В нояб. 1922 г. III Всеамериканский Собор в Питтсбурге (шт. Пенсильвания) избрал митр. Платона правящим архиереем Североамериканской епархии. 29 сент. 1923 г. патриарх Тихон утвердил это избрание, освободив митр. Платона от управления Херсонской и Одесской епархией. В окт. того же года обновленческое Высшее церковное управление назначило прот. Иоанна Кедровского «митрополитом Североамериканским». Правосл. приходы в США и Канаде отказались признавать полномочия прот. И. Кедровского, однако тому при поддержке советских властей удалось оспорить в амер. судах принадлежность правосл. храмов Североамериканской епархии. Наиболее тяжелым последствием этих судебных тяжб стала передача в 1926 г. обновленцам кафедрального Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке. Советские власти оказывали давление на патриарха Тихона с целью заставить его отстранить митр. Платона от управления Североамериканской епархией. 12 дек. 1923 г. Комиссия по проведению отделения церкви от государства (т. н. Антирелигиозная комиссия) при ЦК ВКП(б) приняла резолюцию: «Поручить т. Тучкову провести через Тихона увольнение Платона от должности» (Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 533). 22 янв. 1924 г. в московской газ. «Известия» был напечатан указ патриарха Тихона от 16 янв. об отстранении митр. Платона от управления Североамериканской епархией «ввиду имеющихся данных о контрреволюционных выступлениях, направленных против Советской власти и пагубно отражающихся на Православной Церкви». Согласно указу, предполагалось иметь особое суждение о кандидате на Североамериканскую кафедру, которому надлежало объявить патриаршее распоряжение митр. Платону, принять от него все церковное имущество и управлять епархией по особой инструкции (Акты свт. Тихона. С. 309). Однако нового управляющего епархией свт. Тихон так и не назначил, поэтому фактически указ в силу не вступил. Как докладывал Кедровский в обновленческий синод, отстранение митр. Платона было формальным: патриарх дал архиерею негласное указание продолжать управление епархией (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 514).

http://pravenc.ru/text/2563398.html

На следующий день признанным главой ВЦУ стал примкнувший к обновленцам еп. Антонин (Грановский) , в июне Л. упоминался уже как рядовой член ВЦУ. Вместе с еп. Антонином провел первые обновленческие «хиротонии» без предварительного пострижения в монашество. 18 июня был возведен в «архиепископа Крутицкого», но вскоре лидеры обновленцев приняли решение об удалении его из Москвы. 6 июля Л. был назначен «архиепископом Пензенским и Саратовским». В Пензе заключил соглашение с «епископом» Иоанникием Смирновым, «хиротонисанным» В. Путятой ; сумел захватить несколько городских храмов, в т. ч. Покровскую ц. Согласно отчету ГПУ, не пользовался в епархии авторитетом: «Пензенцам он известен по настоятельствованию в одном из монастырей, где зарекомендовал себя пьянством, распутством и т. д.» (Политбюро и Церковь. Кн. 2. С. 327). 4 окт. 1922 г. ВЦУ было вынуждено перевести Л. на Орловскую кафедру, а 26 марта 1923 г. он был уволен на покой. Был участником обновленческого «Поместного собора» в мае 1923 г., подписал постановление о лишении патриарха свт. Тихона духовного сана и монашества. 4 мая Л. был в числе обновленческой делегации, допущенной властями к арестованному патриарху для вручения грамоты о лишении его сана, при этом лично требовал от свт. Тихона снять священнические одежды. В дальнейшем проживал в Москве. В янв. 1925 г. участвовал в организованном обновленческим синодом совещании по выработке программ духовных учебных заведений. В окт. того же года участвовал во 2-м обновленческом «Поместном соборе» в Москве. 25 сент. 1928 г. был возведен обновленческим синодом в сан «митрополита». В марте 1931 г. в связи с 80-летием назначен почетным членом обновленческого синода. Скончался вне общения с канонической Церковью. Похоронен на московском Ваганьковском кладбище. Лит.: Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 72-75, 91, 96, 109, 110, 280, 350; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 166-168; Акты свт. Тихона. С. 217, 979; Цыпин. История РЦ. С. 79-81, 84, 98; «Обновленческий» раскол. С. 35, 37, 69-70, 79, 103, 215, 218-220, 223, 226-229, 248, 252, 253, 309, 334, 336, 363, 419, 809-810; Сорокин В., прот. Исповедник: Церк.-просветительская деятельность митр. Григория (Чукова). СПб., 2005. С. 678. А. А. Бовкало Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 1872-?), бывш. еп. Тираспольский, с 1922 г. в обновленческом расколе АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской "

http://pravenc.ru/text/2463447.html

патриарха Московского и всея России свт. Тихона был уволен в авг. того же года обновленческим Высшим церковным управлением на покой. Пребывал в Коренной в честь Рождества Пресв. Богородицы пуст. до ее закрытия властями, после чего переехал в Знаменский мон-рь в Курске. После освобождения свт. Тихона в июне 1923 г. был возвращен им к служению, однако уже в авг. того же года обратился к патриарху с просьбой уволить его на покой, ссылаясь на состояние здоровья и нежелание из-за угрозы церковного раскола противостоять обновленцам. 19 окт. того же года уволен на покой. 25 апр. 1925 г. возвращен патриаршим местоблюстителем Крутицким митр. сщмч. Петром (Полянским) к управлению Курской и Обоянской епархией (по др. сведениям, вернулся на Курскую кафедру в июле 1924). В апр. 1926 г. Н. подписал обращение 25 архипастырей в поддержку позиции заместителя патриаршего местоблюстителя Нижегородского митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) и с осуждением организаторов григорианского раскола . 9 апр. 1927 г. был арестован, но уже 21 мая освобожден под подписку о невыезде. 8 июля того же года постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам ИТЛ условно. Из-за вынесенного приговора в февр. 1928 г. был вынужден уйти на покой. Переехал в Одессу, где скончался 22 июля (по др. данным - 2 июля) того же года. Был похоронен на 2-м одесском христ. кладбище. В 1987 г. останки Н. были торжественно перезахоронены в некрополе Свято-Успенского муж. мон-ря рядом с могилами др. архипастырей, скончавшихся в Одессе. Соч.: К вопросу о клятвах Антиохийского патр. Макария и Собора 1656 на знаменующихся двуперстно//МОб. 1910. 1. С. 37. Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Лит.: Состав Свят. Правительствующего Синода и Рос. церк. иерархии на 1917 г. Пг., 1917. С. 86-87; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 15-18; Акты свт. Тихона. С. 166, 450, 982; Дамаскин. Кн. 4. С. 64, 102, 103; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 193-202; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. С. 385. Рубрики: Ключевые слова: АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/text/2564626.html

В 1851 г. Патриарх Иерофей II получил разрешение императора Николая I на отправку в Россию для сбора пожертвований епископа Фиваидского Никанора, который собрал значительные суммы денег. 21 мая 1855 г. митрополит Московский свт. Филарет (Дроздов) передал Александрийской Патриархии храм свт. Николая Чудотворца (Николы в Подкопаях). Первым настоятелем Александрийского подворья в Москве служил епископ Фиваидский Никанор, проведший более 10 лет в России. 4 января 1866 г. он был избран новым Патриархом Александрийским . В 1900 г. Патриархом стал митрополит Назаретский Фотий, занимавший престол до 1925 г. и оказавший определенную помощь представителям русской белой эмиграции, создавшим в Египте несколько церковных общин. С восстановлением патриаршей формы управления Русской Православной Церкви и избранием 5 ноября 1917 г. на патриаршую кафедру митрополита Московского и Коломенского свт. Тихона были установлены отношения между новым Предстоятелем Русской Православной Церкви и Александрийским Патриархом Фотием, однако начавшиеся вскоре антирелигиозные гонения советских властей не дали им нормально развиваться. После кончины Святейшего Патриарха Тихона в 1925 г. на два года внешние сношения Московского Патриархата и Александрийской Церкви оказались прерванными. При этом Александрийский Патриархат поддерживал тесные непосредственные связи с раскольниками-обновленцами. В частности, его представитель в Москве архимандрит Павел (Катаподис) был почетным членом раскольнического лжесинода. Правда, он в 1925 г. не участвовал в работе Третьего Собора обновленцев, так как не получил из-за смерти Патриарха Фотия «надлежащей грамоты». Впрочем, когда 10 ноября 1925 г. сформированный лжесобором «Синод» избрал свой президиум, в нем, как и раньше, почетным членом был назван архимандрит Павел. В 1927 г. обновленцы планировали провести свой очередной «Собор» и послали приглашение участвовать в нем Александрийскому Патриархату. Его Синод допустил участие своих представителей в «Соборе», однако постановил, что женатые архиереи участвовать не должны. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви за границей в своем определении от 2 сентября 1927 г. упомянул про грамоту Александрийского Патриарха «о намерении принять участие в предстоящем обновленческом Соборе в Москве» (этот «Собор» не состоялся) .

http://bogoslov.ru/article/6172590

Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу, и сегодня терзаемую многими противоречиями и привнесением очень опасных стихий мира сего! Особенно мы молимся сегодня об Украине, о нашем народе, который подвергается там дискриминации. Мы просим Господа остановить руку гонителей, с тем чтобы они не повторили страшных ошибок, которые совершили гонители времен Патриарха Тихона. И мы знаем, где сейчас гонители тех времен — где-то на задворках истории, я бы даже сказал совсем жестко: на помойке истории. Пусть задумаются те, кто поднимает руку на Православную Церковь нашу на Украине. Нельзя повторять ошибки тех, кто совершил преступление против Церкви. Бог поругаем не бывает. Церковь не поднимает народные волнения, не призывает к политическим выступлениям, но Церковь молится, и ее молитва достигает престола Божия — как во времена Патриарха Тихона, так, верим, и в наше время. Поэтому сегодня наше молитвенное воздыхание к святителю Тихону соединяется с горячей просьбой о его заступничестве за Церковь нашу пред лицом Божиим, за всех тех, кто в России, на Украине, в других местах составляет единое тело Русской Православной Церкви, недавно отпраздновавшей 1030-летие своего исторического бытия. И верим, что эти молитвы сильнее человеческой воли, особенно злой. Его молитвами да хранит Господь Церковь нашу в единстве, в духовной силе, а в народе нашем да хранит крепко веру православную. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XLV, 11–17 . На веч.: Быт. XXII, 1–18 . Притч. XVII, 17 – XVIII, 5 . 19 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5316988.ht...

После освобождения из-под ареста Патриарха Тихона и издания им 15 июля 1923 г. послания, в котором он определил, что обновленчество - это отпадение от Церкви, ситуация изменилось. Собрание казанских приходов признало каноническую власть И. как заместителя митр. Кирилла. 20 июля И. совершил открытое богослужение по праздничному чину в соборе Богородицкого мон-ря. В последующие 3 дня он принимал покаяния и освящал малым чином возвращенные в Патриаршую Церковь храмы. У обновленцев в Казани осталось только 3 церкви. Тем не менее власти отказывались зарегистрировать правосл. епархиальное управление и запрещали поминовение на богослужениях имен Патриарха Тихона и митр. Кирилла. После доносов обновленцев, обвинявших И. в «антисоветской деятельности», он был вызван 13 сент. 1923 г. в отдел НКВД, с него взяли подписку о невыезде из Казани. 20 нояб. И. было запрещено служение в храмах, он был вынужден официально передать временное управление епархией еп. Афанасию (Малинину). 15 мая 1924 г. по вызову ГПУ И. выехал в Москву, где 16 мая был арестован и помещен в Бутырскую тюрьму, 23 авг. освобожден с запрещением выезда из Москвы в свою епархию. Поселился в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре . И. нередко причисляют к Даниловской группе непоминающих , хотя о к.-л. связях его с др. архиереями-«даниловцами», позднее участвовавшими во внутрицерковной полемике, неизвестно. 11 апр. 1925 г. И. был в числе священнослужителей, совершавших панихиду у гроба свт. Тихона, а затем погребение Патриарха. Присутствовал на Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. , подтвердившем полномочия Патриаршего Местоблюстителя митр. сщмч. Петра (Полянского) . Вместе с митр. Петром вел переговоры с властями об организации Синода, по просьбе Местоблюстителя и по его черновому тексту составил проект декларации об отношениях Церкви и Советского гос-ва, в к-ром предлагалось «предоставить наиболее многочисленной Православной Церкви права легального свободного существования» (текст не был передан представителям властей из-за отказа митр. Петру во встрече с главой советского правительства).

http://pravenc.ru/text/578054.html

Затем Святейшего Владыку приветствовал протоиерей Владимир Воробьев. Ректор ПСТГУ преподнес Его Святейшеству икону с изображениями святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, и святителей-новомучеников ХХ века, предстоящих Державной иконе Божией Матери. Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . Предстоятель Русской Церкви передал в дар ПСТГУ Владимирскую икону Божией Матери, протоиерею Владимиру Воробьеву был вручен крест с украшениями. «Хотел бы поблагодарить Вас, отец Владимир! Вы основатель, вдохновитель, труженик, человек, который отождествил себя с этой школой. В память о сегодняшнем совместном служении хотел бы преподнести вам крест с украшениями», — сказал Святейший Владыка, вручая награду. Студентам ПСТГУ Святейший Патриарх передал свою книгу «Только жизнь. Диалог с молодежью». Далее преподавателям и сотрудникам вуза были вручены церковные ордена. Указом Святейшего Патриарха Кирилла в ознаменование 30-летия основания Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и во внимание к трудам на ниве духовного образования наград Русской Православной Церкви были удостоены: «Еще раз всех вас поздравляю, дорогие многочтимые владыки, отцы, братья и сестры, студенты! И еще раз призываю благословение Божие, чтобы Его силой, Его милостью мы хранили себя от всякого зла и с упованием на Его волю благую и совершенную шествовали по своему жизненному пути. Храни вас Господь!» — сказал в завершение Предстоятель Русской Церкви. Затем по благословению Святейшего Патриарха Кирилл управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий  возглавил торжественный годичный акт ПСТГУ. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 18 апреля 2024 г. (5 апреля ст.ст.) четверг Четверток Великого канона. Мчч. Агафопода диакона, Феодула чтеца и иже с ними (ок. 303). Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея России (1652). Прп. Пуплия Египетского (IV). Прпп. Феоны, Симеона и Форвина (IV). Прп. Марка Афинского, Фраческого (ок. 400). Прп. Платона, исп. Студийского (814). Прп. Феодоры Солунской (892).

http://patriarchia.ru/db/text/5977724.ht...

В наши дни, братие, – дни, которые не могут особенно похвалиться миром, в которые меч как бы висит в воздухе, в которые государства соревнуют друг другу в вооружениях, – в наши дни раздался мощный голос о мире. К великой нашей радости, соотечественники, призыв этот раздался с высоты Русского престола, от нашего Благочестивейшего Государя Николая II. И к утешению нашему, призыв его находит одобрение и сочувствие у разных народов, в том числе и среди того народа, где мы живем. Пусть же в сии спасительные дни, когда св. церковь воспевает ангельскую песнь о мире на земле, пусть от края в край разносится и от силы в силу восходит и глас нашего Государя, призывающий народы к миру, приглашающий расковать копья на серпы и мечи на орала ( Ис.2:4 )! Пусть также все друзья мира убедятся, что церковь православная, Первородный сын которой ныне призывает всех к миру, есть воистину царство мира на земле! Разумейте языцы, яко с нами Бог мира и любви! И посему, жаждущие мира, труждающиеся и обремененнии, притекайте к церкви Христовой и зде вы обрящете покой душам вашим! Аминь. 25 декабря 1898 г./6 января 1899 г. г. Сан-Франциско АПВ, 1899, т. III, 3, с. 82–85. Патриарх Тихон. Россия в проказе. М.: ЛОДЬЯ, 1998. С. 34–37. Слово Православия в Америке. Проповеди и поучения святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, просветителя Северной Америки. Миссионерское служение. Исторический очерк/Сост. С.С. Широков. М.: Сретенский монастырь, 2001. С. 9–10, 12–14. Архипастырь страждущей Руси. Святитель Тихон, Патриарх Московский: слова, послания, письма. М.: Изд-во сестричества во имя свт. Игнатия Ставропольского, 2004. С. 56–60. Святитель ТихонПатриарх Московский, Просветитель Северной Америки. Миссионерское служение и духовное наследие/Сост. С.С. Широков. М.: Центр миссионерских исследований, 2009. С. 191–193. Читать далее Источник: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского [Текст] : проповеди, статьи/[сост. А. В. Попов]. – Санкт-Петербург : Сатисъ, 2011. – 191 с. : портр.; 25 см. – (Русская церковь в XX столетии : документы, воспоминания, свидетельства).; ISBN 978–5-7868–0030–3 (в пер.)

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

После женитьбы сына о. Феодор смог осуществить свою давнишнюю мечту о монашестве - он поступил в Зосимову пуст., где 30 нояб. 1898 г. игум. Германом был пострижен во иеромонаха с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского. Первыми послушаниями А. стали клиросное пение и совершение богослужений, затем - обучение молодых монахов Закону Божию. Нек-рое время спустя А. был назначен духовником обители, его духовными детьми помимо богомольцев стали многие монахи, а через неск. лет и сам игумен. В 1903 г. А. был награжден наперсным крестом. В 1906 г. во время Великого поста А. тяжело заболел воспалением легких и готовился к кончине, однако поправился после соборования. С того времени старчество и духовничество стали главным делом А., все др. послушания были отменены игуменом. Летом 1906 г. А. переехал в специально построенную избушку-келью. Вместе с тем старец стремился к безмолвию и уединению и 3 февр. 1908 г. ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: гос. деятели и архиереи, священники и иеромонахи (большей частью воспитанники МДА), монахи и монахини из разных мон-рей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами А. были св. блгв. кнг. Елисавета Феодоровна и схиигум. Фамарь (Марджанова) , в 1908 г. основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пуст. посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новосёлова : С. Н. Булгаков , свящ. Павел Флоренский и др. А. обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Здоровье же самого А. ухудшалось, и он неоднократно просил у игум. Германа благословения уйти в полный затвор, что и исполнил, получив разрешение, 6 июня 1916 г. В 1909 г. А. принимал участие в съезде монашества в ТСЛ (см. Съезды монашества в России ). По личной просьбе свт. Тихона (Белавина) А. был избран членом Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг . и 5 нояб. 1917 г. в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание свт. Тихона во Всероссийского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/174604.html

После попытки в мае 1922 г. захвата церковной власти обновленческим Высшим церковным управлением возглавляемый М. приход, один из немногих в Петрограде, оставался в Патриаршей Церкви. 29 июня того же года М. был арестован по делу петроградских правосл. братств. Находился в Доме предварительного заключения (бывш. Шпалерная тюрьма), затем во 2-м исправительном доме (бывш. Пересыльная тюрьма). Дал сведения о руководстве православных братств Петрограда. 18 авг. освобожден под подписку о невыезде. 14 сент. решением Петроградского губотдела ГПУ дело М. было прекращено. В кон. окт. 1922 г. был вновь арестован, но вскоре освобожден. В авг. 1923 г. из-за закрытия Николаевской ц. перешел с членами Спасского братства в храм во имя святых Космы и Дамиана. К тому времени были арестованы и высланы из Петрограда все не признававшие обновленцев викарные епископы, к-рые управляли епархией после казни Петроградского митр. сщмч. Вениамина (Казанского ; † 13 авг. 1922); из 123 городских приходов 115 пребывали в обновленчестве. Между тем освобождение в Москве в июне 1923 г. из заключения патриарха Московского и всея России свт. Тихона создавало возможности для возрождения канонической Петроградской епархии. По имеющимся сведениям, в Патриархии намечалось назначение на Петроградскую кафедру Волоколамского еп. Феодора (Поздеевского) , однако еп. Феодор отказался от назначения. Отказались от управления Петроградской епархией и др. архиереи, опасавшиеся преследований со стороны советских властей, активно поддерживавших обновленцев. В таких условиях авторитетные в Петрограде церковные деятели прот. Михаил Прудников и Л. Д. Аксёнов (арендатор бывшего епархиального свечного завода, близкий знакомый патриарха Тихона) предложили М. в качестве кандидата в епископы. 21 сент. 1923 г. в Даниловом во имя преподобного Даниила Столпника московском мужском монастыре он был возведен еп. Феодором (Поздеевским) в сан архимандрита. В тот же день в Михайловской ц. московского Донской иконы Божией Матери мужского монастыря состоялось наречение М. во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. Хиротонию 23 сент. того же года в московском храме во имя св. Димитрия Солунского на Благуше возглавил патриарх Тихон. М. был назначен управляющим Петроградской епархией. Вручая епископский жезл, свт. Тихон напутствовал новопоставленного архиерея: «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся и верни мне епархию».

http://pravenc.ru/text/2561884.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010