Возсиявый во Египте просвещение истины и отгнавый лжи тьму, Христос Бог наш благоволи возсияти и во языческой Ордынской стране молитвами и крепкою верою святителя Кирилла, исцелившаго царева сына от болезни, и тебе, святый Петре царевиче, светом познания веры христианския озарившаго. Того ради сице вопием ти: Радуйся, от языческаго племене в веру Христову призванный; Радуйся, от тины идолослужения банею пакибытия обновленный. Радуйся, от корене злорастленнаго благовонный цвет произрастший; Радуйся, злостраднаго зловония страстей избегший. Радуйся, яко пчела люботрудная, сладкий сот добродетелей сотворивший; Радуйся, бдению и воздержанию себе с терпением изрядне научивый. Радуйся, молитвы сердечныя к Богу возсылавый; Радуйся, всякими добродетельми себе украсивый. Радуйся, преподобне царевиче Петре, Ростовский чудотворче. Кондак 7 Егда приближися время епископу Кириллу отъити ко Господу, он, яко наставник твой, царевиче Петре, в вере христианской не остави тя сира, но утверди на пребывании в доме архиерейстем до пришествия преемника своего. Святый же епископ Игнатий, по вступлении на престол церкве града Ростова, зря тя преспевающа в возрасте духовном, зело возлюби тя и, радуяся духом, воспеваше Богу: Аллилуиа. Икос 7 Новое чудо и дивное, премудростию судеб Божиих, исполнися на тебе, блаженне царевиче Петре, егда помышляющу ти создати церковь и при ней монастырь устроити, довольнаго же на дело сие не имущу стяжания и о сем болезнующу сердцем, случися ти уснути на брезе езера Неро и видети во сне верховных Апостол Петра и Павла, грядущих и два мешца злата и сребра на созидание обители во имя их вдающих; возбнув же от сна во ужасе и яве оныя узрев, и в руцех твоих злато и сребро ощутив, возрадовался еси с трепетом. Того ради и мы воспевати тебе научихомся, глаголюще: Радуйся, попечение о создании церкви от любве к Богу возъимевый; Радуйся, об устроении обители неусыпно пекийся. Радуйся, свое иноческое житие пророчески предзнаменовавый; Радуйся, на создание оных довольно не имев сокровища, желания своего не оставивый.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

«Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область» Эту мысль о «быстром переходе» тела Богородицы из гроба на небо также поддерживает святитель Филарет Московский : «Богоносная душа Твоя отходит прямо к Богу» (ср.: «Матерь Живота не должна быть удержана смертию, хотя и должна пройти сквозь ее область» ). Событие воскресения Матери Божией является тайной, и поэтому некоторые из богословов о величии Успения Пресвятой Богородицы очень осторожно и возвышенно высказываются, что это событие превыше ума человеческого. Так, например, святитель Филарет Московский о воскресении Богородицы говорит, что, подобно тому, как удивительны смерть и Воскресение Христовы, так «дивна и смерть Пресвятой Девы Богородицы и Ея воскресение» . Подобные удивления и даже радостные восклицания встречаются и у святителя Димитрия Ростовского: «О дивное чудо! И мертвец дивен, и гроб дивен. Мертвец живет по смерти: в рождестве Дева и по смерти жива; а гроб достигает Неба, как та лествица Иаковлева, что утверждена была на земле, а верх ее достигал Небес: лествица к небеси гроб бывает» , и у других. Интересны и важны высказывания таких православных богословов, как В.Н. Лосский, который говорит, что Церковь в день Успения празднует такую смерть, за которой, «по внутреннему убеждению Церкви, не могло не последовать воскресение Всесвятой и вознесение Ее во плоти» ; как протоиерей Алексий Князев, который отмечает: «Итак, Божия Матерь воскресла, потому что такова была сила победы над смертью, одержанной Ее Сыном» ; а также патриарх Сергий (Страгородский), который, говоря о воскресении Богоматери, объясняет смысл этого понятия: «В переводе на конкретный язык вознесение значит, что после телесной Своей смерти Богоматерь не только бессмертной душою вступила в жизнь будущего века, но и плоть Богоматери, уподобившись плоти Воскресшего Господа Иисуса Христа, уже пережила то изменение из тления в нетление, которое ожидает остальных людей лишь после общего Воскресения» . Говоря о реальности кончины, воскресения и вознесения Богородицы, некоторые святители указывают на трехдневный промежуток нахождения тела Ее во гробе, после которого Богородица переселилась в небесные обители. Например, святитель Иннокентий Херсонский пишет: «Мария, подобно Божественному Сыну Ее, не удерживается узами смерти; тело Ее и во гробе не видит истления, и, по прошествии трех дней, взимается, одушевленное, со славою на небо» . Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Богоматерь в третий день по блаженном Успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душой и телом» . Святитель Филарет Московский дополняет: «В третий же день от смерти, по подобию Христову, проявлено Ея полное воскресение» .

http://pravoslavie.ru/96439.html

Очевидно, преподобный Дионисий написал ещё один первый образ русского святого - преподобного Павла Обнорского (†l429; пам. 10 янв.). В «Троицком Патерике» читаем о Павло-Обнорском монастыре: «В обители сохранилось несколько древних икон превосходного письма: небольшой образ преподобного Павла, писанный еще при жизни его преподобным Дионисием Глушицким»21. Святитель Филарет Черниговский († 1866) называет также образ преподобного Димитрия Прилуцкого († 1392; пам. 11 февраля), находившийся в его обители и написанный преподобным Дионисием22. «Сказание об иконописцах», распространенное обычно в составе Иконописного Подлинника свидетельствует о трудах святого иконописца: «Преподобный отец Дионисий Глушицкий, Вологодский чудотворец, писаше многия святыя иконы, еще и доднесь обретаются в Российстей земле»23. При преподобном Евфросине Псковском († 1481; пам. 15 мая) в Спасо-Елеазаровой обители подвизался иконник Игнатий, который на пергамене запечатлел облик основателя монастыря. С этого рисунка позднее по благословению игумена Памфила был написан первый образ святого угодника24. Житие блаженного Прокопия Устюжского († 1303; пам. 8 июля) содержит интересные сведения о начале развития его иконографии. В 1458 году в Великий Устюг пришел некий Иоанн Москви тянин, который «загорелся желанием написать образ праведного Прокопия Устюжского и поставить небольшую часовню там, где он был погребен». Но вскоре часовню поломали и написанный им образ вынесли из неё, а в 1471 году во время военного похода, в котором участвовали устюжане, на них напала «тяжкая болезнь, желудочная лихорадка». Во время начавшейся эпидемии устюжанам неоднократно являлся блаженный Прокопий, «как на иконе написан был мужем Иоанном Москвитянином»25. Вернувшись из похода, они с благодарностью построили на месте погребения Святого посвященный ему храм, а на раку честных мощей написали его святой образ. На Московской Руси особенно почитался печальник Земли Русской - преподобный Сергий Радонежский († 1392; пам. 25 сент.). Написание его первой иконы можно связывать с именем его племянника - Ростовского епископа Феодора (†1394; пам. 28 нояб.). В «Сказании о святых иконописцах» читаем: «Св. Феодор, племянник св. Сергия, писаше многие св. иконы, егда был архимандритом в Симоновском монастыре на Москве; и образ написа дяди своего преподобного Сергия чудотворца»26. Самое раннее на сегодняшний день изображение преподобного Сергия - это шитый покров, датируемый 20-ми годами XV века и связанный с открытием его святых мощей и последовавшей канонизацией. Предполагается, что знаменщиком рисунка надгробного шитого изображения Преподобного был его племянник епископ Феодор27 или иконник Даниил28. «Покров несет на себе самое раннее из дошедших до нас изображений Сергия. Образ Преподобного передает облик живого Сергия; это портрет основателя и первоигумена Троицкого монастыря»29.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

" После того, как бы шутя, князь сказал Петру: " Пусть владыка строит тебе церковь; а если я не дам тебе места, что ты будешь делать? " " По воле апостолов куплю землю " , - отвечал Пётр. Князь объявил: " Пусть по черте земли, нужной Петру, кладёт он рядом по девяти монет серебряных, а десятую золотую, и на сколько достанет монет, тот участок будет его собственностью " . Царевич выбрал обширную площадь на берегу озера, протянул верёвку и сказал: " Прикажи, князь, копать ров, как бывает в Орде, чтобы не пропало место " . В вырытом рве он начал класть монеты из мешочков, данных апостолами. Так клал он по всему протяжению рвов, а монеты, к изумлению и ужасу князя и других, не истощались. Целый воз монет достался князю, который принял их, как благословение апостольское и несколько дней щедро раздавал милостыню бедным. На отведённом месте построен был храм святых апостолов и при нём основался монастырь иноков " . Преподобный Пётр, царевич Ордынский, долгое время оставался мирянином. Он женился, у него родились дети, а князь ростовский побратался с ним. Святитель Игнатий, согласно традиции, скрепил это братство особым церковным чином. Овдовев в преклонных годах, преподобный Пётр принял монашеский постриг, а по преставлении в 1290 году был погребён в Петропавловском храме. Память преподобного Петра Ордынского празднуется 13 июля - на следующий день после дня первоверховных апостолов Петра и Павла, давших своё благословение на устройство первого храма обители. Долгое время Петровский монастырь был деревянным. В период 1682-1684 годов, при митрополите Ионе Сысоевиче, было построено первое каменное здание обители - Петропавловский собор, им же и освящённый. Позднее, в 1764 году, в нём был устроен придел в честь Собора двенадцати апостолов, переосвящённый в 1827 году во имя Петра, царевича Ордынского. Место погребения святого, над которым в 1803 году была устроена серебряная с позолотой рака, располагалось справа перед иконостасом. В 1690-х годах в обители был построен ещё один храм - Похвалы Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03270

Тут не только указание на известный Владимиров устав, но и точные слова из него . В 1443 г. мстиславский князь Юрий Семенович Лингвенев в своей жалованной грамоте Онуфриевскому монастырю о неподсудимости его ни митрополиту, ни местному епископу писал: «А владычным десятником и городским тых людей монастырских не судить... и вин (т. е. пеней за вины) не имать на владыку, што в свитку Ерославли стоит, судить, и рядить, и вины имать в духовных судех на тых людех монастырских самому архимандриту». Этот свиток Ярославль есть, конечно, не другое что, как известный церковный устав Ярославов, в котором действительно перечисляются церковные суды и пени за преступления назначаются в пользу владык. Но предоставляя эти самые пени и суды, по крайней мере, над монастырскими людьми архимандриту своего Онуфриевского монастыря, а не владыке, Юрий Семенович мстиславский показал, что наши удельные князья удерживали за собою право изменять в своих владениях или различно применять по своему усмотрению действовавшие в России церковные уставы, как бывало то и прежде в XII в. Обратимся теперь к ярлыкам ханским, о которых мы уже не раз мимоходом упоминали в нашей истории. Ярлыками назывались жалованные, или льготные, грамоты, какие давали ордынские ханы нашим князьям и святителям. Из снесения разных мест летописей можно видеть, что такие ярлыки должны были испрашивать себе у ханов все наши князья, великие и удельные, все митрополиты и епископы и потом у каждого, вновь воцарявшегося хана испрашивать новых ярлыков для подтверждения прежних . С этою целию князья и святители большею частию отправлялись сами в Орду, а иногда получали ярлыки чрез послов и другие посредствующие лица . Из наших митрополитов действительно ходили в Орду: Максим, Петр, Феогност два раза, Алексий два раза, и о Петре при этом замечено в летописи, что он получил ярлык, а о Феогносте, что он ходил «за причет церковный» . Из наших епископов ходили в Орду епископы Ростовские: Кирилл два раза, Игнатий два раза, и именно «за причет церковный», и Тарасий, а о Кирилле притом сказано в его житии, что хан Берка повелел князьям ростовским и ярославским «оброки годовые своя давати владыце в дом святыя Богородица Ростовския».

http://sedmitza.ru/lib/text/435918/

После чуда с деньгами Петру начали оказывать в городе необыкновенные почести, так что он вынужден был уклоняться от них и жить в уединении. Такая внезапная перемена в образе жизни и характере царевича дала повод епископу и князю думать, не скучает ли он по своим родным и не хочет ли он возвратиться в Орду. В виду этого они уговорили его жениться, а невестой ему выбрали дочь одного ордынского вельможи, жившего в Ростове. Владыка сам венчал их в соборной церкви и, согласно заповеди апостольской, устроил и освятил ему церковь. Потом князь из любви к Петру побратался с ним, а святитель Игнатий закрепил это братотворение церковным обрядом. Так что дети князя звали Петра своим дядей. Петр пережил святого Игнатия и князя и имел детей. Потеряв незадолго до кончины свою супругу, он принял иночество, и в глубокой старости скончался в 1290 году, и был погребен в основанном им монастыре. При гробе его совершались и теперь совершаются исцеления с верою просящим у него помощи. Дети князя любили святого Петра и звали его, как мы ранее заметили, дядей. Но внуки его совершенно забыли о тех узах духовного родства, которые существовали между святым Петром и их дедом. Они стали отнимать у сына Петра, Лазаря, луга и " украины земли " , так что он должен был идти в Орду с жалобой на своеволие князевых внуков. Поэтому случаю в Ростов был прислан из Орды посол, который рассмотрев дело Лазаря, нашел его жалобу вполне справедливой и, запретив оскорблять сына Петра, дал грамоту за золотою печатью. Правнуки князя Бориса Васильевича тоже начали было оспаривать у внука Петра, Юрия, право ловить в озере рыбу на том основании, что дед его взял грамоты на место под монастырем, а не на озеро. Юрий отправился в Орду с жалобой и назвался там родственником хана. Хан послал в Ростов вместе с ним посла, который, исследовав предварительно подлинность грамот Юрия, объявил правнукам князя Бориса, что если они считают воду своей, то пусть ее снимут с земли Юрия. Когда же те сказали, что это сделать невозможно, ордынский посол присудил, по земле, и воду Юрию.

http://pravoslavie.ru/54845.html

Савва крыпецкий 28 авг. 1495. Макарий митроп. киевский 1 мая 1497. Моисей прозорливый 23 фев. Елеазар Назарий олон. 4 июня 16 век Тихон луховский 16 июня 1503. Паисий угл. 6 июня 1504. Кассиан учмен. 4 окт. 1504. Геннадий арх. новгородский 4 дек. 1505 Нил сорский 7 апр. 1508. Евфимий и Харитон санж. 11 апр. 1509. Лаврентий калуж. 1 авг. 1515. Иосиф волоколамский 9 сент. 1515. Геннадий важеоз. 8 янв., 9 фев. 1516. Серапион арх. новгород. 16 мар. 1516. Аврамий и Коприй 4 фев. 1517. Давид серпух. 18 окт. 1520. Преподоб Иннокентий 19 мар. 1521. Онуфрий и Авксентий 12 июня 1521. Праведная Гликерия 13 мая 1522. Кн. Иоанн–Игнатий угл. 19 мая 1523. Филипп ирапский 14 нояб. 1527. Иоанн м. казанский 24 янв. 1529. Кирилл новоезерский 4 фев. 1532. Александр свирский 30 авг. 1533. Иона клим. 6 июня 1534. Корнилий ком. 19 мая 1537. Логгин кораж. 10 фев. 1540. Даниил пер. 7 мар. 1540. Стефан озер. 12 июня 1542. Иродион илоз. 28 сент. 1542 Княгиня София 16 дек. 1542. Севастиан пошехон. 18 дек. 1542. Иаков боровский 23 окт. 1543. Артемий веркольский 23 июня 1545. Арсений ком. 24 авг. 1549. Никифор важеоз. 9 фев. 1550. Зосима ворбоз. 4 апр. 1550. Адриан ондрусовский 26 авг. 1550. Стефан и Петр муч. каз. 24 мар. 1552. Василий юродивый м. 2 авг. 1552. Герасим. болдинский 1 мая 1554. Нил столбенский 7 дек. 1554. Иоасаф м. м. 25 июля 1555. Максим грек 21 янв. 1556. Антоний сийский 7 дек. 1556. Иоаким. опоц. 9 сент. 1560. Вассиан и Иона 12 июня 1561. Иоанн и Логгин 3 июля 1561. Симон сойгинский 24 нояб. 1562. Гурий архиеп. казанск. 4 дек. 1563. Геннадий любимский 23 янв. 1565. Герман архиеп. казанск. 6 нояб. 1567. Феодосий тотемский 28 янв. 1568. Филипп м. м. 9 янв. 1570. Корнилий псковский 20 фев. 1570. Арсений новгородский 12 июля 1570. Николай юродивый п. 28 фев. 1576. Варсонофий еписк. твер. 11 апр. 1576. Иоанн ростовский 3 сент. 1580. Анания новгородский 17 июня 1581. Никандр псковский 25 сент. 1581. Трифон коль. 15 дек. 1583. Агапит марк. 21 мая 1584. Симон юрьевский 4 нояб. 1584. Сергий малопинеж. 16 нояб. 1585.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

«Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени…» Вот это-то свидетельство о Христе Затворника Георгия и поразило нашего великого церковного учителя святителя Игнатия (Брянчанинова) . Как это – его современник, живущий в век нарождающегося безбожия и отступления от Истины Христовой, говорит как власть имеющий, как один из древних отцов, как знающий Бога! А ведь мы знаем, насколько придирчиво святитель Игнатий относился к современным (да и не только) ему подвижникам, церковным деятелям, их мнениям и сочинениям. Его оценки всегда отличает отточенность и точность. Он, не знавший Затворника во время его земной жизни, прочитав его письма, пришел в духовный восторг, который выразил в таких словах: «Вот духовный писатель, ушедший далеко от всех духовных писателей нашего времени… духовным успехом заменив лета многа. С пера его текут струи благодатные, и недостаточество внешнего образования заменяется обильным достоинством духовным. Книжка сия сделалась одной из моих настольных». Ничтоже сумняшеся, совершенно независимо от стереотипов своего времени, святитель Игнатий смотрит на Георгия Задонского как на одного из древних святых отцов: «…в простом монашеском чине есть много светильников от Антония Великого, Иоанна Дамаскина до Сергия Радонежского и Георгия Затворника. Веру утверждали, ереси обличали и попрали» (сенатору С.Д. Нечаеву); «Христианину, которого жребий – проводить… жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. Таковы писатели… св. Иоанн Златоустый, св. Димитрий Ростовский, св. Тихон Воронежский… Георгий Затворник» (супругам Энгельгардт). Приводя духовный опыт блаженного Георгия в качестве ориентира для современных ему христиан, святитель Игнатий прямо называет Георгия святым: «Представим ответ из святой опытности святых Божиих… украшение и слава позднейшего монашества, Георгий, затворник Задонского монастыря, муж, достигнувший христианского совершенства…» (Аскетические опыты). Обращаясь в письме к преподобному Макарию Оптинскому, святитель Игнатий пишет: «…прошу Вас о письмах Затворника Георгия, сего мужа исполненного Духа Божия». Именно Оптина пустынь первой стала издавать письма Георгия Затворника. И не лишним будет вспомнить, что преподобный Амвросий Оптинский имел у себя в келье портрет Затворника Георгия. Старцы Оптинские, как и святитель Игнатий, видели, насколько важен для православного мира духовный опыт и руководство этого подвижника.

http://pravoslavie.ru/71269.html

Какая высокая оценка из уст монаха, который и сам был образцом духовной жизни, при том что он был всегда строг в суждениях о современных ему подвижниках! Хотя святитель Игнатий и Георгий Затворник и были современниками, но о Затворнике святитель узнал только уже после праведной кончины того. В дальнейшем мы увидим, что Георгий Затворник оказался настоящим открытием для тогда еще архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Вот он обращается опять же к старцу Макарию, но уже с недоумением: «Смею Вас утруждать: почему замолкло второе издание писем Затворника? – а если оное есть, то желаю быть из числа покупщиков…» Книгу писем Георгия Затворника святитель Игнатий раздавал в качестве дорогого подарка всем своим родным, друзьям и духовным чадам Святитель Игнатий хотел иметь много экземпляров книги писем Затворника Георгия, ведь он эту книгу настоятельно предлагал и раздавал в качестве дорогого подарка всем своим родным, друзьям и духовным чадам. «Рекомендовал ли я Вам книгу “Письма Георгия, Задонского Затворника”? – спрашивает епископ Игнатий у своего духовного сына, известного государственного деятеля и военачальника Николая Николаевича Муравьева-Карского. – Эта книга отлично хороша для практического христианина, и читать ее надо понемногу. Если я еще не познакомил Вас с этой книгой, то примите настоящий мой отзыв о ней как подарок духовный ко дню Вашего Ангела». Судя по высказываниям святителя, можно сделать вывод, что письма блаженного Георгия он воспринимал как некое духовное сокровище, дарованное Самим Небом. Духовный восторг святителя от найденного сокровища хорошо отражает притча Христова о человеке, который, найдя сокровище в поле, утаил его и от радости о своей находке продает всё, что имеет, и покупает то поле (см.: Мф. 13: 44). Потому и родной сестре своей Марии Александровне архимандрит Игнатий писал: «Займись чтением Божественных книг… Таковы книги: Четьи Минеи, сочинения святителя Димитрия Ростовского , сочинения святителя Тихона Воронежского, письма Георгия Затворника. В особенности последняя книжка драгоценна; ее можно выписать из города Задонска…»

http://pravoslavie.ru/79785.html

Св. Игнатий был не богословом-теоретиком, но деятельным подвижником. На творчество св. Игнатия существенное влияние оказали творения святых отцов и сокровищница церковного аскетического Предания «Добротолюбие». Из отечественных духовных писателей он более других цитирует преп. Нила Сорского , св. Димитрия Ростовского и св. Тихона Задонского , преп. Серафима Саровского , схиархим. Паисия Величковского , Георгия Затворника Задонского. Как отмечал глубокий исследователь духовного наследия св. Игнатия игумен Марк (Лозинский) , «основная особенность и достоинство произведений епископа Игнатия состоит в том, что он с присущей ему духовной мудростью отразил в своих сочинениях учение святых отцов, примененное к требованиям современности. Творения епископа Игнатия вводят, облегчают современным читателям понимание «Добротолюбия» и творений других святых отцов» (Игумен Марк. Духовная жизнь мирянина и монаха по творениям и письмам епископа Игнатия (Брянчанинова) //Богословские труды. Сб. VI. М.: Изд-во Московской Патриархии. 1971. С. 227). Сочинения: Аскетические опыты: В 5 т. СПб., 1905; Отечник (1891), Слово о смерти (1863), О кончине мира. СПб., 1899; Из неизданных писем//Вестник РХД. 1977. 123; Аскетическая проповедь. М., 1995; Крестоношение. Избр. творения. С прил. жития св. Игнатия, службы и акафиста ему. М.: Правило веры, 1999. Литература о святителе Игнатии: Игнатий. В поисках живого Бога (Преосвященный Игнатий и его аскетическое мировоззрение). М., 1913; Жизнеописание епископа Игнатия... и письма преосвященного к близким ему лицам. СПб., 1881; Соколов Л. Епископ Игнатий. Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. К., 1915. Ч. 1–2; Гумеров Ш.А. Игнатий (Брянчанинов) //Русские писатели, 1800–1917. М., 1992. Т. 2. С. 396–397. Священник Иван Беллюстин Русь православная Впервые: Континент. 1992. 74. С. 141–158. Печатается по тексту первой публикации. «Русь православная» – глава из книги И.С. Беллюстина «Описание сельского духовенства», изданной в 1858 г. в Лейпциге без имени автора. В названном издании настоящая глава отсутствовала. Впервые она была опубликована Е.Ю. Буртиной по автографу, хранящемуся в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки. Автограф содержит редакторскую правку, принадлежащую, очевидно, М. П. Погодину (см. коммент. ниже). Появление книги в начале второй половины XIX в. стало событием. В ней впервые обстоятельно и без прикрас было рассказано о жизни и быте русского духовенства. Книга, несмотря на запрет, проникла в Россию. Обер-прокурор Синода граф А.П. Толстой назвал анонимного автора «духовным Щедриным» (Литературное наследство. Т. 63. С. 98). Книга явилась практически первым опытом обсуждения проблем церковной и религиозной жизни, что прежде казалось невозможным. Очень вероятно, что она способствовала подготовке некоторых преобразований в духовном ведомстве.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010