Знакомые стали читать текст в рукописи и попросили издать его для себя. Тогда письмо издали очень маленьким тиражом в пустыни Новая Фиваида и назвали   «Искусство борьбы с помыслами» . Предисловие к первому изданию написал преподаватель кафедры Догматического Богословия ПСТГУ, теперь уже иеромонах Серафим (Захаров).   Опять, ничего странного или удивительного в таком «рерайтинге» в православном духе неправославных текстов нет. Например, святой Никодим Святогорец в свое время издал книгу, которая сегодня входит в сокровищницу святоотеческой литературы и известна как «Невидимая брань». Известно, что автором аутентичного текста является католический монах Лаврентий Скуполи. Более того, «исследователи находят в ней влияния итальянских и испанских духовных традиций, элементы орденских доктрин не только иезуитов, но и францисканцев».   А преподобный Никодим издал греческий перевод этого текста, который дополнил сочинением францисканца Хуана де Бонилла «Стезя райская» и множеством цитат из Св. Писания и святых отцов: преп. Исаака Сирина, свт. Василия Великого, свт. Григория Паламы, свт. Иоанна Златоуста, преп. Максима Исповедника, свт. Григория Богослова, преп. Иоанна Лествичника. В свою очередь, уже из греческого текста перевод на русский язык осуществил Феофан Затворник, который говорил, что это не перевод даже, а «свободный пересказ». Однако, никто и никогда не дерзал говорить о том, что преподобный Никодим и святитель Феофан – плагиаторы или пытаются под видом православных текстов «подсунуть» православным христианам чуждую им католическую духовность. Можно привести и много других примеров того, как святые отцы переосмысляли не только иноконфессиональную, но даже языческую литературу. В частности, отцы-каппадокийцы снабдили многие языческие термины православным звучанием. Например, такие слова, как ипостась, единосущный и многие другие нигде в Священном Писании не встречаются, а были позаимствованы из языческой философии. Кроме того, довольно неразумно, как по мне, утверждать, что приведенное выше место из книги отца Симеона о том, что монах должен всегда помнить о смерти, нужно отвергнуть только на основании того, что похожее место есть в «Будосёсинсю».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2976

М. исследовал каждую рукопись с кодикологической, палеографической, филологической и исторической точек зрения. Он выявлял не изданные прежде сочинения, сличал рукописи, содержащие одни и те же тексты, искал варианты чтения в печатных изданиях, копировал тексты, готовил их к печати. С момента начала работы ученого в б-ке одно за другим выходили в свет выполненные им издания с пометой «antea ineditae ex codicibus Mosquensibus» (прежде не издававшиеся, по московским рукописям): памятники античности (наиболее значительные собраны в последнем прижизненном издании М. «Ποικλα Ελληνικ seu Varia Graeca», 1811), новозаветные и святоотеческие тексты. Особое внимание М. привлекали творения свт. Иоанна Златоуста. По рукописям из московских б-к ученый подготовил к печати ряд его не издававшихся прежде бесед, а также составил критическое издание уже публиковавшихся текстов. К др. значимым работам М. в области церковной лит-ры относятся публикации творений святителей Василия Великого, Григория Богослова и Григория Паламы, Оригена, Иоанна Ксифилина и Евфимия Зигабена, а также издания катен . В течение неск. десятилетий М. работал над критическим изданием текста НЗ на основе греч. рукописей из московских собраний, которые были дополнены данными рукописей из немецких б-к. Этот труд М. начал в Москве в 1782 г., а завершил в 1788 г. в Майсене, где после возвращения на родину (1784) был ректором гимназии, знаменитой своей историей и уровнем образования. Вызвавшее широкий резонанс в европ. ученом сообществе издание состоит из 12 томов. Новозаветный текст представлен параллельно по-гречески и по-латыни с многочисленными греческими комментариями, по большей части ранее не издававшимися, а также с критическими примечаниями М. Второе, 3-томное издание НЗ, подготовленное М. в Виттенбергском ун-те, ректором которого он был в 1792-1804 гг., содержит только греч. текст. В нем впервые в истории текстологии приводятся данные слав. кодексов. Историческую ценность и научную актуальность изданий М. признавал Б. Мецгер , отметивший в первую очередь критический аппарат издания ( Мецгер. 1996. С. 118).

http://pravenc.ru/text/2562622.html

По всей видимости, Н. Д. был автором церковно-канонического трактата «Полезное повествование (στορα) о [сущем] от начала и до конца [времен] домостроительстве Божием, о людях, а также о христианской жизни, из чего она составляется, и против всех еретиков» (в лит-ре для удобства используется краткое название - «О домостроительстве Божием» (De oeconomia Dei)). Данное сочинение направлено против литургических (совершение Евхаристии на опресноках), догматических ( Filioque) и канонических заблуждений Римской Церкви. Трактат должен был состоять из 5 книг, однако сохранились лишь первые 2. Предполагается, что остальные по каким-то причинам так и не были написаны ( Caruso. 1973. P. 405). Первая книга, состоящая из 263 глав, содержит обширный богословский комментарий к Быт 1-3, при составлении к-рого Н. Д. использовал труды отцов Церкви (святителей Василия Великого , Григория Богослова , Григория Нисского, Иоанна Златоуста , Афанасия I Великого , Кирилла Александрийского, преподобных Максима Исповедника , Иоанна Дамаскина , Анастасия Синаита ), таких церковных писателей, как Севериан , еп. Габальский, Немесий , еп. Эмесский, и многих других авторов. Вторая книга содержит 203 главы, посвященные богословскому анализу евангельских притч, а также истории Страстей Христовых с использованием анагогического метода толкования Свящ. Писания. Автором данного трактата долгое время считался к-польский ритор сер. XI в., комментатор риторических трактатов Гермогена и Афтония мон. Иоанн Доксопатр. Тем не менее Г. Меркати привел доводы в пользу авторства Н. Д. ( Mercati. 1935. P. 75-79). В 1967 г. Ж. Даррузес опубликовал заметку о найденной им в Парижской национальной б-ке неизвестной рукописи трактата «О домостроительстве Божием» (Paris. gr. 1277, XIV в.; см.: Darrouz è s. 1967. P. 292), к-рая наряду с рукописью Vat. gr. 1768, скопированной с неизвестной патмосской рукописи, свидетельствует о наличии собственно визант. традиции трудов Н. Д. Об этой традиции ранее не было известно, поскольку все обнаруженные до того времени рукописи происходили из Юж. Италии. В рукописи Paris. gr. 1277 содержится цитата из произведения Феофилакта Болгарского , архиеп. Охридского, родившегося, по всей видимости, в 50-60-х гг. XI в., к-рую никак не мог цитировать Иоанн Доксопатр. Т. о., благодаря находке Даррузесом новой рукописи трактата авторство Н. Д. было убедительно доказано ( Caruso. 1973. P. 407). Богословский компендиум Н. Д. был использован при составлении Евфимием Зигабеном († ок. 1122) «Догматического всеоружия» (Πανοπλα δογματικ), а также Никитой Хониатом († не позднее 1217) в его «Сокровищнице» (Θησαυρς) ( Krumbacher. Geschichte. 1897. S. 209).

http://pravenc.ru/text/2577637.html

В XVI в. Б. м. пострадал от набегов крымских татар, в нач. XVII в.- от литов. и польск. отрядов, в 1615 г. был сожжен отрядами гетмана Лисовского, в 1618 г. разорен литов. отрядами воеводы Чаплинского, затем восстановлен. Согласно переписным книгам 1643 г., в мон-ре подвизались игумен, «черный поп Авраамий да 25 старцев». Ко 2-й четв. XVII в. в Б. м. осталось 3 церкви: Преображенский собор, Предтеченский храм с приделами свт. Николая и свт. Алексия Московского. С 1643 по 1683 г. Предтеченская ц. была вновь перестроена (во вкладной книге 1673 значится как «новая»), а храм свт. Петра и вмч. Димитрия восстановлен кн. Солнцевым-Засекиным над гробами белёвских князей и освящен во имя вмч. Димитрия Солунского. После пожара в Б. м. в 1681 г. собираются вклады «на церковное строение каменного дела». В 1683-1686 гг. возводится каменный Преображенский собор, по своей архитектуре принадлежавший к распространенному на Руси типу храмов «бесстолпных с кокошниками», строятся церкви в 1693-1697 гг.- надвратная свт. Алексия Московского, в 1698-1700 гг.- Введенская, в 1706-1712 гг.- домовая во имя св. Иоанна Предтечи на том месте, где прежде стояла ц. вмч. Димитрия Солунского, перенесенная за ограду мон-ря и сгоревшая в пожаре 1719 г. В склепе под Предтеченской ц. находились 6 каменных надгробий князей Волконских, Засекиных-Солнцевых, к-рых хоронили здесь с 1630 г. При постройке церкви эти памятники оказались под стенами, а нек-рые были заложены кирпичными надмогильниками. В 1820 г. была построена колокольня (высота со шпилем 45 м), в 1854 г. к Преображенской ц. пристроен притвор с палаткой наверху для хранения монастырских бумаг. В 1864 г. была перестроена Введенская ц., с зап. стороны в 2 яруса, с 5 приделами была пристроена трапезная. В верхнем ярусе - 3 придела: главный - в честь Казанской иконы Богоматери; правый - прп. Пафнутия Боровского и левый - вмч. Димитрия Солунского. В нижнем ярусе освящены 2 придела: правый - иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» и левый - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. По описи 1869 г., в Б. м. находились Преображенский собор, Введенский храм, ц. свт. Алексия Московского, ц. св. Иоанна Предтечи, колокольня, настоятельские и братские кельи, основанное в нач. XIX в. духовное уч-ще, флигель, где помещалось Духовное Правление Белёвского окр., упраздненное в 1854 г.; в Белёве к мон-рю были приписаны Николаевский храм, Тихвинская и Скорбященская часовни с богадельней.

http://pravenc.ru/text/77896.html

Господи, благослови. Пресвятая Богородице, спаси нас. Святый ангеле Божий, хранителю внука моего раба божьего Дениса, моли Бога о грешном рабе Денисе. Святые угодники Божии: Преподобный Сергий Радонежский, Святой Пророк Предтеча и Креститель Господень Иоанн, Святой пророк Наум, Святые апостолы Петр и Павел, Святые равноапостольные Мефодий и Кирилл, Вселенские учителя: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Святитель Отче Николай Угодник, Святой и праведный Иоанн Кронштадтский, Бессребреники и чудотворцы Космо и Дамиан, Святой Спиридон, Святой Серафим Саровский, Святой Архангел Михаил, Святой Пателеймон Целитель, Святая мученица Александра, Святая мученица Анастасия, Святой Андрей, Святая мученица Ирина, Святая мученица Татиана, Святая блаженная Ксения Петербуржская, Святая Матронушка и все святые, молите Бога о о внуке моем рабе божьем Денисе, помогите сдать ему сессию, все экзамены, а завтра 21 января 2014 дипломатию и английский. Пусть преподаватели будут добры к нему и благосклонны, умягчи их сердца и пошли им, Господи, всего самого лучшего и доброго в их жизнях. Пусть ему попадутся вопросы, которые он знает уверенно, избавь его от волнения, всякого сомнения в своих силах и уныния. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй его, грешного раба Дениса, помоги сдать экзамены на отлично, не оставь его за грехи его , но молитвами Пречистыми Твоей Матери, святого ангела-хранителя его, святых угодников Твоих: Преподобного Сергия Радонежского, Святого Пророка Предтеча и Крестителя Господня Иоанна, Святого пророка Наума, Святых апостолов Петра и Павла, Святых равноапостольных Мефодия и Кирилла, Вселенских учителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Святителя Отче Николая Угодника, Святого и праведного Иоанна Кронштадтского, Бессребреников и чудотворцев Космо и Дамиана, Святой мученицы Татианы, Святой блаженной Ксении Петербуржской, Святой Матронушки Московской, Святого Спиридона, Святого Михаила Архангела, Святого Серафима Саровского, Святого Пантелеймона Целителя, Святой мученицы Ирины,Святой мученицы Анастасии, Святого Андрея, Святой мученицы Александры и всех святых помилуй и помоги ему рабу божьему Денису. Впрочем, не моя воля пусть исполнится, Господи, но Твоя - и сдаст экзамен и получит отличную оценку!!! Устрой все сам в жизни р.б. Дениса, чтобы это было угодно Тебе и послужило бы на пользу ему и его Ближним " . Во имя Отца, и Сына и Святого Духа! Аминь, Аминь, Аминь

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Первая после полувека «мерзости запустения» Литургия совершена в праздник Всех святых в 1993 г. в нижнем храме скита наместником Валаамской обители игуменом Панкратием (ныне епископ Троицкий). В скиту была восстановлена иноческая жизнь в соответствии с прежним уставом. С начала 1990-х годов в скиту начались восстановительные работы, но их объем был явно недостаточным. Ситуация стала меняться только в 2009 г., когда основанный Г.Н. Тимченко фонд «Ладога» взял на себя финансирование реставрационных работ. За короткий срок были отреставрированы храм, келейные корпуса и ограда с башнями, завершены работы по благоустройству территории. Скит во имя св. Иоанна Предтечи Предтеченский остров площадью около трех квадратных километров находится в четырех километрах от монастыря. Прежде он назывался Монашеским, может быть, от древнего скита. В начале XIX в. здесь жили рыбаки. В 1855 г. на самой высокой точке острова была устроена часовня во имя св. Иоанна Предтечи. Вскоре по инициативе игумена Дамаскина сюда перевезли деревянную Преображенскую церковь, построенную валаамскими иноками в Васильевском монастыре на Волхове в первой четверти XVII в., во времена вынужденного изгнания из разоренного шведами Валаама. В 1858 г церковь была полностью воссоздана по проекту А.М. Горностаева. Одноглавый храм на каменном фундаменте с высокой двухъярусной шатровой колокольней построен в русском стиле и освящен Санкт-Петербургским митрополитом Григорием. Храм украшали древние иконы и колокол времен Бориса Годунова. В 1860 г. о. Дамаскин освятил нижний, высеченный в скале «пещерный» зимний храм во имя Трех святителей — Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Иконы для него написал В. Пешехонов. В подражание великому постнику св. Иоанну Предтече этот скит был «овеян духом древнего сурового подвижничества» и отличался самым суровым уставом: иноки вкушали только растительную пищу, причем в понедельник, среду и пятницу без масла. Женщинам доступ на остров был воспрещен, а мирянам разрешен только с благословения игумена.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3708737...

Целомудрие – общехристианская добродетель. Девство и брак – не для всех, а целомудрие – для всех . Часть 1. Целомудрие как общеобязательная христианская добродетель 2. Нравственная чистота Чистота целомудрия как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату. В чем проявляется нравственная чистота тела и души. Целомудрие; рассматриваемое в узком смысле слова как добродетель, противоположная плотским страстям и разврату, называется чистотою . Такое название целомудрия мы встречаем у святителей Григория Богослова , Иоанна Златоуста , Василия Великого , преподобных Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , Исидора Пелусиота , Марка Подвижника , Иоанна Кассиана и др. «Целомудрие, – говорит преподобный Иоанн Лествичник , – есть чистота души и тела» от всякой плотской (греховной) скверны . Отечественный подвижник, епископ Игнатий (Брянчанинов) , дает такое определение: «Чистота – это добродетель, противоположная блудной страсти, это отчуждение тела от действительного впадания в грех и от всех действий, приводящих к греху, отчуждение ума от помышлений и мечтаний блудных, а сердца от ощущений и влечений блудных, за чем последует и отчуждение тела от плотского вожделения» . Иногда оба названия добродетели объединяются в одном термине «чистота целомудрия». Чистота целомудрия – когда при телесном целомудрии, при чистоте от всякой плотской греховной скверны сохраняется и чистота души от всяких нечистых мыслей и пожеланий . «Надо знать (каждому христианину), – пишет святитель Димитрий Ростовский , – что чистота внешнего человека, т.е. чистота тела, без чистоты внутреннего человека, т.е. духа, не есть чистота, как это изъясняет святой Евфимий Великий, который говорит, что если кто и не творит скверного греха телом, но умом любодействует, имея скверные мысли, удерживая их, подчиняясь им и услаждаясь ими, он блудник и не может быть храмом Святого Духа. Ибо Дух Святой… подобен пчеле: как пчела не влетает в сосуд смрадный, так и Дух Святой не входит в нечистую душу» . Современник святых апостолов, Климент, епископ Римский, писал в конце I века коринфским христианам: «Пока мы в этом мире, пока живем на земле, должны каяться в том зле, которое сделали во плоти, чтобы получить от Господа спасение, доколе еще имеем время покаяния… Итак, братья, мы тогда только получим вечную жизнь, когда исполним волю Отца (Небесного), сохраним в чистоте плоть и соблюдем заповеди Господни» . 3. Значение чистоты целомудрия

http://azbyka.ru/semya/hristianskaja-dob...

Каждый раз, совершая Божественную литургию, мы возносим молитву об Украине, помня о миллионах наших верующих, которые сегодня подвергаются разного рода испытаниям, в том числе и прямым гонениям. Мы просим Господа умирить междоусобную брань, дабы вновь на земле Украины был мир и мы все едиными усты и единым сердцем прославляли Господа, в Троице славимого». Затем владыка Иларион обратился к присутствовавшим в храме со словами проповеди: «Сегодня воскресный день, когда мы читали притчу Господа Иисуса Христа о блудном сыне, совпал с днем памяти трех великих святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Эти святые жили в IV веке, в то время, когда Церковь была терзаема арианской ересью. Арий и его последователи решили ввести новое учение о том, что Сын Божий не равен Богу Отцу, что Иисус Христос является творением Божиим. И на защиту Святой Троицы восстали эти три великих Учителя Церкви, которые во всеуслышание подтвердили изначальную веру Церкви в то, что Бог един, но Он един в трех лицах – Отца, Сына и Святого Духа. Что Сын Божий не меньше Бога Отца, Дух Святой не меньше Отца и Сына, но три Лица Святой Троицы единосущны, равны, достопоклоняемы и досточестны, между ними нет никакой иерархии, и мы поклоняемся единому Богу, в Троице славимому. Не так просто было подтвердить эту истину, потому что ересь колебала христианский Восток в течение почти всего IV века. На долю этих святителей выпала защита евангельской веры, и поэтому мы прославляем их как великих вселенских учителей и святителей. Каждый из них оставил творения, которые были написаны на греческом языке, но переведены они и на русский, и на французский языки. Очень важно, чтобы мы, слыша их имена, не просто прославляли этих святых как неких далеких от нас защитников веры в очень далеком уже IV веке, но обращались к их творениям и получали из них духовную пользу, потому что труды этих святителей не менее актуальны сегодня, чем шестнадцать веков назад. В прозвучавшей сегодня на Литургии евангельской притче Спаситель напоминает о милосердии к нам Бога. Это одна из самых трогательных и одна из самых значимых притч Господа нашего Иисуса Христа. Открывая Евангелие, начиная читать поучения Христа и вслушиваться в Его речь, мы видим: Он очень часто говорил притчами, и каждая из них была направлена на то, чтобы раскрыть людям ту или иную духовную истину. Прежде же всего через эти притчи Господь Иисус Христос открывал людям Бога, открывал им Самого Себя.

http://mospat.ru/ru/news/48714/

Да мало ли что могут сделать в провинции люди, не дорожащие искусством и совершенно непонимающие его. А жаль! – Храм заслуживает лучшего отношения, как исторический памятник и, что главное, как редкий памятник ранеей поры архитектуры Елисаветинской эпохи, предшествовавшей архитектуре Растрелли. Из книги Ф.Ф. Горностаева " Дворцы и церкви юга " , серия " Культурные сокровища России " , выпуск восьмой, издательство товарищества " Образование " , Москва, 1914 год, стр. 47-49 В 1755 г. по заказу Алексея Разумовского была построена Трехсвятительская церковь. Храм был построен над могилой Григория Разумовского, отца Алексея и Кирилла. Церковь была названа во имя трех святителей - Григория Богослова, Василия Великого и Иоанна Златоуста. По церковным документам, храм был построен по заказу Алексея Разумовского, хотя за строительством скорее всего следила его мать Наталья Демьяновна. Имя архитектора храма точно не установлено. Существуют предположения, что храм строил одновременно с собором в Козельце А.В. Кавасов. Существует и вторая версия - так как архитектурно-художественное решение церкви очень близко к переходу от барокко к классицизму, то есть основание считать автором проекта Семена Карлина, который заканчивал строение соборной колокольни в Козельце. По третьей версии, архитектором храма мог быть И.Г. Григорович-Барский. Это все тот же тип однокупольных центрических сооружений, сохранившихся в Глухове и Коропе, которые так пришлись по душе украинским зодчим своей симметрией, пирамидальностью, строгим распорядком в расположении масс и деталей. Уравновешенная " всефасадная " композиция таких зданий требует их расположения на открытых площадях, обеспечивающих обозрение храмов издали и с любой точки. Этот принцип полностью соблюден и в Лемешах: стоящий на небольшом бугре, этот храм хорошо сливается с окружением, слегка доминируя над ним. По проекту архитектора Куцевича в 1875 г. была построна двухъярусная колокольня. Построили также крытый переход, который соединил колокольню с церковью. Такие перестройки были распространены во многих церквях и пришлись на время, когда родовые усыпальницы утратили свое значение и стали использоваться как приходы для всех прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=18648

Обратимся, наконец, к тому, что происходит теперь в духовно-учебных заведениях. Можно ли сказать, что движение в них создано лишь порывами чистого идеализма, свойственными юношескому возрасту? Скорее оно создано укоренившимся теперь в сознании весьма значительной части общества убеждением, будто только «в борьбе обретет человек право свое». Но право далеко не всегда является выражением правды, особенно правды Христовой. Подумали ли ревнители более легкого выхода из семинарии в высшую светскую школу, что своими домогательствами такого легкого для них выхода они причиняют великую обиду Церкви? Правда, они заявляют, будто ревнуют и о благе Церкви, когда домогаются свободного выхода из семинарии для не желающих служить святой Церкви, но опять-таки это заявления лицемерные: добившись для себя отмены разных ограничений, что же они взамен того предлагают сделать для приготовления лучших пастырей Церкви? Ведь ничего. Указали ли, например, они способы, как успешнее воспитать в будущих служителях Церкви любовь к молитве, к богослужению церковному, как возгреть любовь к великим пастырям древности и т. д.? Не великими ли пастырями каждый признал бы, например, святителей Василия Великого , Григория Богослова , Иоанна Златоуста ? Однако эти ли образы увлекают всецело ревнителей преобразования духовной школы? В настоящем месяце святая Церковь вспоминает целый ряд великих светильников Церкви: так, кроме упомянутых, еще святителей Игнатия Богоносца , Григория Нисского , Афанасия и Кирилла Александрийских , преподобных Павла Фивейского, Антония Великого , Макария Египетского , Евфимия Великого, Ефрема Сирина , Феодосия, общих житий начальника, и др. Отозвались ли в сердцах мнимых ревнителей блага Церкви все эти имена любовью, пленили ли восхищением и увлекли ли к подражанию или остались пустыми звуками, бесстрастно произносимыми и вспоминаемыми? Посему, братие, внимая призыву святой Церкви, потщимся и мы избегать «закваски фарисейской, которая есть лицемерие» ( Лк. 12, 1 ), отгоним от себя фарисейскую мысль, будто не имеем совсем нужды каяться в чем-либо пред Богом и, идя путем мытаря, путем Христова смирения, уготовимся очищать, особенно с приближением поста, «храм телесный, весь оскверненный», дабы предстать нам непостыдно в «страшный день судный» пред Имеющим судить мир судом праведным и нелицеприятным. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010