иеромонах Николай (Павлык) Глава VI. Побуждение к христианскому подвигу и утешение в нем Опытно зная, сколь многотруден подвиг жизни по заповедям Божиим, святитель Тихон не только указывает, как должно его совершать, не только предупреждает об опасностях, увещает избегать уклонений от него, но и утешает претерпевающих на нем скорби, одушевляет ослабевающих, убеждает колеблющихся 121 . Встречающиеся во многих творениях святителя, эти «утешения» особо собраны в 8-й статье второй книги «О истинном христианстве». Считая их важным средством достижения христианского нравственного идеала, остановимся в заключение отдельно и на них (тем более, что во избежание повторений, эта тема до сих пор осталась почти не затронутой). В предисловии к указанной статье святитель пишет: «Христианина, что касается до внешнего его состояния, нет ничего смиреннее и беднее в мире сем. Вера бо многоразличному искушению подлежит. Но когда внутрь христианина приникнуть, нет ничего его блаженней» (4, 371). Как в Священном Писании не только заключено то, что надлежит исполнять христианам, но и содержится обетование блаженного воздаяния праведникам, так и святитель, описывая, в чем состоит и как совершается подвиг христианской жизни, в заключение показывает «утешительные плоды святой веры». Что же может и одновременно должно подвигать христианина к прохождению жизненного поприща достойно своего высокого звания и утешать его на этом нелегком пути? Память и размышление о следующем. 1 . Христиане «веруют в Бога истинного, поклоняются Богу живому, вечному, премудрому, праведному, преблагому, исполняющему во благих желание их». Таким образом, сама «истинная вера подает живое и действительное души утешение» (4, 391; 27, 1060). 2 . Христиане «великого Бога нарицают Отцом своим» и от Него получают «духовное христианское рождение» (как святитель называет святое крещение 122 ); сподобившийся его, омываясь от греховной скверны, совлекается «ветхого человека» и «облекается во Христа». Освящаясь, человек становится чадом Божиим, наследником Царства Небесного и, по слову Священного Писания, новым творением ( 2Кор. 5, 17 ). Память о такой милости Божией должна «отвратить христианина от греха и подвигнуть к благочестию», к жизни «в новом сем духовном рождении не по плоти, но по духу» (3, 249; 4, 372).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Скачать epub pdf МОЛИТВА Молитва – причина спасения и бессмертия души ( 36, 843 ). Молитва есть умерщвление мысли о похотениях плотского жития. Прилежно молящийся равен умерщвляющемуся для мира. Ибо отречься от себя – значит терпеливо пребывать в молитве. Из этого следует, что любовь Божия обретается в отречении от души своей. Преподобный Исаак Сирин ( 82, 279 ). Следствие молитвы то, что мы бываем с Богом. А кто с Богом, тот далек от Его противника. Святитель Григорий Нисский ( 17, 384 ). Думай и постоянно держи в памяти, что Бог есть твой Бог, Творец, Господь, Царь и Промыслитель; хотя и всех Он есть Бог и хотя всем равно повелевает уклониться от зла и творить благое, но принимай это повеление, как бы касающееся одного тебя. Тогда с помощью Его породится в тебе новое движение и новый дух; и чем чаще будешь поучаться в этом размышлении и поучении, тем день ото дня большее усердие почувствуешь внутри себя к богопочитанию и благочестию. Но везде нужна молитва: мы без Бога размышлять о Боге по-надлежащему не можем. Святитель Тихон Задонский ( 82, 363 ). При господстве Ветхого Завета человек обращался к Богу, Которого он еще не знал определенно. При наступлении господства иного в Новом Завете человеку, в преизобильное дополнение к прежнему обращению, предоставляется обращаться к Богочеловеку, как Ходатаю между Богом и людьми... в Котором соединено Божество с человечеством ( 111, 30–31 ). Не Богу нужны наши молитвы! Он знает и прежде прошения нашего, в чем мы нуждаемся... молитва необходима нам: она усвояет человека Богу ( 108, 141 ). Перед начинанием всякого дела принося молитву Богу, ею привлекай благословение Божие на дела твои и ею суди дела твои: помышления о молитве останавливают от дел, противных заповедям Божиим. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 108, 150 ). Сила молитвы «Молитва своей силой побеждает естество», – говорит [святитель] Иоанн Златоуст . Молитва без оружия побеждает врагов видимых и невидимых. Молитва удерживает руку даже Самого Всесильного, заносящего ее на отмщение грешникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Еще один светлый юбилей. (К ПЯТИДЕСЯТИЛЕТИЮ ПРОСЛАВЛЕНИЯ СВЯТИТЕЛЯ ИОАСАФА БЕЛГОРОДСКОГО ). «Святителю Христу Богу возлюбленне, правило веры и образ милосердия людем был еси, бдением же, постом и молитвою яко светильник пресветлый просиял еси, и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая, духом же престолу Божию предстоя, чудеса преславная источаеши. Моли Христа Бога, да утвердит Отечество наше в Православии и благочестии и спасет души нашя»  (Тропарь св. Иоасафу, гл. 3-ий). Едва отпраздновали мы столетие со дня прославления великого Российского Святителя Тихона Задонского , как вот приспел уже другой светлый юбилей – радость и торжество нашей святой веры и Церкви: в воскресение 417 сентября с. г. исполняется пятидесятилетие со дня прославления современного ему другого великого Российского святителя Иоасафа, Епископа Белгородского. И Святитель Иоасаф, как и Святитель Тихон, жил и подвизался все в том же, столь злокозненном для нашей Родины XVIII столетии, но был уроженцем не севера, а юго-запада России. Свое духовное воспитание он получил под благотворным воздействием великих исторических святынь русского народа – в самом сердце «матери городов русских», в Киево-Братском монастыре, где он прошел курс богословских наук в открытой при нем академии. Непродолжительна была его земная жизнь – он скончался всего лишь 49-ти лет от роду, – но о нем поистине можно сказать словами Премудрого:  «Скончався вмале, исполни лета долга: угодна бо бе Господеви душа его, сего ради потщася от среды лукавствия»   (Премудрости Солом. 4, 13–14). Чем был велик и славен Святитель Иоасаф, чем он угодил Богу и чему мы можем и должны поучиться у него? У нас, современных христиан, вера, по большей части, расходится с жизнью: мы не живем в полном согласии с учением, с требованиями нашей веры. Вера наша так ясно, так определенно учит нас, отрешаясь от всего тленного, земного, всеми мыслями и чувствами своими устремляться к ожидающей нас нетленной вечной жизни.  Теоретически  мы, может быть, и принимаем это (хотя появилось у нас в последнее время особое течение «нео-христианства», которое даже теоретически не хочет этого принять, а измыслило совсем новое, неизвестное прежде мнимо-христианское мировоззрение, стремящееся крепче приковать человека к земле, будто бы уже преображенной и освященной пришествием Христовым в мир), признаем и кончину века, и Второе Пришествие Христово, и Страшный Суд, и будущую жизнь, но  практически  поступаем и живем так, как будто бы ничего этого не предвидится, и нам нужно только здесь на земле устроиться получше, обеспечив себя всеми благами и удобствами: мы не желаем по-настоящему думать о неизбежно ожидающей каждого из нас смерти и не. готовимся, как бы следовало, к предстоящей нам будущей вечной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

игумен Амвросий (Диденко) Яко Твое есть царствие, и сила, и слава во веки. Аминь Святитель Иоанн Златоуст Напоминанием о враге – в словах: избави нас от лукаваго, – соделавши нас осторожнейшими и пресекши всякую беспечность нашу, он воодушевляет нас далее, представляя нам того Царя, под властью Которого мы воинствуем, и показывая, что Он могущественнее всех. Яко Твое есть, говорит Спаситель, Царство, и сила, и слава. Итак, если Его царство, то не должно никого бояться; так как никто ему не сопротивляется и никто с Ним не разделяет власти. Ибо когда Спаситель сказал: Твое есть Царство, то показывает, что и оный враг наш подчинён Богу, хотя, по-видимому, ещё и сопротивляется, по попущению Божию. Ибо и он из числа рабов, хотя и осуждённых и отверженных; посему не дерзнет нападать ни на одного из рабов, не получив прежде власть свыше. И что я говорю, ни на одного из рабов? даже на свиней не дерзнул он напасть до тех пор, пока Сам Спаситель не повелел; ни на стада овец и волов (Иовлевых), доколе не получил свыше власти и силы. Итак, хотя бы ты был и весьма немощен, однако должен дерзать, имея такого Царя, Который и чрез тебя легко может совершать все славные дела. Словом: «и слава» показывается, что сей Царь не только освобождает тебя от угрожающих тебе зол, но еще может делать тебя и славным, и знаменитым; ибо как сила Его велика, так и слава Его неизреченна, и всё сие беспредельно и бесконечно. Видишь ли, как Спаситель отовсюду укрепляет и ободряет подвижника? Святитель Кирилл Иерусалимский По совершении молитвы говоришь: Аминь; словом Аминь, которое значит: да будет, запечатлевается изречённое в богопреданной молитве. Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский Здесь ободряет нас: ибо если Отец наш есть Царь славный и сильный, то при твёрдой вере мы, без сомнения, победим лукаваго и впоследствии прославимся, то есть, когда Он будет воздавать всем по делом. Святитель Тихон Задонский Яко Твое есть Царство... Сие слово есть заключение Молитвы Господней, которым означается упование и дерзновение к милосердому небесному Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Воспитать для Бога, для Истины так, чтобы они являли собой образец благородства. И только мужчина может совершать священнодействия и стать священнослужителем. В соответствии с этим должны выстраиваться основные подходы к воспитанию юношей. Поскольку именно нрав человека определяет направление действия его воли (а, значит, его действия и поступки), основные усилия родителей и педагогов должны быть сосредоточены на духовно-нравственном воспитании. По мнению святых отцов, главное внимание при воспитании мальчиков должно быть сосредоточено на состоянии его души. «Вы все делаете для того, чтобы были у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, душу не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете ради того, чтобы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа – была золотая, об этом и помыслить не хотите». Чем раньше осознаются истинные цели педагогического воздействия, тем большего результата смогут добиться родители. Святитель Тихон Задонский применял такое сравнение: «Как маленькое деревце, к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь». Как уже было отмечено, важнейшим фактором успешности воспитания юношей является высокий нравственный уровень и благочестивый пример собственной жизни их родителей и воспитателей. «Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно», – говорит святитель Григорий Богослов . Полезные и интересные примеры о воспитании молодых людей находим в деятельности святых отцов. Святитель Амвросий Медиоланский , воспитывая в своей духовной школе юношей, считал наиболее важными следующие добродетели:

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

1. Богочеловеческий характер таинства священства Как-то в книге архимандрита Софрония Сахарова (+1993) «Старец Силуан» я прочитал потрясающие слова: «Молиться за людей – это кровь проливать» 1 . Наряду с другими смыслами, которые великий старец вкладывал в эту идею, она включает в себя и дар свыше – харизму священства. Учение о таинстве священства хорошо разработано в школьной догматике, поэтому я видел свою задачу в том, чтобы представить спектр мнений и высказываний отцов Церкви и авторитетных богословов и собрать справочный и полемический материал по историко-догматическому и литургическому аспектам этой тематики, поскольку они настолько тесно связаны друг с другом, что рассматривать их по отдельности практически невозможно. Формулировки таинства священства или рукоположения 2 – практически одни и те же, и поэтому достаточно будет привести два кратких и взвешенных определения: «Священство есть таинство, – писал святитель Димитрий Ростовский (1709), – в котором через рукоположение епископа священнику дается власть от Бога совершать священнослужение и таинства, установленные в Церкви Божией. Материя этого таинства – человек, правильно возводящийся в священника. Форма – рукоположение архиерейское и читаемая архиереем молитва: «Божественная благодать и проч. Епископ отличается от священника тем, что сам совершает таинства и иным преподает власть эти таинства совершать, а простой священник, священнодействует их только по данной архиереем власти, а освящать миро и антиминс священник не может, но только архиерей» 3 . «Священство есть таинство, – вторит ему святитель Тихон Задонский (+1783), – в котором через архиерейское рукоположение иерею дается от Бога власть служить и совершать чины Божественных таинств…Священство… совершается при возложении архиерейской руки с краем омофора на главу освящаемого молитвою или словами: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи, и прочее до конца» 4 . У таинства священства – богочеловеческое происхождение, его утвердил Сам Спаситель – Иисус Христос , в Котором Ипостась Слова или Сына Божия восприняла в Себя человеческую природу и соединила ее в Себе с природой Божественной 5 . Именно поэтому Христос стал единственным совершенным и вечным Первосвященником, Который, оставаясь Богом, смог освятить все человечество, даровать ему вечную жизнь и привести его ко Отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Душепопечительная и литературная деятельность святителя Феофана (Говорова) в период затвора в Вышенской пустыни Источник 1.ПУСТЫННЫЕ ПОДВИГИ ЕПИСКОПА ФЕОФАНА Есть люди, всецело отдающие себя внешней деятельности. Они непрестанно погружены в борьбу за свои идеалы, энергичной рукой направляют течение событий к намеченной цели. Жизненная борьба с ее треволнениями, победами и поражениями, вообще чисто практические интересы – вот сфера их деятельности. Но есть и другие люди, которые чутки ко всем проявлениям внутренней, сокровенной жизни сердца, ко всему истинно прекрасному, возвышенному, которые способны различать тончайшие оттенки нравственного настроения. Они не трубят о своей деятельности. Вглубь, а не вширь направлены их силы. Но плоды их трудов со временем оказывают могущественное воздействие на души многих и многих тысяч людей, и потому имена их живут в веках. К числу таких глубоких натур, великих мужей духа относится и святитель Феофан Затворник , который, “как и его предшественник по времени святитель Тихон Задонский , стал великим учителем благочестия, служа людям из затворнической келлии” 1 . И если даже внешняя деятельность замечательных людей глубоко поучительна, то несравненно более – их внутренний мир: как веровал и молился, как размышлял и боролся с собою человек, наделенный богатыми духовными силами и небесными стремлениями? Признаемся, – пишет протоиерей Михаил Хитров , – мы чувствуем трепет в душе, размышляя о попытке изобразить внутреннюю жизнь в Бозе почившего Святителя (Феофана. – А.Г.), и никогда не дерзнули бы на это, если бы он сам в своих дивных творениях не ввел нас во святое святых своей души” 2 . Епископ Феофан прибыл в Вышенскую пустынь в качестве ее настоятеля. По прибытии на Вышу он поселился в настоятельских покоях, а потом перешел во вновь приготовленное для него помещение. Это помещение находилось на верхнем этаже деревянного флигеля. “Преосвященный занимал верхний этаж – деревянный, а в нижнем, каменном, помещалась просфорня и две братские келлии. В числе помещавшейся здесь братии был духовник святителя Феофана, который часто призывал его к себе наверх для совета, стуча для сего палкой по полу. В середине второго этажа находился небольшой балкон” 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Tertys...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Зазеркалье» художника Николая Могучева 02.09.2020 1078 Время на чтение 7 минут " Где бы ты ни жил, пожалуйста, помни, где ты родился, где твои корни " . Из завещания Руфины Николаевны Могучевой сыну Николаю. В напутствии она перечисляет свою крестьянскую родословную, начиная от прадеда, но и поколения земляков, которые отсюда " вышли в люди " . И всех воевавших и погибших в Отечественную войну - поимённо. А " вышли " все они из деревни Голохвастиха, что лежит на берегу реки Ветлуги. Руфина Николаевна пишет её словесный пейзаж с таким нежным чувством, словно это - родное существо. " Летом - утопающая в зелени. А сколько яблонь, хоть и диких, но как вкусны были плоды. Рядом берёзовая роща, лес. Мы, дети, бегали на Красную гору смотреть плывущие пароходы... Но со временем лес повырубали, река обмелела... Берега, покосы, озёра - всё заросло. Деревни обезлюдели, разорены. Корни остались - от деревьев, людей. Невидимые, оживут в душах многих, кто помнит... " У нанайского народа, что живёт в Приамурье, на другом конце многоликой страны, есть поверье, что при рождении человека душа поселяется в нём в образе невидимого Дерева. Умирает человек - вместе с ним умирает Душа-Дерево. Не оттого ли в прежние столетия, да и поныне принято вычерчивать родо-словную в форме ветвистого Древа, где, вместо листьев, пишутся имена предков, царская ли это династия, или никому не известный обыкновенный род. Человеко-дерево. Излюбленный жанр тысяч художников в мировой культуре - ПЕЙЗАЖ. Что видят в пейзажных картинах зрители разных эпох? Многие, если не большинство: " ну, просто красиво " . " Внешнее любомудрие " , как сказал об этом Святитель Тихон Задонский в своей книге " Сокровище духовное, от мира собираемое " . Книга была написана в XYIII столетии. Главная мысль монументального труда Святителя: ВЗАИМО-ВЗГЛЯДЫ Человека и Природы. В чём оно - " сокровище духовное " ? Автор исходит из древнего христианского учения: " Мир, как он создан Богом и каким он остаётся в своей сердцевине - прекрасен, полрн радости и ликования. Но чтобы увидеть мир в его истинной реальности, нужно очищение, аскеза " . Природу Святитель называет " словом Божьим!, " логосом Мира " . Чтобы увидеть их, нужно приобрести " иное зрение " . Это и есть, по слову св. Тихона Задонского, " евангельская христианская философия " , которая отлична от " внешнего любомудрия " (любования).

http://ruskline.ru/analitika/2020/09/02/...

Наследие блаженного Августина , древнего отца неразделенной Церкви, хотя всегда так или иначе присутствовало в западной традиции, однако особую актуальность вновь обрело в XVII в., когда расцвет гуманистического антропоцентризма был опознан на Западе как своего рода новое пелагианство. Характерно, что августинизм в этом отношении оказался тогда равно востребованным как в католической, так и протестантской традиции (на него в равной мере опирались, например, и янсенизм, и пиетизм). Немного позднее, в XVIII в., когда реалии Нового времени проникли и в русскую жизнь, столь же востребованным оказался он и у нас. Следует заметить, что, когда речь идет об усвоении русским богословием того времени западных идей, то внимательное наблюдение показывает, что это были скорее именно августиновы идеи, чем идеи современной западной схоластики – протестантской или католической. Первым значительным августинистом при всей дуалистической непоследовательности его взглядов является архиепископ Феофан Прокопович , а затем, безусловно – свт. Тихон Задонский . Августинианские идеи в том или ином отношении нетрудно обнаружить и у святителя Филарета, и даже у такого «антизападного» автора, как святитель Игнатий Брянчанинов с его последовательным отрицанием «естественного» добра. К августинизму XVII в. восходят и русские споры о «чистой любви», давшие в конечном счете учение о сострадательной любви митр. Антония Храповицкого . Без Августиновой экклесиологии невозможно представить себе соборную экклесиологию славянофилов. Кратко сказать, многие ярчайшие достижения русской богословской мысли так или иначе построены на интерпретации (зачастую вполне вольной и неосознанной) Августиновых идей. В связи с этим не может быть не поставлен вопрос об отношении к блж. Августину и святителя Феофана Затворника , дополнительный повод к чему дает и тот известный факт, что именно Киевская академия, в которой учился будущий святитель, более других занималась изучением, переводом и изданием трудов епископа Иппонийского. Однако, прежде чем непосредственно перейти к разбору и сопоставлению, следовало бы сделать несколько предварительных замечаний.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Поповка. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова Пресвятой Богородицы построена в 1767 – 1787 гг. в своём имении Иосифом Кожиным в знак покаяния после того, как Тихон Задонский спас крестьян Кожина от его жестокости. Уникальная церковь в стиле рококо. Интерьер был украшен, в частности, лепными пальмами, изображающими райский сад. Гибель уникального памятника началась после того, как в 1957 году с него сняли на лом крышу. В настоящее время – руины. Усадебный дом сохранился, в нём школа. На дорожном указателе название населённого пункта – Заречный Репец. В 8 км от Задонска по дороге на Липецк. Церковь Покрова в селе Репце, Задонского уезда, с приделами на правой стороне святых бессребренников Косьмы и Дамиана, на левой – св. мученика Иоанна воина, каменная, построена в 1767 году на средства помещика Кожина. На помещицкой земле дома причта (у священника каменный, у причта – деревянный). Земли пахотной 33 десятины. Прихожан 1620 душ. В приходе деревни: Старо-Воскресенское (4 версты), Ново-Воскресенское (2 версты), Марьино, Васильевское и Немерези (5 вёрст). При церкви отдельно и вдали от нее находится замечательная своей древностью и легендарными о ней сказаниями каменная колокольня. По народному преданию, эта колокольня «заклята» святителем Тихоном, за то, что строитель ее, помещик Кожин, раздражённый в беседе с святителем ударил его в щеку. Колокольню от церкви разделяет помещичий дом, так что она находится в помещичьем дворе; ныне она в полуразрушенном состоянии. Выписка из книги: «Указатель храмовых праздников в Воронежской епархии» (Вып. I, г. Воронеж, 1884 г.) История села Репец начинается с первой четверти XVII века и известно, что в это время оно являлось владением патриарха Филарета. С тех пор много владельцев сменилось на его веку, но ярким напоминанием об одних из них служит сохранившийся усадебный комплекс. На высоком правом берегу р. Репец красиво расположилась усадьба, от которой сегодня сохранились дом, роскошная церковь и парк в английском стиле помещиков Кожиных. Первым из рода Кожиных на Липецкой земле появился Иосиф Иванович Кожин (1714—1779 г.г.) – лейб-гвардии капитан поручик Семеновского полка, который купил это имение в 1761 г. Им было начато, а его сыном, Иваном Иосифовичем (1746—1823 г.г.) продолжено строительство усадьбы, жемчужиной которой является церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=06482

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010