расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Иоанна V» найдены статьи: ИОАНН V († 675), патриарх К-польский (с 25 нояб. 669), свт. (пам. 18 авг.) ИОАНН V (III) МИЛОСТИВЫЙ († 620 (или 619)), свт. (пам. 12 нояб.; пам. визант. 11 и 12 нояб.; пам. зап. 11 нояб. и 23 янв. (день перенесения мощей в Пожони)) ИОАНН V (IV) ОКСИТ († после 1112), патриарх Антиохийский (1088/89-1100) ИОАНН VI (V) патриарх Антиохийский (1106-1134 (1140?)) ИОАНН V патриарх Иерусалимский (705-735) ИОАНН V ОКРОПИРИ [Златоуст; Иоанн Окропири II] (ок. 1033-1049), католикос-патриарх всей Грузии в период царствования в Грузии Баграта IV (1027-1072) ИОАНН V († 686), папа Римский (685) ИОАНН V [Йоханнан III; бар Ишо бар Авгаре (бар Хгире); араб. Юханна ибн Иса (ибн Марта) ибн аль-Арадж] ( 905), католикос-патриарх Церкви Востока (с 900) ИОАНН V ПАЛЕОЛОГ (1332-1391), визант. имп. (с 1341) ИОАНН V АЛЕКСЕЕВИЧ (1666-1696), рус. царь, сын царя Алексея Михайловича Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Иоанна V .html

37 Свт. Григорий Богослов. Определения слегка начертанные. Т. 5. С. 342. 38 Кирилл Александрийский . Педагог. Кн. 2, гл. 10. С. 207. 39 Aug. De bono conjugali, c. 3//V. T. 6. Col. 375; ср.: ibid., c. 18 § 21//M. T. 6. Col. 388: «ради рождения установлен брак». 40 Aug. De bono viduit., c. 8 § 11//M. T. 6. Col. 437. 41 «Постановления Апостольские». Кн. 6, § 28. С. 206–207. 42 Aug. De bono conj. C. 3. M. T. 6. Col. 375. 43 Свт. Иоанн Златоуст. О девстве. Гл. 17. Т. I. С. 306. 44 Aug. De bono conj. C. 24 § 32//M. T. 6. Col. 394. 45 «По взаимному согласию, — говорит Климент Александрийский, — супруги (должны) сближаться связями благопристойными для произраждения детей». «Эти благопристойные плотские связи не мерзость» (Строматы, кн. 3, гл. 12/русск. пер. с. 365). «Взаимное влечение супругов друг к другу не есть явление постыдное, если только оно не для той цели, чтобы предаваться невоздержности» (там же, с. 366). 46 Aug. De nupt. concup. II, 34. M. T. X, col. 471. 47 Aug. De bono conjug., с. 6//M. T. 6. Col. 337: conjugalis concubitus generandi causa non habet culpam ср. ibid, c. 10 §11//M. T. 6. Col. 381: inculpablilis et solus ipse nuptialis (concubitus) est. По Августину «плотское услаждение (которым сопровождается concubitus), обращенное умеряющим и сдерживающим воздержанием на естественное пользование, не может быть даже и похотью (libido esse non potest)», то есть греховным плотским вожделением. De bono conjug., с. 16 § 18//M. T. 6. Col. 385; ср.: Rettr., c. 22 § 2. 48 Aug. De nupt. et concup. 1, 4 § 5//M. T. 10. Col. 415. 49 Быт. 1, 28 . 50 «Постановления Апостольские». Кн. 6, § 27, рус. пер. с. 205. 51 «Постановления Апостольские». Кн. 6, § 29. С. 208. 52 «Исповедь» Августина. 53 De bono conjugali, c. 17 § 19//M. T. 6. Col. 386. 54 Шарапов: «По душе», статья в сборнике «Сущность брака». С. 153. 55 Aug. De bono conjugali., с. 5//M. T. 6. Col. 376. 56 Aug. De bono conjug., с. 10 § 11//M. T. 6. Col. 381; ср.: De bono viduitatis c. 4 § 5//M. T. 6. Col. 433; свт. Иоанн Златоуст. О девстве. Гл. 15. Т. I. С. 304.

http://azbyka.ru/brak-i-devstvo-pri-svet...

Софокл. Антигона. 910–919/Пер. С. Шервинского//Софокл. Трагедии. M., 1988. С. 209–210; Софокл. Аякс, 873–874. Там же. С. 310. 43 Бердяев H. A. О назначении человека. Ч. 3. Гл. 1. М., 1993. С. 222. 44 Там же. Платон. Федон. Гл. 29, 81 А//Полное собрание творений Платона: В 15–ти т./Пер. под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, Э. Л. Радлова. СПб: Academia, 1923. T. 1. С. 158. 45 Платон. Федон. Гл. 29, 81 А//Полное собрание творений Платона: В 15–ти т./Пер. под ред. С. А. Жебелева, Л. П. Карсавина, Э. Л. Радлова. СПб: Academia, 1923. T. 1. С. 158. 46 Платон. Федра//Там же. 245 С–Д. Т. 5. С. 122. 47 Платон. Федон. 66, В, Д//Полн. собр. творений. T. 1. С. 135–136. 48 Там же. 67Е–68В//Полн. собр. творений. Т. 1. С. 137. 49 Там же. 64А–65А, СД. С. 132–134. 50 Там же. 51 Там же. 117С. С. 209. 52 Платон. Апология Сократа. Т. 1. С. 82. 53 Ιω. Ν. Θεοδωρακοπολου. Εισαγωγ εις τον Πλτωνα. Αθναι, 1941. Σ. 196. 54 Платон. Федон. 67Д, 80Б–81А//Полн. собр. твор. Т. 1. С. 137, 158. 55 См.: Немесий, еп. Эмесский. О природе человека. Гл. XXXVIII. О том, как Платон понимает Fatum./Пер. с греч. Ф. Владимирского. Почаев, 1904. С. 168–172. 56 Ιω. Ν. Θεοδωρακοπολου. Εισαγωγ εις τον Πλτωνα. Αθναι, 1941. Σ. 172. 57 Платон. Горгий. 492Ε–493Α. 58 Θ. Ν. Ζηση. νθρωπος και Κσμος ν τη Οικονομα του Θεου//Ανλεκτα Βλατδων. Τ. 9. θεσσαλ., 1971. Σ. 105 59 «Достойно риска». Платон. Федон. 114Д–115А//Полн. собр. творений. T. 1. С. 205–206. 60 Согласно учению раннехристианских апологетов, все мудрое и истинное, что имеется в языческой философии, было посеяно в умах древних мудрецов Божественным Словом (Логосом), Который рассеивает в мире Свои слова (логосы). 61 См. также: Θ. Ν. Ζηση. σχατολογα του Πλτωνος κατ τν Ευσβιον Καισαρεας//Κληρονομι. Τ. 4. Book 2. Θεσσαλ., 1972. ολ. Σ. 229–238. 62 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 2, 3//Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 16. 63 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна. 2, 3//Творения. Т. 8. Кн. 1. С. 13. 64 Аристотель. Никомахова этика. 1177 37–39//Аристотель. Сочинения. В 4–х т. Т. 4. M., 1983. С. 283. 65

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

55 В разных своих трудах св. Григорий приписывает эту цитату то преп. Максиму, то свт. Афанасию Великому; а в трактате «О том, что Варлаам и Акиндин являются дихотомитами» весьма похожий пассаж приведен как принадлежащий свт. Кириллу Александрийскому. Однако дословно она не обретается в творениях этих святых. Впрочем, похожее место есть в «Толковании на молитву Господню» св. Максима (PG 90, 884ВС). 56 Хотя основное значение слова « αιν » — «век», «вечность», но, в отличие от « τ αδιον », означающего вечность как вневременную категорию, его нередко следует понимать скорее как большой или неопределенный временной отрезок. Поэтому мы и перевели « ν ανι » не как «в вечности», но «во времени». 57 Максим Исповедник, К Марину, PG 91, 96А. 58 Григорий Нисский, К Евномию, 2, 1, 678, W. Jaeger, 1, р. 364; PG 45, 461АВ. 59 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 7, с. 264—266. 60 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 31, PG 75, 448D. 61 Василий Великий, Против Евномия, 2, 29, PG 29, 640С. 62 Григорий Богослов, Слово 38, 7, PG 36, 317D — 320А; Слово 45, 3, PG 36, 628В. 63 См.: Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 680В. 64 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 65 Дионисий Ареопагит, Послание 2, с. 768—770. 66 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, PG 90, 637D. 67 Максим Исповедник, Вопросоответы к Фалассию, 61, схолия 16, PG 90, 644D. 68 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 13, PG 96, 564D. 69 Максим Исповедник, О недоумениях к Иоанну, 25 (5, 21), PG 91, 1141AB. 70 Григорий Богослов, Слово 41, 11, PG 36, 444В. 71 См.: Иоанн Златоуст, Беседа на псалом 44: 2—3, PG 55, 186. 72 См.: Επιστολ προς Αθανασιον Κυζικου , 24—25, П. Χρστου , т. В , σ . 434—436. 73 Дионисий Ареопагит, О божественных именах, 2, 4, с. 254. См. также: О мистическом богословии, 5, с. 762.c 74 Максим Исповедник, Главы о богословии, 1, 49, PG 90, 1101А. 75 Василий Великий, Против Евномия, 4, PG 29, 689С. В тексте св. Василия стоит не «самоипостасная» ( αθυπστατος ), как у Паламы, но «воипостасная» ( νυπστατος ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3129...

eccl. VIII 28), блж. Феодорита Кирского ( Theodoret. Hist. eccl. V 34) и в Житии свт. Иоанна Златоуста, написанном Георгием I , патриархом Александрийским (BHG, N 873), упоминается некий мч. Василиск. В то же время в «Диалоге Палладия, епископа Еленопольского, с Феодором, римским диаконом, о Житии блаженного Иоанна, епископа Константинопольского, Златоуста» рассказывается о некоем Василиске, еп. Коман и «местном мученике», пострадавшем в Никомидии вместе с Лукианом († 312), пресв. из Вифинии Антиохийской (пам. 15 окт.). Василиск явился во сне Иоанну, когда тот вместе с сопровождавшим его пресвитером остановился на ночлег в мартирии за городской стеной г. Команы, и сообщил, что завтра Иоанн предстанет пред Господом, а пресвитеру приказал подготовить место для погребения. После кончины Иоанн был похоронен в мартирии вместе с Василиском ( Palladius. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. P. 67-68). Большинство исследователей видят ошибку в сообщении Палладия относительно епископства Василиска и не отождествляют его с В., пострадавшим с Е. и К. ( Janin. P. 1237; Gordini. P. 55-56). Помимо общего дня празднования 3 мучеников 3 марта память В. отмечается 22 мая. Ист.: BHG, N 241-241a, 656-656e; BHL, N 1021; ActaSS. Mart. T. 1. P. 235-241; PG. 117. Р. 366, 469 [Минологий Василия II]; SynCP. Col. 503-506 марта], 699-702 мая]; Delehaye H. Les légendes grecques des saints militaires. P., 1909. P. 41-42, 202-213; L ü dtke W. Das Martyrium des Basiliscus//ASPh. 1913/1914. Bd. 35. S. 44-51; Halkin F. Deux Passions inédites des saints Eutrope, Cléonique et Basilisque//AnBoll. 1986. Vol. 104. P. 17-54; Latyšev. Menol. T. 1. P. 174-179; Theodoret. Hist. eccl. P. 336; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 22-23; ЖСв. Март. С. 65-77; Май. С. 644-658. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 62, 152; Т. 3. С. 92, 191-192; Ετρπιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1105; Gordini G. D. Cleonico, Eutropio e Basilisco//BiblSS. Vol. 4. P. 54-56; Janin R. Basiliscus (1, 2)//DHGE. T. 6. P. 1237; Σωφρνιος (Εστρατιδης).

http://pravenc.ru/text/187611.html

35 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 38. 36 См.: Там же. С. 178—179. 37 См.: Там же. С. 29, 46, 86, 119, 149 и т. д. 38 См.: Там же. С. 124, 179, 187 и т. д. 39 См.: Там же. С. 103. 40 См.: Там же. С. 129. 41 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 42 Настоящий текст представляет собой отрывок беседы А-41 (7 августа 1990 г.) согласно нумерации М mI , в которой отец Софроний обращается ко священнослужителям из Ливана, подвергшимся гонениям за Христа. 43 См.: Сет. Игнатий Брянчанинов. Крест свой и крест Христов//Аскетические опыты. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Нью-Йорк, 1957. С. 233. 44 В-3 (10 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 45 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 23 и др. 46 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 47 См.: Там же. С. 144. 48 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 65//Там же. Т. 2. С. 133. Ср.: Слово 80//Там же. С. 330. 49 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 50 В-7 (26 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 51 См.: Свт. Игнатий Брянчанинов. Чаша Христова//Там же. С. 387—388. 52 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху Триодь Цветная. М., 1847. С. 8. 53 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 204. 54 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 183. 55 В-10 (8 октября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 56 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 57 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 58 В-15 (5 ноября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 59 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс-М., 2000. С. 100. 60 Там же. 61 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100. 62 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100—101. 63 См.: Архим. Софроний. Письма в Россию. М., 1997. С. 9. 64 В-20 (23 января 1991 г.) согласно нумерации М mI . 65 Архим Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 61. 66 См.: Наст. изд. 67 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 111.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

5737. СВЯТЫЕ отцы о печали по Боге. – 1987, 3, 42. 5738. ПРЕПОДОБНЫЙ Силуан Афонский . О воле Божией и свободе. – 1991, 9, 45. 5739. ПРЕПОДОБНЫЙ Симеон Новый Богослов и преподобный Ефрем Сирин . О внимании самому себе. – 1991, 7, 37. 5740. ПРЕПОДОБНЫЙ Симеон Новый Богослов о познании самого себя. – 1984, 4, 74. 5741. СЛОВО святителя Тихона Задонского о подвиге против греха. – 1984, 10, 23. 5742. ЕГО ЖЕ о святости. – 1988, 12, 46. 5743. ЕГО ЖЕ. Терпящим клевету и оскорбление. – 1991, 2, 49. 5744. СЕМЕНОВ В., прот. “Невидимая брань” преподобного Никодима Святогорца . – 1995, 12, 67. 5745. СЕРГИЕВ И., прот. “Жизнь сердца есть любовь”. – 1988, 10, 50. 5746. СЕРГИЙ (КОРОЛЕВ) , архиеп. О благобытии. – 1996, 10, 45. 5747. СКУРАТ К. , проф. Святитель Иоанн Златоуст – боголюбезнейшей Олимпиаде. – 1997, 8, 72. 5748. ТЕРПИ до конца. (Из “Троицких листков). – 1989, 8, 44. 5749. ТИХОН, игум. Духовное наследие святителя Тихона, епископа Воронежского. – 1984, 5, 16. 5750. ФЕОДОР (ПОЗДЕЕВСКИЙ) , еп. О духовной жизни. – 1996, 11, 57; 12, 53. 5751. ФЕОФАН Затворник , свт. О борьбе с грехом. – 1994, 1, 55. 5752. ЕГО ЖЕ. Об исправлении сердца. – 1994, 1, 50. 5753. ЕГО ЖЕ. Что такое духовная жизнь. – 1988, 6, 40. 56.4 Духовничество и старчество 5754. ПРЕПОДОБНЫЙ Амвросий Оптинский . Из писем мирянам. – 1991, 11, 54. 5755. ПРЕПОДОБНЫЙ Амвросий Оптинский . Поучения, обращенные к духовной дщери. – 1990, 9, 60. 5756. АНДРОНИК, игум. Основные черты пастырства в Оптиной пустыни. – 1988, 6, 64. 5757. ВОРОПАЕВ В. Гоголь и монашество. – 1993, 4, 98; 5, 102. 5758. ГУЛИЧКИНА Г. Автограф преподобного Серафима Саровского . – 1991, 12, 49. 5759. ДУХОВНЫЕ наставления. (Речения святых отцов). – 1993, 10, 7. 5760. ЕЛЕНА, монахиня. Настоятель Оптиной пустыни архимандрит Моисей . (К 125-летию со дня кончины). – 1987, 11, 71. 5761. ИЛЬИЧЕВА Н. Старец Амвросий Оптинский . – 1988, 11, 62. 5762. ИОАНН, архим. Преподобный Амвросий Оптинский о молитве. – 1990, 5, 43. 5763. ИЗ ДУХОВНЫХ наставлений старца Иосифа. – 1988, 10, 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ранее в Гом. 2, 4 на евангелиста Иоанна (1, 1) также говорилось: «О Боге наше слово, Которого не возможно ни изречь, ни помыслить по достоинству. Потому [евангелист] нигде не употребляет имя сущности (οσας μν οδαμο τθησιν νομα), ведь не возможно сказать, чем когда-либо является по сущности Бог, он везде показывает нам Его по энергиям (π τν νεργειν δηλο)» Итак, рассмотрение толкований некоторых греческих отцов и церковных писателей на ветхозаветные стихи Иоил. 3, 1, Пс. 44, 3 и на новозаветный Ин. 1, 16 в контексте паламитских споров подтверждает то, что учение свт. Григория Паламы о сущности и энергиях может рассматриваться достаточно органичным продолжением и развитием учения свт. Иоанна Златоуста. Св. Григорий Палама. Против Акиндина 5. Св. Григорий Палама. 2 апод. слово 47. (ΓΠΣ. Т. I). Св. Григорий Палама. Письмо Дамиану 2, 3 (ΓΠΣ. Т. II). Ι, 38:47-48. Гомилии, не вошедшие в данное собрание, не учитываются. Exp. in Ps. 44, 3 PG 55,186:25-34. Цитируется с сокращениямми и добавлениями в Письме свт. Григория Паламы «К законохранителю Симеону» 10. В частности, цитата заканчивается словами свт. Григория, которых нет у Златоуста: «И когда говорится о кратком, малом и тому подобном, о нетварной энергии и так, а не о сущности говорится». Следует отметить и то, что в критическом издании П. Христу источники установлены достаточно произвольно, одна и таже трудная цитата в разных сочинениях может иметь разные гипотетические аттрибуции, не соотносящиеся друг с другом. См., напр., в 1-м апод. слове (33) св. Григория Паламы цитату, подтверждающую отсутствие «порядка» (как подчинения) в Боге с очевидной направленностью против латинского учения о Filioque: «Пусть никто не решится нарушить достоинство, если мы сначала упоминаем о Духе, затем о Сыне, затем об Отце. Или сначала о Сыне, потом об Отце. Ибо Бог (ср. в лат. тексте «это достоинство») не имеет порядка, не потому, что беспорядочен, но потому, что превыше порядка. И вида не имеет Бог, не потому, что безвиден, но потому, что не выразим видом». Ps .- Chr . In illud Abrahae dictum (Gen. 24,2) PG 56, 555,2.

http://bogoslov.ru/article/514956

и 1 июля; стихиры на стиховне вечерни и на хвалитех); 17 свт. Павлу К-польскому (6 нояб.; славник на «Господи, воззвах»); 18 свт. Иоанну Златоусту (13 нояб.; славник на литии); 19 ап. Андрею (30 нояб.; славник на стиховне вечерни); 20 на зачатие Богородицы прав. Анной (9 дек.; славник на «Господи, воззвах»); 21-22 в неделю св. праотцов (славники на стиховне вечерни и на хвалитех); 23 свт. Спиридону, еп. Тримифунтскому (12 дек.; славник на стиховне вечерни); 24-25 мч. Евстратию и др. (13 дек.; 2 стихиры на хвалитех); 26-30 на Рождество Христово (25 дек.; стихиры на «Господи, воззвах», на     на литии, на стиховне, славник на хвалитех); 31-32 свт. Василию Великому (1 янв.; 2 стихиры на литии); 33 на Богоявление (6 янв.; стихира на хвалитех); 34-35 святителям Афанасию Великому и Кириллу Александрийским (18 янв.; стихира на литии и славник стиховны утрени); 36 прп. Евфимию Великому (20 янв.; стихира на литии); 37 свт. Иоанну Златоусту (27 янв.; славник на хвалитех); 38 3 святителям (30 янв.; богородичен на стиховне вечерни); 39-44 на Сретение (2 февр.; 3 стихиры на «Господи, воззвах»; 2 стихиры на литии; славник на хвалитех); 45-47 свт. Афанасию Великому (2 мая; славник на «Господи, воззвах»; славник на литии; славник вечерних стиховных); 48 прп. Симеону Дивногорцу (24 мая; славник на «Господи, воззвах»); 49 апостолам Петру и Павлу (29 июня; славник на «Господи, воззвах»); 50 вмч. Прокопию (8 июля; стихира на хвалитех); 51 мученикам Кирику и Иулитте, матери его (15 июля; стихира на хвалитех); 52-53 прор. Илии (20 июля; 2 стихиры на литии); 54 вмч. Пантелеимону (27 июля; стихира на литии); 55 на Успение Богородицы (15 авг.; стихира на литии); 56 на Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 авг.; стихира на литии); 57 на Преполовение Пятидесятницы (славник на стиховне вечерни; повторяется на отдание Преполовения). Еще для 3 самогласнов атрибуция Г. ненадежна: это стихира ап. Иоанну Богослову (2-го гласа, нач.: Τν υν τς βροντς (    ), атрибутируется Г. или Византию) и 2 стихиры на Сретение Господне (2-го гласа, нач.: Τν Ιερν ερ Παρθνος (      ), атрибутируется Г.

http://pravenc.ru/text/164781.html

   См.: Meyendorff J. The Theology of the Holy Spirit//Idem. Catholicity and the Church. P. 15—29 [см. наст, изд., с. 280—293].    См.: Gregorius Nazianzenus. Poemata dogmatica, VIIÏ De anima//PG 37, col. 452a.    Мы имели возможность изложить суть данного сообщения в сборнике исследований о библейских комментариях святых отцов, составителями которого стали А. — И. Марру и дом О. Руссо. Автор весьма признателен за этот совместный труд.    Исследователи, занимающиеся учением восточных отцов о первородном грехе, как правило, указывают на отсутствие четкого представления о «передаче» греха Адама на остальное человечество; см., напр.: Gaudel A. — J. Péché originel//DTC. T. 12, 1. 1933. Col. 275—606; из современных работ см. Lyonnet S. Le sens de φ’ ф en Rom. 5, 12 et l’exégèse des Pères grecs//Biblica. Vol. 36. Roma, 1955. P. 436—456; Idem. Le péché originel et l’exégèse de Rom. 5, 12—14//Recherches de Science Religieuse. T. 44. P., 1956. P. 63—84. Кроме того, множество ссылок на греческих святых отцов можно встретить в диссертации: Ρωμανδης . То προπατορικν αμαρτημα. A­θναι, 1957.     Cyrillus Alexandrinus. Explanatio in Epistulam ad Romanos, V, 18//PG 74, col. 784bc.    Выделено о. И. М.     Cyrillus Alexandrinus. Op. cit.//PG 74, col. 788c-789b.    У нас нет возможности привести здесь все тексты свт. Кирилла об Адаме. Для того чтобы составить полное представление о его мысли, следует прочесть его толкование на 5-ю главу Послания к Римлянам, в особенности фрагмент PG 74, col. 781c-789b.     Theodoretus. Interpretatio Epistulae ad Romanos//PG 82, col. 100ab [Феодорит Кирский. Творения. Μ., 2003. С. 129].    Феодорит многократно возвращается к идее наследуемой смертности; см., гл. обр.: Idem. Quaestiones in Genesin, 37//PG 80, col. 137ab; Eranistes (Dialogus) III//PG 83, col. 248.     Theodoretus. Interpretatio in psalmos, 50//PG 80, col. 1245a [Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита епископа Киррского. М., 1997. С. 238—239].     Theodoretus. Haereticarum fabularum compendium, 5,18//PG 83, col. 512b [Феодорит Кирский. Творения. Μ., 2003. С. 55—56]. Очень похожие высказывания встречаются у свт. Иоанна Златоуста (Commentarius in Epistolam ad Romanos. Homilia 10,1//PG 60, col. 474—475), y Дидима (Contra Manichaeos, VIII//PG 39, 1096bd), y Феофилакта Болгарского (Commentarius in Epistolam ad Romanos, V//PG 124, col. 404c), a также y большинства византийских богословов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3285...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010