Прежде всего они шли туда не по внушению Ангела, но сделали сие сами собою из любви к отчизне. Ибо, как они ходили в Вифлеем только по причине переписи и не имели даже места, где бы остановиться, то кончивши дело, за которым приходили, возвратились в Назарет. Почему Ангел, успокаивая их на будущее время, возвращает их в дом, и притом не просто, но по пророчеству: «да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется» 123 . У блаженного Феофилакта после слов: и пришед вселися во граде нарицаемом Назарет, предложены следующие вопрос и ответ. Вопрос: Как же Лука говорит, что Господь пришёл в Назарет спустя сорок дней по рождении, то есть после того, как принят был Симеоном, а Матфей здесь говорит, что Он пришёл в Назарет по возвращении из Египта?» – «Ответ: Знай, что Лука сказал о том, о чём умолчал Матфей. Лука говорит, что Господь, проведши по рождении своём сорок дней, пришёл в Назарет, а Матфей повествует о том, что было между сим временем, то есть, как Господь бежал в Египет и потом из Египта возвратился в Назарет. Итак, они не противоречат друг другу: Лука говорит о прибытии в Назарет из Вифлеема, а Матфей – о возвращении в Назарет из Египта» 124 «Се яве есть, – говорит св. Димитрий Ростовский , – яко не абие от Вифлеема к Египту обратишася, но первее к церкви Господни, посем к Назарету, таже в Египет. Изъявляет же сие и св. Феофилакт в толковании на Матфея» (в приведённом месте). «По исшествии убо от церкве Господни, – продолжает святитель Димитрий, – первее в Назарет потщашася, и яже о доме своем устроиша. Таже вземши на путь потребная, нощию, да не увидят соседи окрест живущие, спешно яшася во Египет шествия 125 . Пояша же с собою послужения ради и Иакова, сына Иосифова старейшего, нареченного послежде брата Божия, еже извествуется от Трифолога (или месячной Минеи) октовриа двадесять третьего дня, идеже поется сице: «Еже по плоти Господня желания, мудре, брать показался еси, ученик и самовидец божественных таин: бегаяй с Ним, и в Египте был со Иосифом, Материю же Иисусовою, с ними же моли спастися нам». отсюду убо яве есть, яко Иаков спутьшествова им бежащим во Египет, служа им в пути» 126 . Согласно с приведёнными и другими местами из писаний св. отцов и учителей Церкви и приснопамятный в истории богословской науки в России иерарх, блаженной памяти митрополит московский Филарет в своей Церковно-библейской истории начертал следующее: «Как не видно, почему бы пребывание Иисуса в Вифлееме долженствовало продолжаться долее 40 дней матернего очищения, то в сии самые дни должно полагать прибытие и поклонение волхвов, получивших первое откровение и вступивших в путь, вероятно, ещё прежде рождения Его: отшедшим же им ( Мф. 2:13 ) и яко скончашася вся по закону Господню ( Лк. 2:29 ) немедленно следует, по намерению Иосифа, возвращение в Назарет, но по нечаянному повелению Ангела – путешествие в Египет» 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( 11 , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31) 18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( 21 , 50). На Соборе 1547 г.19 были канонизированы: 1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461); 2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186); 3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483); 4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477); 5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263); 6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426); 7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429); 8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456); 9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406); 10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие; 12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437); 13) преподобный Александр Свирский (+ 1533). Для местного почитания 20 на Соборе были прославлены : 1) блаженный Максим, Христа ради юродивый, Московский (+ 1434); 2-4) благоверный князь Константин и чада его Михаил и Феодор, Муромские (+ 1129); 5-6) благоверные князья Петр и Феврония, Муромские (+ 1228); 7) святитель Арсений Тверской (+ 1409); 8-9) блаженные Прокопий (+ 1303) и Иоанн (+ 1494), Христа ради юродивые, Устюжские. Собором же 1549 г., сведений о котором сохранилось гораздо меньше 21 , были, предположительно 22 , прославлены следующие святые: 1) святитель Нифонт, архиепископ Новгородский (+ 1156); 2-3) святители Новгородские Иона (+ 1470) и Евфимий (+ 1458); 4) святитель Иаков, епископ Ростовский (+ 1392); 5) святитель Стефан Пермский (+ 1396); 6) благоверный князь Всеволод Псковский (+ 1138); 7) благоверный князь Михаил Тверской (+ 1318); 8) преподобный Авраамий Смоленский (+ начало XIII в.);

http://pravoslavie.ru/2367.html

Главным представителем первого направления являлся митрополит Стефан (Яворский) (1658— 1722), а второго — игумен Феофан (Прокопович; 1681—1736), ставший в 1716 г. епископом Псковским, а в 1726 г. — архиепископом Новгородским. Полемика развернулась вокруг сочинения митрополита Стефана «Камень веры», направленного против увлечений идеями протестантизма, проникавшими в начале XVIII в. в русское общество, а также отстаивавшего традиционный взгляд на отношения Церкви и государства. Это сочинение вызвало недовольство Петра I, а его автор был обвинен в приверженности «папежскому духу». Лишь после смерти Петра, когда влияние митрополита Феофана несколько ослабло, бывшему ректору Московской Академии архиепископу Тверскому Феофилакту (Лопатинскому) удалось в 1728 г. издать «Камень веры». Впрочем, с воцарением в 1730 г. Анны Иоанновны и началом бироновщины положение митрополита Феофана вновь значительно укрепилось, что печальным образом отразилось на его идейных противниках. «Камень веры» вновь был запрещен, а его издатель в 1735 г. был лишен сана и подвергся заточению. Вновь «Камень веры» был издан уже при Елизавете Петровне митрополитом Ростовским Арсением (Мацеевичем). В середине XVIII в. острота богословской полемики значительно притупилась, однако с 60-х годов феофановское направление уже твердо занимает господствующие позиции в русской духовной школе. Между тем с 40-х годов XVIII в. наблюдается заметное оживление в издании русской духовной литературы. В 1751 г. вышло из печати новое издание славянской Библии, над подготовкой которого ряд лет трудились ученые иноки Иаков (Блоницкий), Варлаам (Лящевский) и Гедеон (Слонимский). Среди русских церковных писателей второй половины XVIII в. особенно выделяются святой Тихон Задонский, епископ Воронежский (1724—1783), митрополит Московский Платон (1731—1812). Святитель Тихон Задонский явился ярчайшим представителем нравственно-религиозного направления в русском богословии. Знание трудов западных христианских мистиков и моралистов сочетается в его сочинениях с творческим осмыслением православной аскетической традиции. Два его обширных сочинения — «Об истинном христианстве» и «Сокровище духовное, от мира собираемое», а также многочисленные проповеди, письма, увещания к пастве, духовенству и инокам навсегда вошли в сокровищницу православной духовности.

http://sedmitza.ru/lib/text/436405/

Пеплом чистятся блюда и сосуды, будут ли они оловянные, медные или серебряные. Если они от чего-либо почернели, то как только они будут потерты пеплом, снова приобретают свой прежний блеск. Покаянием же святым очищаются грешники и светлеют пред очами Божиими, как солнце. Сосудом Божиим был, во-первых, Давид. О нем Сам Господь свидетельствует: «Обретох мужа по сердцу Моему, обретох Давида раба Моего» ( Деян. 13:22 ). Почернился было этот сосуд указанными выше грехами, но когда посыпал он пеплом главу свою и понес подвиг покаяния, то так просветлел и стал угоден Богу, что даже сподобился быть праотцем Христу, Господу нашему, пришедшему призвать не праведных, но грешных к покаянию. Темным сосудом был Павел, когда он звался еще не Павлом, но Савлом, и усиленно гнал церковь Божию. Когда же покаялся, то сразу стал светлым сосудом имени Христова. «Сосуд Ми, – сказал Господь, – избран есть сей, пронести имя Мое пред языки и царьми» ( Деян. 9:15 ). Потемненным и скверным сосудом был и тот грешник, которого препростой Павел видел входящим в церковь с помраченною душой, с лицом черным, как у эфиопа. Когда тот грешник, стоя в церкви, услышал читаемые в церкви пророческие слова: «Измыйтеся, и чисти будите», – умилился душой от этих слов и решил твердо покаяться, он тотчас убелился душой, и тот же преподобный Павел увидел его выходящим из церкви уже с лицом просветленным, как у ангела, и сияющим Божией благодатью. Черный и скаредный был сосуд – антиохийская грешница Пелагия, которую св. Нон, епископ илио-польский, видел в своем видении в образе черной голубицы, крайне скверной и смрадной. А ведь чрез несколько уже часов, когда покаялась она в сердце своем, он увидел ее в образе чистой голубицы, белой как снег и парящей в облаках. Окаянным сделался сосуд Господень, пустынник Иаков, когда впал в грех , подобный Давидову, в плотской грех и убийство. Когда же покаялся великим покаянием, он настолько очистился и просветлел, что получил от Бога благодать чудотворения еще большую, чем имел прежде падения и покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Св. Макарий Желтоводский обращал в христианство мордву, чуваш, черемисс и татар. Особенно много татар обращено ко Христу трудами епископов казанских, св. Гурия, Варсонофия и Германа. Эти святители руководствовались царскою инструкцией, которая внушала проповедовать христианскую веру каждое воскресение и новообращенных учить страху Божию. Св. Гурий в 9 лет обратил ко Христу многие тысячи магометан и язычников. Весьма успешным в проповеди был и св. Варсонофий, знавший в совершенстве татарский язык и заблуждения магометан. В XVI веке игумен Кирилл обратил многих татар в Астрахани, учил их грамоте и закону Божию. В XVI веке русские священники восстанавливали христианскую веру на Кавказе. Обращение монголов в христианство русскими проповедниками началось с XIII века. Римские послы (в 1246 и 1253 году) видели при дворе ханов русских проповедников. С открытием епархии в Сарае (1261 г.) многие татары обращались в христианскую веру, о чем свидетельствовал епископ Феогност (1301 г.). Многие лица княжеского и даже ханского рода обращались в христианство 116 . Особенно замечательно обращение племянника Берки Петра епископом Ростовским Кириллом. В Сибири, по распоряжению патриарха Никона , проповедовали многие священники и монахи. В 1620 году многие язычники обращены в христианство архимандритом Киприаном. Вообще, в XVII веке, при содействии миссионеров, христианство утвердилось в Иркутске, Якутске, Киренске, и других городах, и отсюда постепенно распространялось по Азии. Часовни, церкви и монастыри, основанные миссионерами, в европейской России и в Азии, становились центрами, около которых сосредоточилось население, и училищами, из которых распространялась вера повсюду. Так составились, на окраинах России, обширные епархии, с церковным благоустройством и руководством в вере населения, обращенного миссионерами. Неизвестно, сколько инородцев просвещено миссионерами в течении 700 лет; по крайней мере несомненно, что к концу XVIII века их оставалось в России до 4.000,000. Показав источники и объем древнего проповедничества, – те формы, в каких оно проявлялось, остается изложить содержание его, дабы убедиться опытом в его преобладающем аскетическом направлении.

http://azbyka.ru/otechnik/Iakov-Domskij/...

Нередко приводит слова Лествицы и его современник преп. Иосиф Волоцкий 3 . Часто цитировал это творение св. Иоанна и преп. Паисий (Величковский) , «особенно в своей защите Иисусовой молитвы» 4 . Об отношении свт. Игнатия (Брянчанинова) к данному сочинению преподобного можно судить не только по частоте его цитирования, но и по тому, что тот писал о необходимости ее чтения. О том, кому больше приносит это пользы, он говорил следующее: «Старайтесь читать книги святых Отцов, соответствующие Вашему образу жизни... Христианин, живущий посреди мира, должен читать сочинения великих святителей, писавших для народа, научающих добродетелям христианским, идущим для тех, которые проводят жизнь среди занятий вещественных» 5 . Среди них он отмечал «Св. Иоанна Златоустог о, Св. Димитрия Ростовского , Святителя Тихона Воронежского, Никифора Астраханского, Георгия Затворника» 6 . Вступившим же на монашеский путь он рекомендовал «сначала читать книги, написанные для общежительных монахов, каковы: Поучения преподобного аввы Дорофея , Оглашения преподобного Феодора Студийского, Руководство к духовной жизни преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, начиная с ответа 216 – предшествовавшие ответы даны наиболее затворникам, и потому мало соответствуют новоначальным – Слова святого Иоанна Лествичника , творения преподобного Ефрема Сирского, Общежительные постановления и собеседования преподобного Кассиана Римлянина . Потом, по прошествии значительного времени, можно читать и книги, написанные Отцами для безмолвников» 7 . Епископ Герман (Осецкий) о преп. Иоанне Лествичнике и Лествице отзывался так: «И долг, и польза каждого православного христианина... требуют от него ближайшего знакомства с жизнью Преподобного и вслед за тем внимательного изучения его назидательной книги» 8 . Епископ Петр (Екатериновский) советовал новоначальным «читать книги в таком порядке: сначала жития святых..., потом писания святого Ефрема Сирина , руководство к духовной жизни святого Варсонофия, нравоучения святого аввы Дорофея , святого Златоуста, святого Тихона Воронежского о должности христианина и другие, святого Иоанна Лествичника , святого Иоанна Кассиана Римлянина , преподобного Нила Сорского скитский устав, затем беседы и слова святого Макария Египетского , святого Исаака Сирина » 9 . Заметим, что из этого списка, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова) , свтт. Иоанн Златоуст и Тихон Воронежский писали для христиан, живущих в миру. После же прочтения их творений владыка Петр предлагает ознакомиться с книгами для монашествующих, и первой среди них в его списке стоит Лествица.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

Смягчались и сердца князей, которые все более полагались на волю Божию, а не на свой меч. Во время мора – черной смерти – проявлялось человеколюбие. Лучшие люди погребали и чужих, служили по ним панихиды, молились среди гробов умерших от заразы. Иные в такие времена спешили оставить мир и уходили в монастыри, отказывали имущества церквам и обителям; другие в домах готовились к христианской смерти. Когда мор впервые возник во Пскове в 1352 г., то жители его просили своего владыку, архиеп. новгородского св. Василия прибыть для молитвы. Святитель обошел весь Псков с иконами и со священниками. Народ с воплем взывал: Господи помилуй! Язва к зиме ослабела. Назидательно выразился один современный летописец о бедствиях: «бысть милость Божия над христианы, послан от Бога мор на люди». Показательно, что новгородцы, не видевшие у себя Батые, редко, по отдаленности от Орды, испытывавшие грабежи и насилия татар, меньше отдавались и покаянию. В монгольский период новгородцы пятнали себя зверскою необузданностью и злодействами, каких не видно было в других краях России. Высокими образцами в вере и благочестии были для паствы святые митрополиты: Петр, Феогност, Алексий, Киприан, Фотий и Иона, а также м. Кирилл. Великими святителями были владыки ростовские: святые Игнатий (1288 10 ), Иаков (1392) и Феодор (1395); епископ рязанский Василий (1295); архиепископы новгородские святые Феоктист (1310), Моисей (1359), Василий (1352); св. Стефан, еп. пермский (1396); св. Дионисий, архиеп. суздальский (1385); св. Арсений, еп. тверской (1409); св. Серапион, еп. Владимирский (1275). Благочестивым был старший сын в. кн. Всеволода III, Константин ростовский. Незадолго перед смертью (1218), сей князь, отличавшийся начитанностью, книголюбием, посылая детей своих на уделы, так поучал их: «Любезные сыновья мои! будьте в любви между собою, всей душою бойтесь Бога, соблюдая Его заповеди, подражайте моим нравам и обычаям: нищих и вдов не презирайте, церкви не отлучайтеся, иерейский и монашеский чин любите, книжного поученья слушайтесь, слушайтесь и старших, которые вас добру учат, потому что вы оба еще молоды; я чувствую, дети, что конец мой приближается, и поручаю вас Богу, Пречистой Его Матери, брату моему и господину Юрию, который будет вам вместо меня».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

На рис. 128–129: а) Знамение от иконы Богородицы в Новегороде 1170 г.; очевидно, по переводу с древней миниатюры; под 27 ч. ноября. Около стоят празднуемые в тот же день кн. Всеволод-Гавриил Псковский, со своим знаменитым мечом, и Иаков Ростовский. Л. 751. б) Празднование Иконе Смоленской Богоматери, под 28 ч. июля, по случаю перенесения сея из Москвы в Смоленск в 1456 г., при В. К. Василии Васильевиче, согласно известному сказанию, внесенному в Пролог: «Прииде от града Смоленска в Москву к В. К. Василию Васильевичу Смоленский епископ 128–129. Из Сийского Месяцослова. 130. Тоже Положение Ризы Господней. Мисаил с наместники и многими нарочитыми жители града того: моляше Великого Князя, дабы помиловал их, и отпустил икону Пресвятыя Богородицы, юже бе прежде взял от них Юрга пленом. Князь же Василий положи о том совет со отцем своим преосвященным Ионою митрополитом всея России, и с прочими святителя Российския земли, и с боляры своими, глаголя: «како в плене держати икону неодержимыя Владычицы всего мира?» И много почтив епископа и сущих с ним. По сем же сотворяет празднество на отпущение тоя честныя иконы» и т. д. Рисунок, любопытный по костюмам, отличается значительным изяществом от старинного стиля, в каком писано Новгородское Знаменье. Л. 906 об. На рис. 130: Положение Ризы Господней в Москве, согласно сказанию в Прологе «О еже како принесена бысть от Аббас Шаха в царствующий град Москву», при Михаиле Феодоровиче. Под 10 ч. июля. Л. 896. Теперь перейдем к изображениям Евангельских сказаний. Эти изображения помещены частью при тексте Евангелия, на полях, частью в месяцослове. На рис. 131: Христос исцеляет слепого. Возле стоит нищий с кошелем и клюкою: поистине, художественная фигура! Группа народа завершается городскими зданиями. Фигура Христа выступает из толпы лиц своей торжественной простотою. Л. 271. На рис. 132: Иоанн Предтеча благовествует в пустыне. Прекрасна аскетическая фигура Предтечи. Будто житель другого мира, в младенческом неведении городской жизни и ее суетных треволнений, наивен и спокоен стоит он перед толпою благоговейных слушателей и проповедует им великие тайны своих пустынных созерцаний, грациозно разводя руками, но как-то боязливо и неловко, будто от непривычки сообщаться с людьми. В группе умиленных слушателей особенно обращают на себя внимание сидящие впереди женщины своей глубокой вдуманностью, которой изящно гармонируют спокойно и грациозно наклоненные фигуры. Разнообразнее и живее, и потому не столь глубоки ощущения молодых людей и старцев, сидящих на задних планах. Особенную мысль придает сцене то обстоятельство, что

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Ибо с тех пор, как прегрешением Адама вошло в мир зло, диавол имеет свободный доступ к человеку и, пользуясь поводом с его стороны, то возбуждает в нем злые намерения, то поставляет препятствия к деланию добра. По допущению Божию, злые духи нередко вселялись и вселяются в человека, и овладевают его телом; об этом свидетельствуют Евангельские сказания о бесноватых и жития святых угодников Божиих и чудотворцев, описанные св. Димитрием Ростовским . При виде козней диавола, противных благодетельным действиям Промысла Божия, невольно рождается вопрос: для чего Господь попускает ухищрения диавола, ищущего нашей погибели? Удовлетворительный на сие ответ ты увидишь в следующих словах св. Василия Великого : «поскольку диавол стал отступником, врагом Бога и врагом человеков, сотворенных по образу Божию: то мудрый и благопромыслительный домостроитель дел человеческих воспользовался его лукавством, к обучению душ наших, как и врач употребляет яд ехидны в состав спасительного врачества». Подобным образом рассуждает св. Златоуст: «наказаниями или бедствиями, посылаемыми на нас Богом в настоящей жизни, немало облегчаются нам будущие мучения. Павел, писав к коринфянам о блуднике, повелевает предать его измождению плоти, да дух спасется, в день Господа нашего Иисуса Христа. Видишь ли, человеколюбец Бог употребляет жестокость их (демонов) к нашему уврачеванию, как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больного?.. И в другом месте: «Бог для того оставил диавола, чтобы и те, которые уже побеждены им, низложили его самого, чтобы доблестные имели случай к обнаружению своей твердой воли. Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда мы познаем самих себя, тогда с великим усердием прибегаем к Богу». Впрочем, Бог попускает диаволу искушать нас по мере сил наших, и дает нам средства отражать его козни. Мы тогда только бываем побеждаемы диаволом, когда сами добровольно уступаем ему. Посему св. апостол Иаков заповедует: повинитеся Богу, противитеся диаволу, и бежит от вас ( Иак.4:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Иаков Исповедник, Персидский, прп. Описания иконы Иаков Исповедник, Персидский, прп. - житие Преподобный Иаков, епископ и исповедник. 24 марта по ст.ст./6 апреля по н.ст. В изложении святителя Димитрия Ростовского Когда нечестивый греческий царь Лев Армянин возобновил иконоборную ересь, проклятую святыми отцами на седьмом вселенском соборе, и замучил многих за благоговейное почитание святых икон, - тогда пострадал и этот преподобный Иаков Исповедник, сведения о котором мы имеем от преподобного Феодора Студита. Блаженный Иаков был из числа его учеников. После изгнания преподобного Феодора за святые иконы, многие из его учеников были взяты на мучение; блаженный Иаков тоже был захвачен и предан всевозможным терзаниям. Когда же нечестивый Лев Армянин был убит, святой Иаков, как и прочие исповедники Христовы, был освобожден из заключения, и, прибывши еле живым в свой Студийский монастырь, что в Царьграде, вскоре скончался и достойным образом был погребён. Об его смерти блаженный Ипатий, исполнявший обязанность игумена вместо своего наставника святого Феодора, уведомил письмо[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Русь. XVII.] Строгановский иконописный лицевой подлинник. 24 марта (фрагмент). Русь. Конец XVI - начало XVII в. (издан в Москве в 1869 году). В 1868 году принадлежал графу Сергею Григорьевичу Строганову. Файл 6270.jpg:   Размер: 743x1200, 0.89 MPix, 154 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (117) , (0) .

http://pravicon.com/icon-1851

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010