М Св. Тихон был высоким образцом милосердия и милостыни . Чтобы ты, л. б., увидел сие, сообщу тебе несколько строк из слова, говоренного над гробом блаженного Тихона, Тихоном III-м. «Вы, говорил он к пользовавшимся его наставлениями, не все потеряли в смерти сего пастыря. Он для вас и подобных вам безсмертен будет в своих благочестивых и добропоучительных писаниях. Но вы, – вы стенящие под игом несчастий и бедствий, – вы сиротствующие и нуждающиеся, – вы лишенные покрова и жилища, не имущие одеяния, алчущие хлеба, – вы осужденные на заключение! Не больше ли всех вы потеряли?.. Се охладело смертным мразом то сердце, которое пламенело к вам сострадательною любовию; онемели те уста, кои утешали вас в скорби, кои приветствовали вас, яко детей; оледенели те руки, кои простирались к вам на помощь со щедрою милостынею; неподвижны те ноги, кои всегда поспешно текли к печальным жилищам вашим, аки в жилища радости. Он был, яко праведный Иов, око слепым, нога хромым, одежда нагим, алчущим пища, прибежище всем скорбным, немощным подкрепление, печальным утеха, в душевных изнеможениях врачевство. Отселе, когда вы будете изнемогать под бременем несчастий и лишений, не приидет уже к вам ваш Тихон, искавший некогда сам вас». Так говорил преосвященный Тихон III-й, по сказанию Евгения митрополита Киевского, бывшего тогда в капеллии Архиерейской, – так говорил Тихон III-й во второй части надгробного своего слова, которое заключил сим к преставльшемуся Тихону воззванием: «о, мужу святый! представ пред престолом всеблагаго Бога, помяни и нас, любящих и почитающих тя». Вопр. Как рассуждает блаженный Тихон о милости? Отв. 1) Милость есть, когда делается добро недостойным, т. е. тем, которые ни чем у нас того не заслужили: иначе не милость, но воздаяние есть. 2) Милость есть, когда делается добро без всякия чаемыя пользы от того, кто приемлет, потому что любы, плод которой есть милость, не ищет своих-си ( 1Кор. 13:5 ); – и не с принуждения, но от чистого усердия: так, например, не почитается за милость, когда солдат упокоевается квартирою по указу монарха. 3) Милостыню должно подавать не от похищения и неправды, но от своих имений, Богом данных ( Сир. 34:20 ). 4) Милостию сотворенною не должно возноситься; ибо что ни имеем, не свое имеем, но Божие, – и что даем, Божие даем, а не собственное наше. 5) Сделанное добро, сколько возможно, забывать должно, чтобы не восхитила шуйца, что творила десница ( Мф. 6:3 ): ибо единая память, – память о грехах наших, полезна нам, а о добродетелях памятование неполезно, потому что в фарисейское высокоумие приводит. Призывает Христос в Царствие Свое благословенных Своих за дела милосердия, – но что они? Когда, Господи, Тя видехом алчуща и напитахом ( Мф. 25:37 )? Видно из сего, что и нам должно делать дела добрые, и их забывать... Притом всякое добро истинное происходит от Бога: Ему единому, как всех благих источнику, благодарение, честь и слава подобает.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

А Вопр. Что в книгах своих Святитель Тихон говорит об Аврааме ? Отв. Рассуждая о важнейшей из обязанностей наших в отношении к Богу, то есть, о послушании Ему, он говорит об Аврааме, как достоподражаемом примере послушания. «Истинное послушание не смотрит, трудно ли или удобно, тяжко ли или легко – что повелевается, но на всякое повеление готовым себя оказывает... Такое послушание показал Богу Авраам, праотец святый, как читаем в книге Бытия. Когда ему Бог повелел: изыди от земли твоея... ( Быт. 12:1 ) он не отрекся – оставил отечество свое, род свой и дом отца своего, и пошел в землю чужую, незнаемую, как написал Апостол: верою зовом Авраам, послуша ( Евр. 11:8 ). Еще большаго удивления достойное дело совершил патриарх святый, когда, по повелению Божию, сына своего Исаака привел и вознес на жертвенник всесожжения... Сын был единородный, сын возлюбленный отцу, сын по обетованию данный, сын, о котором сказано ему от Бога, что о Исааце наречется ему семя ( Быт. 21:12 ). Но верный и искренний послушник не отрекся во всесожжение его принести; не смотрел на толь тяжкое повеление, но внимал власти, силе и всемогуществу Повелевающаго... Святый Авраам, образец искренняго послушания, наименован от Бога Отцем верующих... Но когда мы хощем быть чадами Авраама и благословение Авраамле получить, должно нам вере Авраама подражать и веру нашу в Бога послушанием доказывать... Не повелевает нам Бог оставить отечество, род и дом наш, хотя и сие должны исполнить в случае; но повелевает оставить мир с прелестными похотьми ( 1Ин. 2:11 ). – Не повелевает закалать сынов наших или себя умерщвлять; но глаголет: умертвите уды ваша, яже на земли, блуд, нечистоту и проч ( Кол. 3:5 ). Аще убо хощем верными быть чадами вернаго Авраама и Христовыми быть, покажем веру нашу послушанием. (Часть VII, стр. 300)». Вопр. Как Святитель Тихон беседует об Адаме ? Отв. «Бог наш и Творец, в Трех Лицах поклоняемый, когда сотворил небо и землю и все украшение их, последи создал человека Адама и помощницу ему Еву; от сих двух лиц весь род человеческий произшел и умножился: все человеки имеют сих двух первых себе родителей. Прародителей наших Адама и Еву преблагий Бог создал не так, как прочия вещи, но дивным некиим и человеколюбивым Советом. Прочия твари созидая, Бог глаголал: да будет, и бысть тако ( Быт. 1 ). Человека имея создать, глаголал: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт. 1:26 ). Так высоко Адама паче прочих тварей превознес, что не токмо Божественным Своим Советом, но и по образу Своему сотворил его. От сего познай, человече, высокое твое и дивное благородие первое, и непостижимую Бога нашего благость. По образу Божию создан еси. Созданным прародителям нашим Адаму и Еве, и в раи, прекрасном сладостей месте, помещенным, дал Бог заповедь: от всякаго древа, еже в раи, снедию снеси: от древа же, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него; а в оньже день снесте от него, смертию умрете ( Быт. 2:16, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Г Святитель Тихон воспоминал и слышал глас Божий не токмо в природе, душе, в откровении и в происшествиях мира, но в простых житейских звуках и словах. Вот пример (настав. 12). Бывает, говорит он, что один другому возглашает в различных случаях: иди за мною. Христианин! Так Христос Господь всякому из нас вещает: иди за Мною. Читай святое Евангелие и внимай ему, и услышишь сладчайший глас Христов: иди за Мною. Я Создатель твой, ты созданье Мое: иди за Мною. Я Царь твой, ты подданный Мой. Я Бог твой, в подобострастную плоть облекшийся: иди за Мною. Я в мир к тебе и ради тебя пришел; Я, невидимый, ради тебя и всех, явился. Я, неприступный Херувимам, приступен грешникам стал: иди за Мною. Я, един имеяй бессмертие и во свете живый неприступном, в мертвых вменен и во гробе положен темном тебя ради: иди за Мною. Я – твой Искупитель, твой Избавитель, твой Спаситель, Который тебя не сребром и златом, но Своею кровию от диавола, смерти и ада искупил: иди за Мною. Видишь Мою к тебе любовь: покажи ты любителю Твоему любовь свою и любовию иди за Мною... Готово сердце мое, готово сердце мое, Боже! Помози мне (Сокров. духов, част. 11). Глас Божий и свидетельство о Боге в происшествиях мира вот как изъясняет святитель Тихон! Внятно вещает о себе Бог преславными и чудными делами, которые мир видит, и с удивлением на них смотрит. Кто всемирный потоп навел и посреди толиких вод праведного Ноя с домом его и с некоторыми животными в ковчеге сохранил? Бог. Кто укротил диких зверей в ковчеге? Бог. Кто Содом и Гомор с окрестными градами огнем с небесе истребил, а праведного Лота исхитил? Бог. Кто поразил язвами Египет? Бог. Кто извел Израиля от работы его? Бог. Кто потопил Фараона мучителя в море Чермном, и сквозе его провел Израиля? Бог. Кто провел Израиля пустынею страшною? Бог. Кто питал толикое народа множество в пустыне четыредесять лет? Бог, даяй пищу всякой плоти. Кто поразил пред лицем их великих царей: Сиона, царя Амморейского и Ога, царя Васанска? Бог. Кто привел в землю обетованную Израиля? Бог. Кто из земли той выгнал и истребил языков и поселил в ней Израиля? Бог. Что был Израиль против всех языков, окружающих его? Как един человек – против тысячи людей, или как два противника – двудесяти тысячей, или как горсть воды – против моря. Но цел сохранился Израиль; не могли многотысячные народы, окружающие его, истребить его. Кто его сохранял, если не всесильный Бог, Которого он призывал и почитал? И сие то Псаломник воспевает ( Пс. 123:1–3 ). И хотя работал иногда Израиль иноплеменникам, но и сие было посылаемо от Бога в наказание за грехи их...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Клятву можно разуметь различно: 1) Проклятие земли в делех человека, изреченное в раю по грехопадении Адама и Евы: проклята земля в делех твоих, рек Бог Адаму: терние и волчцы возрастит тебе ( Быт. 2:17, 18 ). О сей клятве, на творении за падшего человека положенной, св. Златоуст так говорит: «И справедливо это проклятие: ибо как для человека земля создана, чтобы он мог наслаждаться всем происходящим из нея: так теперь, ради человека согрешившаго, она предается проклятию, чтобы проклятие сие послужило во вред благоденствию и спокойствию человека (на Быт. бесед. 17).» Проклятие сие, прежде всего, касается плодоносия земли: терние и волчцы произрастит тебе; но Апостол силу проклятия простирает гораздо далее: суете, говорит он, тварь повинуся не волею, но за повинувшагою ( Рим. 8:20 ). 2) Клятву законную. Елицы от дел закона суть, под клятвою суть, писано бо есть: проклят всяк, иже не пребудет в словесех, писанных в книзе законней, яко творити я. Христос ны искупил есть от клятвы законныя, быв по нас клятва ( Гал. 3:10, 13 )... Святитель Тихон великое дело искупления, нас Христом Иисусом от клятвы законныя так выясняет от лица самого Искупителя: Ты согрешил, а Я грех твой на себя взял. Ты виноват, а Я казнь принял. Ты должник, а Я долг заплатил. Ты на смерть осужден, а Я за тебя умер (из 2-й части, статья: Христос грешную душу к Себе призывает) 8 . 3) Клятва есть тоже, что присяга, т. е. благоговейное призывание имени Божия во удостоверение истинности объявленнаго и в верности исполнения обещаемаго... Клятва не есть человеческое учреждение: ее приемлет, утверждает и освящает сам Бог: Мною самем кляхся, глаголет Господь. Клятвопреступление есть тягчайший грех; ибо чрез него наносится величайшее оскорбление имени Божию ( Исх. 20:7 ; Лев. 19:12 ). О прочих злоупотреблениях клятвы, или, как просто называют, божбы, святитель Тихон сие говорит в наставлении христианском (ст. 10. ч. 1): вошли в обычай божбы крайне непристойныя христианам, как-то: ей Богу, на то Бог, свидетель Бог, на то Христос и пр.; и поминаются они от людей часто, и почти во всяких словах. Таковыя божбы не иное что суть, как сатанинский вымысел, на безчестие имени Божия и погибель человеческую изобретенный. Ты берегись так и подобно тому божиться. Когда же нужда будет тебе утвердить истину, буди тебе слово Христово: ей, ей: ни, ни ( Мф. 5:37 ). Прочее все от неприязненнаго духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

С Вот что святитель Тихон говорит о самолюбии (Кн. 6, §254)! От самолюбия всякое в мире бедствие. От самолюбия – брани, от самолюбия толико проливается человеческой крови, толико остается вдов, плачущих о мужах своих, толико матерей – по сынех своих, толико детей – по отцах своих сетующих, толико запустевает государств и градов, толико иждивается казны, толико делается безпокойствия, смятения, страха в обоих сражающихся государствах!.. Самолюбие производит разбои, убийства, насилия и грабления. Самолюбие делает судебныя места торжищем, научает попирать правду, и неповинною кровию обагряет судейские мечи. Самолюбие наполняет темницы праведными и неправедными узниками. Самолюбию приписать должно, что много скитается бедных без призрения, покрова, одежды, пропитания; ибо, вместо того, чтобы друг друга снабдевать от избытка, самолюбие научает – одних отнимать у ближняго последнее; других – хранить у себя богатство, от Бога данное, не взирая на требования братии; иных непомерно вдаваться в роскошь... От самолюбия убо нищета и убожество; самолюбие виною того, что иной нищенствует, иной преизлишне изобилует, иной гладствует (терпит голод), иной пресыщается. – Плоды самолюбия – да вкратце скажу – сии суть: 1) всякий грех и беззаконие; 2) всякое бедствие и злополучие, в мире сем случающееся; 3) самолюбцу самому злая совесть, печаль и отчаяние вечныя Божия милости; 4) по смерти в оном веке вечное во аде и огне геенском мучение. Тогда самолюбец безмерно себя возненавидит; сам собою возгнушается: омерзеет тот, который сам себя здесь безмерно любил и почитал; возжелает ни во что обратиться тот, который здесь себя за велико имел. – Так самолюбие всякого зла виновно. Вопр. Как представляет свят. Тихон самолюбие, и какие его знаки указует? Отв. (Кн. VI, §200). Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе, сие называется самолюбие, которое не что иное есть, как самого себя неумеренное любление. Знак самолюбия, когда кто, оставивши волю Божию, свою исполняет... Знамение самолюбия есть, когда кто уклоняется от зла, не ради воли Божией, зла не хотящей, но, или ради страха человеческаго, или для похвалы или из корысти... Знамение самолюбия есть, когда кто, имея дарование какое-либо: богатство, напр., разум, здравие, приписывает оныя своему тщанию и трудам, а не Богу... Знамение самолюбия есть, когда кто, в беде какой и несчастии находясь, не терпит, но ропщет. Ибо таковый волю свою воле Божией предпочитает, без которой ничто приключиться не может. Знак самолюбия есть, когда кто, что ни делает, ради прославления имени своего делает... Как боголюбие есть корень и источник всех благ мира, покоя, согласия: так самолюбие есть начало всех зол и бед на свете, как выше сказано...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О.Артемий: - Едва ли не Государя, какого-то сиятельного державного мужа. В одном из уголков этого парка стоял  деревянный храм в честь святителя Тихона Задонского. До революции он был обнесен галереей, такой же деревянной, гульбищем. Я помню, лет 25 тому назад одна старушка мне рассказывала, как девочкой она молилась в 1915 году, среди цветущих роз и безотрывно взирала на старенького батюшку, который отличался большим усердием к службе и радушием в отношении прихожан. Увы, и здесь прогремела разрушительная музыка революции. Этот оазис духовной жизни был разорен, и в 90-х годах мы застали впечатляющую и страшную картину. На месте храма -  практически он разрушен - остался лишь фундамент, какая-то слесарная автомобильная мастерская, повсюду мазут, кучи старого заржавевшего металла. От былого великолепия не осталось и следа. Сегодня, 25 с лишним лет спустя здесь уже располагается благоустроенный Скит Алексеевской обители. Но сегодня в большом количестве собрались прихожане и гости во  вновь отстроенном, замечательном памятнике деревянного зодчества -  храме святителя Тихона Задонского, украшенном резьбой, изразцовыми печами. Самое удивительное, что здесь совершенно не слышно городского шума. Чистый воздух  дарит москвичам возможность почувствовать себя как в деревне. Матушка Игуменья и сестры, прихожане, молодежный клирос с удовольствием совершали службу. Мне пришлось сказать небольшое слово о святителе Тихоне, который сам отличался простотой. Несмотря на прекрасное духовное богословское образование, на то, что он преподавал дисциплины в нескольких высших духовных учебных заведениях русского Севера. Под конец жизни, отстранившись от внешнего служения, святитель подчинился внутреннему расположению души и стал уделять основное время тайной молитве. Посещая службы Задонской обители, всегда стремился в келью, чтобы продолжить свой разговор с Богом. Интереснейшие записки келейника святого Тихона рассказывают, как приходилось ему, святителю Тихону, бороться с духом тьмы, облегавшим его со всех сторон искушениями, наводившими подчас уныние и тоску. Однако опытный в  духовной жизни молитвенник преодолевал эти тяготы, и Бог осенял его едва ли не зримо божественной благодатью. Так что святитель Тихон мог часами неподвижно предстоять, падши ниц лежать пред домашним распятьем, внимая тем неизреченным воздыханиям, которые дух Господень полагал в его сердце. Святитель обрел особенную, трепетную любовь к людям, внешне не высказываемую. Однако даже дети ощущали сокровенное его тепло души, стремились к общению с ним, а он писал свои книги, в которых явственно чувствуется присутствие этой премудрой божественной благодати.

http://radonezh.ru/text/rasskaz-o-prazdn...

Ж Вопр. Чего христианину желать себе и искать должно? Отв. Видишь, говорит святитель Тихон, что люди многого желают в мире, и многого желаемого ищут. Ты же, христианине, желай и ищи своего, что тебе прилично и нужно. Желают люди счастие и благополучие в мире иметь: ты желай и тщись истинное благополучие в сердце стяжать. Се есть христианское желание! Желают люди освободиться от работы и быть свободными: ты желай избавиться от работы греховныя и быть свободным от страстей. Се есть христианское желание! Се есть истинная свобода ( Ин. 8:34, 35 )! Желают люди победить людей; ты желай победить самого себя. Се есть христианское желание! Се есть православная победа! Желают люди господами быть и другими повелевать и властительствовать: ты желай и тщись над плотию своею, над ее страстьми и похотьми царствовать. Се есть желание христианское! Истинный властитель тот, кто собою и страстьми своими владеет. Иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми... ( Гал. 5:24 ). Вот – истинные господа, владетели и цари! Желают люди здравое тело иметь: ты желай и тщись, чтобы исцелилась и здрава была душа твоя. Се есть желание христианское! Се есть желание здравое! Желают иные сладкого и дорогого вина: ты желай слез и плача душевного. Се есть желание христианское! Се есть сладкое вино святых!.. Желают люди между людьми иметь защитников и помощников: ты желай и тщись Бога помощника и защитника себе иметь. Се есть желание христианское! Се есть помощник и заступник верный! Боже в помощь мою вонми ( Пс. 69:2 )... Желают люди долго жить: ты желай блаженно умереть... Кто чего желает, ищет. Желай и ты, душа моя, и ищи добра твоего, здравия твоего, богатства твоего, покоя и мира твоего. Господи! пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися ( Пс. 37:10 . Вопр. Сколько принадлежностей имели Ветхозаветные жертвы ? Отв. Четыре, и они составляли четыре части священнодействия: 1) избрание жертвы и принятие ее священниками; 2) приношение ее к Богу; 3) заклание ее; и 4) сожжение ее и ядение, или причащение ей. Столько же и  Новозаветная Жертва , бескровная (на божественной литургии приносимая) имеет принадлежностей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

В Вопр. Как бл. Тихон беседует о Великодушии и терпении? Отв. Кн. 6. гл. 6. §213. Терпение и великодушие есть добродетель, которая, во всякой противности, печали и скорби приключающейся, предается воле Божией и изволяет лучше все претерпеть и перенесть, нежели пред Богом согрешить. Или великодушие есть добродетель, укрепляющая сердце в подвиге крестном, и сохраняющая от негодования и роптания, и научающая на волю Божию во всем полагаться; и не иное что есть, как самая вера, подвизающаяся против самолюбия плоти и покоряющая ее в послушание воле Божией. И хотя верный, немощию плоти убеждаемый, молится и просит избавления от скорби: дух бо бодр, плот же немощна ( Мф. 26:41 ); однако же, последуя начальнику веры и совершителю Иисусу Сыну Божию, прилагает слово: не моя воля, но Твоя да будет, Отче ( Лк. 22:42 )! Так Давид, Св. праотец Христов по плоти, в гонении и печали своей взывал: аще обрящу благодать пред очима Господнима, и возвратит мя и покажет ми Его (кивот Божий) и лепоту Его. И аще тако речет: не благоволих в тебе: се аз есмь, да сотворит ми по благому пред очима Своима ( 2Цар. 15:25, 26 ). Причины, к великодушному терпению одушевляющие, суть сии: 1) все, что ни бывает, по Божию промыслу бывает: благая и злая, живот и смерть, нищета и богатство от Господа суть ( Сир. 11:14 ). Сим должно успокаиваться и укреплять себя в терпении, что все от Господа происходит, и в бедах с Иовом взывать: аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим ( Иов. 2:10 )? Хотя плотскому нашему рассуждению бедствие кажется злом: но, поскольку от благого Бога посылается, ради пользы нашей, есть, без сомнения, благо: ибо оно имеет целию своею то, чтобы нас духовно благополучными сделать. 2) Грехи наши, коими оскорбили Бога, далеко превышают Божие наказание, какое бы оно ни было: ибо Бог всегда наказует нас менее, нежели мы заслужили. 3) Наказание, чрез беды и напасти бывающее, есть знамение Божия милосердия к нам: его же бо любит Господь, наказует ( Евр. 12:6 ). 4) Бог, по богатству благости, кротости и долготерпения, на покаяние нас ведущего, терпит нам, ожидая нас на покаяние ( Рим. 2:4 ): убо и нам должно терпеть, когда наказует нас за грехи, и благодарить Ему за отеческое наказание; потому что чрез сие наказание ищет нашего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

И Вопр. Где и как свят. Тихон выясняет необходимость Божественной помощи для спасения человека ? Отв. В своем сокровище духовном, от мира собираемом, в статье 10 (част. X), под названием: бедствующие люди и царь – их посетитель и им состраждущий. Если бы к людям, в пленении находящимся, и всякое злострадание терпящим, и ничего более, кроме горькой смерти, не ожидающим, сам царь их пришел, и посетил их, и с ними бедствовать и для них страдать восхотел, чтобы их от горькой той работы избавить, и в свое отечество возвратить: столь бы сие велико и дивно было, что все бы веки с великим удивлением славили тое. Но царь, хотя и высокое лице, но – человек смертный... То чудно и всякое удивление превосходит, что Бог, Творец неба и земли, великий и непостижимый, к нам бедным пришел, и посетил нас; и пришел в нашем образе к нам, чтобы искупить нас; – что Дух невещественный, плотию одушевленною и нам подобострастною благоволил одеятися; прежде век – от Отца, Бог – от Бога, Свет – от Света нетленно возсиявый, от Девы неискусобрачныя и Пресвятыя родитися, и ее Материю называть, и ея Сыном нарицатися восхотел, для нашего искупления! О, чудо чудес! Бог рабу Свою Материю Своею нарицать, и Сын Божий Сыном Девы назваться и быть благоволил, – и тако безначальный – начаться, невидимый – видимым быть, неосязаемый – осязаться. неприступный херувимам и серафимам – для грешников приступным быть... Всемогущий – немощным, Всесильный – безсильным стал. И, что чуднее? Господь от рабов Своих злых хуление, посмеяние, укорение, озлобление, оклеветание, биение, раны, на смерть ведение, ко кресту пригвождение и со беззаконными вменение, кротко и волею претерпеть восхотел. Ради кого? Ради меня, тебя, сущих врагов Своих. Пророк, издалеча провидя сие, с ужасом воскликнул: Господи, услышах слух Твой, и убояхся! Господи, разумел дела Твоя, и ужасохся ( Авв. 3:1, 2 )!.. Хощеши на всяк день видеть чудо: на всяк день размышляй о воплощении и страдании Христовом. А от сего душеспасительного размышления последуют: 1) вера живая: ибо если Христос за всех умер, то – и за меня и за тебя; если Он – всех Спаситель, то – мой и твой; 2) надежда: ежели толикое совершил и толикое пострадал за нас, то оставит ли нас в нужде? 3) послушание: ибо чтобы любителю любимого не оскорбить, неотменно нужно послушание ему оказывать; 4) последует благодарность, страх, утешение согрешившему и кающемуся; 5) отсюда ясно открывается благородие, честь, достоинство и преимущество души человеческой. Для искупления и избавления ее пришел не ангел, не иной какой ходатай, от Бога посланный, но сам Бог и Господь, о чем и выше уже предложены пространнее мысли свят. Тихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Л 1) Лицемерие, лесть, лукавство противны чистосердечному обхождению с ближними. Со всяким человеком обходись нелестно, но просто, так, как – сам с собою. Каковым вне ему являешься, таковым и внутрь будь; что ему говоришь, и что на устах твоих имеется, то самое должно быть и на сердце твоем. Лесть и коварство суть дело пагубных людей, и в сердцах их диавол живет, который льсти и коварству поучает их на прельщение наше. Берегись убо лукаво и коварно с ближним поступать, да не подашь в сердце твоем место диаволу, и обладает тобою, и поведет тебя, как пленника (из 1 част.). 2) Вопр. Что св. Тихон говорит против лицемерия в делах благочестия? Отв. (Кн. VI, §270–271). Творят часто и лицемеры добрыя свои дела: часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильныя милостыни; показуют знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют главы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и по видимому образу благочестие показуют, но силы его отвергаются. Ибо творят дела свои, да видимы будут от человек ( Мф. 23:5 ). Дабы не заразиться квасом фарисейским, еже есть лицемерие, надобно всегда помнить, какой должен быть конец добрых дел наших? Конец же добрых дел есть: 1) да покажешь повиновение и послушание Богу нашему, Который нам вещает: уклонися от зла и сотвори благо... ( Пс. 33:15 ). И хотя мы, ради немощи нашей, и не можем вполне такового повиновения Ему показывать, какового святый и праведный Его закон требует, потому что плоть похотствует на дух ( Гал. 5:17 ): однако же должно нам от всего сердца тщиться, чтобы не попущать плоти над нами господствовать, но духом деяния плодская умерщвлять ( Рим. 8:13 ). 2) Долженствуем уклоняться от зла и творить благо, – не так, как язычники некогда, и ныне лицемеры творят – к похвале и славе своей, а не к похвале и славе Того, от Которого всякое добро происходит – т. е. Божией. Как все доброе от Бога происходит, так от нас в Божию славу и обращаться должно. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят добрыя дела ваша и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех ( Мф. 5:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010