Часть первая. О познании воли Божией Глава I. О Божием попущении 1 Начало всего учения, преданного нам Божественной высочайшей Премудростью, Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы, верующие в Него, во всех делах и словах своих сообразовались с волей Божественной. Спаситель учил нас этому в течение всей Своей земной жизни словами и делами, простыми речами и притчами, наконец, в Себе Самом оставил нам образ христианской жизни, да по силе своей последуем Ему. Для изъяснения этого Господня учения вместе с богословами принимаем два основания: 1 . Все преуспеяние наше в жизни христианской зависит от того, как собственную нашу волю мы будем покорять воле Божией. Чем искреннее наша покорность Божественной воле, тем преуспеяние христианской жизни сделается обильнейшим и многоплоднейшим. Известно, что совершенство последователя Христова основано на любви его к Богу и ближнему. Все книги Священного Писания преисполнены свидетельствами об этом: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки ( Мф. 22,37–40 ). А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше ( 1Кор. 13,13 ). Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол. 3, 14 ). – Словом, исполнение всего закона заключается в действиях, происходящих из любви нашей к Богу и к каждому человеку, как нашему ближнему: так и мы должны всегда поступать во всех наших отношениях к Богу и ко всем людям. В этом-то и состоит «сообразование воли человеческой с волей Божественной»: чего хочет Бог, того и я хочу; чего Он не хочет, того и я не хочу. Ничего нет сильнее таковой любви! Это мнение блаженного Иеронима и других мудрых мужей. 2 . Ничего, кроме одних грехов, в мире не происходит без воли Божией. Случай (фортуна), благоприятный или печальный, не есть что- нибудь существенное, но сонное мечтание язычников, выдумавших, по неразумию своему, некую богиню Фортуну, имеющую будто бы власть и силу распоряжаться чередованиями счастья или несчастья в жизни людей и целых народов. Блаженный Августин 6 , дивясь неразумию язычников, спрашивал их: «Что за причина, что богиня ваша Фортуна иногда бывает добра, а иногда зла? Быть может, когда она злится, то перестает уже быть богиней и превращается в злобного демона?» 7 Мудрость христианская отвергает такое божество совершенно: добро и зло, жизнь и смерть, нищета и богатство зависят от Господа. Это явствует до очевидности (подобно аксиоме) из Священного Писания . 2

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Аудио Содержание Предисловие Часть первая. О познании воли Божией Глава I. О Божием попущении Глава II. Что, как и почему Божественная воля то или другое попускает Глава III. О том, как из непостижимых судов Божиих мы можем узнавать Его святую волю Глава IV. О том, как мы можем узнать во всех делах и явлениях волю Господню Глава V. О том, как проявлялась воля Божия в Господе нашем Иисусе Христе и в каких преимущественно поступках мы должны сообразоваться с нею Часть вторая. Сообразование человеческой воли с Божественной  Глава I. О всецелом предании каждым своей жизни и своей воли в распоряжение воли Божественной  Глава II. Какая человеческая воля преимущественно достойна соединения с Божией волей  Глава III. О том, как воля человеческая должна сообразоваться с волей Божественной при различных жизненных обстоятельствах  Глава IV. О том, какой смысл и значение слов: да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли и с каким расположением духа должна произносить эти слова Глава V. Признаки или свойства человеческой воли, согласной с Божественной волей  Часть третья. О полезных плодах человеческой воли, утвердившейся в последовании во всех делах своих воле Божией Глава I. О том, какое успокоение душе приносит согласие нашей воли с Божественной волей  Глава II. О том, возможно ли, чтобы кто-либо никогда не подвергался скорбям? Скорбей и неприятностей не избегает даже и тот, кто сообразует свою волю с Божественной волей  Глава III. Сообразование человеком своей воли с Божией волей составляет благоприятную жертву Богу  Глава IV. Совершенствование человека зиждется на сообразности желаний и действий с объявляемой ему волей Божией в законе или же через действительные предназначенные от Бога события  Глава V . Сообразование человеческой воли с Божественной – величайшее добро в жизни Глава VI. Сообразность воли человеческой с Божественной волей есть небо вне неба, истинное блаженство жизни Часть четвертая. О том, как уклоняться от препятствий, мешающих воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Волей Божией Глава I.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Богомыслие седьмое. Не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго Что мне пользы, Господи, хотя бы мне прежние долги отпустились, но если я опять подвергнусь новым и приумножу оные? Какая польза омываться по прикосновении к мертвому и опять к нему прикасаться? А потому, если Ты, Господи, посылаешь на нас искушения для того, чтобы мы смирились, для того, чтобы подвизались, чтобы не изнемогала в нас вера наша и не оставалась мертвою, чтобы испытать наше терпение, чтобы приумножились венцы, чтобы, очистившись огнем искушений, различными бедами и скорбями, с сокрушением прибегали к Тебе Отцу нашему для вечного успокоения: то не попусти нам быть побежденными от искушений, дабы мы не сотворили зла, или по слабости павши, чтобы возвратились к Тебе. Мы столь бессильны, что без Твоей благодати не можем не пасть, не можем безгрешно жить без Твоей помощи. Хотя всем подается благодать Твоя, но не все могут неизменно и постоянно пребывать в оной. Великую, жестокую и ужасную против нас воздвигают брань, плоть – домашний враг – то удовольствиями возбуждает нас к порокам, то устрашает неудобствами сносить спасительные подвиги, притом производит болезни и умножает мучения. Коварный и лживый мир и счастье и несчастье обращает нам во вред; диавол, мучитель жестокий, сильный, лукавый и хитрый в нападениях и брани, при всяком случае пользуется нашим неведением и немощью; всячески стараясь отвлечь нас от Тебя, он везде расставляет широкие сети свои, дабы от доброго привлечь к злому, от спасения к погибели, от жизни привести к смерти. Что мне делать в таких обстоятельствах, Господи! если Ты меня оставишь? Что делать немощному агнцу, живущему среди толикого множества волков? Что делать одному изъявленному воину против столь сильных ополчений вражеских? Что мне делать, Господи? я не нахожу кроме Тебя другого прибежища; нет для меня другого благонадежного средства, как призвать Тебя, как птенцу ластовицы возгласить к Тебе, и как голубю воздыхать к Тебе. Что мне делать? Возведу очи мои горе, откуда будет помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Духовные мысли, или Разсуждения о спасительном пути, и о великодушном ношении креста, и о том, что за терпеливое и неропотное ношение онаго человек себе получает от Бога Рассуждение первое о том, каким путем истинному христианину ходить надлежит Тамо будет путь чист и путь свят наречется Ис. 35:8 Два пути человеку предлежат к достижению вечной, но не одинаковой жизни. Один пространный и широкий, которым шествующие достигают врат смертных, пагубных и вводящих в вечно-нескончаемую погибельную жизнь и мучение непресекаемое, и многие, по слову Христа Спасителя, суть ходящие по таковому пути. Другой тесный и прискорбный, вводящий в жизнь вечно-блаженную и некончаемо радостную; и мало таковых, по Христову же слову, которые бы сим тесным ходили путем. Ходящих же по таковому тесному, тернием и волчцем устланному пути, не может теплых молитв не услышати Тот, Который есть близ всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине 1 , а наипаче сокрушающим пред Ним сердце свое. Ибо Он есть предвечная премудрость, путъ, истина и живот 2 , и для того в мир пришел, чтоб желанию души, ищущей Его, повсеминутно удовлетворять. Ему та молитва приятна, которая от сокрушенного и смиренного сердца, будучи к Нему возслана и испущена от уст, как стебель, дымящийся пред лице Его восходит. Сердце бо сокрушенно и смиренно Бог не уничижит 3 . Истинному христианину лучшего ничего желать не можно, как сего, еже глаголет Господь: Станите на путех, и видете, и вопросите о стезях Господних вечных: и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему, и обрящете очищение душам вашим 4 . А что на глас молитвы приходит к человеку Христос, не человеческое достоинство, но Его в том бывает благоволение: ибо веселится Он о сынех человеческих 5 . Благодарение убо да бывает милосерднейшему Иисусу, яко призирает на смирение раб Своих, и не презирает молитвы нищего. И человеку надлежит молить Господа, да научитъ его пути правды, и стезе истины. Да внемлет убо всяк и приклоняет ухо свое, да разумеет словеса живота! Внегда всяка плоть оскверни путь свой, и от стези истины уклонися, снишел с небесе Христос, да явит нам путъ новый, и живяше завесою, сиречь, плотию своею покровенный 6 . Яко бо плоть к небеси путь заключи, и аки заслону себе положи: Христос тако чрез завесу плоти Своея, ею же нас ради человек и нашего ради спасения покровен был, новый нам путь освятил, в который Сам всех первый взошел, Сам первее прешел, и всем верным власть ходити по нем дал. И путь сей новый, ходящих по нему оживляющий, и в живот вечный вводящий, не иной какой, как только путъ креста, по слову Христа Спасителя, глаголющего о нем так: Иже не приимет креста своего, и вслед Мене грядет, нестъ Мене достоин 7 . И паки: Кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и no Мне грядет 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Первое Богомыслие. Отче наш, иже еси на небесех Господи! кто в облаках сравнится с Тобою, и кто уподобится Тебе в сынах Божиих ( Пс.88:7 )? Небеса всегда исповедают чудеса Твои, и земля, взирая на дела рук Твоих, ужасается; ибо все бесчисленные дела, которые Ты творишь, велики и предивны; ибо все производимое Тобою превыше похвалы человеческой. Никто от земнородных не возможет исповедать и умом постигнуть их. Да и удивительно ли? Ибо справедливо и прилично действиям Твоим иметь сообразность с Божественным Твоим естеством. И так поскольку Ты по естеству Всемогущий, Необъемлемый, Неописанный, Непостижимый, Бесконечный, то и не чудно, что творишь такие дела, кои есть ли кто с любопытством испытывать захочет; то ум свой потеряет. О Господи! кто не удивится, если рассмотрит (говоря по человеческому понятию), что Ты измерил горстью воду, небо пядью, и всю землю тремя содержити перстами, горы и холми в Твоей имеет воли ( Ис.40:12 )? Да удивляются прочие делам рук Твоих, коих ни разумом, ни помышлением объять невозможно. Я удивляюсь, представляя в уме моем дела Твоего милосердия, потому что милость Твоя превыше дел рук Твоих. Главнейшее же из всех дел Твоих и основание всех оных, есть тайна воплощения Сына Твоего прежде всего мира предоставленная. Когда настало определенное время: Ты от вышних небес – престола великолепия славы Твоея, послал Сына Твоего в бедственный мир сей, чтобы Он от кости и плоти нашей устроил Себе плоть, восприял наше естество, явился нашим братом по плоти; и нас соделал Себе братьями не по естеству, но чрез усыновление. И так тайну воплощения всегда и везде буду проповедать, всегда паче всего прославлю, везде возвеличу. Ибо чрез сие нам такое оказано благодеяние, которого ни на небеси, ни на земли обрести не можно, и никто лучшего и благоприятнейшего не мог придумать, чтобы Ты назывался Отцем моим, а я Твоим сыном, и был бы оным. В сем уверил меня Сын Твой чрез проповедание Евангелия в сем мире, Тебя везде называя Отцем нашим. Посему-то Сын Твой не стыдится называть нас братьями своими, говоря: повем имя Твое братии моей ( Пс.21:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Представим себе, что кому-либо переданы ключи от городской крепости или от дома и дана ему власть входить туда и выходить и распоряжаться там когда и как ему угодно по своей воле. Подобно этому часто и Христос Бог желает ключей, отворяющих душевные глубины сердца нашего, чтобы иметь туда Ему свободный вход, но мы не всегда охотно и едва ли когда соглашаемся в этом с милостивым и всещедрым Господом нашим. Достойную упоминания притчу сообщает Людовик Блозий 108 об одной блаженной девице, которой явился Сам Спаситель, обратившись к ней: «Дочь Моя! В этой руке Я держу здоровье, а в этой – болезнь: выбирай для себя то или другое по своему желанию». Что оставалось делать этой девственнице? Избрать здоровье – покажется это бесстыдным, подозрительным; а если предпочесть здоровью болезни, это припишется ее неуместному смирению. Обыкновенно, если мы предлагаем друг другу какие-либо два предмета на выбор – избрать тот или же другой, то избирающий по своей кротости выбирает то, что похуже, посему следовало бы и упомянутой выбрать для себя болезнь ради избавления от вечных страданий и мук, и это было бы, по общему понятию, благоразумно, подобно тому как другая подвижница, святая Екатерина, предпочла терновый венец золотой диадеме. Однако ж эта девица поступила благоразумнее, не сделав никакого выбора, но сложа крест-накрест руки на груди и преклонив колена на землю, проговорила: «О, Господи мой, об одном только со всем усердием молю Тебя и прошу: да будет во мне не моя, но Твоя воля; а потому я не избираю ни одного из предлагаемых мне – ни здоровья, ни болезни, но готова принять все по Твоей воле: ибо Тебе только, Господи, достойно и праведно решать, что дать мне – то или другое». На это сказал Спаситель: «Кто желает, чтобы Я часто его посещал, тот да отдаст ключ собственной воли Мне и никогда его у Меня да не потребует обратно», – (то есть отречется от своеволия и предаст себя всецело воле Божией). Девственница, вразумленная таким образом Самим Господом, произнесла в сокрушении сердца с величайшим смирением ко Господу следующую молитву: «Не моя, но Твоя буди воля, о прелюбезнейший мой Иисусе!» И с того времени дала обет повторять по триста шестьдесят пять раз эти слова: «Не моя, но Твоя да будет воля, о прелюбезнейший мой Иисусе!» Кратка эта молитва , но произносимая от всего сердца, кажется приятнейшей Богу, нежели тысячи других молитв. Благоразумно сделает тот, кто будет мысленно днем и ночью повторять: «Не моя, но Твоя будь воля, сладчайший Иисусе!» В особенности полезно еще прилежнее повторять эту молитву тогда, когда находишься в большой беде, окруженный всевозможными нападениями. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Часть вторая. Сообразование человеческой воли с Божественной  Глава I. О всецелом предании каждым своей жизни и своей воли в распоряжение воли Божественной  Один знаменитый богослов в продолжение восьми лет прилежно и непрестанно молил Бога о том, чтобы Он явил ему человека, могущего указать прямой и неложный путь к достижению Небесного Царствия. Однажды, когда этот богослов был объят сильнейшим желанием найти такого человека и не мог ни о чем другом думать, как только увидеть учителя и наставника сокровенной истины, усугубил он горячие мольбы свои к Богу. Вдруг слышит невидимый небесный голос, говорящий ему: «Выйди за двери церковного придела и найдешь человека, которого ищешь!» – Послушный этому голосу богослов, немедленно идет и у церковных дверей находит нищего в рубище, у которого голени покрыты струпьями и текущим из них гноем. Подходит к нему мудрый богослов и приветствует словами: «Доброго и благополучного утра желаю тебе, старче!» Старец отвечает на это: «Никогда не имел я недоброго и неблагополучного утра». Мудрый вопрошатель, как бы исправляя свое приветствие, говорит: «Да пошлет тебе Бог все доброе!» Убогий отвечает: «Никогда не постигало меня ничто недоброе». Усомнился при этом мудрый вопрошатель, думая, хорошо ли он слышит, может быть, он глух? И, выражая свои благопожелания старцу и приветствия в иных выражениях, говорит ему: «Что с тобой, старик? Я желаю тебе всякого благополучия». Нищий отвечает: «Я никогда не был в неблагополучии». Богослов, думая, что нищий велеречив, большой говорун, и желая испытать его, говорит: «Хочу, чтобы все твои пожелания исполнились, чтобы все то, чего ты хочешь, Бог послал тебе». «Я, – отвечал нищий, – ничего такого, что ты мне желаешь, не ищу: все бывает согласно с моим желанием, если я не прилагаю особых планов для своей жизни, а живу себе по воле Божией». Опять мудрый вопрошатель, как бы уходя и прощаясь с убогим, говорит ему: «Бог да сохранит тебя, добрый человек, за то, что ты не увлекаешься благополучной жизнью: но прошу тебя, скажи мне, ты ли один между бедствующими на земле – блаженный? Итак, напрасно сказал Иов: Человек, рожденный женою, краткодневен и преисполнен многих бедствий и многих печалей ( Иов. 14,1 ), как же ты один избавлен от всех злых времен и приключений? Не понимаю я до конца твоих убеждений и мыслей».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Часть пятая. О пособиях воле человеческой сообразоваться в своей деятельности с Божественной волей Глава I. О том, что сообразование человеческой воли с Божественной не может состояться без совершенного упования нашего на Бога  Самоотвержение, или свободная покорность наша Божией воле, не может совершиться, если мы будем слабы в вере в Бога, в несомненной надежде на Него во всем, а следовательно, и в истинной любви к Нему. Как я могу действовать согласно с другим лицом, которому я не верю? И как могу надеяться на того, в ком не уверен, что он станет заботиться о моем благоденствии преданно, предусмотрительно и усердно? Поэтому мы будем говорить о нашем уповании на Бога. 1  На вопрос о том, что в Священном Писании говорится об уповании на Бога, один из писателей XVII в. ответил: «В Священном Писании едва ли найдется какая-либо глава, в которой бы Бог не обещал всем надеющимся на Него Своей благодатной помощи и Своего Провидения (предусмотрительности и попечительности) обо всех».  Блаженный царь Давид, наилучший учитель о надежде на Всевышнего, одну ее, преимущественно пред всеми добродетелями, прославляет от полноты своего благодарного сердца: Ты, Господи, единого на уповании вселил мя еси (даешь твердую надежду) ( Пс 4,9 ); Господи, крепосте моя: Господь утверждение мое, и прибежище мое, и Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой, и уповаю на Него: Защититель мой, и рог спасения моего, и Заступник мой ( Пс 17, 2–3 ); Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашу ся? Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое, аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю ( Пс 26, 1, 3 ); Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небесного водворится ( Пс 90,1 ); Надеющийся на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме ( Пс 124,1 ); На Тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя (Пс зо, 2). Просторно было сердце Давида и преисполнено любовью и упованием на Бога! А потому он обильно черпал из Божественных источников и почерпнутое отражал в своих псалмах. 

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Богомыслие второе. Да святится имя Твое Премилосердый Отец наш! поскольку все, находящееся под небом, Ты сотворил для нашей пользы, а нас для Твоей славы (хотя Ты не имеешь нужды в наших благах), и назначил нам такую должность, чтоб мы всегда служили Тебе единому, восхваляли Тебя; жили так, чтоб имя Твое везде славилось: посему Сын Твой как самой первейшей и нужнейшей вещи научил нас, чтобы все мы в молитве говорили: «Да святится имя Твое». Ибо если я имею общение с Сыном Твоим; то о чем более должно мне стараться, как не о том, чтобы везде и всегда распространять славу и честь Всесвятого имени Твоего, искать успеха и победы, и предпочитать всему приобретение Твоего благоволения? В самом деле получивши власть и новое свойственное сыну достоинство, что уже мне остается делать, как только принять владение Его, и со страхом и любовью по возможности исполнять то, что требуется от сына? Как человек, сделанный Царем, владыкою, или выбранный в иное какое достоинство, немедленно приемлет права и преимущества сопряженные с оным, и тотчас старается о достодолжном исполнении дел звания: так я, Господи, по благодати Твоей, почтенный новым достоинством, приступаю к действительному обладанию правами оного, забочусь о достодолжном и приличном моему званию служении; желаю и стараюсь о том, что свойственно сыну Такого Отца, то есть, чтобы имя Твое святилось, и слава царствия Твоего являлась во всяком племени и народе, и чтобы во всем мире покланялись величественной славе престола Твоего. Пока сие исполнится, я по возможности стараюсь и желаю, чтобы все, что я ни буду делать, способствовало к похвале и распространению славы Твоей. Ибо похвала детям отцы их ( Притч.17:6 ), сказал Премудрый: поскольку естественно и природой устроено, чтобы благонравный сын любил отца; а любви свойственно любящего претворять в любимый предмет, так что, если кто любит, то как бы забывши сам себя, не печется о себе, не старается о своих выгодах, но больше заботится о том, что касается любимого лица. И так, Господи, совершенно претворившись в Тебя любовью, чего мне искать или желать, или что делать должно, как не то, чего Ты хочешь и требуешь? А чего Ты более желаешь и ищешь, ежели не славы имени Твоего? Ибо ни на небе, ни на земле нет ничего толико достойного приобретения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Богомыслие четвертое. Да будет воля Твоя яко на небеси и на земли Кто может противиться Твоей воле, о Отче! Ибо Ты все сотворил, что восхотел; мы однакож находим в нас самих волю развращенную, всегда воле Твоей сопротивляющуюся. Солнце, месяц и звезды, море и все стихии, вся тварь повинуется Твоей воле. Мы одни человеки, одаренные разумом не покоряемся; так пусть будет, Господи! Твоя воля на земли в нас, которые суть токмо земля и пепел, так же как на небе в духах небесных, всякое повеление немедленно исполняющих на самом деле. Какая же Твоя воля, о Отче небесный? Сия есть воля Отца нашего, говорит славный мученик Киприан, которой научил нас Сын Твой, Иисус Христос , и которую Сам сотворил: смирение в призывании, непременяемая крепость в вере, стыд и благоговение в словах, в делах справедливость, в действиях милосердие, в жизни наказание. Сия есть воля Его, чтобы не делать обид; обиду от других терпеливо сносить; жить с другими в нелицемерной любви, Бога всем сердцем любить, – любить Его потому, что Он есть наш Отец; а бояться Его потому, что Он есть Бог наш: ничего не поставлять выше Христа; ибо и Он нас более Себя возлюбил и предпочел; всегда неразлучно пребывать с любовью Его; крест Его в сердце своем крепко водрузить; в случае словопрений о Его Святом имени и чести иметь мужество в ответах непреложное и постоянное, так как мы оное исповедуем: в прошении иметь веру, которую имеем; в смерти терпение, которым венчаемся. Одну в Тебе пусть познаваемую волю, которая имеет два действия: или относиться к тому, что Ты от века непременным благоволил быть; или к тому, что Ты заповедал, повелел, советовал и запретил. То предопределением, а сие благоволением называем. Первой никто не может противиться, а в последней предложил и попустил воле нашей произвол. Почему весьма часто не бывает в нас Твоей воли, и не исполняется; сам Ты с болезнью о сем говоришь: сколько раз Я хотел, и не восхотели. Так о сем, Господи! молю, сего желаю, сего одного ищу, чтобы во мне и чрез меня та и другая воля Твоя была, действовала и совершалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010