О жизни Моисея-законодателя: De vita Moysis II PG 44, 297430.Русский перевод: Григорий Нисский , свт. О жизни Моисея- Законодателя. М., 2009. Послания: Epistulae I ed. G. Pasquali II GNO. Vol. 8 (2). Leiden, 1959. Ефрем Сирин , преподобный Толкование на Четвероевангелие: Commentaire de l’Évangile concordant: Texte syriaque (Ms. Chester Beatty 709) I éd. Leloir L. Dublin, 1963. Русский перевод: Ефрем Сирин , прп. Толкование на Четвероевангелие II Творения. Т.8. Сергиев Посад, 1896 (перевод с армянской версии). Иероним, блаженный На пасхальное Воскресение: In die dominica Paschae IICCSL 78, 545–547. Толкование на Евангелие от Матфея: Commentariorum in Matthaeum Libri 4 II PL 26, 15–218; CCSL 77. Русский перевод: Иероним Стридонский , блж. Четыре книги толкований на Евангелие Матфея, к Евсевию II Творения. Ч. 16. Киев, 1901. С.1–316. Толкование на Послание к Галатам: Commentariorum in Ep. Paulini ad Galatas II PL 26, 307–438. О знаменитых мужах: De viris illustribus II PL 23, 597–722. Русский перевод: Иероним, блж. Книга о знаменитых мужах II Творения. Ч.5. Киев, 1880. С.283–344. Иларий Пиктавийский Комментарий на Евангелие от Матфея: Commentarius in Matthaeum II SC258. Иоанн Дамаскин , преподобный Точное изложение православной веры: Expositio fidei orthodoxae II PG 94, 781–1228; Die Schriften des Johannes von Damaskos. Bd. 2: Expositio fidei II ed. B. Kotter. Berlin, 1973. (PTS12). Русский перевод: Иоанн Дамаскин , прп. Точное изложение православной веры . СПб., 1894. Иоанн Златоуст , святитель Беседы на Евангелие от Иоанна: Homiliae in loannem II PG 59. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. Творения. Т.8. Кн.1–2. СПб., 1902. Беседы о покаянии: Homiliae 9, de poenitentia II PG 49, 277–350. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О покаянии II Творения. Т.2. Кн.1. СПб., 1896. С.308–391. О воскресении мертвых: De resurrectione mortuorum II PG 50, 417–432. Русский перевод: Иоанн Златоуст , свт. О воскресении мертвых II Творения. Т.2. Кн.1. С.465–481. О расслабленном, спущенном через крышу: In paralyticum demissum per tectum II PG 51, 47–64.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

590 Н.Е. Румянцев. «К вопросу о религиозном воспитании в возрасте первого детства». «Вера и Церковь » 1902, кн. 6, стр. 148. – В этой прекрасной статье (стр. 150, примеч.) указаны важнейшие сочинения на русском языке, трактующие о религиозном воспитании. 592 Творения, т. XI, кн. 1. СПб., 1905, стр. 183 и дал. Ср. Иеронима творения, ч. 13, Киев, 1886, стр. 12–13. 593 «Для юной души, – пишет один психолог, – мысль улететь на небо не заключает в себе ничего нового» (Дж. Сели «Основные начала психологии ее применение к воспитанию». СПб., 1887, стр. 166). 594 Ленский. «Русские данные для психологии ребенка». «Семья и Школа» 1882, т. I, стр. 82. – Из церковных писателей о важном религиозно-просветительном влиянии на детей рассказов из Библии говорят: св. Иоанн Златоуст (Творения, т. XI, кн. 1. СПб., 1905, стр. 185), бл. Августин («Исповедь». Творения, ч. 1. Киев, 1880, стр. 51–52, 192–193) и др. 597 Cathrein. «Die katholische Weltanschauung», s. 432–433. – О личном живом примере, как первом и самом действительном средстве религиозного воздействия на ребенка, см. А. Кычшина, «К вопросу о религиозном воспитании детей в духе строгой церковности». («Странник» 1899 г., январь). 601 «С самого первого возраста ограждайте детей духовным оружием, – наставляет родителей св. Иоанн Златоуст , – и научайте их запечатлевать рукою чело, а прежде нежели они будут в состоянии делать это своею рукою, вы сами изображайте на них крест». (Творения, т. X, кн. 1. СПб., 1904, стр. 122). 603 «О начальных приемах христ. воспитания». Полн. собр. проповедей, т. II. Харьков, 1902, стр. 25. 604 «Глава жены – муж, помощница мужа – жена, – говорит св. Иоанн Златоуст . – Пусть же ни глава не решается без тела переступать церковные пороги, ни тело без главы пусть не является, но весь человек пусть приходит сюда, приводя с собою и детей. Как приятно видеть дерево производящим от своего корня молодое растение, так еще более приятнее, даже приятней всякой маслины видеть человека, подле которого стоит дитя, как бы молодое растение от его корня, – и не только приятно, но и полезно». (Беседы на разные места Свящ. Писания. T. 1, стр. 560. СПб., 1864).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Купить книгу Анны Сапрыкиной  " Материнские заметки "  можно здесь: Рейтинг: 9.5 Голосов: 681 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Книги Анны Сапрыкиной на сайте издательства «Вольный странник»  См.:  Николай Сербский , святитель. Вера святых. Катехизис Восточной Православной Церкви. Гл. 4. П. 4.5. Пятая заповедь.  «Как при потрясении основания ниспровергается всё здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь… вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами» (In epistulam ad Ephesios, XX//PG. 62, 136//  Иоанн Златоуст , святитель. Полное собрание творений. Т. 11. Кн. 1. М., 2004. С. 166).  Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чада… послушайте своих родителей о Господе, то есть по воле Господа, – Бог, говорит , повелел так. Но как поступать, если бы приказания были непристойные? Правда, едва ли какой-нибудь отец, даже самый бесчестный, станет приказывать своим детям что-либо непристойное. Однако ж и для подобного случая (апостол) дает наставление, сказав: о Господе, то есть так, чтобы (исполнением воли родителей) тебе не оскорбить Бога» (In epistulam ad Ephesios, XXI//PG. 62, 149//Там же. С. 184).  In Genesim, IV//PG. 54, 597//  Иоанн Златоуст , святитель. Полное собрание творений. Т. 4. Кн. 2. М., 2005. С. 748. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Антон 10 мая 2018, 09:38 Страшная проблема нашего времени и нашей цивилизации в том, что матери очень часто настраивают своих детей против отцов. Мать мстит отцу своего ребёнка, внушая детям ненависть к нему, не понимая, что тем самым она калечит ребёнку жизнь. Бывают, конечно, и случаи, когда ребёнку внушают ненависть к матери, и это ещё страшнее, но происходит гораздо реже. Неуважение к отцу, к мужу, к мужчине вообще - очень большая проблема для нашего общества, но говорить о ней даже в православной среде считается неполиткорректно. А ведь именно она вызывает многие бедствия современной семьи, уродует современную молодёжь. Вячеслав 21 ноября 2017, 00:58 Да замечательно, что автор осознает вот эту часть:

http://pravoslavie.ru/74208.html

911 Св. Иоанн Златоуст . Огласительное слово 4, 12.16 (SCh 50, 189, 191). Ср. Омилия 8, 7 на Послание к Римлянам (60, 463): «Вера его (ап. Павла) сделала его полностью другим и отличным от того, каким он был прежде». Златоуст имеет в виду полное преображение апостола Павла благодаря вере во Христа. Из гонителя Христа (Церкви) стал величайшим апостолом Христа (Церкви), чего ему не могли простить иудеи, ибо они не поменяли свою ветхую высохшую закваску на новое, Духом заквашенное тесто, которое дало Хлеб Вечной Жизни. 912 Омилия 6,2 на Послание к Евреям (63,56). Ср. и св. Феодорит Кирский (PG 82, 701): «Эту веру называет “началом ипостаси”, ибо ею мы сотворены заново ( νεουργθημεν ­ возрождены) и соединены с Владыкой Христом, и приняли участие в благодати Всесвятого Духа». Стоит здесь отметить онтологический язык апостола. Выражение πστασις здесь, и в Евр. (1:3), а также в Евр. (11:1): вера есть ипостась иных реальностей ( πραγμτων – папирус III века), на которые надеемся, и проявление ( λεγχος) Невидимых вещей (реальностей) имеет онтологическое, бытийное значение. В Евр. 3:14 : вера есть онтологическая реальность в нас, которой мы делаемся причастниками ( μτοχο) Христа, если веру как начало – (принцип ( ρχ) нашего нового существа ( ποστσεως) до конца сохраним. Таким образом выраженный христианский, христоцентричный и духовно (пневматологический) опыт, обретённый жизнью в Церкви, наполняет греческие выражения новым содержанием, так что, по апостолу Павлу и св. Иоанну, вера есть новый генесис(регенерация), новорождение (не психологическое, пиетистично-нравственное «преображение»), со-причастие («сосуществование» – Златоуст) во Христе, со-присутствие (ко-эгзистенция) Христа в верующем и верующего во Христе, благодатный перихорисис, взаимное проникновение без слияния – по аналогии с тайной Христовой Богочеловечности. 916 Св. Иоанн Златоуст . Огласительное слово 1, 20 (SCh 50, 118). Омилия 18, 1–2 на 1 Послание к Тимофею (62, 597–598). Омилия 9, 1–2 на Послание к Евреям (63, 77): «Вера есть основание, прочее же – здание ( οκοδομ)...

http://azbyka.ru/otechnik/afanasij-evtic...

244 Имеются в виду диакониссы Олимпиада и др. Олимпиада была в числе подозреваемых в поджоге храма св. Софии, она была также обвинена в нежелании сотрудничать с Арсакием, вступившим на Константинопольскую кафедру. Суд приговорил Олимпиаду к штрафу и к ссылке в Кизик. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 596–597.) В числе знатных женщин, пострадавших от преследований, начавшихся при Арсакии, была Никарета. Она не была диакониссой, отказавшись от церковных должностей. Из своего небольшого состояния Никарета оказывала помощь нуждающимся, приготовляла для бедных и больных лекарства и бесплатно лечила их. После начала репрессий Никарета, по сообщению Созомена, вынуждена была скрываться. (См.: Созомен. Указ. соч. С. 594–595.) 245 Гонорий (395–423) – император Западной части Римской империи, брат императора Аркадия. Письмо, о котором говорит Палладий, не сохранилось. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 81, n. 2.) 246 Единственным источником, сообщающим об этом соборе, является «Диалог» Палладия. (См.: Pietri Ch. Op. cit. P. 1321, n. 3.) 247 Два других письма неизвестны. О третьем письме, упоминаемом здесь, известно только из «Диалога». (См.: Dialogue. T. 1. Р. 82, n. 1.) 248 Тот факт, что император Гонорий наряду с Римской кафедрой выделяет Аквилейскую, свидетельствует о значительной роли, которую последняя играла в церковной жизни. Поэтому и св. Иоанн Златоуст одновременно с письмом папе Иннокентию посылает и письмо епископу Аквилейскому Хроматию. (См.: Dialogue. T. 1. Р. 84, n. 1.) Аквилейская Церковь стояла во главе одиннадцати епископий, митрополиты ее усвоили себе даже титулы патриархов. (См.: Болотов Β. В. Указ. соч. Т. 3. С. 261.) 249 Эмилий Беневентский был известен своим влиянием при императорском дворе и папе Иннокентии. Он был также связан с сыном Мелании Старшей, Публикулой, который являлся патроном Беневента, города, где находилась кафедра Эмилия. (См.: Dialogue, T. 1. Р. 84, n. 2; Pietri Ch. Op. cit. P. 1322, n. 2.) Гавденций Брешийский – адресат письма св. Иоанна Златоуста , в котором последний, в частности, писал: «...мы знаем твое усердие, неусыпность, заботливость, старания и труды, оказанные тобою в защиту истины, и глубоко благодарны тебе. ... Ты знаешь, как велико количество церквей, для блага которых вам предстоит теперь подвиг, а как высоко в будущем значение этого дела...» Полный текст письма см.: Св. Иоанн Златоуст . Письмо к Гавденцию, епископу Брешийскому/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 770–771. Епископ Кифигий (его кафедра не известна) был (вместе с Эмилием и Гавденцием) адресатом писем Златоуста, обращенных к епископам, прибывшим с Запада. В этих письмах Златоуст восхищается усердием и мужеством епископов, предпринявших ради блага Церкви опасное путешествие. Текст писем см.: Св. Иоанн Златоуст . Три письма к епископам, прибывшим с Запада/Творения. Т. 3. Кн. 2. С. 754–755.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Этот диалог – один из нескольких подобного рода диалогов священника и диакона в ходе совершения Литургии. Он указывает на вспомогательную роль диакона за Литургией: диакон может действовать только по благословению священника. Одновременно этот диалог свидетельствует о Литургии как «общем деле» священника и диакона, которые вместе, как единая команда, подобно капитану и штурману, ведут корабль богослужения в небесную гавань. Глава 2. Литургия Оглашенных Литургия оглашенных называется так потому, что в древней Церкви на этой части Литургии разрешалось присутствовать оглашенным – готовящимся к крещению. Древняя Литургия оглашенных носила преимущественно дидактический характер: на ней читались отрывки из Священного Писания, произносилась проповедь, звучали специальные молитвы об оглашенных, после чего они отпускались по домам, и в храме для участия в Евхаристии оставались одни верные – принявшие святое крещение. В современной практике чин Литургии оглашенных, за исключением одной молитвы, является общим для обеих Литургий – Василия Великого и Иоанна Златоуста . Он включает в себя: начальный возглас; великую ектению; три антифона, чередующиеся с двумя малыми ектениями; пение «Единородный Сыне» после второго антифона; малый вход после третьего антифона; пение «Трисвятого», чтение Апостола и Евангелия; ектению сугубую; ектению об оглашенных. Этот чин предшествует Литургии верных всегда, за исключением тех случаев, когда Литургия соединяется с вечерней: в таких случаях всё, что предшествует Трисвятому, опускается. В византийской традиции второй половины первого тысячелетия именно начальная часть Литургии обладала наибольшей вариативностью, тогда как начиная с «Трисвятого» Литургия имела в целом фиксированный характер. Возможность замены начального блока молитв и песнопений Литургии оглашенных вечерней – один из остатков этой вариативности 597 . Другой – наличие в Литургии оглашенных нескольких типов антифонов: праздничных, воскресных и вседневных. 1. Начало Литургии оглашенных

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

594 См.: Burghardt W. J. The Image of God in Man according to Cyril of Alexandria. Woodstock, 1957. P. 21–23. 595 Лященко Т. Св. Кирилл. С. 85. Отношение св. Кирилла к указанным спорам этот автор характеризует так: «Как питомец Александрийской школы, ученик Дидима, писавшего даже особое сочинение в защиту Оригена , св. Кирилл, конечно, не мог быть врагом Оригена, а тем более сторонником «антропоморфитов». Он не имел возможно- сти открыто высказать свои убеждения по этому предмету, но не мог по своей натуре и убеждениям лицемерно соглашаться с Феофилом, а тем более поддерживать его своекорыстную деятельность. Он просто отошел от всей этой грязной истории» (Там же. С. 93). Север ибн аль-Мукафа свидетельствует, что св. Кирилл возвратился в Александрию по вызову Феофила. См.: Severus ibn Al-Muquaffa. Op. cit. Р. 428. 596 Это свидетельство приводится в предисловии: Cyrille d’Alexandrie. Lettres festales. T. I. P. 21. 597 Вина этого осуждения обычно целиком возлагается на Феофила, и обычно историки не жалеют черных красок для изображения его личности. См., например: «Хитрый, корыстный и мстительный, Феофил весьма ценил расположение гражданской власти и не останавливался ни перед чем, чтобы снискать его» ( Попов И. В. Святый Иоанн Златоуст и его враги. Сергиев Посад, 1908. С. 91). Ср. также: «Феофил Александрийский с первого взгляда вполне верно понял св. Златоуста. Этот царедворец и застарелый политик по первому впечатлению угадал в нем вечного врага себе подобных, человека независимого и идеалиста, и св. Иоанн был неизбежно осужден на борьбу и не менее неизбежно на поражение» (Пюш Э. Св. Иоанн Златоуст и нравы его времени. СПб., 1897. С. 26). Однако, при несомненной вине Феофила в деле Златоустого отца и его неблаговидной роли в деле осуждения его, вряд ли можно описывать личность этого Александрийского архиепископа в однотонных мрачных цветах: человеком он был, судя по всему, сложным и неодноплановым, а его деятельность в качестве архипастыря также не может быть подвергнута однозначной оценке.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

210 По словам святителя Феофана, “тлеет в похотях ветхий человек. Похоть дает мысль только о плотских сластях, которые в ветхом человеке ярче других слабостей выдаются Похоть будит всякое самоугодливое пожелание, в удовлетворении которого ничего не имеется в виду, как только себя утешить и усладить. Прелестны сии похоти, потому что манят, обещая горы счастия, а ничего не дают, когда действуют по их влечению Это прельщение и держит всякого во власти похотей без замечания и чувства пагубности такого рода жизни и чувства тяготы ига рабства, налагаемого страстями”. — Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998. С. 331. 211 Подобное толкование слова “Израиль” весьма часто встречается в святоотеческой письменности. См., например: «Слово “Израиль” толкуется: “ум, зрящий Бога”, и он освобождается от рабства тьмы, от египетских духов». — Творения преподобного Макария Египетского. С. 456. 212 По объяснению святителя Иоанна Златоуста, Господь в этих словах “убеж­дает быть столь же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокою добродетелью простоты, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты”. — Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста. Т. VII. Кн. 2. С. 597. 213 Ср. толкование: “Принимает детей, с одной стороны, показывая, что Он принимает незлобивых, с другой — научая, что должно унижать надменную гордость и принимать презираемых. Не сказал, что этих есть Царство Небесное, но — таковых, то есть подражающих простоте их”. — Толкование Евангелия от Матфея и Толкование Евангелия от Иоанна, составленные по древним святоотеческим толкованиям византийским, XII века, ученым монахом Евфимием Зигабеном. СПб., 2000. С. 239. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

«И здесь имею этому доказательства».  XIV. Диакон . Молю тебя, отче, сократи этот рассказ, ведь присутствующие 595 соблазняются, когда такие вещи рассказываются епископами, даже если они сами этого не делают.  Епископ . О, я несчастный, сохраненный для таких дней, когда серебром покупается священство, если это называется священством. Я дошел до неразумия ( 2Кор. 12:11 ), рассказывая об этом, поскольку доносчики на Иоанна ввергли нас в такое искушение. Потерпи меня великодушно, чтобы из этого рассказа ты удивился кротости Иоанна, усыпившей до времени ревность 596 и сказавшего Евсевию: «Брат Евсевий, поскольку часто нелегко доказать обвинения, вынесенные под воздействием оскорбления, я прошу тебя прекратить письменно обвинять брата Антонина, поскольку мы устраняем причину оскорбления». В ответ на это разгоряченный Евсевий, используя суровые слова, весь трясясь от вражды к Антонину, настаивал на своих обвинениях. Иоанн умоляет Павла Ираклейского, ибо, кажется, что он благоволит к Антонину, помирить их и, встав, идти в церковь с епископами, ибо настало время священнослужения. Преподав народу обычное приветствие мира 597 , он сел вместе с другими епископами. Пришедши тайно, обвинитель Евсевий передал перед всем народом и епископами другую хартию, содержащую те же самые обвинения, закляв Иоанна страшными клятвами, соединив с ними и слова «спасение монархов», из-за чего произошло большое смятение, ибо народ при этом дерзком поступке думал, что он призывает Иоанна требовать у императора согласия на смерть. Иоанн же, увидев противодействие этого мужа, стремясь к спокойствию народа, принял хартию и после чтения Священного Писания, попросив Пансофия, епископа Писидийского, совершить приношение Святых Даров, сам вышел с остальными епископами, поскольку он отказался служить, с омраченной совестью, согласно слову Евангелия: Если принесешь дар твой ( Мф. 5:23 ) и так далее. Обдумав все после того, как был отпущен народ, он, придя в баптистерий с остальными епископами, призывает обвинителя, сказав ему в присутствии всех: «Я тебе вновь говорю то же самое, поскольку многие, когда они оскорблены или находятся в гневе, много говорят и пишут, но не в состоянии этого доказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

209 Эту фразу можно передать и так: “изучила учение, просто изложенное в Евангелии”. Святитель Мефодий также говорит об «упражнении в божественном учении (“божественных науках”), которым душа очищается и украшается, побеждая страсти». – Творения св. Григория Чудотворца и св. Мефодия епископа и мученика. М., 1996. С. 117. Что же касается образа “млека”, то Климент Александрийский , толкуя 1Кор 3:2 , изъясняет его так: “Слово Апостола надлежит понимать таким образом: как кормилицы питают молоком новорожденных детей, подобно этому и я питал вас молоком Христовым, Божественным словом, вливая в вас по каплям эту духовную пищу Столь естественно Господь здесь вновь обещает праведникам молоко, дабы этим обетованием и о том и о другом сказать ясно и об альфе и об омеге, о начале и о конце ( Откр 1:8; 21:6; 22:13 ), ибо под образом молока иносказательно говорится о Логосе”. – Педагог. Творение учителя Церкви Климента Александрийского . М., 1996. С. 53. 210 По словам святителя Феофана, “тлеет в похотях ветхий человек. Похоть дает мысль только о плотских сластях, которые в ветхом человеке ярче других слабостей выдаются Похоть будит всякое самоугодливое пожелание, в удовлетворении которого ничего не имеется в виду, как только себя утешить и усладить. Прелестны сии похоти, потому что манят, обещая горы счастия, а ничего не дают, когда действуют по их влечению Это прельщение и держит всякого во власти похотей без замечания и чувства пагубности такого рода жизни и чувства тяготы ига рабства, налагаемого страстями”. – Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника . Толкования Посланий апостола Павла. Послание к Ефесеям. М., 1998. С. 331. 211 Подобное толкование слова “Израиль” весьма часто встречается в святоотеческой письменности. См., например: «Слово “Израиль” толкуется: “ум, зрящий Бога”, и он освобождается от рабства тьмы, от египетских духов». – Творения преподобного Макария Египетского . С. 456. 212 По объяснению святителя Иоанна Златоуста , Господь в этих словах “убеждает быть столь же смиренными и простосердечными, как и младенец, который не имеет ни зависти, ни тщеславия, ни желания первенства, но обладает высокою добродетелью простоты, беззлобия и смирения. Итак, нужно иметь не одно только мужество и благоразумие, но и добродетель смиренномудрия и простоты”. – Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . Т. VII. Кн. 2. С. 597.

http://azbyka.ru/otechnik/Feolipt_Filade...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010