Сие явственно было и для других (курсив мой). Хотя они сохранили тогда чудо в молчании, не осмеливаясь разглашать, потому что каждый почитал себя одного видевшим; однако же, вскоре сообщил об этом друг другу. Но тому, кто крестил и совершил его таинством, видение было весьма ясно и вразумительно, и он не мог сохранить его в тайне, но всенародно возвестил, что помазал Духом своего преемника». (Часть 2-я, стр. 92–93). Такие знамения «внутреннего света» при крещении бывали не раз и не в одно только древнее время. Один священник писал Льву Н. Толстому, убеждая его вернуться в Церковь , что он, священник, своими собственными глазами, каждый раз видит свет, при совершении таинства крещения (письмо это было напечатано в журнале «Христианин», изд. Преосвящ. Евдокима). Эти и др. подобные факты нельзя не оспаривать в виду их многочисленности, ни тем менее отрицать. Их можно только игнорировать, как игнорируют многие другие феномены духовной жизни, и по-разному объяснять. Происходившие некогда на Афоне споры о природе «фаворского света» служат наилучшей «исторической» гарантией действительности подобных явлений. Приведённые примеры видимой светозарности не составляют, собственно говоря, самого «внутреннего света», о котором у нас речь. Они лишь служат внешней оболочкой, дополнительным аксессуаром, утверждающим даже со стороны внешнего опыта, реальность «внутреннего света» в моменты, так сказать, его наивысшего напряжения. Указанными примерами внутреннего света и его отражений, как наиболее типичными, заимствованными из области религиозно-христианской мистики, я хотел только доказать сам факт существования «внутреннего света». Однако, явление это, хотя и не в такой типичной форме, имеет более обширную сферу существования. Его можно констатировать и в мистике других религий: буддизм, магометанстве и даже язычестве, не говоря о христианских инославных исповеданиях и сектах. С другой стороны, —35— «внутренний свет» находит себе широкое применение в обиходе нашей обыденной жизни. Первое положение – наличность «внутреннего света» в нехристианских религиях, даже в язычестве (Плотин и др.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

О природе и иерархии ангельского мира рассказывают в этом сборнике такие признанные авторитеты Церкви, как вселенский святитель Иоанн Златоуст, известный русский подвижник и духовный писатель святитель Игнатий (Брянчанинов), а также замечательный современный православный миссионер, автор и издатель знаменитых «Миссионерских листков» епископ Александр (Милеант). Добротолюбие . Избранное для мирян. Читает Алексей Ковалев . -Мультимедийное издательство «Деоника». Формат: CD-ROM (mp-3). Рекомендует Всеволод Бучирин //Фома. - – февраль 2009. – С.92-93. – (рубрика « Путеводитель. 5 дисков февраля »). Диск включает избранные места из пяти томов «Добротолюбия», переведенного на русский язык святителем Феофаном Затворником. Сборник был составлен в 1929 году архимандритом Ювеналием, настоятелем Казанского Богородничного монастыря в Харбине. 2 страницы в интернете:   Представлены сайты: www.solzhenitsyn.ru – сайт, посвященный Александру Солженицыну : его творчеству, его жизни его значению для российской и мировой истории. Это источник эталонных текстов Солженицына//Фома – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 страницы в интернате »); www.nne.ru/obraz/ - по этой ссылке вещает в интернете Нижегородское радио «Образ» (частота 68,57 УКВ) – информационно-музыкальное вещание для всей семьи: новости, аналитические, публицистические, культурно-просветительские, образовательные, религиозные и детские программы//Фома – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 страницы в интернате »). 2 полезных адреса:   Предлагаются адреса, контактные телефоны, информация о характере и времени работы двух общественных организаций: Клуб православных встреч «Самовар» для подростков и молодежи открыт в культурно-просветительском Центре во имя святителя Иоанна Златоуста, что при храме святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке (Москва)//Фома. - – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 полезных адреса »); Юридическое товарищество «Советъ», что при храме мученицы Татианы (домовый храм МГУ), оказывает бесплатную юридическую помощь организациям и гражданам, не имеющим достаточных средств//Фома. - – февраль 2009. – С.93. – (рубрика « Путеводитель. 2 полезных адреса »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-2-70-f...

Делающий что-либо напоказ человекам лишается мзды своей, как сказал Господь» 402 . 88. Он говорил: «Убегай тщеславия, и сподобишься славы в будущем веке» 403 . 89. Он говорил: «Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие» 404 . 90. Он говорил: «Новоначальный монах, переходящий из монастыря в монастырь, подобен коню, который от узды мечется в разные стороны» 405 . 91. Авва Исаия говорил о новоначальных монахах, предавших себя в послушание духовным отцам: «Краска, в которую первоначально выкрашена багряница, ничем не изглаживается с багряницы» 406 . Это значит: первоначальное направление, которое получится иноком при вступлении его в монастырь, остается в нем, в большей или меньшей степени, на всю жизнь. 92. Еще говорил он о новоначальных: «Вновь насажденное древо, если не будут поливать его тщательно, засыхает: то же делается и с новоначальными послушниками» 407 . Для них необходимо постоянное назидание по нравственному преданию Церкви. 93. Говорил он о новоначальных и следующее: «Ничто так не полезно новоначальным, как уничижение. Что ежедневное поливание для новонасажденного древа, то для новоначального уничижение» 408 . Уничижение в разных видах его очень употреблялось при воспитании монахов, когда старцы обиловали благодатными дарами, а новоначальные усердием и силою произволения. При посредстве уничижения вырабатывалось сердечное смирение, скоро возводившее делателя по степеням духовного преуспеяния к благодатному состоянию. Духовное врачевство это, сохраняя само по себе все достоинство свое, нуждается в наше время в особенном благоразумии при употреблении его. Благоразумие требует от современного старца, чтоб он, всматриваясь в собственное свое преуспеяние, не возлагал на ближнего таких бремен, каких сам не нес и не в силах понести. Жестокое уничижение в наше время может сокрушить новоначального, расстроить его навсегда. Оно заменяется не без успеха правильным, кротким обличением погрешностей новоначального и тщательным назиданием его. 94. Говорил авва Исаия о новоначальных: «Новоначальные монахи, предавшие себя в послушание отцам, подобны мягким ветвям, удобно сгибающимся в обруч» 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

198 …Игумен Иустин… – Архимандрит Иустин (1827–1896), в миру – Татаринов Иван Григорьевич. Родился в Санкт-Петербурге, отроком (в 1840 г.) поступил в Старо-Голутвин монастырь Московской епархии. Через семь лет перешел в Троицкую Сергиеву пустынь, где в 1854 г. пострижен в рясофор, после чего стал келейником настоятеля Пустыни архимандрита Игнатия (Брянчанинова) , взявшегося воспитать молодого послушника в духе правильной монашеской жизни. У Ивана Татаринова был удивительно красивый тенор, на который обратил внимание знаменитый русский композитор М. И. Глинка. Именно Глинка привил ему музыкально-теоретические познания и сделал из него духовного регента и певца. В 1857 г. послушника Татаринова переместили в Кавказский Архиерейский дом и 17 апреля постригли там с именем Иустин. В том же году он был рукоположен сначала в иеродиакона, затем в иеромонаха и назначен экономом Архиерейского дома. В 1859 г. возведен в сан игумена. После ухода на покой епископа Игнатия игумена Иустина перевели в Николаевский Бабаевский монастырь и назначили наместником (28 октября 1861 г.), а в 1866 г. он был возведен в сан архимандрита. После кончины епископа Игнатия этот его ученик был утвержден настоятелем Николо-Бабаевского монастыря 199 прежний настоятель… – Вскоре после приезда Преосвященного Игнатия в Бабаевский монастырь его прежний настоятель, игумен о. Парфений, управлявший обителью с 5 октября 1859 г., по собственному прошению был перемещен в Николаевскую Надеевскую пустынь Костромской епархии. 202 … присланный проект гостиницы… – См. письмо от 16 ноября 1866 г. и примеч. к письму от 10 января 1852 г 203 Ответ на просьбу Преосвященного Игнатия был следующим: «Клобук и камилавка, сшитые по Вашему поручению по мерке моей грешной головы, препровождаются при этом к особе Вашей» (Письмо о. Дамаскина от 24 мая 1862 г. АВМ. Ф. 2. Оп. 9). 204 Литографированные изображения святителя Тихона… – Святитель Тихон, Епископ Воронежский, Задонский чудотворец (память 13/26 августа). В письме епископу Игнатию от 24 мая 1862 г. игумен Дамаскин писал: «…в 16 день августа прошедшего года неожиданно пожертвован в нашу обитель портрет Святителя и Чудотворца Тихона, писанный с натуры ближайшим учеником угодника Божия, монахом Никандром, сыном Задонского помещика генерала Бехтеева. Этот портрет от о. Никандра перешел к его родственнику, статскому советнику Есепову, от г-на Есепова – к нянюшке его, и от мужа нянюшки, 92-летнего старика, в нашу обитель. Приняв этот портрет, благоговейно, с великой радостию, как бы благословение на нашу обитель новоявленного Чудотворца, и отлитографировав с него изображение, несколько эстампов этого изображения подношу при этом Вашему Преосвященству, как выражение моей глубокой признательности к Вам, незабвенный Владыко» (АВМ. Ф. 2. Оп. 9)

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

«Термин «пресуществление»... (использовался в трудах – авт.) святителей Геннадия Константинопольского , Филарета Московского , Игнатия (Брянчанинова) , Феофана Затворника , преподобных оптинских старцев, святого Иоанна Кронштадтского , святителя Николая (Велемировича), преподобного Иустина (Поповича) и многих других святых Православной Церкви, которые сознательно употребляли этот термин и не считали его духовно вредным или еретическим. Более того, едва ли кто заподозрит их в богословской необразованности и непонимании специфики католического богословия... Универсальный богословский ярлык «католическое влияние» к вышеперечисленным авторам никак не подходит. Святитель Игнатий (Брянчанинов) , например, проявлял в вопросах католического заимствования предельную строгость, но употреблял термин «пресуществление» без каких-либо оговорок: «По призвании архиереем или священником Святого Духа и по освящении образов, эти образы Тела и Крови Христовых пресуществляются в Тело и Кровь Христовы» 57 . Более того, их духовный опыт столь значим, в силу их исторической близости для нас, что едва ли они заслуживают молчаливого игнорирования» 58 . Поэтому обвинения митрополита Стефана в католицизме не только нисколько не обоснованы, но, как мы видим из истории, родились от бессильной злобы кальвинистов и протестантов, которые не имели достаточно серьезных аргументов и не могли ничем другим ответить на замечательную книгу митрополита Стефана (Яворского) «Камень веры». Итак, кто будет иметь возможность прочесть эту книгу, найдет в ней много полезного для защиты Православия и обращения протестантов, да и просто насладится медом духовным. (статья дополненная – прим.) 2013. 26 архиепископ – авт.) Варлаам (Вонатович) Киевский за то, что... не отслужил вовремя молебна на восшествие императрицы на престол; но больше всего он провинился в том, что плохо удерживал свое духовенство от толков об еретичестве Феофана и дозволил у себя в Киеве новое издание «Камня веры» 1 30 Поселянин Е. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в 18-м веке. М., 1998. С. 92.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

Вашего Высокопреподобия покорнейший слуга и сомолитвенник недостойный Игумен Моисей 2 Генваря 1840 Оптина Пустынь. Письмо 90 Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит! Нося в душе чувство Благодарности к Вам за полученное мною приятнейшее писание, каковым изволили почтить меня, недостойного; и Братия наши о. Иоанникий и о. Иларион, возвратясь Благополучно из С. Петербурга, в обители изъяснили мне о оказании к ним Вашего Отеческого Благоволения и успокоения в Вашей Святой обители. Приемля сии милости Ваши учиненными для всей нашей обители, купно и для меня, долгом считаю принести Вам мою всепокорнейшую благодарность. А при том, имея в виду приближающийся радостный день Ангела Вашего и всерадостный Праздник Рождества Христа Спасителя нашего, приношу Вам усерднейшее поздравление со оными. И от всего сердца желание, да Благословит Господь Бог дни жизни Вашей миром, здравием и ниспосланием БОГАТЫХ СВОИХ ДАРОВ. Осмеливаюсь поручить себя и вверенной мне обители Братию Вашим святым молитвам и с нижайшим моим высокопо-читанием пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия покорный слуга и сомолитвенник недостойный Игумен Моисей 17 декабря 1840 Оптина Пустынь. Письмо 91 Ваше Высокопреподобие Достопочтеннейший Отец Архимандрит! Отеческое Ваше писание от 18-го сего Генваря я имел счастие получить и, согласно Вашего предложения на увольнение Иеромонаха Иосифа, изъявляю согласие с душевным моим удовольствием, имея сей приятный случай, к услуге Вашей отпускаю Его с радостию. Поручая себя и вверенное мне о Христе Братство Вашим св. молитвам и Отеческому Благорасположению, с истинным моим высокопочитанием пребыть честь имею Вашего Высокопреподобия покорный слуга и Богомолец недостойный Игумен Моисей 29 Генваря 1842 Калуга. 1 О. Антоний (Бочков) – с 1859 г. настоятель Введенского Островского монастыря; 31 марта 1861 г. возведен в сан игумена и в апреле переведен настоятелем Череменецкого Иоанно-Богословского монастыря. См. также с. 540 3 О. Иоанникий в письме настоятелю Оптиной Пустыни отцу Строителю Моисею от 14 января 1836 г. написал: «...по совету добрых людей 24-го числа поехали в Сергиевской монастырь, где Отцом Архимандритом Игнатием приняты были ласково и радостно, он продержал нас до 29-го числа, обещал хлопотать о земле...» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 92. 26).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Такого же мнения о “Подражании” был известный деятельной монашеской опытностью иеросхимонах Леонид, положивший начало нравственному благоустройству в Оптиной пустыни 92 . Все упомянутые подвижники были знакомы мне лично. – Некоторый помещик, воспитанный в духе Православия, коротко знавший, так называемый, большой свет, то есть, мир, в высших слоях его, увидел однажды книгу “Подражание” в руках дочери своей. Он воспретил ей чтение книги, сказав: “Я не хочу, чтоб ты последовала моде, и кокетничала перед Богом”. Самая верная оценка книге. Ученик. Имеются ли еще какие виды прелести? Старец . Все частные виды самообольщения и обольщения бесами относятся к двум вышесказанным главным видам, и происходят, или от неправильного действия ума, или от неправильного действия сердца. В особенности обширно действие “мнения”. Не без основания относят к состоянию самообольщения и прелести душевное настроение тех иноков, которые, отвергнув упражнение молитвою Иисусовою и вообще умное делание, удовлетворяются одним внешним молением, то есть, неупустительным участием в церковных службах и неупустительным исполнением келейного правила, состоящего исключительно из псалмопения и молитвословия устных и гласных. Они не могут избежать “мнения”, как это объясняет упомянутый старец Василий в предисловии к книге святого Григория Синаита , ссылаясь преимущественно на писания преподобных, этого Григория и Симеона, Нового Богослова. Признак вкравшегося “мнения” вынаруживается в подвижниках тем, когда они думают о себе, что проводят внимательную жизнь, часто от гордости презирают других, говорят худо о них, поставляют себя достойными, по мнению своему, быть пастырями овец и руководителями их, уподобляясь слепцу, берущемуся указывать путь другим слепцам 93 . Устное и гласное моление тогда плодоносно, когда оно сопряжено со вниманием, что встречается очень редко, потому что вниманию научаемся преимущественно при упражнении молитвою Иисусовою 94 . О истинном и ложном смиренномудрии «Никтоже вас да прельщает изволенным ему смиренномудрием» ( Колос. 2, 18 ), сказал Святой Апостол Павел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что нужно не обвинять святых отцов в раздвоении личности, а искать истинного их мнения в совокупности их писаний. И приводимые сторонниками учения о всеобщем спасении выдержки из творений святых отцов – это только вырванные из контекста и отделенные от других их писаний цитаты. Если же рассматривать писания святых отцов в совокупности, то становится совершенно ясно, что все отцы согласно считали мучения нераскаянных грешников нескончаемыми. Для подтверждения этого приводим в приложении в конце этой книги цитаты святых отцов (с комментариями), которых пытаются представить защитниками учения о всеобщем спасении. Это святители Афанасий Великий , Григорий Богослов , Амфилохий Иконийский , Иоанн Златоуст , Игнатий (Брянчанинов) , преподобные Ефрем Сирин , Исаак Сирин , Максим Исповедник , Силуан Афонский (см. Приложение). Исходя из приведенных выше и в Приложении цитат святых отцов, в том числе якобы писавших о всеобщем спасении, можно утверждать, что нет никаких твердых оснований считать, что хотя бы один святой отец придерживался лжеучения о всеобщем спасении. 7. Если Бог есть любовь… В связи с учением о всеобщем спасении существуют вопросы, которые волнуют некоторых людей. Их мы рассмотрим в этой главе. Если Бог есть любовь, как Он может наказывать людей и даже осуждать на страшные адские муки? Помимо того, что Бог есть любовь ( 1Ин.4:16 ), Откровение Божие говорит: Бог – судия праведный, [крепкий и долготерпеливый] ( Пс. 7, 12 ). Святитель Григорий Нисский пишет об этих качествах Божиих: «Итак, по признанию всех, должно веровать, что Бог не только могущественен, но и справедлив, благ, премудр, имеет все, что разум относит к наилучшему… никакое из высоких этих именований само по себе, поодиночке, в отдельности от других, не есть добродетель. И доброе, если не сопряжено со справедливым, премудрым, могущественным, не есть действительно доброе… или если справедливое не будет вместе с могущественным и добрым, то подобное этому иной скорее наименует в собственном смысле пороком» 92 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Barino...

См. Еп. Феодосий. – с.175-176 По замечанию проф. Барсова, язык изложения это не то, что налагается на содержание из вне, а не что вырастающие изнутри самого содержания, следовательно, с ним однородное; мысль производит словесную форму из себя самой (Еп.Феодосий.-с.175). См. «Живое слово». – с. 17 Ср. Амвросий, архиеп. «Живое Слово».- стр.7-8,13. Ср. «Антология русской риторики». – стр. 64. См. «Избранные проповеди». – с. 173. См. Еп. Феодосий. – с. 234. Там же. – с. 237. Святитель Игнатий (Брянчанинов), пишет: «В раю было естественное состояние человека, после грехопадения и до страшного суда – нижеестственное, в Царстве Небесном – сверхестественное». (Цит. по проф. Андреев. – с. 31). Тареев, проф. Нравственное богословие. Конспект. – с. 6 Нравственное христианское богословие. – с.3 По образному выражению проф. Барсова, эта проповедь содержит наставления по анатомии и патологии , фармакологии и диетике души человеческой.Еп.Феодосий.-с.244 См. Еп. Феодосий.-с.245 «Слова о святых не могут рабски следовать правилам похвальных слов» (Св. Василий Великий. Цит. по ЖМП, 1992. – – стр. 21). Животворящая сила слова сообщена от Бога и самим людям в виде ими лично присвоенного дара. Дар этот принадлежит, во – первых верующим во Христа, говорящим от ума просвещаемого Божественной Истинной и от сердца исполненного любви Божией. Такой дар ясно отличает в себе апостол Павел, как собственно ему принадлежащий: «Прочим же я говорю, а не Господь». ( 1Кор. 7:12 ) «а думаю и я имею Духа Божия»: ст.40. «мы имеем ум Христов» ( 1Кор. 2:16 ). Этот дар слова естественного, но проницаемого силой благодати и властью покоряющего себе души человеческие, в христианском учении называется Духовным помазанием. (Архиепископ Амвросий. – с. 14). См. Еп. Феодосий. – с. 92 Начинающему проповеднику следует учиться выразительному чтению и произношению на материале художественной литературы, в беседах с товарищами и др. Создав навык художественной выразительности, проникновенности, проповедник использует его невольно и безотчетно и в деле проповедничества. В этом случае этот навык будет готовым каналом, по которому устремится религиозная одушевленность проповедника к сердцу слушателя.

http://azbyka.ru/propovedi/gomiletika-ko...

Видела я в начале ноября 1992 года сон цветной. Летел по небу Ангел, а под крылами у него что-то темнело, и я с сожалением сказала, что ничего не разберу (не пойму), что несет он, и тут же ясно под правым крылом я увидела икону Божией Матери с Богомладенцем в правой руке. Что это, знамение мне или простой сон? Я слышала еще от мамы, что снам верить – пагуба. Но я думаю, что нужно мне молиться этой Божией Матери, но, к сожалению, у меня нет такой иконки на твердой основе, а просто я вырезала листочек с образом Владимирской Божией Матери из Каталога-92 г. Если у вас имеется такой образ – вышлите. Правильно говорила ваша мама, что доверять снам – пагуба. Для того, чтобы не навредить своей духовной жизни, не доверяйте снам. Однако, приобрести икону Владимирской Божией Матери можно. Убедительно прошу вас ответить, если возможно. Мне передала моя подруга одну молитву, якобы ей переписали в монастыре из старого сборника. Я хочу убедиться: если это хорошая, то есть от Бога, то буду читать – она мне хорошо помогает, а если от нечисти ловушка, то надобно сжечь. Немного из нее перепишу: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь! Сей заговор не на час, не на день, не на месяц, не на год, а на весь век и на всю жизнь. Аминь! От Бога святые чудотворцы, преподобные отцы и мученики, в море, и возмутится море от облак сидяща с моря на тридесять поприщ окаянных нечистых духов, бесов проклятых ведения дьявола. О них же, вопрошая их, святые чудотворцы, преподобные отцы и мученики Нифонт, Киприан, Иустиния, Конон Исаврийский и Димитрий Ростовский …» В наше время очень часто дьявольские силы стараются запутать людей тем, что церковные молитвы смешивают со всякого рода заговорами. Даже книжка такая вышла – называется «Лечение порчи». Так вот, ваша молитва из этой бесовской книги, и читать ее не только вредно, но и грешно. Правильно ли считать, что добрые неверующие или магометане спасутся? «Ошибочно думать и говорить, что добрые люди между магометанами и неверующими спасутся, т. е. вступят в общение с Богом, – читаем в творении святителя Игнатия Брянчанинова . Церковь всегда признавала, что одно средство спасения – Искупитель, Спаситель». – Свт. Игнатий Брянчанинов . Письма к мирянам. Письмо 203. Полное собрание творений, т. 6. М.: Паломник, 2004.]

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010