Как богословствует московский святитель Филарет, вопрос Господа «Где Авель, брат твой?»:    Исповедание грехов повседневное (в молитвах на сон грядущим).    Быт.4:4.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII. 5, 155. С. 163.    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Игнатий (Брянчанинов), святитель. Собр. писем Сост. игумен Марк (Лозинский). М. СПб.. 1995. С. 92 29).    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 4, 154. С. 162.    Приведем одно из авторитетных мнений: «Моисей не говорит ясно, почему две жертвы не одинаково были приняты, а только, упоминая о неодинаковом их успехе, обращает внимание сперва на приносивших, а потом уже на приношения, и тем дает разуметь, что Бог по расположениям сердец судит внешние действия благочестия. Согласно с сим, апостол полагает преимущество жертвы Авелевой в вере, которою он получил свидетельство в том, что он праведник (Евр.11:4). Посему несовершенство жертвы Каиновой состояло в том. что дух его не был жертвою Богу; что он не веровал в жертву Искупителя и что мнил обрести правду не в вере и усвоении правды Господней, но в себе и делах своих» [Филарет (Дроздов), святитель. На Быт.4:3—5. С. 129].    Иоанн Златоуст, святитель. Беседа на Бытие XVIII, 5, 156. С. 164.    Быт.4:4—7: «И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господ Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним»:    Также см.: Окружное послание единой Святой. Соборной и Апостольской Церкви ко всем православным христианам (1848 г.), § 17 (где речь идет о «самом теле Церкви, то есть самом народе» церковном)/Догматические послания православных иерархов XVII-XIX вв. о православной вере. [Б.м.:] Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 233.    Прежде всего, потому, что Божественная литургия «сама по себе есть одно из величайших общественных богослужений нашей Церкви, как показывает и самое наименование ее — «общественное дело», «общественная служба " ». Кроме того, совершая некое богослужение в одиночестве и придавая ему, таким образом, частное значение, священник обязательно должен опускать в нем те части, которые придают ему общественный характер (а именно, ектении); на Литургии же «нельзя пропустить ни одного слова» (см.: Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковнослужителей: В 2 т. М., 1993. Т. 1. С. 759—760). Как говорит «Известие учительное» (С. 436), «в начале святыя литургии да соберутся вси в церковь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

90. Пойди и посмотри (Ин. 1. 46). 91. Мф. 28. 20. 92. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Христос сокровен в Евангелии. Хотящий найти Его должен продать все имение свое и купить Евангелие, чтобы не только найти Христа чтением, но чтобы принять Его в себя подражанием пребыванию Его в мире. Ищущий Христа, говорит святой Максим, должен Его искать не вне, но внутри себя, то есть телом и душою быть, как Христос, безгрешным по возможности человеческой». Святого Петра Дамаскина, кн. 1, статья «О четвертом видении». Добротолюбие. Ч. 3. 93. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин. 14. 21). 94. Пребудьте во Мне, и Я в вас (Ин. 15. 4). 95. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей (Ин. 15. 10). 96. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 46). 97. Этот род самообольщения святые аскетические писатели называют мнением. Святой Иоанн Карпафийский определяет мнение так: «Мнение есть упитательство души тщеславием и суетное дмение ума». Иоанн Карпафийский. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 4. Об этом роде самообольщения святой апостол Павел говорит: Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием и службою Ангелов, яже не уведе уча, без ума дмяся от ума плоти своея [Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом] (Кол. 2. 18). Сказал святой Григорий Синайский: «Говорящие от своих помыслов прежде чистоты прельстились духом мнения. К таким относятся слова Притчей: Видех мужа непщевавша себе мудра быти, упование же имать безумный паче его [Я видел человека, мудрого в глазах его. На глупого больше надежды, нежели на него] (Притч. 26. 12). Святого Григория, гл. 128. Добротолюбие, Ч. 1. 98. Кто говорит: «я познал Его», но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины; а кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась (1 Ин. 2. 4–5).

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

Закон Божий Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф. 5, 20 ). Праведность книжников и фарисеев удовлетворялась изучением Закона Божия по букве, за которым не следовало изучение его жизнью, за которым, напротив, следовала жизнь, противная Закону Божию. Остающиеся при одном изучении Закона Божия по букве впадают по причине такого поверхностного знания в гордость и самомнение, как замечает преподобный Марк Подвижник 92 , как и случилось с книжниками и фарисеями. Заповеди Божии , которые существенно постигаются от исполнения их 93 , пребыли сокрытыми для фарисеев. Душевные очи, просвещаемые заповедями (см. Пс. 18, 9 ), когда они исполняются, не просветились у фарисеев. Они от деятельности, противной Закону Божию, стяжали о Законе Божием превратное понятие и по причине Закона Божия, долженствовавшего приблизить и усвоить их Богу, удалились от Бога, сделались врагами Бога. Каждая заповедь Божия есть священная тайна и открывается здесь исполнением ее и по мере исполнения ее. Изучение Закона Божия требует терпения. Это изучение есть стяжание души своей: «в терпении вашем,» – повелевает Господь, – «стяжите души ваши» ( Лк. 21, 19 ) 94 . Это – наука из наук! Это – небесная наука! Это – наука, сообщенная человеку Богом! Стези ее совершенно отдельны от тех обыкновенных стезей, которыми идут науки земные, науки человеческие, науки, рожденные нашим падшим разумом из собственного его света, для нашего состояния в падении. Кичат, напыщают ум науки человеческие, осуществляют, растят человеческое «я»! Божественная наука открывается душе, предуготовленной, сотренной, углажденной самоотвержением, как бы лишившейся самобытности по причине своего смирения, содеявшейся зеркалом, не имеющим никакого собственного вида, способным по этой причине принимать и отражать Божественные начертания. Божественная наука – Премудрость Божия, Божие Слово. Начальной причиной духовного, вечного блаженства для человека служит тщательное изучение Закона Божия и жительство по Закону Божию; начальная причина душевного, вечного бедствия заключается в неведении Закона Божия, в жительстве по внушениям и представлениям лжеименного разума, по влечениям воли, поврежденной, извращенной состоянием падения. Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/[ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

3 . Утешая и наставляя общежительных иноков, занимающихся монастырскими послушаниями, ободряя их к усердию и тщательности в молитвенном подвиге, св. Лествичник говорит: «от монахов, занимающихся послушаниями, Бог не требует молитвы вполне чистой от развлечения. Не унывай, будучи окрадываем разсеянностью! Благодушествуй и постоянно понуждай ум твой возвращаться к себе. Совершенная свобода от разсеянности принадлежность ангелов» (сл. 28 и 4). 4 . Порабощенные страстям! Будем молиться Господу постоянно, неотступно, потому что все бесстрастные перешли такою молитвою к состоянию безстрастия из состояния страстного (св. Лествичник). 5 . Если ты неослабно будешь приобучать ум твой, чтобы он никуда не удалялся из слов молитвы, то он и во время трапезования твоего будет при тебе. Если-же попущено ему тобою невозбранное скитание повсюду, то он невозможет никогда пребывать у тебя. 6 . Мы, как младенцы, заботясь о качестве (не разсеянности) молитвы, будем молиться очень много. Количество служит причиною качества. Господь дает чистую молитву тому, кто молится безленостно, много и постоянно своею оскверняемою развлечением молитвой (Леств. сл.28). 7 . Новоначальные иноки нуждаются в продолжительном времени для обучения молитве… Не скоро инок справится с умом своим: он не скоро приучит ум свой пребывать в словах молитвы, как бы в заключении и затворе. Отвлекаемый усвоившимися ему пристрастиями, впечатлениями, воспоминаниями, попечениями, ум новоначального непрестанно расторгает спасительные для него узы, оставляет тесный путь (молитвы), уносится на широкий… Соответственно ослаблению страстей уменьшается развлечение. 8 . Непарительность (собранность), доступная человеку, даруется Богом в свое время такому подвижнику молитвы, который постоянством и усердием в подвиге докажет искренность своего желания стяжать молитву. (См. о молитве Иисусовой Еп. Игнатия Брянчанинова , стр. 90–92). 9 . Он-же: «Священно-инок Дорофей, наш соотечественник, великий наставник умного делания, советует обучающемуся молитве Иисусовой сперва произносить ее гласно. Он говорит, что гласная молитва сама собою переходит в умную». (Рукоп. Цветник поуч. 30 и 32). «От молитвы гласной (Иисусовой) многой, говорит священно-инок, истекает молитва умная, а от умной молитвы является молитва сердечная. Произносить молитву Иисусову должно не громким голосом, но тихо, вслух себе одному " ».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/iskate...

Ангелы, посредники между людьми и Богом, постоянно восходят на небо, чтобы донести до Бога наши благие мысли, наше покаяние и наши молитвы, а затем спуститься, неся людям духовные дары и, прежде всего, дар озарения и вдохновения . В этом утверждении Оригена слышны отголоски как Писания, так и высказываний Платона, когда он говорит о роли демонов . В восточной духовной литературе можно встретить много рассуждений о роли ангелов в наших молитвах, в литургии, в духовных размышлениях: «Ангел Божий, представ [перед нами], одним только словом отгоняет от нас всякое вражеское действие, - пишет Евагрий, - и позволяет свету ума действовать неуклонно» . Рассматриваемые греками как воплощение чистого разума или logikoi, не были ли они братьями тех, кто стремился освободиться от тяжести плоти, чтобы вознестись к чистой интеллигибельности и вести монашескую «ангельскую жизнь»? Ангелы рациональны по своей природе, в которой преобладает гносис, а созерцание является их духовной пищей . И потому «ангел научает ведению истинной молитвы» . С самых давних времен почитание ангелов способствовало созданию церквей и святилищ; праздники, связанные с ангелами, часто возвращались в календари всех Церквей под различными наименованиями .   Перевод с итальянского языка Наталии Костомаровой под редакцией священника Владимира Зелинского Contre les anoméens 7, PG 48, 768ab. Слово о молитве, 150, в сб . Творения аввы Евагрия. Аскетические и богословские трактаты.Перевод, вступительная статья и комментарии А.И. Сидорова, Москва, “Мартис”, 1994, стр. 92. Зрение греха своего, в книге: Аскетические опыты архимандрита Игнатия Брянчанинова, ныне епископа, часть вторая,СанктПетербург, 1865, стр. 89. Прежде, чем предложить свои определения молитвы, средневековые богословы собирали те, которые были оставлены Отцами; сравни, например, Tommaso d’Aquino, Summatheol. 2-II, 83б, 1; Suarez, Opera omnia,tract. IV, lib. 1, Paris, 1859, стр. 4 и след.; A. Vermeersch, Q uaestiones de viritutibus religionis et pietatis,Bruges, 1912, стр. 57; срв. A. Fonck, цит статья, col. 169 и след.

http://bogoslov.ru/article/2485575

В этой связи постепенно начали поступать средства от губернских и уездных попечительств о народной трезвости (в том числе, с условием организации специальных «койко-мест»/кроватей/для направляемых ими больных-алкоголиков). Так, например, известно, что 5 сентября 1897 г. 3 тысячи рублей постановил направить«в пособие» КОТ Самарский губернский комитет ПНТ, 14 марта 1898 г. 1 тысячу рублей постановил ассигновать КОТ «на приобретение собственного дома для больницы» Ставропольский уездный комитет с. 217; 124, с. 697]Вскоре от Самарского губернского комитета ПНТ поступило ещё 500 с. 386]Как отмечалось в отчёте о деятельности КОТ с 1 сентября 1899 г. по 1 января 1901 г., «помощь на устройство больницы и приюта для алкоголиков» была оказана Самарским губернатором А.С. Брянчаниновым (1843 - 1910), избранным почётным членом с. 72] Тем временем, несмотря на частные пожертвования, уже в 1897 г. стала серьёзно ощущаться нехватка средств на поддержание деятельности БА при КОТ, а также нужда в приспособленных для медицинских нужд помещениях. В этой связи с 9 апреля 1897 г. Комитет КОТ упразднил деление «койко-мест» в БА при КОТ на «классы», так как плата в 25 рублей оказалась убыточной, уравняв «плату за лечение в больнице в 30 руб[лей] в месяц, и с желающих иметь отдельную комнату 75 руб[лей]», одновременно отметив при этом, что: «Комитет по возможности принимает больных с. 342] А 4 мая 1897 г. было постановлено просить младшего врача В.П. Первушина отказаться от получаемого им жалования, «пока расход больницы превышает приход», в связи с чем Л.О. Даркшевич попытался убедить Комитет КОТ не настаивать на этом, ибо в таком случае В.П. Первушин вынужден будет оставить службу, однако его аргументы не с. 507; 99, с. 411; 101, с. 514] Вместе с тем, по мере поступления долгов от пациентов и субсидий, Комитет КОТ изыскивал возможности для материального поощрения младшего врача, восстановив ему со временем регулярное жалование в прежнем размере. При этом, не дожидаясь, когдаокончательно разрешатся вопросы с землеотводом и субсидированием строительства здания больницы, 4 мая 1897 г. Комитет КОТ постановил приобрести для этих целей за 8 тысяч рублей «дом Парамонова» на улице Подлужной (на тихой, незагрязнённой окраине города), однако окончательная сделка была сорвана, и, хотя БА при КОТ и была переведена туда на условиях контракта уже 13 мая, нопробыла там только до конца августа указанного года, вновь переехав на зиму в прежнее с. 555; 59, с. 543; 84, с. 516; 99, с. 411]7 января 1898 г. Комитет КОТ вновь постановил «озаботиться приобретением своего дома на сумму 7000 руб[лей] и возобновить ходатайство пред городской управой об уступке места около дамбы для устройства приюта и народной с. 43] Однако покупка дома на улице Подлужной тогда так и не состоялась, так как он был «приобретён с торгов другим С. 92]

http://ruskline.ru/analitika/2019/09/201...

Ставропольская семинария готовится к празднованию своего 160-летия Ставрополь, 26 января 2006 г . В 2006 году Ставропольской Духовной семинарии исполняется 160 лет. В рамках подготовки к юбилею принято решение о проведении 11 мая научно-практической конференции, посвященной теме " История и перспективы развития православного просвещения на Северном Кавказе " , сообщает пресс-служба Ставропольской епархии. Помимо пленарного заседания, предполагается работа следующих секций: 1. Церковно-практическая конференция: " Пастырь – домостроитель Таин Божиих " . 2. Педагогический семинар: " Духовно-нравственное воспитание на основе православной культуры " . 3. Студенческий круглый стол: " Православие и молодежь " . 4. Секция: " Духовное наследие святителя Игнатия (Брянчанинова), епископа Кавказского и Черноморского " . 5. Секция: " Духовный мир православной книги " . 6. Секция: " История христианства на Северном Кавказе " . К участию в конференции приглашаются ученые, преподаватели, учителя и студенты. Принимаются тезисы докладов и сообщений объемом одна машинописная страница через 1 интервал 14 шрифтом. Перед набором текста редактор (Word for Windows) должен иметь следующие параметры: размер бумаги А4 (210х297 мм); поля: верхнее, нижнее и левое - 2,0 см , правое - 1,5 см ; ориентация - книжная; шрифт Times New Roman; размер шрифта - 14 пунктов; выравнивание - по ширине. В конце тезисов (на другой странице) дать краткие сведения об авторах: ФИО (полностью), ученые степени и звания, должность, место работы, контактные адрес и телефоны; для студентов - полное название учебного заведения, курс, и контактные адрес и телефоны. Редакционный совет конференции принимает так же полный текст докладов. К тезисам и докладам должна быть приложена дискета с набранным текстом в программе Microsoft Word (версия 7.0 for Windows 95 и последующие). Тезисы и доклады принимаются в канцелярии семинарии и на электронный адрес до 1 мая 2006 года. Предполагается издание сборника материалов конференции По всем вопросам обращаться в оргкомитет конференции с 9:30 по 16:30 - (8652) 35-92-84 и 35-64-51; e-mail: spds@list.ru 27 января 2006 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/16040.html

митрополит Иоанн (Снычёв) ОТНОШЕНИЕ СВЯТЫХ ОТЦОВ К ЛОЖНО ОБВИНЯЕМЫМ И ИХ ОБВИНИТЕЛЯМ Как относились святые Отцы к тем, которых ложно обвиняли и к их обвинителям? Некоторый брат в общежитии своем был ложно обвинен в прелюбодеянии; он оставил общежитие, пришел в монастырь аввы Антония. За ним последовали братия общежития, желая утешить его и возвратить в общежитие; но, пришедши, начали обличать его, говоря: ты сделал то и то. Брат утверждал, что он ничего этого не делал. Когда они препирались, случилось тут быть авве Пафнутию. Он сказал спорящим следующую притчу: видел я на берегу морском человека, увязшего в топь по колена; некоторые пришли, чтоб оказать ему помощь, и погрузили в топь по плеча. Авва Антоний, выслушав притчу аввы Пафнутия, воскликнул: вот – муж, могущий исцелять и спасать души. Братия пришли в умиление от сказанного старцами, начали просить прощения у брата, – взяли его обратно с собою в общежитие. ( Антоний Великий ). Стр. 36 (192). Авва Даниил, проходя однажды через некоторое место, увидел, что несколько мирян задержали монаха, обвиняя его в совершении убийства. Старец остановился и, узнав, что брат оклеветан, сказал задержавшим его: где убитый? Ему показали. Приблизившись к убитому, он сказал: помолимся. Когда же старец воздел руки горе к Богу, – убитый встал. Старец сказал ему пред всеми: скажи мне, кто убил тебя. Он отвечал: вошедши в церковь , я дал много золота бывшему тут пресвитеру, а он убил меня, и, вынесши, поверг в монастыре этого старца, но умоляю вас, возьмите у него золото и отдайте детям моим. Тогда старец сказал: теперь усни до того времени, как Бог воскресит тебя. Воскресший лег и снова сделался мертвым. Стр. 92 (9). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

митрополит Иоанн (Снычёв) ОТНОШЕНИЕ К НЕМОЩАМ БЛИЖНИХ Хорошо ли сносить немощи немощных? Некто, увидев брата, с особенным усердием несущего гроб с мертвым телом, сказал ему: умерших ли носишь? лучше сделаешь, если будешь носить живых, потому что миротворцы сынове Божии нарекутся. Стр. 486 (92). Как относились святые Отцы к немощам ближних? Пришли некоторые старцы к авве Пимену и сказали ему: если мы увидим брата дремлющим в церкви, то велишь ли возбудить его, чтоб он не дремал на бдении. Он сказал им: что касается до меня, то я, если увижу брата моего дремлющим, – положу голову его на колени мои и успокою его. Стр. 333 (42). Покрывали ли святые Отцы недостатки ближних? Говорили о авве Макарии, что он был как Бог земный: потому что как Бог покрывает мир, так и он покрывал недостатки братии, видя, как бы не видя, и слыша, как бы не слыша. Стр. 310 (4). Читать далее Источник: ИС 11-105-0483 Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова/Сост. митрополит Иоанн (Снычев) — СПб.: «Царское Дело», 2014. — 656 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ОТЕЧЕСКИХ ПИСАНИЙ. Если рассудите, что списать для пользы Вашей и для благочестивого препровождения в труде и вместе в богомыслии, то спишите. Есть у нас на русском языке Лествичник моего убогого перевода. Если угодно, то можно Вам доставить; книга эта принадлежит не мне, но одному из братии, который охотно усердствует одолжить ею Вас. Переписывание книг святых было рукоделием многих преподобных Отцов, между прочим, нашего преподобного Нила Сорского . Таким образом, оно есть делание, засвидетельствованное как делание угодников Божиих, и не может не быть соединено с обильной пользой. 92 . Извините мою ошибку! Я не понял, что Вы желаете переписать «Цветник» священноинока Дорофея, а полагал, что Вы хотели заняться книгой аввы Дорофея , для большего впечатления ее в памяти. Я столько уважаю эту книгу, что доныне не перестаю перечитывать ее для назидания моего и братии моих. Относительно же «Цветника» скажу Вам то же, что и относительно святого Исаака: эти книги принадлежат более отшельникам, и глубоким отшельникам. «Цветник» переводится ныне на росский язык по благословению Митрополита ученым иеромонахом Ионой, проживающим в Валаамском монастыре. Почему и советовал бы я Вам лучше переписать Исаака, а «Цветник», может быть, будет скоро напечатан на русском языке. Исаак же имеет такое достоинство аскетическое в переводе Паисия, что его никакой другой перевод заменить не может. Впрочем, если Вы рассудите и «Цветник» иметь на славянском языке, на котором он написан священноиноком, то это благо. Книга эта и теперь редка, а впоследствии еще будет реже. 96 . Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010