По словам русского исследователя М. С. Григоревского, никто другой так, как златоустый учитель, «не скорбел так глубоко о нестроениях семейной жизни, вносимых в неё духом времени, “принятыми обычаями” и легкомысленными воззрениями общества на брак, и не исполнен был такой горячей и святой ревности о сохранении в семье нравственных начал по духу Христова и апостольского учения. Как верное и чистое отражение евангельской истины, учение св. Иоанна Златоуста о браке нашло своё выражение и в положениях брачного права Православной Восточной Церкви, которая в раскрытии их опиралась на авторитет имени великого вселенского учителя» . Одним из важных аспектов этой темы, являются свойства христианского брака — моногамия и нерасторжимость. Несмотря на то что нравы эпохи были весьма далеки от высоких христианских принципов, святитель раскрывает их в строгом соответствии с библейским учением, делая это с особой тщательностью и риторической образностью. Интересующие нас вопросы раскрыты, главным образом, в раннем сочинении «О девстве», а также в гомилиях о браке и на Евангелие от Матфея. Прежде всего важно обратить внимание на то, что по учению святителя, заповеди Христа, данные в Нагорной проповеди, превосходят ветхозаветные нормы и являются непреложными нравственными законами для верующих, а не просто указаниями на пути к совершенству: «Тогда убийство губило совершившего его, а ныне губит и один гнев. Тогда прелюбодей и посягавший на чужую жену подвергался наказанию, а ныне наказываются и за воззрение похотливыми глазами. Как знание, так и добродетель ныне возведены на высшую степень» . Тот, кто нарушает одну из новозаветных норм нравственности, тяжко грешит. Евангельское учение о браке и его нерасторжимости также гораздо выше и строже, чем законодательство Закона Моисеева. Как и в случае с другими заповедями, Христос, будучи Законодателем, вводит более высокие нормы, неисполнение которых ведёт к вечному наказанию. Основание для нерасторжимости христианского брака прямо следует из его сути.

http://bogoslov.ru/article/6174330

Св. В память честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Эту первую, вынутую из третье просфоры частицу священник кладет на дискос с левой стороны агнца, начиная первый чин или ряд. Из той же третьей просфоры священник вынимает потом вторую частицу, вспоминая пророков: Св. Святых славных пророков, Моисея, Аарона, Илию, Елисея, Давида, и Иесея; святых трех отроков (Анании, Азарии, Мисаила), Даниила пророка и всех святых пророков. Вторую частицу священник кладет рядом с первою. Из той же третьей просфоры вынимает третью частицу воспоминая апостолов: Св. Святых славных и всехвальных апостолов: Петра и Павла, и прочих всех святых апостолов. Эту третью частицу священник кладет рядом со второй, и таким образом оканчивается первый ряд. Потом из той же третьей просфоры священник вынимает четвертую частицу, воспоминая святителей: Св. Иже во святых отец наших святителей: Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о, Афанасия и Кирилла, Николая Мирликийского; Петра и Алексия, Ионы и Филиппа Московских; Никиты епископа Новгородского; Леонтия епископа Ростовского и всех святых святителей. Четвертую частицу полагает ниже первой частицы, начиная «второй ряд». Далее священник вынимает все из той же третьей просфоры пятую частицу, вспоминая мучеников и мучениц: Св. Святого апостола первомученика и архидиакона Стефана, святых великих мучеников Димитрия, Георгия, Федора Тирона, Федора Стратилата, и всех святых мученик; и мучениц Феклы, Варвары, Кириакии, Евфимии и Параскевы, Екатерины; и всех святых мучениц. Пятую частицу священник кладет второю во втором ряду, рядом со четвертою частицею. Потом вынимают шестую частицу в память преподобных и Богоносных отцев и матерей: Св. Преподобных и Богоносных отец наших: Антония, Евфимия, Саввы, Онуфрия, Афанасия Афонского , Антония и Феодосия Печерских , Сергия Радонежского, Варлаама Хутынского, и всех преподобных отец и преподобных матерей: Пелагеи, Феодосии, Евпраксии, Февронии, Феодулии, Евфросинии, Марии Египетской и всех святых преподобных матерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

8 сент. 1752 г. в С.-Петербурге И. был хиротонисан во епископа Черниговского и Новгород-Северского, 23 дек. того же года прибыл к месту служения. При И. в Елецком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре началось строительство каменного здания духовной консистории, а в Троицком Ильинском мон-ре возведено 2 корпуса. В 1754 г. в любечском Антониевом муж. мон-ре была построена и освящена ц. во имя святых Иоакима и Анны, в Успенском соборе Каменского мон-ря сооружен величественный 5-ярусный иконостас, шло строительство теплой трапезной ц. во имя св. Иоанна Предтечи. После пожара, случившегося в июле 1754 г. в Рыхловском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , по благословению И. была составлена и отправлена в Синод подробнейшая опись всех сгоревших и немногих уцелевших построек и имущества обители. В февр. 1755 г. архиерей добился разрешения Синода рыхловскому игум. Герману (Мировицкому) производить сбор милостыни во всех российских городах (Там же. Т. 34. С. 448-449. Прил. 39). Вскоре в этом мон-ре был заложен новый каменный 3-престольный 5-главый Никольский собор, к-рый И. освятил в 1760 г. Одновременно в Рыхловском мон-ре архиерей инициировал ремонт единственной сохранившейся во время пожара ц. во имя вмч. Феодора Стратилата, а также строительство каменной ц. во имя Иоанна Предтечи (1767). В Чернигове епископ в 1754 г. освятил после ремонта древнейший собор Преображения Господня, в 1755 г. восстановил пострадавший от пожара 1750 г. Пятницкий храм одноименного девичьего мон-ря. При И. в епархии было построено неск. храмов, в т. ч. ап. Иоанна Богослова (1752) и Преображения Господня (1757) в г. Нежине, собор Рождества Пресв. Богородицы (1752-1762) в Козельце, храмы святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (1755) в с. Лемеши, прор. Илии в Коропе и др. В 1754 г. Медицинская канцелярия предложила И., а также митр. Киевскому Тимофею (Щербацкому) , свт. Белгородскому Иоасафу (Горленко) и еп. Переяславскому Иоанну (Козловичу) направить неск. семинаристов для обучения хирургии и «фармации» в казенных госпиталях и аптеках. В 1755 г. И. избрал и послал в С.-Петербургский адмиралтейский госпиталь 4 студентов Черниговского коллегиума (Там же. С. 58-60). 20 авг. 1755 г. в киевском Софийском соборе И. вместе с митр. Киевским Тимофеем участвовал в хиротонии архим. Георгия (Конисского) во епископа Могилёвского. После того как имп. Елизавета Петровна уволила священника Каргопольского гренадерского полка Иванова от служения, 20 янв. 1759 г. Синод поручил И. избрать в Черниговской епархии достойного кандидата на этот пост. 27 февр. того же года епископ рапортовал о назначении в Каргопольский полк овдовевшего бездетного протопопа Крестовоздвиженского храма Василия Артёмова (Там же. Т. 39. С. 27-28).

http://pravenc.ru/text/673851.html

В этом районе Крыма задолго до устройства монастыря было распространено почитание Св. Параскевы. Развалины греческих церквей Св. Параскевы имелись непосредственно у источника, в селе Топлу, в селе Орталан (сейчас Земляничное), армянская церковь Св. Параскевы построенная в 1702 и заброшенная в 1778 г. Считается, что вода из источника св. Параскевы излечивает болезни глаз и головы. Также святой Параскеве молятся женщины, желающие иметь детей. Святой источник отделан местным гранитом, и около него устроена часовенка. В этом источнике была обретена икона святой Параскевы греческого письма. На иконе святая изображена стоящей в полный рост, с чашей в руках, а в чаше – исцеленные глаза. По преданию, эта икона спасла город Мариуполь от холеры. Местонахождение этой иконы в настоящее время не известно. Рядом – закрытая купальня, в которую с гор впадают еще два целебных источника Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей. Огромный беломраморный Ангел из кувшина льет воду в купальню. Источник святого Георгия Победоносца   Источник святого Георгия Победоносца находится в лесу, в двух километрах от монастыря. По преданию, на этом месте трижды было явление всадника на коне, в котором монахини узнали св. Георгия Победоносца. Возле источника находится открытая (без навеса) купель. Замечено, что вода из этого источника чаще всего помогает при болезнях суставов и опорно-двигательного аппарата. Рядом с источником построена часовня св. Георгия и маленькая колокольня. Позвонить в колокола может любой желающий – после окунания в святой купели. Источники Св. Георгия Победоносца и Трех Святителей помогают при болезнях суставов и при нервных болезнях. Источник Трёх Святителей (св. Василия Великого, св. Григория Богослова, св. Иоанна Златоуста) Источник Трёх Святителей находится в горах выше от монастыря. От источника св. Георгия до источника Трех Святителей – 45 минут ходьбы. Вода источника стекает со скалы в небольшое озеро, в котором окунаются паломники. Считается, что вода из источника Трёх Святителей помогает при болезнях нервной системы.

http://sobory.ru/article/?object=01384

Не напрасно сей храм посвящён во имя трёх вселенских святителей – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста . Он посвящён во имя сих Святителей для того, чтобы вы, учась в этом училище и молясь в сем храме, имели у себя перед глазами пример в лице сих великих пастырей церкви Христовой; воспитываясь здесь, воспитали бы в себе дух сих пастырей церкви и вышли бы отсюда в жизнь с их пастырской ревностью. Посмотрите, каковы были празднуемые Святители, как они жили и действовали, как относились к своему времени. Празднуемые нами ныне три Святителя – Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , как вы знаете из истории, своими именами положили особенную печать на своё время, дали название своему веку – золотого века. Из детства их вы знаете, что они были детьми, украшающими свои семейства. Примерное почитание и повиновение родителям, прилежание к начальному образованию и, особенно, к закону Божью, усердие к молитве, проявление благочестивой жизни и доброй нравственности – вот чем отмечено детство празднуемых ныне трёх Святителей. В период школьного своего воспитания они представляли прекрасный образец для своих товарищей, любовь к науке и к труду вообще и особенно усердием к храму Божию. Добрые христианские свойства особенно делались заметными у них в школе потому, что они учились в школах языческих. Вступив в жизнь, сделавшись пастырями церкви, празднуемые Святители составили собой славу церкви. Глубокая вера, основательное знание христианских догматов, строго благочестивая жизнь, сильное слово и дар красноречия, плодотворная пастырская деятельность, твёрдость характера и несокрушимость оного даже перед сильными мира сего – всё это имело такое значение, такое влияние на те общества, где они жили, что они перерождали самые общества, заставляли это общество чуть не боготворить их, и тогдашние христиане не знали, кому из Святителей воздать более чести. Сколько примеров для подражания для вас, воспитанники сего училища, в этой краткой характеристике жизни и деятельности празднуемых Святителей! Но их высокие качества ещё виднее будут для нас, ещё поучительнее, если мы припомним то время, когда жили эти св. отцы и как относились они к своему времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В 1871 году великий старец Оптинский преподобный Амвросий дал своё истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения. Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия с семью малоазийскими церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны — Рим, Троя, Египет и Россия — символизируют эту Церковь. После расцвета жизни во Христе и падения первых трёх показана Россия, после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения Заповедей Божиих и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, т.е в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Предреченное преподобным Амвросием Оптинским о России вскоре исполнилось и продолжает исполняться на наших глазах. Всё предельно просто и реально, и близко — слишком многое зависит от нас. «Береги 19 число» Жизнь святителя Филарета Московского — уникальный сплав строгого подвижничества, кипучей административной деятельности и высокого богословия. В этом смысле она — такое же удивительное явление, как подвиг древних столпов Церкви: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, или его предшественников на Московской кафедре Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена. Говорят, что Пушкин — это «русский человек в его наивысшем развитии». Несравненно больше это определение подходит святителю Филарету. Или любимому им святому — преподобному Сергию Радонежскому. Поистине Христово смирение — единственное основание подлинного богословия. Взвешенность, тонкость, прозрачность, точность — вот что мы можем видеть во всех его высказываниях, действиях и мыслях. Митрополит Платон говорил о нем: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски». А святитель Игнатий Брянчанинов восклицал: «Он умён, как летний полдень».

http://moral.ru/st_philaret/

В начале XIX в. встал вопрос о новом здании для церкви. В 1803 г. заложили трехпрестольную церковь во имя Нерукотворного Спаса с приделами во имя святого пророка Илии и трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Основным источником денег на строительство стали пожертвования прихожан. Согласно «Ведомости о церкви» Тобольско-подгорного ведомства Уватского села Спасской церкви за 1838 г., церковь располагалась на каменном фундаменте, снаружи и внутри была оштукатурена. Цитирую: «Пол деревянный сосновый. Деревянная колокольня оштукатурена, покрыта железом и окрашена зеленой краской, на ней железный позолоченный крест. Паперть (крыльцо) деревянная, крыта железом. Вся территория церкви была обнесена деревянным забором. К 1838 году церковь была ещё полностью не достроена. Престолов в ней три, «в настоящем холодном, во имя Спаса Нерукотворного Образа, в церкви штукатурено, но иконостас не поставлен; по правую руку во имя Илии пророка иконостас поставлен, но не освящен, по левую теплой во имя Трех Святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста освящен в 1823 году января 30 дня. Служба проводится. Утвари достаточно». Колокольня по плану только еще строится. Первым священником в новой церкви стал Стефан Наумов. Для строительства храма выбиралось самое красивое место. Он был виден издалека, звон его колоколов утешал усталого путника. Земли при церкви составляли 33 десятины. Но данным земельным наделом владели крестьяне за добровольную ругу (выплаты духовенству в Русском государстве и Российской империи, выдаваемые обычно из государственной казны или из собственных средств прихожан). Причт существовал при церкви с первой четверти XIX в. и состоял из трех священников, двух дьяконов, шести причетников. Зданий при церкви не было, священнослужители имели собственные. Жалование священнослужителям не давалось, а жили они на добровольную, но весьма бедную ругу прихожан. По данным 1908 года, священникам платили от 137 до 294 рублей, дьяконам - 147 рублей, псаломщикам - 35-98 рублей ежегодно.

http://sobory.ru/article/?object=48374

Понятие «προαρεσις» у свт. Григория Нисского Согласно свт. Григорию Нисскому , ипостаси Троицы обладают избирательной потенцией, являемой в творении. Слово, как и Дух, – есть сама Жизнь (Саможизнь), они самодвижны и обладают избирательной силой 12 . Нисский святитель говорит о произволении Слова, что оно никогда не склоняется ко злу, ибо это противно Божию естеству, что подчеркивает неразрывную взаимосвязь «προαρεσις’а» с природной энергией 13 . Не может Начало, господствующее над миром, в котором есть произволяющие (προαιρετικν) субъекты, быть без произволения, подобно непроизвольной (προαρετον) судьбе 14 . Поэтому свт. Григорий относит «προαρεσις» к избираемому характеру деяний, а не к произведению природы (что делали ариане, изображая Сына произвольным произведением Отца и низводя Его на уровень творения) 15 . Однако Нисский богослов подчеркивает, что рождение Сына одновременно и природно и не непроизвольно для Отца 16 . Он подчеркивает, что «προαρεσις» в Боге не может отступать от лучшего, почему, хотя само слово «προαρεσις» и применяется к Богу с определенной условностью, но благо имения Сына является произвольным для Отца, что соответствует лучшему возможному его произволению и не вводит разделения по естеству. Для пояснения своей мысли свт. Григорий прибегает к аналогии огня и «произвольного» ипостасного света, источаемого огнем, как образа внутреннего вечного движения рождения ипостаси Сына в Боге. Природное действие происходит согласно произволению (προαρεσις), которое никогда не рассматривается само по себе, отдельно от порождаемого им движения 17 . В Св. Троице Нисский святитель исповедует тождество произволения согласно единству природы, но одновременно признает трех произволяющих, имеющих общение в едином произволении (προαρεσιν κοινωνας) 18 . Согласно Нисскому святителю, свобода «προαρεσις’а «отражает одну из черт образа Божия в человеке 19 . «Προαρεσις» есть автономная (ατονμος) свобода распоряжения субъектом собственными мыслями, пользования своим разумом и выражает богообразные самовластие и господство человека 20 . Свт. Григорий различает анализ мыслей умом и акт принятия решения 21 . Одновременно «προαρεσις» может отражать наше стремление к Богу, и степень нашей синергии с Ним, и томительное колебание духа падшего человека 22 . Христос приобщился нашей природе, но не воспринял болезнь «προαρεσις’а», выражающуюся в погрешительной страстности 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Сохранилось 5 сочинений Н. Н. Ему принадлежат 4 трактата на сир. языке, известные в единственной рукописи Lond. Brit. Lib. Add. 14594 (приобретена игум. Муше Нисибинским в 932 г. для егип. мон-ря Дейр-эс-Суриан): 1) «Апологетический трактат» (изд. и лат. пер.: Roey. 1948); 2) полемический трактат в 4 главах против Фомы, несторианского митр. Бет-Гармая (ранее в историографии ошибочно отождествлялся с известным несторианским автором IX в. Фомой Маргским - см.: Fiey J. M. Thomas de Marga: Notule de littérature syriaque//Le Muséon. Louvain, 1965. Vol. 78. P. 362-364), написанный в тюремном заключении в Самарре; 3) послание, отвечающее на вопросы о догматах о Св. Троице и Боговоплощении; 4) послание, отвечающее на христологические вопросы мон. Иоанна. По заказу сына Ашота Мсакера, кн. Баграта II, Н. Н. составил на араб. языке «Толкование на Евангелие от Иоанна», сохранившееся только в арм. переводе 2-й пол. IX в. (изд.: Чракян. 1920; англ. пер.: Thomson. 2014). Согласно введению к арм. переводу, «Толкование...» представляло собой «агарянское» (арабское) переложение сир. источников и переводилось на арм. язык дважды: сначала по приказу Смбата Багратуни, затем по заказу Марии Багратуни, сюникской государыни, дочери князя князей Ашота I Багратуни. Помимо широкого спектра оригинальных сир. источников, Н. Н. также использовал комментарии святителей Иоанна Златоуста и Кирилла Александрийского, Севериана , еп. Габальского, и др. авторов в сир. переводах. Арм. перевод «Толкования...» оказал заметное влияние на средневек. арм. лит-ру, в частности на экзегезу Евангелия от Иоанна Саргиса Кунда и Григора Татеваци (сочинения написаны в 1177 и 1409 соответственно; см.: Thomson. 2014. P. XXXIII). В арм. средневек. традиции Н. Н. иногда путали с др. Нонном - александрийским комментатором VI в., к-рому приписываются самые ранние толкования сочинений свт. Григория Богослова ; арм. перевод этих комментариев, выполненный во 2-й пол. VI в., важен для критического изучения греч. оригинала (см.: Shirinian M. E. The «Liber Causarum»: A Mediaeval Armenian Isagogical Collection//Le Muséon. 2017. Vol. 130. N 1/2. P. 139-176). Богословско-философские взгляды

http://pravenc.ru/text/2577947.html

С тайной учительства связана тайна святительства. Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст - это святители, которые молятся Богу и сами составляют Ему молитвы и службы. Не потому, что они владеют каким-то особенным даром слова (хотя он действительно есть у них), а потому, что Господь освящает этот дар и направляет на высшее служение. Они сами составители Божественной Литургии, где совершается Божественная Евхаристия, и это - знание видения Живого Бога, которое они преподают нам. Это их стояние на страже истины и отражение всех лжеучений, посягающих на святость веры. Значит, нам необходимы молитва и слово Божие, в которых заключена полнота исповедания нашей веры. Разрешая самые сложные вопросы духовной жизни, святители отвечают на них простым цитированием Священного Писания. Святой Иоанн Златоуст на угрозы, что будет сослан за открытое исповедание веры, отвечает: " Господня земля, и что наполняет ее " (Пс. 23, 1). На угрозы, что у него отнимут имущество, Святитель говорит: " Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него " (1 Тим. 6, 7). Смертию угрожают, он отвечает: " Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение " (Флп. 1, 21) - эти слова апостола Павла становятся его собственными словами. У святого Василия Великого есть поучительные наставления в вопросах и ответах, которые составлены только из Священного Писания. И ни одного слова собственного комментария. На такой глубине слова жили эти люди. Они жили словом Божиим, и Слово Божие говорило через них. " Золотые уста " , - говорим мы. На самом деле, это уста, через которые говорит Бог. Святые отцы учили нас: " Золото приняли, золото и передайте другим " . Мы все приняли золото, то есть веру, и другим должны передать то, что приняли. Поэтому ответственность за тот дар, который мы имеем в Церкви, лежит на всех нас. Всматриваясь в подвиг святителей, мы должны изумляться, как богословие питает их молитву, и молитва является продолжением богословия. Точно так же, как части Священного Писания переходят одно в другое. Как молитва святого Иоанникия Великого, которою он сопровождал чтение Псалтири: " Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый... " , которая естественна тайне исповедания Пресвятой Троицы, - является ли она продолжением богословия или органично входит в текст Священного Писания. Точно также у богословов-святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого их молитва, их богословие соединяются друг с другом, питают друг друга.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-1_11...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010