Надежда Надежда – это якорь христиан, плавающих по морю мира сего в корабле тела (1). Будем же подражать грешнице: припадем к ногам Христовым и омоем их слезами. «Придите, поклонимся и припадем Ему, и восплачем пред Господом, сотворившим нас» ( Пс. 94:6 ), а мыслями покаяния, исходящими из сокрушенного сердца, отрем, как власами, и тогда мы получим прощение многих наших грехов и святость праведничества. Чем же примем это? Покаянием с надеждою, ибо «надежда не постыжает» ( Рим. 5:5 ). Мы имеем много примеров, как великие грешники, получив прощение за покаяние, достигли великой святости (1). Не умолчим и о вреде душевной внутренности, о вреде тяжкой болезни совести, ни для кого невидимой и нелегко исцелимой. В чем же она заключается? А вот в чем: в надежде неопределенной, особенно же ложной, в надежде на вставание от падения, на покаяние и на новое получение милости. Многие после покаяния возвращаются к своим прежним беззакониям с такой надеждой, говоря самим себе: «Согрешил и покаялся, еще согрешу и еще покаюсь, ибо написано у Отцов: сколько раз падешь, столько раз и восстань, и спасешься». О ложная надежда! О туманное упование, основанное не на твердом камне, но на песке! Не тебе, не тебе, возвращающемуся к прежнему злодеянию добровольно и нарочно, не тебе служит это писание: сколько раз упадешь, столько встань и спасешься, – но тем, которые случайно впадают в какой-либо грех, а не по нарочитому изволению и намерению. Тебе же нужно слышать громогласного церковного учителя, святого Иоанна Златоустог о, говорящего так: «Недостоин прощения тот, кто после Причащения снова согрешает. Недостоин здоровья тот, кто после исцеления снова сам себе причиняет раны. Недостоин очищения тот, кто после очищения снова оскверняет себя». Таких людей, которые возвращаются к своим прежним грехам после покаяния и говорят себе: «Покаюсь еще», – надежда таких людей подобна надежде Сампсоновой. Вы знаете, какими искушениями был искушаем сильный Сампсон со стороны коварной прелестницы Далиды для того, чтобы он только сказал ей, в чем заключается его сила, но он обманывал ее разными выдумками, то говоря ей, что изнеможет тогда, если будет связан семью мокрыми тетивами, то будто бы тогда, если будет связан новыми веревками (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Златоустовский монастырь   Златоустовский монастырь Не смотря на то, что Святитель Иоанн Златоуст достаточно известен в церковной среде, храмов и монастырей посвященных ему не так много. Таким редким посвящением обладал не существующий ныне Московский Златоустовский монастырь Во имя св. Иоанна Златоуста в старой Москве был освящен древний монастырь, стоявший между Мясницкой и Покровкой. Он дал старомосковское название двум прилегавшим к нему переулкам - Большой и Малый Златоустинские. В советское время они были переименованы в Комсомольские, потому что ЦК ВЛКСМ поначалу работал в одном из них. Обитель была уничтожена после революции. Неизвестно точно, кем и когда был основан Златоустовский монастырь. Известно лишь то, что первая деревянная церковь во имя св. Иоанна Златоуста появилась здесь задолго до слободских поселений мясников и огородников, примерно в конце XUV века. Она была построена на древнем посаде московскими гостями, то есть торговыми людьми, ибо посад тогда шел от Кремля вплоть до этой территории, а стены Китай-города, отделившей посад от остальной Москвы, еще не было. Видимо, спонтанно, в тихом месте близ Кремля возникло поселение монахов. Впервые Златоустовский монастырь упоминается в летописи в 1412 году, когда здесь был похоронен архидиакон новгородского владыки Иоаким. И еще известно, что возвышение и процветание этого монастыря было связано со старанием великого князя Ивана III. Здесь во второй половине XV века стоял его загородный дворец, вокруг которого он усердно облагораживал прилегавшую городскую территорию. Эта его деятельность запечатлелась в старомосковском названии близлежащего Старосадского переулка между Покровкой и Солянкой - здесь повелением Ивана III были разбиты великолепные сады с фруктовыми деревьями, их свежие плоды подавались прямо на стол московскому правителю. Отсюда вся эта местность называлась в древности Старый Государев сад, или просто Старыми Садами, потому что Новый Государев сад был разбит немного позднее на Софийской набережной против Кремля.

http://sedmitza.ru/text/965205.html

Москва. Златоустовский мужской монастырь. Собор Иоанна Златоуста. Собор.  Утрачен.   Престолы: Иоанна Златоуста Год постройки:Между 1660 и 1663. Год утраты:1933 Адрес: Москва, Большой Златоустинский пер., 5, стр. 2 Координаты: 55.759046, 37.63314 Проезд:метро Китай-Город, метро Лубянка Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1478 году по приказу князя была построена новая каменная церковь на месте старой деревянной. Всего за один год псковские зодчие построили новый пятиглавый собор во имя св. Иоанна Златоуста. Храм был освящен 27 января в день ангела князя. Последний по времени собор возведен в 1660-63 гг, сильно перестроен в 1700 году. Большое 5-главое крестовокупольное трехнефное здание, с трех сторон окруженное галереей. Отдельная колокольня постройки 1746 году. Снесен в 1933 году. Иоанна Златоуста, святителя, в Златоустовском монастыре собор Между современными улицами Мясницкой и Маросейкой проходит Большой Златоустовский переулок. Это название было дано по древнему монастырю во имя архиепископа Константинопольского Иоанна Златоуста, одного из величайших отцов Церкви. Монастырь был поставлен на довольно плоском месте вдали от реки, но на развилке дорог, на границе города. Он располагался на дороге, идущей от Ильинских ворот Китай-города на северо-восток к Сретенским воротам и далее в Троице-Сергиеву лавру и на Ростов и Ярославль. Около обители дорога раздваивалась, второй путь вел к царским селам Красному и Преображенскому. Монастырь был основан московскими «гостями» (купцами), и впервые упоминается в 1412 г., когда в нем был погребен Иоаким, архидиакон новгородского митрополита Иоанна. Великий князь Иван III в 1479 г. построил в обители вместо деревянной каменную церковь во имя святого Иоанна Златоуста, своего небесного покровителя. Он же возобновил монастырь, приходивший к концу XV века в упадок. Его игумен был поставлен Иваном III «выше всех соборных попов», – говорится в летописи. Иван III построил здесь и вторую каменную церковь – святого Тимофея, в день памяти которого он родился. Работы производили псковские мастера, строившие в Кремле Благовещенский собор. Оба храма были соединены в один ансамбль.

http://sobory.ru/article/?object=34968

Скачать epub pdf «Когда вы соберетесь после предания земле моего бренного тела, отслужите литию сядьте вокруг стола, и пусть старший из вас, о. Владимир Смирнов, прочтет вам мое последнее слово, и пусть оно будет моей исповедью и задачей для вас... Завещаю вам, моим духовным чадам, всегда иметь перед своим духовным взором этот Златоустовский огонь, – он всегда поможет удержаться, или, если упал, – подняться на соответствующую вашим силам Христову высоту. Бойтесь только обращать в нечто привычное и будничное, прозаичное и земное Святое Евангелие и переданное нам служение ангелов . Пусть Златоустовский огонь будет вашим идеалом, вашим небом; имейте всегда перед вашим духовным взором Лествицу Иаковля. Будьте ближе, как позволят вам это ваши силы, к Неопалимой Купине... Вспомните вот о такой любви: «Господи, если за мои грехи Ты пошлешь меня в геенну, и там я не перестану любить Тебя». Эти слова, кажется, святителя Димитрия Ростовского ... Всегда имейте в сознании Божественный Огонь, сошедший на землю, Божию Любовь , посетившую нас; животворящий Крест, возрождающий души наши. Пусть всегда перед вами будет знамение нашего удела на земле, нашей судьбы, уготованного нам наследия милостию Божией, – Божия Матерь. Она и есть Неопалимая Купина, к которой Господь судил нам приближаться...» Это – выдержка из завещания протоиерея Иоанна Потапова, духовного отца протоиерея московского храма Илии Обыденного Владимира Ивановича Смирнова (1903–1981), со дня рождения которого в 2003 году исполняется 100 лет и о котором пойдет речь в нашей статье. …Небольшой храмик в честь пророка Илии стоит в самом центре Москвы, почти теряясь среди окружающих домов. В 1960 – 1970-х годах сразу при входе в храм вас встречал его многолетний верный страж Виталий Сергеевич – высокий пожилой мужчина (ныне покойный), помогавший клирошанам протиснуться сквозь толпу народа. Со стены взирал Спаситель, проникновенно написанный во весь рост священномучеником Серафимом (Чичаговым) . По праздникам и воскресным дням справа за свещным ящиком можно было видеть старосту Макара Никифоровича Гончарова. Купив у него свечку, проходили к солее основного храма – к чудотворному образу Богоматери «Нечаянная радость».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

§ 172. Златоустый – вселенский учитель по общему отзыву. Сочинения его. I. Он – духовный оратор, а) Ораторский талант его. Восток и Запад вскоре после кончины св. Иоанна признала его вселенским учителем, величайшим светильником мира 1125 , столпом Церкви, светом истины, трубою Христовою 1126 , мудрым истолкователем таин 1127 , богоносным и боголюбезным Иоанном 1128 . Прп. Иоанн Кассиан писал чадам Константинопольской Церкви: «помните Иоанна, того Иоанна, который точно подобно Иоанну Евангелисту, апостолу Иисусову, возлежал, всегда на персях Господа» 1129 . Трудно обнять памятью все, чтò изглаголали уста необыкновенного пастыря и учителя Церкви. Так много говорил и писал св. Иоанн! Многое из трудов его для нас потеряно, иное и от того, что не призванные ценители трудов его дозволяли себе переделывать чужие труды по своему вкусу 1130 . Несмотря на то и для нашего времени осталось так много драгоценных трудов великого святителя Церкви, как ни одного из прочих учителей Церкви греческой 1131 . 1) Имя святителя Иоанна прежде всего вызывает собою мысль о необыкновенном проповеднике и наставнике Церкви. Древность почтила св. Иоанна именем Златоустого 1132 и имя учителя златоточивого вполне принадлежит ему по общему суду. Богатство, сила, увлекательность красноречия его необыкновенны. «Не говорю о других, писал св. Исидор, сам Ливаний, столько известный по красноречию, изумлялся языку знаменитого Иоанна, его изяществу мыслей и силе доказательств» 1133 . Ливания пред смертию спросили: кого из учеников своих хотел бы он иметь своим преемником? Ливаний отвечал: «Я бы избрал Иоанна, если бы христиане не похитили его у нас» 1134 . По собственным беседам Златоустого видим, что слова его и в Антиохии и в Константинополе были оглашаемы рукоплесканиями; иногда благодарил он своих слушателей за такую любовь их к слову его, считая восторги их за плод усердия их в слову Божию 1135 и к славе Божией 1136 : но чаще был недоволен. И в последних беседах своих антиохийских он уже не упоминает о рукоплесканиях народа, знак, что он наконец убедил антиохийцев оставить обыкновение прежнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Произнесено в великой церкви Киево-Братского монастыря 13 ноября 1907 г. «В память вечную будет праведник» ( Пс.111:6 ). Сегодня по всей православной церкви от края ее и до края прославляется одно имя, – имя великого Учителя и Святителя Христова св. Иоанна Златоуста . Все полно им. Все стремятся так или иначе выразить свою любовь и благоговение к славному пастырю Христова стада. Радуется ныне церковь константинопольская, на престоле которой некогда сиял сей великий светильник, торжествует и церковь антиохийская, ибо в недрах ее он возрос и укрепился, празднует и церковь российская, столь усердно во все века своего бытия назидавшаяся его творениями. Что же случилось, что дает повод к такому торжественному празднованию памяти св. Иоанна Златоуста ? А то, что ежегодное воспоминание блаженной кончины его и переселения из земной юдоли в вечную бессмертную славу на небесах ныне усугубляется тем обстоятельством, что в текущем году, в праздник Воздвижения Креста Господня, исполнилось 1500 лет со времени этой кончины великого Святителя. Пятнадцать веков непрекращающегося и неумаляющегося, но возрастающего в своей силе и объеме влияния на весь христианский мир, это торжество великого духа над смертью и временем, которым подвластно все человеческое, это своего рода историческое чудо – вот что заставляет нас на рубеже новых веков и тысячелетий того же неизменного влияния великого Святителя обратиться к нему всей душой, излить пред ним всю благодарность любящих чад и восхвалить его всеми похвалами, на какие мы только способны. Это и происходит ныне по всему пространству православной церкви: всюду воспевается великий во иерархах Иоанн и тысячи похвальных слов произносятся в честь и память его. Но кто может по достоинству восхвалить св. Иоанна Златоустог о? Еще св. Прокл Константинопольский , один из ближайших преемников его по кафедре, говорил, что этого никто не может сделать, разве другой бы такой же Иоанн ныне явился. Но Церковь имела только одного Иоанна Златоустог о и нет поэтому слова достойному служителю Слова. Однако так как память его, слагающаяся, по выражению того же св. Прокла, из воспоминания его бесчисленных трудов, подвигов и наставлений, подобно переполненной водами реке, напояет души верных, то и мы с вами, братие, должны прильнуть к этой реке и, хотя мало, испить от ее живительных вод.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Grisy...

13-е Святого отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Цареградского Иоанн, наставник вселенский и победитель душ силою своего истинно-божественного дара слова, на которое отозвался мир наименованием его «Златоустым, устами Христа, устами Божиими», родился в Антиохии Сирийской в 347 году. – Сын одного из начальников войск, находившихся в Сирии, по имени Секунда, Иоанн еще в колыбели, по смерти отца своего, остался сиротою, но имел счастие найти в своей матери, по имени Анфусе, такую любящую, благочестивую и умную воспитательницу, которая сумела оградить его от всех бедствий и лишений раннего сиротства, сумела восполнить одним своим христианским, и потому всеобъемлющим, влиянием незаменимую для сына утрату отца. Под этим-то влиянием своей матери, отказавшейся, не смотря на свою молодость, от вступления в новый брак и сосредоточившей всю свою душу на своих детях, сыне и дочери, Иоанн получил первые уроки в христианских истинах и благочестии, которые сказались в нем впоследствии бессмертною славою образцового подвижника, отца Церкви, вселенского учителя. Еще в нежном возрасте Иоанна мать его успела возбудить в нем ту силу и образовать постоянство, которые сделались основными свойствами его характера. Замечая его необыкновенные природные дарования, она, пользуясь пребыванием в Антиохии, столице Востока, многих лучших ученых наставников по всем отраслям наук и владея богатым состоянием, оставленным ей мужем, имела возможность доставить Иоанну лучших учителей. Подготовленный домашним воспитанием, он продолжал его в языческих школах, так как прежние, христианские школы были закрыты богоотступником Юлианом, а новых еще не успели устроить. Но это обстоятельство не повредило юноше, в сердце и уме которого уже твердо насаждены были христианские чувства и понятия. Притом же, так как он был приучен к полной откровенности с матерью, то она была в состоянии следить за всеми его впечатлениями и направлять их. В школах Иоанн занимался так успешно, особенно в красноречии, что, поражал не только товарищей, но и преподавателей. Ливаний, опытный софист, пожелал в присутствии большего собрания прочесть блистательную речь своего ученика, написанную им в похвалу императоров, и, кончив чтение, при общем рукоплескании воскликнул: «счастлив писатель, умеющий так прославлять императоров! Но также счастливы те императоры, которые царствуют в то время, когда мир владеет таким писателем!» – Этот же знаменитый ученый Ливаний через несколько лет после того, перед смертию своею, на вопрос: кого бы он желал иметь своим преемником? – отвечал, что он избрал бы Иоанна, если бы его не похитили христиане... и вообще предсказывал Иоанну блистательную будущность в свете.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Собор «при Дубе» (403 г.), или Тяжкое испытание в жизни святого Иоанна Златоуста Значение и интерес собора «при Дубе». – Два главных врага св. Иоанна Златоуста ; объединение вокруг них других лиц, питавших нерасположение к святителю. – Место, где собрался собор против Златоуста («при Дубе»). – Состав собора и его деятельность. – Шесть видов обвинений, предъявленных здесь против Златоуста. – Разъяснение, разбор или опровержение этих обвинений. – Златоуст и привязанные к нему любовью епископы. – Приглашение собора к Златоусту явиться сюда. – Отказ Златоуста последовать приглашению. – Приговор собора над Златоустом. – Изгнание Златоуста и торжественное возвращение его на архипастырскую кафедру столицы.     Собор «при Дубе» представляет собой печальный эпизод в жизни архиепископа Константинопольского св. Иоанна Златоуста . Он был тяжким испытанием в жизни этого святителя. На нем употреблены были все усилия, на какие только способна злоба и ненависть, для того чтобы очернить и обесславить имя великого архипастыря, поистине блиставшего как замечательным умом и проповеднической деятельностью, так и святостью и добродетелями. Великих людей чаще всего посещают великие искушения. Так было и со Златоустом. Быть может, и нельзя сделаться великим человеком, не перенеся великих искушений. Это подтверждает и собор «при Дубе». Он показывает нам не только степень злобы людской, направляющейся против истинной святости, но и дает ясное представление о высотах духа истинно-добродетельного мужа, не смущающегося при виде всей ярости почти нечеловеческой вражды. В этом главный интерес указанного собора. Но, кроме того, история этого собора переносит нас в начало V века, в столицу Империи – Константинополь. Здесь встречается для нас много явлений, обычаев, фактов, возбуждающих полное любопытство. Словом, читаем такую страницу церковной истории, которая мало кому известна. Но обращаемся к нашему рассказу 219 . Чтобы мог составиться собор, поставивший себе целью очернить имя великого святителя и наделать ему много неприятностей, для этого, само собой понятно, должны были быть у Златоуста не только непримиримые, но и сильные по своему внешнему положению враги. О них прежде всего и скажем.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ЗЛАТАЯ ЦЕПЬ» («ЗЛАТАЯ ЧЕПЬ») название неск. древнерус. некалендарных в своей основе четьих сборников относительно устойчивого состава, не связанных между собой по содержанию, в к-рые входят Слова и поучения, естественнонаучные и исторические статьи, жития святых. В «З. ц.» содержатся произведения визант. авторов: святителей Иоанна Златоуста , Василия Великого , Григория Богослова , Геннадия I , патриарха К-польского; труды слав. книжников: святителей Климента Охридского, Кирилла Туровского, Серапиона Владимирского, а также Козьмы Пресвитера и др., анонимные сочинения. Большая часть поучений, входящих в «З. ц.», посвящена истолкованию богослужения и устава: «Слово откровеньи святого отца нашего Григория Богослова о святой службе истолковано», «Воображение о церкви», «Слово святого Василия, толкование ученического чина, что есть иерей и по коему желанию глаголет священник, что есть остригание главы его, что есть манатья его, что есть стихирь его», «Слово о посте о Велицем, и о Петрове говеньи, и о Филиппове» и др. Мн. поучения посвящены церковным праздникам: «Слово о Воскресении Господни и о Светлой недели», «Слово святого Иоанна Златоустого на Благовещение архангела Гавриила святой Преславной Богородице», «В Неделю первую поста поучение Иоанна Златоустого», «Слово на Вербницы великого Антиоха Ерусалимского» и др. Некоторые Слова имеют катехизический характер: «Поучение правыя веры душеполезно», «Слово о Ветсем Законе и о Новем» и др. Ряд статей посвящен посту, молитве и иным христ. добродетелям, в др. поучениях осуждаются пороки («Слово святых отец о пьянстве», «Слово некоего старца о подвизе душевнем и пьянстве», «Слово святого Ефрема о мирстей суете» и др.), в т. ч. пороки духовенства («Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»). Большое число статей посвящено взаимоотношениям внутри христ. общества (Слова «о соседе», «о монастырех», «о епископе», «о попех», «о князех», «о друзех», «о челяди», «о волхвах», «о тайне», «о рабех» и др.).

http://pravenc.ru/text/ Златая цепь ...

  Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого О тайне богословия Божественная Литургия 12 февраля 1998 года   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого - праздник богословия, в песнопениях которого мы непрестанно слышим, как трое святителей призывают в своих молитвах Пресвятую Троицу. Это та неизреченная тайна Бога и Церкви, которая говорит о том, что, подобно тому, как три ипостаси во Едином естестве - Бог наш, так и тайною Воплощения Сына Божия Церковь становится единою природой со множеством ипостасей: как единство в истине и любви, которое совершается даром Божиим роду человеческому. Этой тайне учат нас церковные учители, имеющие особое, как говорит апостол Павел, призвание в служении Церкви: учительское. Все мы призываемся в этот день к тому, чтобы осознать важность для нашей духовной жизни истинного исповедания веры. Как говорит святитель Кирилл Иерусалимский, дела добрые без догматов ничто. И исповедание догматов без наших дел тоже не имеет значения. Каждый из нас крещен во имя Пресвятой Троицы - " во имя Отца и Сына и Святаго Духа " . За Божественной Литургией мы исповедуем Символ нашей веры прежде, чем вступить во Святое Святых - в Божественную Евхаристию. И прежде, чем приобщиться Святых Христовых Тайн, мы вместе с апостолом Петром исповедуем Иисуса Христа Сыном Божиим - тайну, которую не плоть и кровь открывает человеку, а Отец Небесный, сущий на небесах. Это ключ к пониманию того, что являют своей святостью святые Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Их учительство сопряжено именно с их святостью, с приобщенностью Тому, Кто Един свят, - к Богу нашему, и без этого, хотя бы малого прикосновения к новой жизни, без видения Бога человек не может богословствовать. " Тайна богословия заключается в том, - учит преподобный Силуан, - что человек совершенный никогда и ничего не говорит от себя, а только то, что говорит через него Бог " . Тайна богословия в том, что человек говорит не то, что он слышал от других людей, а то, что, по милости Божией, он познал в своем личном духовном опыте. В конце концов, только именно такое богословие приемлется истинным. Но путь к нему - вся наша жизнь в послушании Церкви, в устремленности к богооткровенным тайнам, которые Духом Святым даны людям, больше нас молившимся Богу.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_11...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010