Всякий православный христианин, если захочет перейти от нерадивой жизни к жизни внимательной, если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним ( 109, 340 ). Чтобы возлюбить ближнего, как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя ( 111, 259 ). Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделал в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжает в сердце своем неоценимое духовное сокровище – любовь к Богу ( 111, 330 ). Сердце ваше да принадлежит единому Господу, а в Господе и ближнему ( 111, 518 ). Любовь, отдающая должное людям по мере их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа ( 111, 522 ). Хотя заповедь о любви к Богу настолько возвышенней заповеди о любви к образу Божию – человеку, насколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу ( 112, 87–89 ). Обрати все внимание на стяжание любви к ближнему твоему, как на основание твоего жительства и монашеского подвига ( 112, 88 ). Причина... любви (к ближним) одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем ( 112, 90 ). Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним ( 112, 91–92 ). Достигший любви к врагам достиг совершенства в любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу ( 112, 145 ). Если хочешь быть верным, ревностным сыном Православной Церкви, то достигай этого исполнением Евангельских заповедей относительно ближнего ( 112, 277 ). Не ищите и не ожидайте любви от людей; всеми силами ищите и требуйте от себя любви и сострадания к людям. Святитель Игнатий (Брянчанинов) ( 112, 303 ). Любовь к ближнему не должна быть больше любви к Богу Прекрасна и похвальна любовь к ближним, если только заботы ее не отвлекают нас от любви Божией. Преподобный Исаак Сирин ( 55, 402 ). «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» ( Лк. 14, 26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

См.: Феофан Затворник, свт. Путь ко спасению. С. 254-255, 256-257, 263-264. Ср.: «Мы поддерживаем и питаем усвоение наше Господу, принося покаяние в согрешениях, в которые впадаем по нашей немощи, причащаясь Его Телу и Крови, жительствуя по его всесвятым заповедям» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в тридесятую неделю. О спасении и совершенстве//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 335). «Поддерживаем и питаем» – в этих словах можно увидеть как развитие уже присущего, так и стяжание нового; возможно, впрочем, что «питаем» относится исключительно к Причащению. Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 168. Ср.: Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха (Евр. 12:4). Личный крест христианина, объясняет свт. Игнатий, складывается из: 1) многоразличных скорбей земной жизни, 2) гонений от грехолюбивого мира, 3) аскетических подвигов, необходимых для укрощения (распятия) плоти, 4) невидимого мученичества, тяжкой борьбы со своими страстями, с живущим внутри грехом, а также с духами злобы. Христианин должен взять именно свой крест (Мк. 8:34), т.е. претерпевать именно то, что посылается или попускается лично ему, а не то, что хотелось бы тщеславию, бороться именно со своими страстями и возлагать на себя подвиги, соразмерные своим силам (см.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 355; Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 92-95). См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Крест свой и крест Христов//Творения. Т. 1. С. 356; Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 91). Знаменательны и такие рассуждения святителя: «Вечная смерть, поразившая нашу душу, обратилась для нас в жизнь. Она требует пищи своей – греха, своего наслаждения – греха; при посредстве такой пищи и такого наслаждения вечная смерть поддерживает и сохраняет свое владычество над человеком. Но падший человек признает поддержание и развитие в себе владычества смерти развитием и преуспеянием жизни. Так зараженный смертельным недугом преобладается насильственным требованием недуга и ищет яств, усиливающих недуг, ищет их, как самонужнейшей пищи, как необходимого, приятнейшего наслаждения» (Поучение в 3-ю неделю Великого поста. О крестоношении//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 91).

http://bogoslov.ru/article/6177850

Каждый христианин, имеющий твердое намерение трезвиться и бодрствовать в подвиге духовного совершенствования, должен стараться полностью сосредоточить внимание на своей внутренней жизни. Епископ Игнатий считал, что внимание к себе есть одно из условий спасения. «Желающий спастись, – пишет он, – должен так устроить себя, чтоб он мог сохранить внимание к себе не только в уединении, но и при самой рассеянности, в которую иногда против воли он вовлекается обстоятельствами». 90 В подтверждение необходимости внимания в духовной жизни Владыка приводит слова аввы Агафона, который сказал: «Невозможно без усиленного внимания к себе преуспеть в добродетели». 91 Для научения вниманию к себе святитель Игнатий советует устранить из своей жизни все пустые занятия, увлекающие в развлечения. Занятия частные и общественные, по суждению Владыки, не препятствуют, а способствуют сохранению внимания к себе. Праздность приводит к рассеянности, а полезная деятельность вниманию. «Деятельность – необходимый путь к бдительности над собой, этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе», 92 – разъясняет архипастырь-труженик. В одном из писем к сестре Елизавете Александровне епископ Игнатий говорит ей о пользе рукоделия и занятий по хозяйству, которые удаляют праздность и облегчают уму невидимую брань. При праздности страсти могут с особой силой восстать и потребуют многих усилий для укрощения их. В том же письме Владыка советует сестре сохранять благоразумие и не выходить на борьбу, которая может превысить ее силы, и, по возможности, стараться разумным трудом облегчить свои брани. Много усилий нужно, чтобы приучить себя ко вниманию, но без внимания невозможно преуспеть в духовных бранях. Человек, стяжавший навык всегда внимать себе, со временем научается смотреть на земную жизнь очами веры и приобретает глубокие духовные познания. Скорби, страдания и болезни не страшны для внимающего постоянно своей душе христианина. Все жизненные трудности он принимает, как от руки Самого Бога, и видит в них «чашу Христову» (см.: Лк.10:38–39 ), 93 которую нужно ему испить для очищения себя от грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

12 ноября архимандрит Игнатий прислал С. Д. Нечаеву корректурные листы жития св. Владимира равноапостольного при записочке, которую заключал словами: «Будьте здоровы! Будьте радостны! Будьте богоугодны! Ей, так. О сем усердно Господа молите». Вернуться 20 1836 год внес большие перемены в жизнь С. Д. Нечаева. 25 июня обер-прокурором Св. Синода назначен граф Н. А. Протасов, а С. Д. Нечаев получил чин тайного советника и остался, в звании сенатора, навсегда уже в Москве. Проживая в своем доме близ Девичья поля, он свои досуги посвятил делам благотворительности и состоял до конца своих дней бессменно президентом московского комитета о просящих милостыни. Переписка с архимандритом Игнатием, по-видимому, прекратилась, и была снова возобновлена лишь года через три. Приведенное письмо – ближайшее письмо о. Игнатия, из сохранившихся в бумагах С. Д. Нечаева, помечено 20 октября 1839 г. Вернуться 26 Такого рода писем, указывающих на продолжительно постоянно неизменные дружественнейшие отношения к Ал. Ал. Плещееву, было много. Следующее за сим письмо было как бы напутствием Плещееву; писано к нему за месяц до смерти его, когда еще никто не говорил и не думал о близости смертного его часа. Покойный Плещеев назвал это письмо подорожной своей в вечность, хранил его во все последние дни под подушкой; болезнь препятствовала архим. Игнатию самому приехать к умиравшему другу. Вернуться 27 Князю Николаю Николаевичу Хемшиеву в ответ на полученное письмо о кончине супруги его Ек. П-ны. Вернуться 30 К п. 376–391. Л. Соколов. Упомянут, соч. Ч. 3. С. 83–92. С. 686. К п. 444–566, 568–604, Л. Соколов. Упомянут, соч. 2. Приложения. С. 172–253. Вернуться 31 В молодости своей, еще инженером, инженерным офицером, находясь часто в кругу современных литераторов и пользуясь особым расположением одного из них, Гнедича, преосвященный Игнатий принял за правило и часто повторял совет Гнедича: чтоб сочинения, писанные до сорока лет, без всякого исключения считать решительно не оконченными, в том убеждении, что с этих только лет в авторе может быть признаваема достаточная зрелость ума, опыта и вкуса, а потому все, вышедшее из под пера до сорока лет, следует не издавать печатно, а оставлять до упомянутого периода жизни, в который, пересмотрев сочинение, переправить оное и тогда произнести о нем свой суд: или отдавать в печать, или уничтожить. Это правило, которого держался преосвященный Игнатий, служит объяснением того, почему он, говоря о своих сочинениях, считает все, написанные им до сорока лет, как бы не существующими, а те, которые написаны им в сорокалетнем возрасте, он признает в вышеприведенном письме незрелыми относительно настоящей духовной высоты его понимания. – Примеч. П. А. Брянчанинова.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Всяко предаваясь “в волю Владыки” своего, батюшка вместе с тем писал иногда кратко “лиси язвины имут” 88 , иногда же более подробно: “Душа, будучи оставлена «одна» («и ждах соскорбящаго и не бе, и утешающаго — и не обретох…»), как было с Ним во оном приснопамятном Саду садов скорбит и за вас, и за себя…” 89 . Кончины своей батюшка все время ждал, так как был тяжело и серьезно болен, сопоставлял свою участь с судьбой преподобного Хрисогона 90 , которому в тюрьме оказывала попечение святая великомученица Анастасия, и еще в одном из своих начальных писем вспоминал слова святителя Григория Богослова: “Христе мой! В какой стране окончатся дни пришельствия моего? враг ли или служитель Твой будет при кончине моей?..” 91 . Но вместе с тем схиархимандрит Игнатий сам напоминал себе слова любимого им отечественного подвижника святителя Игнатия Брянчанинова, что “Господь являет Свою помощь не снятием креста, а облегчением в несении его” 92 . Кончина батюшки от тяжелой пеллагры произошла на 4-м году его заключения — срок, который он сам не ожидал пережить. О кончине этой, как писал неоднократно сам батюшка, “только и надо (было) помышлять, только и надо (было) ждать — как вожделенного конца — как соединения со Христом” 93 . За несколько дней до кончины, описывая свое состояние, старец писал: “Чем дело кончится — не знаю. Но пути человеческия исправляяй — вся весть” 94 . Здесь же старец просил прощения у своих духовных детей. Кончина батюшки была одинокой, никто из близких не успел приехать. Уже неверной рукой, не дописав ссылку на Писание, батюшка схиархимандрит Игнатий оставил завещание: “Мир дальним, мир ближним, мир всем любителям — сего мира носителем по мере сил старался быть я, к сему миру хочу отъити и этот мир оставляю вам, этот мир” 95 . Здесь удобее молчание, так как завет этот — не обычное писание человеческое, это завет нового преподобно-мученика схиархимандрита Игнатия. Послесловие Старчеству как дисциплине церковной, старчеству русскому, жизни отдельных русских старцев и их деятельности посвящено достаточное количество исследований.

http://pravmir.ru/starchestvo-na-rusi/

Несмиряющийся, непокоряющийся, неслушающий - только на вред души своей живет в монастыре. (477) Это относится не только к монашествующим. Любой человек живет во вред своей душе, если не смиряется, не отвергает свою волю и не слушается. Не нужно пренебрегать этим свойством человеческой души - послушливостью. Человек может жить в такой среде, что и некого слушаться. Но если сердце его послушливо, он будет слушаться Бога. И Бог найдет, как возвестить ему свою волю. А когда сердце упорно, не склонно к послушанию, то человек может жить среди духоносных старцев, и это ничего ему не даст, потому что он будет слушать не их, а свое нечистое сердце. 91. Всякое послушание может спасти: послушание паче поста и молитвы. (341) Здесь имеется в виду монастырское послушание - порученное монаху дело, которое может ему по какой-то причине и не нравиться. Но если он отвергнет свою волю и будет без ропота исполнять послушание, то оно принесет ему больше пользы, чем даже пост и молитва. 92. Где нет послушания, - Бога нет и Ангела хранителя нет; а где послушание, - тут Бог, тут Ангел. (418) Сказано, может быть, сурово, но точно. Когда человек устанавливается в том, чтобы творить свою волю, то от него отступает даже Ангел хранитель. " Духовное преуспеяние надо искать в отсечении своей воли " , - писал святитель Игнатий Брянчанинов. Это корень православного подвижничества. Без отказа от своеволия духовное возрастание невозможно. Путь ли это монашеский, где инок отсекает свою волю перед настоятелем и братией, путь ли это послушания духоносному старцу, путь ли это мирянина, рядом с которым нет наставников, - в любом случае путь к спасению лежит через отречение от своей воли. " Это дело умерщвляет страсти и изводит, как из ада, из плотского мудрования " , - пишет святитель Игнатий. Отказ от своеволия позволяет свободно проявляться в нас воле Божественной, а весь смысл подвижничества в том и заключается, чтобы согласовать нашу волю с волей Божьей. 93. Настоятельницу надобно почитать. Которые почитают ее, тех сердца касается благодать Божия; а которые пренебрегают этой обязанностью, от тех благодать Божия отступает, и враг берет таковых во власть свою.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2229...

Мир слабый – и монахи слабые, вот так и ослабевает дух Современные монахи от старых отличаются тем, что прежние имели большой дух и крепость телесную. Как говорит святитель Игнатий (Брянчанинов) и многие святые, отцы того времени обладали большой силою духа и силою телесною, потому они имели и подвиг, и молитву, и все. А теперь уже идет ослабление в мирском быту, а монахи же не падают с неба, из мира приходят. Мир слабый – и монахи слабые, вот так и ослабевает дух. Кроме того, нет еще твердой дисциплины, послушания. Раньше ведь монах не имел права без благословения сделать лишний шаг. Я 1926 года рождения, мне сейчас 92. Все уже из моего поколения умерли, последним был протоиерей Мефодий Финкевич, известный проповедник. Он окончил духовную академию в Москве, служил во Владимирском соборе, потом много лет настоятелем храма на Демиевке. Протоиерей Мефодий Финкевич Что сказать о традициях лаврского старчества? Давно, детка, уже не видать старчества. Раньше дух другой был. Все сокращается, особенно духовное. Раньше была любовь и простота. Поэтому и старчество было. А сейчас все новое и новшества. И его уже не возобновишь. Уже при Оптинских преподобных старчество начало убывать. О чем говорить... А старцы поддерживали людей! Прежде все по-простому было, а теперь мудрование: мол, лучше можно жить, давайте, чтоб было лучше, не так просто. И всему этому верят. А надо все испытывать: или так жить, или по-другому. Раньше была любовь и простота. Поэтому и старчество было Из лавры видно, как с небес. И Господь извещает избранных Своих, что нам предстоит. Когда старец Дамиан помер, сюда поместили Полихрония (Дубровского), он стал тут жить, сюда к нему люди ходили, он им помогал. Полихроний (в схиме Прохор) – это раб Божий (потом преставился в Почаеве), и он делился со мной тем, что слышал от старцев: что будет война и кончится, что лавру закроют, но потом откроют. Был у нас слепец один, дежурил у ворот, как к владыке идти. Слепой, но привился к лавре, и его поставили на послушание, стоял с палкой, стерег. Он такой чуткий был и прозорливый, все помнил и рассказывал. Так вот, он тоже сказал, что лавру еще откроют. А внизу располагалась котельная, в которой работал молдаванин, топил там. Газа тогда не знали, сначала дровами топили, потом углем. И однажды я проходил на праздник возле котельной, а он мне навстречу: «Что я видел, батюшка! Полный двор котов! Что-то нехорошее грядет!» А лавру уже начинали щипать, говорили, чтобы уезжали в Почаев, в Одессу, в Балту.

http://pravoslavie.ru/113684.html

142 Западные ученые даже точные и подробные списки таким мученицам составили. См.: Zscharnack L. Der Dienst der Frau in ersten Jahrhunderten der christlichen Kirche. Gottingen, 1902. S. 27–37; также Geffcken J. Die christlichen Martyrien; Augar Fr. Die Frau.... 144 Настолько подробно (описывает, что она с ним делала), что сам удостоился восприять от одного неприязненного учителя целомудрия мученический венец поругания и обвинения в личной развращенности. См.: София. Журнал искусства и литературы. 1914. 1. С. 92 и след. 147 См. хорошо представленную картину этой борьбы в науке и литературе в кн.: Шишков С. Исторические судьбы женщины, детоубийство и проституция. СПб., 1872. С. 302–335. 148 Например, против эмансипации выступали Шопенгауэр, Прудон, Мишле, Риль, Вирхов, Крафт-Эбинг, Карл Фогт, Рунге, Фальдэйер, и многие другие. См. интересные цитаты из них: Ploss З . Das Weib in der Natur und Volkerkunde. Leipzig. Bd. I. 2,7. – Русский перевод: Плосс Г. Женщина в естествоведении и народоведении. Т. 1. СПб., 1903. С. 28 и след. 149 Ср. жесткие слова Марка Волохова, которых никак не могла уразуметь Вера в гончаровском «Обрыве» (Гончаров И. А. Полное собрание сочинений. Т. 10. СПб.: изд. А. Маркса, 1899. С.110. Ч. IV, 12). « – Вы хотите бессрочного чувства? Да разве оно есть? Вы пересчитайте всех ваших голубей и голубок: ведь никто бессрочно не любит. Загляните в их гнезда – что там? Сделают свое дело, выведут детей, а потом воротят носы в разные стороны. А только от тупоумия сидят вместе». Так «эмансипатор» софизмами старался подменить тему и снять с себя все обязательства, когда честная девушка требовала от него только порядочности и капли уважения к человеческому достоинству и своим правам женщины. 150 Когда блаж. Феодора миновала блудные мытарства, то сопровождавшие ее ангелы сказали: «Знай, что редкая душа минует их свободно: весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все люди сластолюбивы и блудолюбивы... Хвалятся власти блудных мытарств, что они одни более всех прочих мытарств наполняют огненное родство во аде» (Четьи-Минеи, 26 марта; Игнатий (Брянчанинов) , еп. Слово о смерти и прибавление к нему. СПб., 1881. С. 97–98).

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

– Это естественное последствие падения, объемлющего все человечество; это допускается промыслом Божиим для охранения вступивших в безмолвие и обучающихся в нем от превозношения и для научения их смирению, на котором одном зиждется и может быть воздвигнуто духовное преуспеяние 754 . Угнетаемый искушениями, бедствующий в мысленных волнах безмолвник, постоянно прибегая к милосердию Божию, стяжавает убеждение, что вся надежда спасения его заключается единственно в милосердии Божием, в Искупителе, стяжавает сердечный залог милосердия к ближним. Он познает, что долг его сострадать братии, подвергающейся разнообразным согрешениям, а не осуждать их. Для суждения грехов человеческих имеются иные служения; служение безмолвника – плач пред Богом и ходатайство о своих грехах и немощах, о грехах и немощах всего человечества. Доколе сердце безмолвника не освободится от осуждения ближних, доколе он не погрузится в благость и не облечется ею ( Кол. 3, 12 ), дотоле оно не возможет освободиться от ожесточения и пребывать в умилении, которым побеждаются все бесовские помыслы. 89. Сказал авва Пимен: «Имже образом желает елень на источники водные: сице желает душа моя к Тебе, Боже» ( Пс. 41, 2 ): потому что олени пожирают в пустыне много змей: потом, когда змеиный яд произведет в них сильный жар, они стремятся к водам и питием воды утоляют жар, произведенный ядом змей. Так и монахи, живущие в пустыне, горят от яда злых демонов и жаждут наступления субботы и недельного дня, чтоб приступить к источникам воды, то есть к телу и крови Господа, чтоб очиститься от горьких напоений врага» 755 . 90. Авва Пимен сказал: «Полезна опытность, потому что она делает человека искусным» 756 . 91. Он сказал: «Человек – тот, кто познал себя» 757 92. Еще сказал: «Человек, учащий и не исполняющий на деле того, чему он учит, подобен колодцу, который напоявает и очищает всех, а себя не может очистить, но остается со всеми нечистотами и грязью, которые попадали в него» 758 . 93. Опять сказал: «Иной человек представляется молчащим, но сердце его осуждает других.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

91. Сказал некоторый старец: «Когда попустится искушение человеку, то со всех сторон умножаются напасти, чтоб он впал в малодушие и ропот». При этом старец рассказал следующую повесть: «Некоторый брат безмолвствовал в келлии, и нашло на него искушение: никто не хотел принимать его в келлию к себе; если кто встречался с ним, – отворачивался и на приветствие не отвечал приветствием; если он нуждался в хлебе, – никто не ссужал его; когда возвращались братия с жатвы, никто не приглашал его, как это было в обычае, к трапезе. Однажды он пришел с жатвы и не было у него ни одного хлеба в келлии; но брат принес, как приносил и во всех подобных случаях, благодарение Богу. Бог, видя терпение его, отъял искушение, – и, вот, кто-то постучался в двери. Это был неизвестный человек из Египта, он привел верблюда, навьюченного хлебами. Брат, увидя это, заплакал и сказал: «Господи! недостоин я потерпеть и малой напасти». По прошествии искушения братия сделались приветливыми к нему и в келлиях и в церкви, начали его приглашать к себе для утешения пищею 1084 . 92. Некто, увидев брата, с особенным усердием несущего гроб с мертвым телом, сказал ему: «Умерших ли носишь? лучше сделаешь, если будешь носить живых, потому что «миротворцы сынове Божии нарекутся» ( Мф. 5, 9 ) 1085 . 93. Некоторый брат жил в общежитии, и все обвинения, которые возлагали на него братия, даже обвинения в любодеянии, принимал на себя. Некоторые из братий, не зная подвига его, начали роптать на него, говоря: «Сколько он наделал зла и не хочет даже работать!» Настоятель, зная подвиг его, говорил братиям: «Для меня приятнее одна циновка работы этого брата, сделанная со смирением, нежели все ваши, сделанные с гордостию». Чтоб доказать судом Божиим, каков этот брат, авва велел принести циновки работы братий и циновку работы обвиненного брата; потом развели огонь, и авва положил в огонь все циновки. Работа роптавших братий сгорела, но циновка брата осталась неповрежденною. Братия, увидев это, умолкли, просили прощения у брата и отселе считали его отцом своим 1086 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010