519 Слав. сынов Кореовых. Так как здесь в слав. пер. нет слова Давиду (хотя во мн. греч. спп. – 21, 140, 194, 208 компл. и альд. – есть), то слав. переводчики (здесь и в 47, 1, [прим. 572 ]) признали псалмопевцами сынов Кореевых, как и в синод. пер., и у совр. гебраистов. По-греч. (как и в 41, 1) τος υος Κορ; и по пониманию свт. Иоанна Златоуста , бл. Феодорита, Зигабена, псалом составлен Давидом и передан сынам Корея для песнопения, как Пс. 41 . Мы следуем греч. надписанию. 521 Совершили это. Просвещение лица, т. е. милостивое обращение Бога и Его близость к народу (Злат. и Феодорит). 524 Греч. " τιν син., алекс.] – воинский победный крик ( Нав. 6:19 ), т. е. нас осталось мало, когда одерживали победу и издавали радостные восклицания. [У Ральфса λλγμασιν – вознаграждения, по немногим греч. спп. и древним переводам, соответствующих масор. т.] 525 Слав. наших соответствует μν – син., алекс., туриц., Анфим и др.; а в греч. церк. Псалт. и у отцов Церкви – свтт. Кирилла Александрийского , Афанасия, Зигабена – читалось ατν и понималось: враги были малочисленны, и все-таки побеждали нас и издавали победные звуки; у бл. Иеронима eorum, в евр. т. их. 526 Слав. покиванию соответствует κνησιν; неизвестно, почему сохранилась в слав. очень старая и ныне совершенно непонятная форма (как будто вин. пад. от сущ. покивания), естественнее бы: в покивание. Уклоняемся от буквы по переводу преосв. Порфирия. 527 Т. е. ежедневно и целодневно вижу и слышу издевательства. Псалмопевец, очевидно (по 18–21 стт.), излагает чувства и страдания не свои только, а всего еврейского народа. 529 Т. е. по-видимому лишил нас Своего благоволения и обычного в Твоем пути милосердия к нам. Чрезмерными страданиями Ты как бы сокрыл от нас путь Твоего милосердия и любви к людям (20 ст.). Бл. Феодорит, свтт. Афанасий, Иоанн Златоуст и Зигабен разумеют лишение возможности посещать храм и видят пророчество о Маккавейской эпохе. 531 " Сном называет пророк долготерпение: как спящий не чувствует того, что делается, так долготерпеливый переносит, когда над ним смеются и ругаются. Восстанием же именует возбуждение себя к отмщению» (Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

По новоисправленному же Служебнику Входное совершается таким образом: войдя в церковь , иерей с диаконом творят три поклона и читают: Црю нбный до: Оче нашъ, a по возгласей тропари: Помилй насъ Гди … Слава: Гди помилй насъ... И ныне: двери... целуя икону Христову: Пречистом твоем образ... и целуя икону Богородицы: сщи истосникъ... затем молитву: Гди, низпосли рк твою... и, отходя в алтарь: Вниду въ домъ твой, поклонюс ко храм стом твоем... Итак, во Входном по новоисправленному Служебнику, против старопечатного, оказывается значительное несходство: а) перед входом в церковь , священнику и диакону не положено читать находящихся в старопечатном Служебнике тропарей и псалмов; б) по входе в церковь вместо семи показано делать три поклона; в) вместо тропарей: Радуйся двере, и пр. положены тропари: Помилуй нас Господи и пр. г) тропарей: воскресного, Благовещению, дню или празднику, храму, Златоусту и прочих десяти стихов к целованию икон читать не положено; д) ври отходе к жертвеннику показано читать стих: Вниду в дом твой и пр. которого в старопечатном Служебнике нет. В том и другом Служебниках общего находим только чтение начальных стихов до возгласа по Отче наш , тропаря: Пречистому твоему образу (положенного впрочем по старопечатному Служебнику не при целовании Владычней иконы) и молитвы: Господи низпосли .руку твою. Затем обращаясь к рассмотрению древлеписьменных и древлепечатных немосковских Служебников находим: а) В некоторых, и притом древнейших, списках Служебника Входное вовсе не положено,– Именно же: в Служебниках XII в. Синод. библиотеки 605, 604, библиотеки С.-Петер. дух. академии 518; в Служебниках XIVb. Синод. библ. 598, Типографской библ. 128, библиотеки С.-Петерб. дух. академии 523, 526, и Москов. Рум. музеума 399. б) В большей части древлеписьменных Служебников Входное состоит из одной молитвы: Господи низпосли руку твою, с предварительными тремя поклонами, – или без оных, Так в Служебниках: XIV в. Синод. библ. 601, 952, Румянц, муз. XV в. Синод. библ. 606, 268, библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 527 (в нем показано в притворе читать: Царю небесный, до: Приидите поклонимся) 528, 531, 532, 535, 536, 537, 538, 542, 543, 547, 548, 562, 574, 837 838, библиот. Моск. дух. академии 79, библиот.Тр.-Серг. лавры 124; XVI в. Синод. библ. 602, 310, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 575, 582, 842, 842, 843, 848, библиот. Моск. дух. акад. 88, библ. Тр.-Серг. лавры 225, библ. А.И. Хлудова 113, и в Служебниках, печатанных в Венеции 1519 и 1554 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

В Служебниках XIII в. библиот. С.-Петерб. дух. акад. 524; XIV в. той же библиотеки 523, 526, Румянц. муз. 398, – показано читать: Соединение св. Духа. Един от воин копием ребра Ему прободе и абие изыде кровь и вода и видевый свидетелствова и истинно ест свидетельство Его. Яко трие суть свидетельствующии: дух, кровь и вода и трие воедино суть. Также и в Служебниках XIV в. Румянц. муз. 399, исключая слов: Соединение св. Духа. Ο прободении Агнца и в этих Служебниках не упоминается. В Служебниках XVI в. Синод. библиотеки, 602, библиотеки Моск. дух. акад. 85, Румянц. музеума, 402 и в острожском, при влитии в потир вина и воды, показано говорить только: Соединение св. Духа, a стих: Яко трие суть свидетельствующии, показано читать прежде, в след за словами Един от воин копием ребра ему прободе, т. е. при прободении Агнца. В виленском Служебнике 1583 г. повелевается читать: Яко сие трие, дух, кровь и вода едино суть, Отец и Сын, и Св. Дух. A в Служебниках, печ. в Венеции положено здесь говорить: Исполнение Св. Духа. Наконец в киевских Служебниках 1629 и 1639 гг. действие сие изложено опять иначе. В них после слов: Един от воин копием ребра ему прободе, диакон говорит: Благослови Владыко соединение. Иерей, благословляя, продолжает: и абие изыде кровь и вода и видевый свидетельствова и истинно есть свидетельство его. Затем во всех остальных рассмотренных нами Служебниках, как и в новопечатном, при влитии воды и вина в потир никаких слов произносить иерею не показано. · 6 . По старопечатному Служебнику, требуется для проскомидии шест просфор, если литургия совершается не в монастыре, и семь, когда литургия совершается в монастыре, – именно: 1-я просфора для Агнца, 2-я в честь Богородицы, 3-я в честь всех святых, 4-я о патриархе и о всем причте, 5-я о царе... и о всех христианах, 6-я о архимандрите или игумене и о всей братии, и 7-я о умерших. В новоисправленном же Служебнике положены для проскомидии следующие пять просфор: 1-я для Агнца, 2-я в честь Богородицы, 3-я в честь святых, 4-я о епископстве и всем причте, о игумене с братиею, о царе и всех живых, 5-я о умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Из последних слов святого константинопольского архиерея следует ясный вывод, что невеста Христова не только вся Церковь как целое, но и каждый уд (член) «полноты Её», то есть всякая верующая душа, каждый верный, каждое человеческое лицо, личностное человеческое существо в Церкви. Потому что апостол говорит: всякому мужу глава – Христос ( 1Кор. 11:3 ) 519 , и каждый человек «в Новом Завете имеет главой Христа, когда вступает (сочленяется) в Его тело» 520 . Так совершается духовный брак Христа с Церковью как с невестой, и с каждой душой как невестой Его в Церкви 521 . Это же говорит и апостол Павел во Втором Послании к Коринфянам ( 2Кор. 11:2 ). Из предыдущего изложения мы увидели, что Церковь – храм Божий, и каждый верующий в ней – храм Божий. И здесь происходит то же: вся Церковь – невеста Христова, но и каждая душа в ней тоже невеста Христова. Об этом говорит и святой Иоанн Златоуст , особенно когда ведёт речь о таинстве Крещения, которое называет «духовным браком» 522 , и о таинстве Святой Евхаристии, которую также называет «духовным браком», так как в Нём мы «принимаем Жениха» 523 . В телесном браке «двое становятся одно», а в духовном браке, когда «от телесного мы переносимся мысленно на божественные и духовные предметы» 524 , мы видим, что и там верующие и Господь становятся одним, так как совершается «духовный брак» между ними, потому что «душа соединяется с Богом неизреченным союзом, как Он один знает» 525 . А как говорит апостол: соединяющийся с Господом есть один дух с Господом ( 1Кор. 6:17 ), и причащающийся, приобщающийся Христу в таинствах есть одно тело с Ним ( 1Кор. 10:16–17 ) 526 . «Помыслим, говорит, чего мы удостоились: мы и Христос – едино!» ( μες κα Χριστς ν σμεν) 527 . В этом тайна Церкви как брака с Христом. Следовательно, подобно тому, как в браке не устраняется и не исчезает то второе лицо, то есть лицо невесты, хотя оба становятся «единой плотью», которой глава – муж ( Еф. 5:23 ), так и в Церкви, в мистическом «браке Агнца» со своей невестой ( Откр. 19:9 ) 528 не исчезает лицо невесты, то есть не исчезают человеческие личности в Церкви, но Церковь , «Невеста Христова», является как «единое множество сотворённых ипостасей» 529 , то есть личностей, имеющих «одну плоть», тело Церкви, тело Христово. Таким образом, подлинно совершается, проявляется и переживается «Великая тайна» между Христом и Церковью: Церковь становится телом Христовым и одновременно невестой Христовой. И снова: каждый верующий в Церкви становится «членом Христовым» и «духовным храмом» Христовым, то есть становится Церковью Божией в малом 530 . И одновременно каждая душа верующая является невестой Небесного Жениха, Христа 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

Свт. Григорий Богослов. Письмо 238. К братии по поводу Саннавадая//PG. 37. 380 С — 381 В. 703 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении и о том, что не следует горько оплакивать умерших//ПСТ. Т. 9. С. 932–933. 704 Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре. Сл. 5. Ст. 2//ПСТ. T. 1. Кн. 2. С. 841. 705 Он же. О терпении…//Там же. Т. 9. С. 927. О почестях, оказываемых усопшему, о значении лампад, фимиама и т. п. мы поговорим специально в особой главе. 706 Свт. Василий Великий. На память муч. Иулитты//Творения св. отцов. Т. 8. С. 73–74. 707 Свт. Иоанн Златоуст. О Лазаре. Беседа 5. Ст. 2//ПСТ. T. 1. Кн. 2. С. 840. 708 Он же. На 1–е послание к Коринфянам. Беседа 41, 4//ПСТ. Т. 10. С. 429. 709 Там же. 710 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фессалоникийцам. Беседа 6, 2–3//ПСТ. T. 11. С. 524–525. 711 Свт. Григорий Богослов. Слово 18–е, говоренное в похвалу отцу…//Творения. Репринт. ТСЛ. 1994. T. 1. С. 288. 712 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении…//ПСТ. Т. 9. С. 928. 713 Он же. На 1–е послание к Коринфянам. Беседа 41, 5//ПСТ. Т. 10. С. 431. 714 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е послание к Фессалоникийцам. Беседа 6, 3–4//ПСТ. Т. 11. С. 526–528. 715 Свт. Василий Великий. К супруге Врисоновой. Письмо 302//Творения св. отцов. Т. 11. С. 309–311. 716 Свт. Иоанн Златоуст. К молодой вдове//ПСТ. Т. 1. Кн. 1. Ст. 3, 4, 7. С. 378–380, 384–386. 717 Свт. Иоанн Златоуст. О терпении//ПСТ. Т. 9. С. 932. 718 Свт. Василий Великий. Отцу на смерть сына, который обучался в училище. Письмо 300//Творения св. отцов. T. 11. С. 306. 719 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Коринфянам. Беседа 41, 5//ПСТ. Т. 10. С. 431. 720 Свт. Иоанн Златоуст. На послание к Филиппийцам. Беседа 8, 2–3//ПСТ. Т. U.C. 291–293. 721 Свт. Иоанн Златоуст. О праведном Иове. Сл. 1//ПСТ. Т. 6. С. 567. 722 Святитель Иоанн Златоуст также осуждает скорбные стоны, вырывание волос и т. п., говоря: «В настоящее время вместе с другими пороками между женщинами господствует и эта болезнь» (см. Беседы на евангелиста Иоанна. Беседа 62. Ст. 4//ПСТ. Т. 8. С. 418). 723 Свт. Василий Великий. О благодарении. Гл. 6//Творения св. отцов. Т. 8. С. 58. 724

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Он же. Беседа на Вознесение 17//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. Ст. 16. СПб., 1897. С. 844. 518 Триодь Цветная. Неделя Пятидесятницы. Канон ямвический. Песнь 5. Ирмос. 519 Там же. Последование коленопреклонения, молитва 3. 520 Свт. Герман Константинопольский в «Слове на погребение Господа» говорит: «Ибо Бог увидел сверху страдания Своего народа и его горе там и сошел вывести его из мрачного жительства. И как сопротивную троицу — диавола, смерть и ад — наших тиранов и гонителей, потопил Своей алой кровью» (PG. 98, 284). 521 Свт. Иоанн Златоуст. Слово во Святую Пасху//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. Ст. 2. СПб., 1897. С. 821. 522 Свт. Иоанн Златоуст. Слово во Святую Пасху. Ст. 1//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 821. 523 Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке девах и о матери их Домнине. Ст. 1//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. Ст. 1. М., 1994. С. 675. 524 Он же. Беседа о Елеазаре и семи отроках. Ст. 2//ПСТ. Т. 12., Кн. 1. СПб., 1906. С. 359–360. 525 Он же. К Олимпиаде диакониссе. Письмо 3//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 595; Беседа на память свв. мцц. Вероники и Просдоки… С. 675–677; На кн. Бытия беседа 32, 5//ПСТ. Т. 4. Кн. 1. СПб., 1898. С. 346. 526 Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке… Ст. 2//ПСТ. Т. 2. Кн. 2. M., 1994. С. 678. 527 Там же. Ст. 3. С. 678. 528 Свт. Иоанн Златоуст. К Олимпиаде диакониссе. Письмо 3//ПСТ. Т. 3. Кн. 2. С. 594. 529 Свт. Василий Великий. Беседа 17. На день св. мч. Варлаама. Ст. 1//Творения. Ч. 4. С. 274. 530 Свт. Иоанн Златоуст. На кн. Бытия беседа 67. Ст. 4//ПСТ. Т. 4. Кн. 2. СПб., 1898. С. 722. 531 Он же. Беседа о Елеазаре и семи отроках 2. С. 359. 532 Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова… Ст. 27//Творения: В 4–х т. Ч. 1. С. 225. 533 Свт. Иоанн Златоуст. На Послание к Евреям беседа 4, 4//ПСТ. T. 12. Кн. 1. С. 44. 534 Он же. На кн. Бытия беседа 29. Ст. 7//ПСТ. Т. 4. Кн. 1. С. 308. 535 Свт. Иоанн Златоуст. Беседа о кладбище и о кресте//ПСТ. Т. 2. Кн. 1. С. 438–439. 536 См.: Свт. Иоанн Златоуст. Похвальная беседа о свв. мцц. Вернике и Просдоке… С. 679. 537

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

Прот. Иовин.= Две книги против Иовиниана. CPL 610. Рус. пер.: Твор., ч. 4. 1880 1 ( ТСОЗ 6). Толк. на Аввак.=CPL 589. Рус. пер.: Две книги толкований на пророка Аввакума. – ТКДА 1897. 10–12. С. 145–192; 1898. 1–3. С. 193–235 (и отд. в Твор.). Толк. на Исаию=CPL 584. Рус. пер.: Восемнадцать книг толкований на пророка Исаию. – ТКДА 1881. 2, 4, 6, 8, 10, 12. С. 1–457; 1882. 2, 4, 6, 8, 10, 12. С. 1–321; 1883. 1–12. С. 1–261. Отд.: Твор., ч. 8. Киев, 1882. Толк. на Матф.=CPL 590. Рус. пер.: Четыре книги толкований на Евангелие Матфея. – ТКДА 1900. 6–12. С. 1–112; 1901. 1–12. С. 113–316. Отд.: Твор., ч. 16 ( ТСОЗ 26). Киев, 1901. Хрон.=CPG 3494. Хроника. Сохранилась в латинском переводе Иеронима, неполн. рус. пер.: Твор., ч. 5. 1879 1 , 1910 2 ( ТСОЗ 8). Ссылки по изд.: Eusebius. Werke, Bd. VII. Die Chronik des Hieronymus/Hrsg. von R.Helm. GCS, Berlin, 1984 3 . Ио. Злат.= св. Иоанн Златоуст Беседы на 1 Тим.=CPG 4436. TLG 2062/164. Рус. пер.: Творения… Т. 11. Кн. 2. СПб., 1905, 618–755. Похв. Игнат.= CPG 4351. TLG 2062/446. Рус. пер.: 1) ХЧ 1835, ч. 3, 231–257; 2) Творения св. о.н. Иоанна Златоуста … Т. 2. Кн. 2. СПб., 1896 (М., 1994 р ), 632–642. Иоан. Леств.=CPG 7852. Преподобного отца нашего Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. Сергиев Посад, 19097 (после 1990 г. около десяти репр. и переизд.) Иос. Флав.= Иосиф Флавий. Иуд. война=TLG 526/4. Иудейская война. Для кн. II, 8, 2–13, §§ 119–161 ссылки на перевод М.М. Елизаровой в ТК 351– 357. Остальные по изд.: СПб., 1900 (Минск, 1991 п и др.). Иуд. древн.=TLG 526/1. Рус. пер. Г.Генкеля: Иудейские древности. Т. 1 [кн. 1–12] – 2 [кн. 13–20]. 1900 (М., 1994 р ). Прот. Апиона=TLG 526/3. О древности иудейского народа (Против Апиона). Пер. с греч.: 1) Я.И. Израэльсона. СПб., 1895 [с делением на главы], и репринты: Иерусалим, б.г. и М., 1990; 2) А.В. Вдовиченко: Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве к Гаю. Иосиф Флавий. Против Апиона. М.; Иерус., 1994, 119–189 [с дополн. делением на §§]. Иппол.= св. Ипполит Римский .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

526 Предызобразив погребение Христа с ароматами. 527 В беседе 80 на Евангелие от Матфея. 528 De dominicis et hebdomadibus Graecorum Allatii. 529 Церковный Устав в Великую Среду. 530 Epist. 33. 531 «Вечер четверга и пяток един день у еврей вменяется». Синаксарь в Великий Четверток. 532 В письмах Флавиану. 533 Epist. 119. 534 Augustin, epist. 118. 535 46 прав. Лаодик. Собора. 536 В 82 беседе на Евангелие от Матфея. 537 Т. е. для чего ножи? для чего дреколие, вероломные! 538 Синаксарь в Великий Четверток. 539 В беседе 87 на Евангелие от Матфея 540 В беседе на Великий Пяток 541 Св. Златоуст. В 84 беседе на Евангелие от Матфея. 542 Там же. 543 В 85 на Евангелие от Матфея. 544 В беседе 85 на Евангелие от Иоанна. 545 В беседе 86 на Евангелие от Матфея. 546 Златоуст. В 85 беседе на Еванг. от Иоанна. 547 Там же. Епифаний Кипрский. Против ересей, кн. 1, том 3. Голгофа — слово греческое, значит лоб. Путь до Голгофы получил название страстный, или скорбный, путь Господа. Путешествие по св. земле, 1835, гл. 10, ч. 1. 548 Златоуст. В 85 беседе на Евангелие от Иоанна. 549 В 85 беседе на Евангелие от Иоанна. 550 Там же. 551 Там же. 552 В 85 беседе на Евангелие от Иоанна, 3. 553 Там же, 3 и 4. 554 Стихир, по 9 Евангел. Златоуст. В 137 беседе на Евангелие от Матфея 555 В 72 беседе на Евангелие от Иоанна, 2. 556 В 85 беседе на Евангелие от Матфея. 557 Там же. 558 Св. Златоуст. В 88 беседе на Евангелие от Матфея. 559 Там же. 560 Ответы на некоторые вопросы. 561 Куропалат. О вел. церкви и двора, 6, 12—13. См. Рождество Христово. 562 Третий псалом этого часа произносится обычный (50). 563 Синаксарь в Великий Пяток. 564 Иннокентий. Церковная история, 2, с. 92—94. 565 Прав. св. Дионисия Александрийского. 566 Церковный Устав в Великий Пяток. 567 Златоуст. В 85 беседе на Евангелие от Иоанна. 568 Исследование Православн. веры, кн. 111, гл. 28. 569 Сокращенно. 570 Никоновская летопись, т. 1, под 876 годом. 571 Здесь представляются извлечения из канона в русском переводе. Христианское чтение, 1836 г., часть 1.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3067...

Слава Богоматери в России, Москва, 1858 г., часть 3. 492 Стихир, на Господи воззвах в неделю вечера пятой седмицы Великого поста и в понедельник Ваий, песнь 9. 493 Синаксарь в Лазареву субботу. 494 Слово 11, том 5. 495 В пяток Ваий, вечера, на господи возвах. 496 В субботу Ваий, утр. на хвалитех. 497 Синаксарь в Великую Среду. 498 Амвросий Медиоланский. Слово 2 на неделю Ваий, т. 5. 499 Св. Златоуст. О входе Иисуса Христа в Иерусалим. 500 Св. Епифаний Кипрский. Беседа на неделю Ваий. 501 См. молитву на благословение Вайя. 502 См. тропарь празднику. 503 Седален в неделю Цветоносия. 504 1 песнь трипеснца в понедельник Ваий. Синаксарь в неделю Ваий. Так объясняют в словах своих на эту неделю Мефодий патарский, Епифаний Кипрский, св. Златоуст в 66 беседе на Матфея, 2. 505 Церковная служба, в субботу Ваий. 506 Constit. Apostol. Lib. 5, cap. 12. 507 Бесед. 30 на кн. Бытия, 1. 508 Тертуллиан. О молит. Господи. 14. Sermones Augustini, torn. 10. 509 Церковная история, кн. 6, гл. 9. 510 О евреях, 29, 5. 511 В 36 беседе на Евангелие от Матфея. 512 Златоуст. Беседа на 145 псалом, том 3. 513 Constit. Apostol, lib. 5. cap. 12. 514 Беседа на 145 псалом, том 3. 515 Церковная служба на неделю Ваий. 516 Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети Евангелия от Луки; а в среду остальное от Луки и Евангелие от Иоанна до половины 12 главы. 517 В 87 беседе на Евангелие от Матфея. 518 Церковная служба в Великий Понедельник. 519 Синаксарь в Великий Понедельник. 520 Златоуст. 1 беседа о Лазаре, 6. Синаксарь в Великий Понедельник. См. также песнопения в Великий Понедельник. 521 Стихи на Синаксарь Великий Понедельник. 522 Слово 70, том 6. См. также Ефрем Сирин. 31 слово. 523 Слово 61, том 6. 524 Синаксарь в Великий Вторник. 525 De dominicis et hebdomadibus Graecorum Allatii — de magna hebdomade. 526 См. об этом законе празд. Усекновения главы Предтечи. 527 Евангелие о Страшном суде читается в неделю мясопустную, см. выше. 528

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

В человеческой природе происходит разлад: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы ( Гал.5:16–17 ). В Послании к Римлянам апостол Павел говорит о человеческом стремлении к добру: Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю ( Рим.7:14, 19 ). Пришествие на землю Спасителя, проповедь Евангелия есть следствие того, что человек стал неспособен своими силами, средствами восстановить богообщение, достигнуть первозданного состояния, взлететь до вершин евангельской мысли. Иисус Христос сошёл на землю и искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ( Гал.3:13 ), Он спас нас... по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом ( Тит.3:5 ), дал нам Евангелие жизни, уча все народы соблюдать всё, что Я повелел вам (ср.: Мф.28:20 ). Спасение в православном христианстве не мыслится односторонним актом, но как совместное делание Бога и человека 526 . Церковь , кроме самого факта совершенного спасения нас Богом, даёт невероятное количество средств, которыми может воспользоваться человек, чтобы достигнуть обожения. Это богослужение, Таинства, пост, аскетический опыт, святоотеческая мысль. Все эти средства являются лишь видимоосязаемым орудием. По своей сути молитва , пост, аскетический опыт – это лишь внешнее выражение внутренней сути веры, выражение глубинных мотивов веры. В христианской традиции пост, молитва, аскеза не есть суть духовной жизни – это лишь лекарство для души, непобедимое оружие для тела, согласно словам святителя Иоанна Златоуста 527 . Всё аскетическое делание есть лишь средство, помощь для совершения спасения. Евангельское слово пронизано одной-единственной мыслью: Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ), устремить жизнь человека не на средства спасения, а на само спасение. Ярким примером выражения сути Пришествия Христа являются слова разбойников, которых распяли вместе со Христом: Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осуждён на то же? и мы [осуждены] справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:39–43 ). Проявленное смирение, осознание справедливого для себя наказания, просьба о помощи – это спасло благоразумного разбойника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010