164. Архимандриты – Алексей и Евгений также были (в 1847–1853 и 1853–1857 годах) ректорами Московской духовной академии 37 Напр. письмо от 1 мая 1848 года напечатано на 282–292 странницах Прибавлений к Твор. св. Отцев за 1848 г, ч. VII: – письмо от 21 мая 1851 г. – там же за 1853 г. ч. XI, стран. 144–153; – от 31 июля того же года – там же, на стран. 154–162, и т. д. 38 Мы не делаем выдержек из этих писем, предполагая их известными, тем более, что выдержки из них предложены были вниманию слушателей и читателей и профессором Московской дух. академии Д.Ф. Голубинским в посвящённом памяти святителя Иннокентия слове, произнесённым 31 марта 1880 года (в первую годовщину кончины святителя) в Филаретовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, над могилою сего святителя и напечатанным в Душеп. Чтении за 1880 г. ч. II, 96–108. Ещё более того сих выдержек сделано в помянутой книге Барсукова о митрополите Иннокентии (напр. стран. 157–161, 185–186 и мн. др.) 40 Инспектором академии был в то время иеромонах Агафангел (Соловьёв), скончавшийся в 1876 году в сане архиепископа Волынского. 43 Архимандрит Агапит (Введенский) был в то время ректором Вифанской духовной семинарии и членом цензурного комитета († 1877). 45 А.Н. Муравьёв сделал это замечание на стран. 118 изданных им Писем к нему митр. Моск. Филарета (Киев, 1869) по поводу слов письма митр. Филарета от 13 января 1843 года: …Рукопись о пр. Иннокентии ещё не успел я прочитать. Сие, я думаю, терпимо без затруднения» (там же, стран. 117). Однако, как видно из последующего, в ожидании прибытия брата А.Н. Муравьёва М.Н. Муравьёва, в последствии Виленского генерал-губернатора († 1866), Филарет поспешил прочитать эту рукопись. – О начальных подвигах преосвященного Иннокентия, – до пострижения последнего в монашество, – А.Н. Муравьёв мог знать из рассказов самого преосв. Иннокентия и совершившегося с ним в 1839–1841 годах в Европейской России, о последующих же действиях своих преосв. Иннокентий сообщал А. Н-чу в подробных письмах из Сибири и Америки, напечатанных в Прибавл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Теперь же, в восьмой раз, в этом одном из глубочайших ущелий Камчатки как сейчас вижу епископа Иннокентия в темную зимнюю ночь, сидящего в одеянии из оленьих кож на камне, освещаемого заревом, отражающимся на вершинах гор, окружающих пропасть, среди добродушных детей природы камчадалов, грызущих юколу (сушёно-вяленая рыба. — Ред.), и между не одною сотнею маленьких ездовых животных, свернувшихся в клубки и крепко уснувших от утомления. Закусив, камчадалы подремали, собаки отдохнули и тоже съели по юколе, и за полночь потянулись мы из ущелья, которое сжимает едущих на несколько верст». Вскоре путешественники расстались. Святитель двинулся по берегу Берингова пролива на север, а Громов — в Петропавловский порт, на юг: «На одном переезде застигла пурга, которая, можно сказать, смешивает небо с землею, не дозволяя видеть впереди себя предмет на пол-аршина. К счастью, мы наехали на одну землянку, каковые на подобные случаи на обширных тундрах по местам приготовлены для бедствующих. Вползши в это подземелье и осветив его, на доске, поддерживающей потолок, прочитал я следующую вырезанную ножом надпись: “Здесь сутки спасался епископ Иннокентий со своею свитой от пурги”». Экипажи для езды на собаках Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Нажмите чтобы перевернуть Пожалуйста, поделитесь этим тестом, чтобы просмотреть свои результаты. Facebook (деятельность организации запрещена в Российской Федерации)  СЫГРАТЬ ! Святитель Иннокентий: «Повозочку, в которой я ехал, очень можно назвать гробом, только внутри она обита медвежатиной». Повозка, привязанная к собачьей упряжке, по форме узкая, длинная и действительно напоминает гроб. «Но благословен Господь, хранящий меня во всех путях моих! И я всецело благодарен Ему за жребий свой…» Из письма святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского А.Н. Муравьёву, Письма. Том I. 1828–1855 Протоиерей Прокопий Громов: «В нашем поезде было 12 повозочек, в которых помещались: преосвященный, я, взятый из Большерецка священник, иеродиакон, иподиаконы, келейники и певчие; да для клади 4 нарты. Полагая для 16 экипажей, средним числом, по 15 собак для каждого, для всей кавалькады требовалось около 300 собак. У моей повозочки привязан был колокольчик, с тою целью, чтоб в случае надобности во мне, преосвященному удобнее было отыскать меня среди тянувшихся гусем, на протяжении 200 саженей, повозочек».

http://foma.ru/nartyi-dlya-apostola.html

Почтеннейшей сестрице, Елене Феодоровне, и возлюбленному сыну её, Ивану Никитичу, посоветуйте моим именем, чтобы они оставили дрязги и ссоры с его женою и примирились. Если она в чем провинилась, пусть простят её, и им Господь Бог простит прегрешения их. И что будет по сему, прошу уведомить меня поскорее. Павел Прохорович приехал с товарищем-иеромонахом. Ваш покорный слуга, брат Ваш Дионисий. Посылаю новый портрет, гораздо более похожий. Обнимаю и целую всех в уста и в очи, паче же любезнейшую сестрицу, Александру Стефановну. Божие благословение да будет со всеми Вами. Аминь. Р. S. За лучшее считаю посоветовать будущим г.г. с просьбою обратиться к преосвященному Вениамину, величая его Камчатским и Амурским. Я ему сейчас закончил письмо, в котором объяснял, что ему будет подано прошение одно или два из Рязани с таким титулом. Это, между прочим, послужит указанием, что в этих прошениях те самые люди, о которых я ему писал. В таком случае к преосвященному Митрополиту можно уже и не обращаться. Еще. Любезнейший братец! Позвольте еще сказать слова два. Вам уже известно, что хиротония архиерейская совершена над моим недостоинством 9 февраля, на память святителя Иннокентия, 1-го епископа Иркутского. В Иркутске, при нетленных мощах сего Святителя, я удостоился совершить Божественную литургию преждеосвященных даров в 28 февраля, где настоятель и братия дали мне в благословение икону сего угодника, которую я сегодня отправил в Москву для сделания серебряной ризы и велел оную икону отправить к Вам. Прошу принять оную от меня в благословение, в лице Святителя Иннокентия. По получении, прошу уведомить. Искренно Вас любящий Дионисий. 18 мая 1868 г. Если Бог благополучно устроит судьбу детей Ваших, то хорошо бы было выехать им из дома в декабре или в январе в 1-х числах. Тогда они свободно добрались бы до Якутска зимним путем. В Москве могут они найти моего знакомого купца московского, Гаврилу Матвеевича Корнилова, который торгует в серебряном ряду и может указать им иркутского купца Константина Васильевича Ончукова, который живет в Москве и в январе 69 года отправится из Москвы в Якутск. Они могут воспользоваться его советами, а может быть, он и сам с ними поедет. Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Несмелов Г. О церковных наказаниях по сочинениям Филарета, митрополита Московского. – Томск. 1895. Авдашкевич М., священник. Филарет Московский и его значение на православном Востоке//Странник. СПб., 1905, ч. 2, стр. 697–730. Акинфиев Д. Мессианские пророчества книги Бытия по митрополиту Филарету и святоотеческим толкованиям. – Троице-Сергиева лавра, 1954 (курсовое сочинение). Беликов В.И. Деятельность Московского митрополита Филарета по отношению к расколу. Казань. 1896. Барсов Н.И. Взгляд и деятельность Московского митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1883, 34. Его же. Критика сочинений Филарета, митрополита Московского в 30-х годах//Христианское чтение. СПб., 1881, 1112; 1895, 1. Его же. Мнение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета//Христианское чтение. СПб., 1885. Май-июнь. Его же. К биографии Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического. (Отношения к Иннокентию митрополита Московского Филарета)//Христианское чтение. СПб., 1884, январь-февраль. Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гомилет. – Тверь, 1892. Изд. 2., испр. и доп. Пинск, 1894. Ливенский М. протоиерей. Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Московский. Орёл, 1907. Меньшиков А. Воззрения Московского митрополита Филарета по вопросам; о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань. 1894. См. также//Православный собеседник. Казань. 1894, ч. 1, стр. 27–68, 129–162, 234–261; ч. 2, стр. 122–174. Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митрополита Филарета Московского //Душеполезное чтение. М. 1897, ч. 3. Беляев А. А. Архиепископ Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл. Переписка митрополита Филарета с архиепископом Каменец-Подольским Кириллом, М, 1888, стр. 11, 61, 63, 66, 73–108. Беляев А. А. Митрополит Филарет в письмах к родным//Православное обозрение. М. 1883, март. Его же. Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митрополита Филарета//Православное обозрение. М. 1889, сентябрь, ноябрь, декабрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Слава и благодарение Господу Богу! Честь и слава, и спасение тем, кого Господь избрал быть орудием и споспешником этого дела. Конец второй книги. 115 О состоянии Камчатской епархии было представлено Архиепископом Иннокентием в Св. Синод следующее донесение от 8 января 1859 г. из г. Якутска: При сем честь имею представить Святейшему Правительствующему Синоду отчет (15) о состоянии Камчатской епархии за 1857 и 1858 годы. Причина же, почему мной не было представлено особого отчета за 1857 год, та, что я в начале минувшего 1858 года, находясь в С.-Петербурге, имел при себе весьма немногие сведения о состоянии только некоторых церквей, и потому не мог представить надлежащего отчета. В Якутске же прибыл только 2 сентября, т.е. тогда, когда уже наступило время помышлять об отчете за истекающий год. И притом донесение из Америки и сведения за 1857 и даже за 1856 год мной получены только в ноябре 1858 года. (Дело Архива Св. Синода 1859 г. Ив. Б. 116 Относительно назначения Викария в Новоархангельск писаной мной г. Обер-Прокурору от 17 сентября. Прим. Автора. 117 Ныне Преосвященный Дионисий Епископ Уфимский и Мензелинский, автор грамматики Якутского языка, составленной для руководства при обучении Якутов грамоте. В 1857 году он был командирован Преосвященным Иннокентием, как знаток Якутского языка, в Петербург и Москву для редакции печатаемых на Якутском языке священно-церковных книг. Ив. Б. 118 Кроме одного священника, бывшего в Тигиле, который своевольно истратил на свои надобности деньги, оставшиеся от некомплекта причта. Производится взыскание. Прим. Автора. 119 Куда он был вызван для присутствия в Святейшем Синоде. См. книгу «Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский». Стр. 413–421. Ив. Б. 1 Записка эта была первоначально представлена Высокопреосвященным Иннокентием (тогда еще в сане священника) в 1839 году, т. е. в тод первого его приезда в С.-Петербург с острова Ситхи, Обер-Прокурору Св. Синода графу Н. А. Протасову в рукописи; а затем в 1840 году была напечатана в Журн. Мин., Народн, Просвящ. (т. XXVI. и обратила на себя внимание ученого мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

173 Выражение самого святителя Филарета из Письма его к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., ч. XXIV, стр. 434. Срав. Письма к родным, стр. 286. 174 Срав. выше сказанное об этом изменении. В цит. рукописи 119 это изменение в оглавлении, которое переписчик списывал с изданий 1823–1824 годов, сделано рукою самого Филарета (см. рукопись, л. 54 об.) 177 См. 1 и 2 петербургское и 3 московское изд. стр. 11. В рукописи нового издания было: «что такое христианство?», но при корректуре это поправлено так: «что есть христианство? как и читается уже во всех печатных изданиях, начиная с 1828 года. 179 См. 1 и 2 петербургское изд. стр. 39; 53 и т.д. (3 московское стр. 39, 52 и другие) и рукопись, л. 70; 74 и т.д. 181 См. 1 и 2 изд. петербургское и 3 московское стр. 11, и рукопись, л. 61. Эту поправку можно считать последствием первого возражения рецензента 1824 года (Христианское чтение за 1881 г. 11–12, стр. 787–788). 189 Рукопись, л. 81. Изменение и дополнение сделано рукою Филарета и только выражение: «(на) горе» поставлено Серафимом вместо зачеркнутого: «(на) Фаворе». 192 Рукопись, л. 122 и об. см. в Кратком катехизисе добавление, по той же рукописи, л. 45. Срав. возражении рецензента 1824 года, вышеприведенные. 194 Рукопись, л. 127. Срав. печатное 1–2 изд. Петербургское стр. 183–184 и 3 московское стр. 178–179. Припомним, что в 1824 г. Шишков в постановке дела содержания катехизисов Филарета видел едва не орудие революционных замыслов, начинающее с разрушения исконных священных обычаев семьи. 205 Дальнейшее в ответе в Кратком катехизисе читается точно так, как в Пространном, из которого выдержку мы делали раньше. Издание 1 и 2 петербургское 1823 и 3 московское 1824 г., стр. 2–4. 209 Письмо Филарета к Иннокентию Сельно-Кринову в Прибавление к творениям святых отцов за 1871 г., XXIV, стр. 422. 211 В цитированной рукописи 119 слова: «во Святой Троице покланяемый есть» добавлены рукою митрополита Серафима. 220 Разумеем истины предвечного бытия Божия, свойств Божиих, миротворения, блаженного райского состояния первобытных людей, их грехопадения, надежды искупления и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Таким образом, публикации Касицына вызвали отклик в разных печатных изданиях. Причём отзывы, появившиеся в прессе в октябре, как мы видим, были исключительно положительными. Совершенно иной была реакция церковного руководства. 3 ноября святитель Иннокентий (Вениаминов) , митрополит Мо- —312— сковский, направил в правление Московской духовной академии «Предложение», специально посвящённое статье Дмитрия Касицына. Этот документ был получен в Академии 5 ноября 984 . Митрополит довольно строго оценил сочинение молодого бакалавра: «Автор в газетной статье бросает тень на преподавание богословских наук в Академии и на поведение студентов» 985 . Святитель обратил внимание правления на те суждения Касицына, которые, по его мнению, требовали разъяснения. Первое – это высказывания о преподавании богословских дисциплин в МДА. Митрополит приводит уже известные нам места статьи об оторванности богословской науки от жизни, о полемике с давно ушедшими в историю ересями, о схоластическом характере академического преподавания. Второе – отзыв о студентах МДА. По мнению святителя, автор статьи «о студентах Академии говорит как бы об оставленных начальством без заботы о их нравственном направлении, ибо, по его мнению, они незащищены „от тлетворного влияния духа времени“, находясь в опасности увлечься „материализмом и другими зловредными учениями“... Словом, говорит о студентах только с худой стороны и без всяких ограничений; и ничего с доброй» 986 . В-третьих, митрополит Иннокентий был недоволен суждениями автора о жизни лаврской братии. Касицын, по мнению святителя, утверждал, «что жизнь иночествующих в Лавре не только не приносит доброго влияния на студентов, но даже такова, что лучше и не говорить о ней, и что эти соблазны не суть отдельно встречающиеся факты, возможные во всяком благонравном обществе, но таков характер вообще всей братии лаврской, что автор, смотря на сие, невольно приходит к заключению о необходимости „радикальной реформы монастырской“» 987 . —313— В заключение своего письма митрополит говорит следующее: «Как статья подписана полным именем одного из бакалавров Академии, то сие возбуждает в начальстве заботу знать:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 . Его же Критика сочинений Филарета, митр. Московского в 30-х годах (Христ. чтен., 1881, XI-XII; 1895, I). 23 . Его же Мнение Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического о катехизисах митрополита Филарета (Христ. чтен., 1885, I, май-июнь). 24 . Его же К биографии Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического (отношения к Иннокентию митр. Московского Филарета) (Христ. чтен., 1884, январь-февраль). 25 . Чепик М.А. Митр. Московский Филарет, как гомилет. Тверь, 1892; Пинск, 1893 и 1894. 26 . Ливенский И. Высокопреосвященнейший Филарет, митр. Московский. прот. Орел, 1907. 27 . Меньшиков А. Воззрения Московского митр. Филарета по вопросам о церковном законодательстве, о материальном обеспечении духовенства, о снятии священного сана и о браке. Казань, 1894. См. также «Прав. собес.», 1894, ч. I, с. 27–68, 129–162, 234–261; ч. II, с. 122–174. 28 . Беляев А. А. К тридцатилетию со дня кончины митр. Филарета Московского (Душеп. чтен., 1897, ч. 3). 29 . Его же Архиеп. Каменец-Подольский и Брацлавский Кирилл, с. 11, 61, 63, 66, 73–108. 30 . Беляев М., свящ. Московский митр. Филарет в его литургической деятельности. (Моск. церк. вед., 1908, 8). 31 . Щегольков Н. Истор. свед. о г. Арзамасе, 1911, Арзамас, с. 183, 186, 187, 189. 32 . Боголюбский Н.И., прот. Митрополит Филарет и общество любителей дух. просвещения. Сборник Филарет, митр. Московский. Серг. Посад., 1918. 33 . Бродский Л. Из ненапечатанных мнений и отзывов Московского митр. Филарета. СПб, 1908. 34 . Его же Новейшие данные о деятельности Московского митр. Филарета (Дроздова) (Приб. к Ц. В., 1905, 26, 27, 28, 30). 35 . Беляев А. А. Митр. Филарет в письмах к родным. (Прав. обозрен., 1883, март). 36 . Его же Вопросы и события шестидесятых годов и отношение к ним митр. Филарета (Прав. обозрен., 1889, сентябрь-ноябрь-декабрь). 37 . Будрин Е. Догматическое богословие по сочинениям Филарета, митр. Московского (библиография) (Прав. собес., 1887, ч. II). 38 . Булгаков В., Воспоминания о Филарете, митр. Московском (Душеп. чтен., 1897, ч. III, декабрь).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

„Мужи, облеченные начальственным величием и славою, видели в нем при величии смирение и благоприветливость ко всем, в отношении же к подчиненным ему – снисхождение к немощам их до последней степени, при внешней видимой истинно отеческой строгости». „Мужи, наделенные от Бога богатством земным, не могли не видеть в нем достойного приставника небесного Домовладыки, употреблявшего вверенные ему блага на дела благотворения «. Обязавшиеся строгими обетами иноки знают его бодревность в молитве, воздержание, целомудрие, терпение и среди самого общества – пустынножитие». Наконец все христиане знают его неизменную любовь к Господу Иисусу Христу и Его святой церкви, его непоколебимую преданность престолу и отечеству, точное исполнение всякого долга, возлагаемого на него церковью и отечеством и вообще постоянное помышление о том, елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвальна, аще кая добродетель и аще кая похвала ( Фил. 4:8 )». «Подражание добродетелям почившего святителя по мере дарованных каждому сил есть как паша обязанность, так и лучшая дань любви к нему». Но чтобы иметь возможность подражать добродетелям почившего святителя, – надобно иметь пред собою возможно полное изображение его жизни и деяний. Поколение, лично знавшее доблестного архипастыря, уже значительно редеет; потомки ждут начертания живого и цельного образа его в письмени. При этом невольно возникает вопрос: не должно ли послужить отчасти укором для русской духовной науки и литературы то обстоятельство, что вышла уже в свет биография Московского митрополита Иннокентия 11 , а между тем настоящей биографии его знаменитого предшественника еще до сих пор пе появилось? А также – не говорит ли не в пользу их тот факт, что описания жизни трех московских митрополитов Платона, Филарета и Иннокентия, каковы бы они (т. е. описания) ни были, составлены людьми светскими, а не духовными или по крайней мере принадлежащими к духовному ведомству? Нам думается, оба эти обстоятельства можно удовлетворительно объяснить без ущерба для достоинства и чести русской духовной науки и литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

—138— такое повышение за гонение, а только удаление из столицы и холодный климат епархии могли быть для него тягостны; но митрополиту было особенно больно то, что в первый раз, без избрания Синодального, назначался епископ вопреки церковного порядка; – он заметил об этом князю, в присутствии Синода, и сказал: «что на этот раз можно оправдать это тем, что архимандрит Иннокентий был уже, представляем однажды от Синода, в числе кандидатов на архиерейскую кафедру». Он просил, однако перевести его в епархии, более благоприятную по климату, и это было исполнено: Иннокентий был назначен в Пензу. Однако, мне кажется, и ему внушили некоторое чувство недоверчивости ко мне, потому что в тех его письмах, которые мне показывала покойная княгиня, еще в нынешнем году, он писал к ней обо мне: «преосвященный Филарет говорит, будто я пал духом; – но знает ли, что я никогда не возвышался духом»? «Теперь судите сами степень моей вины, и справедливы ли те нарекания, какие вы слышали»? С таким смирением заключил он начатую им беседу, и я встал из-за его дружелюбной трапезы, еще с большим к нему уважением если только это было возможно. «Этот случай, из первых годов политической и церковной жизни будущего святителя Московского, может служить свидетельством, как несправедливо падали на него такого рода обвинения». 1560 Нам остается прибавить еще очень немногое при рассмотрении вопроса об отношении митрополита Филарета к Иннокентию в простом, но запутанном человеческою суетою, случае. В числе самых видных писателей XIX века мы встречаем ревностных защитников чести Филарета от обвинений в предательстве им своего академического коллеги. Известный церковный историк, Филарет, архиеписк. Черниговский, ознакомившись с рукописным оригиналом жития Фотия Юрьевского, в кото- —139— ром заключалась вышеприведенная его клевета на святителя Московского, писал, что «подозрение, падающее на этого последнего, несправедливо». «По отзыву Филарета Московского , заявляет историк, высказанному мне случайно, он напротив предостерегал и уговаривал блаженного Иннокентия не одобрять книги (Станевича), которая действительно при своем добром намерению написана была плохо, не отчетливо, бездоказательно, бессвязно».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010