Архив Пн Святейший Патриарх Кирилл передал в музей Московской духовной академии антиминсный плат начала XX века 14 сентября 2021 г. 19:14 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл передал в музей Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет» антиминс, относящийся ко времени Патриарха Московского и всея Руси Тихона . Антиминс представляет собой рукописный фигуративный плат начала XX века, расписанный в цвете.  В настоящее время «Церковно-археологический кабинет» Академии обладает большой коллекцией антиминсов, включающей более 700 единиц хранения. В собрании находятся рукописные антиминсы, самый ранний из которых относится ко второй половине XVI века, и печатные.  «Настоящим сообщаю Вам о том, что мною принято решение о передаче в археологический кабинет Московской духовной академии антиминсного плата (не освященного и не подписанного), относящегося ко времени Святейшего Тихона, Патриарха Всероссийского . Полагаю, что данный артефакт, представляющий немалый исторический интерес, достойно пополнит музейную коллекцию Академии», — отметил в своем письме ректору МДА  епископу Звенигородскому Феодориту Святейший Владыка. Дар Его Святейшества имеет большую ценность. Он пополнит коллекцию антиминсов XX столетия музея Московской духовной академии «Церковно-археологический кабинет», которая в современных музеях мало представлена. Сайт МДА /Патриархия.ru Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/5842807.ht...

И мы знаем, что, несмотря на последовавшие еще более суровые гонения, несмотря на почти полное уничтожение Православной Церкви к 1939 году, вера в сердцах людей сохранилась. В грозные военные годы происходит возрождение — не по приказу свыше, а как мощное внутреннее движение людей, которые уже не боялись открыто исповедовать свою веру, потому что слишком велики и страшны были опасности, обрушившиеся на страну. И власть поняла, что Церковь и вера могут вдохновить людей, укрепляя их убежденность в правоте своей борьбы, подавая реальную духовную помощь в сопротивлении врагу. Если бы не святитель Тихон, если бы не сонм наших исповедников и мучеников, то, может быть, этому поколению людей уже было бы недостаточно внутренней силы, чтобы возродилась вера православная. Поэтому мы с благодарением Богу взираем на светлый облик святителя Тихона, который в трудную годину возглавил Церковь для того, чтобы сохранить веру в сердце нашего народа. И сегодня мы прибегаем к нему с молитвой, прося помощи Отечеству нашему, народу нашему, Церкви нашей в сохранении духовного единства, в сохранении веры православной, в преодолении бед, скорбей и напастей, которые выпадают на нашу долю; и верим, что святитель Тихон предстоит Господу и молится о своей всероссийской пастве. Его молитвами да сохранит Господь Россию, Украину, Беларусь — все пространство исторической Руси — в мире, единомыслии, духовном единстве. Его молитвами да сохранит Господь единство Церкви нашей, которое является залогом духовного единства братских народов. Его молитвами да сохранит Господь Церковь нашу и народ наш от всяких напастей, бед и зол. Аминь». Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432).

http://patriarchia.ru/db/text/2631397.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИСТИННО ПРАВОСЛАВНЫЕ ХРИСТИАНЕ I. Общее название нелегальных религ. сообществ и групп в СССР в 20-80-х гг. XX в., часть катакомбного движения ; II. Самоназвание ряда неканонических псевдоцерковных орг-ций в России и на Украине с 90-х гг. XX в. Как синонимы И. п. х., так и самостоятельно употреблялись термины «истинно православные», «Истинно православная Церковь» (ИПЦ) (об именующих себя «Истинно православные Церкви» раскольничьих старостильных организациях в Греции, Болгарии и др. странах см. в ст. Старостильные Церкви ). I. Первое документально зафиксированное появление термина «истинно православные» относится к 1923 г. и связано с реакцией верующих на возникновение обновленчества . В письмах в защиту Патриарха свт. Тихона , к-рые направлялись в Комиссию по делам религиозных культов при ВЦИК СССР из правосл. приходов Сев. Кавказа, Ср. Азии и Центр. Черноземья, верующие называли себя «истинно православными», противопоставляя, т. о., свои сохранившие верность Патриарху общины обновленческим. Однако затем «истинно православными» стали именоваться преимущественно религ. группы, которые не признавали канонической высшей церковной власти и выступали за переход к тайным (катакомбным) формам религ. жизни. Впервые термин «истинно православные христиане» в этом значении стал употреблять еп. Андрей (Ухтомский) . Став одним из основателей катакомбного движения, с нач. 20-х гг. XX в. он практиковал тайные хиротонии викарных епископов для разных епархий. После кончины свт. Тихона ( 1925) еп. Андрей не согласился с передачей управления Церковью Патриаршему Местоблюстителю митр. сщмч. Петру (Полянскому) и впосл. не признавал канонических прав Заместителя Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) , обвиняя обоих в компромиссах с советскими властями. По нек-рым сведениям, еп. Андрей, порвав с Патриаршей Церковью, перешел в старообрядчество (по др. данным, речь шла о попытке присоединения старообрядцев к Православию). Именно от старообрядцев, по мнению совр. исследователей, еп. Андреем был заимствован и термин «истинно православные христиане», встречавшийся в старообрядческой литературе. Так, одно из самоназваний существующего с XVIII в. беспоповского согласия бегунов - истинные православные христиане странники (ИПХС; см. в ст. Странники ).

http://pravenc.ru/text/675029.html

После женитьбы сына о. Феодор смог осуществить свою давнишнюю мечту о монашестве - он поступил в Зосимову пуст., где 30 нояб. 1898 г. игум. Германом был пострижен во иеромонаха с именем А. в честь свт. Алексия , митр. Московского. Первыми послушаниями А. стали клиросное пение и совершение богослужений, затем - обучение молодых монахов Закону Божию. Нек-рое время спустя А. был назначен духовником обители, его духовными детьми помимо богомольцев стали многие монахи, а через неск. лет и сам игумен. В 1903 г. А. был награжден наперсным крестом. В 1906 г. во время Великого поста А. тяжело заболел воспалением легких и готовился к кончине, однако поправился после соборования. С того времени старчество и духовничество стали главным делом А., все др. послушания были отменены игуменом. Летом 1906 г. А. переехал в специально построенную избушку-келью. Вместе с тем старец стремился к безмолвию и уединению и 3 февр. 1908 г. ушел в неполный затвор. Несмотря на это, к нему приезжало все больше и больше людей всех возрастов и сословий: гос. деятели и архиереи, священники и иеромонахи (большей частью воспитанники МДА), монахи и монахини из разных мон-рей, военные, врачи, чиновники, учителя, профессора и студенты, рабочие и крестьяне. Духовными чадами А. были св. блгв. кнг. Елисавета Феодоровна и схиигум. Фамарь (Марджанова) , в 1908 г. основавшая по его благословению Серафимо-Знаменский скит под Москвой. Зосимову пуст. посещали члены религиозно-философского кружка М. А. Новосёлова : С. Н. Булгаков , свящ. Павел Флоренский и др. А. обладал даром прозорливости и исцеления духовных и телесных болезней. Здоровье же самого А. ухудшалось, и он неоднократно просил у игум. Германа благословения уйти в полный затвор, что и исполнил, получив разрешение, 6 июня 1916 г. В 1909 г. А. принимал участие в съезде монашества в ТСЛ (см. Съезды монашества в России ). По личной просьбе свт. Тихона (Белавина) А. был избран членом Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг . и 5 нояб. 1917 г. в храме Христа Спасителя вынул жребий, определивший избрание свт. Тихона во Всероссийского Патриарха.

http://pravenc.ru/text/174604.html

Сохранились воспоминания об этом событии жительницы с. Тюнина А. С. Числовой: «Была я девчонкой еще, играли мы с ребятами неподалеку от кладбища. Смотрим, подвода подъехала. А на ней - двое мужиков и что-то такое, попонками покрытое. Домоткаными такими попонками, их уж теперь не делают. Вот мужики слезли с подводы и начали могилу копать. Оказалось, покойников привезли. Мы поближе подошли, интересно было ребятишкам - всех в гробах хоронят, а этих - в попонки завернутыми. И что точно помню - не только кости там были, а и тела, только высохшие совсем, желтые такие. Положили их в могилку небрежно. Даже солому, что в подводе подстелена была, туда покидали. Было это году в 1930. Не позже...» (История Задонской обители/Сост.: Е. Дудкин. Задонск, 1999. С. 123). С 1937 г. мощи свт. Тихона находились в располагавшемся в Богоявленской ц. антирелиг. музее г. Орла. В период нем. оккупации города в Богоявленском храме совершались богослужения, мощи были открыты для поклонения верующим. Во время боевых действий по освобождению Орла святыню удалось сохранить. В 1947 г. мощи были открыто выставлены в Богоявленском кафедральном соборе Орла, 2 июля 1959 г. освидетельствованы по благословению архиеп. Орловского и Брянского Иеронима (Захарова) . Акт освидетельствования опровергал итоги «разоблачительного вскрытия» 1919 г. С началом новых гонений 27 сент. 1960 г. мощи вновь оказались в запасниках Орловского краеведческого музея, «в ящичке под номером 18302/121». Документ о передаче мощей был подписан зав. фондами музея Л. Д. Тихомировой и настоятелем Богоявленского собора прот. И. И. Базилевичем. 18 июня 1988 г. мощи были перенесены в орловский кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II - в З. м. 26 авг. 1991 г. С 1998 г. в этот день ежегодно совершается празднование второго обретения мощей свт. Тихона Задонского. До 2006 г. святыня почивала в специально устроенной раке, украшенной чеканной латунью, под балдахином и ростовой «мерной» иконой свт.

http://pravenc.ru/text/182467.html

Вскрытие мощей Тихона Задонского С начала 1919 года вскрытие мощей происходило повсеместно: 28 января 1919 года - свт. Тихона Задонского , 3 февраля - свт. Митрофана, еп. Воронежского и Елецкого и др. Опасаясь паломничества, в ряде случаев вскрытые мощи перевозили в местные музеи. Так, в 1919 году мощи прп. Феодосия Тотемского из Суморинского Преображенского мужского монастыря перевезены в Вологодский музей. В ответ на вскрытие мощей верующие направляли протесты и ходатайства на имя председателя ВЦИК. На эти просьбы органы власти отвечали отказами и разъяснениями, что мощи не признаются богослужебными предметами и, следовательно, не могут быть оставлены у «частных лиц для эксплуатации народных предрассудков». Надругательство над религиозными чувствами верующих вызвало волну антиправительственных выступлений по всей России. Столкновения произошли, например, в марте 1919 года во время вскрытия мощей прп. Саввы Сторожевского в Саввином Сторожевском мужском монастыре близ Звенигорода и в других местах. Возмущение и негодование верующих вызвало вскрытие мощей прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре в апреле 1919 года. Кощунственный акт властей привлек к мощам прп. Сергия Радонежского и Саввы Сторожевского большое число верующих. С целью воспрепятствовать осквернению святынь свт. Тихон, патриарх Московский и всея Руси, неоднократно направлял письма руководителям Советской России. В письме от 10 мая 1920 года председателю Совнаркома В. И. Ленину (Ульянову) патриарх настойчиво просил оставить мощи прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой лавре и «возвратить верующим свободу почитания священных останков Преподобного Сергия...». Но власть продолжала разворачивать кампанию по вскрытию мощей, которая сопровождалась закрытием монастырей. 30 июля 1920 года Совнарком принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе»; циркуляром НКЮ от 25 августа того же года предписывалась полная ликвидация мощей, передача их в музеи; «в случаях обнаружения шарлатанства, фокусничества, фальсификаций и иных уголовных деяний» отделы юстиции должны были возбуждать «судебное преследование против всех виновных лиц». Это дало повод для новых гонений. Так, 1 ноября 1920 года Новгородский ревтрибунал осудил Тихвинского епископа Алексия (Симанского) , будущего патриарха Московского и всея Руси, на заключение в концлагерь на 5 лет по обвинению «в подлогах и обмане» в связи с имевшим место в марте 1919 года «освидетельствованием» мощей в новгородском Софийском соборе . «Обман и подлог» заключались в том, что еп. Алексием были удалены из рак «предметы фальсификации нетления» (искусственные цветы, вата для раздачи богомольцам, которая почернела и была негодной, а также лишние пелены).

http://drevo-info.ru/articles/25106.html

Архив Пн Монастыри Калужской и Боровской епархии 25 января 2011 г. 15:40 На территории епархии находятся ставропигиальные монастыри: мужской монастырь Свято-Введенская Оптина пустынь и женский монастырь Казанская Свято-Амвросиевская пустынь близ Шамордино. Епархиальные монастыри Рождества Пресвятой Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский мужской монастырь. Был основан в 1444 г. преподобным Пафнутием, игуменом Боровским, всея России чудотворцем. В XVI в. служил пограничной крепостью. В 1610 году был сожжен Лжедмитрием II. Во времена церковного раскола в монастырской тюрьме содержался предводитель старообрядцев протопоп Аввакум. В 1812 г. французы превратили монастырь в конюшню и сожгли верхние этажи монастырских построек. К началу ХХ в. в обители было 6 каменных храмов. В 1923 г. был закрыт и разграблен. Возвращен Церкви в 1991 г. Полностью восстановлены 5 храмов. Крестный ход — 14 мая, в день памяти основателя обители. Святыни . Под спудом почивают мощи прп. Пафнутия. Святые мощи в ковчегах: прп. Пафнутия; прп. Нила Столобенского; блгв. кн. Анны Новгородской; мч. бесср. Иоанна; камень от гробницы Божией Матери в ковчеге. Иконы с частицами мощей: прп. Феофила; блгв. кн. Анны Кашинской; свт. Тихона, Патриарха Московского; прп. Симеона Верхотурского; прп. Нила Столобенского; свт. Луки Одесского; прмч. Елисаветы; прп. Серафима Саровского; прп. старцев Оптинских. Частица мантии свт. Игнатия Брянчанинова; древняя икона Рождества пресвятой Богородицы; святой источник прп. Пафнутия. Мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Калужская Свято-Тихонова пустынь. Обитель основана в XV в. прп. Тихоном Медынским, Калужским чудотворцем. В Смутное время сожжена поляками. С 1684 г. приписана к московскому Донскому монастырю, с 1764 г. заштатный монастырь. Возрожден в XIX в., когда обитель приобрела широкую известность благодаря исцелениям и помощи Божией от источника и у раки прп. Тихона. К 1917 г. братии было 226 человек, действовали 6 храмов и Сретенский скит. После 1918 г. монастырь закрыт. Возвращается поэтапно с 1993 г. Действуют 7 храмов, из них 2 – в монастырских скитах.

http://patriarchia.ru/db/text/1416419.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла П. В. Гурьев. Тюрьма ГПУ. Фотография. 1922 г. Петр Викторович (31.08.1863, с. Фили (Покровское) Московского у. и губ.- после 1925), церковный деятель. Сын известного духовного писателя прот. Виктора Гурьева (1842-1912). Окончил Заиконоспасское ДУ (1878), Московскую ДС (1884) и МДА (1889). В 1891 г. удостоен степени магистра богословия за труд «Феодор, епископ Мопсуестийский». Монография отличается целостностным и беспристрастным подходом к изучению наследия этого богослова древней Церкви, из учения которого выросло сложившееся позднее несторианство. Анализ жизни, сочинений и учения еп. Феодора не уступает по уровню исследованиям зап. авторов XIX в. Г. не имел возможности использовать более широкий круг источников, доступных совр. исследователям, однако, располагая лишь крайне скудными и отрывочными материалами, дал ясные представления о личности и деятельности еп. Феодора, восстановил план и общий состав его утраченных сочинений. Г. рассматривает Феодора как наиболее яркого представителя Антиохийской богословской школы, на чьих трудах лучше всего можно изучать особенности метода этой школы, поскольку «никто другой из антиохийцев не был настолько верен и последователен в приложении этого метода к объяснению Священного Писания» ( Гурьев П. В. Феодор, еп. Мопсуестийский. 1890. С. 219). 19 апр. 1890 г. поступил на службу в канцелярию Святейшего Синода кандидатом на должность секретаря. Одновременно работал помощником редактора «С.-Петербургских ЕВ». Младший секретарь (1891), старший секретарь (1894) канцелярии Синода, исполняющий обязанности заведующего (1900), заведующий (1902) канцелярией Училищного совета при Синоде. С 12 нояб. 1912 г. управляющий канцелярией Синода. Действительный статский советник. Рассматривался как один из возможных кандидатов на должность обер-прокурора Синода после отставки А. Д. Самарина в сент. 1915 г. Входил в состав Предсоборного Совета 1917 г. Участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , помощник секретаря Собора, член Соборного Совета и Юридического совещания при Соборном Совете. 25 апр. 1918 г. назначен управляющим канцелярией Свящ. Синода, с 1920 г. одновременно являлся управляющим канцелярией Высшего Церковного Совета . В нек-рых изданиях Г. называется секретарем Патриарха свт. Тихона , однако это не подтверждается имеющимися документами. Г. сообщал, что «личным секретарем Патриарха Тихона состоит архимандрит Неофит, а помощником секретаря Дмитр[ий] Иванов[ич] Касьянов» (Следственное дело Патр. Тихона. С. 214).

http://pravenc.ru/text/168402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИЛОВСКАЯ ГРУППА НЕПОМИНАЮЩИХ («Даниловская оппозиция»), распространенное в церковно-научной лит-ре обозначение архиереев РПЦ, близких к настоятелю Данилова во имя прп. Даниила Столпника московского муж. мон-ря Волоколамскому архиеп. Феодору (Поздеевскому) , к-рые не приняли «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского , впосл. Патриарх) и прекратили его поминовение за богослужением (см. ст. «Непоминающие» ). В 1-й пол. 20-х гг. XX в. вокруг Данилова мон-ря и архиеп. Феодора, авторитетного ученого-богослова, бывш. ректора МДА, существовало многочисленное сообщество пребывавших в Москве архиереев. В этот круг входили митрополиты Новгородский Арсений (Стадницкий) и Варшавский сщмч. Серафим (Чичагов) , архиепископы Угличский сщмч. Серафим (Самойлович) , Черниговский Пахомий (Кедров) , Иркутский Гурий (Степанов) и др. Связанные с Даниловым монастырем архиереи активно выступали против обновленчества и вмешательства гос-ва в дела Церкви. После освобождения из-под ареста в июне 1923 г. Патриарха свт. Тихона среди епископата РПЦ возникли разные суждения о целесообразности продолжения управления Церковью Патриархом, к-рый по-прежнему находился под угрозой суда. Однако на состоявшемся вскоре в Даниловом мон-ре архиерейском совещании архиереи-«даниловцы» настояли на обращении к Патриарху с просьбой остаться во главе Церкви. Позиция «даниловцев» послужила основанием для Патриарха выразить даниловскому настоятелю признательность (Акты свт. Тихона. С. 737-738). Уважавший и ценивший архиеп. Феодора Патриарх Тихон предлагал ему должность управляющего Ленинградской епархией. Архиеп. Феодор отказался от этого назначения. Видимо, на это решение повлияло неодобрение архиеп. Феодором проводимой Патриархом Тихоном после освобождения более гибкой линии в отношениях с властями и, в частности, допущение возможности переговоров с обновленческим синодом. Против такой возможности архиереи-«даниловцы» активно выступили на состоявшемся в кон. сент. 1923 г. в Донском мон-ре архиерейском совещании, большинством голосов отвергнувшем предложение о компромиссе с обновленцами. Самостоятельная позиция архиеп. Феодора и его сторонников дала основание Патриарху шутливо назвать их «конспиративным Синодом» ( Цыпин. С. 105). Однако не следует считать, что архиеп. Феодор и единомышленные ему архиереи образовали какой-то самочинный орган церковного управления, существовавший одновременно с учрежденным Патриархом Временным Священным Синодом , и создали к.-л. структуры, обособленные от Патриаршей Церкви. «Оппозиционность» архиереев-«даниловцев» выражалась в полемике, не выходившей за пределы канонического повиновения Патриарху.

http://pravenc.ru/text/171335.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИНСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ ВЕЛИКОЙ КНЯГИНИ ЕЛИСАВЕТЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. Минский во имя прмц. Елисаветы мон-рь. Фотография. 2014 г. (Минской и Заславской епархии Минской митрополии Белорусской Православной Церкви) (БПЦ), находится в г. Минске (Белоруссия). Основан 22 авг. 1999 г. постановлением Синода БПЦ. На территории монастыря с 7 дек. 1996 г. существовало сестричество, которое опекало Республиканскую клиническую психиатрическую больницу и 2-ю городскую клиническую больницу, а позже - психоневрологический интернат 3 для взрослых, дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития, туберкулезный диспансер в пос. Новинки и минский интернат для детей с задержкой психического развития. В М. м. построены собор во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны (освящен 2 янв. 2005) с нижней ц. во имя свт. Николая Чудотворца (освящен 10 дек. 1999), храм в честь иконы Божией Матери «Державная» (18 окт. 2008) с ц. во имя Царственных страстотерпцев в крипте (13 окт. 2012), а также колокольня и сестринские корпуса, возведена ограда. В непосредственной близости от мон-ря расположены Дом трудолюбия с социально-реабилитационными мастерскими и дом паломников. В минском психоневрологическом интернате 3 освящен домовый храм во имя блж. Ксении Петербургской (6 февр. 1998), на территории детского дома-интерната для детей-инвалидов с особенностями психофизического развития - храм во имя свт. Нектария Эгинского, в минском психоневрологическом интернате - домовый храм в честь иконы Божией Матери «Милостивая», в здании правосл. школы М. м.- домовый храм во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В Елисаветинском соборе находятся иконы с частицами мощей вмч. Георгия Победоносца, сщмч. Владимира (Богоявленского), митр. Киевского, преподобномучениц св. вел. кнг. Елисаветы и инокини Варвары, вмц. Екатерины, мч. Иоанна Воина, мучениц Татианы и Марины, свт. Тихона Задонского, преподобных Иова Почаевского, Саввы Сторожевского, Силуана Афонского, Александры, Марфы и Елены Дивеевских, Сергия Радонежского, старцев Оптинских, блж. Матроны Московской и др. В Никольской ц. хранятся частицы мощей свт. Николая Чудотворца, прп. Серафима Саровского, прп. Евфросинии Полоцкой, прав. Симеона Верхотурского, мч. Гавриила Белостокского.

http://pravenc.ru/text/2563292.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010