Библиография 750 I. Священное Писание Ветхого и Нового Завета Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1988. Aland K. Synopsis quattuor Evangeliorum/editio tertia decima revisa. Stuttgart, 1988 (3. Druck). Biblia Hebraica Stuttgartensia/ediderunm K. Elliger et W. Rudolph: Adjuvantibus H. Bardke et al; textum Masoreticum curavit H. P. Rüger. Stuttgart, 1990. Novum Testamentum graece. Cum apparatu critico curavit Eberhard Nestle. Novis curis elaboraberunt Erwin Nestle et Kurt Aland/editio vicesima quinta. London, 1975. Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/edidit A. Rahlfs. Duo volumina in uno. Stuttgart, 1979. II. Творения отцов и учителей церкви 751 Августин, блаженный О согласии евангелистов: De consensu evangelistarum//PL 34, 1041–1230. Русский перевод: Августин, блж. О согласии евангелистов//Творения. Ч.10. Киев, 1906. Проповеди: Sermones//PL 38–39; CCSL 41. Толкования псалмов: Enarrationes in Psalmos//CCSL 40. Трактат на Евангелие от Иоанна: In loannis Evangelium tracta- tus//CCSL 36. Амвросий Медиоланский , святитель Толкование на Евангелие от Луки: Expositio Evangelii secundum Lucam//PL 15, 1727–1850. Андрей Критский , святитель Слово в неделю ваий: In ramos palmarum//PG 97, 985–1018. Апостольские постановления Апостольских постановления: Didascalia apostolorum//SC320, 329, 336. Афинагор О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 6, 973–1024. Русский перевод: Афинагор. О воскресении мертвых II Сочинения древних христианских апологетов. СПб., 1999. С.92–124. Викентий Леринский Памятные записки: Commonitorium II PL 50, 637–686. Григорий Неокесарийский К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога: Ad " lheopompum de passibili et impassibili in Deo II Analecta Syriaca I ed. P. de Lagarde. Lipsii; Londini, 1858. P. 46–64. Русский перевод: Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия, епископа и мученика. М., 1996. С.80–100. Григорий Нисский , святитель О душе и воскресении: Dialogus de anima et resurrectione II PG 46, 11–161. Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О душе и о воскресении II Творения. М., 1862. Ч.4. С.201–326.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

И.И. Адамов Часть вторая. Учение святителя Амвросия Изложив биографию св. Амвросия и дав общую характеристику его литературных произведений, в этой части мы намерены заняться анализом учения Амвросия. Главное наше внимание мы обратим на его догматические воззрения и его отношение к вопросам церковной морали. Но этим основным отделам в качестве подготовительного вступления мы предпосылаем особый отдел об отношении св. Амвросия к источникам церковного учения и о методах богословских изысканий. Источники церковного вероучения и методы их истолкования у святителя Амвросия Медиоланского 721 I По вопросу об источниках церковного вероучения Западная Церковь к IV в. успела уже создать весьма определённую и прочную позицию. Ещё во второй половине II в. Ириней Лионский , кроме Священного Писания, указал на церковное Предание, которое было передано апостолами основанным ими древним Церквам в качестве нормы церковного учения и устройства. Это Предание per successiones presbytorum in Ecclesiis custoditur [сохраняется в Церкви через преемства пресвитеров] 722 , так что непрерывная преемственность епископата служит надёжной гарантией сохранения Предания в неповреждённом виде. Только под руководством этого Предания можно правильно понимать Писание и учение Церкви; в случае возникновения в Церкви споров по каким-нибудь вопросам Ириней рекомендует спорящим сторонам обращаться in antiquissimas Ecclesias [к древнейшим Церквам], в которых учили сами апостолы лично 723 . Из собственно западных писателей почти одновременно с Иринеем эти же самые мысли высказал Тертуллиан , который, может быть, находился в данном случае под влиянием малоазийской традиции Иринея, как утверждает Лофс 724 . Аналогию этого могла представить ему, кроме того, и юридическая практика. Заслуживает внимания, что Тертуллиан обосновывает свою точку зрения именно соображениями юридического характера. У него также источниками церковного учения является, с одной стороны, Священное Писание , которое чаще всего обозначается юридическим термином lex [закон] 725 , как у св. Киприана – словом censura [цензура] 726 , а с другой – non scripta traditio [неписаная традиция], известная также и под названием consuetudo 727 , термин, которым на языке римского права обозначалось jus non scriptum, или обычное неписаное право 728 . «Как в вещах гражданских consuetudo [обычай] заменяет собой закон, если последний недостаточен», так точно и в Церкви это consuetudo может существовать наряду с писаным законом, но только он должен проверяться Священным Писанием и содержать исключительно то, quod Deo congruat [что соответствует Богу] и quod disciplinae conducat [что полезно для учения] 729 . Авторитет этой неписаной традиции утверждается главным образом на двух основаниях: на его изначальной давности, тогда как всё новое, появившееся впоследствии, представляет собой ересь 730 ; затем, как и у Иринея, на successio episcoporum [преемственности епископов], ряд которых доходит до самих времён апостольских 731 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Из истории западного богословия: Богословие Досточтимого Беды Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 1 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 35, 2003 1. Общая характеристика и источники Досточтимый Беда более всего известен как экзегет и историк Церкви VII–VIII вв. Действительно, Беда всегда уделял особое внимание экзегетике, о чем можно судить по количеству его экзегетических трудов, которых насчитывается около двадцати. По собственным словам Беды, основой его богословия всегда было Священное Писание, размышлению над которым он отдавал большую часть времени и сил (Церк. ист. 1 , V.24). Однако Беду по праву можно считать одним из крупных западных богословов, хотя его богословие и носит несамостоятельный и компилятивный характер. Кроме Священного Писания источниками его богословия были также сочинения блаженных Иеронима и Августина, святителя Амвросия Медиоланского и особенно святителя Григория Великого 2 , а также Фульгенция, Григория Турского, Исидора Севильского, святителя Василия Великого, Григория Богослова и др. Кроме того, Беда знал, хотя и поверхностно, античных авторов, таких как Аристотель, Гиппократ, Цицерон, Сенека, Плиний, Лукреций, Вергилий, Овидий, Лукиан и др. При этом он не просто собирал и усваивал мнения предшествовавших церковных и светских писателей, но по мере сил стремился дополнить их (Церк. ист., V.24; Письмо к Евсевию, PL 93, 133). Далее мы рассмотрим основные положения богословского учения Беды. 2. Учение о Боге По историческим и географическим причинам в богословии Беды практически отсутствует полемическая направленность, которая всегда была двигателем развития догматики. Поэтому мы не находим у него развитого богословия в узком смысле (то есть учения о Боге в Самом Себе). В своих экзегетических трудах Беда лишь кратко упоминает о вечной, неизменной, простой и благой природе Божией (Толк. на 1 Цар, III.20; Толк. на Мк, III.10; Толк. на соборн. Посл., I.1), а также о “Троице Лиц в одном Божестве”, о “единой и равной сущности Святой Троицы”, так что, согласно Беде, “сама неделимая Троица есть единый и благой Бог” (Толк. на Мк, III.10), что Беда называет “истинным учением” (На нач. Быт, I, PL 91, 29). Сын Божий — “совечен и единосущен Отцу” (Гомилии на Евангелия, I.12;19; ср. На нач. Быт, IV.18). У Святой Троицы единое господство (Толк. на соборн. Посл., VII), сила и действие (На нач. Быт, I, PL 91, 29; ср. Толк. на Соборн. Посл., II.3). 3. Учение о творении и космология

http://pravmir.ru/iz-istorii-zapadnogo-b...

Предисловие переводчика Трактат «Об Иосифе» (De Ioseph) относится к нравственноэкзегетическим произведениям свт. Амвросия Медиоланского : в нем святитель, продолжая толкование книги Бытия 1 , рассказы­вает историю праведного Иосифа. Этот текст, составленный из проповедей для оглашённых 2 , хронологически можно поместить между трактатами «Об Иакове и блаженной жизни» (De Iacob et uita beata) и «О патриархах» (De patriarchis). Датировка произведения производится на основании фрагмента 6. 30–35. Святитель говорит здесь о двухлетнем сроке со дня освобож­дения виночерпия и соотносит его со своей собственной борьбой про­тив ариан, к партии которых принадлежал евнух Каллигон, сириец, постельничий императора Валентиниана II (375–392) 3 . В письме сест­ре Марцеллине (epist. 20 4 ,386 г.) свт. Амвросий говорит, что Каллигон грозится расправиться с ним. Однако известно, что сам Каллигон был казнен через два года после этого по приказанию самого императора. Следовательно, трактат «Об Иосифе» должен быть написан не ранее осени 388 г. В пользу этой датировки свидетельствует и упоминание о голоде, случившемся из-за нехватки зерна (7. 38) 5 . История Иосифа всегда привлекала к себе внимание цер­ковных авторов своей драматичностью и обилием материала для нравственных наставлений 6 . Свт. Амвросий, следуя книге Бытия, кратко описывает события жизни Иосифа, однако глав­ное для него – обратить внимание слушателей на добродетели патриарха и показать, как история ветхозаветного праведника Иосифа наиболее ясно и последовательно прообразует новоза­ветные времена и события, а сам Иосиф – Христа. В трактате две центральные темы: Иосиф является образом целомудрия, «зеркалом чистоты» (Ioseph 1. 1), он также прообраз Христа. В произведении можно проследить влияние александрий­ской школы – особенно Филона Александрийского и Оригена – на некоторые экзегетические приемы свт. Амвросия 7 . Эта тенденция находит выражение и в трехуровневом прочтении библейского текста: буквальный, моральный (нравственный) и мистический 8 . Термин moralis используется Амвросием для обозначения нравственного смысла и сопоставляется с термином mysticus 9 . Как отмечает французский патролог Ж. Дание­лу 10 , типология Иосиф – Христос не была свойственна алексан­дрийской школе, Ориген лишь упоминает об этом (hom. in Ex. 1.4 ), в то же время такая типология встречается уже у Мелитона Сардийского (hom, pasch.) и у западных авторов: Иринея Лион­ского (adu. haer.) и Тертуллиана (adu. Marc.), об этом пишет св. Ипполит Римский в своем сочинении «De benedictionibus Isaaci et Iacobi».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 3  голоса:  5.0 из  5) Оглавление Воспитать для Бога, для Истины так, чтобы они являли собой образец благородства. И только мужчина может совершать священнодействия и стать священнослужителем. В соответствии с этим должны выстраиваться основные подходы к воспитанию юношей. Поскольку именно нрав человека определяет направление действия его воли (а, значит, его действия и поступки), основные усилия родителей и педагогов должны быть сосредоточены на духовно-нравственном воспитании. По мнению святых отцов, главное внимание при воспитании мальчиков должно быть сосредоточено на состоянии его души. «Вы все делаете для того, чтобы были у сына слуга, конь и самая лучшая одежда, а чтобы он сам был хорош, об этом и подумать не хотите. Простирая до такой степени заботливость о древе и камнях, душу не удостаиваете и малейшей части такого попечения. Все делаете ради того, чтобы на доме стояла чудная статуя и кровля была золотая, а чтобы драгоценнейшее изваяние – душа – была золотая, об этом и помыслить не хотите». Чем раньше осознаются истинные цели педагогического воздействия, тем большего результата смогут добиться родители. Святитель Тихон Задонский применял такое сравнение: «Как маленькое деревце, к которой стороне наклонено будет, так и до конца будет расти, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до кончины жизни своей склонность будет иметь». Как уже было отмечено, важнейшим фактором успешности воспитания юношей является высокий нравственный уровень и благочестивый пример собственной жизни их родителей и воспитателей. «Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно», – говорит святитель Григорий Богослов . Полезные и интересные примеры о воспитании молодых людей находим в деятельности святых отцов. Святитель Амвросий Медиоланский , воспитывая в своей духовной школе юношей, считал наиболее важными следующие добродетели:

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

1 Святитель Амвросий Медиоланский, блаженные Иероним Стридонский и Августин Иппонийский, Феодорит Кирский и другие. 2 Доказательство этому, заимствуемое из слога Павловых писаний, нимало не противоречит догмату о вдохновении святых писателей. Ибо если даже принять мнение некоторых древних писателей (в чем, впрочем, нет никакой нужды), что Дух Святый вдыхал писателям не только мысли, но и самые слова, то надо утверждать, что Он при этом сообразовался с их естественными способностями и познаниями, иначе нельзя объяснить, почему слог каждого святого писателя сообразен с его характером. 3 Выражение: «Принеси… книги, особенно кожаные»: 4 Гамалиил был сын Симеона, внук Гиллела, названный за ученость в отличие от обыкновенных раввинов «равваном». Талмуд усвояет ему главное начальство над фарисейским училищем в Иерусалиме. 5 У древних иудеев даже обратилось в пословицу, что кто не обучает сына своего какому-нибудь ремеслу или искусству, тот учит его красть. 6 Одни разумеют под ним делание инструментов; другие — ковров; иные — попон или войлоков, из которых составлялись палатки; многие — просто делание палаток, которые на Востоке по причине жаркого климата и недостатка в гостиницах были в великом употреблении у путешественников. Последнее мнение вероятнее, ибо и святитель Иоанн Златоуст, который, конечно, хорошо знал смысл слова «скинотвор_ 7 Зилотами назывались у иудеев некоторые ревнители отечественной религии и свободы, которые, проповедуя, что народ Божий не должен платить дани кесарю, позволяли себе убивать тех, которые, будучи благоразумнее, имели твердость противиться их возмутительным замыслам. 8 Ибо только они могли решиться на убиение Стефана вопреки узаконению римлян, чтобы смертные приговоры исполнялись не прежде утверждения их прокуратором. 9 Спрашивается: какую власть имел первосвященник над синагогой чужеземной, дамасской? Из творений Иосифа Флавия видно, что чужеземные синагоги добровольно повиновались Верховному иерусалимскому синедриону, особенно в делах, касающихся религии, как то: в распознании ложного учения, лживых пророков и тому подобное, и что римские областные правители не противились этому обыкновению, которое имело вид некоторого национального закона у иудеев.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3203...

1. Учение отцов Церкви о Святой Троице Согласно отцам Церкви до Августина или же стоящим вне августиновской традиции, Бог Отец есть Начало в Троице, Тот Связующий, в Котором осуществляется Ее единство через передачу Его природы. Сын извечно рождается Отцом из Его сущности, без разделения этой сущности. Он Ему единосущен, то есть, будучи Лицом (или Ипостасью), отличным от Отца, от Которого Он имеет Свое бытие, Он обладает численно одной с Ним природой (или сущностью), а не некой сущностью, подобной Отчей, но численно отличной; если бы это было так, то Он был бы " другим Богом " , чем Отец. Дух Святой исходит от Отца, то есть получает Свое ипостасное бытие от Него одного. Он единосущен Отцу и Сыну, то есть обладает (не присваивая ее Себе) той же сущностью, что и Отец и Сын. Для выражения этого единосущия Духа Отцу и Сыну некоторые отцы, в частности александрийцы и западные, говорили, что Дух Святой есть Дух Отца и Сына (выражение, взятое из Писания), что Он " исходит " от Отца и " получает " от Сына или же от Отца и Сына то, что принадлежит Отцу и Сыну (святитель Иларий Пиктавийский) и даже (как святитель Амвросий Медиоланский), что Он " исходит " от Отца и Сына (латинский термин " procedit " имеет значение менее точное, нежели соответственный греческий термин). Однако контекст этих выражений показывает, что, употребляя их, отцы имеют в виду не причину ипостасного бытия Духа, а лишь порядок, являемый либо в действии Божественных Лиц в домостроительстве спасения, либо в проявлении Их в вечности. Понимаемое таким образом выражение " Филиокве " может получить и православный смысл. В годы, последовавшие за униатским Лионским собором, на котором святоотеческие тексты истолковывались в смысле более позднего латинского богословия, Константинопольский патриарх Григорий Кипрский хорошо уточнил их значение. " Дух имеет Свое совершенное бытие от Отца, Который есть единственная причина, из которой Он исходит вместе с Сыном, Своим, свойственным Ему способом, являясь одновременно через Сына, через Него и при Нем воссиявая, так же как свет исходит от солнца вместе с лучом, сияет и является через него, и при нем, и даже от него... Ясно, что когда некоторые говорят, что Дух Святой исходит (ο) от Обоих, то есть от Отца и Сына, или от Отца через Сына, или же что Он является, или воссиявает, или происходит, или существует из сущности Обоих, или же еще из Отца и Сына, то все это не значит, что они исповедуют, что бытие Духа Святого происходит от Сына так же, как от Отца... Действительно, ведь и вода, которую черпают из реки, существует из нее; так и свет существует из луча. Но ни тот, ни другая (то есть ни свет, ни вода) не имеют причиной своего бытия эти две вещи (луч или реку). Действительно, вода существует от источника, от того первоисточника, из которого она изливается, существуя; а свет существует от солнца, откуда он, получая свое сияние, светится вместе с лучом и через него происходит (ο) "

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/416/...

В Милане прошли мероприятия в честь 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон 15 сентября 2016 г. 12:03 В Милане (Италия) состоялась международная научно-богословская конференция на тему «Монашество в древнем мире и современном секулярном обществе», посвященная 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Мероприятие состоялось в рамках IX международных Амвросиевских чтений, ежегодно организуемых миланским православным приходом святителя Амвросия Медиоланского. В этом году конференция заседала в одной из старейших публичных библиотек Европы — Амброзиана (итал. Biblioteca Ambrosiana), открытой в 1609 году. В работе форума, посвященного русскому святогорскому монашеству, приняли участие ученые и духовенство из Италии, Франции, Швейцарии, Испании, России, Украины, Болгарии и других стран около — всего 100 человек. С приветственным словом на открытии конференции выступил руководитель Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям епископ Богородский Антоний . Открывая форум, владыка Антоний передал собравшимся благословение Святейшего Патриарха Кирилла и отметил важность празднуемого в этом году 1000-летнего юбилея русского монашеского присутствия на Святой Горе Афон. Архиерей рассказал о торжествах, проходивших в Русском на Афоне Пантелеимоновом монастыре в рамках празднования этого юбилея, а также подчеркнул актуальность конференции. В открытии конференции также принял участие председатель Синодального отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Украинской Православной Церкви , ректор Полтавской духовной семинарии митрополит Полтавский и Миргородский Филипп , который передал присутствующим благословение Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и огласил его приветственное слово. Директор отделения славистики Амброзианской академии в Милане, профессор, доктор библиотеки Амброзиана дон Франческо Браски рассказал о хранящихся в библиотеке многочисленных редких рукописях и старопечатных книгах, в прошлом вывезенных с Афона, а также показал старинный афонский пергаментный свиток, на котором записана Литургия святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/db/text/4614999.ht...

Память о равноапостольной царице Елене в немецком городе Трир Реликварий с мощами святой Елены в Трирском соборе Паломники, прибывающие в древний город Трир (федеральная земля Рейнланд-Пфальц, ФРГ), первым делом стремятся побывать в знаменитом Кафедральном соборе святого Петра (Dom), где хранится в специальной часовне его главная святыня – хитон Иисуса Христа, привезенный из Святой земли матерью императора Константина святой царицей Еленой, а в крипте (Helenakrypta) – и мощи (глава) самой святой Елены. В брошюре, изданной на многих языках епископатом и духовенством Трирского собора, сообщается, что святая Елена «отдала часть своего дворца епископу Агритиусу» под церковь, став «основательницей этого Божиего дома», что засвидетельствовано и археологическими раскопками. А сам собор построен повелением императора Константина. При раскопках под нынешним алтарем была найдена и шкатулка с римскими украшениями (320 г.). После реставрации на крышке шкатулки проявилось изображение увенчанной лавровым венком женской головы с нимбом над ней. По мнению работников Епископского музея в Трире, где ныне хранится эта уникальная историческая реликвия, это портрет самой царицы Елены. Ее лик можно рассмотреть и на камее из сардоникса, украшающей обложку так называемого «семейного императорского» Евангелия (Ada-Evangeliar), хранящегося ныне в Трирской городской библиотеке. Памятники римского Трира (другое его название – Тревир) времен царицы Елены сохранились в городе и по сей день: это монументальные городские ворота (Porta Nigra), Тронный зал императора Константина Великого (Basilika, или Аула Палатина, 310 г.), Императорские термы (Kaiserthermen, первая четверть IV в.), амфитеатр (около 100 г.), Римский мост (71 г.). Церковные историки отмечают, что Тревир в годы правления Константина Великого был «одним из важнейших городов мира», где существовала многочисленная христианская община. Сюда в изгнание приехал святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский; здесь жил святитель Амвросий Медиоланский, свидетельствующий о «расцвете монашеской жизни» в городе .

http://pravoslavie.ru/3344.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Имя Амвросий: святитель, споривший с царями, и немощный старец, помогавший всей России 7 мин., 10.07.2014 10 июля Православная Церковь вспоминает одного из самых известных святых — преподобного Амвросия Оптинского. Этому редкому имени, а также небесному покровителю преподобного Амвросиясвятителю Амвросию Медиоланскому посвящен текст в рубрике «Значение имени» . Значение имени Амвросий В это трудно поверить, но пик популярности имени Амвросий в России за последние сто лет приходится на 1998 год. Нет, это вовсе не значит, что шестнадцать лет назад каждого второго новорожденного мальчика называли Амвросием. Скорее пропорция была обратной: как минимум двум мальчикам из десяти тысяч новорожденных родители давали имя Амвросий. Ранее не удавалось зафиксировать даже такого числа. Вообще, имя Амвросий в нашей стране никогда не входило даже в тридцатку популярных мужских имен. Другое дело европейские страны. Практически в любом из европейских языков мы его обнаруживаем. У англичан оно звучит как Эмброуз, у немцев — Амбросиус, у испанцев — Амбросио, у итальянцев — Амброджо, а в уменьшительной форме и вовсе Джотто, у венгров — Амбруш, у поляков — Амброджий. В Европе это имя имеет еще и женский вариант: Амбруазин — у французов и Амброси — у испанцев. Краткое обращение Эм — это уменьшительная форма английского варианта Эмброузин. в России же имя Амвросий прочно стоит особняком в ряду мужских и сугубо церковных имен, распространенных среди священства. Это имя чаще принимали монахи при пострижении и редко его давали детям по святцам. Впрочем, статистические данные указывают, что и вы тридцатые годы XX века, и в военные сороковые, и в шестидесятые, то и дело в нашей стране появлялись мальчики, в метриках которых значилось: Амвросий. Имя Амвросий имеет греческое происхождение. Созвучие имени с «пищей богов» у древних греков здесь вовсе не случайно. И амброзия (амбросия) «μβροσα», дарящая вечную молодость богам-олимпийцам, и Амвросий «μβρσιος» — слова однокоренные, различающиеся в лингвистическом отношении лишь по роду. «μβρσιος» значит «бессмертный, неумирающий».

http://foma.ru/imya-amvrosij-svyatitel-s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010