14 дек. 1894 г. общину возглавила дворянка рясофорная послушница калужского в честь Казанской иконы Божией Матери монастыря София Русанова (1830 - ?). Однако 6 апр. 1895 г. она попросила Тульского еп. Иринея освободить ее от этих обязанностей - «снять с креста... начальства». Впосл. Русанова являлась насельницей московского во имя св. Иоанна Предтечи монастыря. С 23 апр. 1895 г. обителью управляла бывш. насельница каширского во имя вмч. Никиты женского монастыря мон. Михаила (Дегтярёва (Дёгтева?)), с 5 дек. 1899 г.- устроительница общины мон. Елена (Голикова), при к-рой в Л. п. проживали ок. 50 сестер, в т. ч. благочинная (1912-1918) мон. Мелитина (Бараненкова), в 1916-1922 гг.- игум. Ольга. К 1918 г. в обители насчитывалось 75 насельниц Тульской, Орловской, Курской и Калужской губерний, 87% из них составляли крестьянки, средний возраст сестер - 32 года. Инокини ткали ковры, изготавливали обувь, занимались златошвейным ремеслом. В пустыни служили в 1899-1900 гг. свящ. М. И. Гремячевский (1875 - ?), награжденный набедренником, ок. 1912-1916 гг.- свящ. В. С. Спиридонов (1869 - ?), в 1910-1919 гг.- свящ. С. В. Прилуцкий, награжденный камилавкой за усердную пастырскую деятельность, в 1919 г.- прот. Т. Лавров, в 1905 г.- диак. Г. М. Троицкий, в 1907-1910 гг.- диак. А. И. Краснов, в 1914-1916 гг.- диак. И. Н. Сахаров. Духовником обители в 1918-1919 гг. был иером. Исаия. К нач. XX в. насельницы проживали в деревянных 2-этажном на каменном фундаменте корпусе (длина 23 аршина, ширина 10 аршин) и 5 одноэтажных домах. Имелись гостиница для паломников, ограда с кирпичными столбами и сев. воротами, за к-рой стояли каменный дом со скотным двором, деревянные амбар и сарай, крытые соломой, располагались сады, огороды, 2 пруда, пасека. В одном из сестринских корпусов 18 нояб. 1896 г. благочинный прот. И. В. Ивановский освятил домовую теплую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. 14 февр. 1900 г. по прошению мон. Елены (Голиковой) Тульский и Белёвский еп. Питирим (Окнов) благословил «соединить аркой» Крестовоздвиженский храм с помещением ризницы, что увеличило объем церкви «более чем на треть» (Соколовский. 1901. С. 23). 14 июня 1896 г. по ходатайству мон. Михаилы была выдана храмозданная грамота на строительство нового каменного собора в честь Владимирской иконы Божией Матери. 23 июня 1896 г. прот. И. Ивановским храм был заложен, а 8 сент. 1900 г. еп. Тульским Питиримом освящен. Собор был рассчитан на 1,4 тыс. чел. В 1910-1911 гг. был построен каменный 3-этажный келейный корпус с колокольней и холодным храмом во имя свт. Иоасафа Белгородского и прп. Серафима Саровского.

http://sobory.ru/article/?object=10526

27 нояб. 1932 г. хиротонисан во епископа Таганрогского, стал викарием Ростовской епархии. Хиротонию в Ростове-на-Дону совершили архиепископы Дмитровский Питирим (Крылов) , Ростовский Николай (Амасийский) , Барнаульский еп. Александр (Бялозор) . 3 февр. 1933 г. назначен временно управляющим Донской и Новочеркасской епархией. Служил в Таганроге в крестовой церкви архиерейского подворья и в Никольском соборе. Жил в небольшом флигеле с земляным полом, просевшим у св. угла от совершаемых там долгих молитв. С 1935 г. в доме И. проживал на покое освободившийся из концлагеря архиеп. Арсений (Смоленец). Помощь архиеп. Арсению стала поводом для возбуждения против И. уголовного дела. 27 дек. 1935 г. он был арестован по обвинению в «антисоветской агитации» и 15 авг. 1936 г. приговорен особым совещанием при НКВД к 5 годам ИТЛ. Отбывал срок заключения в Ухтинско-Печорском ИТЛ. Работал на лесозаготовках, где отморозил пальцы, на кухне, в прачечной, дневальным у геодезистов, медбратом в лазарете и туберкулезной больнице; когда ему было поручено хоронить заключенных, отпевал умерших. Сохранял в заключении бодрость духа, помогал другим бороться с унынием и переносить тяготы лагерной жизни. В дек. 1940 г. был освобожден из лагеря и вернулся в Таганрог, однако не смог продолжать архиерейское служение, т. к. в епархии не осталось действующих храмов. Вскоре по требованию властей был вынужден покинуть Таганрог. Поселился в Азове, где устроился на работу сторожем и истопником в детские ясли. С лета 1941 г. окормлял местную нелегальную общину иоаннитов , которую вернул в Патриаршую Церковь, служил в тайном храме, совершал монашеские постриги, рукополагал во диакона и иерея. В дек. 1941 г. принял в общение с правосл. Церковью отпавшего в 1922 г. в обновленчество еп. Владимира (Кириллова). В этот период составил акафисты прп. Пелагии, свт. Павлу Исповеднику, прав. Иосифу Прекрасному, вмч. Иакову Персиянину. В авг. 1942 г., во время нем. оккупации, вернулся в Таганрог, стал служить в открывшейся крестовой церкви, руководил восстановлением Никольского собора.

http://pravenc.ru/text/578561.html

7 марта Львов неожиданно уведомил Синод, что Временное правительство считает себя облеченным всеми прерогативами, к-рыми обладала свергнутая царская власть в церковных делах, а сам он будет «безапелляционным их вершителем». В ответ на это 8 марта 6 членов Синода подписали заявление, что они не могут брать на себя ответственность за навязанные им обер-прокурором или правительством постановления. Львов стремился как можно скорее «освободить» Церковь от «реакционного епископата». 6-7 марта были уволены на покой как «ставленники Распутина» Петроградский митр. Питирим (Окнов) и Тобольский и Сибирский архиеп. Варнава (Накропин) . Вынужден был под давлением уйти «на покой» Московский митр. свт. Макарий (Невский) . За этим последовала волна увольнений архиереев др. епархий. Противоречия в отношениях обер-прокурора с церковными иерархами объяснялись не только его личными качествами, но и тем обстоятельством, что «прежде фигура обер-прокурора... была личным органом царской власти, самой же Церковью миропомазанной и призванной к церковным делам». Теперь же «обер-прокурор, назначающий и изгоняющий епископов, и самый Св. Синод, в качестве органа светского, внеконфессионального правительства - это nonsens и каноническая обида для Церкви» ( Карташёв. Временное правительство и Рус. Церковь. С. 15). Временное правительство не решалось на немедленное упразднение обер-прокуратуры и отмену ее полномочий. Оно, действуя в духе прежней имп. власти, присвоило себе право утверждать решения Синода, назначать и увольнять его членов, а также издавать постановления и декреты, изменявшие статус РПЦ в гос-ве, определять права и обязанности населения разных вероисповеданий. Синод был вынужден смириться с данной ситуацией. 9 марта последовало новое обращение Синода ко всем чадам Православной Российской Церкви: «Свершилась воля Божия... Доверьтесь Временному правительству; все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвою и повиновением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни... Св. Синод усердно молит Всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость...» (ЦВед. 1917. 9-15. С. 57).

http://pravenc.ru/text/155432.html

Александр (Бердов) архиепископ, рукоположен с 12.09.1576 по 30.01.1589 переименован и возведен в сан митр. Новгородского и Великолуцкого Новгородская и Великолуцкая С 26 января 1589 года Александр (Бердов) митрополит, бывший архиеп. Новгородский и Псковский с 30.01.1589 † 02.06.1591 Варлаам (Белковский) митрополит, рукоположен с 20.02.1592 † 15.04.1601 Исидор митрополит, рукоположен с 6.02.1603 (1604) † 10.04.1619 Макарий митрополит, бывший архиеп. Вологодский и Великопермский с 22.07.1619 † 12.09.1626 Киприан (Старорусенков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский с 20.10.1626 † 17.12.1634 Аффоний митрополит, свт., рукоположен с 8.03.1635 по 7.01.1649 удалился на покой в в Хутынский монастырь † 6.04.1653 Никон митрополит, рукоположен с 11.03.1649 по 25.07.1652 патриарх Московский и всея Руси Макарий митрополит, рукоположен с 8.08.1652 † 14.11.1663 Питирим митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 6.08.1664 по 7.07.1672 патриарх Московский и всея Руси Иоаким (Савелов) митрополит, рукоположен с 22.12.1672 по 26.07.1674 патриарх Московский и всея Руси Корнилий митрополит, бывший митр. Казанский и Свияжский с 6.08.1674 по 3.03.1695 на покое в Зеленецком монастыре; † 26.02.1698 Евфимий (Рылков) митрополит, бывший митр. Сарский и Подонский (Крутицкий) с 14.04.1695 † 6.12.1696 Иов митрополит, рукоположен с 6.06.1697 † 3.02.1716 Аарон (Еропкин) епископ Корельский, викарий Новгородской епархии с 3.02.1716 по 1721 временно управлял возвратился на свою кафедру Феодосий (Яновский) архиепископ, рукоположен с 1721 по 27.04.1725 арестован, лишен сана и сослан в Николо-Корельский монастырь; † 5.02.1726 Феофан (Прокопович) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Изборский и Нарвский с 25.06.1725 † 8.09.1736 Амвросий (Юшкевич) епископ, бывший еп. Вологодский и Белозерский с 29.05.1740 архиепископ с 3.08.1740 † 17.05.1745 Стефан (Калиновский) архиепископ, бывший еп. Псковский, Изборский и Нарвский с 18.08.1745 † 16.09.1753 Димитрий (Сеченов) архиепископ, бывший еп. Рязанский и Муромский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В ходе работ, продолжавшихся в течение ряда летних сезонов, под часовню был подведен валунный фундамент, выпрямлены покосившиеся стены здания, по единичным сохранившимся фрагментам восстановлено одномаршевое крыльцо и воссоздан резной декор здания, резьба иконостаса. Позднее, но уже изрядно проржавевшее металлическое покрытие кровель заменено на изначальное - гонтово-лемеховое. Колокольный звон, раздавшийся 2 августа 1995 года после более чем полувекового вынужденного молчания, возвестил о возобновлении в часовне богослужений. После крестного хода с храмовой иконой «Огненное восхождение пророка Божия Ильи» в храме был отслужен молебен в честь особо чтимого местными жителями святого. Труды реставраторов были увенчаны 8 августа 1998 года, когда восстановленный храм освятил Владыка Питирим. cbs-sykt.ru Средняя Отла. Жители Средней Отлы особенно почитают праздник Ведения во Храм Пресвятой Богородицы, Ильин день и память Стефана Пермского, считая эти дни деревенскими престольными праздниками. Некоторые бабушки верят, что начало их часовне и селению положил сам свт. Стефан, когда крестил жителей Выми. Но документальных подтверждений этого факта нет – как нет и исторических сведений о времени образовании поселения. Впервые погост Отла был упомянут в писцовой книге Яренского уезда за 1608 год. Само слово «погост» означало большое поселение со своей церковью. Но храм в этом документе не упоминается. Основным источником, проливающим свет на историю Введенской часовни, являются стены самого здания, сохранившие в разных частях скупые записи. Одна из надписей, на северной стене, хранит самую раннюю дату: «Сия часовня восприняла сове существование в 1871 г.». вероятно, это записал либо церковный староста, либо священник, хорошо знавший историю совей часовни. В современном виде часовня построена в 1838 году. Об этом сообщает другая надпись, вырезанная над косяком дверного проема: «1838 годъ. Строитель Алексей Лапинъ. Мастер А.Л.». Судя по фамилии, известной в Отле со второй половины XVII века, рубилась часовня артелью местных плотников. Лапины – самая распространенная фамилия в деревне. До сих пор потомки мастера славятся своей мастеротовитостью и трудолюбием.

http://sobory.ru/article/?object=16423

Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Икону подарили. Она маленького размера, надпись прочесть совершенно не получается. Даже зацепиться не за что. Перерыл весь интернет, не могу найти даже зацепки о том, кто изображен на иконе. Вся надежда на вас, уважаемые эксперты. Заранее спасибо! Ответов: 1. Последний ответ: С чашей, точнее, с Чашей (для причастия) в руке изображают великомученицу Варвару Добавлено на опознание: 2017-02-05 07:45:54 Владелец: bacla Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2017-02-06 09:07:06]: Спасибо, подтвердили мои догадки Ответов: 1. Последний ответ: Похоже, что написано. Свт (святитель) Питирим Тамбовский еп.(епископ). Прочитать о нём можно здесь. Добавлено на опознание: 2017-02-01 19:41:35 Владелец: Vale88 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Не можем определить кто изображён ,так как икона в плохом состоянии (( Ответов: 1. Последний ответ: Икона " Господь Вседержитель " . 19 век. Добавлено на опознание: 2017-01-27 13:12:55 Владелец: ap7820ao Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 2. Последний ответ: их на иконах часто вместе изображают Добавлено на опознание: 2017-01-17 08:18:08 Владелец: absentergreen Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: [Добавлено 2017-01-17 09:20:18]: Добрый день. Помогите, пожалуйста с опознанием иконы, которая мне досталась от прапрабабушки. Икона уже вся потресканная от времени, изображение видно плохо, но вдруг кто-то сможет опознать ее. Яркость и контрастность я постаралась увеличить. [Добавлено 2017-01-17 09:21:48]: Еще на оборотной стороне есть штамп, который я тоже не смогла расшифровать. Ответов нет. Добавлено на опознание: 2017-01-11 18:30:06 Владелец: ZeDWoW Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Образ св.пророка Илии с историей. Илия в пустыне, Вознесение пр. Илии на колеснице и др. А вот исполнение не могу понять, похоже современное. Если нет, то 19в. Добавлено на опознание: 2017-01-09 21:22:01

http://pravicon.com/unknown/93

Дальнейшая история мон-ря не поддается детальной реконструкции. В предисловии к «Списку настоятелей монастыря», составленному в 1840 г. временно управляющим П.-З. Н. м. казначеем Данилова мон-ря (см.: Переславль-Залесский Данилов во имя Святой Троицы мужской монастырь ) Мефодием, утверждается, что после прп. Димитрия до XVII в. обитель пребывала в запустении (ГАЯО. Ф. 327. Оп. 1. Ед. хр. 530. Л. 1 об.). Делекторский полагал, что мон-рь был сожжен ханом Тохтамышем в 1382 г., но позже восстановлен. В монастырском архиве он обнаружил копии данной грамоты вел. кн. Иоанна III Васильевича 1506 г. и вкладных записей Захарии Иванова Рычкова 1559 г., Ивана Крячка Чемоданова, сына Воропанова, 1560 г., Ивана Константинова Кочергина 1565 г. ( Делекторский. 1904. С. 7, 9). В Смутное время нач. XVII в. мон-рь вновь подвергся опустошению. Восстановление П.-З. Н. м. после Смуты связывается с деятельностью строителя, а затем игумена (1613-1645) старца Дионисия († 1645), армянина, родом из купеческого сословия, впосл. схимонаха и затворника. В Синодике мон-ря он именован Дионисием Карловым (ПЗИХМЗ. Инв. 1272. Л. 18). По монастырскому преданию, еще в мирской жизни Дионисий после усердной молитвы перед сном сподобился видения свт. Николая Чудотворца, повелевшего возобновить переславскую обитель его имени. Старец отстроил мон-рь, в т. ч. деревянные Никольский храм и ограду, ввел в нем общежительный устав ( Делекторский. 1904. С. 9-10). После кончины схим. Дионисия похоронили в П.-З. Н. м., однако место его погребения было утрачено. В «Полном месяцеслове Востока» архиеп. Сергия (Спасского) (Владимир, 1876. Т. 2) он включен в сонм неканонизированных святых Владимиро-Суздальской епархии. В 1665 г. в обители жил известный деятель раскола инок Феоктист. Временем расцвета П.-З. Н. м. стал кон. XVII - 1-я пол. XVIII в. В этот период мон-рем управляли архимандриты Варлаам, Питирим (Ведерницын?). При них и при игуменах Романе, Павле, Пахомии (1719-1727) и при Иакове (Певницком) (1733-1749) в обители развернулось каменное строительство на средства переславских и московских купеческих семей. В 1759-1761 гг. настоятелем был архим. Филарет. Во 2-й пол. XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г., начался постепенный упадок П.-З. Н. м., к-рый был отнесен к заштатным мон-рям. К кон. XIX в. его братия состояла из 2 иеромонахов, иеродиакона, 2-3 послушников. От частой перемены настоятелей страдало монастырское благочестие ( Делекторский. 1904. С. 15). Благотворитель мон-ря переславский купец А. А. Варенцов предложил для сохранения и благоустройства древней обители обратить ее в женскую. Последним настоятелем муж. мон-ря был архим. Пимен (Малиновский) (1896-1898). Указом Синода от 10 июня 1898 г. заштатный мон-рь был обращен в общежительный женский, в 1898-1913 гг. его возглавляла игум. Антония, а до закрытия в 1923 г.- казначея Аглаида (?). В нач. XX в. в мон-ре проживало ок. 100 сестер.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

К 1738 г. на территории К. м. располагались также настоятельская и 11 братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня; постройки обнесены деревянной оградой (67 саж.). Вероятно, в том же году в обители произошел пожар: храм и почти все постройки сгорели, братия поселилась в небольших хижинах, богослужения совершали во временной часовне. Строительство новой каменной Казанской ц. (1739-1746) и восстановление келий инициировал и финансировал дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А. Н. Радищева ), неск. раз посещавший мон-рь. В марте 1741 г. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман в одном из московских мон-рей. По возвращении в К. м. он занял должность казначея. В 1741 г. завершилось строительство теплого придела во имя свт. Тихона Амафунтского, а 5 июля 1746 г. игум. Иларион освятил весь каменный храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Одновременно полусгоревшая деревянная церковь (1714) была разобрана, перенесена к вратам обители и в 1740 г. освящена во имя мч. Иоанна Воина; во время возведения каменной Казанской ц. здесь совершались богослужения. В 1746 г. мон. Герман (Аблязов) принял постриг в схиму и до самой кончины подвизался в затворе, в «каменной палатке» у надвратной Иоанновской ц.; похоронен справа от алтаря Казанского храма. Согласно описи, составленной в 1763 г. прапорщиком И. Суховым, в Казанской ц. хранились серебряный чеканный напрестольный крест, 2 Евангелия, обложенные бархатом (одно с «евангелистами серебряными», другое «с медными»), серебряные богослужебные сосуды. В обветшавшей Иоанновской ц. «на вратах» богослужения уже не совершались, иконостас с иконами «греческого письма» перенесен в Тихоновский придел Казанского собора. В обители находились старая игуменская келия, 2 «новых» и 7 братских келий, погреб, 4 амбара, баня, скотный сарай и конюшня с сушильней для сена, за оградой (49 саж.) у родника - деревянная часовня и скотный двор (6 лошадей, 2 коровы, 10 овец). К 1744 г. к К. м. был приписан всего 21 крестьянин. В 1720 г. мон-рем управлял игум. Авраамий, затем - иером. Михаил, обвиненный в потакании раскольникам и казненный в 1722 г. в Пензе (см.: ОДДС. Т. 2. Ч. 2. 858. С. 92), с 1732 г.- иером. Павел (Юзиров), в 1734 г. отстраненный от настоятельства за незаконное пострижение 2 чел. Затем К. м. возглавляли иером. Никон, с 1736 г.- иером. Тит, с 8 сент. 1744 г.- иером. Филарет, с 3 авг. 1745 г.- игум. Иларион, с 1748 г.- игум. Лука, с 1752 по 1764 г.- игумены Глеб, Питирим, Иаков и Иосиф. Братия была немногочисленна: так, в 1738 г. в обители проживали 4 монаха и белец, к нач. 50-х гг. XVIII в.- ок. 15 чел., в 1763 г.- 3 иеромонаха, 2 монаха и белый священник.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

Каменец-Подольская и Хмельницкая; Каменец-Подольская и Винницкая; с 09(22)06.1993 – Каменец-Подольская и Городокская. Викарные кафедры: Винницкая, Балтская, Могилев-Подольская, Проскуровская, Староконстантиновская, Ушицкая. 05.1681 12.04.1795 07.02.1819 07.02.1819 03.1819 15.03.1819 03.04.1821 05.1820 09.1820(6?) 03.07.1821 23.01.1832 24.01.1832 08.03.1841 05.04.1841 06.11.1848 06.11.1848 29.03.1851 Елпидифор Бенедиктов 29.03.1851 01.03.1858 Евсевий Ильинский 17.03.1858 20.12.1863 20.12.1863 02.10.1874 07.12.1874 09.12.1878 Феогност Лебедев II 09.12.1878 06.03.1882 Маркелл Попель 06.03.1882 21.08.1882 15.09.1882 28.03.1887 Иустин Охотин 28.03.1887 13.12.1890 Донат Бабинский-Соколов 13.12.1890 02.11.1896 Димитрий Самбикин 02.11.1896 29.03.1900 Ириней Орда 29.03.1900 26.11.1903 Христофор Смирнов 26.11.1903 01.12.1904 Климент Верниковский 01.12.1904 15.02.1908 Парфений Левицкий 15.02.1908 20.03.1914 Серафим Голубятников 20.03.1914 05(18)05.1918 05(18)05.1918 04(17)09.1918 04(17)09.1918 17(30)11.1925 10.1923 01.1927 29.08(11.09)1932 10(23)10.1932 03(16)02.1933 15(28)04.1946 21.05(03.06)1948 Панкратий II Кашперук 21.05(03.06)1948 14(27)12.1951 Варлаам Борисевич 14(27)12.1951 25.02(10.03)1953 Анатолий Бусел 19.01(01.02)1955 04.1954 19.01(01.02)1955 23.08(05.09)1956 Варлаам Борисевич, паки 23.08(05.09)1956 01(14)08.1961 21.08(03.09)1961 30.12.1961 12.01.1962) Игнатий Демченко 30.12.1961 12.01.1962) 17(30)03.1964 29.10(11.11)1975 06(19)02.1990 06(19)02.1990 07(20)03.1990 07(20)03.1990 17(30)03.1990 18(31)03.1990 12(25)08.1992 Нифонт Солодуха 13(26)08.1992 09(22)06.1993 Питирим Старинский 09(22)06.1993 22.03(04.04)1997 02(15)04.1997 Феодор Гаюн Каменец-Подольская, обн. Основана в 1922 г. Упразднена в 1935 г. Викарные кафедры: Балтская, Староконстантиновская, Проскуровская, Шепетовская. 1922 Пимен Пегов 06(19)08.1925 26.10(09.11)1925 Иоасаф (1928) 11.1928 08.1935 Мелетий Фомин 1814 (Прим. М. Е. Губонина. – В кн. Диев М. Я., свящ. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. М., 1892. С. 25) упоминается Православный епископ Каменец-Подольский, участвовавший в Брестском соборе 1596 г. и не совратившийся в унию. Однако в числе участников печально знаменитого собора в Бресте епископа Иннокентия не было. В епископате Киевской митрополии того времени подобный митрополит не значится. Вместе с тем не исключено, что церковное управление в Каменец-Подольске могло быть в одних руках и подобно епископской власти, что привело к подобной ошибке. Происхождение ее заслуживает внимания и исследования прежде, чем признать имя Иннокентия Тупало (из того же рода, что и свт. Димитрий Ростовский ?) легендарным. Это имя впервые появляется в печально известной фальсификации «История руссов» (Кониский Г. История Руссов, или Малой России. М., 1846.) В список оно не внесено.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кончина свт. Ефрема и постановление еп. Феодосия на Ростовскую кафедру. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (РНБ. F. IV.225. Л. 855) Управление Е. Ростовской кафедрой пришлось на сложный период междоусобных войн за великокняжеский стол между московским кн. Василием II и Георгием (Юрием) Димитриевичем , затем между кн. Василием II и сыновьями Георгия Димитриевича. Из-за длительного отсутствия в Русской Церкви митрополита, вызванного изгнанием в 1441 г. с митрополичьего престола принявшего унию Исидора , и в силу традиц. отстранения от общерус. дел Новгородского архиеп. св. Евфимия II (Вяжицкого) Е. являлся в этот трудный период старшим из рус. иерархов. С сер. 30-х гг. Xv в. военные действия неоднократно велись на территории Ростовской епархии, в них была втянута значительная часть паствы Е. Как видно из Ростовского владычного свода - Типографской летописи,- Е. и его окружение сочувственно относились к притязаниям вел. кн. Георгия Димитриевича. Иным было отношение к участию в борьбе за великокняжеский стол сыновей кн. Георгия - Василия Косого и Дмитрия Георгиевича Шемяки. Весной 1435 г. устюжане попытались убить в церкви кн. Василия Косого. В отместку, захватив в 1436 г., после 9-недельной осады, повторно Устюг, Василий Косой приказал повесить Иова Булатова, десятильника Ростовского епископа, и казнить многих устюжан. ранее, весной 1435 г., начиная военные действия, Василий Косой «владыку Ростовского, идучи, пограбил». важной в этот период была миротворческая роль братии расположенного неподалеку от Ростова Борисоглебского на Устье мужского монастыря , к-рому покровительствовали вел. кн. Василий II и его мать вел. кнг. София Витовтовна (Повесть о Борисоглебском мон-ре [около Ростова] XVI в./Сообщ.: Х. М. Лопарев//ПДП. 1892. Вып. 86. С. 12). В 1433-1434 гг. изгнанный из Москвы Василий II укрывался в Борисоглебском мон-ре, в кон. янв.- нач. февр. 1441 г. игум. мон-ря Питирим вместе с троицким игум. Зиновием крестил в обители сына Василия II - буд. вел. кн. Иоанна III ( Стрельников С. В. Кто крестил Ивана III?//Российское государство в XIV-XVII вв.: Сб. ст., посвящ. 75-летию со дня рожд. Ю. Г. Алексеева. СПб., 2002. С. 64-67). В 1436 г. борисоглебский монах по просьбе кн. Василия Косого добился заключения перемирия с вел. князем Московским.

http://pravenc.ru/text/182081.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010