...Не вращайте в уме лукавых помыслов, – ибо таковые попадают в плен... (прп. Феодор Студит , 92, 180). ...Злые помыслы ужаливают, подобно змиям, вливая в душу яд, который со всем тщанием надлежит поскорее изъять, как только это случится, чтобы промедлением не сделать рану трудно излечимой (прп. Феодор Студит , 92, 432). ...Когда страстные воспоминания совсем изгладятся из сердца, до того, что и не приближаются к нему, тогда это служит признаком отпущения прежних грехов. Ибо пока душа страстно к чему-либо греховному относится, дотоле надо признавать присущим в ней владычество греха (свт. Феодор Едесский, 91, 321). Действие помышлений невещественно; но они напоминают и влекут к вещественному и бывают причиной плотских грехов (прп. Григорий Синаит , 93, 191). ...Если оно преисполнено нечистых и лукавых мыслей, то такой человек становится достойным того, чтобы Бог от него отвратился (свт. Григорий Палама , 26, 127). Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себе (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 291). Источник. Помысл греховный, будучи принят и усвоен уму, входит в состав образа мыслей или разума, и лишает его правильности, а греховное чувствование, закоснев в сердце, делается как бы его природным свойством... (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 298). Источник. ...Собеседованием и смешением с помыслами, принадлежащими области сатанинской... созерцанием мыслей и мечтаний, приносимых демонами, повреждается душевное око (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 362). Источник. Борьба с помыслами Рассудительное имей сердце при помыслах (находящих) – и они пооблегчатся у тебя (прп. авва Исаия , 89, 348). Прежде всего должны мы всеми мерами удерживать помысл, установив над ним трезвенный надзор ума, чтобы не дозволить душе предаваться необдуманным стремлениям по увлечениям тела (свт. Василий Великий , 9, 327). ...Надобно не только бдительно наблюдать за помыслами, но по возможности удаляться от близкого общения с тем, что всею более, приближаясь к нам, приводит нам на память страсти, тревожит и смущает рассудок и производит в душе брани и борения. Ибо ту брань, которая невольно постигает нас, принимать на себя необходимо, но весьма безрассудно воздвигать самим против себя брань произвольную (свт. Василий Великий , 9, 331).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Гнев стоит в междупределии вожделения и разумной силы души, служа для каждой из сих сил оружием, по естеству ли они действуют, или противоестественно (прп. Никита Стифат , 92, 85). Гнев укрощается и заменяется радушием, ничем иным, как мужеством и милостивостью; они сокрушают осаждающих град души врагов, первое – внешних, а вторая – внутренних (прп. Григорий Синаит , 92, 182). Коснение страсти гнева в человеке отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 510). Молитве гордого и гневливого не только не внимает Бог, но и попускает молящемуся в таком душевном устроении различные унизительнейшие искушения (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 92). Источник. ...Извольте побеждать свою гневливость, прозревая впереди венец мученический (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81. 30). Источник. Один брат, разгневавшись на другого, стал на молитву, прося, чтобы Бог дал ему долготерпение в отношении к брату и чтобы искушение это прошло без вреда. В то же время увидел он дым, исходящий из уст его; вместе с тем прошел и его гнев (97, 72). Авва Исидор поведал о себе: «Однажды я пошел на торг продать немного сделанных мною корзин. Приметив, что по поводу продажи возникает во мне гнев, я оставил корзины и бежал» (106, 243–244). Авва Иоанн поведал: «Однажды я шел по скитской дороге со своим рукоделием. Встретившись с хозяином верблюдов и вступив в разговор с ним, я заметил, что словами его могу быть приведен в гнев; тогда я немедленно бежал, оставив тут и корзины мои» (106, 293). Источник. Монах Исаак рассказывал один случай из своей жизни: «Однажды я поссорился с братом и стал гневаться на него... Сидя за рукоделием, я вспомнил о ссоре, раскаялся и, тревожимый страхом ответственности перед Богом, думал, что мне делать? В это время вошел ко мне какой-то юноша и, не сотворив крестного знамения, сказал: «Ты согрешил и тревожишься, отдайся мне и будешь спокоен». И же, узнав, что это демон, отвечал: «Уйди, ты не от Бога». Он же мне: «Ты все-таки мой». «Нет, – говорю, – не твой, а Божий». Он сказал: «Гнев держащих и злопомнящих Бог предал нам; ты же три недели гневаешься на брата, ты зло имеешь на него, а таких ожидает геенский огонь; я к таким людям приставлен, и ты мой». Услышав это, я тотчас же пошел к брату моему, поклонился ему и примирился с ним. Что же? Возвратившись домой, я увидел, что диавол, не терпя моего примирения, злобствуя, сжег мое рукоделие и рогожу, которую я обыкновенно подстилал, когда молился» (112, 11 –12).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Кто может быть жесточе человека, который бьет больного? А соблазн тяжелее всякого удара: он нередко причиняет даже смерть (свт. Иоанн Златоуст , 53, 196). Источник. Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить; ибо доброе в людях не трезво, и едва стоит, когда и никто не колеблет (прп. Исидор Пелусиот , 60, 385). Источник. Если, когда делаем все и всякий повод к соблазну исторгаем с корнем, иные по зложелательству порицают нас; то хотя сие и прискорбно, но не стоит большой заботливости. Ибо, так как и совесть свидетельствует, и Судия знает, и добрые люди хвалят, остается надежда, что и порицание людей негодных обратится в ничто (прп. Исидор Пелусиот , 61, 62). Источник. ...Кто впал в великий грех, но тайно и никого не соблазнив, тот понесет меньшее наказание, нежели кто прегрешил меньше, но открыто и с соблазном для многих (прп. Исидор Пелусиот , 62, 308). ...Виновник соблазна будет подлежать крайнему наказанию... как убийца... (свт. Кирилл Александрийский , 65, 77). Источник. Окаянен падающий, но тот окаяннее, кто и сам падает и другого увлекает к падению, потому что он понесет тяжесть двух падений и тяжесть сласти иного (прп. Иоанн Лествичник , 57, 115). Источник. Видел я одного человека, который предал другому свою греховную привычку, а потом... начал каяться и отстал от греха; но так как наученный им не переставал грешить, то покаяние его действительно не было (прп. Иоанн Лествичник , 57, 198). Источник. ...Старайся избирать и делать то, что безвредно для ближнего (прп. Феодор Студит , 92, 76). Когда люди, близкие к нам по плоти, вознамерятся отвлечь нас от последования воле Божией, окажем к ним святую ненависть... Святая ненависть к ближним заключается в сохранении верности к Богу, в несоизволении порочной воле человеков... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 92). Источник. Благое произволение человека укрепляется вдали от соблазнов... напротив того, оно, будучи приближено к соблазнам, начинает мало-помалу ослабевать и, наконец, совершенно извращается (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 337). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья II//Творения. Т. 1. С. 162-163. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 40//Творения. Т. 2. МС. 168. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 143. Вообще, по мнению прот. П. Хондзинского, «святитель Феофан антропологические характеристики философии нового времени ( я, сознание, самосознание ) представляет как внутренние характеристики описанного святыми отцами древности на языке античной метафизики извне понятия разумной ипостаси ( лица ), тем самым синтезируя фундамент для построения единой христианской антропологии» ( Хондзинский Павел, прот. Антропология святителя Феофана Затворника и зарождение первых персоналистических концепций в русском богословии//Вестник ПСТГУ. Сер. I: Богословие. Философия. Религиоведение. 2017. Вып. 70. С. 20. – Курсив оригинальный). Диак. П. Каледа также убежден, что в своих персоналистических построениях «свт. Феофан сумел преодолеть разрыв со святоотеческой аскетической традицией» ( Каледа Павел, диак. Свт. Феофан Затворник и антропология киевской духовной школы//Вестник ЕДС. 2019. 4 (28). С. 120). Ср.: « Достижение цели неизменно должно быть делом свободы человека» ( Феофан Затворник, свт. Начертание христианского нравоучения. М.: Правило веры, 2010. С. 92. – Курсив оригинальный). Точнее: непрестанно отдавать ее, онтологически и потенциально ее сохраняя, но актуально отвергая. Ср.: «Человеку даны в духе сознание и свобода, но не затем, чтоб он зазнался и своевольничал, а затем, чтоб, сознав, что все имеет от Бога и для того, чтоб жить в Боге, все свободно и сознательно направлял к сей единой цели. Когда он так бывает настроен, то в Боге пребывает и Бог в нем пребывает» ( Феофан Затворник, свт. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письмо 20. Клин: Христианская жизнь, 2004. С. 75). См.: Там же. С. 77. Очевидно, что эти мысли святителя нужно понимать не в буддистском или неоплатоническом ключе (т.

http://bogoslov.ru/article/6177850

Слава Богу, посылающему благие помыслы человекам в окормление их и спасение! Просящий Ваших святых молитв недостойный Архимандрит Игнатий. 1849. апреля 25 дня. Письмо 18 Получено 2 января 1850 года. Ваше Высокопреподобие, возлюбленнейший о Господе отец Игумен! Его Превосходительство г-н Почт-директор Федор Иванович Прянишников 91 ходатайствует об помещении в обитель вольноотпущенного 92 Сергея Степанова 93 , коего он рекомендует весьма хорошо в нравственном отношении. Полагая, что Сергей Степанов всего удобнее может быть помещен в обители Вашей, и что для самой обители Вашей приобретенное знакомство и покровительство такого лица, каков г-н Прянишников, чрез помещение у Вас Сергея Степанова, будет очень выгодно, я предлагаю Вам изъявить Ваше согласие на принятие Степанова, о чем и прошу меня уведомить с первой почтой. Копию с документов Степанова имею честь при сем препроводить на Ваше рассмотрение. Поручая себя Вашим святым молитвам, имею честь быть Вашего Высокопреподобия покорнейшим слугою Архимандрит Игнатий. 1849 года, декабря 22 дня, Сергиева Пустыня. Письмо 19 Получено 8 марта 1852 года. Ваше Высокопреподобие, всечестнейший отец Игумен Дамаскин! Дошло до моего сведения, что монах Ефимий Головко 94 оказывается в обители Вашей излишним по проходимому им послушанию письмоводства, а также дальнейшее его жительство в Валаамском монастыре, по слабости его здоровья, делается несовместным; между тем некоторые другие обители здешней Епархии нуждаются в письмоводителях, знающих свое дело, то я Вас покорнейше прошу выслать ко мне монаха Ефимия, снабдив его билетом на 28 дней и прописав в том билете, что препятствий к перемещению его из Валаамской обители не имеется. Таким образом, избыточеством и излишком одних будет восполняться недостаток других. Брат Ефимия, Павел, находится в крайне болезненном состоянии, и едва ли замедлит долго на земле; прилагаемое от него письмецо потрудитесь передать по адресу. Желая Вам и святой обители Вами управляемой преуспеяние во всех благих, имею честь быть навсегда, готовый и усердный ко услугам Вашим, Архимандрит Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

...Получившие духовный дар от Бога долг имеют неоскудно передавать его прежде других детям своим духовным, потом друзьям, знаемым и слугам, а далее и сторонним, богаты ли они или бедны, слово ли премудрости кто получил, или слово разума, или дарование исцелений, или предстательство о душах, или силу помогательную, или рассуждение управительное. И вся кий из тех, которые учат или делают что-либо для других, пусть ведает, что никто из них не будет похвален и не получит воздаяния за то, что делает, но строго будет истязан, осужден и наказан за все, что пропустит сделать (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 95). Пока естественные наши силы бесчинно держат себя между собою и распадаются на многие скопы, до тех пор мы не можем быть причастными и сверхъестественных даров Божиих. Оставаясь же непричастными их, мы далеко негде стоим и от таинственного священнодействия, совершаемого мысленным деланием ума на небесном жертвеннике. Когда же мы, ревностно проходя священные подвиги, очистимся от чувственных влечений и силою Духа соберем воедино образовавшиеся в нас скопы, тогда и неизреченных Божиих благ бываем причастны, и Божественные таинства таинственного священнодействия ума достойно возносим Богу Слову на пренебесный мысленный жертвенник Божий, как зрители и священнослужители бессмертных тайн Его (прп. Никита Стифат , 92, 159). Не ищи преподания тебе дарований, если они не способствуют спасению и сохранению смиренномудрия... (прп. Феогност, 90, 388). Святый Дух, вселившись в человека, разрушает в нем царство греха, уничтожает невидимую внутреннюю борьбу и расстройство, водворяет мир Христов... (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 83). Источник. Единый Святый Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 167). Источник. После кончины своего старца авва Иоанн постился сорок дней, и ему было небесное видение, причем он слышал голос: «На какого больного ты ни возложишь своих рук, он исцелится». Утром, по Промыслу Божию, приходит к нему человек с больной женой, страдавшей раком груди. Муж неотступно просил авву о ее исцелении. Тогда святой возложил руку на женщину, осенил грудь ее крестным знамением, и она тотчас получила исцеление. С тех пор Бог явил через него много других знамений не только при жизни, но и по смерти его (102, 73). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Пути премудрости нет конца; она шествует выше и выше, пока не соединит последователя своего с Богом (прп. Исаак Сирин , 58, 89). Источник. Будь невеждою в мудрости своей; а не кажись мудрым, будучи невеждою (прп. Исаак Сирин , 58, 302). О, как удивительна ты, мудрость, как издалека все предусматриваешь? Блажен, кто обрел тебя (прп. Исаак Сирин , 58, 374). Источник. Начало Божественной премудрости – скромность и кротость, которая свойственна великой душе и носит на себе немощи людей (прп. Исаак Сирин , 58, 410). Источник. Праведник немудрый – светильник при солнце (прп. Исаак Сирин , 58, 414). Источник. Мудрый советник – стена упования (прп. Исаак Сирин , 58, 415). Мудр муж тот, кто внимает себе и спешит очиститься от всякой скверны (авва Фалассий, 91, 300). Христианин умудряется сими тремя путями: заповедями, догматами и верою. Заповеди отрешают ум от страстей, догматы вводят его в познание Сущего, а вера – в созерцание Святой Троицы (прп. Максим Исповедник , 91, 220). Мудрый, и уча и учась, желает учиться и учить одному полезному; а кажущийся мудрец, и вопрошая и вопрошаемый, предлагает одно то, что питает любопытство (прп. Максим Исповедник , 91, 232). Явно же, что тот премудр, кто, оставя плоть, как тленное нечто, весь прилепляется к духу, как нетленному (прп. Максим Исповедник , 91, 235). ...Того называю я мудрым, кто ведет незапятнанную и безукоризненную жизнь (прп. Феодор Студит , 92, 173). ...Любовь... оказывается иной помощницей уму, почившему от неразумного пристрастия к чувственным вещам, тем, что возбуждает ум к словесам премудрости (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Будь буй из любви к Богу, если желаешь быть премудрее Соломона (прп. Никодим Святогорец , 70, 35). Источник. Что такое плотское мудрование? – Образ мыслей, возникший из состояния, в которое приведены человеки падением... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 90). Источник. ...Хотящий получить небесную премудрость должен оставить свою собственную, земную, как бы она велика ни была, отречься от нее... (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 116).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

52 Василий (Поляномерульский) особенно известен своими духовными писаниями, поучениями о внутреннем делании Иисусовой молитвы. Желающего научиться молитве святитель Игнатий (Брянчанинов) нередко отсылает к этим поучениям старца Василия. 71 См.: Житие Оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Оптина пустынь, 1994. С. 5–11. 87 [Агапит (Беловидов), архимандрит]. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1997. С. 23. 92 Четвериков С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1998. С. 202. 103 Феофан [Затворник], епископ. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. Письма. Л., 1991. С. 23, 25. 107 Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви/Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. Киев, 2004. Гл. VI: Образ и подобие. С. 163–164, 167–168. 111 Игнатий (Брянчанинов) , святитель. Приношение… С. 8. Даже это правило не всегда соблюдалось в обителях той эпохи. К примеру, Серафим Саровский , будучи послушником, сам определял для себя, сколько часов отдавать сну, так что спал сначала только три часа, от чего у него начались сильные головные боли, после чего он стал спать больше. То же самое, как мы видели, предпринимал самостоятельно и преподобный Паисий (Величковский) , будучи послушником монастыря. В устроенной обители, где сохраняется наука послушания и духовник заботливо руководит новоначальными, вряд ли это было бы допустимо. 116 Мы не имеем в виду, что все эти мысли сказаны святителем Игнатием в отношении монастырского послушания, мы хотим подчеркнуть, насколько важным считал святитель отвержение падшего разума, плотского мудрования в деле спасения души: ясно, что он никак не мог отвергать этого делания для современного монашества. 127 Примечательно, что святой Симеон считает возможным такое послушание только в том случае, когда новоначальный «нападет и на духовного отца истинного, который сам не состоит в прелести» ( Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения: [В 3 т.]. Т. 2. ТСЛ, 1993. Слово 68. С. 183).

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

...Как змей, извлеченный из темной норы на свет, старается убежать и скрыться, так и злые помыслы, будучи обнаружены откровенным признанием и исповедью, стараются бежать от человека (прп. авва Моисей, 56, 194). Источник. ...Ничто столько не вредит монахам и ничто столько не радует бесов, как утаивание своих помыслов от духовных отцов (прп. авва Моисей, 56, 195). Знай, что кто бывает борим каким-нибудь страстным помыслом, или скорбит от оного и не исповедует его, тот сам укрепляет его против себя, т. е. подает помыслу силу более бороть и мучить его (прп. авва Дорофей , 29, 187). Источник. ...Скрывающий свои помыслы пребывает неисцелен и исправляется только частым вопрошением о них отцов духовных (прп. авва Дорофей , 29, 257). Источник. ...Обременение ума помыслами врачуется доверчивым исповеданием их (прп. Феодор Студит , 92, 582). Если вознерадим мы часто открывать помыслы свои, то впадем в большие страсти и затем, стыдясь открыть их, впадем в ров нечаяния (старец Симеон Благоговейный , 93, 76). Источник. Против усиленного и учащенного нападения греховных помыслов и ощущений, называемого... бранью, нет лучшего оружия для новоначального, как исповедь (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 149). Источник. Помыслы, хотя и греховные, но мимоходящие, не усиливающиеся усвояться в душе, не нуждаются в немедленной исповеди (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 150). Источник. Помыслы хульные Не только перед скончанием мира диавол возглаголет словеса на Вышнего, как говорит Даниил (ср.: Дан. 7, 25 ), но и ныне бывает, что он через наши помыслы воссылает тяжкие хулы на самое небо, и Самого Вышнего бесславит и создания Его и Святые Христовы Таинства. Мы же, твердо стоящие на камне ведения, не должны бояться сего и дивиться дерзости этого нечестивца, но верою и теплейшею молитвою вооружась и вышнего сподобясь пособия, смело отвещать врагу (прп. Иоанн Карпафский , 91, 82). ...От злого корня и злой матери происходит злейшее исчадие, т. е. от скверной гордости рождается несказанная хула. Посему нужно и ее вывести на среду: ибо это немаловажное что-нибудь, но самый лютый из наших врагов и супостатов. И, что еще ужаснее, мы не можем без затруднения сказать, открыть, исповедать врачу духовному сии помыслы. Посему они часто многих повергали в отчаяние и безнадежность, истребив всю надежду их, подобно червю в дереве (прп. Иоанн Лествичник , 57, 154).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

" Святость есть начало будущей жизни вечной. Все святые – пишет схиигумен Савва в своей книге " Семена сатаны и любовь Христова " , - достигали святости не иначе, как путем долгой и трудной борьбы со всеми земными пристрастиями, путем обуздания своей плоти постом, трудами, молитвами и другими подвигами благочестия. Святыми мыслями, желаниями, чувствами и стремлениями они прикреплялись к Богу и духом сливались с Ним воедино " . (С.164.) А про духовные состояния медиумов, про их оккультную мистику, архимандрит Рафаил Карелин в своей книге " Христианство и модернизм " справедливо замечает, что она " имеет ярко выраженный эгоистический и эгоцентрический характер. Она ищет наслаждений, удовлетворения страстей и прежде всего гордыни, а также - опьянения демоническими ощущениями, которые человек может принимать за духовные состояния. Эта мистика насыщена грехом и страстями... " (С. 448). " Блаженна душа, которая сознала себя вполне недостойной Бога, которая осудила себя как окаянную и грешную! Она на пути спасения; в ней нет самообольщения. Напротив того, кто считает себя готовым к принятию благодати, кто считает себя достойным Бога, ожидает и просит Его таинственного пришествия, говорит, что он готов принять, услышать и увидеть Господа, тот обманывает себя, тот льстит себе; тот достиг высокого утеса гордости, с которого падение в мрачную пропасть пагубы. Туда ниспадают все возгордившиеся над Богом, дерзающие бесстыдно признавать себя достойными Бога, и из этого самомнения и самообольщения говорить Богу: " глаголи, Господи, яко слышит раб Твой " . (Святитель Игнатий Брянчанинов " Как избежать заблуждений в духовной жизни (о прелести) " .- С.92) Святитель Игнатий (Брянчанинов), ссылаясь на опыт многих святых подвижников Церкви, рассматривает и показывает, что подобные моменты (подготовка, ожидание, особый настрой и прочее, которые непременно есть у экстрасенсов, в йоге, в школах медитации и в оккультизме) - очень характерны для так называемой " прелести " , неправильного и ошибочного духовного состояния. В основе этого неверного и опасного состояния лежит гордость человека, неоправданная вера в свою собственную необычайность и достоинство. Имеется довольно обширная

http://pravoslavie.ru/196.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010