Из истории Западного Богословия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Начала богословия святителя Амвросия Медиоланского Святитель Амвросий, епископ Миланский известен прежде всего как архипастырь и учитель благочестия, не боявшийся отстаивать свою веру перед лицом многочисленных еретиков и представителей государственной власти, но в не меньшей степени он был и богословом. Ему принадлежит более 30 сочинений по различным догматическим, экзегетическим, нравственно-аскети­чес­ким и литургическим вопросам. При этом в своем богословии святитель Амвросий удачно сочетает, с одной стороны, лучшие достижения западной и восточной богословской мысли своего времени, а с другой — теоретико-догматические элементы с нравственно-практическими.   1. Учение о Боге 1.1. Сущность и свойства Божии По учению святителя Амвросия, Бог есть самобытная и вечная Сущность, о чем говорит само греческое слово oЩs…a , которое, с точки зрения святителя Амвросия, произошло от греч. obsa (‘вечно-сущая’, О вере III.127; IV.100; О таинстве Господнего воплощения X.3). В Самом Себе Бог заключает только то, что есть Он Сам; Ему чужды всякие случайные, привходящие свойства (О вере I.106). По Своей природе Бог есть чистейший Дух, бестелесный, простой, лишенный всякой материальной сложности или составности (Шестоднев I.25; Об Аврааме II.58; Толкование на Пс XL.20; О вере I.106). Он безначален и бесконечен (Шестоднев I.9), невидим для глаз, невыразим словами, непостижим умом. Он — высшая и совершенная Природа, самобытное и высшее Благо, Полнота благости и добродетели (О вере I.14; Посл. к Иринею 5–10). Богу подобает “все, что можно ощутить из самого святого, самого прекрасного, самого могущественного” (О вере I.106). Бог все Собой наполняет, но никогда ни с чем не сливается. Он все проницает, но Сам никак не проницаем. Присутствуя одновременно повсюду, Бог, тем не менее, всюду остается целым (О вере I.106). По отношению к миру Бог есть его Творец, Правитель, Господь и Спаситель. 1.2. Триадология

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Оба сочинения относятся к одной теме, однако “О тайнах” более осторожно в ее раскрытии, чем “О таинствах”. Это дало повод считать “О таинствах” копией, которую святитель Амвросий адресовал новокрещенным на Светлой седмице, когда dis­cip­lina arcana не препятствовала говорить ему откровенно 3 . Шесть книг “О таинствах” соответствуют шести дням после Пасхи. Небольшое сочинение Святителя “Объяснение Символа” тесно связано с трактатом “О таинствах”. Долгое время оно оставалось не изданным по причине своей краткости. Две существующие рукописные традиции, Saint-Gall 188 и Vaticanus 5760, имеют “Объяснение Символа” непосредственно перед трактатом “О таинствах”. Это сочинение — не проповедь, а стенография объяснения Символа веры. Оно интересно тем, что является схваченным на лету, живым элементом оглашения, которое сохранилось для нас, живущих в эпоху, когда крещение детей стало обычным правилом. Точная датировка указанных сочинений неизвестна. О. Б. Бот­те относит “О таинствах” к 380–390 годам, а “О тайнах” — 387–391 годам 4 . Огласительное обучение святителя Амвросия покоится на двух основаниях: символизм обрядов и символизм Священного Писания. У святителя Амвросия таинства — это священные обряды, а тайны — глубинный смысл Писания. Символизм обрядов содержит основой символизм Божественного Писания, о которомнеофит еще не знает. Без сомнения, неофиты уже знают библейские рассказы, но до этого времени они извлекали из них только нравственные уроки. Они еще не знают о тайнах. Они уже научены обязанностям нравственной жизни, а теперь им предстоит постичь глубины христианской тайны (О тайнах 1,2). В этом смысл названия “О тайнах”: именно тайны Священного Писания послужат объяснением священных обрядов. Святитель Амвросий, как и другие Отцы, видит ценность библейских повествований не только в их историческом и нравственном аспектах, но и в их символизме. “Все Божественное Писание и символично, и таинственно, и нравственно”. Неофиты уже знают символическое и нравственное, теперь они будут изучать таинственное. Крещение — не конец, это начало, и необходимо, чтобы новые христиане отдавали себе отчет в том изменении, которое произошло в них.

http://pravmir.ru/tainstva-kreshheniya-i...

Смиренный монах и учитель Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 10 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 18, 1998 1 Проповедь христианства среди варварских народов Европы в первом тысячелетии по Рождестве Христовом принесла плоды мученичества, исповедничества, scientiae ecclesiasticae 2 ‘церков­ной учености’. Одним из авторов, заложивших основы западной средневековой учености и духовной культуры, был англосакс Досточтимый Беда С IX века его сочинения ставились наравне с произведениями блаженного Августина, блаженного Иеронима, святителя Амвросия Медиоланского, святителя Григория Великого 3 . Имя Беды упоминается в “Божест­венной комедии” Данте (Рай, X, 13) вместе с именами знаменитых средневековых богословов — энциклопедиста святителя Иси­дора Севильского и мистика Рикарда Сен-Викторского 4 . Соединение этих имен показывает, что в средневековой Европе Беда воспринимался как богомудрый учитель и созерцатель Небесных тайн. При том, что слава Беды — автора богословских и естественнонаучных сочинений — была необыкновенно велика, о его жизненном пути известно мало. Все, что он сам счел нужным сообщить нам, содержится в его краткой автобиографии, завершающей самое известное его произведение — “Церковную историю англов”. Следует сразу отметить, что большую часть автобиографии занимает перечисление написанных Бедой книг. Создается впечатление, что, отрекшись от мира, Беда желал, чтобы и мир ничего не знал о нем как о личности, но при посредстве его сочинений обратился бы к миру Горнему. Сегодня известны два свидетельства современников Беды, позволяющие нам заглянуть в жизнь этого удивительного человека. Одно из них относится к детским годам, другое — к последним двум месяцам его земной жизни. Эти эпизоды отмечают лишь начало и конец жизненного пути Беды, между ними — жизнь монаха, исполняющего послушание и молитвенное правило, жизнь, внешне настолько лишенная запоминающихся событий, что о ней достоверно ничего не известно. Личность Беды — подвижника, богослова, наставника монастырской школы — открывается читателям в его книгах. Из них мы узнаем имена его друзей и духовных наставников, общение с которыми сформировало внутренний мир Беды, а также можем установить круг авторов, книги которых он читал.

http://pravmir.ru/smirennyiy-monah-i-uch...

Воздушные мытарства. Мытарство шестнадцатое: «Бегайте блуда» Цикл «Путь всей земли». Беседа 18-я Протоиерей Олег Стеняев «Во время этой беседы мы дошли до мытарства, называемого блудным , где истязуется человек за всякое любодеяние и за всякие нечистые страстные помыслы, за согласие на грех, за скверные осязания и страстные прикосновения. Князь этого мытарства сидел на престоле одетый в смрадную скверную одежду, окропленную кровавой пеной и заменявшую ему царскую багряницу; перед ним стояло множество бесов. Увидев меня, они удивились, что я достигла их мытарства, и вынесли свитки, в которых были записаны мои блудные дела, начали пересчитывать их, указывая лиц, с которыми я грешила в молодости, и время, когда грешила, то есть днем или ночью, и места, где соделала грех. Я ничего не могла им ответить и стояла, трепеща от стыда и страха. Святые Ангелы, водившие меня, начали говорить бесам: “Она давно уже оставила блудную жизнь и все это время проводила в чистоте и воздержании”. Бесы отвечали: “И мы знаем, что она перестала вести блудную жизнь, но ведь она не открыла духовному отцу и не несла от него епитимии, чтобы загладить прежние грехи, – поэтому она наша, и вы или уходите, или искупите ее добрыми делами”. Святые Ангелы указали на многие мои добрые дела, а еще больше добрыми делами преподобного Василия покрыли мои грехи, и я едва избавилась от лютой беды. Мы пошли далее», – поведала блаженная Феодора. Итак, на этом мытарстве мы рассмотрим такие грехи, как «всякое любодеяние... всякие нечистые страстные помыслы... согласие на грех... скверные осязания и страстные прикосновения». Далее, на 17-м мытарстве, рассмотрим грех супружеской измены (прелюбодеяние); и далее, на 18-м мытарстве, – содомский грех. В Священном Писании сказано: Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18). – То есть этот грех наиболее оскверняет тело совершающего его. Что значит: «бегайте блуда»? Что значит: «бегайте блуда»? Святитель Амвросий Медиоланский писал: «Лишь безудержным бегством можем мы спасти себя от жестокости столь коварного господина (т. е. соблазняющего нас дьявола – О.С .) и избежать столь низкого рабства (т. е. рабства греха – О.С .)» .

http://pravoslavie.ru/104634.html

Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Часть вторая. Нравственное учение св. Амвросия Медиоланского Предварительные замечания Изложение нравственного учения 756 ; Dr. I. Pruner, “Die Theologie des heiligen Ambrosius” (passium); P. de Labriolle, “Saint Ambroise”, (209 – 254); также Dr. F. Wöeter, “Die christliche Lehre über das Verhältniss von Grande und Freiheit von den apostolischen Zeiten bis auf Augustinus”. Erster Band. Freiburg im Breisgau, 1856 – 1860 (§ 32, S. 529 – 611), – особенно: Dr. I. . Niederhuber, “Die Lehre des hl. Ambrosius”, – наконец, в общих курсах по Патрологии (например, Bardenhewer " a, Kihn " a, Rauschen " a а также Ceillier), в историях этики (например, Luthardt " a) и истории догматов (как то: Harnack " a, Seeberg " a, Tixeront " a). На русском языке имеются следующие работы, касающиеся нравственного учения миланского святителя. Прот. В. Молоденский: «De officiis Цицерона и св. Амвросия Медиоланского » (Вера и Разум, 1887 г., 18, 19); свящ. И. Артинский: «Св. Амвросий Медиоланский (Его жизнь и пастырская деятельность)» «Христианин», 1909 год, январь – июль; ср. также предисловие к книге: «О должостях служителей церкви Христовой» (Из творения св. Амвросия, епископа Медиоланского, De officiis ministrorum, издание Петра Поспелова. В январской книге «Православного Собеседника» начата печатанием отмеченная выше работа г. А. Метрохина: «Творение св. Амвросия Медиоланского «De officiis ministrorum». сопряжено с большими затруднениями, вызываемыми то неопределённостью и неясностью воззрений св. отца на тот или другой пункт этики, то прямыми противоречиями между суждениями по одному и тому же вопросу. Причины этого явления нужно искать как в самом Амвросии, так и вне его. Св. Амвросий был практиком, а не теоретиком: вопросы нравственности привлекали его внимание не в теоретической своей постановке, а в их непосредственном отношении к жизни, откуда и свои воззрения по тому или другому предмету этики св. отец излагает не in abstracto, но ad hoc. Сегодня его интересует одна сторона дела, и он все силы употребляет на то, чтобы выяснить её, как можно подробнее; завтра, побуждаемый обстоятельствами, он обращает исключительное внимание на другую сторону, не заботясь о том, что в своём желании выдвинуть на первый план эту новую сторону вопроса и осветить последний с новой, претендующей на исключительность, точки зрения, он вступает в противоречие с самим собой, в частности, с тем, что он говорил вчера. 757 Например, в вопросе о свободе воли искуплённого человека он то является её горячим защитником, то трактует о полном бессилии человека и невозможности для него даже пожелать что-либо хорошее.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

ЖМП 2 февраль 2013 /  27 февраля 2013 г. 01:00 «Огласительные поучения» святителя Амвросия Медиоланского Широкий выбор литературы о церковных таинствах нередко озадачивает нашего современника. Закономерно желание отыскать автора, способного раскрыть сам «свет таинств». Мудрый пастырь, психолог, богослов IV века святитель Амвросий Медиоланский, привлекая образы Ветхого и Нового Завета, в «Огласительных поучениях» передает таинственный смысл священных таинств Церкви. Среди многочисленных произведений великого медиоланского святителя для литургики наибольший интерес представяют три трактата: «Объяснение Символа» (Explanatio symboli), «О таинствах» (De sacramentis) и «О тайнах» (De mysteriis). Эти произведения относятся к одному из древнейших жанров церковной литературы, так называемым огласительным или мистагогическим (в славянской традиции — тайноводственным) поучениям. Будучи адресованы оглашаемым и новокрещеным христианам, они содержат объяснение основных положений христианской веры и раскрывают смысл таинств крещения, миропомазания и евхаристии. Однако при знакомстве с текстами сочинений «О таинствах» и «О тайнах» бросается в глаза их «непохожее сходство» (concordia discors). Несмотря на общность темы, между этими трактатами существует как значительное сходство, так и немало различий. С одной стороны, оба сочинения адресованы новокрещеным и содержат объяснение священнодействий таинств; в них описываются и подразумеваются по сути одинаковые обряды, а объяснение дается в более или менее схожих терминах. С другой стороны, между сочинениями существуют различия по жанру, содержанию и стилю. «О таинствах» представляет собой серию проповедей, в то время как «О тайнах» — цельный литературный трактат, который сохраняет лишь видимость проповеди (автор обращается к читателям так, как если бы они были слушателями). К тому же по объему трактат явно выходит за рамки проповеди. «О таинствах» содержит молитвы и формулы обрядов таинств, обширные выдержки из Евхаристического канона, а также толкование молитвы Господней. Ничего этого мы не находим в трактате «О тайнах». Но важнее всего то, что «О таинствах» явно уступает по стилю и литературной обработке трактату «О тайнах» и другим трудам, принадлежащим святителю Амвросию. Стиль «О таинствах» теряется за многочисленными повторениями и постоянными вопросами, которые могут показаться наивными и излишними. Если подлинность трактата «О тайнах» никогда не вызывала серьезных сомнений, то сочинения «Объяснение Символа» и «О таинствах», напротив, долгое время не признавались аутентичными.

http://e-vestnik.ru/science/amvrosiy_med...

Книга вторая 1. Satis, ut arbitror, libro superiore, sancte imperator, edoctum est sempiternum esse dei filium, non dissimilem patris, genitum, non creatum. Deum quoque uerum dei filium scripturarum lectionibus adprobauimus et apertis maiestatis suae indiciis designatum. Святой император, полагаю, достаточно в предыдущей книге было сказано о том, что Сын Божий вечен, подобен Отцу, рождён, а не сотворён 227 . Мы на основании Писания доказали, что Сын Божий – истинный Бог и несёт на Себе явные знаки Своего величия. 2. Itaque quamuis ista ad fidem copiose redundantia sint, quod a fontis meatu magnitudo plerumque decurrenmis fluminis aestimatur, tamen quo purius niteat fides, tripertito uidetur deriuanda distinctio. Sunt enim euidentia indicia, quae proprietatem deitatis ostendant, sunt quae similitudinem patris et fill, sunt etiam quae perspicuam diuinae maiestatis exprimant unitatem. Proprietatis itaque sunt generatio, deus, filius, uerbum; similitudinis splendor, character, speculum, imago; unitatis aeternae sapientia, uirtus, ueritas, uita. Достаточно сказано к утверждению веры, но по течению вод из устья источника обычно оценивается изобилие текущего потока, поэтому, чтобы ярче заблистала вера, необходимо ввести трёхчастное деление. Существуют ясные признаки, которые, во-первых, указывают на свойство божественной природы; во-вторых, подтверждают подобие Отца и Сына; в-третьих, убедительно показывают единство божественного величия. К свойствам относятся рождение, Бог, Сын, Слово; к подобию – сияние, отпечаток, отражение, образ; к единству – вечная премудрость, сила, истина, жизнь. 3. Haec indicia ita dei filium signant, ut ex his et sempiternum patrem esse cognoscas nec ab eo filium discrepantem. Ex eo enim, qui est, generatio, ex sempiterno deus, ex patre filius, ex deo uerbum; splendor gloriae, character substantiae, speculum dei maiestatis, imago bonitatis; de sapiente sapientia, de forti uirtus, de uero ueritas, de uiuente uita. Concordant igitur patris et fili indicia, quibus non discrepare inter se, sed unius maiestatis esse nemo dubitauerit. Quorum singulorum proferremus exempla nominum, nisi coartandi sermonis studio teneremur.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Книга первая. О вере Вступление 1. Regina Austri uenit audire sapientiam Solomonis, ut in libro Regnorum legimus. Hiram quoque rex ad Solomonem misit, ut cognosceret eum. Tu quoque, sancte imperator Gratiane, ueteris imitator historiae, fidem meam audire uoluisti. Sed non ego Solomon, cuius mirere sapientiam; neque tu unius gentis, sed totius orbis Augustus fidem libello exprimi censuisti, non ut disceres, sed probares. Царица Южная... пришла послушать мудрость Соломона ( Мф.12:42 ), как мы читаем в книге Царств 116 , также и царь Хирам послал к Соломону, чтобы разузнать о нём 117 . Так и ты, святой император Грациан, подражатель древней истории, пожелал услышать о моей вере, хотя я не Соломон, мудрости которого ты дивился бы. Ты, повелитель не одного народа, но всего мира, повелел изложить веру в небольшой книге не для того, чтобы изучить её, но чтобы одобрить. 2. Quid enim discas, imperator auguste, quam ab ipsis incunabulis pio fuisti semper adfectu? Priusquam te, inquit, formarem in utero matris tuae, noui te, et priusquam exires de uulua, sanctificaui te. Ergo sanctificatio non traditur, sed infunditur. Et ideo diuina dona custodi! Quod enim nemo te docuit, utique deus auctor infudit. Что тебе, император август, узнавать о вере, которую ты хранил с пелёнок с неизменной любовью и благочестием? Прежде нежели Я образовал тебя во чреве матери твоей, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя ( Иер.1:5 ). Освящение не передаётся, но даруется. И потому храни божественные дары! Ведь то, чему никто тебя не научил, тебе внушил Бог Творец. 3. Petis a me fidei libellum, sancte imperator, profecturus ad proelium. Nosti enim fide magis imperatoris quam uirtute militum quaeri solere uictoriam. Nam et Abraham trecentos decem et octo duxit ad bellum et ex innumeris tropaea hostibus reportauit signoque dominicae crucis et nominis quinque regum uictriciumque turmarum subacto robore et ultus est proximum et filium meruit et triumfum. Iesus quoque, filius Naue, hostes, quos totius exercitus manu ualida superare non poterat, septem tubarum sacerdotalium sono uicit, ubi «ducem militiae caelestis» agnouit. Ergo et tu uincere paras, qui Christum adoras, uincere paras, qui fidem uindicas, cuius a me libellum petisti.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Книга пятая 1. Quisnam est fidelis seruus et prudens, quem constituit dominus super familiam suam, ut det illis in tempore cibum? Beatus ille seruus, quem ueniens dominus eius inueniet sic facientem. Non uilis hic seruus est, magnus aliqui debet esse. Quis est iste, consideremus. Кто же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время? Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдёт поступающим так ( Мф.24:45–46 ). Этот раб не ничтожный, в нём должны быть достоинства. Давайте подумаем, кто он. 2. Est Petrus ipsius domini ad pascendum gregem electus iudicio, qui tertio meretur audire: Pasce agniculos meos, pasce agnos meos, pasce ouiculas meas. Itaque pascendo bono cibo fidei gregem Christi culpam lapsus prioris aboleuit. Et ideo tertio admonetur, ut pascat, tertio, utrum dominum diligat, interrogatur, ut quem tertio ante crucem negauerat, tertio fateretur. Пётр был избран судом Самого Господа пасти стадо. Он заслужил трижды услышать: Паси агнцев Моих, паси овец Моих, паси овечек Моих ( Ин.21:15, 16:17 ), добрым хлебом веры питая стадо Христово, он искупил вину прежнего падения. Трижды призвал его Господь пасти и трижды спросил, любит ли он Его, чтобы трижды 525 Пётр исповедал Того, от Кого отрёкся перед Крестом 526 . 3. Beatus et ille seruus, qui potest dicere: Lac uospotaui, non escam; nondum enim poteratis. Nouit enim, quos quemadmodum pascat. Quis nostrum hoc facere potest? Quis potest nostrum uere dicere: Factus sum infirmis infirmus, ut infirmos lucrifaciam? 4. Et tamen ille tantus ad curam gregis electus a Christo, qui sanaret infirmos, curaret inualidos, hereticum a conmisso sibi ouili post unam correptionem reppulit, ne unius erraticae ouis scabies serpenti ulcere totum gregem contaminet. lubet praeterea stultas quaestiones et contentiones esse uitandas. 5. Quid igitur nos agimus, inter messis antiquae noua zizania inprudentes accolae constituti? Si taceamus, cedere uidebimur, si contendamus, uerendum est, ne nos quoque iudicemur esse camales. Scriptum est enim de huiusmodi quaestionibus quia generant lites. Seruum autem domini non oportet litigare, sed mansuetum esse ad omnes, docibilem, patientem, cum modestia docentem eos, qui resistunt. Et alibi: Si quis autem uidetur contentiosus esse, nos talem consuetudinem non habemus neque ecclesia dei. Ideoque scribere aliquid sententiae fuit, ut sine strepitu aliquo impietati hereticorum nostra pro nobis scripta respondeant.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Книга третья 1. 1. Quoniam, clementissime imperator, instruendi tui gratia aliqua de fide mihi scribenda mandaueras et uerecundanmem coram etiam ipse fueras adhortatus, ideo quasi in procinctu positus duos tantum conscripsi libellos, quibus uias quasdam fidei et semitas demonstrarem. Милостивейший император, ты поручил мне написать для твоего наставления в вере и, видя мою робость, сам ободрил меня, а я, словно накануне сражения, написал лишь две небольшие книжицы и указал в них некоторые пути и тропинки веры. 2. Sed quoniam mens praua quorundam serendis intenta quaestionibus stilo lacessit uberiore confici, tuae quoque pia me cura clementiae ad cetera uocat uolens in pluribus experiri, quem in paucis probasti, ea quae perstricta paucis superius sunt, placuit paulo latius exsequi, ne ea quasi diffidentia adsertionis deseruisse potius quam securimame fiduciae proposuisse uideamur. Но извращённый ум неких людей, сплетающих лукавые рассуждения, требует от меня большей обстоятельности 323 . Также благочестивая пытливость твоей милости одобрила мои краткие речи и призывает меня расширить заключённое прежде в немногих словах, желая узнать больше о том, что было оставлено мною без внимания скорее из-за неуверенности в своих доказательствах, чем из-за дерзновения. 3. Et quia hydraei nominis et scyllaei litoris conparationem induximus, ut ostenderemus uel rediuiua plantaria cauenda perfidiae uel famosa naufragia, si quis contra licitum putat colorem disputationis eiusmodi a poeticis fabulis deriuatum et, cum in fide nihil, quod uituperare possit, inuenerit, aliquid in sermone repraehendit, agnoscat non solum sententias, sed etiam uersiculos poetarum scripturis insertos esse diuinis. Наше сравнение ереси с гидрой и утёсом Сциллы 324 указало на вновь прозябшие и несущие угрозу ростки нечестия и на всём известные кораблекрушения. Некоторые сочли непозволительным украшать учёный труд образами из поэтических сочинений и, не найдя ничего заслуживающего порицания в самом изложении веры, выдвинули обвинения против манеры речи. Разве они не знают, что не только изречения, но и стихотворные строки поэтов вкраплены в Священное Писание?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010