священник Серафим Соколов Раздел I. Второй период истории христианской Церкви (313–1054 годы) Глава I. Духовное просвещение и богословская наука в IV–V веках §1. Общая характеристика состояния богословия в IV–V веках IV–V столетия вошли в историю мировой литературы и просвещения как классическое время и «золотой век» христианского богословия. Литературное богословское наследие того времени сопряжено с титанической работой мысли великих отцов христианской Церкви, по праву причисленных к лику святых. Может ли затмить золотое слово святителя Иоанна Златоуста какой-нибудь оратор или поэт? То же самое нужно сказать о святителе Григории Богослове и других церковных писателях. Где та сила, откуда черпали истину принявшие христианство в зрелом возрасте маститые писатели раннего средневековья? Эта сила заключается в их убежденности в истинности христианства как мировой религии. Вот почему творения святых отцов отличаются глубиной мысли, тонкостью богословского анализа, логикой веры, высокой художественностью мудрого церковного слова. В это время в творениях святых отцов и вероучительных символах Вселенских Соборов вырабатывается богословская терминология, определяются основные догматические формулировки. Магистральное направление развития богословской мысли формируется в этот период на греческом Востоке, издревле более склонном к философскому умозрению, нежели римский Запад, скорее практичный, чем философствующий. Если наследием Востока были древнегреческие философские школы и, прежде всего, Платоновская Академия и Аристотелевский лицей, еще доживавшие в это время свой век в Афинах, то собственное наследие Запада по существу ограничивалось римским правом. Однако в IV–V веках немалый вклад в общецерковную сокровищницу богословской мысли внесли и святые отцы латинского Запада – блаженный Августин (христианская историософия, проблемы свободы воли и благодати), святитель Амвросий Медиоланский (Миланский) (проповедничество), блаженный Иероним (библейская текстология). §2. Богословские школы и направления в богословской науке. Общая характеристика

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Большой праздник – Вход Господень в Иерусалим 1 . В народе его называют еще Вербным Воскресеньем. Праздник этот очень древний. Первые упоминания о нем восходят уже к третьему – четвертому векам. Сохранились проповеди известных проповедников того времени – Мефодия Патарского (+311), Амвросия Медиоланского (+397), Иоанна Златоуста (407), Прокла, архиепископа Константинопольского (+446) и других 2 . Вообще, христианский праздник – не просто одно из торжеств, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Это скорее созерцание и пища для ума и сердца 3 . Так и Вербное воскресенье делает из нас свидетелей и символических участников исторического события, которое описывают все 4 евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Я думаю, что этот евангельский сюжет знают почти все. Помните, приближались последние дни земной жизни Иисуса, и Он решил идти в Иерусалим. Ученики привели Ему осленка, возложили на него свои одежды и посадили на него Своего Учителя. Собралось множество людей, которые кричали: «Осанна, т.е. спаси нас, Сын Давидов, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!». Одни снимали с себя одежды и постилали их под ноги Иисуса, а другие резали финиковые ветки и ими постилали путь или потрясали в воздухе. Народ радовался и ликовал, а Господь скорбел. Уж Он-то знал, как переменчиво мнение этих людей, и что скоро они же вместо «осанна» будут вопить: «Распни, распни Его». Вот как замечательно описывает это настроение Спасителя святитель Димитрий Ростовский (+ 1709): «О люди! Как трость колеблется ветром, так и вы колеблетесь непостоянством! Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете мне почести, а через несколько дней обесчестите Меня. Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать для креста Мне. Ныне вы подстилаете ветви под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, избивая Меня и причиняя Мне многие раны. Ныне вы со славою встречаете Меня, а через несколько дней вы будете с ругательствами вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf Глава двадцать первая «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» ( Откр. 21:1 ). После того как апостол Иоанн увидел великий Суд последнего дня, Господь показывает ему, что будет после Суда. Евангелист видит новое небо и новую землю, и святой город Иерусалим. Священное Писание говорит, что, с одной стороны, этот мир в нынешнем своем виде не сохранится, потому что он тленный, смертный, но, с другой стороны, «тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие» ( 1Кор. 15:54 ). Мы читаем в Книге псалмов: «Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» ( Пс. 103, 30 ). Бог обновит в конце времен лицо всей земли. Святитель Амвросий Медиоланский , рассуждая об этом, говорил, что будет Воскресение не только нашей плоти, но будет Воскресение всей вселенной. Как наше тело умрет, а потом будет воскрешено Творцом, так и небо и земля сгорят в огне мирового пожара. Сам Господь сказал: «Небо и земля прейдут» ( Лк. 21:33 ), то есть исчезнут в нынешнем виде, но потом будут воссозданы силой Бога, дыханием Святого Духа, Который восстановит и изменит все. Об этом же пишет апостол Петр во Втором своем Послании: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь [исполнением] обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят. Если так все это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия, в который воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают? Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда»( 2Петр. 3:3–13 ). Итак, все Писание свидетельствует о том, что нынешний мир в современном его виде не будет существовать вечно, мы знаем, что он изменится. Смерть – это порог, и тление вошло в этот мир из-за грехопадения первых людей. Когда же грех исправлен, исцелен, то должен быть изменен и этот порог. Весь мир переплавляется как бы в огромной плавильной печи Божиего Суда, из мира выжигается смерть, выжигается тление, выжигается всякая нечистота, и Господь творит все новое. Он обновляет все творение.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Собрание сочинений святителя Амвросия Медиоланского в 7-и томах: Том I (содержание) Том II (содержание) Том III (содержание) Том IV. Часть 1 (содержание) Том IV. Часть 2 (содержание) Том V (содержание) Том VI (содержание) Том VII (содержание) Содержание 1 тома ЖИТИЯ ОБЪЯСНЕНИЕ СИМВОЛА ВЕРЫ О ТАИНСТВАХ О ТАЙНАХ О ПОКАЯНИИ INTRODUCTIO/ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Предисловие к первому тому издания трудов святителя Амвросия Медиоланского митрополита Волоколамского Илариона Приветственное слово кардинала Анджело Сколы, архиепископа Миланского A. Р. Фокин Краткое жизнеописание святителя Амвросия Медиоланского Н. А. Кулькова, Т. Л. Александрова, Г. Е. Захаров Творения святителя Амвросия Медиоланского Список сокращений Библиография VITAE/ЖИТИЯ Павлин. Житие свт. Амвросия Предисловие переводчика Д. Е. Афиногенова Paulinus. Vita Ambrosii Павлин. Житие свт. Амвросия B. Велинова. Пространное житие святого Амвросия Медиоланского в древнеславянской литературной традиции Житие свт. Амвросия на старославянском языке OPERA/ТВОРЕНИЯ Предисловие переводчика прот. А. Гриня Explanatio Symboli Объяснение Символа веры De sacramentis О таинствах Беседа первая De mysteriis О тайнах О покаянии Предисловие переводчика и редактора М. В. Герасимовой De paenitentia Liberprimus О покаянии Указатель имен и географических названий к Вступительной части и Житиям Указатели к отдельным произведениям Содержание 2 тома Т. Л. Александрова. Предисловие Библиография Список сокращений DE VIRGINIBVS/О ДЕВСТВЕННИЦАХ De uirginibus О девственницах DE VIDVIS/О ВДОВИЦАХ De uiduis О вдовицах DE VIRGINITATE/О ДЕВСТВЕ De uirginitate О девстве DE INSTITVTIONE VIRGINIS ET SANCTAE MARIAE VIRGINITATE PERPETVA/О НАСТАВЛЕНИИ ДЕВЫ И О ПРИСНОДЕВСТВЕ СВЯТОЙ МАРИИ De institutione uirginis et sanctae Mariaeuirginitate perpetua О наставлении девы и о приснодевстве святой Марии EXHORTATIO VIRGINITATIS/УВЕЩАНИЕ К ДЕВСТВУ УКАЗАТЕЛИ Указатели к Предисловию Указатели к произведениям Содержание 3 тома Список сокращений Библиография DE ISAAC VEL ANIMA/ОБ ИСААКЕ ИЛИ ДУШЕ

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Тем более, что православная вера была по преимуществу создана монахами, которые как раз ушли из социума, дабы он не мешал им спасаться. Ими разработана замечательная теория грехов и добродетелей, а также учение о страстях и способах их избежать, что в совокупности с учением о Церкви Христовой выливалось в поразительный идеал жизни личности под Божиим водительством с последующим переходом в жизнь вечную. Ну а что же общество? Увы, о нём отцы-пустынники молчали, видя в нем «мир», который во зле лежит, и который настоящему христианину следует избегать. Однако в IV веке христианство побеждает в Восточной Римской Империи, и проблема построения христианского социума встаёт перед христианами во весь рост. И что мы видим? А то, был принят господствовавший в Римской империи собственнический строй. Христианство лишь произвело его лёгкий косметический ремонт, но его языческая сущность осталась неизменной. Хотя хорошо известно, что перед этим чуть ли не три столетия христиане жили социальным строем, завещанным Иисусом Христом и реализованным апостолами в Иерусалимской общине. Суть этого строя – евхаристический коммунизм, т.е. жизнь в условиях частого причащения и общей собственности. Но в Византии было признано, что этот строй слишком высок для масс, и он применим только для общежительных монастырей. Однако следует указать, что признание церковью частнособственнического строя произошло не в одночасье – был знаменитый IV век, совпавший с первым расцветом монашества. Тогда огромную известность стяжали святители Василий Великий, Амвросий Медиоланский и Иоанн Златоуст. Они, и прежде всего Златоуст, неустанно говорили о преимуществах жизни с общей собственностью и обличали христиан, привязанных к имуществу, деньгам и роскоши. Но влияние мира победило. Иоанн Златоуст был отправлен в ссылку, где и умер, а позднее усилилось влияние лично-аскетического учения, так что христианское учение о социуме так и не было раскрыто. Что же касается России, то она в своем историческом развитии шла в фарватере Византии, стараясь копировать византийские образцы – как в христианской вере, так и в социальном строительстве.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/23/na...

У казатель мест Св. Писания и предметов, объясняемых в Словах и речах высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Московского Источник I. Указатель мест Священного Писания 286, 287 250, 251 318, 319 293, слд. 507, 508 379, 380 144, 146 258, 259 492, 494 479, 482, 483 429, 430 339, 340 143, 144 297–301 118, 119 151, 152 380, 381 308, 309 213, 214 498, 499 459, 460 129, 130 121–123 115–117 425, 426 453–455 227, 228 449, 450 413–416 85 и сл. 235 и сл. 558–560 421, 422 36, 184 341, 342 II. Алфавитный указатель предметов А АВГУСТИН. Его свидетельство o силе молитвы за усопших. II, 305. АВРААМ. Образец доблести семейственной. III, 97. Образец долготерпения. I, 352–354. Пример Авраама, пожертвовавшего Богу сыном, научает нас жертвовать для Христа всякою собственностию. 240, 241. АЛЕКСИЙ (св.). Отверз очи Тайдулы. II, 6. Сверял c Греческим текстом Славянский перевод Св. Евангелия и исправлял оный. 76. Важность сих исправлений для последующей борьбы с раскольниками. 77. Евангелие, исправленное им, сохраняется доселе в обличение раскольников. 77. Случай к открытию мощей св. Алексия. I. 212. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ . Замечание его о дне Рождества Христова. III, 309. АНГЕЛЫ. Учение разума о бытии Ангелов. II, 217, 218. Ветхозаветные свидетельства о бытии Ангелов и явлениях их человеку. 218–220. Свидетельства новозаветные. 221. Блаженство их в лицезрении Господа. I, 136. Каким образом распространяется Божественный свет между чинами Ангельскими. II, 371. Почему в Ветхом Завете не было особого установления о почитании Ангелов? 216. Для чего в Церкви Христианской установлено почитание их? II, 216, 217. Праздник в честь Ангелов, установленный Церковию, доказывает общение их с нами. 225, 226. Бытие Ангелов-хранителей человека. 228. Действия их относительно к человекам. 229. Действия на душу человеков. 222, 223. Служение их человекам. 226. Ангелы-хранители детей. 228, 230, 231, III, 144. Влияние их на жизнь младенцев. III, 567. Ангелы-хранители возрастных. II, 228, 229. Ангелы-хранители частей и сил стихийного мира, также народов и царств. 227, 228. Ангелы-хранители удаляются от грешников. 223, 231. Почему должно просить у Бога Ангела-хранителя, когда Ангелы назначены уже Богом на сие служение? 229–231. Как Апостол Павел изображает отношения Ангелов к человекам? 226. Учение о том св. Иоанна Дамаскина . 227. Иногда не примечаем служения нам Ангелов. 222, 223.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Чем объяснить близкую зависимость св. Амвросия в его De officiis ministrorum от Цицерона? Предыдущие рассуждения привели нас к тому выводу, что, несмотря на всю свою близость к цицероновскому сочинению De officiis, св. Амвросий в своём трактате De officiis ministrorum остался именно христианским писателем. Пусть принцип христианской этики не намечен у него ясно и отчётливо, пусть он не проведён последовательно через всю книгу, пусть он затемняется иногда у св. отца языческо-цицероновским принципом, но несомненно то, что принцип христианской этики и авторитет Св. Писания св. Амвросий в данном творении ставит на первом месте, почему и книга его De officiis ministrorum запечатлена характером христианского произведения. Но этим утверждением, как мы уже показали выше, нисколько не отрицается факт копирования св. отцом цицероновского сочинения, а равно и весьма усердного (а иногда почти буквального) заимствования им из De officiis как общих моральных положений, так и отдельных нравственных предписаний языческой этики римского оратора (хотя бы даже и потерявшим под рукой св. отца свою языческую соль). Невольно напрашиваются вопросы: чем вызвана была нужда св. отцу обращаться к Цицерону, чем объяснить то, что св. Амвросий, проработавший на поприще богословско-литературной деятельности целых пятнадцать лет и, значит, достаточно уже ознакомившийся с христианской истиной, стал в такую чрезвычайную зависимость от языческого писателя, какой мы не наблюдаем ни в одном из его раннейших произведений, не говоря уже о более поздних? Ответ на поставленные вопросы мы начинаем с указания на то, что, хотя данное произведение, составившееся из тех бесед, которые св. Амвросий вёл в своём пресвитериуме, и появилось в свете в 390 – 391 годах, однако составлялось оно, как нами уже было упомянуто в своём месте, вероятно, не один год, причём самая мысль об этом трактате могла зародиться у св. Амвросия уже в первые годы его епископского служения, т. е., тогда, когда его богословские познания не были ещё так обширны и определённы, как в более позднюю пору его святительской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Амвросия, епископа Медиоланского Память 7 декабря Святой Амвросий 8187 был сыном вельможи Амвросия, Римского наместника Галлии 8188 и других западных стран. Из любви к сыну своему, сей вельможа назвал его тем же именем, какое носил сам. Еще в младенчестве святого было предзнаменование того, какую духовную сладость доставит он некогда Церкви Христовой. Однажды среди дня спеленатый младенец Амвросий лежал на открытом воздухе и спал, с открытыми устами. Вдруг прилетел рой пчёл, сел на младенца и покрыл всё лицо его и уста, и можно было видеть, как пчелы входили в уста младенца, и выходили оттуда, оставляя на языке у него свой мёд. Кормилица, видя это, хотела согнать пчёл, так как боялась, что они причинят вред ребенку. Но отец Амвросия, на глазах у которого произошло сие, остановил кормилицу, так как хотел видеть, чем окончится это чудо. И вот, немного времени спустя, пчёлы поднялись и полетели вверх, пока не исчезли из глаз. Отец младенца изумился и сказал: – Если дитя сие вырастет, то будет великим среди людей. Так еще в младенческие годы раба Своего Господь показывал уже, что над ним сбудутся слова Писания: Притч. 16 – «Приятная речь – сотовый мед, сладка для души». Ибо рой пчел изображал те усладительные поучения и писания святого Амвросия, которыми созидал он духовные соты, веселящие сердца людей и поднимающие их от земли к небу. Когда он стал подрастать и жил в Риме с матерью, уже вдовою, давшею Богу обет девства, случилось ему однажды увидать, что у епископа целовали руку. После этого, играя в доме родительском, он протянул руку свою домашним со словами: – Целуйте, ибо и я также буду епископом 8189 . Эти слова говорил чрез него Дух Святой в предзнаменование будущего, но взрослые, не понимая того, что благодать Божия, жившая в отроке, предуготовляет его к святительскому сану, останавливали его, как будто он говорил речи необдуманные. По смерти родителя святого Амвросия, мать его переселилась в Рим и дала ему и старшему брату его Сатиру самое высокое образование, а сестра его – девственница развила в нем любовь к девству 8190 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Литературные предшественники сочинения «О бегстве от мира» свт. Амвросия Медиоланского Точная дата появления небольшого сочинения свт. Амвросия Медиоланского «О бегстве от мира» (De fuga saeculi) не известна. Большинство крупнейших исследователей 1 прошлого века, занимавшихся хронологией творений свт. Амвросия, придерживались даты, предложенной Ж.-Р. Паланком: осень 394 г., когда узурпатор императорского престола Евгений потерпел поражение и свт. Амвросий ходатайствовал о нём перед императором Феодосием 2 . Это событие Паланк счёл причиной создания трактата о городах-убежищах, таким образом относя трактат к последним творениям святителя. Мавристы указали 387 г. 3 , издатель критического текста К. Шенкль – 391 г. 4 Шенкль опирался на статью Ф. Бюхелера 5 , предположившего, что цитата из Саллюстия 6 в тексте свт. Амвросия (fug. 16) взята не из самого сочинения Саллюстия, а из справочника «Exempla elocutionum» («Примеры выражений») грамматика Арузиана Мессия. Но точно датировать текст древнего грамматика также непросто, поэтому предположение Шенкля о датировке остаётся одним из многих. Д. Руниа предлагает более широкие рамки – между 386 и 391 гг. 7 Такой подход к датировке творений свт. Амвросия представляется более верным, так как многие тексты святителя являются переработанными проповедями 8 , и трактат мог основываться на тексте беседы, относящейся к более раннему периоду. Как ранние тексты свт. Амвросия («О рае», «О Каине и Авеле», «Об Аврааме», «О Ное»), так и более поздние («Об Исааке или душе», «Об Иакове и блаженной жизни», «Об Иосифе») нельзя назвать чисто экзегетическими сочинениями, хотя экзегеза присутствует в качестве основного элемента 9 и, вероятно, являлась движущим мотивом для создания текстов; ветхозаветные события являются лишь поводом для морально-нравственных и аскетических рассуждений, обращённых к современникам святителя. К числу таких сочинений относится трактат «О бегстве от мира». Исследователям творений свт. Амвросия очевидно, что сочинение «О бегстве от мира», как и другие ранние экзегетические тексты медиоланского святителя, создавалось под влиянием крупнейшего толкователя Ветхого Завета Филона Александрийского (20 г. до н. э. – 50 г. н. э.). В тексте «О бегстве от мира» во многом повторяется аргументация и примеры из трактата Филона «О бегстве и обретении» (De fuga et inuentione, далее – fug. et inu.). Но следовал ли свт. Амвросий Филону?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Г. В. Прохоров Скачать epub pdf Часть третья. De officiis ministrorum св. Амвросия Meдuoлahckoro u De officiis Цицерона Различные решения вопроса о характере зависимости св. Амвросия в его De officiis ministrorum от Цицерона. Правильная постановка вопроса. Творение св. Амвросия De officiis ministrorum в течение многих столетий пользовалось у христиан большим вниманием и почитанием, как об этом можно судить, с одной стороны, по тем похвалам, которые дошли до нас от некоторых отцов и учителей церкви, 3358 а с другой, – по тем многочисленным спискам не только всего этого творения, но и отдельных частей его, 3359 которые сохранились до нашего времени. 3360 Объясняется это прежде всего церковным авторитетом св. Амвросия, а также тем, что долгое время (до Фомы Аквината) De officiis ministrorum было почти единственным опытом систематизации христианской этики, 3361 в котором христианское общество при разрешении возникавших в нём вопросов этического характера находило авторитетное указание. 3362 Мало того. Ввиду специального назначения данной книги – быть указательницей именно священнослужителей, трактат миланского святителя De officiis ministrorum в течение всего средневековья служил также теоретическим и практическим руководством для молодых клириков, готовившихся к пастырскому служению. 3363 Однако, и в самое последнее время интерес к названному творению св. Амвросия не только не ослабел, но, можно сказать, ещё более усилился, только интерес не практической нужды, а научной, вызванный особой близостью этого творения к сочинению Цицерона De officiis. Сходясь в признании факта подражаний и заимствований св. Амвросием из цицероновского сочинения De officiis, учёные исследователи разногласят между собой по вопросу о том, ограничилось ли подражание медиоланского епископа знаменитому римскому философу только внешней стороной дела – заглавием, планом и т. п., или же оно коснулось и самого содержания цицероновского De officiis. Другими словами: остался ли св. Амвросий в De officiis ministrorum истинно христианским моралистом, или же он привнёс в свой труд чуждый христианству огонь языческой этики Цицерона?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010