Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении. XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события. Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3750...

толкованию, к-рого придерживался, в частности, свт. Иоанн Златоуст, именно Богородица упоминается среди Ж.-м. в Евангелии от Матфея под именем «Марии, матери Иакова и Иосии» (Мф 27. 56), а также - «другой Марии» (Мф 27. 61; 28. 1) ( Ioan. Chrysost. In Matth. 88//PG. 58. Col. 777; см. также: Theoph. Bulg. In Matth. 27//PG. 123. Col. 473). Блж. Феофилакт Болгарский пишет: «Под Марией, матерью Иакова, разумей Богородицу, ибо Ее так называли как мнимую мать Иакова, сына Иосифова, я разумею брата Божия» ( Idem. In Luc. 24//PG. 123. Col. 1112). О том, что «другая Мария» и Богородица - одно лицо, говорится в синаксарном чтении во Св. Неделю Пасхи. Из совр. исследователей подобную интерпретацию отстаивает, напр., Дж. Кроссан, к-рый предполагает, что евангелист Марк не называет эту Марию Матерью Иисуса потому, что, как он считает, она не была последовательницей Христа во время Его земной жизни (см.: Мк 3. 21, 31-35; 6. 4), и поэтому предпочитает отличать ее от одноименных женщин путем указания детей (см.: Crossan. 1973. P. 105ff.), пусть даже и приемных (согласно мнению, напр., Епифания Кипрского ( Epiph. Adv. haer. 78. 8//PG. 42. Col. 710-712; см. также: Глубоковский. 1999. С. 94-97). Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуаво в Равенне. До 526 г. Жены-мироносицы у Гроба Господня. Мозаика ц. Сант-Аполлинаре Нуаво в Равенне. До 526 г. Что касается отождествления «другой Марии» с «Марией Клеоповой», то здесь возникают трудности с тем, что значит определение «Клеопова»: «мать Клеопы», «сестра Клеопы» или, что наиболее вероятно, «жена Клеопы». Решить это однозначно невозможно в силу скудости документальных свидетельств об этой Марии ( Witherington. 1992. P. 582). Однако «женой Клеопы» считал ее уже раннехрист. автор Егесипп (сер. II в.; см.: Euseb. Hist. eccl. III 32. 4). Кроме того, остается спорным, относится ли выражение «сестра Матери Его» в Ин 19. 25 к указанной Марии, или оно указывает на еще одну не названную по имени женщину, стоявшую у Креста Христова ( Bauckham.

http://pravenc.ru/text/182227.html

– 446 S. (обобщающая книга известного византиниста Д. Закифиноса о позднеантичной и раннесредневековой Византии). Дополнительная литература 891 . Абгарян Г В. «История Себеоса» и проблема Анонима. – Ереван: Изд-во Апмян. ССР, 1965. – 153 с. 892 . Абегян М. История древнеармянской литературы. – Ереван, 1948. – Т. 1. 893 . Абрамов Д. М. Тысячелетие вокруг Черного моря. – М.: Эксмо-Пресс, 2007. – 320 с. 894 . Аверинцев С. С. Византийская риторика. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры//Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. – М., 1986. – С. 19–90. 895 . Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности//Новый мир. – 1988. – 7. – С. 210–220; 9. – С. 227–239. 896 . Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в миросозерцании раннего средневековья: общие замечания//Античность и Византия. – М., 1975. 897 . Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. – М.: Наука, 1977. – 320 с. (М: Мысль, 1994. – 384 с.; М.: Coda, 1997. – 344 с.). 898 . Аверинцев С. С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. – М., 1996. 899 . Аверинцев С. С. Символика раннего средневековья//Семиотика и художественное творчество. – М.: Наука, 1977. – С. 308–377. 900 . Аверинцев С. С. Типология отношения к книге в культурах Древнего Востока, античности и средневековья//Античность и античные традиции в культуре народов Советского Востока. – М., 1978. 901 . Аверинцев С. С. Школьная норма литературного творчества в составе византийской культуры//Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. – М., 1986. 902 . Агапит, иеромонах. Жизнь Григория Богослова . – СПб., 1869. 903 . Агапит, иеромонах. Жизнь Иоанна Златоуста . – М., 1874. 904 . Агапит, иеромонах. Жизнь Св. Василия Великого и его пастырская деятельность. – СПб., 1873. 905 . Адонц Н. Армения в эпоху Юстиниана. Политическое состояние на основе на- харарского строя. – СПб., 1908. – XIV, 526 с. (2-е изд. – Ереван: Ереван. гос. ун-т, 1971. – 526 с.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Это иерейское благословение в конце богослужения развивается в XII-XIII вв. в пространную молитву. В одной греческой рукописи, содержащей чин литургии святого Василия Великого, относящейся к XII-XIII вв. и принадлежащей Синайскому монастырю святой великомученицы Екатерины (библ. 1020), после заамвонной молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи», которая обозначена здесь как составленная самим Василием Великим, дано весьма пространное иерейское благословение, обозначенное словом «молитва»: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательством честных бесплотных архангелов и огнеобразных Михаила и Гавриила и всех святых Небесных Сил, молитвами честнаго пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных, всехвальных апостолов и святаго (имярек) и всех святых молитвами, помилует и спасет нас, Боже»; диакон же прибавлял: «Молитвами святых отец наших, Господи, благослови, Господи Иисусе Христе, Боже наш» (Проф. А. А. Дмитриевский. Евхологион, с. 146).    Развитие иерейского благословения за богослужением до вида весьма пространной молитвы придало ему значение молитвы отпуста. Отсюда происходило постепенное сокращение нарочитых праздничных молитв отпуста, так что в XIV веке, как правило, читались уже только две из них – на Святую Пасху (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 523-XIV в., л. 77 об.; Соф. 524-XIV в., л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 526-XIV в., л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV вв. можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы» (напр., ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 526-XIV в., лл. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящия Тя, Господи» становится единственной заамвонной молитвой для литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже великий и вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя» – к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках этого времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

Именно в Служебниках XIV в. Синод. библ. 952, XV в. библиотеки С.-Петерб. дух. акад. 534, 535, 539; XVI в. той же библ. 861, в венецианских, киевских, виленском 1638 г. и печ. в Дельском монастыре. б) Во всех Служебниках, где упоминается о чтении херувимской песни, три поклона творить велено во время этого чтения, как и в новоисправленном. В виленском Служебнике 1638 г. три поклона велено полагать еще и по прочтении херувимской песни. Исключение составляют некоторые Служебники, совсем не упоминающие о чтении херувимской песни, – Таковы: библ. С.Петерб. духов. акад. 523, 526, Типографской 127, Моск. дух. акад. 88. в) О прощении ни в одном из Служебников не упоминается, за исключением списка XVI в. библ. С.-Петерб. духовной акад. 861. 20 . По старопечатному Служебнику пред перенесением даров, диакон говорит священнику: Возм влко ста, священник полагает воздух на десное рамо диакона. Затем, перенося дары, диакон и священник, один за другим, должны возглашать сначала: Всхъ васъ да помнетъ гдъ бгъ во своемъ всегда и нн… потом: Да помнетъ гдъ бгъ всхъ васъ во своемъ всегда и нн... за сим опять первое возглашение: Всхъ васъ Отдельные же возглашения о царе, святителе и настоятеле, показано говорить только в том случае, если кто из них находится в церкви. По новоисправленному Служебнику, вместо: Возми владыко святая, диакон говорит кратко: Возм влко, воздух полагается, вместо десного, на левое рамо, a во время перенесения даров повелевается поминать прежде царя, царицу и весь царствующий дом, потом св. Синод и местного архиерея, наконец предстоящих и всех православных христиан. В древлеписьменных и древлепечатных (немосковского издания) Служебниках, находим: а) В некоторых списках ни об одном из этих действий вовсе не упоминается, a говорится только, и то не во всех, о «переносе» даров с жертвенника на престол, – Так именно в Служебниках XII в. Синод. библ. 605, 604, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 518; XIII в. той же библ. XR 524; XIV в. Синод. библиот. 598, библиот. С.-Петерб. дух. акад. 523, 526, Румянц. муз. 398, 399; XIV–XV в. Типографской библ. 127, 128; XV в. Синод. библ. 600, библ. С.-Петерб. дух. акад. 533; XVI в. библиот. Моск. дух. акад. 88, Румянц. муз. 402.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Последование проскомидии, великого входа и причащения в славяно-русских служебниках XII–XIV вв. Источник Литургия св. Иоанна Златоуста в древних славяно-русских доуставных 1 служебниках (XII–XIV вв.) имеет весьма много отличий от современного последования её в печатном служебнике, особенно в изложении проскомидии великого входа и причащения. Чтобы иметь наглядное представление об этих отличиях 2 и в виду того, что русская литература по истории литургии вообще весьма не богата, – мы сочли не напрасным делом издать последования трёх указанных главных частей литургии по копиям, сделанным нами из нижеследующих памятников. I. Последование проскомидии по пергаменным рукописям библиотек: а) Московской Синодальной XII века 605/342, лист 2–10 об. и 604/348, л. 10 об.–11 об. – XIV века 598/345, л. 1 об.–7 об., 41–41 об., 600/348, л. 1–11; б) Типографской 127, л. 1–8 об., 128, л. 1 об.–4 (обе ркп. XIV в.); в) Румянцевского музеума XIV в. 398, л. 1–12, – 399, л. 1 об.–8 об.; г) С.-Петербургской Духовной Академии (бывшей Софийской) XII в. 518, л. 12–19, – XIII века 524, л. 1–4, – XIV века 526, л. 1–7 об; 522, л. 1 об.–14 (с вариантами из рукописи XIV в. Воскресенского монастыря 8, л. 1–8), – 523, л. 1 об.–14 об.; д) Казанской Духовной Академии (бывшей Соловецкой библ.) XIII в. 1016/702, л. 1 об.–9 об.; е) Императорской Публичной Библиотеки Q. I. 7 (из библиотеки графа Ф.А. Толстого 274), л. 1–4 об. и ж) Воскресенского монастыря 7, л. 2–12. II. Великого входа по рукописям: – Петербургской Духовной Акад. 518, л. 27; 524, л. 20–21 об.; 523, л. 27 об.–29 об.; 526, л. 15–17; 520, л. 9 об.–18; 522, л. 25–27; 566, л. 32–84; 532, л. 38 об.–41 об.; – Императорской Публичн. Библ. Q. 1. 7, л. 20–25 об.; – Троице-Сергиевской Лавры (служебник препод. Никона) 3 ; – Румянц. муз. 399, л. 16 об.–18 об.; – Синодальной библиотеки 598, л. 15 и греч. ркп. той же библ. 280, φυλ. 29–30 об.; – Типографской 127, л. 18 об.–21; – из Εχoλγιον’a 1566 г., изданного в Венеций (собственность А.С. Павлова ) и первопечатного Московского служебника 1602 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Muretov...

...Кто решится быть внимательным, и бодрым, и усердно заботиться о своем спасении, тому ничто не воспрепятствует (свт. Иоанн Златоуст , 47, 223). ...Поспешим на добрые дела – ведь иначе и спастись невозможно, – очистим грехи наши и таким образом удостоимся милосердия от Самого Владыки... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 525–526). Нам невозможно иначе спастись, если не пойдем таким путем. Постараемся даже более, чем любящих нас, любить тех , как способствующих нам в достижении бесчисленных благ (свт. Иоанн Златоуст , 47, 564). Как змий выставляет все свое тело, чтобы только спасти голову, так и тебе нужно оставить все прочее для спасения души (свт. Иоанн Златоуст , 48, 340). Если ты хочешь достигнуть высших селений, то убегай удовольствий, попирай гордость житейскую, презирай богатство, славу и власть; избери бедность, сокрушение духа, покаяние, источники слез и стремись ко всему, чем можно приобрести спасение. Избравший это и сам находится вне опасности, и молитвы его делаются возвышеннейшими. Если ты таким образом устроишь себя и с таким сердцем будешь взывать к Богу, то Он непременно услышит тебя (свт. Иоанн Златоуст , 48, 366). Бог устроил много путей для того, чтобы обилием их сделать для нас восхождение к Нему легким. Одни из людей сияют девством, другие прославляются брачною жизнию, иные украшаются вдовством; одни отвергли все, другие – половину; те восходят праведною жизнию, эти – покаянием (свт. Иоанн Златоуст , 48, 399). Недостаточно одной добродетели для спасения нашего, но нужно, во-первых, тщательное слушание Слова и всегдашнее памятование о нем; потом нужно мужество; далее- презрение богатства и, наконец, – бесстрастие ко всему житейскому. Слышание Слова потому поставляет Он прежде всего прочего, что оно прежде всего нужно (свт. Иоанн Златоуст , 50, 468). Много путей ко спасению даровал нам Бог; только бы сами мы не были нерадивыми! (свт. Иоанн Златоуст , 52, 206). ...Прежде всего убоимся греха, так как от него мучение, от него геенна, от него всякое зло. И не только убоимся, но и будем убегать его и стараться всегда благоугождать Богу. В этом и состоит Царствие, в этом жизнь, в этом тысячи благ. Таким образом, мы еще и в этой жизни приобщимся Царствия Небесного и будущих благ... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 578).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

490 Деян. 1:4—8. 491 Ср. Пс. 25:9. 492 I/53 (237)=B82 (580). 493 I/53 (236)=B82 (579—580). 494 II/18,6. 495 II/18,8–9. 496 II/18,10—11. 497 I/48 (213)=B74 (516—517). 498 Исх. 20:21. Подробнее о терминологии «мрака» у Исаака Сирина см. в главе VII нашей работы (раздел «Изумление»). 499 I/48 (213—214)=B74 (517—518). В греч. и рус. переводах текст сильно сокращен. 500 I/89 (420)=B50 (346). 501 I/38 (160—161)=B62 (431—432). 502 II/37,1—2. 503 I/48 (213)=B74 (516). 504 I/89 (421)=B50 (346). 505 Мф. 18:3. 506 Ср. Иоанн Златоуст. Беседы на Матфея–Евангелиста 58,2—3. 507 Пс. 114:5. 508 I/49 (214—215)=B77 (525). 509 Ср. 2 Кор. 12:9. 510 I/61 (333)=B8 (104—105). Ср. Пс. 50:19. 511 Ср. Мф. 19:26. 512 II/27, 1—3. 513 I/48 (212—213)=B74 (515—526). 514 I/56 (282)=B4 (47). 515 Главы о знании I,85. 516 I/48 (206—207)=B74 (508). 517 I/56 (277)=B4 (41). 518 I/57 (294)=B5 (63—64). 519 Ср. 3 Цар. 10:11. 520 I/57 (303—304)=B5 (76—77). 521 I/57 (306)=B5 (79). 522 I/23 (111—112)=B41 (307—308). 523 I/58 (310)=B6 (85—86). 524 Эта ремарка свидетельствует о том, что Исаак начинал свой монашеский путь не у себя на родине. 525 I/11 (50)=B18 (142—143). 526 527 (201)=B73 (502). 528 I/71 (366)=B30 (213). Текст в квадратных скобках отсутствует в восточно–сирийской редакции. 529 (205)=B74 (507). 530 (201)=B73 (502). 531 I/83 (399)=B43 (317). Ср. Мф. 11:28. 532 533 II/10,19. 534 (397)=B43 (315). 535 I/84 (401)=B44 (319). 536 Ср. Григорий Богослов. Слово 39,17. 537 Т. е. кающиеся. 538 Т. е. мученики. 539 Главы о знании I,53. 540 I/51 (228)=B79 (542). 541 I/41 (175)=B65 (463—464). 542 I/89 (419)=B50 (344). 543 Ср. Пс.50:19. 544 545 II/40,13—14. 546 II/40,15—17. 547 Св. Григорий Нисский. Похвальное Слово Ефрему Сирину (авторство Григория оспаривается). 548 I/58 (309)=B6 (83—84). 549 I/22 (98)=B35 (251—252). 550 I/21 (92—93)=B35 (244—245). 551 Букв. «поставил ногу свою». 552 I/65 (343—344)=B14 (125—127). 553 Букв. «умащающие». 554 Букв. «умащают». 555 Притч.15:13. 556 I/21 (93—94)=B35 (245—246). 557 Ср. Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2439...

Соф. 523. XIV в. Л. 77 об.; Соф. 524. XIV в. Л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV веков можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы...» (напр., ркп. Петербургской публичной библиотеки. Соф. 526. XIV в. Л. 38—39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящыя Тя, Господи...» становится единственной заамвонной молитвой для Литургии как святого Иоанна Златоуста, так и святого Василия Великого; молитва же отпуста вечернего «Боже Великий и Вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя...» — к числу двенадцати утренних молитв.    Зато в Служебниках того времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.    XV и XVI века — это время формирования наших современных отпустов. Оно происходило с известной постепенностью. Из сопоставления древних праздничных заамвонных молитв с современными праздничными отпустами, которые приводятся в теперешнем Служебнике в статье «Отпусты Владычних праздников, глаголемии в вечерню, во утреню и в литургию по чину», видно, что первые легли в основу последних, представляющих собой прославление празднуемого священного события.    Другой вид отпустов — «Отпусты дневнии во всю седмицы по обычаю Святыя Восточныя Церкве» — представляет своеобразное разделение на части приведенной выше молитвы из Синайского евхологиона 1020 XII-XIII веков «Христос, Истинный Бог наш...», с учетом «памятей» седмичного круга, как они расположены в службах Октоиха, а именно: в воскресенье — Воскресения Христова, в понедельник — Бесплотных сил, во вторник — Иоанна Предтечи, в среду и пятницу — Честного и Животворящего Креста, в четверг — Святых апостолов, а в субботу — Всех святых.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Это иерейское благословение в конце богослужения развивается в XII-XIII вв. в пространную молитву. В одной греческой рукописи, содержащей чин литургии святого Василия Великого , относящейся к XII-XIII вв. и принадлежащей Синайскому монастырю святой великомученицы Екатерины (библ. 1020), после заамвонной молитвы «Благословляяй благословящия Тя, Господи», которая обозначена здесь как составленная самим Василием Великим , дано весьма пространное иерейское благословение, обозначенное словом «молитва»: «Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, предстательством честных бесплотных архангелов и огнеобразных Михаила и Гавриила и всех святых Небесных Сил, молитвами честнаго пророка Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных, всехвальных апостолов и святаго (имярек) и всех святых молитвами, помилует и спасет нас, Боже»; диакон же прибавлял: «Молитвами святых отец наших, Господи, благослови, Господи Иисусе Христе, Боже наш» (Проф. А. А. Дмитриевский . Евхологион, с. 146). Развитие иерейского благословения за богослужением до вида весьма пространной молитвы придало ему значение молитвы отпуста. Отсюда происходило постепенное сокращение нарочитых праздничных молитв отпуста, так что в XIV веке, как правило, читались уже только две из них – на Святую Пасху (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 523-XIV в., л. 77 об.; Соф. 524-XIV в., л. 79 об., 80) и на Рождество Христово (ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 526-XIV в., л. 79 и об.), да и те встречались далеко не во всех Служебниках. Стали исчезать и «всегдашние» заамвонные молитвы, то есть предназначенные для вседневного богослужения, так что в редких экземплярах Служебников XIV-XV вв. можно еще встретить одну из таких молитв: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, сподобивый нас Своея славы» (напр., ркп. Санкт-Петербургской публичной библиотеки, Соф. 526-XIV в., лл. 38–39). В XV веке заамвонная молитва «Благословляяй благословящия Тя, Господи» становится единственной заамвонной молитвой для литургии как святого Иоанна Златоуста , так и святого Василия Великого ; молитва же отпуста вечернего «Боже великий и вышний, Един имеяй безсмертие» была отнесена к числу семи светильничных (на своем «переходном месте» от конца вечерни к 103-му псалму эта молитва в настоящее время сохранилась в службе вечерни Пятидесятницы, где она читается иереем не тайно, а «на люди», в приложении к третьей коленопреклонной молитве), а молитва отпуста утрени «Хвалим, поем, благословим и благодарим Тя» – к числу двенадцати утренних молитв. Зато в Служебниках этого времени появилась специальная статья, в которой указывались отпусты, положенные в великие праздники и на вседневном богослужении.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010