Хлевное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты По данным 1893 года в Хлевном было 2 каменных церкви – Покровская, 1797 года постройки, и Елизаветинская, 1857 года постройки. Обе церкви были разрушены в советское время. Кирпич Покровской церкви пошёл на постройку школы в Хлевном. По данным Справочной книги для духовенства Воронежской епархии за 1900 г., в штате церкви числились: два священника (Иоанн Петрович Владимиров и Виктор Попов), диакон (Александр Дмитриевич Лапин) и два псаломщика (Иван Матвеевич Пахомов и Иван Васильевич Устиновский). Покровская церковь село Хлевное. Построена в 1797 году тщанием прихожан, в 1878 году вновь устроен в ней иконостас, каменная с таковой же колокольней, покрыта железом крыша. Утварь – недостаточно. По штату два священника, два псаломщика, просфорня. Дома священников построенный тщанием прихожан. ГАВО Фонд И-84 опись 1 Дело 1953.Церковные ведомости Задонского уезда. Всего листов 441. Год 1911. Лист дела с 266 по 273 Липецкая область. Хлевенский район. Село Хлевное. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покров Пресвятой Богородицы Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православный храм Липецкой и Задонской епархии Липецкой митрополии. Расположена в селе Хлевное Хлевенского района Липецкой обл. Хлевное основано в 1630-е гг. Название – по «Хлевному бояраку», упоминаемому в документах 1629 г. До 1924 года территориально село входило в состав Задонского уезда Воронежской губернии. Село Хлевное Архиепископ Дмитрий (Самбикин) в своих трудах середины 1880-х годов отмечал: «Село Хлевное получило название от находившихся когда то здесь хлевов, или старинных ямов, для казенных лошадей, которыя (хлевы) были устроены для ямщиков, возивших разных чиновников от Воронежа в Елец и доселе хлевенцы занимаются ямщичеством. Интересно народное предание, почему у хлевенцев – плохи лошади. Говорят, однажды чрез с. Хлевое проезжал св. Тихон 1-й (вероятно, уже удалившийся на покой) и так как ему нужны лошади, а их не оказалось и хлевенцы грубо обошлись со святителем, то он наложил заклятие на село; с тех пор лошади хлевенских ямщиков всегда тощи. Сами хлевенцы объясняют постигающие их несчастия (неурожаи, пожары и т.п.) тем, что их " село заклятое " . В селе Хлевном ежегодно бываюет ярмарка на праздник Вознесения Господня».

http://sobory.ru/article/?object=17440

Часть 2. Человек духовный – жизнь в боге «Даруй, Господи, и мыслить, и говорить, и делать все благоугодное пред Тобою» (3:191) Задонский Затворник Георгий – сам есть человек духовный, образ жития в Боге. Потому и определение его кто такой человек духовный ясно, конкретно, выразительно. Потому и говорит он о живущем в Боге и много, и полезно, и легко. – «Кто живет по Богу, тот не любит мира, ни суть в мире, но умерщвляет плоть свою со страстьми и похотьми, смиряется, долготерпит, не ропщет, не жалуется, но и радуется, когда гоним бывает и презираем ради Господа; ни чести, ни славы, ни самой жизни не ищет на земле, все его сокровище на Небеси. Небесная мудрствует, а не земная, духом живет и угождает Господу своему, а не плоти, ревнует по разуму в смиренномудрии и кротости, а не в безумии и порывах чувств своих, не бесчинствует, но во всем хранит благочестие и тишину и ко всем любовь истинную духовно и смиренно. И таковой человек называется духовным» (1:337). О духовной жизни многие судят и судят много, но редко кто ведет ее достойно или правильно понимает. «Когда душа всеми чувствами возжелает искать Царствия Божия и радоваться о едином Господе» все земное: театр, маскарад, суетное собрание, суетная вещь или суетный разговор – все это опротивеет, омерзеет (2:76–77). По сему предмету святой апостол Павел возгласил так: «Духом ходите и похоти плотские не совершайте. Еще он говорил к веровавшим во Иисуса Христа: вы были некогда тьма, ныне же свет о Господе» (1:340). А вот что пишет Задонский Святитель Тихон, противопоставляя духовную мудрость плотской: «Духовная мудрость во всем разнится от плотской или мирской. Плотская мудрость горда – духовная смиренна; плотская мудрость самолюбива – духовная Боголюбива; плотская мудрость нетерпелива и злобна – духовная терпелива и кротка; плотская мудрость непримирительна – духовная мирна; плотская мудрость немилостива – духовная милостива и исполнена благих дел; плотская мудрость ненавистна, завистлива – духовная любительна; плотская мудрость лукава, лестна, хитра – духовная простосердечна, истинна, чистосердечна; плотская мудрость неправдива – духовная правдива; плотской мудрости смирение, поношение, страдание и крест Христов есть буйство – духовной есть великая премудрость. Так и в прочем духовная мудрость плотской противится» (3:188–189).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Б Безбожие , (атеизм). Псалмопевец говорит: рече безумен в сердце своем: несть Бог ( Пс. 52:2, 13:1 ). И действительно, надобно быть безумным, чтобы вопреки свидетельствовать совести и вещаниям природы видимой, сомневаться в бытии Божием. Блаженный Августин отвергает вовсе существование таких людей, которые бы не считали ничего достойным поклонения (De vera Religione Tom. 1, col. 772). Вопр. Как Святитель Тихон говорит о тех, кои, ослепясь безбожием, все приписуют случаю? Отв. Те, говорит он в кн. 6 гл. 5. §154, которые приписывают слепому некоему случаю как все, так и казни в мире бывающия, которых злыя чувства и помышления описаны в книге Премудрости, и которые, сим безбожным мнением помрачившись, устремляются на всякия беззакония и неправды, к коим похоть и злоба влечет их, – все таковые непременно дознают то на себе, что случаю безумно и нечестиво приписуют. Тогда они признают, что есть Бог, Который, как за благочестие награждает, так и за нечестие казнит, и что все не по случаю, но по Премудрому Творца и Промыслителя Бога промыслу совершается, – признают, когда прочих, яко боящихся и почитающих Бога в вечной Его милости увидят; а на себе вечный гнев Его почувствуют. Тогда будут каяться искренно, но поздно, и в тесноте духа воздыхать, но бесполезно. Тогда самым делом узнают, что есть геенна, вечный огнь, когда будут вкушать горести его. Тогда будут признавать свое заблуждение: убо заблудихом от пути истиннаго и правды свет не облиста нам. Беззаконных исполнихомся стезе и погибели ходихом в пустыни непроходимыя, пути же Господня не уведехом. Что пользова нам гордыня? и богатство с величанием что воздаде нам? Преидоша вся она, яко сень, и яко весть претекающая: яко корабль преходяй волнующуюся воду, его же проходу несть стопы обрести, ниже стези шествия его в волнах ( Прем. 5:6–10 ). Вопр. Какие лжеумствования атеистические (безбожные) в книге премудрости в позор изводятся? Отв. Рекоша в себе помышляющии неправо: мал есть и печален живот наш... и несть познан возвративыйся от ада. Яко самослучайно рождени есмы, и по сем будем, якоже не бывше: понеже дым дыхание в ноздрех наших... и прочие, и прочие, по истине, безумные глаголы. Сия помыслиша, присовокупляет Премудрый, и прельстишася; ослепи бо злоба их. – И не уведеша таин Божиих, ниже мзды уповаша преподобия, ниже присудиша чести душам непорочным. Яко Бог созда человека в неистление... завистию же диаволею смерть вниде в мир ( Прем. 2:1, 2, 21–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Елецкий священник о. Иоанн Борисов (Память 24 июня). Отец Иоанн родился около 1750 года. Родители его были: Борис – священник при одной из приходских церквей в городе Воронеже, а мать Анна. По окончании семинарского курса в Воронеже он вступил в брак с девицей Дарьей, из духовного звания, и рукоположен во священника в г. Воронеж. Прослужив здесь не более одного года, он был переведен в город Елец, к Архангельской церкви, а потом к Преображенской. Усердно желая вполне знать должность священническую и быть добрым пастырем стада Христова, он с самого начала своего священства, еще будучи в Воронеже, двумя письмами просил святителя Тихона, бывшего тогда на покое в Задонске, дать ему в том наставление. Святитель Тихон удовлетворил его желание, прислал ему совет при письме своем. О. Иоанн, получив назидательный совет, старался при помощи Божией исполнить, и действительно исполнил его. Службы Божии совершал он с великим тщанием. Самый приступ его к той или другой службе – призыв народа к церкви, был не совсем обыкновенный: ударение в колокол было не частое, но редкое, похожее на благовест в какой-либо пустыне; литургию совершал он всегда позднюю, а после литургии читал акафист Божией Матери со звоном. Во время служения являл великое благоговение и умиление, и примером своим возбуждал страх Божий в сердцах присутствующих в храме. Кто же из числа их был невнимателен, стоял бесстрашно, озирался туда и сюда и разговаривал, тех он обличал, а иных и высылал из церкви. Впрочем, такой строгости подвергались, большей частью, вновь пришлые и приезжие, не знавшие о. Иоанна. При каждом служении божественной литургии в будни и в праздник он говорил поучение, иногда по книге, а иногда от себя, по рукописи. О храме Божием о. Иоанн имел великое попечение. Приходский храм его был тесен и неблаголепен; о. Иоанн расширил его и внутри расписал картинами из житий святых. На свой же дом он мало обращал внимания. Сначала при доме его были плетневые сени. Святитель Тихон, посетив однажды о. Иоанна, взглянул на них и сказал ему: «не скорби, о. Иоанн, поживешь и тесовые наживешь». По слову угодника Божия, он со временем и устроил тесовые сени с чуланом и приличным коридором. Но, кроме этого, в течение всей своей жизни он не производил никаких улучшений по устройству своего жилища. Когда же оно обветшало и в крыше показались трещины, случилось прийти к о. Иоанну преосвященному Ионе, епископу Орловскому и Севскому. Смотря на крышу и на потолок дома, он сказал: «тебя, о. Иоанн, я думаю, дождь мочит, течь бывает с худого потолка». – «Нет, владыко, отвечал он, меня не беспокоит дождь, я всегда бываю сух». Во время этого самого разговора вдруг полил сильный дождь. Земля покрылась водою, в покой же, через худую крышу и потолок, ни одной капли не капнуло; даже самая крыша была суха. Удивился владыка и воскликнул: «вот, как чудно Царь небесный покоит и спасает верных рабов Своих».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О Вопр. Как святитель Тихон говорит об Обрезании? Отв. (Книга VII, стр. 297). Наконец, возсияло Солнце правды, из девственной утробы: родился от Девы Сын Божий , явился на земли Царь небесный; Слово плоть бысть и Ветхий деньми, яко младенец, пеленами повился; показался Невидимый, и питаяй всякую плоть – матерним млеком питается. При рождении Его, Ангели святые воспели славу и хвалу Божию: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего празднует Церковь декабря 25. Рожденный Сын Божий в осьмый день обрезан по закону Моисееву, и наречено имя Ему Иисус, нареченное Ангелом, прежде даже не зачатся во чреве ( Мф. 1:21 ). Иисус значит Спаситель, яко спасает людей Своих от грех их. Постоим здесь, любезный читатель, и почудимся благости Божией. Обрезался Тот, Который не имеет скверны; приял нарицание и имя Тот, Котораго род и имя неизреченно; нарекся Иисус, да сим именем покажет, что Он есть Спаситель мира и ведет людей своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в Небесное царствие; нарекся сыном человеческим Тот, Который на земли не знает Отца; зачался Тот, Который начала не имеет; видим стал Тот, Который по естеству Своему не видим; осязался матерними руками Тот, Который Ангелам неприступен; повился пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Мене ради и тебе, человече, восприял Сын Божий великое сие посольство. Благослови, душе моя Господа. Когда прошло четыредесять дней от рождения, святою Материю Он принесен во храм Господень по закону Моисееву. В то время, по смотрению Божию, пришел во храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому обещано было не видеть смерти, пока не увидит Христа Господня. Только что он увидел младенца Иисуса, Духом Святым узнал, что младенец тот есть Мессия, от Бога обещанный и пророками проповеданный; итак, взявши Его с благословением на руки свои, благословил Бога и с радостию воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей ( Лк. 2:29, 31 ). И сие то значит праздник Сретения Господня, бывающий 2 Февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Об истинном христианстве, 1 В третий том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошла первая часть его книги «Об истинном христианстве», возможно главного творения Тихона Задонского. Флоровский писал о «Об истинном христианстве» Тихона Задонского: » Святитель Тихон был большим писателем. В его книгах увлекает эта легкость и пластичность образов. В особенности книга «Об истинном христианстве» имела историческое значение. Это не догматическая система, скорее мистическая этика, или аскетика. Но это был первый опыт живого богословия, и опытного богословия, — в отличие и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта…». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 3. Об истинном христианстве. Книга первая. Приготовление к мудрости христианской: о грехах и добродетелях Об истинном христианстве. Книга 1   Часть первая. О грехах   Статья 1. Что нужно знать   Глава 1. О Слове Божием   Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную, – говорит Христос. (Ин. 5:39)   § 1. Слово Божие содержится в пророческих и апостольских книгах, которые на греческом языке называются: «Библия», то есть книги. Эти книги иначе называются «Писания», как говорит Христос: Исследуйте Писания, и прочее. И апостол Павел написал Тимофею: Ты из детства знаешь священные писания, и прочее (2 Тим. 3:15). Называются же они и книгами Закона Божия, так как в них закон Божий содержится. § 2. Слово Божие потому называется и есть Божие, что от Бога через пророков и апостолов, как посланников, нам объявлено и передано, как святой апостол Петр написал: Никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым (2 Петр. 1:21). И апостол Павел говорит: Приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, – каково оно есть по истине (1 Фес. 2:13). И Тимофею говорит: Все Писание богодухновенно (2 Тим. 3:16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Об истинном христианстве, 2 В четвёртый том полного собрания сочинений святителя Тихона Задонского вошла вторая часть его книги «Об истинном христианстве», возможно главного творения Тихона Задонского. Флоровский писал о «Об истинном христианстве» Тихона Задонского: » Святитель Тихон был большим писателем. В его книгах увлекает эта легкость и пластичность образов. В особенности книга «Об истинном христианстве» имела историческое значение. Это не догматическая система, скорее мистическая этика, или аскетика. Но это был первый опыт живого богословия, и опытного богословия, — в отличие и в противовес школьной эрудиции, без подлинного опыта…». Святитель Тихон Задонский. Собрание сочинений. Том 4. Об истинном христианстве. Книга вторая Об истинном христианстве. Книга 2   Статья 1. О Евангелии и вере     Христианин – от веры, вера от Евангелия начинается, как ниже будет сказано. Поэтому в рассуждении о христианстве нужно прежде всего вкратце предложить рассуждение о Евангелии и вере.   Глава 1. О Евангелии   Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня, послал Меня благовествовать нищим, исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, и прочее. (Ис. 61:1; Лк. 4:18)   § 277. Евангелие – слово греческое, и означает благоприятную и радостную весть, то есть проповедует Христа, Сына Божия, пришедшего в мир спасти грешников, как в утешение грешникам апостол Христов написал: Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников (1 Тим. 1:15). И Сам Христос о Себе объявил: Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк. 19:10). Итак, какая весть может быть нам, грешникам, более приятной, чем слышать проповедуемое отпущение грехов даром, вместо гнева Божия – милость Божию, вместо проклятия – благословение Божие, вместо осуждения – оправдание, вместо ада – отверстое царствие небесное, и с Богом Великим, Святым и Вечным – вечное примирение и общение (см. Рим. 5; 1 Ин. 1:3, 7, 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Святитель Тихон Задонский, писавший в 18 веке, так говорит об отношении православных к Священному Писанию: " Если бы ты получил письмо от царя земного, разве бы ты не читал его с радостью? Конечно, с великой радостью и трепетным вниманием. Ты же получил письмо, но не от земного царя, а от Царя Небесного. А ведь ты почти пренебрегаешь этим даром, таким бесценным сокровищем " . И дальше он говорит: " Каждый раз, читая Святое Евангелие, ты слышишь обращенные к тебе слова Самого Христа Во время чтения, ты и молишься Ему и беседуешь с Ним " . Нам следует воспринимать Священное Писание как письмо, обращенное Богом каждому из нас лично. Каждый человек должен воспринимать чтение Священного Писания как прямой личный разговор со Христом. Через 200 лет после слов святителя Тихона, Московская Конференция Православных и Англикан в 1976 г. определила правильное отношение к Священному Писанию другими словами, также полноценно освещающими этот вопрос Московское заявление, подписанное также и делегатами Англиканской Церкви достойно суммирует суть православного взгляда на Библию: " Книги Священного Писания являются одним неразрывным целым. Они одновременно и Божественно-вдохновлены, и человечески-выражены. Они с властью свидетельствуют об откровении Бога людям, в Творении, воплощении Слова и истории пути человечества ко спасению. Тем самым они выражают Божие слово посредством человеческого языка. Мы познаем, принимаем и воспринимаем Священное Писание через Церковь и в Церкви. Наш подход к Библии строится на послушании " . Сопоставляя слова святителя Тихона и Московского заявления, мы можем выделить четыре основных качества, отличающих православное чтение Священного Писания. Во-первых, мы должны читать в духе послушания, во-вторых, мы должны читать соборно, как члены Православной Церкви, в-третьих, наше чтение должно полностью сосредоточиваться на Христе, в-четвертых, наше чтение должно быть личным. Чтение Библии с послушанием Итак, прежде всего, читая Священное Писание, мы должны внимать в духе послушания. И святитель Тихон, и Московская конференция 1976 г. оба подчеркивают божественное происхождение Библии Священное Писание - это письмо человеку от Бога. Сам Христос обращается к тебе Священное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/282/...

Содержание Предисловие Глава 1. Воспитание, образование и училищная служба святителя Тихона Глава 2. Служение свт. Тихона в сане епископа Глава 3 Глава 4. Пребывание святителя Тихона на покое Глава 5 Глава 6 Глава 7. Келейные занятия или внутренее преуспевание святителя Тихона Глава 8 Глава 9. Последние дни жизни свт. Тихона О писаниях святителя Тихона О прославлении и чудесах святителя Тихона Обретение нетленных и святых мощей святителя Тихона Значение для нас жизни святителя Тихона Предисловие     «Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их». ( Евр 13:7 ) Не без премудрой и благой воли Промысла Божия именно в наше время совершилось открытие чудотворных мощей Угодника Божия, святителя Тихона. Без сомнения, Господу было угодно таким радостным событием в Русской Церкви указать нам в жизни и подвигах новопрославленного Чудотворца потребное по нашим нуждам руководство в жизни. И действительно, жизнь святителя Тихона обильна назиданием для нашего времени. Она представляет нам образец не только иноческих, но преимущественно общехристианских добродетелей, одинаково необходимых для каждого христианина. Сводя подвиги Святителя к общим чертам, мы находим, что в его жизни, с одной стороны, раскрывается живое отношение догмата к жизни и взаимная их связь. То есть, как христианские догматы , живо и постоянно сознаваемые верующим умом, должны выражаться и выражаются в соответственных им сердечных расположениях и свободных действиях воли. С другой же стороны, представляется образец нашего служения ближним. В первом случае жизнь Святителя обличает нас в нашей холодности к вере, в нашем непостоянстве и увлечении всяким ветром учений. А во втором – в нашей себялюбивой сосредоточенности лишь на самих себе. И тем удобнее для нас в жизни свт. Тихона находить поучительные для себя уроки, что она так близка к нам по своим свойствам и по времени. Несмотря на то, или, лучше сказать, именно потому, что святитель Тихон был иноком, жившим в монастыре, он проявил в себе подвиги и добродетели не только те, которые свойственны инокам, но и те, которые необходимы каждому христианину, живущему в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Lebe...

Х О святости Храмов Господних, и о расположении сердечном, с коим подобает входить в них, так святитель Тихон беседовал, по освящении храма на Акитове во граде Воронеже... Бог наш как непостижим, так и невместим. Посему не токмо малое какое место, малый храм, но и весь мир, вся вселенная, небо и земля, восток и запад, север и юг – величества Бога нашего вместить не могут... Впрочем, есть некоторыя места, в коих особливым некоторым образом обитает невместимый Бог наш: обитает на небеси, являя там особенный неизреченный славы Своея свет, услаждая блаженных духов Лица Своего зрением, радостотвряя души праведных. Обитает и в душах верных Своих, подавая им благодать Свою, возбуждая их к творению добрых дел и соблюдая от козней диавольских. Аще кто любит Мя... обитель (храм Свой) у него сотворим ( Ин. 14:23 ). И Апостол Христов говорит: не весте ли, яко храм Божий есте, и Дух Божий живет в вас?.. ( 1Кор. 3:16 ). Но молитвенные храмы, тщанием боголюбивых людей сооружаемые, собственнее называются домы или храмы Божии. Ибо в них единых служения, единому Богу подобающая, отправляются; в них священнодействия и святыя тайны совершаются, пения и славословия Богу возносятся. В них непостижимая оная, в нюже ангели желают приникнути, безкровная небесному Отцу по вся дни приносится жертва. В них сам Спаситель наш Христос Господь, в священной Евхаристии под видом хлеба и вина, присутствует. В них Дух Святый на предложенные святые дары снисходит, священнодействие совершает, молящихся освящает. В них глас Евангельский и вещания апостольская слышатся, слово Божие проповедуется. В них молитвы верных рабов Своих слышит Бог. Вопр. Посему с каким вниманием и расположением входить должно в храмы, Господни? Отв. Каков хозяин, таков и дом Его. Страшен и Свят хозяин дома сего, ибо Бог есть: страшен и свят дом Его. Дому убо подобает всякое почтение... Ежели Иакову страшно было то место, на котором видение Божественное видел он: не много ли паче нам – Божий дом, в котором Он Сам присутствует с безплотными силами, страшен должен быть?.. Моисей Боговидец, когда увидев чудесную оную купину, пожелал приблизиться к ней: то воззва его Господь... Моисее, Моисее! не приближайся семо, иззуй сапоги от ног твоих: место бо, на нем же стоиши, земля свята есть ( Исх. 3:4, 5 ). Иззуй и ты сапоги ног твоих, т. е. печаль житейскую, помыслы суетные отбрось, пришедши в дом Господень: место бо, на нем же стоиши, земля святая есть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010