Раздоры русских князей в борьбе за великокняжеский престол спровоцировали новые набеги остяков и вогулов во главе с князем Асыкой на земли зырян. На этот раз усмирить дикарей решили новгородцы, владевшие землями по рекам Ваге и  Двине. В 1446 г. 3000 новгородских дружинников под командованием Василия Своеземцева и Михаила Яковлева вторглись в земли вогулов и дошли до Урала. Воинственный князь вогуличей Асыка был взят в плен и  принужден дать клятву более не тревожить христиан. Перемирие позволило епископу Питириму заняться устроением церковной жизни в своей епархии, проявить заботу о пастве. В 1447 г. он прибыл в Москву, чтобы  ходатайствовать перед Великим князем Василием Темным о помощи зырянам. По его просьбе пострадавшим были уменьшены подати и отправлены подарки от семьи Великого князя. В 1448 г. епископ Питирим принял участие в церковном соборе, избравшем митрополитом Киевским и всея Руси свт. Иону. В мирные годы святитель Питирим неутомимо учил и просвещал свою паству, объезжал селения пермяков, распространял духовные книги. Древнее житие святителя говорит, что он любил проповедовать не только в церквях, но и на открытых местах, в окружении большого количества народа. Характерной чертой подвига свт. Питирима является миссионерская направленность его деятельности. Апостольская ревность влекла его к соседним народам. Вычегодско-Вымская летопись свидетельствует, что свт. Питирим впервые вышел с проповедью за границы своей епархии и крестил жителей соседней Перми Великой и ее столицы Чердыни. «Летом 1455 приезжал владыка Питирим в Великую Пермь на Чердынь крестить ко святой вере Чердынцев» . Его миссионерский талант был настолько ярким и сильным, что даже враги зырян – вогулы, жившие по соседству, под его влиянием стали постепенно обращаться к христианской вере. Успешная проповедь свт. Питирима среди вогулов вызвала ненависть князя Асыки. Войдя в союз с вятчанами, свирепый вождь вновь возобновил набеги на земли зырян. 19 августа 1455 г., в воскресный день, отряд вогулов тайно подплыл к Усть-Выми на плотах и проник в город, творя убийства и погромы. Главной целью этого набега была расправа над епископом Питиримом. В древнем житии свт. Питирима содержится краткое описание его мученической кончины. «И пришли тайно вогуличи в страну и предали многих смерти; сего же святого, схватив на пути, как овча, предали особенно мучительной смерти, наученные сатаною» .

http://bogoslov.ru/article/1261736

Иосифа, строителя юхновского во имя Казанской иконы Пресв. Богородицы мон-ря, найти иконописца, чтобы написать образ А. В., каким преподобный предстал в видении Сергию. Иосиф исполнил обещание, новую икону поместили в местном ряду иконостаса ц. Всемилостивого Спаса «Нижнего». Преподобный был изображен «подобием мужа млада, на главе власы клокаты, в правой руке древо с ветми, подобием сосны, одежда зелена по колени, ноги голы» (Дело об освидетельствовании иконы. Л. 215). В 1679 г., на праздник Вознесения Господня, в вяземский во имя Предтечи и Крестителя Господня Иоанна мон-рь пришел крестный ход во главе с протопопом Троицкого собора и «со всеми градскими священниками». Архимандрит мон-ря Питирим (буд. свт. еп. Тамбовский), отличавшийся строгим благочестием и ревностью к соблюдению церковного устава, обратил внимание на незнакомую ему икону из Спасского «Нижнего» мон-ря «с резною на серебре» подписью: «Святый и преподобный Аркадий Вяземский и Новоторжский». Архим. Питирим спросил строителя мон-ря Спиридона, почему икона подписана этим именем, что это за святой, «мирским ли житьем жил или иноческим», и «котораго града родимец, и в котором граде жил, и где тело его погребено». Спиридон ответил, что ни о чем не знает, а резную уже готовую подпись на серебряном окладе привез из Москвы посадский человек М. Блудов. Архим. Питирим оставил икону у себя «до митрополичьего указу», а «распросные речи» Спиридона послал к митр. Сарскому и Подонскому Варсонофию. В ходе следствия выяснилось, что незадолго до этого в Вязьму из Торжка были присланы икона и канон прп. Аркадию Новоторжскому, мощи к-рого были обретены в Торжке 11 июля 1677 г. Вероятно, вяземцы, чтившие А. В. и желавшие видеть его канонизированным, воспользовались прославлением ученика прп. Ефрема Новоторжского, тезоименитого их Аркадию, и «допустили фальсификацию подписи на иконе преподобного Аркадия Вяземского» ( Димитрий (Самбикин). С. 101). После того как архим. Питирим оставил икону у себя в мон-ре, в Вязьме среди посадских людей и стрельцов начались волнения.

http://pravenc.ru/text/76054.html

Для противодействия новым формам обновленчества по ходатайствам приходов, выступавших против политики еп. Иоанна, еп. Андрей совместно со ссыльным Нижнетагильским еп. Львом (Черепановым) совершил в г. Теджен (ныне в Туркменистане) 3 архиерейские хиротонии. В частности, 21 июня 1925 г. во епископа Нижегородской слободы был рукоположен архим. Питирим (Ладыгин; см. ст. Петр (Ладыгин) , схиепископ). Совершение хиротоний еп. Андрей канонически обосновывал отсутствием законного правосл. церковного центра и документами высшей церковной власти, которые позволили в 1922 г. объявить автокефалию Уфимской епархии и совершить в ней ряд епископских хиротоний, впосл. признанных свт. Тихоном. Как и еп. Андрей, еп. Питирим в этот период не признавал прав Крутицкого митр. сщмч. Петра (Полянского) на управление Русской Церковью, поскольку последний являлся лишь 3-м кандидатом из названных в завещательном распоряжении патриарха архиереев, а указанные первыми Казанский митр. сщмч. Кирилл (Смирнов) и Ярославский митр. священноисп. Агафангел (Преображенский) не смогли вступить в управление Церковью из-за репрессий со стороны властей. Кроме того, еп. Питирим считал подложным предсмертное завещание патриарха свт. Тихона, подлинность которого удостоверили митрополиты Крутицкий сщмч. Петр и Уральский Тихон (Оболенский) . Тем не менее имя еп. Нижегородской слободы Питирима значилось в офиц. списках иерархов Российской Церкви на 1926 г., подписанных митр. сщмч. Петром, к-рый стремился сглаживать внутрицерковные противоречия, возникавшие после кончины патриарха. В церквах Н. с. в. за богослужением перед именем еп. Андрея (как управляющего Уфимской епархией) поминалось имя митр. Агафангела. Вступивший в управление Церковью после ареста 10 дек. 1925 г. патриаршего местоблюстителя митр. сщмч. Петра его заместитель митр. Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) придерживался жесткой линии в отношении не признавших его прав на управление Церковью еп. Андрея (Ухтомского) и его ставленников.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Эту линию при поддержке властей энергично проводил и еп. Иоанн (Поярков). Для борьбы с «андреевской» иерархией 16 марта 1926 г., незадолго до возвращения еп. Андрея из ссылки, еп. Иоанн созвал Уфимское епископское совещание при участии своих викариев, епископов Аскинского Серафима (Афанасьева) и Байкинского Вениамина (Фролова) , а также Златоустовского еп. Николая (Ипатова). Совещание признало неканоничными все хиротонии, совершённые еп. Андреем после смерти свт. Тихона, постановило пресекать деятельность рукоположенных еп. Андреем лиц и запретило их в священнослужении. Однако еп. Питирим запрещения не признал. Он служил в кафедральной Крестовоздвиженской ц. в Уфе и (гл. обр.) в Петропавловской ц. с. Четверто-Петровского Иглинской вол. Уфимского кантона (ныне дер. Петровское Иглинского р-на, Башкортостан), но фактически до апр. 1926 г. окормлял все общины, отказавшиеся признавать Давлекановского еп. Иоанна. Епископ Нижегородской слободы участвовал в расследовании обвинений против еп. Андрея, которого подозревали в переходе в старообрядчество, в связи с чем в дек. 1926 - янв. 1927 г. он ездил в Ярославль к митр. священноисп. Агафангелу. Несмотря на непризнание «андреевцами» канонических прав на управление Церковью митр. Сергия (Страгородского), организационное размежевание с ним произошло только после издания «Декларации» 1927 г. Еп. Иоанн (Поярков) одобрил «Декларацию» и меры, принимаемые митр. Сергием для легализации органов церковного управления. Однако еп. Питирим (Ладыгин) вместе с др. сторонниками еп. Андрея (Ухтомского) «Декларацию» не поддержал и рассматривал церковную политику митр. Сергия как предательство Церкви. В связи с этим перед «андреевским» течением встал вопрос о самоуправлении (автокефалии). 16-19 окт. 1927 г. в Уфе состоялся съезд приходов, по решению которого была образована автокефальная Уфимско-Уральская епархия «непоминающих» «андреевского» течения. Главой епархии был признан еп. Андрей (Ухтомский), к тому времени вновь находившийся в ссылке, а управляющим в статусе его 1-го заместителя избран Староуфимский еп.

http://pravenc.ru/text/2565216.html

Тем не менее, исторические факты показывают, что как тогда, так и в следующем, XVII, столетии, невзирая на соборные определения, ситуация ничуть не меняется: иерейские и диаконские рукоположения совершаются раньше положенного срока, архипастырей же по-прежнему ставят в более позднем возрасте. Наглядным подтверждением тому являются следующие примеры: митрополит Московский и всея Руси Даниил хиротонисан во епископа 1522 г., когда ему исполнилось 30 лет, до того, как известно, он был игуменом Иосифо-Волоцкого монастыря, следовательно, значительно раньше канонического возраста был посвящен во пресвитера, а может быть, и во диакона ; скорее всего, достаточно рано был рукоположен во пресвитера еп. Коломенский Вассиан (Топорков), на кафедру же поставлен в каноническом возрасте, в 1525 г. ; в 20 лет, после женитьбы, был рукоположен во священника будущий архиепископ Астраханский Феодосий (Харитонов) (архиереем он стал в 1602 г., когда был уже в преклонном возрасте) ; жена и дети прп. Дионисия Радонежского, будущего наместника Троице-Сергиевой Лавры (+1633), умерли, когда ему было около 30 лет, из этого следует, что священником он стал ранее положенного возраста, примерно за 6 лет до пострига ; свт. Нектарий Сибирский (+1667) рукоположен во иеромонаха в возрасте 27 лет, с 28 лет - начальствовал в монастыре, стал епископом - примерно в 48 лет ; Никон, Патриарх Московский и всея Руси, женившись, был рукоположен в священника в возрасте чуть более 20 лет, архиерейская хиротония состоялась, когда ему исполнилось 43 года ; свт. Иларион, митр. Суздальский и Юрьевский родился в 1631 г., в 1651 - иеродиакон (т. е. в 20 лет от роду), в 24 года стал иеромонахом, архиерейская хиротония совершена в 1681 г. ; ранее 30 лет рукоположен во иеромонаха свт. Питирим Тамбовский (+1698 г.), епископом же стал в 40 лет ; архиеп. Архангельский Варсонофий (на кафедре был с 1594 г.) посвящен в иеромонаха в 20 лет от роду ; свт. Димитрий Ростовский был рукоположен во диакона в 18 лет, во пресвитера - в 24 года, в епископы - в 50 лет .

http://bogoslov.ru/article/314672

В нач. 1649 г. в Москву прибыл за милостыней Иерусалимский патриарх Паисий . Н. неоднократно встречался с ним, Паисий просил у царя разрешения для Н. приходить к нему на беседы «без запрещения» ( Лобачёв. 2003. С. 83). 11 марта 1649 г. патриархи Московский Иосиф и Иерусалимский Паисий совершили хиротонию Н. во митрополита Новгородского и Великолуцкого. Особенность поставления Н. состояла в том, что Новгородская кафедра в 1649 г. не была вакантной, с 1635 г. ее занимал митр. Аффоний († 1652). В янв. 1649 г. митр. Аффоний в Москве бил «челом, чтоб государь пожаловал отпустить его в келлию, занеже ему, святителю, сущу в древней старости» (ПСРЛ. Т. 3. С. 189). Просьбу удовлетворили, и свт. Аффоний удалился на покой в Варлаамиев Хутынский в честь Преображения Господня монастырь . Патриарх Паисий подтвердил правомерность поставления Н. Однако на Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. Крутицкий митр. Питирим упрекал Н. в том, что тот был возведен на место живого митр. Аффония. Н. ответил, что «тот Аффоний митрополит был без ума» (цит. по: Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 353). Н. перестроил в Новгороде митрополичий двор, планировал обновление Софийского собора, на средства домовой митрополичьей казны в соборе были устроены новые царские врата. Н. начал активную деятельность по духовному просвещению и борьбе с церковными нестроениями в Новгороде. Он много внимания уделял благотворительности: учредил 4 богадельни, ежедневно кормил нищих, раздавал милостыню, посещал заключенных в тюрьмах. По разрешению царя митрополит мог освободить осужденного из тюрьмы после рассмотрения его вины и принятия покаяния. Н. начал произносить проповеди, что было редкостью в Русской Церкви того времени, и скоро приобрел славу выдающегося проповедника. Тексты проповедей не сохранились, однако исследователи отмечают, что окружные грамоты Н. времени его Патриаршества по стилистике близки к устным проповедям. Наиболее известными выступлениями Н. более позднего времени стали проповеди 4 марта 1655 г. и 24 февр. 1656 г. в кремлевском Успенском соборе в защиту троеперстия .

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Все годы священнослужения на поприще настоятеля храма занимался пастырским душепопечением и духовным окормлением госпитализированных больных Московской городской клинической больницы им. С.П. Боткина и расположенной по соседству клиники Онкологического научно-исследовательского института им. П.А. Герцена. Параллельно осуществлял реставрационные работы в приписном больничном храме святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, возведенном среди больничных корпусов на территории Боткинской больницы. В 1999-2001 гг. выполнял послушания по линии Епархиального совета г. Москвы, в состав которого был введен на Епархиальном собрании г. Москвы в декабре 1998 г. 15 декабря 2000 г. указом Святейшего Патриарха Алексия II назначен благочинным храмов Всехсвятского округа г. Москвы. 16 марта 2002 г. в Свято-Троицком соборе Данилова монастыря в Москве Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита. Решением Священного Синода от 12-13 марта 2002 г. избран епископом Пермским и Соликамским. 14 апреля 2002 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Пермского. Хиротонию совершили Святейший Патриарх Алексий II, митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Солнечногорский Сергий, Волоколамский и Юрьевский Питирим, Чебоксарский и Чувашский Варнава; архиепископы Истринский Арсений, Екатеринбургский и Верхотурский Викентий, Кемеровский и Новокузнецкий Софроний; епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Тихвинский Константин, Орехово-Зуевский Алексий, Тульский и Белевский Кирилл, Дмитровский Александр и Сергиево-Посадский Феогност. Решением Священного Синода от 5 марта 2010 г. освобожден от управления Пермской епархией и назначен епископом Красногорским, викарием Московской епархии (журнал 5); также назначен председателем новообразованного Синодального отдела по тюремному служению (журнал 6). 16 апреля 2010 г. назначен настоятелем храма свт. Николая Мирликийского в Заяицком г. Москвы.

http://radonezh.ru/2024/01/25/prestavils...

Доклад исполняющего обязанности председателя Учебного комитета при Священном Синоде Преосвященного епископа Верейского Евгения о возможности преобразования Казанского духовного училища в духовную семинарию. ПОСТАНОВИЛИ: Преобразовать Казанское духовное училище в Казанскую духовную семинарию. Назначить ректором Казанской духовной семинарии Преосвященного архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного епископа Верейского Евгения о деятельности Учебного комитета при Священном Синоде за период с 1997 по 1998 год. ПОСТАНОВИЛИ: Доклад принять к сведению. Выразить удовлетворение увеличением числа духовных школ, готовящих священнослужителей и тружеников на ниве церковной. Преосвященного епископа Верейского Евгения, исполняющего обязанности председателя Учебного комитета, утвердить в должности председателя Учебного комитета при Священном Синоде. СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного епископа Верейского Евгения, ректора Московской духовной академии, о составе комиссии для ежегодной координации конференций, посвященных Дню славянской письменности и культуры. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить состав комиссии в следующем составе:    Патриарх Московский и всея Руси Алексий II Члены Священного Синода: Митрополит Киевский и всея Украины Владимир Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий Председатель Отдела внешних церковных сношений митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл Митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий Епископ Чимкентский и Акмолинский Елевферий Епископ Туровский и Мозырский Петр Епископ Белгородский и Старооскольский Иоанн Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим Управляющий делами Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4951292...

науч. симп. Киров, 1997. С. 361-372. Лит.: Филарет (Гумилевский). РСв. Кн. 13. С. 131-137; Верюжский. Вологодские святые. С. 326-346 ; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 127-128; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 5. С. 177-179, 216-218; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 24, 28; Голубинский. Канонизация святых. С. 121-122; Пермский Песнословец, или «Богогласник»: Свящ. седмерица св. просветителей Пермской страны (XIV-XVIII вв.). II. Св. Герасим, епископ пермский//Пермские ЕВ. 1907. 24. Ч. неофиц. С. 448-452; Какорин А. , свящ. Священная седмерица св. просветителей Пермской страны (XIV-XVII вв.): Поэмы. Пермь, 1996. С. 31-39; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 116; Власов А. Н. Повесть о рождении Стефана Пермского и сказание о пермских епископах//Христианство и язычество народа коми/Сост. и ред. Н. Д. Конаков. Сыктывкар, 2001. С. 20-21; Мацук М. А. Святители Великопермские (Усть-Вымские) Герасим, Питирим, Иона//Там же. С. 31-32; Романова А. А. Чудеса Герасима, Питирима и Ионы, епископов пермских//СККДР. Вып. 3. Ч. 4. С. 233-235 [Библиогр.]. А. А. Романова Иконография Первое изображение Г.- в рост, вместе со святителями Питиримом и Ионой Пермскими - имелось на иконе 1607 г., написанной к прославлению святых ( Верюжский. Вологодские святые. С. 328) еп. Вологодским и Великопермским Иоасафом для помещения на гробницах святителей в ц. Благовещения Богородицы Усть-Выми (впосл. образ стоял у надгробия). По-видимому, иконографию этого образа повторяет икона сер. XVII в. (ЦМиАР), на к-рой Г. представлен в фелони, омофоре и митре, с благословляющей десницей и Евангелием, лежащим горизонтально на левой руке, у него русые волосы и средней величины борода. Описание внешнего облика Г. сохранилось под 24 янв. в неск. иконописных подлинниках, наиболее раннее - в Софийском 2-й четв. XVII в.: «Сед, брада Николина, схима на плечах, риза багор, на ней строчки, исподь празелень» (РНБ. Соф. 1523); аналогичный текст - в рукописи посл. четв. XVII в. (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 69 об.); более подробный - в сводном подлиннике Г. Д. Филимонова XVIII в.: «Подобием сед, брада подольше Николины, риза святительская, мантия со источники, исподняя празеленная, на главе шапка святительская» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 44). Помимо неизменного уподобления Г. свт. Николаю Чудотворцу указан довольно редкий тип облачения святого - архиерейская мантия, иногда вместе со схимой; в большаковском и строгановском подлинниках XVIII в. назван и др. извод: «А инде пишут ризы святительския, в шапке, исподь празелень, в левой руке свиток» (БАН. Строг. 66. Л. 75 об.; кон. XVIII в.). В нек-рых руководствах содержатся дополнительные сведения: «Удушен бысть от своих домочадец, лежит святое тело его на Усть-Выми, многа чудеса сотвори приходящим с верою» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 68).

http://pravenc.ru/text/164553.html

Проезд : м. «Динамо», выход из 1-го вагона от центра, пешком направо в сторону Петровского парка. 1. Алексеева Галина Григорьевна, заведующая методическим кабинетом Учебного комитета при Священном Синоде РПЦ, президент Всероссийского кинофестиваля «Семья России». «Использование средств кинематографа для семейного воспитания молодежи. Обзор видеоматериалов Всероссийского кинофестиваля “Семья России”». 2. Архимандрит Платон (Игумнов). «Угроза нравственному здоровью детей и молодежи». 3. Храмова Надежда Григорьевна (Севастополь). «Программа “Культура семьи”. Презентация нового учебного пособия». 4. Протоиерей Алексей Дарашевич, режиссер (Тульская епархия). «Популяризация традиционных семейных ценностей как основа духовно-нравственного оздоровления российского общества». 5. Бочко Галина Михайловна, директор ПМПЦ «Жизнь». «Чтение лекций о семье для старшеклассников. Методика и формы работы». 6. Павлова Лариса Октябристовна, член правления НП в защиту семьи, детства, личности и охраны здоровья «Родительский комитет», адвокат (Москва). «Защита нравственного здоровья детей и молодежи». 7. Георгобиани Давид, режиссер (Грузия). «Семейное воспитание молодежи и современное христианское искусство». Презентация учебника «Культура Семьи» Просмотр фильмов и раздача методических пособий по семейному воспитанию. Наверх 2.6. Конференция «В России все дети – наши. Проблемы беспризорности» Председатель: епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим. Сопредседатели: игумен Феофилакт (Безукладников), благочинный храмов Всехсвятского округа г. Москвы; диакон Валерий Бахтеров, клирик Патриаршего подворья Высоко-Петровского монастыря, референт сектора церковно-приходского образования Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ, директор православной школы во имя свт. Филарета Московского в Зеленограде. Время проведения: 1 и 2 февраля, 9.00. Место проведения: конференц-зал Российского государственного социального университета (РГСУ) (3-й этаж Главного административного здания), ул. Вильгельма Пика, 4.

http://pravoslavie.ru/424.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010