И земледелец, когда видит, что земля способна к возделанию и приносит ему много плодов, то и сам с большим усердием выходит на труды земледелия; так точно и мы, когда увидим преспеяние ваше в благочестии, ваше старание исполнять на деле наши поучения, и сами будем прилагать еще более труда к наставлению вашему, зная что сеем не на камнях, но в тучную и глубокую почву бросаем семена. Но дивная мать, чувствуя это, опять проявляет свою материнскую любовь к сыну и предлагает совет, могущий исторгнуть его из рук брата. Призвав, говорится, «сына своего юнейшего, рече ему: се Исав брат твой грозит 524 тебе убити тя: ныне убо 525 ...послушай моего гласа» ( Быт.27:42–43 ). Опыт покажет тебе, говорит она, что я тебе советую полезное; и как ты, послушавши слов моих, получил великие благословения от отца, так и теперь послушай меня, чтобы избежать тебе рук брата. Так и себя ты избавишь от опасностей, и меня от печали. В порядке вещей, что он, если отважится на это, подвергнется наказанию; и тогда со всех сторон умножатся у меня тяжкие скорби. Итак, «послушай моего гласа, и востав бежи 526 ...к брату моему Лавану, в Харран; и поживи с ним дни некия, Дóндеже отвратится ярость и гнев брата твоего от тебе, и забудет, яже ему сотворил еси, и пославши приведу тя оттуду, да не когда безчадна буду от обоих вас в день един» ( Быт.27:43–45 ). Пойди, говорит, к брату моему Лавану, и поживи там с ним. Естественно, что и удаление, и продолжение времени произведут лучшее действие: страсть укротится, зависть угаснет, и он забудет о твоем поступке относительно похищения благословения: «и забудет, яже ему сотворил еси». Естественно, что он гневается, говорит она; поэтому лучше уклониться от его ярости; а когда со временем он это забудет, ты можешь уже безопасно поселиться здесь. И чтобы сын не печалился, будучи вынужден удалиться на чужбину, смотри, как она успокаивает дух юноши; во-первых, говорит: иди «к Лавану, брату моему». Разве я, говорит, к кому-нибудь чужому заставляю тебя идти? «К брату моему, и поживи с ним дни некия»; короткое время, говорит, немного дней поживи, пока утишится гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Скажи мне: какая польза от слов твоих?» вопрошает Златоуст и отвечает: «невероятно, чтобы семя, повергаемое в таком множестве, не принесло мне класа... Если не все послушают, половина послушает; не половина, так третья часть; не третья, так девятая; не девятая, так хоть один из такого множества послушает, лишь бы послушал. Не перестану говорить, хотя бы никто не слушал; я – врач и предлагаю врачество; я – учитель и должен увещевать. Никого не исправлю? Что ж такое? Я за это имею награду... Невероятно, чтобы в таком множестве никто не исправился. Каждодневно, говорят, слушаю и не делаю. Слушай, хотя и не делай, потому что от слушания доходят и до делания. Не переменишь образа мыслей... но будешь осуждать себя за то, что не делаешь. Откуда же это самоосуждение? Оно плод моих слов! Когда ты скажешь: «увы, я слышал и не делаю!» Это «увы» есть уже начало перемены к лучшему» 526 . Конечно, прибавим мы, пастыри – делатели, а совершитель – Бог. Глава VII-я. Отношение язычества к христианству «За все благодарение Вседержителю и Царю всех Богу», торжественно и молитвенно восклицает Евсевий Памфил , заключая написанную им церковную историю, – «величайшее же благодарение Спасителю и Искупителю душ наших Иисусу Христу, чрез Которого мы молим, чтобы твердый мир, не нарушаемый ни внешними, ни душевными беспокойствами, всегда пребывал с нами» 527 . Но «светлый и ясный день, который озарил лучами небесного света Церкви Христовы во всей вселенной» 528 , омрачился – и скоро – некоторыми «облаками» 529 . Христиане достигли того, что царский дом стал христианским и покровителем церкви; но явилось внутреннее нестроение; церкви освободились от жестоких и непрерывных гонений, затворены храмы идольские, разрушены жертвенники 530 языческие; но язычество еще не умерло в душах весьма многих людей, оно имеет жертвенники в сердцах своих поклонников. И оно живет и действует против христианства, и если не грубой силой – не огнем и мечом, – как в былое время, а иными уже средствами, менее видимыми, но едва ли не более действительными.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

De civ. Dei, XVII, 3, t. XLI, col. 526. См. также св. Василия Β., Бесед. IX на Шестод.,1, t. XXIX, col. 188; бл. Иеронима, Comm. in. Jon., I, 3, t. XXV, col. 1123–1124. 556 I, q. 1, a. 10. „Pius quidem sensus, sed nunquam parabolae et dubia aenigmatum intelligentia potest ad auctoritatem dogmatum proficere“ (Правда, благочестивый смысл может содействовать силе утверждения учений, но не следует останавливатъся на допускающих возможность сомнительного понимания притчах и загадках), говорит бл. Иероним. In Matth. 33, t. XXVI, col. 92; сл. св. Иринея, Adv. Haer. II, 10, n° 1, t. VII, col. 735; бл. Августина, De unitate Ecclesiae, V, 9, t. XLIII, col. 397. 561 Adv. Haer., II, 28, n° 2, t. VII, col. 805. Сл. св. Илария, In .Psalm. CXXXV, 1; in Psalm. 2, t. IX, col. 768, 504. 563 „Neque aliquo genere loquuntur Scripturae quod in consuetudine humana non inveniatur, quia utique hominibus loquuntur“, говорит бл. Августин. De Trinit., I, 12, n° 23, t. XLII, col. 837. – Св. Иларий говорит то же самое: „Sermo divinus secundum intelligentiae nostrae consuetudinem naturamque se temperat, communibus rerum vocabulis ad significationem doctrinae suae et institutionis aptatis. Nobis enim, non sibi loquitur [Deus], atque ideo nostris utitur in loquendo“. Explan, in Ps. CXXVI , n° 6, t. IX, col. 695. – „Писание, говорит св. Иоанн Златоуст , имеет всегда обычай ради нас и нашей пользы употреблять человеческие выражения“ (ϑος ε τ Γραφ δι’ μας και ωφλειαν μετραν τας ανϑρωπναις κεχρσϑαι λξεσι). Hom. XIII in Gen., n° 4, t. LIII, col, 109. 565 Викентия Лиринского , Commonit., с. XXVIII, t. L, col. 675. „Ho, быть может (рассуждает св. учитель), кто-нибудь спросит: ведь канон священных книг всесовершенен и всегда вполне вразумителен при снесении одних мест его с другими, поэтому что за надобность присоединять к нему [еще] авторитет церковного разумения? Та надобность, что свящ. Писание, по самой его возвышенности, не все понимают в одном и том же смысле, но один толкует его изречения так, другой иначе; так что почти сколько голов (homines), столько же, по-видимому, можно извлечь из него и смыслов...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Обратимся " 518 к обзору оттенков слова νομα в языке греческом. В качестве синонимов этого слова Поллукс приводит κλσις от καλεω кличка, зов; προ(σ)ηγορια от προσαγορευω: обращение, приветствие; πρσρησις и πρσρημα – то, с чем обращаются, приветствие; πκλησις, πικλην – от επικαλω, прозвище; πωνυμα и νομασα прозвание, фамилия. Произведённый от νομα глагол νομαξειν Поллукс сопоставляет с глаголами καλεν, προσαγορεειν, πονομαξειν 519 . Но эти синонимы только повторяют тавтогорически 520 основное значение, νομα, слегка варьируя его, но не выясняют ни его, это основное значение, ни других значений. Между тем νομα может означать: 1) собственное или нарицательное имя, наименование любой вещи или личности, фиксирующее то, что (was) есть некто или нечто для другого, по крайней мере, в подавляющем большинстве случаев – для другого. Соответственно с этим, νομα ещё в древности получало определение вроде: «Первее всего имена служат представителями (символами) понятий, и потом и предметов», у Климента Александрийского » 521 : «Имя есть некоторое истинное высказывание присущего именуемой вещи», у Пахимера в толковании Ареопагитики «Об именах» 522 : «Имена объявление (обнаружение – declaratio) лежащих под ним(и) вещей (rerum subjectarum)» 523 . Но если для непосредственного миропредставления имена открывают ими именуемую природу вещи, являясь крайним проявлением её сущности, то для рефлексии имена уже издревле противоставлялись вещам. Ряд свидетельств начинается еле очерченным противоположением имени и вещи, кончается же крайним их антагонизмом. Но этот ряд ещё лишний раз доказывает самим наличием полемики, что было против чего полемизировать и что, следовательно, представление о тесном единстве имени и вещи действительно было общим фоном мировоззрения. Среди таких полемических вылазок отмечаем: «Они по имени, они не на деле друзья», – у Еврипида 524 : «Ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв» ( Откр. 3:1 ); Златоуст убеждает слушателей обращать внимание не на имена, но на самую вещь: «Не в имени заключены вещи, но природа вещей образует имена, согласно собственной сущности» 525 ; Афинагор же обращается к язычникам, которым было ненавистно самое имя христиан: «Не имена достойны ненависти, но негодный поступок – наказания и возмездия» 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Омофор означает… воплощение Бога Слова – что Он нас, заблудшую овцу, найдя, взял на плечи, облекшись всецелым человеческим естеством, соединил с собой и обожил, приведя воспринятое (естество) через смерть и крест к Отцу, и воскресил и возвысил нас. Поэтому (на омофоре) изображены кресты, и изготавливается он из шерсти, и надевается архиерею на шею, иногда же вокруг плеч спереди и сзади 525 . До XI века все архиереи, включая патриархов, носили за богослужением фелонь. Саккос (σκκος, от арам. saqq – рубище) в Византии был частью императорского костюма. Это было одеяние без рукавов, надеваемое через голову и застегиваемое по бокам. В XI–XII веках императоры стали жаловать саккос Константинопольским патриархам, которые, однако, облачались в них лишь на Рождество, Пасху и Пятидесятницу. В XIV–XV веках саккос стали носить и некоторые архиепископы, однако традиционной архиерейской одеждой по-прежнему оставалась фелонь 526 . К этому времени у саккоса появляются короткие рукава. На Руси саккосы появились не позднее XIV века – сначала в качестве литургического облачения митрополитов Московских. В XVII веке саккос носят митрополиты и некоторые архиепископы. С 1705 года было установлено, чтобы все архиереи Русской Церкви носили саккос. Митра не является исконной принадлежностью архиерейского облачения. Как считает А. А. Дмитриевский , «это головное украшение наших епископов сделалось принадлежностью их сана сравнительно в недавнее время». По словам исследователя, «все древнейшие и позднейшие чины хиротоний не только епископа, но и митрополита и даже патриарха, чины греческие, южно-славянские и наши славяно-русские, писанные, старопечатные и даже ныне употребляемые в богослужебной практике на Востоке и у нас в России, о митре хранят полное молчание» 527 . Митр Если митра как принадлежность каждого епископа – феномен относительно новый, то употребление митры отдельными иерархами восходит к глубокой древности. Имеются многочисленные свидетельства о митре как принадлежности Александрийского патриарха. На древних фресках святители Афанасий и Кирилл Александрийские часто изображаются в шапочках белого цвета с черными крестами: ношение такой митры было обычаем Александрийских патриархов. В XVI веке при совместном служении патриархов Константинопольского, Александрийского и Иерусалимского митру надевал только Александрийский патриарх 528 . В Иерусалимском Патриархате в середине XVII века митру при соборном служении носил только патриарх 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Примеч. В одних только древлепечатных (немосковских) Служебниках напечатано вполне: Приидите поклонимся и припадем ко Христу, из сих Служебников лишь в одном гедеоновом точно показано петь в конце аллилуиа однажды, согласно новоисправленному; в прочих же не сказано: однажды или трижды. 14 . В старопечатном Служебнике при возглашении к Трисвятому: к стъ ес бже нашъ, не показано иерею знаменать диакона. В новоисправленном же Служебнике здесь велено священнику знаменать диакона. В некоторых древнейших списках Служебника, в коих вообще действия подробно не описаны, также не находится указания при возглашении: Яко свят еси Боже наш, знаменать диакона, – Именно в Служебниках XII в. Синод. библиот. 605, 604, библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 518 XIII в. той же библиот. 524; XIV в. Синод. библиот. 598, 952, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 526, Румянц. муз. 398, 399, 400, XIV–XV в. Типографской библиот. 127, 128 (в Служебнике 127 нет и возгласа: Яко свят еси); -XV в. библиот. Мосв. дух. акад. 122, и XVI в. той же библиот. 85. Нет сего указания и в двух древлепечатных Служебниках – киевском 1620 г. и острожском. Затем, во всех прочих рассмотренных нами древлеписьменных и древлепечатных Служебниках, при возглашении: Яко свят еси, показано иерею знаменать диакона, согласно новоисправленному. Примеч. В древлепечатных Служебниках гедеоновом, киевских. виленском 1638 г. и печ. в Дельском монастыре, по возглашении иереем: Яко свят еси Боже наш и тебе славу воссылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, повелевается диакону, как и в новоисправленном, возглашать: Гди спаси блгочестивыхъ и оуслыши насъ, a потом уже: и во вки вквъ. 15 . В старопечатном Служебнике напечатано: по же тртаг глетъ повел влко. глетъ. гднимъ нбса оутвердишас, и дхомъ оустъ ег вс сила ихъ. глетъ, блгослови влко, изыти ко стом мст. же… глетъ. блгословенъ грдыи во им сдне и проч. Далее, пред чтением Евангелия положено две молитвы: въ срцахъ нашихъ влко … и: Гди бже нашъ, приклон срца наша…; по совершении же каждения во время чтения Апостола, диакону повелевается взять с престола св. крест и поднесть к священнику, стоящему y горняго места, a священнику, при ограждении себя крестом, говорить: Силою и чтнаг крта твоег, гди помилй и помози ми гршном. Потом оградить крестом и диакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

9 марта 1720 года сенат, из восьми сенаторов, определил: с регламентом духовной коллегии, подписанным государем, архиереями и сенатом, послать в Москву подполковника Семена Давыдова нарочно, а до его посылки вызвать в Москву архиереев ближайших к Москве епархий: Ростовской, Суздальской, Коломенской, а также Архимандритов и игуменов степенных монастырей этих епархий и епархии Рязанской 521 . Духовенство . обязано было явиться в Москву неотложно к 1 мая 522 . Тем временем, пока шла переписка о вызове Давыдова, который состоял при фельдмаршале Шереметеве «генерал–адъютантом в ранге подполковничьем» 523 , в Москву послан был из сената, в Московскую канцелярию сената, курьер Тихон Новгородов с указами архиереям о съезде в Москву. Курьеру вменено было в долг прибыть в Москву в возможной скорости в течение пяти всего дней, здесь явиться в сенатскую канцелярию и передать указы тамошнему сенатскому дьяку для раздачи по принадлежности 524 . Указы были даны на имя архиереев: Митрополита Сарского и подонского 525 , преосвященных Ростовского, Суздальского, и Коломенского 526 , и на имя монастырского приказа 527 . Архиереи обязывались, по силе сенатского определения от 9 марта, сами явиться в Москву к 1 мая и собрать к этому же сроку Архимандритов и игуменов «знатных монастырей», каждый своей епархии. Монастырский приказ должен был собрать духовенство Рязанской епархии. Все указы были за подписью сенатского обор–секретаря Щукина, на пакетах было надписано: «указ преосвященному – о нужном государеве деле». Курьер был отправлен 12 марта. Дьяк Московской сенатской канцелярии Окуньков получил указы в срок, 17 марта; на следующий день передал их в Москве Крутицкому Митрополиту и в монастырский приказ и отослал с нарочным из сенатской канцелярии к архиереям Ростовскому, Суздальскому и Коломенскому 528 . На Коломне указ был получен 20, в Ростове и Суздале 21 марта 529 Давыдов выехал из Петербурга 18 или 20 марта 530 . Кроме экземпляра регламента, Давыдов вез с собою указы сената златоустовскому Архимандриту Антонию и Московскому вице-губернатору Воейкову о том, чтобы вместе с Давыдовым они предлагали собравшемуся духовенству подписываться под регламентом 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Отцы и учители позднейшего времени также ясно указывают на особенное церковное священнодействие при заключении супружеских союзов. Так, св. Василий В. христианский союз мужа и жены называете «игом, возложенным на них с благословением» 522 . Св. Григорий В., защищая чистоту и святость брака, говорите: «если ты еще не сопрягся плотию, не страшись совершения; ты чист и по вступлении в брак. Я на себя беру ответственность; я сочетатель, я невестоводитель. Ибо брак не бесчестен потому только, что девство честнее его. Я буду подражать Христу, чистому Невестоводителю и Жениху, Который чудодействует на браке, и Своим присутствием доставляет честь супружеству». Повествуя, что при совершении брака Олимпиады было много епископов, св. Григорий говорите о себе: «и я присутствую духом и волею и вместе совершаю празднество и сочетаваю юные руки рукою Бога». Слова св. отца, очевидно, указывают на совершение брака чрез священнослужителя, сообщающего чрез установленное священнодействие брачному союзу освящающую силу 523 . Св. Амвросий Медиоланский с решительностью высказывает, что «брак (христианский) должен быть освящаем покровом (velamine) и благословением священническим» 524 . Тоже выражает и св. И. Златоуст. «Как поступали жители Каны галилейской, говорит он, так пусть поступают и ныне вступающие в брак; пусть они имеют среди себя Христа. Но как, спросят, может быть это? Чрез священников. Иже вас примялет, сказал Господь, Мене приемлет. Он же, осуждая обычай сопровождать празднование брака непристойными песнями, говорит: «зачем бесчестишь всенародно честные тайны (μυστρια) брака? Все это надобно отвергнуть, а учить девицу стыдливости с самого начала. Надо призвать священников, и молитвами и блогословениями заключить союзе супружества, чтобы умножалась любовь жениха и укреплялось целомудрие невесты, а всего более, чтобы в дом тот вошли дела добродетели и изгнаны были из него все козни диавола, и супруги в веселии провели жизнь, соединяемые благодарю Божию». По словам св. отца, потому «и возлагаются на головы (сочетающихся) венца, – в знак победы, что они, не будучи побеждены, вступают в брачный чертог, – что они не были одолены похотью» 525 . Он же преподает еще такое наставление: «ты не можешь быть солнцем, будь луною... Не можешь быть девственником, целомудренно вступай в брак, только в церкви» 526 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Между тем старообрядцы означенный псалом поют или читают без припева, a православные поют его с припевом: Благословен еси Господи. Относительно этого припева должно заметить, что он имеет подтверждение в свидетельствах древности: именно во Псалтири с возследованием, писанной рукою Киприана митрополита (она хранится в библиотеке Моск. дух. акад. 142). Здесь в последовании часов, после молитвы шестого часа: Боже и Господи силам, написано: посихъ же, егда нсть постъ, поемъ обдниц (девятый час след. пропускается). ей же начало глемъ сице. Блгослови дше мо гда, блгословенъ ес гди, блгослови дше мо гда и ве внутренн мо им стое его… (л. 169). Тоже говорится и в другой замечательной Псалтири с восследованием, принадлежавшей известному архимандриту Троицко-Сергиевской лавры Дионисию Палицыну (хранится в той же библиотеке, 76, л. 178 на об.). Кстати заметим, что в Киприановой псалтири находится свидетельство в пользу и другого обычая православной церкви, не принятого старообрядцами, именно обычая петь на вечерни псалом: Господи воззвах к тебе услыши мя. Вот как в Псалтири указано петь этот псалом: ги възва ктеб оуслыши м вънми гла млтвы мое вънегда възову ктеб, оуслыши м ги. Дас исправитъ млтва мо, ко кадило пре тобою, руку моею, жертва вечерн. оуслыши м ги и стислови на об стран (л. 175 на об.). 13 . По старопечатному Служебнику пред малым входом должны происходить следующие действия: вземъ стое и даетъ же цлетъ его въ рк… внегда же прмо жертвенника, показетъ со оуларемъ ко стом жертвенник, гл ко блгв влко стое с, блгвитъ ркою на ста кртобразн гл. блгвено сщенныхъ и бжтвенныхъ твоихъ таинъ, всегда и нн.. Среди же церкви когда диакон скажет... блгв влко входъ стыи. же цлетъ стое и творитъ кртъ на глав глетъ тай, блгвенъ входъ стыхъ твоихъ гди, всегда и нн.. Новоисправленный Служебник в этих действиях представляет против старопечатного следующие отличия: а) диакон по принятии Евангелия не целует руку иерея; б) священник проходит мимо жертвенника не благословляя предложение; и в) пред словами: Благословен вход святых твоих не творит крест на главе диакона. Обращаясь к древлеписьменным Служебникам, мы находим, что в древнейших харатейных списках все действия малого входа ограничиваются одною входною молитвою, и в некоторых к ней прибавлено еще возглашение: Премудрость прости, – Так в Служебниках XII в. Синод. библиотеки, 605, 604, библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 518; XIII в. той же библиотеки, 524; XIV в. Синод. библиот. 598, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 523, 526, Румянц. муз. 398, 299 и XIV–XV в. Типографской библиотеки 127, 128, и в Служебнике XVI в. библиот. Моск. дух. акад. 88.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Обращаясь к древлеписьменным и к древлепечатным, немосковского издания, Служебникам, мы находим в них относительно числа просфор указания весьма несходные: здесь 1) О количестве просфор или вовсе не говорится, или говорится не довольно ясно: Так а) в двух из числа древнейших, известных нам списков Служебника о количестве просфор на проскомидии не упоминается вовсе. Именно в харатейном Служебнике XII века, Синодальной библиотеки, 605, сделано о просфорах только следующее замечание: и просфумисавъ просфоры. Точно так же в харатейном Служебнике XIII века, библиотеки С.-Петерб. дух. академии, 524, о просфорах замечено только: также б) В других, точно также наиболее древних списках Служебника о числе просфор говорится неопределенно. Так наприм. в харатейном Служебнике XIV века, библиотеки С.-Петербургской духовной академии, 526, после действия над Агнцем говорится: въ чть глть приими ги хе жертву сию въ чть и въ славу стму имк. сд крыанъ помни… приими ги бе нашъ жертву сию за раба би имк въ и заупокои приими ги.. и проч. Здесь, можно полагать, упоминаются только две просфоры, – одна, из которой иземлется Агнец, другая празднуемого святого, она же за живых и за умерших. В харатейном Служебнике XIV века, Румянц. муз., 399, после действия над Агнцем читается: А се проскурумиса въ чтъ и въ славу и всхъ стыхъ… а се заупокои… Здесь можно находить указание только трех просфор. В харатейном Служебнике XII века, библиотеки С.-Петерб. дух. академии, 518, после приготовления Агнца читается: А се проскумиса прежде то стмоу. то цркви… а се за живыхъ… а се за мертвыхъ. В другом харатейном Служебнике XIV века, той же библиотеки, 523, после действия над Агнцем говорится: и попъ гл. ги хе бе нашъ приими ги въ чть и въ славу престы.. т. е. в честь Богородицы; далее в честь святых, потом: А се въ а се заупокои... В харатейном же Служебнике XIV в., Румянц. муз., 398, после действия над Агнцем читается: А се просфору выии. приими ги хе бе нашъ приношеные се въ чть и въ памть сти гжи…,. т. е. в честь Богородицы, потом: такожь и стму, такожь и сдравии… а се за упокои... В исчисленных здесь Служебниках можно видеть указание пяти просфор на проскомидии: 1-я для Агнца, 2-я Богородичная, 3-я в честь святых, 4-я за живых и 5-я за умерших.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010