И тот и другой автор родственники Павского, что мне очень известно. Оба они представляют Агафангела ни более, ни менее, как ябедником, желающим выслужиться. Тут они марают не только Агафангела, но и Митрополита Филарета. Из устной исповеди преосвящ. Агафангела я знаю иное; к сожалению, не все с надлежащею точностию я выслушал от него; может быть мой родитель пополнит истину. Но нигде не изложен надлежащий взгляд (на безымянный донос о. Агафангела трем митрополитам) Высокопреосвященного митрополита Московского Филарета. Не говорил ли Вам в Бозе почивший Святитель Московский что-либо о сей истории? Не выразил ли он своего мнения и суда, касательно поступка иеромонаха Агафангела? Мне известно, между прочим, что Владыка Московский смотрел на сей поступок неблагосклонно. Он келейно пробирал за это о. Агафангела. Из статьи (Буткевича) «Архиепископ Иннокентий Борисов », между прочим, видно, что на о. Агафангела пролился еще ложный свет: «будто он переведен в Ректора Харьковской семинарии по настоянию Митрополита Филарета для того, чтобы наблюдать за образом мыслей Иннокентия; так думал и сам Иннокентий. Вообще выходит крайняя путаница. О, если бы Ваше Высокопреосвященство помогли направить меня на истинный путь. Эту часть биографии, как напишу, так немедленно перешлю к Вам для прочтения и поправки. Преосвященный Вятский Сергий 763 снабдил меня Вятскими Епархиальными Ведомостями за все время 764 архиерейства в Вятке преосвященного Агафангела. Кроме того, в Вятских Епархиальных Ведомостях была публикация, чтобы все, знающие и помнящие Владыку Агафангела не оставляли извещать меня, посредством частных извещений и воспоминаний об нем. От 2-х священников, о. о. Макарова и Рябова, я уже получил на днях сообщения о Владыке Агафангеле. 1-й описывает приезд Владыки Агафангела в Вятку из Петербургского викариатства. Статья сочувственная и назидательная. О. Рябов, Благочинный Единоверческих церквей Вятской епархии, кратко сообщает об отеческом отношении покойного Владыки Агафангела к старообрядцам; он сообщил мне и письмо Владыки собственноручное к нему, Рябову, в котором он выражает свою любовь и заботы об обратившихся старообрядцах. Письмо это прислано из Волыни в 1872 г. и подписано Архиепископом Агафангелом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

— Старшая дочь у Вас не спрашивает о причинах этой пандемии? Она – человек пытливый. Сама находит информацию в интернете, если хочет о чем-то узнать. Даже рассказывает нам какие-то детали, о которых мы сами не знали. Конечно, о глубоких духовных причинах происходящего я ей не говорю – рано. Просто объясняю, что если люди без Бога живут, грех в обществе накапливается, а потом таким образом его последствия проявляются. — Власти вам, как многодетной семье, какую-то помощь оказывают? — От Сахалинского волонтерского центра получали продуктовый набор. Сейчас оформляем заявку на помощь детям от Президента. — На что Вы живете? — Я получаю зарплату в храме. У священников на Сахалине зарплаты небольшие – в среднем 15 тысяч рублей. Раньше, конечно, выручали требы. Еще у нас оставались какие-то небольшие сбережения. Из прихожан кто может, жертвует нашей семье, понимая сложность ситуации. Других источников нет. — Как изменилась жизнь Вашей семьи в связи с пандемией? — Если говорить о финансовой стороне, то, конечно, стало сложнее. Помимо расходов на питание мы оплачиваем аренду съемной квартиры. Раньше вшестером жили на 50 тысяч рублей в месяц. Сейчас доход уменьшился, на жизнь остается совсем немного. Но, кардинально ничего не поменялось. Наверно, потому, что мы живем главным. У меня матушка тоже при храме, она певчая. Наши обязанности какими были, такими и остались. Занимаемся духовными вопросами, служением Церкви. — Приходится экономить? — Не могу сказать, что мы голодаем, но уже не можем себе, особенно детям, позволить то, что могли позволить раньше. Живем, как, наверное, очень многие, гораздо скромнее, чем до пандемии. Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска. Фото: из архива храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска — Вы общаетесь с прихожанами по телефону и в мессенджерах. Как они настроены? — В целом, люди поначалу очень остро реагировали на происходящее, а сейчас они гораздо спокойнее переживают ситуацию. Полагаясь на Бога, стараются смотреть на все происходящее с позиции вечности. Не ощущается каких-то крайностей, брожения умов, уныния, царит нормальная, спокойная атмосфера. Это я говорю именно о наших прихожанах. Они, несмотря ни на что, заботятся о главном – о спасении своей души.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/29/cerkov...

Храм святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска. Фото: из архива храма святителя Иннокентия, митрополита Московского Южно-Сахалинска — Какого возраста ваши учащиеся? — В основном люди пожилые – от 50 лет и старше. Но приходят и люди помоложе 30-40 лет. — Кто сейчас больше приходит в храм? — Пенсионеры. Их всегда было больше, а сейчас, в основном, только они и приходят. Хотя считается, что пожилые люди больше подвержены этой болезни, но, думаю, им просто сложно в одиночку в четырех стенах проживать эту ситуацию. Они тянутся к храму. У прихожан среднего возраста сейчас немало проблем – кто-то из них лишился работы. Есть такие, кто сам не работает, и дети находятся дома, надо думать, как их кормить, чем занять. У нас, конечно, получше ситуация, чем в других регионах, тем более в Москве . Но все равно, многие из тех, у кого есть дети, в храм не ходят, остаются дома, потому что переживают, боясь принести в дом заразу. Пожилые прихожане, находящиеся на самоизоляции, исповедуются и причащаются на дому. В наш храм регулярно поступают просьбы прислать священника для совершения этих Таинств, и я хожу к этим людям. Конечно, они очень нуждаются и в словах поддержки и утешения. Ситуация экстраординарная, многие напуганы. Когда человек не один, есть семья, все переносится гораздо легче. Мы на себе это почувствовали. С одной стороны сложно было, поскольку все дети дома сидят, им это непривычно. С другой стороны появилось больше возможностей для общения. — Вы объясняете своим детям что происходит? — Старшая, в принципе, сама все понимает и нам вопросов не задает. Она заканчивает девятый класс, готовится к экзаменам. А младшим мы с матушкой на их уровне объясняем, что сейчас болезнь распространяется, поэтому в школу пока нельзя ходить, на улицу тоже. Старший сын уже знает, что из-за этого пока нельзя гулять с друзьями, посещать спортивную секцию. Он понимает, что надо быть осторожным: приходишь домой – сразу моешь руки. Он и так это делал, но сейчас особенно следит за собой, осознавая, что это важно, чтобы не заболеть.

http://ruskline.ru/opp/2020/05/29/cerkov...

С подобным чувством смотрели мы во след тебе, когда твоя ревность о благе твоего народа и любовь к верному воинству внезапно устремили тебя туда, где наибольшая опасность бранная. Тем с большею радостью видим твое возвращение после того, как твоим присутствием и твоим личным действованием в устроении брани. Ты даровал непоколебимому в мужестве воинству твоему новое одушевление, и следственно новую силу. Так действуется в царстве, где союз царя с народом освящен верою, законом, веками, где царь и народ живут одною общею жизнью единодушия и взаимной любви Господа сил и Отца светов, даровавшего нам в Твоей царственной деятельности светильник Израилев. Не престаем и не престанем умолять, да дарует Тебе духом силы разрушить силу врагов и светом правды рассеять мрак вражды и ухищрений и таким образом, угасить пламень брани и распространить тихий свет мира от Твоей и на другие державы». 1421 Нельзя не видеть опять величайшей мудрости, искусства и осторожности в речи святителя Филарета, и далеко ниже её речь, которою в ту же осень встретил государя императора в Одессе знаменитый вития, архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) . 1422 В то же время в последних словах речи святителя Филарета еще яснее видны указания на искреннее желание государя императора восстановить мир и на переговоры о мире. Не смотря на то, что и по отбытии государя императора из южной армии Крымская война продолжалась, семя мирных предложений и переговоров, брошенное любвеобильным монархом русским, не совсем пропало даром. Война стала продолжаться уже не с прежним ожесточением, и сами враги стали мало-по-малу сознавать, что дальнейшим ведением её они не выиграют более, чем сколько выиграли достигнутыми уже, особенно взятием Севастополя, успехами, тем более, что Россия не без успеха действовала в Закавказском крае против Турции. Не даром, по отбытии государя императора из Москвы, в ноябре святитель Филарет (от 10 ноября) писал наместнику Лавры Антонию: «государя императора встретили мы благополучно. Он здравствует и благодушествует. Изволил сказать, что пред образом, взятым из Лавры, с утешением молился вместе с войском, и у него оставил оный». 1423 Из воевавших с Россией держав наиболее склонною к миру оказывалась Франция. К облегчению переговоров о мире послужило и то, что к новому 1856 году в русской действующей армии последовали немаловажные перемены. Главнокомандующий князь Горчаков назначен был в Варшаву на место Паскевича (в следующем 1857 году и скончавшегося); взамен его в Крым назначен из Одессы Лидерс: а на место Лидерса из второстепенных начальников действующей армии Сухозанет. Начальник штаба в Крыму Коцебу получил в управление корпус; а штаб отдан Непокойчицкому и т.д. Сообщая об этих переменах, близко знавший дело и лиц архиепископ Херсонский Иннокентий замечает: «Дал бы Бог, чтобы все это было на лучшее! А худого уже мы видели здесь столько, что едва не теряется вера в лучшее». 1424

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Известие о захвате бумаг и даже всей частной и конфиденциальной переписки почившего в Бозе Святителя возмутило меня до глубины души. Ваше намерение собирать и издавать материалы для биографии Святопочившего Архипастыря Московского весьма похвально. С своей стороны, я постараюсь доставить вам, что будет возможно. К сожалению, я не записывал, да и не имел возможности записывать те беседы, коих имел счастие быть свидетелем и участником в течение немалого времени. Я думаю доставить вам только выдержки из некоторых писем ко мне усопшего Рукоположителя и Благодетеля моего». 9-го ч. я получил из Петербурга от бывшего секретаря Полоцкой консистории М. Г. Никольского 8 первое достоверное известие о назначении на Московскую кафедру нового митрополита. Вот что писал он мне от 6-го числа: «По прибытии в Петербург узнал я из источника, весьма достоверного, что на кафедру Московской митрополии назначается высокопреосвященнейший Иннокентий 9 , архиепископ Камчатский. Вчера, 5 января, Высочайше утвержден всеподаннейший о сем доклад, а ныне послана владыке Камчатскому телеграмма чрез Верхнеудинск». 11-го ч. писал я в Петербург А. П. Муравьеву 10 : «Приветствуя вас с наступившим Новым годом, усердно желаю вам прежних милостей и благодатных утешений от Великодаровитого Господа и Владыки времени и лет. Весть о назначении на Московскую кафедру Камчатского Святителя столь же неожиданна, сколь нечаянна была весть о кончине его предшественника. Вероятно, с этим назначением соединены какие-либо особенные намерения. Но для вас, я думаю, это назначение имеет ту добрую сторону, что вы спокойно можете оставаться до весны в своей квартире 11 . Желательно бы знать, имели ли вы и какие, именно, имели отношения к новому Московскому владыке. Не знаю, известно ли вам, что высокопреосв. Иннокентий в 1858 г. приглашал меня к себе в викарии на Ситху, и, когда я не изъявил на это согласие, он был не совсем доволен моим отказом». На это немедленно ответил мне А. Н., и вот что писал он от 14-го числа: «Благодарю вас за поздравление с новым годом.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

— С какими сложностями вы столкнулись при подготовке издания? — Алеутский язык. Алеутскую письменность, созданную русским миссионером, после продажи Аляски США перевели на латинскую графику. Надо сказать, что за полуторавековую колонизацию русскими Аляски алеуты стали воспринимать Православие и кириллическую графику как свою национально-религиозную идентичность. Поэтому перевод их в протестантизм провалился, а вот графику волей-неволей пришлось перенять. Свт. Иннокентий как создатель алеутской письменности широко ее использовал, и мы искали того, кто может дать комментарий к сведениями по грамматике. Но людей, знающих алеутский язык, при этом именно нужный нам диалект и именно в кириллической графике, у нас в стране единицы. И с ними рабочие отношения, к сожалению, не сложились. В итоге мы нашли в Канаде человека, потомка русских эмигрантов, который занимается оцифровкой богослужебных текстов на языках североамериканских народов. Он с радостью взял на себя работу по оцифровке и набору всех алеутских и тлинкитских слов и выражений в соответствии с изданием 1840 г. — Были ли забавные моменты при работе над изданием? — Конечно. Было очень забавно, например, наблюдать, как наша редактор напевала разученную песню на алеутском языке во время работы. Она нашла ноты в Интернете к какой-то другой алеутской песне, наложила на них текст старинной песни из книги свт. Иннокентия, и пела. Там еще был такой интересный припев: «Уая, уая…». Она же долго с интересом искала название ягоды, которую свт. Иннокентий описывал так: «Красная ягода, по-алеутски какамадгин (т.е. сухие ягоды), видом похожая на красную смородину, с одною косточкою внутри и с черною шишечкою наверху, от излишнего употребления оной делается головная боль». Нашла — оказалось, что это дерен канадский, потом ботаники это подтвердили. Думаю, мои коллеги не будут со мной спорить, если я скажу, что благодаря этой книге мы стали лучше понимать и больше любить природу. Красоту этих величественных мест мы постарались показать в одной из цветных вкладок. Впереди у нас выход еще четырех томов, работа предстоит большая, но молитвами святителя Иннокентия, я уверена, мы справимся.

http://patriarchia.ru/db/text/2610064.ht...

За это время и перемен немало. Вот наконец и Пр. Гедеон 306 выплыл. А Пр. Климент в Св. Синоде, в который за последнее время почему-то стали вызывать болящих Архиереев. Вероятно, Пр. Климент уже не возвратится в К-Подольск, и не попроситься ли мне туда? Моё место может занять Пр. Иннокентий. Как Вы здравствуете? Вероятно, в конце Ноября будете в Спб.? Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью есмь Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон 27 Окт 1904 Нью-Йорк РГИА.ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915, д. 752, л. 137–138об. 173 Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 9 Декабря 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! Почтительно приветствую Ваше Высокопреосвященство с праздниками Господними и наступающим новолетием. Дай Бог ещё много лет Вам в радости встречать святые дни сии! Читал о вызове Вашем в Св. Синод, но о приезде Вашем в Спб. ещё не дошло известие до нас: по газетам мы живём на 18–20 дней позднее. А я ещё в начале Ноября возвратился восвояси. Рождество буду проводить в Сан-Франциско, а пожалуй даже и Пасху, если запоздают с разрешением нам перенести кафедру в Нью-Йорк. Впрочем, Пасха нынче поздняя, и загадывать так далеко ещё рано. Прошу Ваших св. молитв и с сыновним почтением и преданностью имею честь быть Вашего Высокопреосвященства нижайший послушник Е. Тихон. 9 Дек. 1904 Сан-Франциско. РГИА, ф. 796, оп. 205, годы 1888–1915. д. 752, л. 139–139об. Письмо Митр. Киевскому Флавиану (Городецкому) от 16 Декабря 1904 г. † Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец! На днях отправил Вам поздравительное письмо, а вчера получил Ваше. Итак, Кам.-Подольск – мимо. Я тяготел к нему потому, что и соседство хорошее, да и епархия бывшая униатская, следоват., отчасти знакомая, а то ведь могут преподнести что-ниб. с раскольниками или магометанами. Владыка Митрополит (к слову, «подвёл» своего младшего соименника, к-рый сообщал мне, что Митрополит «сочувствует» мысли о назначении меня в К. Подольск) ссылается на двухлетний срок; но если бы я держался этого же приёма, то давно должен быть бы уже в России: при назначении моём в Америку говорилось всего о трех годах. Ну, а когда исполнится два года, и не будет совсем свободной кафедры? Или же освободятся места «не столь отдаленные» вроде Архангельска, Красноярска, Тобольска и т.п.? Мне-то все равно («архиерею везде хорошо»?), но прослужить в Америке семь лет и занять первую попавшуюся кафедру, пожалуй, будет обидно за миссию и будет протолковано как «неодобрение политики». Сего там не хотят уразуметь. А К. П. заводит старую песню о «трудности заместить». Но теперь есть Пр. Иннокентий, который уже сам себе выищет викария Аляскинского

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Календарь Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла ректору МГУ имени М.В. Ломоносова В.А. Садовничему с 85-летием со дня рождения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего с 85-летием со дня рождения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поздравил ректора Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова академика В.А. Садовничего с 85-летием со дня рождения. Ректору Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, президенту Российского союза ректоров академику В.А. Садовничему Уважаемый Виктор Антонович! Сердечно поздравляю Вас с 85-летием. Вся Ваша жизнь, от студенческой скамьи и доныне, неразрывно связана с Московским университетом, в котором Вы возрастали профессионально как ученый. В сложнейшие для России годы социально-политических трансформаций Вы возглавили этот старейший отечественный вуз, стремясь, с одной стороны, сохранить его уникальные традиции фундаментального образования и сплотить огромный преподавательский коллектив, а с другой — определить векторы перспективного развития, благодаря чему МГУ входит в рейтинги лучших высших учебных заведений и является общепризнанным научным центром мирового уровня. Ваше долгое и плодотворное служение на постах проректора, а затем и ректора отмечено не только выдающимися достижениями на ниве подготовки будущих поколений ученых-исследователей и интеллектуалов, работающих сегодня во многих странах, но и конструктивным взаимодействием с Русской Православной Церковью, в том числе и в вопросах, касающихся духовно-нравственного просвещения и воспитания подрастающего поколения. Подавая окружающим пример высокого профессионализма и ответственного подхода к решению научных проблем, Вы стяжали глубокое уважение коллег и любовь студентов, которые видят в Вас образец настоящего лидера и эффективного руководителя, талантливого преподавателя и энтузиаста своего дела. Во внимание к Вашим трудам и в связи с отмечаемой знаменательной датой полагаю справедливым удостоить Вас ордена святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского (I степени). Желаю Вам крепости душевных и телесных сил, бодрости и неоскудевающей помощи Божией в добрых делах. С уважением +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/patriarch/2024-04-03/...

32 . Письма митрополита Филарета митрополиту Иосифу (Семашко) в статье: «Московский митрополит Филарет в его отношении к делу воссоединения униатов». «Душеполезное Чтение». 1886. Ч. 2. С. 93–107. 33 . Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец- Подольским Кириллом. «Душеполезное Чтение». 1888. Декабрь. С. 407–441. 34 . Письма Московского митрополита Филарета (к и.д. Московского обер-полицмейстера С. Н. Муханову и к Московскому военному генерал-губернатору князю Д. В. Голицыну). «Душеполезное Чтение». 1895. Март. С. 628–629. 35 . Письма митрополита Московского Филарета к архиепископу Рязанскому Смарагду. «Чтения в Московском Обществе Любителей Духовного Просвещения». М., 1870. Кн. 12. Материалы к биографии Филарета, митрополита Московского. С. 28–43. 36 . Письма Филарета, митрополита Московского: а) К преосвященному Евлампию (Пятницкому) . «Чтения в Обществе любителей Духовного Просвещения». Год пятнадцатый. Часть III. Отдел III. М., 1878. С. 1–23. б) К ректору Санкт-Петербургской Духовной Семинарии архимандриту (впоследствии епископу Пензенскому) Иннокентию. Там же. С. 32. в) К Парфению, архиепископу Владимирскому. Там же. С. 33–34. г) К ректору Одесской Семинарии архимандриту (впоследствии епископу Енисейскому) Никодиму. Там же. С. 34–35. д) К казначею Тверского архиерейского дома в Санкт-Петербурге иеромонаху Платону. Там же. С. 35–37. е) К Тверскому гражданскому губернатору, д. ст. сов. Николаю Сергеевичу Всеволжскому. Там же. С. 37–38. ж) К министру императорского двора П. М. Волконскому. Там же. С. 38–39. з) К Синодальному обер-прокурору графу Н. А. Протасову. Там же. С. 39–43. и) К Московскому гражданскому губернатору И. В. Капнисту. Там же. С. 43–44, 81. к) К Патриарху Иерусалимскому Кириллу. Там же. С. 71–72. л) К Патриарху Антиохийскому Иерофею. Там же. С. 73. м) К ректору Московской Духовной Семинарии архимандриту (впоследствии митрополиту Киевскому) Филофею. Там же. С. 73. н) К Иосифу, митрополиту Литовскому. Там же. С. 73–74. о) К Григорию, митрополиту Герцеговинскому. Там же. С. 74.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

121 Разбирая вновь полученные от достоуважаемой Екатерины Ивановны Вениаминовой бумаги Митрополита Иннокентия, нам попался сверток документов с собственноручной подписью Владыки: «мои собственные бумаги, спасшиеся от пожара, бывшего в Якутске 185 года». По рассмотрении сего свертка, мы вышли заключающиеся в нем документы чрезвычайно интересными: это целое самостоятельное сочинение (в письмах) нашего Камчатского и Алеутского Апостола, написанное на обыкновенной писчей бумаге, под заглавием: «О цели существования человека на земле и о средствах к достижению оной»; но к величайшему нашему прискорбию, воспроизвести его в печати нет никакой возможности, так как края листов кругом совершенно обгорели, так что листы этого сочинения приняли овальный вид. Тут невольно вспомнить слова нашего излюбленного Иерарха, сказанные им в то время, когда нам пришла мысль собирать материалы для его жизнеописания. Он добродушно ответил нам на это: «не беспокойтесь, для чего все это надо? биография моя давно уже частью сгорела, а частью потонула в морях и реках, следовательно, не судьба быть ей в печати. А если вы так интересуетесь мной, то прочтите мои письма в Творениях Святых Отцов к Митрополиту Филарету, хотя он, должен Вам заметить, значительно сокращены им по неизвестной мне причине, остальное же, право, пустяки. Что же касается до ваших замечаний, относительно виденного вами моего портрета, отвечаю вам: «Если он только носит образ человека, то и слава Богу, больше ничего не требуется.» – Какая подумаешь скромность этого подвижника веры Христовой; а между тем иностранцы, в особенности Англичане и Американцы, почтительно преклонялись пред его величавой личностью и даже воспевали его в стихах. Вот как характеризует его священник Кельш, в одном из своих посланий к нему, которое не вошло в наше издание 1883 года под заглавием «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников», так как оно получено было нами после выхода в свет книги нашей:

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010