Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Русские свтт. - житие Из Византии Русь переняла обычай избрания епископов из монашествующего духовенства. Однако святые епископы – святители – третий по значимости чин русской святости, прославляются Церковью не за аскетические подвиги, хотя иноческие черты так или иначе присутствуют в образе любого епископа. Подвиг святителя соединяет в себе и иноческое, и мирское, и церковное служение. Его смысл в учительстве, защите чистоты веры, в служении спасению своей паствы. В отличие от Византии, Русская церковь никогда не знала традиции канонизации всех своих иерархов в силу их святого сана. Святитель прославлялся тогда, когда своей жизнью и служением церкви достигал личной святости. Типические черты русского святителя – это щедрая милостыня, забота об основании и украшении храмов и монастырей, тайная аскеза, неукоснительное проведение в жизнь принципа гражданской справедливости, суровость в борьбе за правду. Первым святителем, получившим общерусское признание, стал Нифонт Новгородский (11 в.), который соединял в себе талант политика и миротворца, позволявший ему добиваться мира, замиряя враждующих между собой князей. Учительное призвание древнерусского святителя прежде всего выражалось в проповеди Евангелия среди язычников. К таким благовестникам причисляются ростовские свв. Леонтий и Исайя (11 в.), когда-то пользовавшиеся всеобщим почитанием на Руси. Особое место среди русских святителей принадлежит Стефану Пермскому (14 в.). Св. Стефан Пермский, один из образованнейших людей своего времени, посвятил жизнь миссионерской деятельности среди зырян (коми). Он создал зырянскую азбуку и перевел на зырянский язык богослужебные тексты. Как миссионер прославился и св. Гурий Казанский (16 в.). Неподалеку от Казани он основал Зилантов монастырь, ставший первой на Руси миссионерской школой. В новейшее время на евангельской ниве потрудились такие святые иерархи, как Иннокентий Иркутский, Иоанн и Павел Тобольские, Николай Японский.

http://pravicon.com/info-3292

Священник Валерий Духанин: Православное богословие – это не интеллектуализм, а жизнь сердца с Богом 5 февраля, 2018. Священник Валерий Духанин И у каждого свой путь к Нему «Погружая человека в догматику, мы можем приносить ему только некое отягощение в понимании. В «обрядоверии» – только плюсы. Не может простой прихожанин быть богословом», – сказал, выступая в эфире радио «Вера» в Тюмени, митрополит Тобольский и Тюменский Димитрий. Над этими словами размышляет священник Валерий Духанин, кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской духовной семинарии. Многие поспешили осудить владыку Димитрия, пытаясь уличить его в поддержке обрядоверия. Однако если вслушаться в слова владыки, то мы заметим, что владыка Димитрий собственно не превозносит обрядоверие как таковое. Он говорит о том, что простые люди никогда не жили интеллектуализмом. Для них богословием всегда была живая вера в Бога, выражаемая в самых разных обрядах. И это действительно так. Что толку требовать от трудящихся ежедневно людей штудировать богословские трактаты, если, во-первых, они мало что там поймут, а во-вторых, это нисколько не расположит их к Богу. Православное богословие – это все-таки не интеллектуализм, а жизнь сердца с Богом, выражение веры вовне, не только в добрых делах, но и в обрядах, обычаях и традициях. Я вспоминаю, что еще в древнее время в Александрийской богословской школе предполагалось деление всех христиан на две категории. Одна категория – это простые верующие, которые не способны к высокому богословскому ведению. Для них считалось достаточным исповедовать веру без лишних богословствований, в простоте придерживаться Символа веры, исполнять заповеди Божии и не пытаться проникать в аллегорический смысл Священного Писания. Другая категория – те, кто способен к высокому умозрению, созерцанию в Священном Писании иносказательных смыслов, к возвышенному рассуждению о Боге. Кстати, отцы-аскеты, такие как преподобный Иоанн Лествичник и святитель Григорий Богослов, строго предостерегали: опасно неочищенному от страстей касаться богословия. Вот почему ереси часто возникали из попыток богословствовать, когда человек не преодолел в себе гордость и прочие страсти. Напротив, молитва самых простых людей, не искушенных в богословии, находила отклик у Бога.

http://pravmir.ru/svyashhennik-valeriy-d...

Юдино. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Село Юдинское, Томск. губ., Каинского у., Юдинской волости, стоит при озере Чанах; ближайшие к Юдинскому селу вокзалы Карачинский в 65 верстах и Татарский в 80 верстах; почтовое отделение есть в самом селе при волостном правлении, откуда и получается корреспонденция; от уездного города Каинска в 140 вер., от епархиального города в 280 вер. и от местного благочинного в 146 верстах. Церковь однопрестольная во имя Святителя и Чудотворца Николая, Архиепископа Мирликийского, каменная, построена хозяйственным образом, на средства прихожан. В приходе состоит 20 деревень, находящихся от приходской церкви в расстояниях от 10 до 57 вер.; сообщение удобное; молитвенных домов в приходе нет; в деревне Большой Тохте есть часовня во имя Св. Бессребреников Косьмы и Дамиана, богослужение в ней совершается только в великий пост. Домов для причта три - два для священников и один для псаломщика: один для священнический дом ветхий, а остальные два новые; все дома общественные, деревянные и построены на общественной земле; пахотной земли причту отведено 270 десятин и сенокосной 27 дес., лесу нет; причт пользуется только сенокосной землей, пахотная же остается без употребления, хотя и удобная вся. Жалование причт получает от казны: первый священник 160 руб. в год, второй — 140 руб., диакону жалования не положено, псаломщики получают по 36 р. в год; из жалования причта делается вычет по 2 коп. с рубля в пенсионный капитал. Причтового капитала 147 р. 50 к.; капиталы церкви: 1) 4% государственный непрерывно-доходный билет за 115303 на 2400 руб., 2) таковой же за 12975 на 800 руб., 3) 6 свидетельств государственной 4% ренты за 3965, 3972, 1073, 1687, 5980 и 5981 на 2752 р. 50 к., 4) книжка сберегательной кассы за 1850 на 367 руб. 40 к. Православного населения: муж. пола 3036 человек и жен. п. 3000 чел., католиков 6 чел. муж. п., иудеев 35 чел. муж. п. и 30 чел. жен. п., раскольников поморского толка 16 чел. муж. п. и 18 чел. жен. пола, отношение православных к раскольникам безразличное, а раскольников к православным враждебное. По штату положено два священника, диакон и два псаломщика. 1-ый священник Иоанн Петрович Дюков, 59 лет, окончил курс в Тобольской духовной семинарии по 2-му разряду, в настоящем приходе 12 лет, в 1898 году награжден наперстным крестом, уроженец Пермской епархии; 2-й священник Александр Иоаннович Вахнин, 37 лет, окончил курс в Тобольской духовной семинарии по первому разряду, в настоящем приходе 4 года, уроженец Семипалатинской области, Каркаралинского уезда. И. д. псаломщика Александр Григорьевич Черепанов, 30 лет, окончил курс в Тобольском духовном училище, в настоящем приходе 4 года, родился в г. Тобольске. Псаломщик Алексий Васильевич Скосырев, 40 лет, обучался в сельском училище, в настоящем приходе один год, родился в селе Мужеском, Березовского уезда; имеет стихарь.

http://sobory.ru/article/?object=53102

Якутск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты В 1708 году было завершено строительство Троицкого собора, здание которого перестраивалось несколько раз. Этот собор видел многих знаменитых людей того времени, посещавших Якутск, в частности, будущий академик С. Крашенинников венчался здесь со своей супругой. В этом соборе 19 июля 1859 года архиепископ Иннокентий (Вениаминов) впервые совершил литургию на якутском языке. После революции храм был ликвидирован, в помещении размещался Якутский музыкально-драматический театр. В настоящее время в величественном здании работает музыкальный салон «Чароит» и Театр эстрады РС (Я).  С сайта  http://dnevniki.ykt.ru/alex02/493921  В 1708 году на месте сгоревшего двухэтажного семиглавого Троицкого собора (1641) в Якутске начали строительство нового – каменного. Трудились над ним московские мастера, присланные из Тобольска. Кирпич для кладки стен производился поштучно, поэтому сооружение новой церкви растянулось на двадцать лет. В 1727–1728 годах, когда стройка была завершена, собор во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы стал духовным средоточием города. Собор представлял собой распространённый в северных областях России кубообразный храм с низким куполом, увенчанным одной главой. Освещение давали два яруса окон, украшенных по фасаду нарядными наличниками. Позже с восточной стороны, перед алтарём, возвели отдельно стоящую каменную колокольню, и все последующие годы храм не единожды расширяли. Летняя половина отличалась «богатым иконостасом под золото». Иконы были «писаны лёгкою цветистою кистью иркутского живописца Мурзина». Стены и купол «раскрашены красками» якутским художником, казаком Дониным. Священник Иоанн Вениаминов (будущий святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский), проезжая через областную столицу в начале XIX века, писал: «Особенную красоту Якутску придают монастырь и церкви… На юго-западном краю Якутска, близ Большой и Иркутской улиц, красуется Свято-Троицкий собор о пяти позолоченных главах, с такими же небольшими на двух алтарях и на палатке ризничной» (теперь Большая и Иркутская улицы – это проспект Ленина и ул. Каландаришвили).

http://sobory.ru/article/?object=23529

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Иоанн Тобольский, свт. - житие Святитель Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири (память 10 июня по старому стилю) Одним из особо почитаемых сибирских святых является святитель Иоанн (Максимович), занимавший Тобольскую кафедру всего четыре года, с 1711 по 1715, однако успевший сделать очень много для прославления Имени Божия. Не случайно празднование Собора Сибирских святых приходится на день его блаженной памяти. О детстве святителя сохранилось мало свидетельств. Известно, что родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье благочестивых жителей известного дворянского малороссийского рода. В истории России Максимовичи оставили заметный след ревностным служением на благо Отчизне и государю. Но не только на службе земному царю прославились они. В святительском сане причислен к лику святых Русской Православной Церкви Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири. Епископ Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн, получивший имя в честь своего знаменитого предка, также предстоял престолу Божию. Родители Иоанна были людьми небедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. Своему сыну они старались дать лучшее по тому времени образование. Дома он воспитывался в духе благочестия, послушания и любви к Слову Божию, поэтому, продолжая образование в Киевской коллегии(позднее ставшей академией), Иоанн выделялся из всех своими способностями, причем настолько, что по окончании коллегии был оставлен в ней в должности преподавателя. Домашнее воспитание, учеба в коллегии, постоянное общение с монахами питало его душу стремлением служить Богу в ангельском чине инока, и в 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. Последующее рукоположение молодого, блестяще образованного постриженика в иеродиакона, а затем в иеромонаха произошло очень быстро. Недолго подвизался он в Лавре, иные стези готовил ему Господь. В 70-е годы XVII-ro столетия Россия воевала с Турцией, и к 1677 году пламя войны бушевало на территории Малороссии. Успех сопутствовал турецким войскам, захватившим часть южных земель, крупный по тем временам город Чиригин. Оказавшись перед опасностью нападения турецких полчищ на Киев, гетман решился направить посольство к царю Феодору Алексеевичу с просьбой о помощи. В составе посольства был молодой иеромонах Иоанн (настолько велик был в Лавре авторитет двадцатипятилетнего иеромонаха!). Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом.

http://pravicon.com/info-2501

Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Память 10/23 июня Святитель Иоанн, митрополит Тобольский Святитель Иоанн родился в 1651 году в городе Нежине недалеко от Чернигова в знатной и благочестивой семье Максимовичей. С детства он любил бывать в церкви и читать Священное Писание. По окончании Киевской духовной академии он восемь лет преподавал в ней латынь. Частые посещения пещер питали его стремление к иноческой жизни. Именно в Киево-Печерской обители он и принял монашество. Святой Иоанн обладал талантами писателя и проповедника. Он опубликовал несколько книг духовных поучений, написанных прекрасным, понятным для всех языком. Одно из наиболее замечательных его произведений называлось «Илиотропион» («Подсолнечник»). В нем святитель говорит о том, что душа должна постоянно обращаться к Богу, как подсолнух поворачивается к солнцу. В 1677 году его литературная деятельность была прервана угрозой вторжения турок в Малороссию. Он спешно направился в Москву просить помощи у царя Феодора, и в Киев были направлены войска. Святителя Иоанна назначили игуменом Свенского монастыря, который находился рядом с Брянском и служил прибежищем для монахов Киево-Печерской лавры. Пастырская заботливость и многочисленные дары, которыми он славился на протяжении 20 лет, привлекли внимание Черниговского архиепископа Феодосия. Он назначил Иоанна наместником одного из монастырей города, намереваясь впоследствии сделать своим преемником по кафедре. Спустя год, в 1696 году, святитель Феодосий умер, и его первым посмертным чудом стало исцеление Иоанна от смертельно опасной горячки. Усопший архиепископ явился Иоанну и повелел готовиться к совершению Божественной литургии на следующий день. Святой подчинился и во время Евхаристии был совершенно исцелен. 10 января 1697 года по просьбе народа он был поставлен епископом Черниговским. В своей епархии святитель основал первую в России семинарию. Когда через несколько лет митрополит Филофей Тобольский и Сибирский (память 31 мая) принял схиму и оставил кафедру, святитель Иоанн был назначен на его место. Он прибыл в Сибирь в 1711 году и, встав во главе огромной епархии, множество жителей которой оставались еще язычниками, принялся за тяжелые пастырские труды. Он возложил на бывшего митрополита Филофея проповедь Евангелия среди языческих племен и организовал русскую миссию в Пекине (1714).

http://pravoslavie.ru/62351.html

святитель Иоанн Тобольский (Максимович) (1651–1715) Догматическое богословие Нравственное богословие Сборники Аудиокниги святитель Иоанн Тобольский (Максимович) Митрополит Тобольский и всея Сибири. Миссионер, богослов, переводчик, автор многочисленных поэтических сочинений. Основатель Черниговского коллегиума – первой российской семинарии. Родился в г. Нежине в декабре 1651 г., умер 10 июня 1715 г. Окончив курс в Киевской духовной академии, он был в ней же преподавателем латинского языка, затем постригся в монахи и был сделан экономом Киево-Печерской лавры. В 1679 г. он ездил в Москву к царю Феодору Алексеевичу просить помощи против турок, подготовлявших нападение на Украину, и обратил на себя внимание своим умом и даром слова. В 1685–1690 г.г. он был проповедником в Киево-Печерской лавре; из слов его известны в печати (в книге: «Зерцало от писания Божественного», 1705 г.) слова «О страшном суде», «На Рождество Иоанна Предтечи» «На преставление св. Иоанна Златоуста»; остальные сохраняются в Лавре в рукописи. 14 января 1697 г., по единогласному желанию духовенства и мирян, посвящен в сан епископа черниговского. В Чернигове он в 1700 г. устроил «коллегиум» — первую по времени в России семинарию. В 1712 г. он был назначен митрополитом тобольским и сибирским; он был в то время единственным архиереем в Сибири: викарий его жил в Москве. Иоанн очень деятельно управлял своею обширною епархиею, успешно обращал инородцев в христианство, большое внимание посвящал устройству школ и преподаванию в них; в 1714 г. он содействовал открытию в Пекине духовной русской миссии. Сибирские жители чтут память его, как память святого и рассказывают о чудесах, совершающихся у его могилы. Кроме вышесказанных его слов напечатаны еще следующие его произведения: 1) «Алфавит собранный, рифмами сложенный, от св. писаний и от древних речений»; 2) «Богородице Дево», или толкование на приветствие архангельское Божией Матери; 3) «Феатрон нравоучительный»; 4) «Богословие на пользу правоверных»; 5) «Царский путь креста Господня, вводящий в живот вечный»; 6) «Илиотропион, сообразование воли человеческой с божественной показующий»; 7) «Отче наш», или толкование на молитву Господню. 8) «Осмь блаженств евангельских» и другие (1705–1709 г.г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Владыка Иоаннсвятитель Русского зарубежья. В Харькове. Первые уроки благочестия В издательстве Сретенского монастыря вышла в свет книга «Владыка Иоаннсвятитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896–1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги.   Глава 1 …Воспитывайте их в учении  и в наставлении Господнем. Еф 6, 4 Миша Максимович. 15 лет. Харьков Архиепископ Иоанн родился 4 июня 1896 года в селе Адамовка Харьковской губернии, на юге Российской империи. Его родители, Борис и Глафира Максимовичи, принадлежали к малороссийскому дворянству. Одним из самых известных членов этого рода был святой Иоанн Тобольский († 1715), автор выдающегося богословского труда, озаглавленного «Илиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественною волею». Основная мысль этого сочинения св. Иоанна Тобольского состоит в том, что душа должна быть постоянно обращена к Богу — так же, как подсолнух, поворачиваясь, всегда обращается к солнцу. Св. Иоанн Тобольский, основатель первой богословской семинарии в России, в 1712 году был назначен на митрополичью кафедру в Сибири, где занимался миссионерской деятельностью среди местного населения, а также участвовал в учреждении Русской духовной миссии в Китае. Этот святой обладал даром чудотворения при жизни и после кончины; его нетленные мощи и по сей день находятся в Тобольске. Архиепископ Иоанн, получивший имя этого святого при монашеском постриге, несомненно унаследовал миссионерский дух своего далекого предка. Сам будущий владыка Иоанн, нареченный во святом крещении Михаилом в честь Архангела, был, при всей своей тщедушности и болезненности, мальчиком необыкновенным. Его сестра Любовь Борисовна вспоминала, что он был необыкновенно послушным и родители не испытывали трудностей с его воспитанием . Особое почтение к родителям осталось у него на всю жизнь, он всегда считался с их мнением. Отрок Михаил был очень благочестивым, что, в частности, проявлялось в его любви к иконам, которые он собирал, покупая их в большом количестве. Эта привычка привела к тому, что в доме Максимовичей больше не осталось места, куда их ставить, и отец Миши вынужден был положить предел благочестивому собирательству своего сына. Будучи покорным сыном, Миша не прекословил, а только попросил разрешения купить еще лишь одну икону. Отец заинтересовался тем, какую именно икону выберет его сын, и согласился. Комнату Миши украсил образ «Всех святых, в земле Российской просиявших» .

http://pravoslavie.ru/4453.html

Тобольск. Церковь Спаса Преображения. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасская церковь - четвёртая кирпичная приходская церковь города (три первые не сохранились). Деревянный храм на этом месте появился в 1587 году, когда завершилось строительство первого острога и первой тобольской церкви - Троицкой - на территории малого города. На колокольне Спасской церкви некоторое время висел Угличский колокол, сосланный в 1593 году в Тобольск Борисом Годуновым (1552-1605). Первым сибирским митрополитом Филофеем Лещинским (Рафал Богуславович Лещинский) (1650-1727) возле востановленной после пожара деревянной церкви заложена каменная, выстроенная с помощью купца С. Третьякова. Во второй половине 18 века к её западному фасаду пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Сохранившаяся доныне в полуразрушенном виде Спасская церковь (церковь Спаса Нерукотворного Образа) – одна из самых ранних каменных приходских церквей г. Тобольска. Одноименный деревянный храм на этом месте был построен в 1587 году, в год основания города. В этот храм в 1593 году был прислан из Углича тот самый колокол, в который там били в набат по случаю убиения св. царевича Димитрия. Храм этот 1 июня 1701 года сгорел, а в 1702 году был заложен и в том же году построен и освящен новый деревянный. Но он не долго существовал, нашелся благочестивый и усердный жертвователь, местный купец Стефан Третьяков, и «в 1706 году на горе была заложена церковь каменная Всемилостивого Спаса, подле деревянной». Интересно, что храм этот созидался с благословения и молитвенной помощью двух величайших сибирских святителей: митрополитов Филофея (Лещинского) и Иоанна (Максимовича), занимавших последовательно в то время Тобольскую кафедру. В 1706 году основание этого храма освятил святитель Филофей, а освящение уже выстроенной церкви совершил святитель Иоанн в 1713 году. Во второй половине XVIII века к западному фасаду храма была пристроена колокольня. В 1772 и 1791 годах сооружены два придела.

http://sobory.ru/article/?object=03061

2 июля Русская Церковь чтит память великого подвижника православного зарубежья свт. Иоанна (Максимовича), известного также как св. Иоанн Шанхайский. Предлагаем вам фоторепортаж об этом удивительном святом и связанных с ним местах. Архиепископ Иоанн родился 4 июня 1896 года на Украине в селе Адамовка Харьковской губернии. Он вышел из старинного украинского дворянского рода Максимовичей, к которому принадлежал и Святой Иоанн (Максимович), Митрополит Тобольский. Его отец, Борис, был предводителем дворянства в одном из уездов Харьковской губернии. При крещении он был назван Михаилом – в честь архангела Михаила. Среднее образование он получил в Полтавской военной школе, где учился с 1907 по 1914 годы. Затем он поступил на юридический факультет Харьковского Императорского университета, который закончил в 1918 году (до захвата города Советами). Позже он был назначен в Харьковский окружной суд, где служил в период правления на Украине гетмана Павла Скоропадского и пока там оставалась Добровольческая армия. В 1921 году, во время гражданской войны, когда большевики полностью оккупировали Украину, будущий Владыка с родителями, братьями и сестрой эмигрировал в Белград, где поступил в университет. Михаил закончил в 1925 году богословский факультет, зарабатывая на жизнь в период обучения продажей газет. В 1924 году он был посвящен митрополитом Антонием (Храповицким) в чтецы русской церкви в Белграде, в 1926 году пострижен в монахи и рукоположен в иеродиакона с именем Иоанн. 21 ноября того же года отец Иоанн был рукоположен во иеромонаха. С 1925 по 1927 годы иеромонах Иоанн был религиозным наставником в Сербской государственной высшей школе, а с 1929 по 1934 годы – учителем и руководителем в Сербской семинарии святого Иоанна Богослова, что в Битоле. Святитель Иоанн в Сербии (сидит среди духовенства второй слева), где владыка, еще будучи простым иеромонахом преподавал в Битольской семинарии; в Белграде он был поставлен во епископы Первым местом епископского служения святителя Иоанна стал Китай. На фото: молодой владыка Иоанн, епископ Шанхайский

http://pravoslavie.ru/62544.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010