующегося Церкви с идолопоклонником: «аще кто Церковь преслушает, – сказал Он, – буди тебе якоже язычник и мытарь» ( Мф. 18:17 ). Еще в Ветхом Завете, когда Саул принес самовольно жертву, несогласно с заповеданием Господа, пророк Самуил сказал ему: «Безумие бысть тебе, понеже не сохранил еси заповеди моея, юже заповеда ти Господь» ( 1Цар. 13:13 ). «Еда угодны Господу всесожжения и жертвы, якоже послушати гласа Господня? се послушание паче жертвы благи, и покорение паче тука овня. Якоже грех есть чарование, тако грех есть противление, и якоже грех есть идолопоклонение, тако непокорение» ( 1Цар. 15:22–23 ). В Новом Завете возлюбленный ученик Господа засвидетельствовал, что тогда только Господь принимает нашу молитву, когда эта молитва приносится по воле Господа ( 1Ин. 5:14 ). Молитвы тех, которые действиями своими противятся Богу, не приняты, отвергнуты Богом ( Мф. 7:21–23 ). Раскольник и еретик чужды смирения, как чужд смирения диавол, а потому они чужды спасения, как чужд его диавол. Некогда преподобному Макарию явился диавол и говорит: «Макарий! Ты много постишься, а я вовсе не ем; ты мало спишь, а я вовсе не сплю; одним только побеждаешь меня – твоим смирением» 246 . Раскольники держат продолжительные и тяжелые посты, целые ночи проводят в молитве, кладут многочисленные поклоны, но увы! Труждаются всуе и тщетно, потому что не хотят смириться. Без смирения невозможно быть учеником Христовым. Господь сказал: «Возмите иго Мое на себе, и научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» ( Мф. 11:29 ). Кто не смирился, тот не ученик Христов, тот не подчинялся Христу. Истинное смирение от послушания, сказал святой Иоанн Лествичник 247 , как и Господь явил Свое смирение тем, что Он «был послушлив до смерти, смерти же крестныя» ( Флп. 2:8 ). Без послушания Церкви нет смирения; без смирения нет спасения: «смирихся, и спасе мя», сказал пророк ( Пс. 114:5 ). Ересь и раскол содержат в себе, сверх того, хулу на Святого Духа, которая есть смертный грех, непрощаемый Богом человеку ни в сей век, ни в будущий, если человек пребудет в этом грехе. Самая кровь мученическая не может очистить этого греха, по учению святого Иоанна Златоустог о. Очищается этот грех только тем, когда человек отречется от своей ереси, оставит раскол и присоединится к святой Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Миссионер. Когда вас штундистов не было совершенно на свете, от того православным не было великого да и никакого горя, не будет и теперь, если не станете им чем бы то ни было услуживать. И без вас Православие во всем свете славилось добродетелями: трезвостью, серьезностью, грамотностью и многими другими добродетелями получше, чем какими обладаете вы, восприняв все от наших школ, от науки наших пастырей Церкви и, перевернув их все на свой неграмотный, небывалый, чахлый и тощий лад. Наша грамотность святая, возьмите её и посмотрите: вот творения святых отцов Церкви: Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Димитрия Ростовского , Тихона Задонского и др. Читайте их, они достойны внимания и любви всего христианствующего мира. Или вот сочинения мудрых и благочестивых святителей Русской Православной Церкви: Феофана Затворника , Филарета Московского , Никанора Одесского, Амвросия Харьковского и многое, многое другое. Они тоже известны всему христианскому миру и пользуются всеобщей их любовью и уважением. А вы знаете ли все это, хотя по именам и названиям? Наверно вы их и не видали даже, а не то, что не читали этой святой и премудрой грамоты. Что есть у вас подобного сему? Скажите. Ничего. Да и грамоте то вы научились у нас и научились по нашим книгам, да по Священному Писанию , которое не мы у вас, а вы у нас восприняли готовое. Жаль, что вы только причиняете и устрояете нашим пастырям те же скорби и печали, какие давно уже они терпели за Писания Святые. От еретиков разных и сектантов они терпели не только поношения и заушения, но и самую смерть. Тогда как еретики хотели извратить все книги Священного Писания на свой лад, хотели в число книг Божественного Откровения внести и сочинения своего человеческого ума, чтобы выдать их за Божественные, ценой жизни, ценой крови и костей своих они отстояли и целость, и чистоту Священных Божьих Писаний. Не то же ли и теперь творится среди врагов Божьих? Одни извращают совершенно Писания своими лжеумствованиями, другие, как например, неверный граф Л. Н. Толстой, и пишут свои Евангелия. Не будь бдительного ока и ума теперешних пастырей Церкви, что такие неверные и враги Христовы сделали бы с Писанием и Евангелием Христа? Еще и хвалитесь своей грамотностью , еще и желаете, чтобы дети наши духовные учились у вас. Чему им у вас учиться, разве учиться, чтобы и они стали подобными вам? У нас не только воздержники от пьянства, но и величайшие подвижники – постники, не только вина не пьющие, но и хлеба редко и малоедущие, у нас светила благочестия и их так много на небеси и на земли во всей

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Bogdanov...

Мы, рядовые прихожане, должны не видеть ничего вокруг в храме - кроме храма, кроме своих грехов. Ничего не замечать в устройстве церковной жизни - её изменениях, и уж конечно, никак не реагировать на поведение священноначалия, которое иногда может нам показаться странным. Иерархия. «Смотри за собой! Внимай себе» - обычный ответ священника, который не хочет или не может как-то изменить хотя бы поведение в нашем храме, например, секты Кочеткова. Их оглашенную зомбированность, когда они поворачиваются и десятками выходят из храма, толпой, глядя в одну точку в самом центре Литургии. Так звери бегут от лесного пожара, косяками. Остаются мамочки с младенцами, которых они постоянно развлекают. Когда начинается Причастие, младенцев корёжит у них в руках. Объясняют так: «Они же оглашенные. Вот подрастут, станут постарше, и сами выберут по какому пути им идти». Но нас учили не так. А может, они, когда вырастут, другую секту найдут помимо кочетковской? Да и гибнут дети иногда неожиданно в младенчестве. Да и просто они лишены благодати - не приобщены к церкви, не вписаны, возрастают без Христа... Приходят члены секты и отмечаются в тетрадочке у старшего дежурного по списку. У них, видимо расписание, ибо не каждое воскресение они бывают в нашем храме. Кто-то приносит собой не термос, а целую полевую кухню. Общая исповедь. Все стоят с книгами - переводом Литургии на свой лад самим их кумиром Кочетковым. Не то, что дружно, а спарено. Трудно их совсем не замечать. Идёт служба - Божественная Литургия, священник произносит слова святителей Василия Великого, Иоанна Златоустого, а тут поперёк, наперекор - десятки людей стараются внедрить своё... Приходя в церковь, они не вписываются в приход, а держатся коконом, не растворяясь. Сказать им что-то опасно, потому что в ответ... Страшно сказать. Впрочем ругань - это самое малое, что встретил священник, на которого в храме напали поклонники Кочеткова. Где-то они собираются, единятся, только в «своем» Господе или в Кочеткове... Все целуются - прямо во время службы, заглушая пение, чмоканьем. Постоянные прихожане оттесняются, многие перестают приходить. Или ходят, любят именно этот храм да и рядом живут, но по благословению своего духовника в этом храме не причащаются, чтобы не с сектой...

http://ruskline.ru/analitika/2012/02/23/...

Н. Тихонравов Четвёртый век христианства называется золотым веком в истории христианской церкви. В церкви Христовой, кроме века апостольского, не появлялось ещё одновременно столько великих светильников веры, учения и благочестия, как в этот век. Этот век, как известно, прославлен проповеднической дея­тельностью Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустого. В ряду этих-то пастырей церкви восточной стяжал себе славу и уважение между епископами западной церкви св. Амвросий Медиоланский «Святость жития его, говорит Павлин, столь была велика и учение его столь было возбудительно, что епископский двор его был общей обителью всех православных» 1 . Благодатное слово его было так назидательно и много­плодно, что даже глава языческой партии, известный враг и го­нитель христианства, Максим, жаловался, что св. Амвросий «околдавал» его своими речами 2 . Такое блестящее красноречие было известно не в одной только Италии, и не на Западе только, но и на всём Востоке и Юге. В Галии, в Греции, в Малой Азии, в Египте и Ливии знали св. Амвросия по его сочинениям или по слуху о его пастырской мудрости и смиренном величии 3 . Ознакомиться с жизнью и деятельностью этого святителя в высшей степени полезно и назидательно для каждого христианина. I Жизнь св. Амвросия описал современник его и очевидец некоторых происшествий – Павлин. Вот что он пишет: «когда Амвросий был ещё младенцем и в пеленах положен был на открытом месте, рой пчёл прилетел, сел на его устах, и пчёлы вползали в уста его и выползали, полагая мёд на язык его. Отец, изумлённый тем, сказал: «если будет жить дитя, из него выйдет что-нибудь великое» 4 . Действительно, такое предположение со временем оправдалось. Успеху проповедниче­ской деятельности св. Амвросия много способствовал и его слог, в котором виден деловой человек, писавший не только для учёных, но и для массы народа. Между тем отцу не суждено было видеть исполнение предзнаменования; он скоро умер, оставив малолетних сыновей Амвросия и Сатира. Эти два брата первоначальное воспитание получили под руководством своей матери, а потом воспитанием их занялась сестра их Марцеллина.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Наша дорога повернула прямо к Великому посту. В Неделю мытаря и фарисея за всенощной первый раз услышали мы пение: «Покаяния отверзи ми двери…». И начало наших молитв о даре покаяния продолжается большим праздником всей Церкви — памятью трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Может быть, этим торжеством дается нам напоминание, что мы должны принести покаяние не только каждый в отдельности, но всей Церковью, и, может быть, особенно — этим постом. Не напрасно сказано другим святителем, что церковная молитва — огонь, а домашняя — дым. Если бы вся Церковь на самом деле — все, как один, — могла встать с молитвой мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному!» на камне веры, не на тысячу дней, как преподобный Серафим Саровский, а на сорок только дней, тогда изменилась бы вся наша жизнь, тронулся, затрещал бы лед наступившей у нас от умножения беззакония апокалиптической зимы, и обрели бы, наконец, смысл пустые слова о всенародном покаянии. Но все должно начаться с личного покаяния. Мы помним историю возникновения этого праздника. Каждый из святителей — ярче другого, и в Церкви возник когда-то спор, как у детей, — кто же больше? Одни говорили: «Мы — василиане», другие: «Мы — григориане», третьи: «Мы — иоанниты». Как во времена апостола Павла: «Я — аполлосов, я — павлов, я — кифов». Разве разделился Христос? Может быть, сами святители откроют, кто из них первый? «От нихже первый есмь аз», — говорит святой Иоанн Златоуст, первый из всех на свете грешников. И святой Василий Великий говорит: «Такоже и аз, аще и недостоин неба и земли, и сея привременныя жизни», и святой Григорий Богослов молится, как о высшей милости, быть у Бога самым последним, нежели у людей, кто бы они ни были, первым. Наконец, три святителя явились одному епископу и сказали, что Господь, ради единства и любви, всех благословляет, кроме отдельной памяти каждого из них, установить им совместный праздник. О покаянии, оттого что приблизилось Царство Небесное, возвещают со властью, выходя на служение нам, подобно Спасителю, святители, научившиеся сами покаянию. Прежде чем принять пастырское служение в Церкви, все они удалялись в пустыню, чтобы освоить, как говорил святой Иоанн Златоуст, эту истинную философию. И то, чему они научились, стало достоянием всей Церкви, и как драгоценны плоды их покаяния! Мы каждый день начинаем с утренних молитв, где молитва святого Василия Великого: «Благодарим Тя, яко не погубил еси нас со беззаконьми нашими». В праздник Пресвятой Троицы его покаянием молится вся Церковь коленопреклоненно Господу. В дни сугубого покаяния и сугубой милости Божией, Великим постом, когда жизнь открывается нам на подлинной глубине, служится по воскресеньям его литургия, и священник от лица всех молящихся произносит в алтаре исполненные непостижимого проникновения в тайны Божии покаянные молитвы, которые составлены святым Василием Великим.

http://moral.ru/tri_uchitelia/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010