Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.9 из  5) Воспоминания о схиархимандрите Зосиме (Сокуре) 29 августа 2002 года отошел ко Господу основатель Никольского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Зосима. Но по-прежнему люди спешат к батюшке — в обитель. В народе по-прежнему говорят: не “еду в Никольское”, а “еду к батюшке”. Говорят, очень давно, еще до революции, Никольское освятила Своим присутствием Пресвятая Богородица. И на месте Ее явления, среди бескрайних донецких степей, забил целебный источник… А народ здесь жил замечательный! Не даром еще на заре прошлого столетия на месте двух скромных деревянных сельских храмов, Свято-Николаевского и Свято-Васильевского, в Никольском были воздвигнуты два роскошных каменных. Красота их поражала, а стоимость по тем временам была немыслимой. После октябрьского переворота Свято-Николаевский храм разрушили, Свято-Васильевский закрыли. Но благочестивый народ еще долго служил запретные молебны на источнике Богородицы… Именно тогда в Никольском зародилось предание: когда в полуразрушенный Свято-Васильевский храм приедет служить монах, в Никольском откроются две обители… Иеромонах Савватий (будущий схиархимандрит Зосима) приехал сюда в 1986м году. В полуразрушенный храм без иконостаса и в обгоревший сарай вместо священнического домика. Батюшку привезли в День памяти святителя Иоанна Златоустог о — тоже некогда гонимого за веру. Первую службу в Никольском отец Зосима служил на Введение во храм Пресвятой Богородицы. По храму гулял ветер, а во время Литургии у прихожан ноги примерзали к полу… Но уже через полгода в храме появился иконостас, а возле храма, буквально на пустом месте, выстроили священнический домик, крестилку, трапезную: отец Зосима всегда благословлял кормить паломников. Он знал, что такое голод. Когда он это узнал? Может, когда с матерью-вдовой, в свое время получившей срок за “религиозную пропаганду” — посещение богослужений монахинь, духовных чад Иоанна Кронштадтского , — жил на нищенские двадцать рублей в месяц? Или тогда, когда отца Зосиму самого “гоняли” с одного нищего прихода на другой? Так хотели сломить “неугодного”, который в эпоху вытравливания любого инакомыслия и повального разрушения храмов храмы восстанавливал. И к которому, несмотря ни на какие запреты и рекомендации “сверху”, со всех сторон стекались люди. Люди, которые чувствовали: в их жизни должен быть Кто-то. Тот “Кто-то”, путь к Которому им открывал батюшка. " Спаси, Господи, люди Твоя… "

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Святая Олимпиада и церковный корабль В Церкви – всегда сложные времена. С тех пор, как бичевали и унижали Христа. 7 августа, 2016 В Церкви – всегда сложные времена. С тех пор, как бичевали и унижали Христа. О золотом веке Церкви, нежелании святой диакониссы лицемерно радоваться и утешительных письмах Иоанна Златоуста — Ольга Шульчева-Джарман. Времена святого Иоанна Златоуста кажутся нам порой золотым веком Церкви. Действительно – гонений нет, арианство побеждено, императоры православны, язычество изгоняется, народ валом валит в Божии храмы, оставляет языческое злочестие, приобщается православному благочестию… Эх, нам бы в эти времена — когда святой Иоанн говорил свои вдохновенные проповеди и служил Литургию, составленную им. Какое незамутненное, чистое было время! Даже гонения на праведника кажутся нам словно разыгранными в театре – ну в самом деле, не бывает же праведного без скорбей, вот и было попущено святой диакониссе, и её златоустому учителю пострадать – но дела церковные шли своим чередом, благообразно, без сучка и без задоринки. « И все же дела Церкви постоянно росли, процветали через знамения, светлели вследствие (положенных в их основание) начал. Один был спущен через окно и таким образом избежал рук начальника; других вывел Ангел и таким образом освободил от уз; иных, изгоняемых теми, которые обладали могуществом, принимали и услуживали всяким образом торговцы и ремесленники, торгующие пурпуром женщины, приготовляющие палатки и кожевники, живущие на самых окраинах городов, подле самого берега моря. А часто ученики Христовы даже не осмеливались и показываться в центре городов; если же они сами и осмеливались, то не дерзали оказывавшие им гостеприимство. Так-то текли дела посреди искушений, посреди успокоений, и раньше соблазненные впоследствии поправлялись, заблудшие приводились опять на путь и разрушенное до основания устраивалось еще лучше ».(свт.Иоанн Златоуст, Письма к Олимпиаде). С таким грустным юмором пишет святитель о той поре, которая была для его современников «золотым веком Церкви». Наверное, христиане четвёртого века хотели бы жить в веке первом, когда всё было настоящее, нелицемерное, искреннее, чистое… такое, как грезится нам о веке четвертом.

http://pravmir.ru/svyataya-olimpiada-i-t...

306. Беседа в день памяти Святителя Алексия (Говорена в Чудовом монастыре февр. 12; напечатана в Твор. Св. От. 1855 г. и в собр. 1861 г.) 1855 год Хвалю же вы, братие, яко вся моя помните, и яко же предах вам, предания держите ( 1Kop. XI. 2 ). Пятый век протекает, как блаженный Пастырь, Святитель Алексий, почил и почивает от видимых дел пастырских: и не престает паства, в срочные и несрочные дни, притекать к нему, с благоговением, с верою, с прошениями о помощи в скорбях, в нуждах, в болезнях, в бедах, в искушениях, с утвержденною опытами надеждою невидимых, но, тем не менее, действительных от него благотворений. В сем видна, с одной стороны, сила благодати, пребывающей во Святых, с другой, – постоянство благочестивого предания. Если бы Святитель благоволил отверсть уста: то не удостоил ли бы он ваше настоящее собрание такой же похвалы, какой Апостол Павел удостоил христиан коринфских: «хвалю... вы, братие, яко вся моя помните, и предания держите»? – Счастливы были бы мы, если бы явились вполне достойными такого одобрения. Предания, соблюдение которых Апостол одобряет, и через то утверждает, и предлагает к дальнейшему исполнению, суть не одного рода. Есть предания догматов, то есть, главнейших истин веры и благочестия. Есть прадания церковных правил и чиноположений, для совершения Богослужения, и особенно таинств веры. Соблюдение сих преданий лежит на попечении особенно священноначальствующих и учащих в Церкви: и в свидетели постоянного сохранения сих преданий в православной Церкви довольно представить неизменный Символ веры , от Апостолов до Собора Никейского наиболее устный, со времени сего Собора доныне писанный, и чин Божественной литургии, от Апостола Иакова до Василия Великого частию писанный, частию подражательно преемственный, а от времен Василия Великого и Иоанна Златоустог о неизменным писанием огражденный. Между преданиями, которые Апостол называет своими, есть и такие, которые, исходя от начал христианских, простираются от Церкви в обыкновенную домашнюю и общественную жизнь христиан, и составляют их обычаи. Так он повелевал христианам «отлучатися... от всяка брата безчинно ходящаго , а не по преданию» ( 2Сол. 3:6 ) Апостольскому, то есть, удаляться от сообщения с человеком, который ведет жизнь праздную и рассеянную, или обезображенную подражанием обычаям языческим. Так он предписывал, чтобы христианския «жены» ходили «во украшении лепотном, со стыдением и целомудрием, ...не в плетениих власов» ( 1Tuм. II. 9 ), по подобию жен языческих. Как предания сего рода суть более наставления и советы о приличном и полезном, нежели строгие заповеди о необходимом: то сохранение оных наиболее зависит от внимания, рассудительности, послушания и усердия получивших предания.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

30-го числа Собор трёх святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Каждый из трёх вселенских учителей и святителей отличался высокими, истинными достоинствами: Василий был глубок словом, Григорий высок, Златоуст обилен; и каждый имел у себя особенных чтителей и подражателей. Об особенных чтителях св. Василия Великого св. Григорий Богослов говорит: «такова доблесть Василия, таково величие славы, что многие, подражая даже его телесным качествам, обращали их для себя в средство к славе. Таковы были у Василия бледность лица, тихость походки, медленность в речах, необычайная задумчивость и углубление в себя; что во многих, по причине неискусного подражания и неправильного разумения, сделалось угрюмостью. Таковы же были у Василия и вид одежды, устройство кровати, приёмы при вкушении пищи; и всё это делалось у него просто. И ты увидишь многих Василиев по наружности; это – изваяния, представляющие тень Васильеву; ибо много сказать, чтоб они были и эхом. Эхо, хотя есть окончание только речений, однако же, повторяет явственно; а эти люди более отстоят от Василия, нежели сколько желают к нему приблизиться. Справедливо же ставилось в немалую и даже в великую честь, если кому случалось или близким быть к Василию, или прислуживать ему, или заметить на память что-либо им сказанное или сделанное». Народ, а особенно люди сильнейшие и умнейшие, подозревая Евсевия, епископа Кесарийского, в удалении Василия – мужа по жизни и красноречии славнейшего, и любя его, думали оставить своего епископа и собираться особо. В своём месте и Григорий Богослов имел у себя особенных чтителей. Он сам о себе говорит: «что со мною делается? Меня влекут туда и сюда; входят о трудах моих в тяжбу, без милосердия требуя с меня слова, как некоего долга, любят меня больше, нежели я сами себя. Все говорят, что не перестанут докучать мне, пока от малой искры не воспламенится огнь слова. А некоторые из них обещают уже и выгоды от моих слов, поставляют мне на вид большие награды; во-первых, ту, что они сами себе сделают добро, предав себя Богу и мне в плодоношение слова, – потом ту, что через переписку окажется добро и всем присутствующим здесь, то есть, моему клиру и моей пастве, с коими я поступил бы очень несправедливо, если бы не имел усердия благодетельствовать им всеми мерами».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Гомилетическое наследие Митрополита Иосифа С 16 августа 1920 г., после иерейской хиротонии, иеромонах Иосиф начал свое пастырское служение, при этом очень часто проповедуя. Владыка Иосиф стремился произносить проповедь на Литургии после чтения Евангелия. Говоря о проповедническом служении, он всегда подчеркивал священность того места, с которого произносятся проповеди, и что с амвона можно говорить только «во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Рукополагая ставленников, Владыка всегда обращался к ним со словом назидания в конце Литургии, нередко обращая внимание на шесть слов о священстве святителя Иоанна Златоуста . «Правда, он там очень пугает, потому что сам этого пугался, он сам этого боялся, боялся благодатных полномочий священнослужения. Но во всяком случае, Иоанн пошел и во пресвитера, и в патриарха, а поэтому все за Иоанном Златоустом идем и по нравам, и в обычае, и в осторожности...». Будучи очевидцем многих бед, которые перенесла страна в XX веке, Владыка Иосиф не был безучастен к проблемам сохранения мира на земле 57 . Его миротворческие призывы с особой силой звучали в Рождественских посланиях и проповедях в начале наступившего года. В последнем его Пасхальном послании к Алма-Атинской пастве мы читаем: «Люди разных вероисповеданий, населяющие Казахстанскую землю, имеют свои храмы и молитвенные дома. Каждый человек по своей вере, по своему убеждению имеет возможность исполнить свой религиозный долг и получить духовное удовлетворение. Молясь «о мире всего мира...» будем прилагать к молитве и лепту от трудов своих, дабы имя Господне прославлялось во всех концах земного шара в мирной благословенной обстановке во веки веков». Посещая приходы обширной Казахстанской епархии, «Владыка Иосиф произносил поучения» 58 . Наряду с некрологом в «Журнале Московской Патриархии», своеобразной летописи церковной жизни нашего времени, опубликовано «Слово в день Рождества Христово» 59 . Несколько проповедей было опубликовано в последующее время в казахстанской церковной прессе 60 . Митрополит Куйбышевский Мануил сказал по этому поводу: «Проповеди его отличаются образностью, поэтичностью и живостью» 61 . Очень часто Владыка, говоря о высоте проповеднического служения, указывал на священность возвышенного места, с которого произносится слово Божие. Основу такого благоговейного отношения к амвону Владыка получил еще у себя на родине в Могилеве 62 . В своей проповеди он однажды сказал: «И мы все, служители и проповеди яко, поставленные на эту опасную и ответственную возвышенность, должны вам говорить и проповедовать, чтобы потом Христу Спасителю сказать: «Да! Мы все дни – говорили, проповедали; а так как они приняли, то Ты ведь Сердцеведец, Господи, ниспослал им открытое сердце, о котором и они, и Церковь , и мы всегда молились: о даровании нам чистого сердца и обновления благодатного во всем нашем организме, и разума в нашем интеллекте».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Ермоген, святитель, патриарх Московский и всея Руси, священномученик (Ермолай) (память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября) Родился он не позднее 1530 года. О происхождении и образовании его никаких сведений не сохранилось. Известно только, что это был образованнейший человек своего времени, обладавший выдающимися дарованиями. Светлый ум, прекрасная память, умение разбираться в окружающей обстановке и давать ей соответствующую оценку, замечательные литературные способности – вот черты, которыми отличался первосвятитель Ермоген. Он любил читать и в свободное время занимался самообразованием, в результате чего прекрасно изучил Священное Писание , церковную и гражданскую историю, церковные уставы, творения вселенских учителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. О его дарованиях и литературных трудах похвально отзывались современники и, что особенно важно, даже недруги его. О нем сохранились следующие отзывы современников: «Он имел великий разум, смысл и мудрый ум, отличался дальнозоркостью в суждениях, был человек многого рассуждения, премудрых словес, искусный в книгах, писавший жития и каноны, муж учительный, глава всесветлая, премудрый иерарх». Не сохранилось сведений и о том, когда Ермоген начал свое общественное служение. Первое достоверное сведение о его служебном положении относится к 1579 году – ко времени обретения чудотворной иконы Казанской Божией Матери. В это время 50-летний Ермоген был священником гостинодворской церкви святителя Николая в г. Казани и являлся непосредственным участником этого замечательного события. Впоследствии он сам описал это событие и составил тропарь Казанской Божией Матери. Вскоре (видимо, после смерти жены) Ермоген принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо- Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года архимандрит Ермоген был хиротонисан во епископа Казанского и стал первым Казанским митрополитом. Он был удостоен чести быть вторым после патриарха и первым после Новгородского митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > «История творится на Небесах...» Беседа с православным философом и писателем о новой книге «Мир Креста. Беседы в Годеново» 02.12.2014 3629 Время на чтение 17 минут В издательстве « Отчий дом » вышла новая книга - « Мир Креста. Беседы в Годеново ». Книга посвящена великой святыне - единственному в мире Кресту, явленному с Неба почти 600 лет назад и находящемуся ныне в храме села Годеново, в Ярославской области. Через эту удивительную святыню, особенно просиявшую в последние годы, Господь уже многих призвал к Себе, многие именно через встречу с Годеновским Крестом открыли путь к храму. Почти все пребывающие у Годеновского Креста говорят об ощущении близости Живого Бога и о духовном пробуждении и преображении души. Что может быть дороже? Может быть, искренние, порой исповедальные, рассказы людей, из бесед с которыми составлена книга, помогут понять, как человек приходит к вере, как в нем зарождается любовь к Богу. Собранные в книге истории жизни русских людей, чьих сердец коснулась благодать Святого Креста, представляют собой живой материал по истории нашего Отечества. Для многих читателей будут откровением услышанные из первых уст рассказы о жизни русской деревни, коллективизации, войне, о лагерях и ссылках, о быте священнослужителей и буднях монастырей, о глубокой неистребимой православной вере на Руси, над которой простер свой покров Животворящий Крест Господень. Мы предлагаем вниманию читателя беседу составителя книги директора издательства Михаила Евгеньевича Шкатова с известным православным философом, богословом и писателем Виктором Николаевичем Тростниковым. М.Ш.: В 2013 году исполнилось пятьсот девяносто лет с момента явления Креста Господня на Сахотском болоте близ Ростова Великого. Чудесно обретенный вскоре после этого явления Крест многие годы находился в храме села Никольский Погост (первоначально освященный во имя святителя Николая, с 1776 года - в честь Крестовоздвижения) и всегда благоговейно почитался православным народом. В богоборческие времена Крест промыслительно перешел в храм святителя Иоанна Златоустого в селе Годеново и стал за последние годы поистине всероссийской святыней. Виктор Николаевич, что Вы думаете о месте Годеновского Креста в русской истории? В чем духовный смысл явления Креста Господня на Ростовской земле?

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/03/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Учение и Дух Великого Златоуста Память 13/26 ноября 25.11.2011 505 Время на чтение 7 минут Ко дню памяти Вселенского Учителя и Святителя Иоанна Златоуста (13/26 ноября) ниже мы помещаем статью 1907 года одного из известных русских архипастырей, митрополита (тогда архиепископа Волынского и Житомирского) Антония (Храповицкого) (1863-1936). Впервые опубликовано: Волынские епархиальные ведомости.- 1907.- С. 1081-1086 (ч. неоф.). Публикацию (по изданию: Антоний (Храповицкий), архиеп. Полное собрание сочинений. В 3-х т. Изд. 2-е. Том II. - СПб.: Изд. И.Л. Тузова, 1911.- С.426-430), приближенную к современной орфографии, специально для Русской Народной Линии подготовил доктор исторических наук, профессор А. Д. Каплин. Курсив в тексте - авторский. Цитаты оставлены без изменений . + + + Господь открыл Своей Церкви, что три Вселенские святителя имеют равное достоинство в Его всеправедных очах; но к народу Божию, народу церковному, святый Златоуст ближе всех. He говорим о нашем времени безпросветного религиозного невежества, забвение отцев Церкви, не только одичавшею паствою, но и омирщившимися пастырями: обращаем лице свое ко временам безраздельного единодушия народа и клира в жизни церковной, которое длилось у нас от времен Владимировых до дней Петровых, которое длится на православном Востоке от времен Апостольских до дней настоящих; обратим также лицо свое к тем еще «живущим и оставшимся» инокам и мирянам, особенно - единоверцам, которые живут чистоцерковным бытом. Чье имя из святых угодников услышите вы ежедневно на общественной молитве? Златоустово! Чьи книги чаще всего встретите вы в домах христианских и в наибольшем числе во святом храме? Златоустовы! Кто единственный из святых прославляется даже в день Святой Пасхи, когда упраздняются на целых 16 дней последования дневным святым? Он же, святой Златоуст, которому воспевается тропарь после Пасхальных стихир и чтение его слова. Пока чада Церкви изучали Божественное Писание, они изучали его по Златоустову толкованию, и в церкви, и дома, ибо толкования блаженного Феофилакта Болгарского, читавшиеся народу, являются лишь сокращением толкований Златоустовых. Златоуст чрез все века церковного быта остается для христиан главным истолкователем Божественного Откровения: оно входит в разумение верующих чрез Златоуста.

http://ruskline.ru/analitika/2011/11/26/...

Иоаннис Панагопулос Предисловие к русскому изданию Второй том книги профессора Иоанниса Панагопулоса, представленный теперь русскому читателю, является частью грандиозного научного проекта, который должен был охватывать исследование святоотеческой экзегезы с I по XV век. Целью автора было привлечение внимания и возрождение интереса – прежде всего своих соотечественников, а затем и международного научного сообщества – к живой традиции толкования слова Божия, действием Духа Святого никогда не прерывающейся в лоне Православной Церкви. К сожалению, преждевременная кончина автора не позволила ему перейти к поздневизантийской экзегезе – периоду, почти вовсе не освещенному в научной литературе. Настоящий второй том был издан уже посмертно, на основании сохранившихся электронных архивов и разрозненных публикаций, заботами ученика и коллеги почившего, проф. Сотириоса Деспотиса и вдовы Елены Коттини-Панагопулу. Этот том включил в себя библейскую экзегезу отцов Каппадокийцев и, так называемых, «традиционных Антиохийцев» IV и века (Диодор Тарсский, Севериан Гавальский, Феодор Мопсуестийский и бл. Феодорит Кирский ). Труды главного антиохийского экзегета, святого Иоанна Златоустог о, как, очевидно, выходящие за рамки собственно антиохийской традиции, здесь не рассматриваются. Следует иметь в виду, что глава о святителе Григории Нисском готовилась автором в качестве доклада и не предназначалась для этого тома. Греческие издатели решили включить сюда этот материал, поскольку он в сжатом виде дает исчерпывающее представление о всей святоотеческой библейской герменевтике. В греческом издании второго тома по чисто техническим причинам отсутствует также глава, посвященная святителю Василию Великому (издатели не смогли открыть поврежденный электронный файл), отчего общая картина каппадокийской герменевтики была неполной. Для настоящего русского издания проф. Константином Белезосом, сотрудником приснопамятного И. Панагопулоса по Афинскому Университету и исследователем его научного наследия, была любезно предоставлена печатная копия этой главы. Кроме того, по совету проф. Константина Белезоса и с согласия греческого издательства в русскоязычное издание второго тома в качестве приложения была включена статья проф. И. Панагопулоса о святителе Фотии Константинопольском , существенным образом дополняющая многогранную картину святоотеческой герменевтики. Таким образом, русское издание оказалось на две главы полнее греческого.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tolkova...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 15 дней Монах Симеон Афонский. Птицы Небесные. Первые годы Монах Симеон Афонский. “Птицы Небесные или странствия души в объятиях Бо­га”     Публикуем главы из книги: Монах Симеон Афонский . “Птицы Небесные или странствия души в объятиях Бо­га” - Афон   ЧАСТЬ 1. ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К МОЛИТВЕ В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. (Ин. 1: 4) Помяни, Господи, иже в пустынех, и горах, и вертепех, и пропастех земных. Помяни, Господи, иже в девстве и благоговении, и постничестве, и в чистом жительстве пребывающих. Литургия святителя Василия Великого Святая Гора Афон, 2012 год. ВВЕДЕНИЕ Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя, Господь утверждение мое и прибежище мое. Литургия святителя Иоанна Златоустого Уступая неотступным просьбам братства пустыни Новая Фиваида и духовных чад, сознавая свое крайнее убожество, не без робости отважилась душа моя на описание восхождения к Богу не столько самого себя, сколько, в целом, нашего поколения и особенно - лю­бимого нами старца и духовного отца архимандрита Кирилла, а также всех, чьи судьбы пересеклись с личными не всегда прямыми жизненными путями. Поскольку невозможно изложить полностью историю жизни да­же одного человека, не удлинняя безконечно повествование, при­шлось ограничиться теми фрагментами из драматических эпизо­дов близких нам людей, которые запомнились остротой и жаждой поиска Бога или посильным приближением к Нему, так как вся жизнь человеческая при пристальном рассмотрении, возможно, ценна именно этими возвышенными переживаниями. Принимаю все укоризны и упреки за повествование этой дол­гой истории от первого лица, ибо не нахожу возможным изложить все события как-либо иначе, а также прошу простить несовершен­ство данного непосильного для меня повествования. Вследствие того, что многие лица чрезвычайно близки мне и дороги, были изменены их имена, за исключением отшедших в мир иной - веч­ная им память. При описании случившихся событий я стремился показать, что жизнь всякого человека на пути к Богу - это одухотворенный гимн о героическом возвышении человеческого духа из глубочайшего падения к Божественной любви и соединению с Господом Иисусом Христом. В глубоком благоговении, изумляясь неисповедимым судьбам Божиим, смиренно склоняюсь перед немеркнущим сия­нием премудрости Божией и ее непостижимым Промыслом.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=239...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010