Аудио   Введение Отдел I. О начале христианской жизни чрез святое крещение, с указанием – как сохранить сию благодать в период воспитания Как начинается в нас христианская жизнь? Как начинается жизнь христианская в таинстве крещения? Отдел II. О начале христианской жизни чрез покаяние или о покаянии и обращении грешника к Богу Как начинается христианская жизнь в таинстве покаяния? 1. Состояние грешника 2. Действие Божией благодати 3. Пробуждение грешника от греховного сна 4. Чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешников от сна греховного 5. Обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати 6. Восход до решимости оставить грех и посвятить себя богоугождению А. Восход до решимости оставить грех Б. Восход до обета посвятить себя Богу 7. Облечение силою свыше на дело богоугождения в таинствах покаяния и причащения А. Кающемуся изрекается всепрощение в Таинстве покаяния Б. Кающийся приступает к Таинству святого причащения Отдел III. О том, как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь, или то же о порядке богоугодной жизни Как совершается, зреет и крепнет в нас христианская жизнь 1. О хранении духа ревности по Богу А. Внутрь-пребывание Б. Зрение другого мира В. Стояние в чувствах, доведших до решимости 2. Указание упражнений, способствующих к утверждению в добре душевных и телесных сил человека А. Упражнения, способствующие к образованию душевных сил по духу христианской жизни Б. Держание тела по духу новой жизни В. Порядок внешней жизни по духу жизни новой Г. Благодатные средства воспитания и укрепления духовной жизни Д. Приближение к непрерывному говению 3. Правила брани со страстями, или начала самопротивления 4. Начатки восхождения к живому богообщению А. Восхождение к Богу Б. Живое богообщение совершается в состоянии безмолвия, приводящего к бесстрастию Святого отца нашего Иоанна Златоустого уроки о воспитании Приложение Тропарь святителю Феофану, глас 8 Кондак святителю Феофану, глас 4     Введение В «Начертании христианского нравоучения» изображены обязательные для нас чувства и расположения, но этим сказано далеко не все, потребное к устроению своего спасения. Главное дело у нас действительная жизнь в духе Христовом. А этого только коснись, сколько откроется недоумений и сколько, поэтому, потребно указаний, и притом почти на каждом шагу!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Б. Византийская группа 1. Литургия свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста Эти две литургии преимущественно привлекают внимание православного литургиста-исследователя, так как они, сохранившись от дней древних, вошли и остались в исключительном и повседневном употреблении у нас, вытеснив из практики тоже православные литургии ап. Иакова и ап. Марка. Исследование их истории представляет немалые трудности из-за недостатка достоверных свидетельств и безупречных документов. Если, с одной стороны, предание говорит о составлении этих евхаристических чинопоследований самими великими вселенскими учителями и просветителями св. Василием и св. Златоустом, то, с другой, никаких документальных и бесспорных материалов, современных той эпохе, мы не имеем. В самом деле, древнейшие формуляры их литургий – в кодексах IX или, в лучшем случае, VIII веков, так называемом Барбериновском, Севастиановском и Порфириевом, если принять за доказанное, что последний, этот «сапфир синайский», как его назвал сам преосв. Порфирий (Успенский) , действительно древнейший из всех и может быть датирован VIII веком. Пробел между IV и VIII веками нам заполнить нечем, в смысле документальных данных. Ясно, что тот вид, в котором представлены эти литургии в упомянутых рукописях, не соответствует эпохе каппадокийского и великого константинопольского святителей. Помощи ждать нам неоткуда. Остается только путь сравнительных изысканий, очень строго-критического подхода к отзывам современников и к свидетельствам жизнеописателей, и т.д. Работа уже проделана огромная, если принять во внимание труды и исследования: у нас – профессоров А. Дмитриевского , Н. Красносельцева , о. М. Орлова , А. Петровского , М. Скабаллановича , а на Западе – Goar’a, Brightman’a, Swainson’a, Cabrol’я, Dom de Meester’a и многих других. Но, тем не менее, ряд неясностей остается, и во многом нам приходится удовлетвориться одними предположениями и догадками. Предание в лице св. Прокла Константинопольского и св. Амфилохия Иконийского , людей очень близких по времени к интересующим нас святителям-литургистам, говорит, что св. Василий сократил существовавший до него чин литургии св. ап. Иакова не столько потому, что он сам считал ее слишком длинной, сколько из снисхождения к народу, его слабости и невнимательного отношения к совершающемуся евхаристическому Жертвоприношению. По свидетельству св. Амфилохия, сам св. Василий составил своими словами чин литургии. Исходя из тех же соображений, действовал и св. Златоуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Барнаул. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:Между 1795 и 1815. Год утраты:1935 (разрушена) Адрес: Располагалось она на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Координаты: 53.329617, 83.796467 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Каменное здание Богородице-Одигитриевской церкви начали строить в 1795 г., закончили в 1815 г. Освящена в 1815 г. Располагалось оно на пересечении Московского переулка (пр. Ленина) и Большой Тобольской улицы. Рядом находилась базарная площадь. Деньги на строительство выделил купец Иван Пуртов. Здание было «двухэтажным, крыша железная, покрыта зеленой краской, утварью достаточное». Эту церковь называли в Барнауле «купеческой»: по месту расположения у Торговой площади и церковными старостами в ней были долгое время представители купеческого рода Суховых. В 1914 году церковь обслуживала около 1300 прихожан, при ней действовали церковно-приходская женская школа и школа грамоты. После 1935 года здание было разобрано. От усадьбы храма остались сквер и искаженное перестройками церковное гостиничное здание. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1842054 Одигитриевская церковь каменная, двухэтажная, во имя Пресвятой Богородицы Одигитрии и во имя Преображения Господня, с двумя приделами в нижнем этаже: во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого и во имя св. пророка божия Илии, построена в 1815 г., расстоянием от г. Томска 385 верст. Причта по штату: священник, диакон и псаломщик. Содержание причта при готовых причтовых домах: проценты причтового капитала 500 руб. 86 коп. и доходы от треб. Прихожан обоего пола 1300 душ, в том числе, раскольников и иноверцев 70 чел. При церкви часовня, построена в 1884 г. Церковно-приходская женская школа открыта в 1900 г. и школа грамоты. В районе прихода три школы гражданского ведомства. Церковно-приходское попечительство существует с 1898 г.

http://sobory.ru/article/?object=37171

Благодарение Богу, уже из другой часовни Преображенского богаделенного дома устроена православная церковь , и 19 декабря торжественно освящена Московским Архипастырем Филаретом. Часовня эта, так названная от часов, в ней отправлявшихся, известна была под именем Крестовоздвиженской и падворотной; она сооружена над воротами дома, в конце XVIII века, по образцу надворотных церквей в древних иноческих обителях, или вернее сказать, по примеру Поморской киновии. 1 Этой моленной дано внешнее подобие христианскаго храма, увенчанного пятью главами; но внутренность не соответствовала внешности. На восточной стороне моленной помещены были древние иконы, собранные учредителем с особенным тщанием; здесь предлежали: Крест, как жертвенник, на коем принесена была искупительная жертва, и Евангелие, призывающее верующих к трапезе Господней во оставление грехов. Более полвека, пред сими заветами спасения теплились неугасимые лампады, зажигались свечи, курился ладан в кацеях; молившиеся клали поясные и земные поклоны с лестовками в руках. Здесь также были чествуемы и ублажаемы лики Св. Иакова Апостола, брата Господня, и трёх вселенских Святителей Василия Великого , Григория Двоеслова и Иоанна Златоустог о, передавших православной Церкви священный чин божественной литургии; но отправлялось одно только молитвословие без священнодействия; потому что не признаваемо было священство, установленное самим Спасителем, a вместе с тем и совершаемые пресвитерами Таинства, посредством коих сообщается человеку благодать. А как и в учреждении самого молитвословия необходимы лица руководствующие и совершающие, или предстоятели: то здесь заменили их, так называемые отцы, избранные из среды общины. Удалясь от отеческого дома «на страну далече,» 2 сии отцы составляли сборища, подобные тем, какие Св. Василий Великий называет самочинными, 3 действовали священная не данною им властью, восхищали себе право связывать и разрешать. В столь явном противоречии с Евангельской истиной, с учением православной Церкви и с самими собой, самозванные пастыри нарушали единение веры, следственно отчуждали себя и последоватей своих от общения с самим Христом и с Его Церковью , которой, по Его обетованию, «врата адовы не одолеют» 4 . Веруя в непреложность такового обетования, как сомневаться в неиссякаемости благодати Божией и в непрерывности священства, продолжающегося от Апостолов и утверждённого на самом Иисусе Христе, как единой вечной главе Церкви!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Богослужение: зачем мы храним «преданья старины глубокой»? Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. 4 февраля, 2010 Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. Пожалуй, самая яркая и сразу бросающаяся в глаза черта Православного Богослужения — традиционность. В самом деле, ежедневно в православных храмах совершается литургия Иоанна Златоустого (годы жизни 347-407), и это не какое-то почетное или условное название – текст этой важнейшей службы действительно был составлен великим константинопольским пастырем и богословом более 1600 лет назад, а практика проведения ее в наши дни очень мало отличается от той, что была привычной святителю. Просто представьте себе: 16 столетий! В древних церквях — как дома Если бы современный православный христианин попал в древние времена, он, хотя и отметил бы некоторые необычные мелочи, но в целом чувствовал  бы себя в древних церквях, как дома. В то же время при столкновении с абсолютно любым другим аспектом жизни того времени – бытом, этикетом, правосудием, строительством, сельским хозяйством, военной службой– нашего с вами современника ждал бы жесточайший культурный шок. Но и 16 столетий – не предел. В некоторых православных храмах литургия и сегодня совершается по чину апостола Иакова, брата Господня, первого епископа Иерусалимского. Да, этот чин, довольно распространенный в первом тысячелетии,дошел до нас со значительными изменениями, и, пожалуй, можно оспорить авторство апостола Иакова. Но тем не менее нет никаких сомнений, что в значительной своей части он восходит к апостольским временам!

http://pravmir.ru/zachem-my-xranim-preda...

Божественная литургия Великого четвертка и особые чинопоследования этого дня: освящение мира, омовение св. престола, общее маслоосвящение, умовение ног Источник Скачать epub pdf Содержание Божественная литургия и вечерняя трапеза Освящение мира Омовение св. престола Общее маслоосвящение Умовение ног     Новая статья из цикла продолжающихся публикаций доцента МДА священника Михаила Желтова посвящена богослужебным особенностям Великого Четвертка. К статье прилагаются «Чин омовения Святые Трапезы», «Чин омовения ног», «Слово святителя Иоанна Златоустог о во святый Великий Четверток», а также «Порядок совершения общего маслоосвящения в Успенском соборе Московского Кремля в XVII веке». Великий четверток, то есть четверг Страстной седмицы, посвящен воспоминанию событий, непосредственно предшествовавших взятию Господа Иисуса Христа под стражу и Его Распятию: Тайной вечере, во время которой Господь установил таинство Евхаристии и омыл ноги ученикам, ночного моления Христа в Гефсиманском саду и, наконец, предательского лобзания Иуды, послужившего знаком для взятия Господа под стражу ( Мф 26. 17–56 ; Мк 14. 12–50 ; Лк 22.1–53 ; Ин 13; 18. 1–11 ). Великий четверг, непосредственно примыкая к трем главным дням церковного года – Великой пятнице, Великой субботе и Пасхе, приближается к ним и по своей значимости. Это, в первую очередь, связано с особым статусом Божественной литургии, совершаемой в Великий четверг, которая посвящена Тайной вечере вдвойне: и вообще, как всякая евхаристическая литургия, и особенным образом, как день ежегодного воспоминания последней трапезы Христа с учениками, во время которой и было установлено таинство Евхаристии. Божественная литургия и вечерняя трапеза Особый статус литургии Великого четверга проявляется в целом ряде ее особенностей. Эта литургия традиционно связана с вечерним богослужением 1 , поскольку является воспоминанием вéчери, то есть ужина. С этим воспоминанием связано и то, что особый статус имеет также трапеза Великого четверга – в древности существовал даже обычай (впрочем, осужденный 50-м правилом Лаодикийского Собора) вовсе разрешать пост в Великий четверг, а в позднейших Типиконах (в том числе – и в принятой ныне в Русской Церкви редакции) этот день имеет несколько более мягкий устав поста, чем остальные дни Страстной седмицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

В 402 г. начаты Феофилом гонения против Златоустого, сперва тайно, потом открыто. Мы уже видели (см. о Епифание), как умел он, отклоняя от себя беду, вооружить простосердечного Епифания против св. Иоанна. Златоуст! с своей стороны действовал со всею осторожностью по делу о великих братьях; дав убежище гонимым слепою злобою, он не принял на себя разбирать дела их, а только с любовью братскою ходатайствовал за них пред Феофилом. Феофил принял это за оскорбление прав своих и отвечал надменным письмом, тогда как должен был явиться к суду по указу императора, как виновный против империи. Он надеялся на тайные свои меры и на положение дел при дворе. Евдоксия имела много влияния и на действия Епифания 1080 . Беды собирались для св. пастыря: но пастырь и видел их и продолжал дело пастыря. Предлагая толкование на Послание к Солунянам, он говорил любившей его пастве: «Молитесь за нас. Хотя не великую и неудивительную пользу получаете вы от нас, но за сан молитесь... Молитесь за нас, говорю это не без размышления, но сильно желая молитв ваших. Если я должен иметь попечение о вас и должен дать отчет за вас: то тем более должен видеть ваши молитвы за меня» 1081 . И еще сильнее указывая на готовившиеся беды, говорил пастве: «жестокий и сильный против нас враг... Против нас сильнее ополчается диавол, – так и на войне бывает, что противник прежде всего старается низвергнуть управляющего войною» 1082 . По окончании этих бесед он предлагал еще последнее свое толкование учения апостольского – толкование послания к евреям 1083 . Такие труды пастыря не оставались без награды во внимании народа. Народ любил св. пастыря; как ни был он рассеян, перестал наконец ходить на зрелища и с радостью спешил в Церковь Божию, по гласу пастыря; он оставил, по его же убеждениям, многие из худых своих привычек; при благодати Божией Златоустый переменил весь вид Константинополя 1084 . Но тогда, как одни любили св. пастыря, некоторые при дворе и в духовенстве ожесточились против него. Зависть соединилась с злобою и открылось зрелище самое мрачное 1085 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В.Березин, В.Добронравов К градскому благочинию причислены церкви следующих сел: Васильевского, Взорнова, Мельничного и Юрчакова Васильевское Село Васильевское, на речке Матне, от уездного города находится в 19 верстах, а от губернского в 130 верстах. Настоящее название село получило в начале XVII столетия; а до того времени оно известно было под именем Матнинского стана 9 . Когда и кем основано, – неизвестно. Из древних актов, хранящихся в отчинном архиве села Васильевского, видно, что оно в 1631 году принадлежало князю Димитрию Манстрюковичу Черкасскому; а около 1741 года от потомка его, канцлера, князя Алексея Михайловича Черкасского поступило в приданое за единственной дочерью графу Шереметеву, – одному из предков последнего владельца села. В царствование Алексея Михайловича Васильевское было не более, как усад весьма бедных крестьянских дворов с деревянною ветхою церковию во имя Св. Архистратига Михаила; в его же царствование, как показывают акты, положено учредить в Васильевском еженедельные торги для сбыта крестьянских изделий. Торговля начала поправлять состояние жителей, заставила их заниматься различными ремеслами и промышленностию, а с распространением промышленности село приметным образом более и более увеличивалось, так что в пятидесятых годах настоящего столетия в нем насчитывалось более 200 домов. В настоящее время крестьяне Васильевской волости занимаются разными кустарными промыслами: одни из них – портные, плотники, сапожники; другие: колесники, ткачи, столяры и т. п. Но соседство фабричной Шуи в настоящее время значительно подорвало кустарный промысел крестьян села Васильевского и село Васильевское значительно обедняло, – теперь в нем насчитывается только около 140 дворов. В настоящее время в селе Васильевском – четыре каменные церкви: 1) холодная – Троицкая, однопрестольная, пятиглавая; 2) холодная – в честь Грузинской Божией Матери, однопрестольная; 8) теплая – в честь Святителя и Чудотворца Николая, с приделами – Архистратига Божия Михаила и Святителя Митрофана, Воронежского Чудотворца, и 4) кладбищенская Успенская, с приделами: во имя прав. Лазаря и в честь Святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Вячеслав Пономарев Скачать epub pdf Праздники Воскресение Христово и его значение для христианина Основное содержание христианства не укладывается в ограниченные рамки морально-нравственного учения. Ближайшие ученики Христа – апостолы – основывают свою заповеданную Господом деятельность (идите, научите все народы ( Мф. 28; 19 )) отнюдь не на Нагорной проповеди , открывающей людям высочайшие нравственные идеалы. В основе христианства лежит один факт, по отношению к которому все остальное вторично. Этот факт – Воскресение Христа. Апостол Павел недаром говорит о том, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша ( 1Кор. 15; 13, 14 ). Главное в христианстве – Христос, победивший смерть и разрушивший адские оковы, которых не смог избежать ни один представитель ветхозаветного человечества. На этом краеугольном основании строится православное учение о Спасении. Но какое отношение каждый конкретный христианин имеет к событию, происшедшему две тысячи лет назад? Как повлияло (и влияет) это событие на сегодняшнего последователя Христа? Ответ находим в пасхальном слове святителя Иоанна Златоустог о: «Пусть никто не рыдает о своем убожестве, ибо явилось общее Царство. Пусть никто не оплакивает грехов, ибо воссияло прощение из гроба. Пусть никто не боится смерти, ибо освободила нас Спасова смерть. Воскрес Христос и Жизнь пребывает!». Таким образом, все христиане становятся причастными к далекому прошлому человечества, к главному событию его истории, происшедшему в Иерусалиме, «при Понтии Пилате». Именно тогда для того, чтобы освободить человека от вечной смерти Бог пришел на землю и принял смерть. Апостол Павел говорит о результатах этого Божественного «самоистощания» следующие слова: Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его [в крещении], то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним ( Рим. 6; 4–6 ). Воплощение Христово, Его Распятие и смерть, сошествие во ад и Светлое Воскресение восстановили разорванную грехопадением связь человека и Бога. И этот факт положен в основание христианской веры и христианского упования. Именно поэтому Пасха Христова называется «праздников праздником и торжеством из торжеств», резко выделяясь из всех остальных праздников Православной Церкви. Но еще до прихода на землю Спасителя ветхозаветные иудеи праздновали Пасху, имеющую, впрочем, другое содержание. Ветхозаветная Пасха

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Дополнения к тексту 1. Выпись из писцовых книг Лета 7139 января в 5 день, по государеву цареву и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии указу, писцы Василий Иванович Колычев, да подьячий Василий Рожнов, дали сию выпись с ярославецких книг Малого (своего) письма и меры, Пречистой Богородицы Тихоновой пустыни игумену Герасиму с братиею, на их монастырскую вотчину. А по письму и мере Василия Ивановича Колычева, да подьячего Василия Рожнова написано: в Товаркове стану монастырь Тихоновой пустыни, а в ней храм Трех- Святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоустог о деревянный верх с трапезою; а по сказке игумена Герасима с братиею, в том же монастыре была церковь соборная Успения Пресвятой Богородицы деревянная, па полатях был придел Николая Чудотворца и ту церковь сожгли литовские люди в 118 году, да на монастыре в келье игумен Герасим, да 6-ть келий братских, да келья поваренная, да поварня, да двор конюшенной. За монастырем место дворовое белого попа Якова, а поп живет в монастыре на время, пашни поповы перелогом 15 четвертей В. А. П. 65 , а лесу нет, да монастырские пашни паханые 6 четвертей, да перелогу 4 четверти. Да монастырские деревни, и пустоши: деревня Дворцы, а в ней крестьяне писаны по именам. Пашни паханые монастырские 26 четвертей, да перелогу 16 четвертей, лесом поросло 23 четверти худые земли В. А. П.; сена по реке Угре 150 копен, лесу болотины меж пашен 3 десятины. Деревня Скаковская на реке Угре, а в ней крестьяне по именам; пашни паханые худые земли 10 четвертей, да перелогом 6 четвертей, да лесом поросло 30 четвертей. В. А. П. сена по реке Угре 15 копен, лесу пашенного 3 десятины. Деревня Камельшно, Давыдовское тоже, на реке Угре, а в ней крестьяне по именам. Пашни паханые худые земли 8 четвертей, да лесом поросло 6 четвертей. В. А. П. сена 15 копен, лесу не пашенного меж пашен во всех трех полях 3 десятины. Деревня Окатово на суходоле, что был починок Сычов, крестьяне по именам. Пашни паханые худые земли 6 четвертей, перелогом 2 четверти, лесом поросло 3 четверти.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010