Подготовка к совершению Литургии Воплощённый, Распятый и Воскресший Христос постоянно влечёт к Себе всех, кто ищет вечной правды и единения с Ним. И начало этому единению полагается ещё в земной жизни посредством Таинств Святой Православной Церкви. В них человек освящается, обновляется и, наконец, в Таинстве св. Евхаристии теснейшим образом соединяется с Источником жизни – Богом. В суточном круге богослужений важнейшей частью, центральным его пунктом является Божественная литургия, на которой совершается величайшее Таинство: по молитве священника, Духом Святым, хлеб и вино пресуществляются в истинное Тело и истинную Кровь Христовы. О величии этого Таинства св. Иоанн Златоуст говорит: «Тогда и ангелы предстоят священнику, и весь чин небесных Сил с восклицанием стекается, и всё место окрест алтаря наполняется ангельскими лицами, в честь Лежащего» 1 . Таинство это, по словам того же святителя, землю небом соделывает. Также св. Амвросий Медиоланский пишет: «...Если бы отверсты были (очам нашим) небеса: то бы (и) там ничего не можно найти святее того, что обретается в наших алтарях» 2 . Исходя из важности и святости Таинства Евхаристии, каждый священнослужитель, прежде чем приступить к совершению его, должен тщательно подготовить свою душу и, прежде всего, очистить её от смертных грехов 3 посредством сердечного сокрушения и устной исповеди пред отцом духовным. Это является единственным средством к умилостивлению Бога и к водворению в душе мира и спокойствия. Считается великим грехом и препятствием к священнодействию служит и то, если пастырь или диакон кого-либо осудил, оскорбил, обидел или имеет к кому-либо нерасположение. В таком случае нельзя приступать к служению Литургии, как об этом говорит Сам Христос Спаситель: «Если... принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником и пойди... примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» ( Мф. 5:23–24 ). Но если человек, оскорблённый священником, окажется где-то далеко и нет возможности испросить у него прощения перед совершением Литургии, то следует, по крайней мере, восскорбеть об этом в своём сердце и дать обещание перед Богом при первой встрече с этим человеком примириться 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/b...

– Поскольку я последние 14 лет прожил в Соединенных Штатах, мне на сегодняшний день более ясна обстановка, которая сложилась в области православных миссий в Америке. Конечно, там Церковь небольшая и поэтому любой вклад в историю миссии оказывается значимым. Зачем сегодня нам задумываться о том, как катехизацией занимались в эпоху святых отцов? В первую очередь, я думаю, что для каждого сегодняшнего миссионера и всякого современного православного педагога является большим вдохновением и подспорьем возможность приобщиться к опыту святых отцов, узнать о том, что они были не только блестящими богословами и церковными пастырями, но также приоритетным для них был и вопрос катехизации. Так, например, очень важно, что такие известные святители древней Церкви как епископы Кирилл Иерусалимский , Амвросий Медиоланский , блаженный Августин Гиппонский и отцы-каппадокийцы так или иначе занимались огласительной деятельностью. И одновременно, конечно, ею занимались и священники, и диаконы, и даже миряне. Сегодня приобщение к этому богатому опыту поможет создавать в современных новых условиях новые формы оглашения. Для меня всегда обращение к этому опыту было большим подспорьем в моей собственной пастырской деятельности. Что касается того, как катехизация проходит на западе, учитывая то обстоятельство, что количество православных в одном отдельно взятом городе в Америке не так велико, то очень часто разные Церкви сотрудничают друг с другом в этом вопросе. Я имею в виду, что, например, прихожане приходов Антиохийской, Греческой Церквей и Американской Православной Церкви, в частности, в Миннеаполисе, штат Миннесота, то есть оглашаемые, проходящие катехизацию, съезжаются из разных приходов в один храм. Таким образом, на литургию каждый ходит в свой храм, но на огласительные занятия они собираются вместе в одной церкви. Обычно это небольшое количество людей – человек 20–30. Очень часто люди едут за десятки километров, бывают случаи, что проезжают сотни километров, а то и больше. Съезжаются они для того, чтобы раз в неделю послушать огласительную лекцию. И, конечно, помимо лекции также активно участвуют в жизни церкви. Эти лекции длятся обычно четыре или пять месяцев, и построены они чаще всего как толкование на Символ веры, то есть в такой форме преподаются основы веры. Я вижу катехизацию взрослых как нечто, что может существовать в Церкви помимо воскресной школы. Хотя я не думаю, что этот опыт как-то прямо применим в реалиях украинской Церкви или русской Церкви, где количество православных верующих гораздо больше.

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 85-116 заседания Священного Синода от 6 октября 2006 г Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 6 октября 2006 года под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Публикуемые ниже Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир ; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир ; Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет ; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий ; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир ; архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет ; архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл ; епископ Новогрудский и Лидский Гурий ; епископ Барнаульский и Алтайский Максим ; епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий ; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент . ЖУРНАЛ 85 В заседании Священного Синода под председательством Патриарха Слушали : сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о состоявшейся встрече Его Святейшества с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Справка 2 октября 2006 года в Синодальной резиденции Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Свято-Даниловом монастыре состоялась встреча Его Святейшества с делегацией Римско-Католической Церкви во главе с кардиналом Диониджи Теттаманци, архиепископом Милана. Кардинал Теттаманци передал Предстоятелю Русской Церкви ковчег с частицей мощей святителя Амвросия Медиоланского, а также мощи других святых IV века. Во встрече также принимали участие епископ Тернии-Нарни-Амелии Винченцо Палья, викарий архиепископа Миланского епископ Франческо Коккопальмерио, модератор Миланской курии священник Джанни Цаппа и другие официальные лица.

http://mospat.ru/archive/86323-zhurnaly-...

прот. Константин Буфеев Литература 1. Августин, блаж. О книге Бытия, буквально. В 12 книгах//Августин, епископ Иппонийский. Творения. Ч. 7. Киев, 1912. 2. Алипий, архим., Исайя, архим. Догматическое богословие//Св.-Троицкая Сергиева Лавра, 1997. 3. Альфа и Омега. 1 (19). М., 1999. 4. Амвросий Медиоланский , свт. Шестоднев//Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 5. Анастасий Синаит , прп., Об устроении человека по образу и подобию Божию. Слово 1//Символ.1990. 23. 6. Анафема. История XX век//Составитель Петр Паламарчук. Издание Сретенского монастыря. М., 1998. 7. Андрей Кесарийский , свт. Толкование на Апокалипсис в славянском переводе по древним спискам и с русским переводом греческого текста. М.: Изд-е Братства Св. Петра, митрополита, 1889. 8. Афанасий Великий , свт. Творения. Т. 1–4. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902–1903//Репринт: М., 1994. 9. Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет I. Книга Бытия 1–11. Изд-во: Герменевтика, 2004. 10. Божественное откровение и современная наука. Альманах. Вып. 1. М.: Паломник, 2001. 11. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. Ч. 2. М., 1994. 12. Борисов Александр, свящ. Побелевшие нивы. М., 1997. 13. Буфеев Константин, свящ. Православное вероучение и теория эволюции. СПб.: Общество святителя Василия Великого , 2003. 14. Буфеев Константин, прот. Животные рядом со святыми. М.: МПЦ «ШЕСТОДНЕВЪ», 2012. 15. Буфеев С.В. «Эллинские» корни библейского эволюционизма.//В книге священника Константина Буфеева «Православное вероучение и теория эволюции». Спб.: Общество свт. Василия Великого , 2003. 16. Варнава (Беляев) , еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Т. 1. Нижний Новгород: Издание братства во имя св. князя Александра Невского, 1995. 17. Варсонофий Оптинский , прп., Беседы с духовными детьми. СПб., 1991. 18. Василий Великий , свт. Беседы на шестоднев//Творения. Ч. 1. Типография Августа Семена. 1845. Репринт: М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

протоиерей Александр Лебедев В похвалу Богоматери. Земная жизнь Пресвятой Богородицы в истолковании православного богословия 1. Вся Божия Церковь в целом и каждая церковная христианская душа в отдельности, памятуя о Пресвятой Богородице, молясь Ей и величая Ее, в сущности, выражают лишь одну общую свою веру и одно общее свое исповедание постоянного и подлинного присутствия или, лучше сказать, Материнского участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и Святой Церкви. Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, называл Ее образно " сердцем Церкви " , то есть желал показать, как ощутительно и животворно направляет Она своим материнским участием всю жизнь Божией Церкви, разносит всему церковному телу и всякому из отдельных его членов многоразличные дары Божией благодати, - действительно Она совершает настоящее свое послушание пред Сыном Своим и Богом примерно так же, как сердце в обычном человеческом организме регулирует и совершает все течение обычного человеческого существования. 2. Нетрудно понять, на чем утверждается и из каких начал исходит отмеченный факт жизненного участия Пресвятой Богородицы в жизни мира и человека. Конечно, этот факт исходит из начал Божественного промышления о Церкви и мире и утверждается на событии Боговоплощения или вочеловечения Господа нашего Иисуса Христа: на событии пренепорочного рождения Его нас ради человек и нашего ради спасения " от Духа Свята и Марии Девы " . Она, Пренепорочная, Самого великого Бога " соделала для всех приступным человеком " и вознесла человека до Бога: " яже Бога человеком преславным Твоим рождеством соединившая и отринувшееся естество рода нашего небесным совокупльшая " . Чрез Нее вновь соединилось Божеское с человеческим, земля и Небо, разъединенные грехопадением и богопротивностью Адама, - соединились природно, органически - мы вновь стали Божиими, Господь стал обитать в самом смертном естестве нашем, так что мы чрез Пречистую Матерь взываем Ему, как присные, как свои у Бога: " Авва, Отче " . Мир поистине имеет Мать, и Святой Церкви даровано поистине золотое сердце, - и разве не прав был святой Григорий Богослов, когда говорил, что " кто не чтит Девы - Богородицы, тот отлучен от Божества " .

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Разделы портала «Азбука веры» 15 (28) ноября – 24 декабря (6 января) Как был установлен Рождественский пост Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиоланский , Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий . Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других – несколько больше. На соборе 1166 года, бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Антиохийский патриарх Феодор IV Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского. – Ред.) не определены правилом, понуждаемся, однако, последовать неписаному церковному преданию и долженствуем поститься… от 15 дня ноября». Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 15 (28 – по новому стилю) ноября и продолжается до 25 декабря (7 января), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится в день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября старого стиля), то этот пост называют Филипповым. Зачем установлен Рождественский пост Рождественский пост – зимний пост, он служит для нас к освящению последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию Рождества Христова. Лев Великий пишет: «Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий». По словам Льва Великого, Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».

http://azbyka.ru/rozhdestvenskij-post-ka...

Разделы портала «Азбука веры» ( 66  голосов:  4.2 из  5) Чистые тайны девства И омрачился дух. Невинность вмиг Исчезла, что, подобно пелене, Хранила их от пониманья зла; Взаимное доверье, правда, честь Врожденные покинули чету Виновную… Джон Мильтон. «Потерянный рай» . Святитель Амвросий Медиоланский утверждал, что истинное целомудрие возможно только у христиан, ради добровольного стремления подражать Богу ; весталки и прочие языческие жрицы, связанные выгодой или принуждением, в сущности продавали временную девственность, варвары даже преследовали девство, а прочие народы совсем не знали его . В первые века девство восхваляли и превозносили, приравнивая к мученичеству, так что возникла даже необходимость отстаивать святыню брака в борьбе с манихеями. Нои тогда различали девство, paryen0ia, как удел немногих, и целомудрие, swfros0unh? как нравственную норму для христианина, хоть и состоящего в браке. Сам состав слова целомудрие указывает на цельность, неповрежденность, единство и вообще здоровое состояние внутренней жизни; противоположность цело-мудрию раз-вращенность, раз-вороченностьдуши, рас-путство, т. е. шатание, блуждание по разным стезям вместо одной правильной –блуди, как следствие, ожесточение и неспособность в душевном плюрализме и раз-драе познавать пути Господни . Кто чувствами в порочных наслажденьях В младые дни привыкнул утопать, Тот, возмужав, угрюм и кровожаден, И ум его безвременно темнеет. Таков диагноз Пушкина; Иоанн Златоуст отчеканивает лаконично: нечистая жизнь препятствует уразумению высоких истин; о. Павел Флоренский говорит о душе, вывороченной наизнанку: внутреннее, чему надлежит быть сокровенным и тайным, оказывается вверху, как перевернутый пласт вспаханной целины, и выставляется напоказ, а мотивы поступков, так и по Фрейду, блокируются стыдом, загоняются в подсознание; отсюда испорченные помыслы и хроническая ложь: ослепшее сердце, избегая болезненной правды, всё толкует превратно, в сторону эгоизма, затрудняя доступ к покаянию. Автор одной газетной заметки предположил, что при виде непристойной рекламы человек XIX века упал бы в обморок; о нет; скорей всего просто не понял бы, о чем речь. Зато сегодняшней старшекласснице, читающей, например, роман И. А. Гончарова «Обрыв», кажется нелепым и смешным безутешное горе главной героини, побежденной зовом плоти, и уж совсем непостижимы жестокие душевные страдания Бабушки, сорок пять лет казнящей себя за тот же грех юности. Нравственная планка рухнула, как теперь выражаются, ниже плинтуса: любое влечение объявлено законным, как необходимая потребность, следственно любое ограничение негуманно и враждебно свободе.

http://azbyka.ru/fiction/plach-tretej-pt...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание 1. Общие курсы    В 1805 г. появился первый обобщающий труд по истории Русской Церкви митрополита Московского Платона (Левшина) «Краткая российская церковная история» (2 т.). Материал расположен в хронологическом порядке (изложение доведено до 1700 г.), без обобщения и систематизации. Этот первый опыт создания курса русской церковной истории был высоко оценен последующими учеными за талантливость изложения и меткость замечаний. До 60-х гг. XIX в. учебником по русской церковной истории оставался вышедший в 1817 г. труд архимандрита Иннокентия (Смирнова), впоследствии епископа Пензенского, «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (2 ч.). Для него характерны стремление автора к разделению повествования на строгие и формальные рубрики, иногда в ущерб содержанию, и отсутствие критики источников.    Значительным вкладом в развитие отечественной науки явилась «История Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) (Рига; Москва, 1847—1848. 4 т.; 6-е изд. М., 1895. 5 т.), представляющая собой систематическое изложение истории, пять томов которой соответствуют пяти периодам: 1) до нашествия монголов, 2) до разделения митрополии, 3) до учреждения патриаршества, 4) патриарший, 5) синодального управления до 1825 г. Автор особо подчеркивает значимость разделения Киевской митрополии и прослеживает историю как Западнорусской, так и Московской митрополий, обращая внимание главным образом на изменения в системе управления. Для архиепископа Филарета характерна резко критическая оценка состояния образованности русского средневекового общества. В изложении событий синодального периода автор был ограничен цензурой: одно только упоминание о протестантских симпатиях составителя «Духовного регламента» (СПб., 1721) архиепископа Феофана (Прокоповича) вызвало неудовольствие Святейшего Синода.    Одновременно с появлением «Истории Русской Церкви» архиепископа Филарета (Гумилевского) начали выходить первые тома монументального труда архимандрита Макария (Булгакова), впоследствии митрополита Московского и Коломенского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3449...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание V. Собор Константинопольский, 2-й, Вселенский пятый...    В 27-й год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12-й год после консульства Василия, в четвертый день майских нон, первого индикта, в судебной палате заседали почтеннейшие епископы сего царствующего города:    Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима,    Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии,    Домнин, святейший патриарх великого города Феополя,    Стефан, благоговейнейший епископ Рафии, и Георгий, благоговейнейший епископ Тивериады, и    Дамиан, благоговейнейший епископ Созусы, занимавшие место Евстохия, святейшего епископа иерусалимского,    Бенигн, благоговейнейший епископ Гераклеи в Пелагии, занимавший место Илии, блаженнейшего епископа фессалоникского,    Феодор, благоговейнейший епископ Кесарии в области первой Каппадокии,    Андрей, благоговейнейший епископ Ефеса,    Секстилиан, благоговейнейший епископ тунийский, занимавший место Примоза, благоговейнейшего епископа карфагенского,    Мегефий, благоговейнейший епископ Гераклеи фракийской,    Анастасий, благоговейнейший епископ Тавии, занимавший место Дорофея, благоговейнейшего епископа анкирского,    Иоанн, благоговейнейший епископ илийский, занимавший место Евперия, благоговейнейшего епископа кизического,    Евсевий, благоговейнейший епископ тирский,    Иоанн, благоговейнейший епископ никомидийский,    Константин, благоговейнейший епископ халкидонский,    Петр, благоговейнейший епископ тарсский, Иоанн, благоговейнейший епископ кукузский, занимавший место Палладия, благоговейнейшего епископа мелитенского,    Иоанн, благоговейнейший епископ Кесарии палестинской,    Помпейян, благоговейнейший епископ визакийский,    Амазоний, благоговейнейший епископ едесский,    Александр, благоговейнейший епископ гангрский,    Фома, благоговейнейший епископ Апамеи сирийской, Евфрант, благоговейнейший епископ тианский,    Феодор, благоговейнейший епископ Иераполя сирийского,

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4152...

святитель Амвросий, епископ Медиоланский Содержание Символ веры На церковнославянском    Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.    И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.    Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.    Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.    И воскресшаго в третий день по Писанием.    И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.    И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.    И в Духа Святаго, Господа, животворящего, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.    Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов.    Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. На современном русском    Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.    И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.    Ради нас людей и ради нашего спасения сшедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.    Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.    И воскресшего в третий день, согласно Писаниям.    И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых. Его же царству не будет конца.    И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и сопрославляемого, говорившего через пророков.    В едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4157...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010