Предисловие Основание рукописному собранию в Ростовском Спасо-Иаковлевском монастыре главным образом положено приснопамятным для этой обители архимандритом Авраамием Флоринским. Хотя в монастыре и было ранее несколько рукописей, принадлежащих святителю Димитрию и внесённых, по открытии его мощей во второй половине XVIII века, как надо полагать, Ростовским митрополитом Арсением Мациевичем, но этих рукописей было очень мало, так как вся библиотека святителя Димитрия после его смерти поступила в Москву и находится теперь в Синодальной библиотеке и частью в библиотеке Московской Синодальной типографии. Архимандрит Авраамий пожертвовал всё своё рукописное собрание и большую часть печатных книг монастырю. После его смерти библиотека монастырская одно время была в большом беспорядке и, как надо полагать, некоторые рукописи даже утрачены, но бывшим за последнее время ризничим Гавриилом (†1891) была приведена в порядок, а рукописи, принадлежащие святителю Димитрию, и его собственноручно писанные проповеди были исследованы преосвященным Амфилохием и частью напечатаны в разных духовных журналах. Основатель рукописного собрания Спасо-Иаковлевского монастыря Авраамий Флоринский, по словам В.И.Лествицына 1 , родом из малороссийских мещан, обучался в Киевской Академии, где пострижен в 1753 году, и с 1752 по 1758 год был учителем, проповедником и префектом этой академии; в 1758 году определён настоятелем в Виленский Свято-Духов монастырь с титлом Виленского приора или старшего; в 1762 году посвящён во Владимирский Царе-Константиновский монастырь архимандритом и определён ректором Владимирской семинарии; в 1773 году переведён в Ростовский Борисоглебский, в 1775 году в тамошний же Авраамиев монастырь, в 1776 году вызван был в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, а в 1786 году переведён в Иаковлевский монастырь и здесь скончался в 1797 году апреля 30. Будучи в Авраамиевом монастыре, он, по указу Святейшего Синода, исправлял, и во многих местах вновь переводил, старинный перевод Бесед Златоустовых на Матфея евангелиста, изданный в 1664 году, а также и другой старинный же переводе Бесед того же отца на евангелиста Иоанна, изданный в 1655 году. Исправленные им переводы оба напечатаны в Москве, первый в 1781 году, а второй, пересмотренный ещё преосвященным Иринеем Клементьевским , в 1793 году. Из многих его в разных местах говорённых поучений напечатано одно только в Москве в 1807 году, говорённое в 1786 году на память святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Библиотеку свою, состоявшую из довольного числа книг, он всю завещал монастырю Иаковлевскому. Портрет его – в «Собрании портретов россиян» Платона Бекетова (М., 1821 год);

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/o...

Раздел 1 Как трубу, возвыси глас твой. 1867 года 5 февраля. Презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи бессмертней 1 . Надо непременно тебе поститься. Даруй мне, Господи, всегда памятовать, что Ты – Бог , Царь, Отец, Промыслитель, Попечитель и Судия, царствуешь над нами и воздаешь каждому по делам, и предать себя, друг друга и весь живот наш Тебе. Не попусти самочинничать, самоуправствовать, истязывать 2 , мстить за себя. Но даруй всегда молиться и о себе, и за других, и за врагов искренно, постоянно. Лишнее дело давать руку человеку, который отвергает ее. Особенно священнику надо знать, кому давать ее и не подавать ее, особенно высокоумным девицам, да научатся ценить священническую десницу. В класс надо раньше ходить. Обедню раньше начинать. Просить у протоиерея позволения. Купить «Атлас церковной истории» Л. Петрова. Творения святого Ефрема Сирина , святителя Иоанна Златоустог о. Святителя Григория Нисского . «История песнопений и песнопевцев Церкви». «Церковный Устав» Никольского. «Учение об отцах Церкви» Филарета, архиепископа Черниговского. «Церковная история» Добронравина. Враг всюду сеет семя свое – газеты, журналы. Алексея Кромидо не допускать до причащения Святых Тайн. (...) У Лебедева отца Алекс, спросить «Англиканскую церковь ». О каноне Андрея Критского [...). Умеешь ли играть на духовной цевнице, то есть читать хорошо псалмы? Это истинно духовная цевница, услаждающая души благочестивых. Смотря на крест и Распятого на нем, говори, ударяя себя в грудь: это за меня, это за меня, это за меня страждет Бесстрастный и умирает Бессмертный; я бы должен страдать и погибать вечно по правде Божией – Своими страданиями и смертью Он удовлетворяет правде Божией, отвращает от меня праведный гнев небесный, дает Себя в выкуп за меня и спасает меня от вечных мук, от вечной погибели. Что я принесу Господу моему, столько меня возлюбившему и так за меня пострадавшему? – Да отвергнуся себя и возьму крест свой и по Нем иду, да люблю ближнего, яко себе, да отвергаю от сердца моего всяческую вражду и злобу, все страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – ноябрь 2022 28 мин., 23.11.2022 Обложка : На фоне темного звездного неба, подсвеченного снизу отблесками заката, светится надпись: У НАС В ЗАПАСЕ ВЕЧНОСТЬ, где последнее слово при более внимательном прочтении (первые четыре буквы в нем лишь обведены белым контуром и сливаются с общим звездно-синим фоном) оказывается ЧЕЛО ВЕЧНОСТЬ. Фото Casey Horner/Unsplash. Пролог : Райнер Мария Рильке . Осень ( «Листы летят, летят издалека . ..») . Стихотворение. Перевод Алёны Алексеевой . Фото//Фома. ноябрь 2022. — С.2. —  (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3. Даты месяца : Даты месяца: ноябрь //Фома. ноябрь 2022. — С.4-7. — (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 26 ноября. День памяти святителя Иоанна Златоустого. [Одни звали его «Божии уста», другие сладкоглаголивым, а третьи — медоточивым. Причиной тому был удивительный дар. Еще будучи священником в Антиохии, будущий святитель много проповедовал, причем делал это без заранее подготовленной речи. Он был единственным священником, способным обращаться к народу вот так — с живым словом... ]. Ил.: Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика. Греция, монастырь Осиос Лукас. XI b. — С.4; 5 ноября. Димитриевская родительская суббота. [Эта суббота перед днем памяти святого великомученика Димитрия Солунского. Димитриевская родительская суббота стала днем особого поминовения усопших после победы русских воинов в Куликовской битве в 1380 году. На эту битву собрались воины со всех русских земель, поэтому и день поминовения павших в ней стал всенародным. Потом, с течением времени, традиция расширялась. В новгородской лemonucu XV века о Димитриевской родительской субботе говорится уже как о дне поминовения всех «от века (с начала времен) усопших» христиан]. Фото СПбДА. — С.4; 8 ноября. День памяти великомученика Димитрия Солунского. [Святой Димитрий родился в семье римского проконсула города Салоники. В это время Римской империей управляли идолопоклонники, которые устраивали жестокие гонения на верующих во Христа. Несмотря на это, родители святого были тайные христиане. Они крестили своего сына и наставляли его в вере. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Максимианом. Правитель-язычник приказал святому истребить всех христиан на вверенной ему территории. Вместо этого Димитрий стал открыто проповедовать Христа, искоренять языческие обычаи в родном городе. Тогда Максимиан заключил молодого проконсула в темницу и приказал заколоть Димитрия копьями. Его тело выбросили на съедение зверям, но солунские христиане тайно его похоронили. При правлении равноапостольного Константина (306-337) над могилой святого Димитрия была построена церковь. Спустя 100 лет при перестройке храма были обретены святые мощи великомученика]. Ил.: Святой мученик Димитрий Солунский. Современная икона. — С.4;

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-235...

26-е Собор Пресвятой Богородицы Прав. Церковь , после торжества в честь великих священных событий с хвалебными и благодарственными песнями своими, обращаясь к избраннейшим орудиям Промысла, через которые празднуемые события совершились, на другой день после праздника Рождества Христова собирается восхвалять Богоматерь. «Приидите, взывает св. Церковь в этот день, воспоим Матерь Спасову, по рождестве паки явльшуюся Деву». Это собрание верующих в наутрие праздника Рождества Христова для прославления и благодарения Богородицы, родшей Спасителя, названо собором Пресвятой Богородицы. Установление сего собора относится к древним временам Христианской Церкви. В день этого Собора в IV веке отцы Церкви говорили уже поучения; к таковым принадлежит слово Епифания Кипрского , собеседника Иоанна Златоустог о и умершего в 402 лето по Р. X. Об этом слове упоминается в церковной службе собора в честь Пресв. Богородицы, где говорится: «и чтём слово Епифания Кипрского , похвалу Пресв. Богородицы». Также св. Амвросий Медиоланский и блаж. Августин в своих поучениях на праздник Р. X. соединяли хвалу родшемуся Богочеловеку с хвалой родшей Деве. Указание на празднование Богородице по Рождестве Христове можно также находить в 79 правиле 6 Вселенского Собора, бывшего в 691 году. В этом правиле говорится: «Божественное от Девы рождение, яко бессеменно бывшее, исповедуя безболезненным и сие всему стаду проповедуя, подвергаем исправлению творящих, по неведению, что-либо недолжное. Понеже убо некие, по дне св. Рождества Христова Бога нашего, усматриваются приготовляющими хлебное печение и друг другу передающими, якобы в честь болезней рождения всенепорочные Девы Матери: то мы определяем, да не совершают верные ничего такого. Ибо не есть сие честь Деве, паче ума и слова, плотию родившей невместимое Слово, аще ее неизреченное рождение определяют и представляют, по примеру обыкновенного и нам свойственного рождения». Это обыкновение произошло из древнего лжеучения, которое впоследствии распространял Несторий, называя Богоматерь не Богородицей, а Христородицей. Св. Давида Богоотца, пророка и царя Иудейского

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

4. Сотрудник Братства св. Гурия. 25 декабря 1909 года Письмо к крещёным татарам (К празднику Рождества Христова). Возлюбленные братья мои и сестры, Господом вручённые мне для обучения и наставления! Пишу к тем, кто видал меня или кто молился со мной; пишу к братии моей, кто приходит всегда ко мне, кого я знаю и кого люблю и кому готов служить до смерти. К вам, возлюбленные мои, крещенцы, обращаю слово своё. И молю Господа, чтобы Он молитвами Своих святых Апостолов и святого Иоанна Златоустог о и Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа и святой великомученицы Параскевы, дал силу этому немощному слову моему. И как эти святые праведники во святых мощах своих дали залог любви своей к вам, так и ныне да вразумят меня сказать вам слово назидания во славу Божию. Господи! Ты свидетель души моей, Тебе открыто сердце моё. Не похвалы от людей ищу, не суетного празднословия, но да приидет сила Животворящего и Всеосвящающего и Всемогущего Духа Божия и да спасёт тех, кто очистит сердце своё от всякие скверны, от похоти плоти, от животных страстей, оскверняющих человека, от лукавства, от злобы, от гордости, от сквернословия. Молю Господа, чтобы всякий из верных крещенцев, как Моисей, был силён в молитве и крестом Христовым спасал от соблазнов и себя самого и дом свой, и всех ближних своих. А соблазны великие и страшные явились сейчас к вам и окружают вас. И русские грешники, не знающие величия Церковного учения и святой благодати Христовой; и отпадшие от Церкви нечестивцы, которые, или за деньги, или по грубости сердец своих, ушли из ограды Церковной и погубили красоту своей души, отдав её на служение плоти; и наконец плотоугодные татары, которые предаются плотским страстям, последуя своему ненасытному в плотоугодии учителю, – имевшему пятнадцать жён, – все они теперь окружают крещенцев и стремятся оторвать их от святой и безгрешной веры Христовой. Но, возлюбленные, если вы переносите эти соблазны, если вы страдаете ради имени Христова, то вы уподобляетесь тем верным христианам, которые переносили тяжкие беды и утеснения и даже самую смерть, но не отступали от Господа и наследовали вечную радость со святыми ангелами. Итак, умудритесь и будьте крепки, чтобы вам противостать всем козням диавольским и проводить жизнь в чистоте духа, а не в служении плоти и греху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Во имя св. бл. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (Празд. 2 Августа). Построен в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем. В этом храме пред иконостасом сзади правого клироса почивают под спудом мощи блаженного. Над местом, где лежат мощи, под деревянною резною золоченою сеныо устроено медное высеребренное надгробие (прежняя серебряная, вызолоченная, рака, устроенная в 1588 г. царем Феодором Иоанновичем и украшенная жемчугом и дрогоценными камнями, в 1612 г. была поляками ободрана). Храм неоднократно поновлялся (см. выше). В 1772 г. алтарь его за ветхостью перестроен. В 1812 году этот храм был обращен французами в конюшни; по изгнании неприятелей был освящен 1 декабря 1812 года. Иконостас (теперешний) устроен в 1896 году, (см. рис. 24) при чём написаны вновь все иконы, за исключением местных: Смоленской Божией Матери (по левую сторону царских дверей и св. бл. Василия по правом клиросе – сбоку) (см. рис. 28). Кроме этих икон еще замечательны: три в малом иконостасе близ левого клироса: (см. рис. 25) а) в середине особо чтимая чудотворная икона Покрова Пресвятого Богородицы, писанная на кипарисной доске (размер иконы 1 3 / 4 х 5 1 / 4 арш.) и обложенная серебряной вызолоченной ризой с жемчугом; перед нею служится много молебнов, по субботам поется молебен с акафистом, с нею соборный причт выходит на встречу идущим из Спасских ворот крестным ходам. б) Слева этой иконы тоже чтимый образ Василия Блаженного (размером 1 арш. х 7 верш.), очень древний, клейма кругом его нового письма; на этой иконе прежде бл. Василий был изображен без опоясания, совершенным «ногоходцем» 15 ; опоясание написано после 16 . Справа в) икона св. Троицы, (размере иконы 13/4 х 1 арш. 6 верш.), по мнению некоторых, современная икона Св. Троицы в Троице – Сергиевой Лавре (сзади иконы св. Василия на правом клиросе есть ход наружу из храма). По правую сторону сени над надгробием Василия Блаженного чтимая икона св. Николая; пред нею в особом поставце в ковчегах части мощей: трех святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; святого Николая чудотворца; св. благоверного князя Александра Невского и преподобного Александра Свирского и три креста с мощами некоторых других святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

I. Праздники не переходящие Январь Какие праздники бывают в январе месяце? В январе бывают следующие праздники: 1-го, Обрезания Господня и Нового года, 6-го, Крещения или Богоявления Господня, и 30, Трех Святителей: Василия Вел. Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме их – следующий менее чтимый праздник: 1-го, св. Василия Великого . К какому разряду относятся сии праздники? Все к разряду средних, кроме Крещения, который есть праздник дванадесятый. 1-го января: Праздник Обрезания Расскажите о празднике Обрезания. У евреев был закон, чтобы всякий младенец мужского пола в восьмой день по рождении был обрезываем, т.е. в известном месте у младенца срезали небольшую часть тела. Чем было у евреев обрезание, тем стало у христиан крещение; обрезанный еврей или язычник, по закону еврейскому, был верующий во Спасителя: так как обрезание было видимым знаком веры. При обрезании нарекали и имя младенцу. И Господь Спаситель, родившийся на земле как человек, имел исполнить обряд обрезания, и при сем Ему наречено было имя «Иисус», возвещенное матери Его Марии еще прежде рождения, в день Благовещения архангелом Гавриилом. Крещение есть умерщвление крещаемого для греха и возрождение в жизнь духовную, т. е. святую, добродетельную; на это указывается и погружением крещаемого в воду: то,что он скрывается в воде, – это образ смерти его для греха, то, что появляется из нее, – это образ рождения в жизнь святую. Обрезание тоже указывало на совлечение с обрезываемого греха для жизни святой. Обрезание у евреев началось со времен патриарха Авраама, жившего за 2000 лет до Рождества Христова. Бог , вступив в завет с Авраамом и его потомством, повелел, в знак сего завета, совершать обрезание. Крещение установлено Иисусом Христом 3 . Какой тропарь сего праздника? На престоле огнезрачном в вышних седяй, со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от отроковицы неискусомужныя Твоея Матери, Иисусе, сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету: Слава смотрению Твоему. Слава снисхождению Твоему, едине человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

     В день памяти святителя Спиридона, епископа Тримифунтского, чудотворца, митрополит Горловский и Славянский Митрофансовершил Божественную литургию в храме святого великомученика Виктора города Мирноград (Димитров). По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю вас с праздником в честь угодника Божия святителя Спиридона, чудотворца Тримифунтского. О Христе можно и должно проповедовать каждому православному верующему человеку. Представим себе разговор двух родителей, которые любят своих детей: это разговор о детях. Они рассказывают о том, как ребёнок ходит, как он поел, как с ним хорошо и интересно. Это слова любящего сердца о том, кому это сердце отдано и кого оно любит. Молодой человек не может не думать о своей девушке, он хочет рассказать, какая она замечательная, а девушка думает о своём молодом человеке и рассказывает о нём. Христианин, влюблённый во Христа и следующий за Ним, рассказывает о Христе и свидетельствует всем, кто о Нём ещё не слышал и не знает. Он говорит о том, как жизнь во Христе и со Христом меняет и самого человека, и всё, что вокруг него. Апостолы проповедовали Христа, потому что их сердца переполняла радость от общения с Ним. Они хотели этой радостью поделиться со всеми людьми, свидетельствовали о том, что жизнь во Христе — совсем другая жизнь, это полнота жизни. Их проповедь имела силу, люди откликались своими сердцами на то, что говорили ученики Христовы. Святители продолжают то дело, которое совершили апостолы. Они свидетельствуют о Христе всему миру и словом, и делом, и всей своей жизнью. В то время, когда жил святитель Спиридон, люди истосковались, истомились, не знали, где найти истину, как понять смысл и цель жизни. Они услышали благодатное слово и на это слово откликнулись, отозвались их душа и сердце. Удивительно то, что святитель Спиридон был не из числа тех людей, которые умели говорить. После него не осталось никаких проповедей, слов, поучений, как, например, после святителей Иоанна Златоустого или Василия Великого.

http://pravoslavie.ru/109573.html

а) На утреннем Богослужении, по окончании полунощницы 114 и по внесении плащаницы в алтарь, священнослужители в светлых ризах, с крестом, Евангелием, иконою Воскресения Христова, в преднесении хоругвий с зажженными свечами исходят из храма с пением стихиры: Воскресение Твое, Христе Спасе... и обходят (начиная ход с запада на юг) храм кругом. Это обхождение напоминает мироносиц, шедших с ароматами в глубокое утро ко гробу Господню, чтобы помазать тело Иисуса Христа миром, и встретивших воскресшего Господа вне Иерусалима. По обхождении храма, крестный ход останавливается в притворе у западных затворенных врат, как бы пред дверями гроба Христова. Первостоятель, окадив всех, знаменует крестом трижды затворенный церковные врата и, воздав славу Пресвятой Троице словами: Слава святей, единосущней, животворящей и нераздельней Троице... начинает с прочими священнослужителями петь радостную песнь: Христос воскресе... 3-жды со стихами, возвещающими о воскресении Христовом: Да воскреснет Бог , на которые лик поет «Христос воскресе»... По окончании стихов священник возглашает: Христос воскресе из мертвых... и отверзает затворенные двери, и входит с верующими во храм с пением лика: и сущим во гробех живот даровав. Далее – после великой ектеньи начинается пение всего пасхального канона, т.-е. ирмосов и тропарей: Воскресения день, с припевом каждому тропарю канона: Христос воскресе из мертвых. Каждая песнь оканчивается малою ектеньею и особым возгласом, после которого священник, держа в левой руке св. крест и горящую свечу, а в правой кадило с фимиамом, кадит всю церковь , приветствуя верующих радостным восклицанием: Христос воскресе! После канона поются стихиры на хвалитех; затем с припевами «Да воскреснет Бог » стихиры Пасхи: Пасха священная нам днесь показася, во время пения которых, при словах «друг друга обымем», бывает христосование, т.-е. взаимное лобзание с приветствиями: Христос воскресе! – Воистину воскресе. Христосование знаменует всеобщую радость нашу о воскресении; Господа, разрушение вражды и соединение наше с Богом и Ангелами чрез воскресеиие Господа 115 . За сим, читается слово св. Иоанна Златоустог о, поется тропарь в честь сего святителя, произносятся две обычные утренние ектеньи, и после них – отпуст. Отпуст священник совершает с крестом в руках, осеняя им народ и возглашая: Христос воскресе! на этот возглас и лик поет 3-ды « Христос воскресе из мертвых ».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Александровка. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Преображения Год постройки:1863. Год утраты:1936 (сгорела) Адрес: Россия, Ростовская область, Азовский район, с. Александровка, ул. Советская Координаты: 46.787984, 38.996809 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты 1-я церковь была построена на общественные средства крестьян и освящена в 1821 г. во имя Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. 2-я церковь построена вместо старого ветхого храма в 1863 г. на общественные средства и освящена в честь Преображения Господня. Деревянная. Однопрестольная. Благодаря проведению в 1902 г. XII Археологического съезда в Харькове сохранилось описание Преображенского храма: «Церковь деревянная, имеет вид креста, срублена из соснового леса. Двери для входа устроены с трех сторон: с запада, севера и юга. С этих же сторон устроены притворы крытые, имея каждый растворчатые двери, в половину стен вставлены окна, с западной стороны имеется паперть в несколько ступеней с трех сторон. Церковь внутри также устроена крестообразно, своды в виде круговой дуги без опоры на столбах, стены срублены в замок. На 12 столбах укреплены хоры, которые устроены с трех сторон: запада, севера и юга. Пол из сосновых досок. Алтарь не разделяется стенами, очень широкий, но короткий, престол деревянный, обложен со всех сторон медной с выбивной посеребренной работой. По всем углам устроены разные вызолоченные колонки… Иконостас нового устройства с вызолоченными резными колонками, из соснового дерева, выкрашен краской, в некоторых местах украшен липового дерева вызолоченной резьбой, с позолоченными карнизами, 5 ярусов. Колокольня соединена с церковью одновременно с постройкой.

http://sobory.ru/article/?object=54386

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010