С. 93-101; 10. С. 119-132), «Градо-Ирбитская Сретенская церковь» свящ. А. А. Кузовникова (1869. 20. С. 263-270; 23. С. 287-295), «Кунгурский Благовещенский собор» свящ. Н. А. Старицына (1869. 24. С. 297-308). Из опубликованных агиографических материалов значительную часть составляют статьи, посвященные житиям и подвигам свт. Стефана Великопермского и др. Пермских святых, напр. «Св. Великопермские святители Герасим, Питирим и Иона» прот. Леонида Зубарева (1917. 2/3. С. 32-37; 7/8. С. 124-126; 11. С. 183-188), а также почитанию в Пермском крае прп. Трифона Вятского, напр. «Преп. Трифон на берегах Камы и Чусовой» С. Н. Подосенова (1868. 29. С. 502-510; 30. С. 513-522). Часть исторических и этнографических статей связана с историей миссионерства, напр. «Из истории просвещения св. крещением верхотурских инородцев» (1868. 41. С. 683-690; 42. С. 702-709) и «Крещение чердынских вогуличей» (1868. 43. С. 718-722) К. Покровского, анонимная ст. «Сведения об инородцах, обитающих в пределах Пермской епархии (преимущественно в религиозном отношении)» (1874. 39. С. 387-394; 40. С. 395-403), «Материалы для истории Пермской миссии» прот. А. Луканина (1877. 15, 18, 23-26, 28-33, 35-38; 1878. 6, 11). Множество публикаций посвящено истории раскола в Приуралье и миссионерской работе с местными старообрядцами, напр. «Беспоповцы поморского толка в Оханском уезде Пермской губернии» прот. А. Луканина (1868. 14, 16, 17, 21, 24, 25, 28, 31, 34, 37, 47, 48, 50-52), «Преосвященный Аркадий [Фёдоров] как деятель по обращению раскольников Пермской епархии в недра Православной Церкви» свящ. И. Словцова (1874. 21-24, 28-32); среди археографических публикаций примечательна заметка о старообрядческой рукописи XIX в. из б-ки Пермской ДС «Рукопись на бересте» П. С. Богословского (1914. 6/7. С. 107-110). В неофиц. отделе печатались также речи и проповеди правящих архиереев, ректоров ДС и местного духовенства, в т. ч. свящ. Ф. Зубарева, прот. А. Луканина, прот. А. Т. Пурикордова, свящ. Н. А. Попова, прот. С. А. Луканина, прот. Г. Остроумова и мн. др., а также многочисленные назидательные и полемические статьи, напр. «Какого рода школу для православного народа представляет современный театр» Кычигина (1899. 6, 7, 9/10-12), «Нечто о гр. Л. Н. Толстом и его учении» А. Высотского (1899. 15/16. С. 381-387), «Христианство как единственная религия мира на земле и благоволения в людях» свящ. В. Г. Морозова (1909. 36. С. 744-754), и школьно-учебные материалы, популярные заметки по медицине, некрологи, библиография и объявления.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

Расширение пределов Пермской епархии приходится на время деятельности епископов священномучеников Питирима (1444-1456) и Ионы (1459-1470), просветивших Крещением Вел. Пермь. В 1451 г. пермский кн. Михаил Ермолаевич принял Крещение в Москве и вернулся в Вел. Пермь в качестве великокняжеского наместника. В 1455 г. в Вел. Пермь приезжал еп. Питирим «крестити ко святей вере чердынцев», на обратном пути, уже в вычегодских землях, он был замучен хантами (вогулами). В 1462 г. еп. Иона «добавне крести Вел. Пермь, постави им церкви и попы и княжат Михайловых (детей Михаила Ермолаевича.- А. К.) крести» (Вычегодско-Вымская (Мисаило-Евтихиевская) летопись//Ист.-филол. сб. Сыктывкар, 1958. Вып. 4. С. 262-263). Чрезвычайно сложным было служение сщмч. Питирима, совпавшее по времени с борьбой за Московское великое княжество между Василием II Васильевичем и Дмитрием Шемякой. Последний пользовался поддержкой жителей соседней Вятки, в 1450 г. разоривших земли Пермской епархии. В 1452 г. сщмч. Питирим был в плену у Шемяки, к-рый подверг епископа мучениям за отказ снять с него церковное отлучение. В 1480-1481 гг. против вел. князя Иоанна III Васильевича выступила языческая знать хантов и манси во главе с кн. Асыкой, а также правители югорских княжеств. Языческие правители не стремились к уничтожению христианства в Перми, в качестве посредника при их переговорах с вел. князем выступил еп. Филофей (1471-1501). По повелению еп. Филофея Пахомий Логофет в 1473 г. составил службу свт. Стефану Пермскому. Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) Прп. Димитрий Прилуцкий в житии. Икона. Ок. 1503 г. Дионисий (ВГИАХМЗ) В 1482/83 г. вел. кн. Иоанн III выдал жалованную, тарханную и несудимую грамоту еп. Филофею на его городки, погосты и деревни по р. Вычегде. Данный документ отражает основной состав земельных владений Пермской кафедры, ранее подтверждавшийся московскими вел. князьями Димитрием Иоанновичем, Василием I Димитриевичем и Василием II Васильевичем. За Пермским архиереем и его преемниками подтверждались права на Усть-Вымский городок, вымские деревни «на Ибу», погост Аквад, «деревни на Коковицкой горе Коковиса», в Еренском городке - деревни Базлуга и Яма на р. Вычегде, Вожемский погост и городок Вожемская гора на р. Водже. Жившие на этих землях люди были освобождены от выплаты дани и податей. Во всех делах епископ судил их сам, «опроче душегубства». Великопермские епископы имели также владения в соседней Ростовской епархии, близ Вел. Устюга («на Виляде» - в Ильинском, Покровском, Никольском и Усть-Вилядском погостах - АСЭИ. Т. 3. 291. С. 307).

http://pravenc.ru/text/155162.html

К 1764 г. во владениях К. м. числилось 90 крестьян. В 1764 г. мон-рь был оставлен «за штатом», т. е. без гос. жалованья, основным источником существования обители стали пожертвования купцов, торговавших на Гостином дворе. Во 2-й пол. XVIII-XIX в. настоятелями К. м. часто назначались ректоры и префекты КазДС, в т. ч. в 1801-1802 гг. Иакинф (Бичурин) , в 1835-1844 гг. Даниил (Сивиллов) , в 1855-1863 гг. Иннокентий (Новгородов) , в 1864-1871 гг. Варсонофий (Охотин ; впосл. епископ Симбирский). В 1883-1885 гг. настоятелем обители являлся архим. Антоний (Вадковский ; впосл. митрополит С.-Петербургский). Во 2-й пол. XVIII - сер. XIX в. в К. м. проживало от 3 до 5 иеромонахов, 1-2 иеродиакона, неск. монахов и послушников (в нач. XX в. количество послушников увеличилось до 20). В 80-х гг. XIX в. в К. м. во время службы в штабе Казанского военного округа окормлялся прп. Варсонофий (Плиханков ; впосл. старец оптинский). Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Казанский мон-рь св. Иоанна Предтечи. Фотография. Кон. XIX в. (РГБИ) Главной святыней К. м. была частица мощей основателя свт. Германа, перенесенная в обитель 23 дек. 1756 г. из Свияжского мон-ря по благословению архиеп. Казанского Гавриила (Кременецкого) . Частица мощей хранилась в иконе свт. Германа в Иоанно-Предтеченском соборе, а после 1929 г.- под престолом храма во имя св. блгв. князей Феодора, Давида и Константина, чудотворцев Ярославских, на Арском кладбище Казани (с 2011 частица мощей вновь пребывает в К. м. в специальной раке). Чтимыми были иконы св. Иоанна Предтечи, Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Всех скорбящих Радость», Страстная и Тихвинская. Все иконы, кроме Страстной, сохранились и к 2012 г. находятся в мон-ре. В б-ке обители хранились Евангелия 1753, 1764, 1783 гг. ( Азлецкий. 1898. С. 32-41). С 22 сент. 1918 г., после конфискации архиерейского дома и здания консистории в Казанском кремле, в зданиях мон-ря расположилось Казанское епархиальное управление. Здесь проживали митр. Казанский сщмч. Кирилл (Смирнов) (в 1920 и 1922), временно управляющие Казанской епархией викарные епископы сщмч. Анатолий (Грисюк) , сщмч. Иоасаф (Удалов) , Афанасий (Малинин) . В 1921-1923 гг. большинство братии составляли выпускники и недоучившиеся (из-за закрытия академии) студенты КазДА, в т. ч. и архиереи, репрессированные впосл.: митр. Палладий (Шерстенников) , архиеп. Питирим (Крылов) , епископы Феофан (Еланский), Иоанн (Широков) , Серафим (Шамшев) . В июне 1923 г. все, кроме архим. Палладия, были арестованы, а 14 дек. приговорены к 3 годам лишения свободы и отправлены на Соловки. В 1921-1926 гг. настоятелем К. м. был еп. Андроник (Богословский) . По воспоминаниям местных жителей, большую часть времени он пребывал в Седмиезерной Богородицкой пуст.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

Содействовал работе комиссии в мон-рях Афона, затем занимался приемом в Одессе иноков-«имяславцев», вывезенных в Россию, причем 26 чел. из руководителей беспорядков оставались на Андреевском подворье до суда. Иером. Питирима вызывали в Москву для ознакомления с материалами дела и предоставления дополнительных сведений об афонских событиях. Для разъяснения по поводу нестроений в афонских мон-рях и восстановления в России доброго имени Свято-Андреевского скита настоятели Одесского и С.-Петербургского подворий скита иеромонахи Питирим (Ладыгин) и Макарий (Реутов) получили 30 янв. 1914 г. Высочайшую аудиенцию. В Царскосельском дворце в присутствии обер-прокурора Синода В. К. Саблера они были представлены имп. мч. Николаю II Александровичу . Весной того же года иером. Питирим был вновь вызван в С.-Петербург и в Гос. думе вступил в дискуссии по вопросу о судьбе вывезенных с Афона иноков. После начала первой мировой войны основал в Одессе на своем подворье лазарет для раненых воинов, в к-ром стал заведующим. Лазарету было присвоено имя наследника цесаревича мч. Алексия Николаевича . В действующую армию на средства подворья были отправлены 2 млн брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также мн. тысячи экз. Евангелий, священных изображений, крестиков. За свои труды иером. Питирим был награжден в 1915 г. наперсным крестом от Синода, в мае 1916 г.- орденом св. Анны 3-й степени, в нояб. 1916 г.- орденом св. Анны 2-й степени. С дек. 1916 г. и до нач. 1918 г. иером. Питирим по предписанию Синода управлял также и владениями афонского Зографского болг. мон-ря в Кишинёвском у. Бессарабской губ.: Киприановским Успенским заштатным муж. мон-рем и Кондрицким Николаевским скитом при нем, поскольку руководившие ими ранее болг. монахи с Афона были по случаю вступления Болгарии в войну с Россией удалены в Рязанскую губ. и в обителях остались лишь местные иноки. В нояб. 1917 г. иером. Питирим участвовал в Москве в торжественном богослужении в храме Христа Спасителя в связи с выборами патриарха, 21 нояб.- в интронизации патриарха Московского и всея России свт.

http://pravenc.ru/text/2580312.html

Никон увез с собой посох Московского свт. Петра , и П. по поручению царя был отправлен за посохом. При этом отношения Никона и П. обострились, опальный патриарх отказался отдать посох, не признав П. архиереем и упомянув, что знал его «в попах», а кто поставил его митрополитом, он якобы не знал ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238). Переговоры продолжались неск. часов подряд. П. также допрашивал Никона о причинах приезда последнего в Москву. Наконец, 19 дек. 1664 г. П. вернулся в Москву, а чуть позже был доставлен посох свт. Петра вместе с письмами Никона. По вопросу о принятии митр. Ионой благословения от Никона с 22 дек. 1664 г. проходили соборные совещания и заседания, на к-рых присутствовал П. В кон. марта 1665 г. царь, посоветовавшись с Собором, принял решение о назначении П. местоблюстителем Патриаршего престола (Там же. С. 243). Во время пребывания митр. Ионы под церковным судом П. осуществлял управление Ростовской митрополией. В 1664-1665 гг. П. участвовал в борьбе со старообрядчеством, неоднократно допрашивал наиболее видных деятелей раскола. Так, в авг. 1665 г. после допроса И. Неронова П. передал его для дальнейшего разбирательства Вологодскому архиеп. Симону. Впосл. И. Неронов обвинял П. в жестокости, сообщал, что П. гнал и мучил его «паче Никона» (МДИР. Т. 1. С. 239). П. был знаком с прот. Аввакумом Петровым. По сообщению последнего, после возвращения из сибирской ссылки, в 1663 г., он часто ходил к П. «бранитца со отступниками». В 1665 г., по возвращении Аввакума из Мезени, П. допрашивал его: «...у себе на дворе, привлачая к своей прелестной вере, томил всяко пять дней; и козновав и стязався со мною… И лаяше меня Павел и посылаша к чорту… разошлись, яко пьяни, не могли и поесть после крику» (цит. по: Зиборов, Яковлев. 1998. С. 5). 15 мая 1666 г. П. призывал к себе старца Серапиона, уставщика Симонова мон-ря, и допрашивал о вере, через 2 дня на Соборе Серапион подтвердил приверженность к офиц. Церкви и был прощен ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 325). 2 нояб. 1666 г. П. как местоблюститель Патриаршего престола встречал патриархов Антиохийского Макария III и Александрийского Паисия за Земляным городом, говорил перед ними речь и вел крестным ходом в город (ДАИ. Т. 5. С. 98). П. занимался организационными вопросами, напр., касающимися въезда в Москву Никона ( Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 343). На Соборе П. выполнял и функции толмача. П. присутствовал на большинстве заседаний Большого Московского Собора 1666-1667 гг. , выступал одним из обвинителей Никона. По свидетельству И. Шушерина, П. и митр. Новгородский Питирим, как «дикие звери», нападали на Никона (Там же. С. 429). Сам сведенный с кафедры патриарх видел в митр. Новгородском Питириме и П. своих главных противников и просил Собор удалить их с заседания (обвинив в намерении его отравить), но получил отказ. П. и митр. Питирим направили Собору письмо, защищаясь от клеветы. После прочтения письма на соборном заседании обвинения Никона были отвергнуты.

http://pravenc.ru/text/2578473.html

При входе в церковь с правой стороны была устроена часовня свт. Николая Чудотворца в ознаменование восшествия на престол имп. св. Николая II Александровича . Справа от храма возвели 3-этажный корпус для паломников с большим приемным залом. В корпусе слева располагались 28 келий для монастырской братии. Во дворе подворья построили флигели для трудников. В храме подворья находились святыни, привезенные прп. Гавриилом Афонским, в т. ч. частица мощей (левая стопа) ап. Андрея Первозванного и чудотворная икона Божией Матери «Млекопитательница», на раме которой справа и слева помещены частицы ризы Спасителя и хитона Пресв. Богородицы (в наст. время эти святыни хранятся в соборе одесского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря ; см.: Чудотворные и местночтимые иконы. 2004. С. 178-179). Также в О. И. м. хранились аналойный образ «Млекопитательница» (с дарственной надписью на обратной стороне от прп. Гавриила Афонского: «Варваре Ивановне Туробовой в память закладки храма Пр. Илии от настоятеля афонского Илиинского скита Архимандрита Гавриила. 10 ноября 1894 г.») и крестовидная частица древа Креста Господня. Мощи самого архим. Гавриила, похороненного 2 нояб. 1901 г. в храме одесского подворья были обретены 22 июля 1994 г. С кон. 1914 г., подворье опустело, т. к. паломничества на Афон и Св. землю прекратились в связи с военными действиями. В мае 1922 г. власти произвели изъятие церковных ценностей из обители. В этот период Илиинское подворье уже не имело статуса приписного к афонскому Илиинскому скиту из-за установленного в режимных пограничных регионах СССР запрета на любые связи с зарубежными религ. центрами. В акте от 22 мая 1922 г. упомянуты наместник О. И. м. иером. Иона (Дядычко) и староста Григорий Касьянин (ГА Одесской обл. Ф. Р-599. Оп. 1. Д. 699. Л. 25). Летом того же года было упразднено близлежащее Андреевское подворье с храмом в честь Тихвинской иконы Божией Матери (ныне восстановлено в статусе приходской общины), последним наместником которого упомянут иером. Питирим (Ладыгин; 1866-1957; см. схиеп. Петр ). Клирики Андреевского подворья перешли служить в др. храмы города, в т. ч. в ц. вмч. Пантелеимона (1895) одесского во имя великомученика Пантелеимона мужского монастыря , но при этом нек-рые иноки продолжали проживать в реквизированных кельях как частные лица, фактически составляя тайную монашескую общину. В 1925 г. община была упразднена властями, иером. Питирим переехал в Уфу, служил при еп. Андрее (Ухтомском). В 1923 г. афонские подворья Одессы были закрыты, насельникам приказали покинуть город. По нек-рым сведениям, в храме Илиинского подворья, обращенном в приходской, действовала община обновленцев, др. помещения переоборудованы под бараки и казармы. К 1932 г. храм был закрыт.

http://pravenc.ru/text/2578193.html

В 70-х гг. XVII в. в Мамонтове было инициировано строительство приходской церкви. В 1673 г. крестьянин А. К. Бастрыкин пожертвовал Евангелие, «с тем чтобы оно было положено на престоле» нового храма. Однако из-за недостатка средств приходская церковь так и не была построена (Там же). В писцовых книгах 1677 г. указывалось, что в пустыни близ Глубокого оз. стоял храм во имя свт. Николая Чудотворца с правым приделом во имя прп. Алексия, человека Божия. В церкви имелся 5-ярусный иконостас. К храму примыкала трапезная и паперть (круглый 5-стенный алтарь был прирублен отдельно). На св. воротах обители возвышалась колокольня, «рублена на 4-ре стены, крыта шатром, глава обита чешуею, крест деревянный, на колокольне колокол благовестной, пожаловала государыня великая старица Марфа Ивановна, 4-ре колокола приклад донских казаков» (Мамонтова пуст. 1887. С. 97, 100). В 1674 г. М. м. принадлежали 2 слободы и 2 деревни с 702 крестьянами муж. пола, в 1685 г.- 187 крестьянских дворов (Саввино-Сторожевский мон-рь. 1893. С. 154). К нач. 80-х гг. XVII в. мамонтовская братия по договору с земцами с. Кулеватова пользовалась «Ценскою, Кулеватовскою, Ордашевскою и Челнавскою водою» (тонями). Причем зимние тони принадлежали обители «исключительно», а летом и весной монахи и крестьяне «кормились на тех водах вопче» и ловили рыбу «сетьми и бреднями, дорожками и удами, и вершами» ( Дубасов. 1993. С. 313-314). В 1681 г. по Соборному уложению об учреждении новых епархий пустынь, приписанная к Сторожевскому мон-рю, была передана на содержание Тамбовского архиепископа (АИ. Т. 5. 75; СГГД. Т. 4. 128). 9 мая 1682 г. строитель М. м. иером. Иона писал настоятелю Саввина Сторожевского мон-ря, что по грамоте 1-го Тамбовского и Козловского еп. Леонтия в пустынь явились «староста поповский села Ивенья поп Василий, да села Перкина поп Гаврил... с понятыми многими людьми для описки того монастыря за него, епископа, в домовые». Иером. Иона потребовал от прибывших предъявить царский указ о передаче обители в ведение Тамбовского епископа. Указа у них не было. За сопротивление прибывшим иером. Иона был «посажен под караул». 20 июня 1682 г. М. м. вновь был утвержден в подчинении Сторожевского монастыря, чтобы «мамонтовские служебники» «Саввинским властем во всем были послушны, и пашню пахали, и все дела делали, и доходы платили». Еп. Леонтий получил указ освободить строителя Иону и впредь «ни в чем не ведать Мамонтовой пустыни» (см. подробнее: Введенский С. Н. Тамбовский еп. Леонтий: Очерк из истории Рус. Церкви кон. XVII - нач. XVIII в.//ИВ. 1900. Т. 80. 6. С. 937-952). Однако 16 апр. 1685 г. свт. Питирим , еп. Тамбовский, в Москве просил царей Иоанна V и Петра I Алексеевичей пожаловать ему на содержание кафедры вместо скудной пустыни Чернеев во имя святителя Николая Чудотворца мужской монастырь или др. обитель.

http://pravenc.ru/text/2561794.html

В В. м. почитались древняя икона свт. Николая Чудотворца в чеканном окладе, впервые упомянутая в писцовой книге 1628 г., икона Успения Пресв. Богородицы (1695), серебряный напрестольный крест с частицами мощей (1676), схимническая власяница и посох игум. Петра, по преданию подаренный ему прп. Сергием Радонежским. Братия почитала погребенных в Никольской ц. свт. Пимена и кн. Юрия. Каменные надгробия над их захоронениями в XVIII - нач. XIX в. были украшены красными бархатными покровцами, в 1827 г. вместо каменных гробниц были поставлены деревянные. С сер. XVIII в. материальное положение В. м. ухудшилось, настоятели часто менялись. Назначенный 27 янв. 1749 г. настоятелем архим. Питирим вскоре был уволен и переведен в Высокопетровский мон-рь. Архим. Мардарий, переведенный в В. м. в марте 1750 г. из коломенского Старо-Голутвина мон-ря вместе с частью братии, писал Коломенскому еп. Гавриилу (Кременецкому) , что В. м. «весьма обвалился». В 1761 г. настоятелем был назначен ректор Владимирской ДС архим. Товия (Кремповский), вероятно, не вступивший в управление обителью, поскольку в марте того же года Коломенский еп. Порфирий (Крайский) писал в Синод, что в пребывающем «без настоятеля» В. м. «может последовать всякое безпорядочество»; в результате настоятелем был назначен насельник ТСЛ архим. Владимир. Сменивший его архим. Вениамин 15 нояб. 1762 г. сообщал еп. Порфирию, что сосланные в В. м. «на пропитание» отставные унтер-офицеры и солдаты (16 чел. в возрасте от 45 до 76 лет) пьянствуют и это приводит к расстройству жизни обители. Крестьяне нек-рых окрестных сел отказывались обрабатывать монастырские земли, о чем в мае 1763 г. настоятель докладывал в Тульскую провинциальную канцелярию. После увольнения в окт. 1763 г. архим. Вениамина на покой новый настоятель назначен не был. 13 марта 1764 г. Коломенский еп. Феодосий (Михайловский) докладывал о В. м. в Святейший Синод, что «монашествущие, будучи самовластны, пришли в крайнее распутство, и непорядок, и пьянство». В 1765 г. братия писала еп. Феодосию: «Подаяния со стороны никакого ни от кого не имеем, потому что монастырь отстоит от города в дальнем расстоянии, и ныне остались без всякого пропитания, и милостыни просить не у кого... к службе Божией на просвиры муки, вина церковного, ни свеч, ни ладону взять стало неоткуда, и самим питаться нечем». Указом 1765 г. за В. м. было оставлено 90 дес. земли, пустошь с покосами и лес, все остальные земли перешли в Коллегию экономии. В обедневшей и пришедшей в упадок обители в 1775 г. числился только иером.-строитель Иезекииль.

http://pravenc.ru/text/150203.html

В нижнем ярусе постройки, под храмом, расположены проезд и узкий проход, перекрытые цилиндрическими сводами, к западу и востоку от них находятся неск. палат. 2-й этаж занимает храм: 1-главый, бесстолпный, перекрытый лотковым сводом, вытянутый с севера на юг, с 3-частным алтарем. Храм соединен с обширной трапезной палатой, перекрытой полулотковым сводом, к западу от к-рой оборудованы небольшая комната, служившая казначейской, и сени. Высокий четверик храма завершается рядом кокошников, утопленных в стену; карниз с поребриком разделяет ярусы здания. Наличники окон храма и трапезной состоят из полуколонок на консолях, несущих треугольные фронтоны. Основным объемам здания соответствуют пилястры на фасадах. В сер. XVIII в. к сев. стене трапезной было пристроено крыльцо с лестницей на 2-й этаж, а над юго-зап. частью трапезной была поставлена колокольня, состоящая из 2 восьмериков на невысоком постаменте. Грани ярусов звона прорезаны барочными арками. Одновременно или неск. ранее к алтарю Вознесенской ц. были пристроены 2 кирпичные палаты с проездом между ними (перестроены в XIX в.). В сер. XIX в. к трапезной с запада примкнул 2-этажный корпус келий (не сохр.). В 30-х гг. XVII в. и в 1745 г. в В. м. были построены каменные 2-этажный братский и настоятельский корпуса. В 1750-1755 гг. на средства архим. Венедикта (Коптева) был возведен каменный храм в честь иконы Божией Матери «Знамение» с приделом во имя свт. Николая Чудотворца (перестроен в нач. XIX в. в стиле классицизма). В 1650 г. в В. м. была учреждена архимандрития. Посещения мон-ря царем Алексеем Михайловичем (окт. 1654 - февр. 1655, нояб. 1656 - янв. 1657) и патриархом Никоном (5 нояб. 1656) сопровождались пожертвованиями. В В. м. принял постриг и в 1677 г. был избран архимандритом буд. свт. Питирим , еп. Тамбовский, при к-ром наступил духовный и материальный расцвет обители. В нояб. 1681 г. в связи с предполагавшимся открытием Вяземского викариатства для содержания епископа мон-рю передавалась «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда с 90 дворами.

http://pravenc.ru/text/вяземский во имя ...

Рязанская земля богата не только героической и трагической историей, но и своими святыми и праведниками, в том числе недавнего времени. Так в окрестностях Скопина погребена недавно почившая схимонахиня Феодосия, к которой ездила и ездит вся православная Россия. В одной из своих проповедей на могиле Матушки Вы использовали такое выражение как « эстафета святости ».  Что Вы вкладываете в эти слова? Вы правы – на Рязанщине еще жива преемственность духовного делания. Это – земля святых. В каждом городке или посёлке, в селе или деревеньке есть свои подвижники, простые люди, которых можно по праву именовать церковным именем «Человек Божий». В упомянутой Вами проповеди под «эстафетой святости» я имел ввиду не только, и даже не столько, их, а наших последних героев – воинов, отстаивающих на Донбассе наше право на существование. Это – простые парни и мужчины, которые добровольно пошли на фронт на самую коварную и «позорную» войну. «Позорную» в том смысле, что ее героев во всем мире обзывают оккупантами и захватчиками, их «стыдятся» некоторые трусливо сбежавшие из страны соотечественники, их подвиг обещают похоронить под шквалом клеветы, проклятий и лжи, исходящих от отца лжи – диавола. Однако, по слову свт. Иоанна Златоуста, чем больше нападают на истину, тем ярче она светит. И подвиг наших героев будет светить в вечности немеркнущей славой! Это они приняли сейчас на себя эстафету святости от своих прославленных предков. Сейчас внимание всего общества приковано к событиям на Украине, к Специальной военной операции. Насколько мне известно, в ней принимают участие и уроженцы Скопина, есть уже и погибшие... Сегодня звучит много разных оценок происходящих событий. Нередко от священнослужителей приходится слышать какие-то призывы в духе пацифизма. Вы в своих проповедях не уходите от оценок этих непростых событиям. Как Вы понимаете духовный смысл происходящего? Какую миссию выполняет наша армия в Донбассе и на Украине? Я отчасти уже затронул эту тему. Но, чтобы не быть голословным, хочу привести слова свт. Феофана Затворника, чьи святые мощи покоятся в Вышенском монастыре, принадлежащем Скопинской епархии. Святитель очень чётко и даже резко высказывался о пацифистах своего времени. С тех пор ничего не изменилось. Его слова вполне применимы и к нынешним противникам СВО: «Слышно, что и в Питере, и у вас в Москве, немало лиц, которые не благоволят к войне, и даже к самому заступничеству нашему. Это должно быть выродки какие-нибудь. Ибо я не вижу и не слышу, чтоб хоть где-нибудь было какое колебание в народе и среди всех провинциалов. Есть и тут лица с " высшими взглядами " ; но и это всё грошёвый народ...». Провинция всегда была спасением России в смутные времена. И сейчас наша армия стоит на страже мира, пытаясь спасти его от окончательной погибели, удерживая, сколько есть сил, приход Антихриста.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/30/es...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010