Храм святителя Иоанна Златоуста (Кострома) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Иоанно-Златоустовская церковь (Во имя святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского церковь) — православный храм в историческом центре Костромы. В советское время не закрывался и более 30 лет служил кафедральным собором Костромской епархии. Содержание История [ править править код ] Деревянный храм — предшественник кирпичной церкви стоял в Костроме c начала XVII века. По сохранившимся документам он был построен на деньги первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича. Рядом с этой церковью стояла другая, зимняя, названная в честь раннехристианских мучеников Фрола и Лавра. Как тогда было принято, она была небольшой по размеру, чтобы в холодное время года ее было удобней отапливать. Интересно, что на Руси такое посвящение христианских церквей типично в местах, где кочевники вели торговлю лошадьми. И улица, на которой стоит храм, по сей день носит название Лавровской. Кирпичную церковь возвели здесь в 1751 году, когда в городе возобновилось каменное строительство. Это стало возможным, благодаря пожертвованиям местного богатого торговца Ивана Семеновича Аравина. Как и в старой деревянной церкви, богослужения в новом храме совершали только летом. А зимой для церковных надобностей продолжали использовать старый теплый храм. В конце XVIII века новую церковь подвергли существенным переделкам. Местные купцы братья Дурыгины выделили деньги, и у церкви появились два придела, которые посвятили мученикам Флору и Лавру, Тихвинской иконе Богоматери, а также Димитрию Солунскому. Известно, что освещение новых теплых приделов произошло в 1791 году. Братья Дурыгины были очень богаты, они владели в Костроме большой полотняной мануфактурой, а старший из них – Дмитрий в те времена являлся городским головой. На их средства с западной стороны от церкви появилась высокая колокольня. А старый деревянный зимний храм за ветхостью и ненадобностью снесли. Тогда же срыли и прихрамовое приходское кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_святителя...

История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста по его творениям Источник Содержание Введение Отдел I-й. Антиохийская церковь. Ее история Часть первая. Нравственное состояние Антиохийской церкви Глава I-я. Нравственное состояние церковного клира в Антиохийской церкви Глава II-я. Нравственное состояние монашества в Антиохийской церкви Глава III-я. Нравственное состояние Антиохийского общества Часть вторая. Религиозное состояние Антиохийской церкви Предисловие Глава I-я. Общий обзор религиозного состояния Антиохийской церкви Глава Суеверия Глава III-я. Употребление клятвы в Антиохийской церкви Глава IV-я. Раскол в Антиохийской церкви Глава V-я. Ереси в Антиохийской церкви Ереси Глава VI-я. Секта Иудействующих в Антиохийской церкви Глава VII-я. Отношение язычества к христианству Отдел II-й. Константинопольская церковь. Ея история Часть первая. Нравственное состояние Константинопольской церкви Глава 1-я. Клир Глава II-я. Монашество А) монахини Б) Монахи Глава III-я. Общество Часть вторая. Религиозное состояние Константинопольской церкви Глава 1-я. Общий очерк состояния церкви Глава II-я. Противорелигиозные обычаи Глава III-я. Ереси Глава VI-я. Раскол в церкви Константинопольской Послесловие     Введение § I-й. История двух знаменитых церквей Востока тесно связана с именем Святого Иоанна Златоустог о. Антиохия и Константинополь за целое полстолетие, в своей жизни вообще, и государственной в значительной доле, а в особенности церковной, – неразрывно соединены в своем быту с жизнью Златоуста, с его пастырскою деятельностью, с его судьбой. В одном городе – в церкви Антиохийской – он начал свою духовную жизнь и деятельность, до пресвитерства включительно; другой город – церковь Константинопольская – имела его своим Святителем. Естественно, поэтому, то явление, что в творениях Святого Иоанна Златоуста отражается современное ему состояние церкви. Свидетельства современников, как биография Палладия, друга Златоустого, показания историков, как Эрмия Созомена и Феодорита, и формальные документы, как протоколы соборов, судивших Святителя, достаточно знакомят, в свою очередь, с состоянием обеих церквей. Но сочинения самого Златоустого, его толкования Св. Писания, его беседы, слова, его послания, его письма, – проливают яркий свет, проникающий в самую глубь внутренней жизни христианского общества и представляют самую верную картину истории двух церквей, где Св. Златоуст жил и действовал, родился и умер.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

Святитель Кирилл Александрийский Жизнь Св. Кирилл является одной из крупнейших фигур в истории Церкви, блестящим богословом и иерархом, которому принадлежит главная заслуга в преодолении ереси Нестория, подготовке и проведении Ефесского Собора 431 г. (III Вселенского). Христологические формулировки св. Кирилла легли в основу догматических вероопределений этого Собора, однако впоследствии их использовали Диоскор и монофизиты, отвергшие Халкидонский Собор 451 г. (IV Вселенский). Учение св. Кирилла стало «знамением пререкаемым», а его незаурядная личность – предметом многовековых споров, возобновлявшихся с новой силой в разные эпохи. Св. Кирилл был племянником Феофила Александрийского. Он родился в Александрии и получил блестящее классическое и богословское образование. Согласно преп. Исидору Пелусиоту , св. Кирилл некоторое время жил вместе с монахами в пустыне близ Пелусиона (Письмо 1, 25). К 403 г. Кирилл уже был диаконом; в этом качестве он сопровождал своего дядю в Константинополь, где принимал участие в Соборе «Под дубом», осудившем св. Иоанна Златоуста . Неприязнь к Златоусту осталась у него надолго: в 417 г., когда Константинопольский архиепископ Аттик восстановил имя св. Иоанна в диптихах, Кирилл, тогда уже архиепископ Александрийский, решительно осудил его поступок, сказав, что не считает возможным причислить к числу иереев «отпавшего от священства мирянина Иоанна» (Никифор Каллист. Церк. ист. 14, 28). Однако в 418 г. он внял совету своего друга преп. Исидора Целусиота и вписал имя Иоанна Златоуста в александрийские диптихи, а на Ефесском Соборе 431 г. ссылался на его сочинения. После смерти Феофила главным кандидатом на Александрийскую кафедру был архидиакон Тимофей. Однако народ предпочел ему племянника почившего, и 12 октября 412 г. св. Кирилл стал архиепископом египетской столицы. Избрание Кирилла не было случайностью. В IV-V вв. в Александрийской Церкви власть почти регулярно передавалась от дяди к племяннику: после св. Афанасия архиепископом стал его племянник Петр, который был дядей Феофила; последнему наследовал его племянник Кирилл, который, в свою очередь, был дядей следующего епископа – Диоскора. К моменту интронизации Кирилла между Александрией и Константинополем существовало давнее противостояние: в свое время Петр Александрийский боролся против св. Григория Богослова и рукоположил Максима-циника на его место; Феофил боролся со св. Иоанном Златоустом и добился его низложения; впоследствии Кирилл добьется низложения Константинопольского патриарха Нестория, а Диоскор на «разбойничьем соборе» 449 г. низложит Константинопольского Флавиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

сост. Александр Ратшин Астраханской губернии МОНАСТЫРИ НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ, муж. 2-го класса, в губернском городе Астрахани. Основан в 1597 году. Здесь три церкви: 1) Соб. двухэтажная, в которой престолы: вверху Преображения Господня, а внизу Казанской Божией Матери, с приделом Святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; 2) над св. вратами, Зосима и Савватия, Соловецких чудотворцев; 3) в Восточной башне, всех Святых. Монастырь сей до 1677 года был приписан к дому Святейшего Патриарха. Ныне здесь имеют пребывание астраханские архиереи. – Обитель находится под управлением архимандрита, который вместе с тем и Ректор помещающейся здесь же с 1777 года семинарии. ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ, муж. заштатный, в губернском городе Астрахани. О времени основания его не известно. В нем три церкви: 1) Соб. Усекновения Главы Иоанна Предтечи, 2) Иоанна Воина, 3) Сретения Господня, с приделом Рождества Иоанна Крестителя. БОЛДИНСКИЙ, или ОБЛОНДИНСКИЙ, муж. заштатный, близ Астрахани, на Болдинском острове, образуемом реками Болдою, Катумою и Волгою. Когда основан, неизвестно. Здесь соборная церковь Воскресения Христова, существующая с 1768 года. ЧУРКИНСКАЯ пуст. муж. называемая также и Спаским-Николаевским монастырем, в 60 верст. от Астрахани, на устье реки Чурки, впадающей в Волгу, которая тут образует плес, именуемый Чуркинские воды. Обитель эта построена в 1731 ходу архимандритом Мефодием. Здесь церковь Николая Чудотворца. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ, жен. 3-го класса, в губернском городе Астрахани; за белым городом, против Вознесенских высот. Основан в 1754 г. архимандритом Мефодием на иждивение Епископа Астраханского Иллариона. Здесь соб. церковь Благовещения Богородицы. МОНАСТЫРИ УНИЧТОЖЕННЫЕ: ТР0ИЦКИЙ, муж. в губернском городе Астрахани. Здесь церковь Живоначальной Троицы, с приделом Введения во храм Богородицы, построена 1602, а освящена 13 сентября 1611; придел же освящен в 1620 году. О времени основания монастыря сведений нет, а известно только, что в конце XVI в. он уже существовал. – Из настоятелей этой обители известны архимандриты: Кирилл, уважаемый за благочестивую жизнь (который здесь и погребен) и Иосиф, бывший потом, с 1659, митрополитом в Астрахани и принявший мученическую кончину от сообщников бунтовщика Стеньки Разина. – В общей братской могиле погребен пострадавший вместе с Преосвященным Иосифом, воевода Астраханский, князь Иван Семенович Прозоровский.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Закрыть «Богу нужны не золотые сосуды, а золотые души!» Ко дню памяти святителя Иоанна Златоуста Андрей Костерин   12:30 26.11.2023 205 Время на чтение 5 минут Фото: al-eparhiya.ru Иоанн Златоуст – один из отцов христианской Церкви, писатель, оратор, святой – появился на свет примерно в 347 г. в Антиохии, в знатной христианской семье. Воспитанием Иоанна занималась преимущественно его благочестивая мать Анфуса, так как отец умер довольно рано. Мать приложила много сил, чтобы сын получил качественное образование – классическое, обогащенное богословским. После того как образование было получено, Иоанн начал работать адвокатом и снискал себе известность благодаря таланту оратора. В 367 г. он принял крещение, через три года святитель Мелетий Антиохийский сделал его чтецом. Когда скончалась мать Иоанна, он смог реализовать свое заветное желание – стать монахом и удалиться от мирской жизни. На протяжении четырех лет местом его жительства была уединенная обитель, затем он на два года переселился в пещеру, где жил в полном одиночестве, ведя крайне аскетичный образ жизни. Серьезно ухудшившееся здоровье заставило его вернуться в Антиохию. Поддавшись уговорам святителя Мелетия, принял сан диакона в 381 г., в 386 г. был рукоположен в священники. Уже через 5 лет он стал пресвитером и снискал славу неутомимого проповедника, активно участвующего в жизни своих чад. Именно в годы антиохийского священства его стали называть Златоустом – с легкой руки одной прихожанки, на которую выступление священника произвело глубочайшее впечатление. Проповеди Златоуста до сих пор не утратили статуса образца ораторского искусства. Откликнувшись на просьбу императора, в 397 г. Иоанн Златоуст возглавил кафедру и стал архиепископом. Святитель ставил перед собой задачу просвещать народ, вчерашних язычников, отвращать их от прежнего образа жизни. Он подавал личный пример, активно занимаясь благотворительностью, за счет выделявшихся на его содержание средств он обустраивал больницы для бедняков. В Константинополе Златоуст столкнулся с еще большей развращенностью, но не отчаялся, а принялся с еще большим усердием наставлять паству, погрязшую в пороках, и обличать знать, утопающую в роскоши.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/26/bo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Праздник богословия Слово в день памяти святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого  11.02.2023 661 Время на чтение 6 минут Фото: czerkovnyj.ru Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, — к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Тайна богословия заключается в том, — учит преподобный Силуан, — что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимися Богу.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/02/11/pr...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Подобно тому как три ипостаси во Едином естестве — Бог наш, так и тайной Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас святители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви — учительское. В этот день мы должны особенно осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорят наши святители, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы — «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». За Божественной литургией мы исповедуем Символ нашей веры, прежде чем вступить во Святое Святых — в Божественную Евхаристию. И прежде чем приобщиться Святых Христовых Таин, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим — то, что не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный. Это ключ к пониманию подвига святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Их учительство сопряжено с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един Свят. И без этого хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. «Совершенный человек, — свидетельствует преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог». Тайна богословия — в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что по милости Божией он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему — вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу и несравненно больше нас жившим по слову Его.

http://moral.ru/prazdnik_bogoslovie/

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 6 (1 9 ) Священномученик Арсений Троицкий Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. Во время обучения в семинарии он нес послушание учителя певчих архиерейского хора и часто приглашался проповедником на архиерейские богослужения. 30 января 1903 года в день празднования памяти великих святителей и учителей вселенских Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) совершил литургию в храме Трех святителей в Твери. Произнесение проповеди на богослужении было поручено Арсению Троицкому. В этой проповеди он, в частности, сказал: «Мы, православные служители, в настоящий день творим память трех великих святителей и наставников наших – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; воспоминаем их благочестивую жизнь и те великие подвиги и труды в деле проповедания слова Божия, которыми так полна жизнь этих трех великих столпов веры Христовой. Для чего же мы совершаем это воспоминание? Если скажем, что для того, чтобы прославить и возвеличить имя их, то они уже прославлены и возвеличены не только на земле, но и на небе, не только от человек, но и от Бога, ибо они уже не странни и пришельцы, но сожителе святым и приснии Богу (Еф. 2, 19). К чему же тогда настоящее торжество в память их? Ответим на это словами апостола Павла: да взирающе на скончание жительства, подражаем вере их (Евр. 13, 7), то есть чтобы мы, чтущие память их, поучались примером их добродетельной жизни, подражали вере их, благодаря которой они содеяли правду, получили обетования, стяжали себе неувядаемые венцы жизни вечной. Для каждого члена Церкви Христовой вера есть единственное средство для получения живота вечного, и вся жизнь христианина есть один непрерывный подвиг веры и добродетели, который он благополучно может совершить, подражая вере своих наставников – святых угодников Божиих. Но спросим себя, православные слушатели, идем ли мы на этот подвиг веры, совершаем ли его и подражаем ли вере своих руководителей? Подвиг этот велик, и редко кто из нас благополучно совершает его. Он состоит в том, чтобы жить свято, в правде и истине, чтобы во всех делах и начинаниях предавать себя на волю Божию, жить для Бога и так быть верным Ему и надеяться на Его благость и милосердие, чтобы ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в Него...

http://fond.ru/foto/1173/Arseniy/

О.К.Пирогов Экзегетические методы свт. Иоанна Златоуста в его Толковании на Послание св. ап. Павла к Римлянам Источник Олег Константинович Пирогов – кандидат богословия, преподаватель Ростовского миссионерского духовного училища. Статья написана по материалам кандидатской работы по богословию, защищенной автором в Московской православной духовной академии в 2009 году. Представлен исторический обзор экзегетических методов александрийской и антиохийской толковательной школы, произведен анализ их влияния на экзегезу Иоанна Златоуста . Приведен обзор экзегети­ческих методов и принципов, используемых свт. Иоанном Златоустом в его Толковании на Послание к Римлянам. Свт. Иоанн Златоуст – наиболее известный и выдающийся комментатор Священного Писания . Он – автор огромного числа экзегетических сочинений, переведенных на различные языки. В данной статье излагаются герменевтические принципы святителя на примере его Толкования на Послание св. ап. Павла к Римлянам. Предварительно дается краткий исторический обзор экзегетических методов, сформировавшихся в предшествующий Златоусту период времени. Александрийская экзегетическая школа В патристический период (ок. 100–590 гг.) принято выделять две основные экзегетические школы – александрийскую и антиохийскую. По способам толкования Священного Писания они расходятся в начальный период своего становления. В Александрии уже ко времени учеников апостольских приобретает популярность и получает широкое распространение аллегорический 1 метод толко­вания Священного Писания . 2 Первым христианским учителем александрийской школы обычно называют Климента Александрийского (150–215). Климент перенял «духовную интерпретацию» Священного Писания, исполь­зуя филоновскую аллегорию. 3 В «Педагоге» и «Строматах» он бук­вально «рассеял аллегорические толкования разных мест Писания». 4 Климент считал, что истина Писания находится под вуа­лью и нуждается в интерпретации. Но скрытые тайны могут быть открыты, если принять, что ключ – Христос. 5 «Почти все Писание выражено в загадках», 6 – утверждал он.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Наименование «Златоуст» он получил от паствы за редкий дар Богодохновенного слова. Тайна силы его слова — единство со словом Божиим, Его Крестом и Воскресением. «Я имею залог Господа и не на мои силы полагаюсь, — говорит святитель, — я имею Его Писание. Оно мне опора, оно мне крепость, оно мне спокойная пристань. Пусть вся земля придет в смятение — у меня есть письмо, его читаю я: слова в нем для меня стена и ограда».  В своем слове об апостоле Павле святой Иоанн Златоуст говорит, что он больше всех потрудился в проповеди Евангелия, совершил множество чудес, но самое существенное, что определяет его жизнь, — скорби, которыми он хвалится, приобщенность к Кресту Христову, которым он распялся миру. О Кресте Христовом, о том, чтобы наш крест был единым с ним — вся проповедь Златоуста. Такова и жизнь его.  Святитель Иоанн Златоуст жил в 4 веке, когда христианство утвердилось в Византии как государственная религия. Но многими оно было воспринято еще только внешне. Народ толпился в храмах, но среди принявших крещение по-прежнему нередко царствовали грубые языческие обычаи — роскошь, разврат, имущественное и социальное неравенство. Находясь на Константинопольской кафедре, святитель собственным примером научал нестяжательности и попечению о бедных. Словом своим мужественно обличал распущенность столичных нравов, особенно императорского двора и саму императрицу Евдоксию, несмотря на грозные предупреждения с ее стороны. «Скажите, чего бояться мне? — писал святитель. — Смерти? Мне еже жити, Христос, и еже умрети, приобретение (Флп. 1, 21). Ссылки? Господня земля и исполнение ее (Псал. 23, 1). Описи имения? Ничтоже внесохом в мир сей, яве, яко ниже изнести что можем (1 Тим. 6, 7)». Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом, осудил святого Иоанна на изгнание за оскорбление императрицы. Находясь в ссылке в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В одном из своих писем к диакониссе Олимпиаде он пишет: «Смотря на настоящие бедствия Церкви, я не теряю, однако же, надежды на лучшее, когда воспоминаю о Владыке мира, Который не искусством побеждал бурю, но единым мановением усмирял ветры. Что Он делает сие не в самом начале бедствий, это Его закон. Он попускает бедствиям дойти до высочайшей степени и когда многие начинают отчаиваться, Он творит чудо и таким образом, являет Свое всемогущество, испытуя терпение страждущих. Итак, не унывай духом: одно только знаю я истинное бедствие — это грех; все другое — коварство, ненависть, обман, клевета, злословие, изгнание, отнятие имуществ, смерть, война хотя бы то с целым миром, — все это ничто!»

http://moral.ru/zolotye_slova/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010