Важно отметить, что, начиная с патриаршества свят. Фотия, и в течение последующих двухсот лет имевшие место взаимные отлучения восточных патриархов и римских пап касались только личностей, но Церковь на Церковь еще не произносила осуждений. Когда же в 1054 году это осуждение было произнесено (впервые со стороны латинян), то единство церковное было нарушено. Уже в последние дни византийской империи явилась на свет Флорентийская уния. Это тонкое и страшное искушение Константинопольской Церкви было преодолено, благодаря личному мужеству и вероучительной трезвости свят. Марка Ефесского . Византийская империя достойно закончила свое бытие на земле и вошла в Небесный Иерусалим незапятнанной. В 1453 году Константинополь пал, империя прекратила свое существование, но не прекратила существования Церковь Христова, а вместе с ней и церковно-литературное творчество. Начался период расцвета национальных церковных культур, среди которых важнейшее место со временем заняла русская церковная культура. Глава вторая. Святитель Фотий Константинопольский §1. Жизнеописание Свят. Фотий Константинопольский родился около 820 года в Константинополе, в знатной семье. Его отец находился в родстве со св. патр. Тарасием. За свою приверженность иконопочитанию он лишился должности и имущества, но, несмотря на это, смог дать сыну блестящее образование. Свят. Фотий, одаренный необыкновенным умом, приобрел обширные познания в богословских, философских и других науках. В юности он вместе с родителями ратовал против иконоборческой ереси и даже удостоился исповеднической чести, будучи предан проклятию одним из иконоборческих соборищ. Гражданскую службу свят. Фотий начал проходить при царском дворе, где был учителем наследника престола Михаила, с которым обучался и будущий просветитель славян, свят. Кирилл. Потом свят. Фотий занимал должность начальника гвардии и, наконец, достиг чина первого секретаря Сената. Будучи выдающимся дипломатом и политиком, он вел переговоры с калифом в Ассирии и выполнял другие важные государственные поручения. Несмотря на хорошее положение в обществе, свят. Фотий с отроческих лет имел влечение к иноческой жизни. В то же время от природы свят. Фотий имел очень сильную волю и твердый характер и потому, будучи поставлен на начальственные должности, требовал безусловного повиновения себе; это сыграло определенную роль в дальнейших событиях церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Папа послал в Константинополь двух своих легатов, Родоальда и Захарию, с требованием созыва нового собора (такие действия были предусмотрены в каноне Сердикского собора). Невероятно, но византийцы согласились принять это требование и созвали собор в 861 г. Скорее всего это было сделано по настоянию патриарха Фотия, который по природе своей был очень миролюбивым человеком и весьма желал закончить дело полюбовно. Дело было рассмотрено еще раз, папские легаты признали его полностью законным и справедливым. Решения собора 859 года были подтверждены. Соборы 859-61 гг. остались в истории под названием Перво-второго собора. Легаты поехали домой, очарованные роскошным приемом в Константинополе, ученым патриархом Фотием и его щедрыми подарками. Фотий отправил с ними письмо папе — чрезвычайно вежливое, разве что чуть-чуть снисходительное. Фотий объяснял папе, что принял патриарший сан не по честолюбию, а по понуждению, и что он никогда не искал такого возвышения. Что же касается церковных правил, которые он якобы нарушил, Фотий заметил, что в Константинопольской Церкви нет такого правила и что она не обязана соблюдать местные правила других Церквей. Кроме того святитель Фотий заметил, что Николай сам нарушает церковный мир, зачастую принимая беглых духовных лиц Константинопольского патриархата, не имеющих даже ставленнических грамот. Папа почувствовал, что из его роли как главы христианства ничего не выходит, и решил, что он этого не потерпит. Он отлучил от церкви своих легатов, созвал собственный собор в Латеране, который послушно объявил Фотия низложенным и анафематствованным, а заодно потребовал у императора вернуть Иллирик, Южную Италию и Сицилию (863 г.). По завершении собора Николай разослал окружное послание всем Восточным патриархам, приказывая им разорвать общение с анафемой Фотием, а сноситься только с законным патриархом Игнатием. Так начался знаменитый “фотианский” раскол (справедливее было бы назвать его “николаитским”). Но тут коса нашла на камень. Святитель Фотий стал, может быть, первым человеком в Византии, почувствовавшим всю опасность универсалистских претензий папства и понявшим, что в этом деле отступать и идти на компромиссы нельзя. И в этом величие патриарха Фотия, также как и в том, что он первый почувствовал важность распространения византийского мира в славянские земли.  

http://pravmir.ru/iz-istorii-vselenskih-...

   Кроме того, мы должны назвать таких авторов древности, как свт. Фотий, патриарх Константинопольский, и лексикограф Суда (или Свида по другому чтению).    Свт. Фотий жил в 9 веке; еще до того, как он стал патриархом, Фотий составил огромное сочинение, которое называется «Библиотека» (или труднопереводимым греческим словом, которое означает нечто вроде «Тысячекнижия», хотя на самом деле в этом произведении речь идет не о тысяче, а о десяти тысячах книг). В этом сочинении свт. Фотий излагает содержание и цитирует произведения примерно двух с половиной сотен авторов, как языческих, так и христианских. «Библиотека» Фотия имеет для нас огромную ценность, во-первых, потому, что святитель Фотий – это великий ученый, очень взвешенно относившийся к излагаемому материалу, один из зачинателей научной критики (в частности, конструктивно-критически относившийся к вопросам авторства, искавший научно обоснованных ответов, анализировавший содержание сочинений, о которых писал). В общем, во всей византийской литературе «Библиотека» Фотия – явление исключительное.    «Лексикон» Свиды составлен около 1000 года, это тоже замечательный образец византийской эрудиции. Здесь нет таких глубоких анализов, как у свт. Фотия, но по широте охвата, количеству имен, которые называет и объясняет «Лексикон» Свиды, он занимает исключительное место и до сих пор это настольная книга для тех, кто исследует первое христианское тысячелетие.    В Церкви всегда сохранялся интерес к святым отцам, всегда богословы опирались на святоотеческие суждения и свидетельства, и это мы найдем в истории любого собора не только 1-го, но и 2-го тысячелетия. Можно сказать, что хотя какая-то часть святоотеческих творений была утрачена, однако самая значительная, самая существенная по содержанию часть сохранилась благодаря тому, что во всех христианских поколениях до изобретения книгопечатания находились люди, хранившие и переписывавшие эти творения. До настоящего времени очень многое из святоотеческих творений остается неизданным – не потому, что они остаются неизвестными, а потому, что руки не доходят до их издания. Современная наука предъявляет очень строгие требования к изданию текстов. И если еще в прошлом веке можно было издавать текст на основании одной или двух рукописей, то в наше время это считается недопустимым и текст полагается издавать на основании всех имеющихся в распоряжении науки рукописей, а их может быть очень много и они могут быть рассеяны по библиотекам разных континентов. Так что издание их – не такое легкое дело, и каждый год в научный обиход поступают первые издания творений отцов и древних христианских богословов, которые прежде не публиковались.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Не без больших смут, однакоже, произошло это избрание, и уже собором из 313 епископов, в 861 году, было утверждено оно по низложении Игнатия. Церковь успокоилась. Фотий предался своим занятиям по управлению Церкви. В первые же времена его управления на его долю выпало способствовать общему христианскому просвещению Славянских племен. По случаю принятия св. крещения Болгарским князем, он послал в Болгарию архиепископа и священников для приведения в веру Болгарских язычников. Сам писал Болгарскому князю Михаилу, «излагая в 1-ой части послания православное учение о вере и уклонения от него разных произволов человеческих, а во 2-ой части предлагая правила христианской жизни, выставляя любовь сущностью закона». В Моравию же послал Фотий бывшего ученика своего Кирилла и брата его Мефодия, по желанию князей Моравских, чтобы учение о Христе происходило на народном Славянском языке. Поставил также ученика своего Аврамия митрополитом в Армении, Церковь которой стараниями же Фотия вошла в союз с православной 61 . Между тем, папа действовал против Восточной Церкви; он гнал из Болгарии Греческих священников, и посредством ксендзов внушал недавним язычникам-Славянам о первенстве Римского епископа, о важности Римских уставов и обрядов и требовал покорности Риму. Латинские проповедники стали разрушать все, что успели сделать Греки: восставали против употребления Славянского языка в Богослужении, распространяя, что грех – совершать его и читать св. Писание на ином языке, кроме Греческого, Латинского или Еврейского... Сверх того, они вводили измененный символ. – Фотий не мог равнодушно относиться к подобным действиям со стороны папы Николая. Он окружным письмом известил Восток об отступлении папы от древнего православия, и вследствие этого на многочисленном соборе были осуждены своеволия Запада. Требования пап были отвергнуты, нововведения Западной Церкви – осуждены. Между тем политические обстоятельства изменились, и это отразилось несчастным образом и на Церковь ... Василий Македонянин умертвил императора Михаила и занял его престол в 867 году. Фотий бесстрашно восстал против Василия, не допустил его до причащения Евхаристии и тем сильно раздражил его против себя. К этому присоединилось и преследование со стороны папы, который заявлял, что патриарх Фотий клевещет на Запад и сам несправедлив относительно вероисповедания. Смущенный и раздраженный Василий возвратил Игнатия на кафедру и заключил Фотия в монастырь под стражу.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Святой Игнатий не устрашился обличать ставшего всесильным Варду за то, что он вступил в преступную связь с вдовой своего сына. Царица Феодора в этом конфликте встала на сторону ревнителя чистоты христианского брака. В ответ на вызов, брошенный Варде, юный Император Михаил по его подсказке объявил об упразднении регентства – и тем самым об отстранении своей матери от власти, которая формально перешла к нему, законному василевсу, а фактически, ввиду его незрелости, оказалась в руках кесаря Варды. Святой Игнатий протестовал против принудительного заточения Феодоры и ее дочерей в монастырь, совершенного по воле Варды формальным распоряжением Императора Михаила. Он отказался совершить над ними постриг и отлучил Варду от Причастия. Реакцией правителей Империи на вызов, брошенный Патриархом Игнатием, стало обвинение его в государственной измене и низложение без предварительного рассмотрения дела в судебном порядке. Первый период патриаршества святого Фотия Святитель Фотий, патриарх Константинопольский На место низложенного и сосланного в Теревинф – один из Принцевых островов – Игнатия Патриархом Константинопольским, по указанию Варды, при горячей поддержке его кандидатуры большей частью столичного епископата и духовенства, был избран на исходе 858 г. едва ли не самый образованный в столице человек – протоспафарий Фотий, занимавший должность протоасикрита – начальника дворцовой канцелярии. Патриарх Фотий родился около 820 г.; его предки, по крайней мере с материнской стороны, вышли из среды армян-халкидонитов. Родной брат его матери Ирины Иоанн Грамматик, ересиарх-иконоборец, был женат на сестре святой Царицы Феодоры, Марии. Отец Фотия, спафарий Сергий, был племянником святителя Тарасия, ревностным почитателем икон, за что пострадал в правление иконоборцев. Государственную службу Фотий совмещал с преподаванием в Магнаврской высшей школе; правда, в точности неизвестно, занимал ли он при этом в ней официальное положение. По не вполне достоверным сведениям, он исполнял должность ректора.

http://pravoslavie.ru/143150.html

В 860 году русский князь-язычник Аскольд на кораблях с большим войском осадил Константинополь и напал на него. «Город едва не был поднят на копье», – говорил потом святой патриарх Фотий. Византийский император Михаил пал ниц во Влахернском храме и молился всю ночь, а святой патриарх Фотий в проповеди призвал паству каяться и усердно молить Пресвятую Богородицу о заступничестве. Все большая опасность с каждым часом грозила Константинополю, и тогда решили спасать церковные святыни, а первой – святую ризу Богородицы, тем более, что она находилась в храме на берегу моря, откуда исходила главная опасность. После молебна святую ризу обнесли вокруг городских стен, с молитвой опустили ее край в морские воды – и прежде спокойное море вдруг взволновалось, началась буря, разбившая корабли «безбожных руссов». По легенде, князь Аскольд, увидев такое чудо, решил принять крещение. Чудотворную ризу укрыли в храме Святой Софии, в центре Константинополя, а через несколько дней после ухода руссов ее торжественно вернули во Влахернский храм. Это возвращение святитель Фотий приурочил к тому дню, когда риза впервые была положена во Влахерны, – ко 2 июля. Тогда же и было установлено постоянное празднование этого события. Но риза Божией Матери простерлась не только над Константинополем, но и над Русью. И предание, и научные данные свидетельствуют, что после этого похода Аскольд решил креститься и просил у греков наставников в вере, после чего патриарх Фотий отправил в Киев епископа и создал русскую епархию при Константинопольском Патриархате. С этого момента христианство стало проникать на Русь, которая со временем все больше и больше предавала себя под покровительство Богородицы. Таким образом, праздник Ризоположения связан с началом христианского просвещения Руси и со становлением ее третьим уделом Божией Матери – Домом Пресвятой Богородицы. Смутные предания донесли до нас весть, что князь Аскольд крестился с именем Николай, став первым русским князем-христианином, и возвел в Киеве первую на Руси христианскую церковь во имя Илии Пророка. Потом святая княгиня Ольга возвела над могилой убиенного князя Аскольда Никольский храм. Аскольд был убит в 882 году князем-язычником Олегом, по прозвищу Вещий, и свет Православия воссиял над Русью только еще через 100 лет. Но первые его огоньки, первая христианская свеча на Руси была возожжена в том далеком IX веке, когда руссы впервые склонили свои буйные головы перед чудом ризы Пресвятой Богородицы.

http://pravoslavie.ru/553.html

Теперь Витовт повторил прежнее требование учредить отдельную митрополию для литовской России. «Мы обладаем Киевом, – писал он к Ilampuapxy Константинопольскому, – и потому, нужно, чтобы митрополит жил у нас и управлял делами митрополии, как наш». Но Патриарх Матфей, не предвидя в настоящем случае для многолюдной Церкви литовско-русской подобной опасности, какая угрожала Церкви галицкой, не нашел нужным отступать от древнего порядка, для удовлетворения требованиям Витовта, и рукоположил в Митрополита всея России известного своими добродетелями инока Фотия (2 сент. 1408 г.) 4 . Фотий был урожденец морейский из города Монемвасии 5 , одного из тех немногих городов, которые, во время владычества латинскаго в Морее, умели возвратить себе независимость и составляли собственность империи греческой на этом полуострове 6 . С юности он воспитывался в пустыне, пользуясь наставлениями благочестивого старца Акакия, которого весьма уважали благочестивые Цари и Патриархи. Посвятив себя богомыслию, он отказался от всех мирских связей, «Одно было у меня желание, говорит он в своем предсмертном завещании, одна забота – спасти душу свою и представить себя непорочным Владыке и Богу, Творцу моему». При таком расположении духа, он никогда не питал в себе желания домогаться высшего сана, – оставался при своем наставнике, Акакии, даже и тогда, как тот возведен был на престол митрополии монемвасийской. Но судьбы Божии устроили иначе. В то время, как получено было Патриархом требование нового митрополита в Россию, Фотий находился в Константинополе, по поручению от Акакия, и, не смотря на все отрицания, должен был принят жезл святительский и путнеческий, чтобы идти в страну отдаленную, иноязычную, но единоверную. Хотя в Морее, в числе разноплеменных обитателей, много было и Славян 7 , – Фотий едва ли знал наш язык 8 . Тяжко было ему оставить своих друзей. Он взял с собою бизких к нему: иеромонаха Пахомия, из болгар, с которым жил вместе в пустыне у Акакия, и священника Патрикия, из греков. В Морее и Константинополе не забыли его. В синодике Церкви Монемвасийской встречаешь имя Фотия, Митрополита русского, между именами пастырей монемвасийских, как благотворителя сея Церкви, возрастившего ее своими трудами и украсившего многими священными приношениями 9 ; из Константинополя, с ним поддерживал дружеские отношения славившийся тогда своим благочестием и красноречием, учитель великой Церкви константинопольской, Иосиф Вриенний 10 . Патриарх снабдил Фотия настольной грамотой, которая дошла до нас, одна из всех, с какими отпускаемы были наши первосвятители из Константинополя. В этой грамоте, указав достоинство иовоизбраннаго Митрополита, и изъяснив его обязанности, Патриарх просит Великого Князя и прочих Князей, также русских Епископов и прочее духовенство, оказывать ему должное послушаше, как своему отцу духовному и наставнику в вере и благочестии 11 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В 1411–1412 годах митрополиту Фотию ещё удалось беспрепятственно посетить Литву: 8 сентября 1411 года в Луцке он поставил на Туров епископом Евфимия, в 1412 году был в Галиче. Но вскоре за тем какие-то люди постарались наговорами поссорить с митрополитом Фотием сначала великого князя Московского Василия Дмитриевича, а затем, бежав в Литву, и великого князя Литовского Витовта. В Литве в 1412 году стали притеснять православных в русских областях, соседних с Польшей, а католикам с 1413 года предоставлены исключительные права. Наряду с этим в 1414 году возникло движение за отделение от Москвы литовской части Киевской митрополии. В 1415 году, после отказа Константинопольского патриарха князю Витовту в просьбе об учреждении самостоятельной митрополичей кафедры для Литовского княжества, Собор литовско-русских епископов, по приказанию князя Витовта, избрал своего самостоятельного митрополита. Попытка митрополита Фотия предупредить это избрание окончилось для него плачевно – при поездке в Литву он был ограблен, а наместники его изгнаны. Произошло разделение Всероссийской митрополии. Но отдельное существование Литовской митрополии продолжалось недолго. В 1419 году Литовский митрополит Григорий (Цамблак) скончался, и князь Витовт решил воссоединить подчинённую ему часть Русской Православной Церкви с великорусской, митрополит Фотий вновь стал на деле митрополитом Киевским и всея Руси. По этому поводу он написал послание к литовским православным (ДАИ, 183). В 1420–1421 годах он ездил в Литву с послами императора (грек Филантропен) и патриарха, крестил в Слуцке сына князя Олелька (Александра) Владимировича Семена и побывал в Мозыре, Галиче, Львове, Владимире Волынском, Вильно, Друтске, Тетерине, Мстиславле и Смоленске. В 1423 году митрополит Фотий ездил «наперед великиа княгини Софьи» к её отцу Витовту в Смоленск. Мудрый и высокообразованный пастырь, митрополит Фотий оставил много поучений и посланий. Большое богословское значение имели его обличения возникшей в Пскове ещё до его правления ереси стригольников.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Несмотря на это, уже в XI веке Папа Бенедикт VIII в своей булле (1014 г.) эту прибавку утвердил как общецерковное учение, после чего оно было внесено в Символ Веры. И это вопреки 8 правилу III Вселенского Собора, запретившему что-то прибавлять к тексту Никеоцареградского Символа Веры. Впрочем, окончательного разделения ещё не было. Были ещё обрядовые и литургические особенности на Западе: пост в субботу, опресноки вместо квасного хлеба, миропомазание (точнее, руковозложение – конфирмация новокрещёных в отроческом возрасте только епископами), целибат. На Западе очень рано возникает стремление к замене соборного управления единоличным правлением пап. Папство на Западе постепенно усиливается, начинаются его притязания и на Восток. Так, во II столетии папа Римский Виктор навязывал западную традицию времени празднования Пасхи, а в III веке Стефан III в спорах со св. Киприаном Карфагенским – о способе принятия еретиков. То, что Рим был столицей Империи, его епископам это придавало особый авторитет, в частности, преимущество чести на Соборах. В подтверждение учения о главенстве Римских пап католики ссылаются на некоторые тексты из Евангелия – об этом я уже раньше говорил. Также известны средневековые подделки – лжеконстантинов дар и лжеиссидоровы декреталии. В IX веке во главе Римо-католической Церкви был папа Николай I. С его именем связан серьезный конфликт, который произошел у Рима с Константинополем. Константинопольским Патриархом в это время был Фотий – бывший сенатор, обладавший большой эрудицией, административным опытом, а также твердым характером. Избрание Патриархом Фотия не было признано папой Николаем I, который решил вмешаться во внутренние дела Восточной Церкви. Как известно, Фотий за неделю прошел все священные степени, что, якобы, противоречило канонам (известны подобные случаи с Патриархами Тарасием, Никифором и Нектарием, а также со святителем Амвросием Медиоланским, который даже не был крещён). Тем не менее, на Соборе в Риме Фотий заочно был лишен патриаршества. Конфликт обострился еще и в связи со спорами об юрисдикции над Болгарской Церковью. Фотию удалось не только отстоять своё законное право быть во главе Константинопольской Церкви, но ещё и осудить римские нововведения. О Болгарской Церкви вопрос больше не поднимался. После 10 лет ссылки на Великом Софийском Соборе (879-880 гг.) Фотий был восстановлен в патриаршем достоинстве, что было подтверждено легатами нового папы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/13/o_...

Статья Святоотеческое богословие иконы. Часть 1 Святоотеческое богословие иконы. Часть 2. Свт. Герман, патриарх Константинопольский († до 754 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 3. Седьмой Вселенский собор о святости иконы (787 г.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 4. Свт. Никифор, патриарх Константинопольский (ок. 758–828 гг.) Святоотеческое богословие иконы. Часть 5. Прп. Феодор Студит (759–826 гг.)   Свт. Фотий родился около 820 г. Он был племянником свт. Тарасия, патриарха Константинопольского; принадлежал к высшей знати и происходил из семьи, верной почитанию святых икон. Его отец св. Сергий Исповедник, великий ученый и богослов, скончался мученической смертью за защиту икон. «Будучи низведен с кафедры в 886 г., святитель окончил дни свои в Армонийском монастыре в 891 г. Православная Церковь почитает святителя Фотия как ревностного защитника Православного Востока от владычества пап и как ученого богослова, оставившего многочисленные и разнообразные труды, посвященные обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Священного Писания, раскрытию различных предметов веры» . Как сообщает И. Ивонин , у свт. Фотия нет специальных больших произведений об иконах, а потому о его взглядах относительно иконопочитания можно судить по фрагментам в некоторых трудах: «Амфилохия» (10 трактатов) ; послание к болгарскому князю Михаилу (главы 18–20); письмо к Феофану Отшельнику ; гомилии 9, 10, 15, 16, 17, 18). Как полагает И. Ивонин, перечисленные тексты позволяют составить цельную картину богословской мысли святителя об иконопочитании и богословии иконы. Рассмотрим некоторые из этих текстов. 1. Связь образа и первообраза: Бог Отец, Сын, Св. Дух и человек Свт. Фотий, рассуждая о значении слов Писания «Сотворим человека по образу Нашему» (Быт 1:26), приводит различные толкования. Так, он пишет, что человек, будучи тварным образом Бога, отразил в себе определенные свойства своего Первообраза («разумность и свободу воли», «главенство и высоту господства», «самостоятельность, мудрость, творчество», «бестелесность души» и т.

http://bogoslov.ru/article/6193771

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010