Глава VII. Старчество в Задонском монастыре Содержание: Отношение к Св. Тихону монастырских властей и монахов. Духовное содружество Святителя Тихона: старцы Феофан, Аарон, схимонах Митрофан, Кузьма Студеникин, Григорий Ростовцев, Никандр Бехтеев. Келейники Святителя. – Восстановление Елецкого девичьего монастыря. Основание Сиротинской женской общины. Последние годы жизни Святителя. Полное уединение и мысль о вечности. Кончина Св. Тихона и его духовное завещание. Тяжелое положение содружества Св. Тихона после его кончины. Гонение на схимонаха Митрофана и Никандра Бехтеева. Временное оскудение старчества в Задонском монастыре. В отношении к монашеству Святитель Тихон, после удаления на покой, пережил такой же душевный процесс, какой отмечен выше относительно всех других сторон его пастырской жизни. Нашедши, что жизнь монахов не соответствует этому высокому званию, Святитель, будучи епархиальным епископом, вооружился против монастырских нестроений рядом суровых взысканий и наказаний. Но трудно судить, имели ли большое практическое значение эти его меры. Судя по тому, что настоятели некоторых монастырей были равнодушны и даже враждебно настроены к его распоряжениям. (Серафим Толшевский, Георгий Спичинский Елецкий игумены Феодосий и Засима), можно с вероятностью предполагать, что его распоряжения об упорядочении монастырской жизни мало встречали сочувствия в монастырях. О том же свидетельствует и тот факт, что, удалившись на покой, Святитель в Толшевском, а потом и в Задонском монастыре встретил враждебное к себе отношение со стороны монастырских властей. В своих письмах он прямо указывает на врагов, которые перетолковывают в неблагоприятном смысле его поступки. А его келейник Чеботарев рассказывает, что частью недоброжелательством игумена Серафима вызвано его удаление из Толшевского монастыря. Он же говорит, что игумен Задонского монастыря заочно глумился над Святителем. Только недружелюбным отношением монашествующих можно объяснить выезды затворника из Задонска и продолжительное пребывание его то в Толшах, то в Липовке.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolski...

Двадцать пятый день. Поучение 4-е. Преп. Сергий. (Женские наряды и уборы). I. В день ныне прославляемого преподобного Сергия, Радонежского чудотворца, отличавшегося среди других добродетелей необыкновенною любовию к простоте и скромности в одежде, нередко покрытой заплатами, душеспасительно будет побеседовать с вами о женских нарядах и уборах, которые совершенно удалились от простоты и скромности прежняго времени. Вот как о сем говорит великий наш отечественный учитель церкви, святитель Тихон Задонский . II. " Доколе не согрешили прародители наши, Адам и Ева, дотоле не имели нужды в одежде, ибо не видели наготы своей ; а когда согрешили, то увидели наготу свою и стали стыдиться, а потому и принуждены были искать, чем бы прикрыть свою наготу. «И отверзошася очи обема, и разумеша, яко нази беша; и сшиста, листвие смоковное, и сотвориста себе препоясания» ( Быт. 3, 7 ). А Бог, милосердствуя о них, сделал для них «ризы кожаны, и облече их» (21). Видишь ли, что начало одежды есть грех? Грех открыл им наготу их, которая потребовала прикрытия. Посему св. Андрей критский и оплакивает сие (в своем Великом Каноне): «сшиваше ризы кожаны грех мне, обнаживый мя первыя боготканные одежды». Отсюда видишь, как худо делают те люди, которые ищут украшения в одеждах и делают одежду не ради прикрытия наготы и согревания тела, но ради украшения и щегольства. Они поставляют себе в честь и украшение то, что свидетельствует о безчестии и безобразии; они ищут похвалы в том, что обличает грех... Все животные как созданы от Бога, так и живут доныне, не нуждаются в прикрытии, довольствуются естественным одеянием. Один человек лишился сего за грех, и у них же заимствует одежду и ею прикрывается... И вот что странно или лучше – достойно всякого сожаления: он чужою кожею прикрывается и этим гордится, – он ставит себе в честь то, что должно бы подавать ему, яко бедному, скудному, нагому и лишенному, случай к смирению... (т. II, 145). Украшение в одежде есть доказательство нерадения о душе. Кто печется о телесном украшений, тому недосуг пещися о душевном. «Идеже бо сокровище ваше, ту и сердце ваше будет» ( Мф. 6, 21 ). Наряды щегольские показывают, что сердце желает суетной чести и славы, а это и закону Божию противно: «не любите мира, ни яже в мире» ( 1Иоан. 2, 15 ). «Горняя мудрствуйте, а не земная» ( Кол. 3, 2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Е Вопр. Что есть Евангелие ? Отв. Евангелие есть слово греческое и значит весть добрую, благоприятную и утешительную. Евангелие Иисус-Христа открывает нам, что Он от Отца Небесного в мир сей послан грешники спасти, как сам Он рек: прииде Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго ( Лк. 19:10 ). Тоже и Апостол благовествует: верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешников спасти ( 1Тим. 1:15 ). Слава пославшему Отцу! Слава и пришедшему Сыну спасти грешников! Поклонимся убо радостным и благодарным духом Пришедшему спасти нас и Благоволившему послать Его. Благословен Бог, хотяй всем человекам спастися и в разум истины приити! Приимем сию радостную весть в сердца наши и дадим славу Богу, благоволившему о нас. Вопр. Сколько св. Евангелистов ? Отв. Четыре: Матфей, Марк, Лука, и Иоанн Богослов. 1) Св. Матфей есть один из дванадесяти апостолов, иначе называемый Леввием. Он писал прежде прочих Евангелистов, именно чрез восемь лет по вознесении Господа. Существующий до ныне греческий текст сея книги есть перевод с еврейского, или сирского, но он, по своей апостольской древности, имеет для христиан достоинство – равное подлиннику. 2) Св. Марк был сопутником ап. Петра и причисляется к 70 апостолам, а к вере во Христа обращен Петром. Будучи послан от Петра во Египет, епископскую там отправлял должность и первый христианское училище в Александрии основал. Отвержение от Христа Петрово пространнее, нежели прочие Апостолы, описал, потому что, конечно, от самого Петра сию плачевную историю лично услышал. 3) Св. Лука, антиохиянин, искусством врач, сотрудник ап. Павла. Он отличается полнотою, которая объемлет происшествия нового Завета от рождения Предтечи до вознесения Иисуса Христа на небо. Имя его Лука от lux – свет; он не был самовидец, но Евангельскую историю от Апостолов слышал. Написал он Евангелие свое в 66 или 67 лето по вознесении Господа, потому что Деяния Апостольские написал он в лето по Р. X. 68. Феофил, для которого писано его Евангелие, был, без сомнения, муж чиновный, и, может быть, градоначальник.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Елец. Знаменский монастырь. Карта и ближайшие объекты История женского монастыря на Каменной горе в Ельце уходит своими корнями в начало 17 столетия. Тогда, в 1628-1629 годах монахом Савватием в лесу на «старом городище», занимавшим обрывистый каменный мыс, образованный рекой Ельчик и оврагом Каменный верх, был построен скит с деревянной церковью во имя «Рождества Пресвятыя Богородицы и Ея честныя иконы Знамения Курския». В нескольких кельях жили по два-три старца из Троицкого монастыря. В 1657 году в скиту проживало 5 монахов. В это время, при поддержке Елецких купцов благотворителей и воеводы была построена вторая церковь во имя Николая Чудотворца, тогда же монастырь был обнесён деревянным забором. Тихая и уединённая жизнь монахов Троицкой обители закончилась в 1683 году, когда поступил указ епископа Митрофана о преобразовании Каменогорского скита в женский монастырь. В это время в обители действовали храмы, построенные ещё монахами скита. Так же Троицкий монастырь передал насельницам часть своих земель. В 1764 году с учреждением штатов «Елецкий Богородицкий» женский монастырь был упразднён указом Екатерины Второй. Монахиням предписывалось покинуть обитель и переселится в единственный оставшийся штатным монастырь епархии – Воронежский Покровский. Но, несмотря на указание покинуть монастырь, елецкие монахини продолжали жить в своих кельях на Каменной горе. Не получая жалования, насельницы существовали на помощь от жителей города. Упразднением монастыря беды для оставшихся в нём матушек не закончились. В 1769 году во время большого пожара в Ельце сгорели и все постройки Знаменского монастыря. В это время в обители оставалось три монахини, которым удалось спасти лишь некоторую церковную утварь, а на пепелище обрести нетронутыми пламенем три иконы. Две старица, оставшиеся на пепелище, наотрез отказались покинуть Каменную гору. Монахини жили в уцелевшем каменном погребе, покрытом дубовыми ветвями. Позже силами благотворителей для стариц выстроили новую келью по просьбе епископа Тихона Задонского. А в 1770 году силами прихожан на месте сгоревшей обители был выстроен новый небольшой деревянный храм во имя иконы Знамения Пресвятой Богородицы, а при нём открыт приход. Постепенно росло число сестёр, поселившихся на месте прежнего монастыря. В связи с чем, ельчане в 1774 году решили ходатайствовать о восстановлении в городе женского монастыря, однако получили отказ. Посетив любимый им Елец в последний раз в 1779 году, святитель Тихон Задонский побывал и на Каменной горе, увидел население её, и благословил всех монашествующих и указал место строительства соборного храма.

http://sobory.ru/article/?object=06487

Елец. Церковь Спаса Преображения. Преображенская церковь Карта и ближайшие объекты Деревянный Преображенский храм был построен между 1678 и 1691 годами и заменил собою древнюю церковь св. Праскевы Пятницы. Храм был очень мал и к тому же к середине 18 века весьма обветшал. Поэтому в 1761 было принято решение о строительстве каменной церкви. К 1771 году все работы были завершены. Построена она была по образу московского храма Иоанна Воина «восьмерик на четверике». Церковь неоднократно перестраивалась, первоначально алтарь и храмовая часть были выстроены в стиле барокко. К началу 19 века храм начал разрушаться, и уже в 1808 году почитаемый ельчанами священник Иоанн Борисович Жданов по благословению епископа Досифея приступил к «исправлению ветхости». Но прихожане выразили желание не только на ремонт, но и расширение храма. В 1810 году к церкви был пристроен придел в честь Иоанна Предтечи. Новая перестройка коснулась храма более чем через 50 лет. В 1866 году церковным старостой купцом П.А. Сергеевым был составлен проект «увеличение трапезной и построение вновь колокольни». В 1871 году выстроена колокольня, и церковь приняла свой окончательный нынешний вид. В 1891 году храм постигло несчастье – молния «выбила» из кладки 400 кирпичей, поэтому ей требовался срочный ремонт, который и был произведён с 1892 по 1893 годы. Эта церковь также связана с именем епископа Воронежского и Елецкого Тихона. Именно святитель Тихон Задонский был духовным наставником о. Иоанна Жданова. После революции, в 1922 году из храма изъяли церковную утварь, а в 1930 году его закрыли для «культурно-просветительских» целей. С 1937 года помещение использовалось как склад Заготзерна. В 1943 году верующие потребовали вернуть им храм, но получили отказ. В 1960-е годы церковь сначала пустовала, а после была тиром. В 1971 году Преображенская церковь взята под охрану как памятник архитектуры, но к восстановительным работам приступили лишь в 1983 году. В 1997 году храм передан РПЦ и определён к приходу Вознесенского собора, что позволило продолжить возрождение древней церкви. В трапезной планируется разместить церковную библиотеку и читальный зал.

http://sobory.ru/article/?object=02128

Жизнь св. Тихона до епископства В четырех верстах от г. Валдая (Новгородской губернии) есть село Короцк. В нем в прошлом столетии стояла скромная деревянная церковь , окруженная лесом. При этой церкви служил дьячок, которого прихожане с почтением называли Саввою Кирилловичем. У него было три сына; между ними особенно выдавался младший, родившийся в 1724 году, по имени Тимофей: он не любил развлечений и детских забав, но от труда и послушания никогда не отказывался. Савва Кириллович водил обыкновенно с собою детей в церковь на клирос, или для прислуживания в алтарь. Быв сам богобоязненным, он и детям внушал страх Божий и любовь к богослужению. По смерти отца один из его сыновей – Ефим – занял его место в Короцке, другой – Петр – был дьячком в Новгороде, а младшему – Тимофею – Господь судил быть епископом Воронежским. Тимофей лишился отца, когда был еще малолетним. Остался он на материнском попечении и на содержании брата. А у сельского дьячка какие средства? Земля – главная кормилица, но короцкая земля – почва неблагодарная: это почва глинистая, загроможденная притом множеством больших камней-валунов. Поэтому хлебопашество было в Короцке тяжелое и не вознаграждавшее за труды, а в иные годы нечем было и кормиться. Так случилось и вскоре после смерти отца Тимофеева. Мать-вдова жалела сына Ефима и поэтому посылала младшего сына Тимофея на заработки из-за куска хлеба к одному богатому мужичку боронить его поле. И водит лошадку мальчик, босой, с загорелым лицом; и кто бы мог подумать, что это – будущий святитель, св. угодник Божий. Тимофею во время малолетства едва не пришлось сделаться приемышем ямщика. Один богатый, но бездетный соседний ямщик очень полюбил сироту Тимошу за его тихий нрав, трудолюбие и послушание, и желал иметь его у себя вместо сына. Мать Тимофея, имея в виду бедность Ефима, богатство и доброту ямщика, решилась отдать ему сына, а ямщик обещал отказать Тимофею все свое имущество. В тяжкие дни нужды мать взяла Тимошу и, в отсутствие старшего сына Ефима, повела его к ямщику.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Mihajl...

Закрыть itemscope itemtype="" > Весна души О грехопадении и Воскресении в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». К Лазаревой субботе 26.04.2013 3415 Время на чтение 13 минут В одном из писем к своему любимому старшему брату Михаилу юный Фёдор Достоевский пишет: «Человек есть тайна,... я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». На протяжении всей своей жизни писатель остаётся верным избранной теме и достигает небывалых вершин в изображении природы человека, состояния его сердца как поля битвы, где «дьявол с Богом борется». В этой борьбе человек, обладающий свободной волей, избирает путь служения - добру или злу. Эта битва, эта невидимая брань и есть та тайна, которой посвятил свой гений великий русский писатель и мыслитель Фёдор Михайлович Достоевский Вне православия, вне христианского мировоззрения творчество этого писателя не может быть оценено по своему достоинству и не может быть постигнуто. Полнота сознательного религиозного понимания присутствует во всех произведениях Достоевского, и с особой силой она проявилась в его первом великом романе «Преступление и наказание». Герой романа, бывший студент Родион Раскольников, ведущий нищенское существование, буквально задавленный крайней бедностью, вынашивает в своем сознании опасную теорию, согласно которой оправдывается преступление «по совести», во благо человечества («Единственное зло и сто добрых дел » или «Одна смерть и сто жизней взамен»). Ради такой «справедливости» можно преступить некую «черту», то есть закон, заповедь Божию, и доступно это лишь людям необыкновенным, наполеонам, усилиями которых движется история. «Отрицание закона Божия и его святости приводит человека к искажению истины. Вместо добра и красоты в его душе на первый план выступает «преступление» и «беззаконие», - пишет схиархимандрит Иоанн Маслов в своей книге «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»«. «Наполеоновская теория» Раскольникова родилась в его помрачённом гордыней сознании, вошла во «святая святых» юноши; он внутренне подготовил себя к преступлению, ибо совершил его сначала в сердце своём. Отсюда замкнутость, мрачное уединение в своей каморке, нежелание общаться и стремление к полному одиночеству. Святые отцы предупреждают в своих творениях о великой опасности проникновения греховного в сердце человеческое: «Человек, допустивший духовную скверну в свою душу, уже неспособен отличать добро от зла.... Такая душа бывает подобна слепцу - падает и не знает, куда ей идти. Грех не только ослепляет, удаляет человека от Бога, но и делает его сторонником диавола» 308]. Позже сам герой признаётся Соне: «Я ведь и сам знаю, что меня черт тащил».

http://ruskline.ru/analitika/2013/04/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Не стоит понапрасну топтать венец Если в Бога не веруешь, то венчание не поможет 23.01.2004 239 Время на чтение 5 минут " Ах, барин, барин, скоро Святки, а ей не быть уже моей " , - тосковал ямщик, везя доброго барина на тройке по Волге-матушке зимой. Люди, малосведущие в православных традициях, из этой песни делают вывод, что во время Святок на Руси гуляли свадьбы, но это не так. Во время Святок к свадьбам готовились. Сами же венчания начинались сразу после Крещения. Вот и на этой неделе все новосибирские православные храмы переполнены венчающимися. Правда, большинство из них свадьбы уже отгуляли во время Рождественского поста и Святок, а в церкви отдают дань традиции - венчаться нынче модно. В прежние времена такое было бы просто немыслимо, так как к таинству венчания подходили очень строго, и первым делом желающие повенчаться подвергались обыску. Обыск же начинался сразу после сговора. Сговор и обыск Сговор на венчание совершался, как правило, сватами жениха в доме будущей невесты в присутствии родителей и невесты, и жениха. После успешного сговора и родительского благословения на брак в церкви в течение трех недель трижды публично оглашали о желании жениха и невесты вступить в законный брак. Делалось это для того, чтобы кто-нибудь из прихожан, знающий какие-либо препятствия к венчанию этих молодых людей, мог об этом заявить священнику, в обязанностях которого было проведение брачного обыска. Проводился обыск тщательно, так как ответственность за незаконный брак целиком лежала на священнике. Как писал святитель Тихон Задонский в составленной им " Инструкции о свершении браков " , " поп, венчавший незаконный брак, яко преступник святых правил... Страшного суда Божия не избежит " . А канонических запретов на вступление в брак существует немало: физиологическая и психическая неспособность к браку, близкие родственные отношения, недостижение законного возраста, незаконность, с церковной точки зрения, расторжения предыдущего брака одного из венчающихся и другие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

иеромонах Иоанн (Кологривов) (католик) Содержание Предисловие Психологические основы Русская житийная литература и ее источники Критические исследования Назидательная литература Часть первая. Домонгольский Период Страстотерпцы Святая Плеяда Преп. Авраамий Смоленский Период татарского нашествия и ига Святые князья Святители Преподобный Сергий Радонежский Святой Стефан Пермский Распространение Святости и Ее противники Северная Фиваида I. Преп. Кирилл Белозерский II. Иноки комельского леса III. Иноки кубенского озера Противники христианской духовности в России I. Русское язычество и его пережитки II. Антихристианские секты а) Стригольники б) Ересь жидовствующих Часть вторая. Золотой Век Русской Святости Преподобные Нил Сорский и Иосиф Волоколамский и их школы Преподобный Нил Сорский (1433–1508) Жизнь Учение Преподобный Иосиф Волоколамский Личность и дело Писатель А) Устав Б) Послания В) «Просветитель» Святые Миряне Юродивые Христа ради Женская святость Часть третья. Русская святость петровскую эпоху и позже Святитель Димитрий Ростовский (1651–1709) Личность. О Совершенстве. Поклонение Святого Дмитрия Страстям Христовым. Святитель Тихон Задонский (1724–1783) Человек. Епископ Воронежский. Подвижник. Духовное учение Святителя Тихона. Паисий Величковский и начало духовного обновления. Оптина Пустынь и ее старцы Старец Леонид (1768 –1841) Старец Макарий (1788–1860) Старец Амвросий (1812 –1891) Преподобный старец Серафим Саровский (1759–1833) Заключение Алфавитный указатель     Предисловие Труд ныне уже покойного отца Иоанна Кологривова, предлагаемый здесь русскому читателю, возник первоначально в качестве лекций, читанных в Папском Восточном институте в Риме. Цель была, таким образом, – сколь возможно полно и точно ознакомить с вершинами русской духовности молодых представителей западного религиозного мира. Не только на Западе имеют, обычно очень туманное представление о том, что из себя представляет русская святость и как она проявлялась за тысячу лет русской истории: приходится признать, что в самой России лишь в течение последних дореволюционных десятилетий начали обращать должное внимание на величайшие ценности собственной духовной культуры. Очень многое из них, в XIX веке лежавшее втуне, незамеченным или непонятым, открывалось как бы заново и стало предметом очень серьезной и вдумчивой исследовательской работы. В России эта работа оказалась затем прерванной событиями, не успев принести всех своих плодов, и лишь отчасти могла быть продолжена отдельными русскими авторами заграницей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» 15 ноября 2017 г. 20:13 Состоялась третья секция конференции ПСТГУ «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» В рамках Международной научной конференции «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» состоялась секция «Поместный собор как итог синодальной эпохи». Доклад кандидата богословия, доцента кафедры истории Русской Православной Церкви ПСТГУ Георгия Бежанидзе был посвящен исследованию разрушения симфонии церковно-государственных отношений на протяжении Синодальной эпохи. В средневековье Церковь и государство были одним общественным институтом.«Царство и Церковь находятся в тесном союзе и общении между собой, и невозможно отделить их друг от друга»,- так писал Константинопольский патриарх Антоний великому князю московскому и владимирскому Василию Дмитриевич, сыну Дмитрия Донского», - сказал Георгий Бежанидзе. Тот же смысл вкладывал в эти отношения и патриарх Никон: «два меча иже есть духовный и светский владычествовати Господь Иисус в Церкви утвердил, владычество духовное и мирское». И хотя при Петре I патриаршество было упразднено, идея церковно-государственного единства оставалась в сознании духовенства и народа. Живя в Екатерининскую эпоху святитель Тихон Задонский отмечал, что в христианском обществе власть двоякая: гражданская и духовная. «Гражданская власть управляет внешними делами, а духовная наблюдает то, что касается внутреннего, душевного состояния,- пояснил докладчик. - Но такая идея союза Церкви и государства была возможна только в условиях существования сакрального государства, понятие о котором стало размываться после появления идеи общественного договора, на основе которого построены все современные государственные системы власти». Идея такого договора, сформулированная английским философом Томасом Гобсом (и затем развитая Жан Жаком Руссо) нашла поддержку в XIX и у славянофилов, например, у А.С.Хомякова и Ю.В.Самарина. Свою лепту внесли и декабристы, по своему интерпретирующие волю Бога в отношении царской власти: «избрание царей противно воли Божией» писал в своем православном Катехизисе С.Муравьев-Апостол. Борьба с этими идеями митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) только на некоторое время приостановила их распространение в обществе, котрый не уставал напоминать, что союз Церкви и государства, это прежде всего союз правителя государства с Богом, выдвинув вместо триады: «Православие, самодержавие, народность», свою: «Вера, царь, Россия».

http://e-vestnik.ru/news/pstgu_sobor_i_s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010