28 По последним письмам из Камчатки, г. Страннолюбский, в отсутствие протоиерея Громова, принимать сильные меры к исправлению строений; достал для детей теплые и дешевейшие одежды; и кроме того предлагает желающим из учеников приходить к нему в дом для учения рисования вместе с его детьми. Нельзя не поблагодарить его за такое внимание к училищу нашему. 29 О пребывании преосвященного Иннокентия в Петропавловске смотр. в книге: «Иннокентий Митрополит Московский и Коломенский». Стр. 174–185. Ив. Б. 31 Весьма заметно, что учащие, желая скорее выказать успехи учеников и следственно себя, обращают внимание преимущественно (и едва ли не единственно) на чтение и письмо, и таким образом совершенно уклоняются от цели учреждения таковых училищ. Прим. Автора. 32 Тигиль называется крепостью; но ныне не стоит сего названия, в нем только две пушки, стоящие на улице. Прим. Автора. 33 Жители сих селений и едва-ли не все Коряки весьма замечательны по своим обычаям (которые, впрочем, начинают несколько ослабевать): наприм. взятых в любодеянии они убивают без милосердия, тоже и прелюбодеев, если они не ускользнут от рук раздраженных мужей и не успеют помириться. Собой и добрым именем своим они очень дорожать, так что напр. назвать ворами их, не пройдет без неприятности, а также и сделать несправедливость; так, напр. Гижигинский исправник высек одного Коряка за что-то и может быть и справедливо, но Коряки почли это несправедливостью и первого казака, который им попался, они также высекли, как хотели. Доказательством же первого может, быть представлен пример, бывший в очень недавнее время. Один тоэн лишь только узнал, что дочь его девица сделалась беременна, тотчас велел ей удавиться, несмотря на то, что она была единственное дитя его, и она повиновалась. Впрочем, отец ее очень сокрушался об ней, раскаялся и плакал, а это доказывает, что они при всей жестокости, не лишены чувств нежных. При. Автора. 34 По истечении 12 лет его службы, я имею в виду представить его к награждению медалью. Прим. Автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Кн. IX. Спб. 1895 г., стр. 330). В изумительно богатой природе митрополита Иннокентия нашлись силы и для другой деятельности на Московской кафедре, не имеющей исключительно миссионерского характера. Прежде всего, он принял к сердцу и старался облегчить нужды местного духовенства и бедных этого сословия. Он озаботился благоустройством духовно-учебных заведений своей епархии, много содействовал решению трудного вопроса о приобретении домов духовенства в собственность церквей, устроил новую обширную, так называемую, Островскую богадельню, спас от крушения Покровскую общину, собирал всевозможные крохи для пособий заштатным духовным, их вдовам и сиротам. Кроме того он был всегда желателем, рачителем и строителем духовного общения и единения с своей паствой. Каждый священнослужитель, в каком-бы он сане ни был, одинаково благодушно был принимаем им, каждый свободно приходил к нему за советом или с словом своего личного горя. В особенности был он внимателен к сельскому духовенству, живущему в глухих захолустьях, как наиболее нуждающемуся в поддержке и защите от нападений и множества всяких невзгод. Народное образование в тесном значении слова он горячо принимал к сердцу; ради его успехов, он предлагал сельским священникам устраивать при церквах, в которых они состояли настоятелями, приходские школы и указывал им легкий, дешевый и прямой способ – как учить детей. Такому благому совету маститого иерарха последовали многие священники и начали заводить у себя церковно-приходские школы. Но при всей заботливости Владыки относительно процветания сих школ, он постоянно недоумевал, почему же число их не увеличивается? и почему народное образование постоянно ускользает из рук духовенства? Глубоко знаменателен разговор его по этому поводу с одним священником, который пришел к нему излить свое горе и жаловался на неприятности, перенесенные при устроении школы. «Что-ж тебе смущаться», начал митрополит Иннокентий, выходя из задумчивости. «Совесть твоя спокойна: ты все делал, что от тебя зависело.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Дроздова) Источник (Сборник, изданный обществом любителей духовного просвещения, по случаю празднование столетнего юбилея со дня рождение Филарета, митрополита московского. Том II. Москва 1883 г.) В «Христианском Чтении» за 1881 год 11–12) мы напечатали четыре критических статьи неизвестных авторов, посвященные разбору сочинений митрополита Филарета, в том числе его двух катехизисов, малого и большого, извлеченные нами из бумаг юрьевского архимандрита Фотия. При этом мы высказали несколько предположений об авторе этих неблагоприятных великому святителю статей. В издании, заглавие которого мы выписали, есть статья г. Корсунского о катехизисах Филарета, в которой автор, делая разбор возражений на катехизисы, между прочим, не соглашается с нашими предположениями относительно их автора. Сделанные им замечание по этому предмету не выходят из области предположений, как и наше предисловие, и вопрос об авторе критических статей о катехизисах Филарета остается по прежнему открытым. Тем не менее, мы считаем полезным сделать несколько дополнительных замечаний к сказанному нами и г. Корсунским, в надежде, что эти замечания составят дальнейший шаг к разъяснению этого спорного вопроса. Позволяем себе именно остановить внимание на следующих новых данных, для решения этого вопроса, и бывших в виду ни у нас, при издании вышеупомянутых рецензий, ни у г. Корсунского при написании им статьи о катехизисах Филарета во 2-м томе юбилейного издания. 1) В числе недавно изданных нами писем Филарета к Иннокентию («Христ. Чт.», 1884 г., кн. 1-я) есть одно (3-е), в котором святитель московский выясняет недоразумения, возникшие было у него с Иннокентием. При этом он дважды упоминает о статье Иннокентия о катехизисах Филарета. «Есть ли бы о «статье» вашей о катехизисе сказал кто, что я вас пристрастно поддерживаю: последствие было бы согласно с причиною»... «Статья о катехизисе, которую вы вполне признаете своею, особенно представлялась ручательством, что уроки – ваши (речь идет о лекциях, читанных Иннокентием в с.-петербургской академии и повлекших за собою секретное дознание о его образе мыслей), представьте же себе недоумение наше (т. е. Св. Синода), когда вы говорите не то, что не давали уроков письменных, а давали словесные, которые не всегда верно могли быть записаны, но – решительно не давали!» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

…Будь сказано не в обиду почитателям покойного митрополита Филарета Дроздова, ученость Борисова была многостороннее, объемистее и современнее учености Московского святителя. Последний мог удивлять всякого чрезвычайно обширным знанием богословия и сочинений отцов Церкви. Но на первого с удивлением смотрели профессоры Киевского и Харьковского университетов, приглашавшиеся к нему на вечера для ученых бесед большею частию о предметах всех почти, а не одних богословских наук… На профессорской должности Борисов был не сухим теоретиком, тяжелым немецким , но оратором, который воодушевлен и увлечен своим предметом и умеет также воодушевлять и увлекать им своих слушателей… Лекции его… были глубоко обдуманы и излагались в строгой систематической связи». Сначала Иннокентий Борисов читал апологетику и экклезиологию, позднее, в свой последний петербургский год, — догматику. При этом он «смело касался рационалистических идей, конечно, оценивал и критиковал их, как прилично наставнику духовной академии, но и не ратовал против них, как фанатик. Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них». Будучи затем ректором Киевской Академии, которую он привел к новому расцвету, он и здесь пленял слушателей своими лекциями  . После продолжавшегося всего один год ректорства архимандрита Иеремии Соловьева во главе Киевской Академии стал архимандрит Димитрий Муретов (1811–1883), который был ректором в продолжение 10 лет (1840–1850)  . Он был сыном церковнослужителя, учился в Киевской Академии и окончил ее в 1835 г. со свидетельством лучшего и по способностям, и по знаниям. Его учитель, ректор академии Иннокентий Борисов, доверил ему как бакалавру преподавание Священного Писания и герменевтики. В 1837 г. Борисов передал Муретову, уже в 1835 г. принявшему монашество, и свои лекции по догматике, в которых последний вскоре превзошел своего учителя, отказавшись от ошеломлявшей смелости его выводов и дефиниций, равно как и их схоластического формализма.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Степановичу и графу или нет. Во всяком случае, покорнейше прошу возвратить мне сию записку. Имею честь поздравить Ваше Высокопреосвященство с наступающим днем рождения Вашего. День достопамятный и для меня открытием Епархии Камчатской и утверждением меня быть епископом. Молю Господа, да продлит Он дни Ваши и подаст Вам силы направить и совершить великое дело переложения св. книг. Надеюсь, или, по крайней мере, обнаруживают, что вначале января оставлю Петербург. Поручая себя и все мое дело молитвам Вашего Высокопреосвященства, имею честь быть с глубочайшим почтением и сыновнею преданностью, и любовью, Вашего Высокопреосвященства, нижайший послушник, Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Ноября 19 дня1857.С.-Петербург. На это письмо преосвященного Иннокентия последовал следующий ответ Филарета, Митрополита Московского от 25 ноября 1857 года: «Преосвященнейший Владыко, возлюбленный о Господе брат! Простите, что я с доверием принял неверный слух о Вашем мнении относительно перевода св. Писания на русское наречие. Он пришел ко мне таким путем, что я имел причину доверять ему. Изволите говорить, что меня спросят, как приняться за сие дело? Но, кажется, на что бы останавливать и длить дело сим вопросом? На сей вопрос Владыки Киевского я отвечал в моем мнении, что главные правила и предосторожности в определении Св. Оно да изложены. Когда сие утвердится, тогда будет время подумать о подробностях. И что спрашивать меня, когда я один, а Вас много? Спасение во многих советах. По истине, мне часто трудно бывает по недостатку совета. Но положим, что я представлю Вам проект и назову лица, через которые можно приняться за дело. Пока Вы о сем рассуждаете и представляете на Высочайшее усмотрение, кто-нибудь, назначенный мною, может умереть, между тем, как его назначение Высочайше утверждено. Вам надобно опять рассуждать и представлять Ваше рассуждение на Высочайшее утверждение. Сие возвращает меня к моему мнению, чтобы представить на Высочайшее усмотрение составленное определение, а подробности исполнения остались быв распоряжении Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Молим Господа Бога, чтобы ваше настоящее путешествие могло послужить на пользу святому делу христианского единения». «Господь да благословит вхождение твоё и исхождение твоё отныне и до века»! Затем обратился к архиепископу студент четвёртого курса Н. Преображенский и высказал на английском языке следующее: «Мне поручено моими товарищами – студентами Московской Духовной Академии, почтительнейше приветствовать Вашу Светлость и выразить наше глубокое уважение к вам, как высокому представителю нации, давшей столько славных мужей науки, трудами которых мы с признательностью пользуемся в своих богословских занятиях, --- особенно в области истолкования Священного Писания и церковной истории». После приветствий поднесена была высокому гостю «История Московской Духовной Академии до её преобразования», соч. бывшего ректора Академии, протоирея С.К. Смирнова. На первом листе этой, изящно, с позолотою, переплетённой книги сделана на английском языке следующая надпись: «Его Светлости, Высокопреподобнейшему о Бозе Отцу Вилльяму, Лорду Архиепископу Йоркскому, Примасу Англии и Митрополиту, от профессоров и студентов Московской Духовной Академии на память о посещении. Апреля 15 (27) 1897». На обращённые к нему приветствия архиепископ отвечал на латинском и английском языке краткими речами, в которых выражал свою благодарность академии за её привет и свои пожелания ей, её деятелям и питомцам, полного процветания и успеха в трудах на пользу церкви и богословской науки. В актовом зале ему сообщены были краткие исторические сведения о Московской Академии и о древнем здании её, именуемой чертогами, а также объяснено было значение тех лепных изображений, которые украшают его своды. Его Светлость остановил также своё внимание на портретах Московских Архипастырей Филарета, Иннокентия и Макария, с уважением выслушав указание на их высокие научные, церковно-правительственные и миссионерские труды. Имена святителей Филарета и Макария известны архиепископу и он выразил своё глубокое к ним почтение.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

Нам остается прибавить еще очень немногое при рассмотрении вопроса об отношении митрополита Филарета к Иннокентию в простом, но запутанном человеческой суетой, случае. В числе самых видных писателей 19 века мы встречаем ревностных защитников чести Филарета от обвинений в предательстве им своего академического коллеги. Известный церковный историк, Филарет, архиеписк. Черниговский, ознакомившись с рукописным оригиналом жития Фотия Юрьевского, в котором заключалась вышеприведенная его клевета на святителя Московского, писал, что «подозрение, падающее на этого последнего, несправедливо». «По отзыву Филарета Московского , заявляет историк, высказанному мне случайно, он, напротив, предостерегал и уговаривал блаженного Иннокентия не одобрять книги (Станевича), которая, действительно, при своем добром намерении написана была плохо, не отчетливо, бездоказательно, бессвязно». 60 Заслуживает полного внимания суждение, в данном случае, профессора О. М. Бодянского. Что, будто, Филарет был соперником Иннокентию, это «не видно из писем последнего нигде, даже и по случаю известной истории о пропуске к изданию сочинения г-на Станевича». Затем, о том же, и тот же профессор говорит следующими латинскими изречениями (сейчас виден классик по образованию, который, в трудных случаях, всегда ищет выход в классической мудрости). Nihil est toto quod perstet in orbe, cuncta fluunt: gaudia post luctus, post gaudia luctus; semper in ambiguo speve motuque sumus (очевидно, слова эти относятся к судьбе Иннокентия). И, потому: Vir sapiens, qui se ad casus accommodat omnes. (Бесспорно – это краткая характеристика нашего Филарета). Но и то сказать: Sat habet fautorum semper, qui recte facit. Значение этого изречения объясняет сам покойный ученый говоря: «это, в одинаковой степени, можно отнести и к Иннокентию, и Филарету» 61 . Другими словами, с точки зрения историка, нравственно безупречными остаются и мудрый Филарет, и прямолинейный Иннокентий. В наших глазах имеет немаловажное значение отрицательное суждение прот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

к Твор. св. Отц. За 1889 г. ч. XLIII, стран. 524 и дал. и XLIV. Письма начинаются от 28 мая 1841 года. 47 Иннокентий, переведённый туда, за поведение, не вполне одобрительное, из Петербургской духовной семинарии, где по началу были оба брата В. 49 Письма митр. Филарета к А.Н. Муравьёву стран. 120. Киев, 1869. Какая предусмотрительность и вместе сердечность звучит в словах святителя Московского о сыновьях преосвящ. Иннокентия! Действительно, ещё рано было «бранить» их в то время. Правда, из старшего, Иннокентия, не вышло много толку впоследствии и родитель его горько скорбел о сем; но за то весьма утешил его и добрым концом образования и последующими добрыми действиями младший, Гавриил, который за тем, после многих и доброплодных трудов на миссионерском поприще, особенно в новоприобретённом Россией приамурском крае, в сане протоиерея прибыл с своим родителем и в Москву, когда его родитель назначен был митрополитом Московским, помогая последнему при слабости зрения его. 51 Т. е. к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандриту Антонию. Самый Арефа взят был из Лавры преосв. Иннокентием 52 Приб. к Твор. св. Отц. 1856, XV, 470. Срав. об этом Арефе также Письма митр. Филарета к архим. Антонию III, 376–377. Москва, 1883. 55 Преосвященный Иннокентий был в это время на пути в свою епархию по возвращении из Европейской России, куда он вызван был в 1857 году для присутствования в Св. Синоде. 66 Об этом миссионере, приехавшем с преосв. Иннокентием из Москвы в сане иеродиакона в 1841 году, и достойно потрудившемся в деле миссии, а наконец и живот свой положившем в звании Кенайского миссионера и в сант игумена. см. в Письмах преосв. Иннокентия к А.Н. Муравьёву в Приб. к Твор св. Отц. за 1889 г. ч. XLIII, стр. 555, 586 и др. 68 О помощи людьми уже известно нам из предшествующего. Срав. ещё Письма м. Филарета к арих. Антонию III, 15, 376–377 и др. Москва, 1883. 70 Так, в 1854 году, по переезде в Якутск, преосвященный Иннокентий писал А.Н. Муравьёву : «Думал я, но не смел написать Владыке нашему (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Апостол, т. е. Деяния, Послания и книгу Бытия напечатать в одной книге и тоже в пол-листа, с небольшими бордюрами и с означением зачал. Псалтирь и Часослов в четверть листа, а прочие все книги в большую иди малую восьмушку листа, смотря по объему; но те и другие без всяких бордюров. Желательно, чтобы бумага для всех книг, назначаемых для употребления в церквах и часовнях, была употреблена клееная; иначе, книги скоро будут ветшать и могут потребовать преждевременного, т. е. еще не совсем исправленного, издания. 6) Качество переплета книг будет зависеть, конечно, от распоряжений Хозяйственного Управления. Но озаботьтесь, чтобы 200 экземпляров Евангелия, назначаемых для употребления в церквах, были так переплетены, чтобы к ним можно было приделывать деревянные доски, и около 50 экземпляров из них прислать уже с досками и некоторые из них и в оправе какою-нибудь материею, если не полубархатом. NB. Озаботьтесь, чтобы все вообще книги были переплетены не по-французски, а по-старому, т. е. с веревочками на корешке, иначе скоро разобьются. Апостолов и Псалтирей половину переплести в кожу, а другую в корешок; также и служебник, а из прочих в корешок, а остальные в бумажку. А буквари все вообще в бумажку. 7) Подобного рода книги, по напечатании их, большею частью подносятся даже Государю, чего бы и я желал. Попросите на это совета у Московского Владыки. И если он присоветует и если в то же время это случится до моего возвращения из Америки; то поручаю Вам от имени моего писать об этом Г. Обер-прокурору и просить его о сем, и если будет получено благоволение Государя на принятие наших переводов, то поднести их от имени членов Комитета нашего, а если тут нужно будет и мое имя, то и от меня; но не от одного меня, а вместе. Поднесение другим Особам будет зависеть от обстоятельств и от усмотрения Вашего, но более 12–15 экземпляров не употреблять на это, даже и в продажу не употреблять. Иначе, здесь будет недостаток. Иннокентий, Архиепископ Камчатский. 443-й. Января 10 дня. 1857. г. Якутск.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

8 . Все, какие у меня были, грамоты сгорели: при первой возможности купите и пришлите мне по почте: 25 грамот священнических 40 – дьяконских 40 – причетнических. И по стольку же нынешних новых присяг и подписок, если он есть в печати. 9 . Купите мне две скатерти суконные на столы в гостиную – старые у меня сгорели, колокольчик настольный, 5–6 книг пробелых от 1 до 3 дестей в листе, 3 книги от 1 до 1½ дестей в четверку, 3 карманных в , и 4 – в 16. Ну, кажется, довольно комиссий. ПВ. Не забудьте поднести по экземпляру Якутских книг Владыке Московскому. Большое одно Евангелие Якутское я пришлю в Пуб. библиотеку вместе с Алеутскими книгами по получении оных на будущий год, а больше послать не из чего. Мои комиссии пока все. Но за то комиссия Вам от собора – заказать белую ризницу. Постарайтесь, пожалуйста, чтобы она как можно лучшая и как можно дешевая. С этою почтою я писал к Сербиновичу, Канеевскому и новому тайному советнику. Первым о делах и последнему с поздравлением тайности. В Петербурге Вы, конечно, еще будете, засвидетельствуйте от меня почтение преосвященному Филофею в особенности и Киевскому и Казанскому, поспопутности Андрею Николаевичу Муравьеву, поклон Ложечниковым и Чаадаевым, Поленовым. Затем прощайте, до свиданья. Господь с Вами и с Вашею недужною. Преданный Вам слуга Иннокентий, А. Камчатский. Сентября 19. Вечер 1858г. Якутск. Сегодня заложили кельи мои в монастыре. NB. Выписка из отчета Графу о Вас: Ваше Сиятельство изволите знать, как я дорожу этим человеком и сколь он полезен в настоящее время и для меня, и для края, и потому покорнейше и убедительнейше прошу исходатайствовать ему прогоны и суточные по расстоянию и по чину, и на подъем и обзаведение годового оклада, получаемого им ныне в количестве 47.0 р. сер., и кроме того, как за труды по делу печатания, так в особенности в вознаграждение издержек, понесенных им в пути его из Якутска в Москву во время распутицы и с больною женою, выдать ему единовременно около 800 р. Милость эту к нему я почту наградою себе. Письмо 212

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010