Святитель Димитрий Ростовский пишет, что на основании внимательного исследования Божественного Писания, предания святых отцов и древних церковных писателей к лику святых семидесяти апостолов могут быть причислены следующие: 1) Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский, о котором упоминает и апостол Павел ( Гал. 1:18–19 ), 2) евангелист Марк, бывший впоследствии епископом Александрийским, о котором упоминает апостол Петр ( 1Пет. 5:13 ), 3) евангелист Лука, писатель и Деяний апостольских, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 4:14 ), 4) Клеопа, младший брат Иосифа обручника, спутешествовавший евангелисту Луке в Эммаус ( Лк. 24:35 ), 5) Симеон, сродник Господень, второй епископ Иерусалимский, 6) Варнава, бывший спутником апостола Павла, а затем епископом в Медиолане (Деян. Ап. 4:36; Гал. 2:1 ), 7) Иуст, сын Иосифа обручника, сожребник Матфиев ( Деян. 1:23 ; Кол. 4:2 ), 8) Фаддей, крестивший Авгаря, князя Едесского (Церковная история Евсевия), 9) Анания, крестивший апостола Павла в Дамаске, 10) архидиакон Стефан первомученик ( Деян. 7:59 ), 11) диакон Филипп, крестивший Симона волхва и каженика Кандакийского, 12) диакон Прохор, первый епископ Никомидийский, 13) диакон Никанор ( Деян. 6 ), 14) Тимон, 15) Пармен, тоже из числа семи первых диаконов, 16) Тимофей, епископ Ефесский, к которому апостол Павел писал два послания, 17) Тит и 18) Филимон, к которым так же писал послания апостол Павел, 19) Онисим, упоминаемый в послании к Филимону, 20) Епафрас, о котором упоминает апостол Павел ( Кол. 6:12–13 ), 21) Архип, епископ Колосский ( Кол. 4:17 ), 22) Сила, епископ Коринфский ( Деян. 15:40–41 ), 23) Силуан, епископ Фессалоникийский ( 1Петр. 5:12 ; 2Кор. 1:19 ), 24) Крискент, епископ Галатийский ( 2Тим. 4:10 ), 25) Крисп, епископ на острове Егине ( Деян. 18:8 ), 26) Епенет, 27) Андроник, 28) Стахий, 29) Амплий, 30) Урван, 31) Наркис, 32) Апеллий, 33) Аристовул, 34) Иродион, 35) Руф, 36) Асигкрит, 37) Флегонт, 38) Эрм, 39) Патров и 40) Ермий, о который упоминает апостол Павел в послании к Римлянам (16:13–14), 41) Агав, пророчествовавший об апостоле Павле ( Деян. 21:10–11 ), 42) Лин, после апостола Петра епископ Антиохийский, 44) Гай, 45) Филолог, 46) Лукий, 47) Иасон, 48) Сомпатр, 49) Олимпан, 50) Тертий, 51) Эраст, 52) Куарт, о которых также упоминает апостол Павел в посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

В ранней юности принял пострижение в Ростовском Богоявленском монастыре, а позднее был в нем настоятелем. С 1261 года епископ Ростовский. Правил епархией 27 лет в самое тяжкое время первоначального татарского ига. Блаженная кончина св. Игнатия последовала 28 мая 1288 г. Он один, из всех угодников Божиих в земле Русской, просиял нетлением и цельбоносною силою мощей своих еще прежде погребения, и вовсе не был предан земле, ибо чудеса, явившиеся при самом отпевании, побудили клир и народ поставить открыто святые мощи в соборном храме. Когда тело, по древнему обычаю, на одре несено было в церковь , две благочестивые черноризицы видели святителя восставшим с одра, восшедшим на высоту по воздуху, как бы по лестнице и остановившимся над местом, которое было предназначено для погребения. Тогда же исцелился архимандрит Стефан, прикоснувшийся к мощам сведенною рукою, которая тут же распрямилась. На другой день, когда по совершении литургии и отпевания, переложили тело в гроб и подали список священников и диаконов, посвященных св. Игнатием в продолжение жизни его, усопший святитель, как бы живый, простер руку и принял свиток. Мощи св. епископа Игнатия почивают открыто в Ростовском Успенском соборе, на северном конце иконостаса. Память его празднуется 28 маия. По «Иконописному Подлиннику»: «подобием сед, брада аки Алексия митрополита, на главе клобук бел, ризы святительския камчатныя лазоревыя, исподняя багряная, в омофоре, в руках Евангелие» (Филимонов, стр. 356). 223. Святый Иаков епископ преставися в лето 6900, мксяца ноября в 27 день В молодых летах посвятил себя на служение Господу в одной из обителей Ростовских. В 1385 г. он посвящен был в архипастыря страны Ростовской. Какой-то Маркиан возмущал в то время Ростовскую паству враждою своею против св. икон; человек начитанный и ловкий на слово, он успел образовать секту и даже некоторых бояр Ростовских привлечь к своему лжеучению; св. Иаков обличил и изгнал еретика. Отличительною чертою святителя было милосердие к страждущим. По надписи на древних иконах и по самым изображениям видим следующее: женщина, застигнутая в преступлении, приговором бояр осуждается на смерть; в раскаянии падает она к ногам святителя Иакова и умоляет его спасти ее от смерти. «Безгрешный пусть бросит камень на грешницу», говорит святитель судьям и назначает грешнице место покаяния. Но этот столько высокий поступок святителя беспокойные люди сочли за улику в нечистой жизни его и дерзко, без суда церковного, изгнали его из города. Кроткий святитель поставил себе хижину там же, где пребывал св. Леонтий, выгнанный из города, в 40 саженях от храма Архангела Михаила, построенного св. Леонтием. Скоро стали собираться к блаж. Иакову многие из преданных ему

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Отец Авель 558 благодарит Вас за память и просит Ваших святых молитв. Дай Вам Бог доброго здоровья, для продолжения Ваших трудов. С братской о Христе любовию Вашего Преосвященства нижайший послушник и богомолец Епископ Исаия. 1/IV–56 г. Д. 12. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. Не позднее 19 октября 1957 г. ВАШЕ ПРЕОСВЯЩЕНСТВО, ПРЕОСВЯЩЕННЕЙШИЙ ВЛАДЫКО! С братскою любовию во Христе приветствую Вас, дорогой Владыко, с пожеланиями здоровия и благоденствия. Простите, что несколько задержался с ответом на Ваше любезное письмо. Хотелось детально на месте в Ростове уточнить сведения, Вами затронутые, в письме. Что и удалось сделать лишь 6 октября с. г. Имею сообщить не только о св. Феодоре, но и о других подвижниках, просиявших в земли Ростовской и причисленных к лику святых. 1)  Свят[итель] Леонтий, память его 23-го мая. 2)  Свят[итель] Исаия, – « – 15-го мая. 3)  Свят[итель] Игнатий, – » – 28-го мая. 4)  Свят[итель] Феодор, – « – 28-го ноября. 5)  Свят[итель] Иаков, – » – 27-го ноября. 6)  Свят[итель] Димитрий, – « – 21-го сентября и 28-го октября. 7)  Св[ятой] муч[еник] князь Василий (Василько) – » – 4-го марта. 8)  Преп[одобный] Авраамий Затворник 559 – « – 29-го октября. 9)  Преп[одобный] Петр Ордынский – » – 29-го июня 560 . 10)  Преп[одобный] Иринарх Затворник – « – 13-го января. 11)  Свят[итель] Исидор Юродивый – » – 14-го мая. Св[ятой] блаж[енный] Иоанн Власатый – « – 3-го сентября и 12-го ноября. Все эти угодники чествуются как в самом Ростове, так и в Кафедральном Соборе совершением в дни их памяти торжественных богослужений и пениями молебнов. Имена сих угодников возносятся там, где их положено, по уставу св[ятой] Церкви, возносить. Большинству этих угодников имеются службы или в месячной или дополнительной минее. Свят[ителю] Феодору имеется рукописная служба, перенесенная из Успенского Собора и хранящаяся в настоящее время в Николо-Вспольской Церкви города Ростова. Св[ятому] блаж[енному] Иоанну Власатому имеется также рукописная служба и хранится в Толгской церкви города Ростова.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Жители скоро раскаялись и, поняв свой грех и невинность святителя, просили у него прощения. Кроткий епископ простил их, но возвратиться на кафедру, по старости лет и по любви к уединению, не захотел. На берегу озера Неро святитель Иаков поставил себе келью и построил небольшую церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю. Скончался преосвященный Иаков здесь же 27 ноября 1392 года. Тело его было погребено в созданной им обители. Мощи святителя Иакова, ранее почивавшие под спудом, впоследствии были поставлены в новом храме пред иконостасом у северных дверей. Святитель Иаков канонизирован в 1549 году. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 3. – С. 467–469. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 195, 252. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, 12 т. – С. 370. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 49, 54, прим.С. 17. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 85, 103. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 331. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 238–239. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877, (прим.). – С. 49. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 922–923. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1417.459 Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; ноябрь. – С. 748–749.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Описание иконы Новодворская из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " По преданию, чудотворная икона Богородицы, именуемая Новодворской, написана св. митрополитом Петром в начале XIV столетия. Называется этот образ так потому, что во время написания его святитель Петр находился на Волыни, в упраздненном теперь монастыре, устроенном на берегу реки Рати, в урочище Новый Дворец. После того, как Новодворская обитель была захвачена униатами, иеромонах Иаков перенес эту икону в Черниговский Успенский Елецкий монастырь. Когда в Черниговской губернии, при г. Сураже, основывался ныне упраздненный Суражецкий монастырь, преосвященный Антоний (Стаховский) отдал Новодворскую икону в благословение строителю обители Симеону. В этом монастыре образ был поставлен в соборном храме. В 1677 году, 14 августа, белорусский епископ Феодосий (Васильевич) в крестном ходе перед литургией перенес Новодворскую икону из старой соборной монастырской церкви в новосозданный храм этой же Суражецкой обители. Бывший на этом торжестве святитель Димитрий Ростовский рассказывает, что в церкви[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Изображения иконы Новодворская (Суражская) Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Список Новодворской иконы. Эта икона хранилась в Смоленской церкви Курского Свято-Троицкого монастыря, где от нее и было явлено чудо. Как гласит предание, однажды обитель посетила странница, которая, увидев Новодворскую икону, со слезами пала пред ней в молитве. И Царица Небесная явила дивное знамение: на глазах у сестер икона опустилась к молившейся и та тут же получила исцеление от тяжкого многолетнего недуга. Женщина рассказала, что, уже потеряв надежду на выздоровление, однажды в сонном вид[...] Файл 12543.jpg:   Размер: 280x413, 0.12 MPix, 28 Kb. Дата: 2011-05-17, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (534) , (61) .

http://pravicon.com/icon-213

Давид – 154 Даньелу Ж. – 55, 194 Деметрий Фалерский – 26, 193 Демокрит – 27 Дидим Александрийский – 143 Дидим Аттиос – 29 Дидим Слепец – 178, 182 Дилон Дж. – 45 Димитрий, епископ Александрийский – 88, 120, 122, 123 Димитрий, историк – 53 Димитрий Ростовский , святитель – 136 Диоген Лаэртский – 28, 67 Диогнет – 102, 132 Диодор Тарсский – 153, 154, 158, 162, 165, 172 Дионис – 36 Дионисий Ареопагит , святой – 138, 199 Дионисий Великий, святитель – 83, 88 Дионисий, иконописец – 197 Диоскор Александрийский – 160 Дмитревский Василий, свящ. – 87, 98, 184 Достоевский Ф. М. – 197 Дройзен И. Г. – 23, 36, 45 Дронов Михаил , прот. – 72, 76 Дьяконов А. П. – 92, 149, 150, 151, 166 Дюркгейм Э. – 15 Ева – 173 Евграфий – 143 Евномий, арианский философ – 61, 84, 186 Евполем – 53 Евсевий Кесарийский – 80, 81, 86, 95, 121–123, 191 Евсевий Памфил – 45, 92, 166, 200 Евстафий Антиохийский , святитель – 153 Ездра – 51 Епифаний Кипрский , святой – 119 Епифанович С. Л. – 166, 195 Ерм – 102 Ефрем Сирии, преподобный – 154, 158 Жильсон Э. – 116, 145 Зевс – 36, 51 Зороастр – 21 Иаков – 72 Иаков, апостол – 112 Игнатий Богоносец , святой, епископ Антиохийский – 102 Иегова – 51 Иероним Стридонский , блаженный – 81, 140, 154, 156, 178 Изида – 36 Иларион Киевский , святой – 197 Ильин И. А. – 197 Иоанн Богослов, святой, апостол, евангелист – 64, 65, 76, 105, 109, 112, 120, 127, 138, 142, 144, 155, 177, 179, 180, 182, 190 Иоанн Златоуст , святитель – 153–156, 158, 161, 166, 185 Иоанн Креститель, пророк – 112 Иоанн Лествичник , святой – 142 Иоахим Флорский – 194 Иракл – 83, 88 Ириней Лионский , святитель – 102 Иустин Философ , мученик – 39, 97, 102, 130 Каин – 62, 72, 73, 75 Каллимах – 24 Киприан (Керн) , архим. – 194 Кирилл Александрийский , святой – 17, 160, 179, 180, 182 Клавдий император – 36 Климент Александрийский – 17, 79, 82, 85, 86, 88, 91, 92, 95–102, 104–116, 120, 121, 133, 134, 140, 163, 169, 170, 181, 193,195, 201 Климент, дидаскал – 81 Климент Римский , священномученик – 102 Климент Смолятич – 197

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ale...

Кн. Феодор Ярославич 19 сент. 1298. Василий и Иоасаф пск. 4 мая 1299. Кн. Довмонт псковский 20 мая 1299. Подвижники Антониевой пещеры Аврамий 21 сент. Алексей – – Евстафий злат – – Елладий постник – – Ефрем пресвитер – – Иероним – – Лука эконом – – Меладий – – Онисим – – Персий – – Павел посл. – – Сергий посл. 7 окт. Сисой 24 сент. Феофил 21 сент. Подвижники Феодосиевой пещеры 28 авг. Анатолий Афанасий Исидор Кассиан Лаврентий Пафнутий Пиор Сисой Софроний 14 век Кн. Даниил м. 4 мар. 1303. Максим м. 6 дек. 1305. Кн. Олег брянский 20 сент. 1307. Феоктист арх. новгор. 23 дек. 1309. Кн. Михаил тверской 22 нояб. 1318. Кн. Давид ярославский 19 сент. 1321. Петр м. м. 21 дек. 1328. Антоний, Иоанн и Евстафий 11 апр. 1347. Василий арх. новгородский 4 февр. 1352. Сергий и Герман валаам. 28 июня 1353. Василий еписк. рязан. 12 апр. 1360. Моисей арх. новгородский 25 янв. 1362. Кирилл челмский 8 дек. 1367. Иоанн еп. суздальский 15 окт. 1373. Аврамий чухл. 20 июня 1375. Алексей м. м. 12 февр. 1378. Кн. Феодора 16 апр. 1378. Препод. Сильвестр 25 апр. 1379. Пахомий нер. 23 мар. 1384. Дионисий арх. суд. 15 окт. 1385. Лазарь мурм. 8 мар. 1391. Сергий радонежский 25 сент. 1391. Иаков еписк. ростовский 27 нояб. 1391. Феодор юрод. новгород.19 янв. 1392. Димитрий прил. 11 февр. 1392. Михей рад. 5 мая 1392. Мефодий пешн. 14 июня 1392. Григорий и Кассиан овн. 15 июня 1392. Николай казан. юр. 27 июля 1392. Роман киржач. 29 июля 1392. Феодор епископ ростов. 28 нояб. 1394. Стефан епископ пер. 26 апр. 1396. Афанасий высоц. 12 сент. 1396. Кирилл челмский 28 апр. 1397. Алфановы братья 17 июня 1398. Аврамий арх. печерский 28 авг. 1398. Кн. Андрей смол. 27 окт. 1398. Печерские подвижники 28 авг. Агафон, Акила. Арсений. Варсонофий, Вениамин. Геннадий, Геронтий, Григорий. Даниил. Евлогий, Евфимий. Захарий, Зинон. Ипатий. Иосиф болезн. Леонтий, Логгин. Макарий, Мардарий, Мартирий, Меркурий, Моисей. Нестор некнижный. Паисий, Панкратий, Петр. Руф. Силуан. Тит. 15 век Афанасий высоцкий 12 сент. 1401. Андроник 13 июня 1404.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1418–1422; память 12/25 мая); преподобный Никон, игумен Радонежский и всея России чудотворец († 17 ноября 1426 г.); преподобный Авраамий Галичский, Чухломский († 20 июля 1375 г.); преподобный Сильвестр Обнорский († 25 апреля 1379 г.); преподобный Сергий Обнорский, Нуромский († 7 октября 1412); преподобный Павел Обнорский, Комельский († 10 января 1429 г.); преподобный Андроник Московский († 13 июня ок. 1395–1404 гг.); преподобный Савва Московский († ок. 1410–1420; память 13/26 июня); преподобный Александр Московский († после 1427; память 13/26 июня); преподобный Даниил Черный, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 13/26 июня); преподобный Андрей Рублев, иконописец, Московский († до 17 ноября 1426 г.; память 4/17 июля и 13/26 июня); преподобный Роман Киржачский († 29 июля 1392 г.); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Старший († после 1401; память 12/25 сентября); преподобный Афанасий Высоцкий, Серпуховской, Младший († 12 сентября 1395 г.); преподобный Леонтий Стромынский († ок. 1380; память 20 июля» 2 августа); преподобный Савва Стромынский († 20 июля 1392 г.); преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский († 3 декабря 1407 г.; обретение мощей 19 января 1652 г.); преподобный Иаков Стромынский (XIV в.; память 21 апреля/4 мая); преподобный Григорий Голутвинский, Коломенский (XIV-XV вв.; 25 января/7 февраля); преподобный Афанасий, Железный Посох, Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября/9 декабря и 25 сентября/8 октября); преподобный Феодосий Череповецкий († ок. 1388; память 26 ноября9 декабря и 25 сентября» 8 октября); преподобный Мефодий Пешношский († 4 июня 1392; память 14/27 июня; преподобный Иаков Железноборовский († 11 апреля 1442 г.); преподобный Никифор Боровский († до 1414; память 9/22 февраля); преподобный Никита Боровский († после 1421; память 1/14 мая); преподобный Ферапонт Боровенский, Калужский (XIV-XV вв.; память 27 мая/9 июня). Собеседники преподобного Сергия: святой благоверный великий князь Димитрий Донской ( † 19 мая 1389 г.); преподобная Евфросиния Московская, в миру святая благоверная великая княгиня Евдокия ( † 6 июля 1407 г.); святитель Стефан, епископ Великопермский ( † 26 апреля 1396 г.); святитель Михаил, епископ Смоленский ( † 6 мая 1402 г.; память 28 ноября/11 декабря); святитель Дионисий, архиепископ Суздальский ( † 15 октября 1386 г.; память 26 июня» 9 июля); преподобный Евфимий Суздальский ( † 1 апреля 1405 г.; обретение мощей 4/17 июля); преподобный Димитрий Прилуцкий ( † 11 февраля 1392 г.); преподобный Стефан Махрищский ( † 14 июля 1406 г.); преподобномученик Григорий Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобномученик Кассиан Авнежский ( † 15 июня 1392 г.); преподобный Феодор Ростовский ( † 22 октября 1409 г.); преподобный Павел Ростовский ( † после 1409; память 22 октября/4 ноября); преподобный Ферапонт Можайский, Белозерский ( † 27 мая 1426 г.; обретение мощей 27 декабря 1514 г.); преподобный Кирилл Белозерский ( † 9 июня 1427 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Монастырь владеет 195 десятинами земли и получает из казны 1851 руб. 79 коп. Церковно-приходская школа и странноприимный дом. Монахов 20, послушников 19. Л.И. Денисов «Православные монастыри Российской империи». Москва. Издание А.Д. Ступина. 1908 г. Спасо-Яковлевский монастырь прошел в своем развитии несколько этапов. Довольно долго он был маленьким малоизвестным монастырем, где даже соборная церковь являлась деревянной. В дальнейшем обитель побывала и ставропигиальным монастырем, и резиденцией викарного епископа. В 1385 году епископом Ростовским стал игумен скромного Копырского монастыря Иаков. Игуменство его было благополучным, но на Ростовской кафедре епископ Иаков не прижился: в 1389 году он оставил ее из-за недовольства ростовцев решением епископского суда. Изгнанный из города, святитель удалился в его окрестности и на берегу озера Неро построил деревянную церковь в честь Зачатия св. Анны. Так было положено начало Яковлевской обители. Летописи умалчивают о первых веках существования монастыря. В сущности, достоверно известны лишь несколько событий, связанных с его историей: погребение и канонизация свт. Иакова, разорение монастыря в 1408 году войском хана Едигея и — спустя двести лет — ограбление его поляками. Таким образом, можно заключить, что в то время обитель не была знаменитой. Не имела она и каменных строений. Определенное улучшение в материальном положении Яковлевского монастыря происходит в первой половине XVII века. В 1624 году царь Михаил Федорович жалует его вотчинами и рыбными ловлями. И на этом «прирост» монастырских угодий не останавливается. К 1679 году обитель владеет уже восемнадцатью пустошами. Пришло время подумать и о строительстве каменного храма, которое и было осуществлено в 1686-87 годах. Немалое значение имело для монастыря его присоединение к Ростовскому архиерейскому дому, совершившееся в 1650-е годы «для того, что Иякова епископа мощи лежат в том монастыре». Все приписные обители содержались за счет кафедры, и поэтому отныне благосостояние Яковлевского монастыря постоянно возрастало. К концу XVII века он имел не только каменный пятиглавый Троицкий храм, но и каменную трапезную палату. Келейные корпуса и прочие службы, впрочем, довольно долго оставались деревянными. Деревянной была и монастырская ограда.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Главным представителем первого направления являлся митрополит Стефан (Яворский) (1658— 1722), а второго — игумен Феофан (Прокопович; 1681—1736), ставший в 1716 г. епископом Псковским, а в 1726 г. — архиепископом Новгородским. Полемика развернулась вокруг сочинения митрополита Стефана «Камень веры», направленного против увлечений идеями протестантизма, проникавшими в начале XVIII в. в русское общество, а также отстаивавшего традиционный взгляд на отношения Церкви и государства. Это сочинение вызвало недовольство Петра I, а его автор был обвинен в приверженности «папежскому духу». Лишь после смерти Петра, когда влияние митрополита Феофана несколько ослабло, бывшему ректору Московской Академии архиепископу Тверскому Феофилакту (Лопатинскому) удалось в 1728 г. издать «Камень веры». Впрочем, с воцарением в 1730 г. Анны Иоанновны и началом бироновщины положение митрополита Феофана вновь значительно укрепилось, что печальным образом отразилось на его идейных противниках. «Камень веры» вновь был запрещен, а его издатель в 1735 г. был лишен сана и подвергся заточению. Вновь «Камень веры» был издан уже при Елизавете Петровне митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем). В середине XVIII в. острота богословской полемики значительно притупилась, однако с 60-х годов феофановское направление уже твердо занимает господствующие позиции в русской духовной школе. Между тем с 40-х годов XVIII в. наблюдается заметное оживление в издании русской духовной литературы. В 1751 г. вышло из печати новое издание славянской Библии, над подготовкой которого ряд лет трудились ученые иноки Иаков (Блоницкий), Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Среди русских церковных писателей второй половины XVIII в. особенно выделяются святой Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), митрополит Московский Платон (1731—1812). Святитель Тихон Задонский явился ярчайшим представителем нравственно-религиозного направления в русском богословии. Знание трудов западных христианских мистиков и моралистов сочетается в его сочинениях с творческим осмыслением православной аскетической традиции. Два его обширных сочинения — «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также многочисленные проповеди, письма, увещания к пастве, духовенству и инокам навсегда вошли в сокровищницу православной духовности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010