...Рай есть жилище живых и не принимает мертвых грехом... (свт. Григорий Нисский , 24, 349). Источник. Рай есть слово Божие; наслаждение в нем – причастие Святаго Духа... (прп. Марк Подвижник , 69, 149). Рай есть любовь Божия, в которой наслаждение всеми блаженствами... (прп. Исаак Сирин , 58, 391). Источник. Царство Небесное предлежит нам. Восхитим его деланием заповедей Божественных (прп. Феодор Студит , 92, 109). ...Не сам всяк, но Христос со всяким входит опять в рай; т. е. всякий человек тогда получает вход в рай, когда причастным делается Божественной благодати Христовой и верою опять стяжает то, что имел в начале и что потерял неверием, не поверив словам Божиим, а поверив словам змия (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 332). ...Рай... и град святой, и всякое место упокоения есть один только Бог (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 76). Источник. ...Соделавшие божественные (дела) будут находиться во свете (будущих) благ, а делатели зла – во тьме наказаний. Посредине же будет страшная пропасть, разделяющая одних от других, как Сам Ты открыл Уготовавший это (см.: Лк. 16, 26 ). Ибо эта (пропасть) посредине будет ужаснее всякой пытки и муки для человека, попадающего (в нее), для того, кто несчастным образом стремглав летит и низвергается в (эту) бездну мучений и хаос погибели, откуда трудно взойти находящимся в муках, чтобы перейти на землю праведных (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 120). Источник. ...Насколько чистейший хлеб дороже и слаще помета, настолько и несравненно более горнее превосходит дольнее для тех, которые хорошо отведали (его) (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 127). Источник. В ненасытном созерцании Бога и в непрестанном горении любовью к Нему заключается высшее и существенное наслаждение небожителей (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 73). Источник. Восставьте веру в Господа, рай для нас крестом отверзшего! Входят во врата сии крестоносцы (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 152). Источник. Будущий рай – не совне навевающий блаженство, а внутри его устрояющий – как неистощимо бьющий ключ радостей и утешений (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 10). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Это очень важное замечание: авторитарное воспитание неспособно сформировать нравственно устойчивую личность . Пока человек воспитанный в режиме жесткого авторитарного контроля чувствует над собой чью-либо власть (мистическую или социальную), до тех пор он управляем, как только сознание внешнего контроля ослабевает - страсти его одолевают беспрепятственно. «Педагогическое действие страха, - пишет К.Д. Ушинский, - очень сомнительно: если и можно им пользоваться, то очень осторожно, всегда имея в виду, что смелость есть жизненная энергия души. Библейское же выражение: « Страх Божий есть начало премудрости », столь любимое воспитателями и наставниками, охотниками до дешевого средства внушать страх, имеет глубокий смысл, редко понимаемый теми самыми, кто часто употребляет это выражение. Они не подумают о том, что здесь не говорится, что всякий страх есть начало премудрости, а только страх Божий . Но как жалко злоупотребляют этим глубоким библейским изречением различные любители задать страху детям ! Они прикрывают им свое неуменье сдерживать гнев, неуменье, которое должно бы вычеркнуть их из списка воспитателей, и внушает им не страх Божий, а страх учительский, из которого родятся ложь, притворство, хитрость, трусость, рабство, слабость, ничтожество души, а не премудрость» . Библиография: См.: Флоренский П., свящ. Понятие Церкви в Священном Писании//Сочинения в 4-х тт. - М.: Мысль, 1994. Т. 1., с. 483 - 487. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, СПб.: Норинт, 2002. С. 1155. Иоанн (Шаховской), еп. Человек и страх. Опыт пневматологической этики. - Нью-Йорк, 1948. С. 27. Там же, с. 10 - 11. Свт. Иоанн Златоуст. Собрание поучений. - М.: Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. Т. 1, с. 63. Отечник. Избранные изречения святых иноков и повести из жизни их/Сост. свт. Игнатий Брянчанинов. - М.: Донской монастырь; Изд. отдел Московского Патриархата, 1993. С. 347. Свт. Феофан Затворник. Краткие мысли на каждый день года по церковному чтению из Слова Божия. - Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1991. С. 40.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/1...

Что касается иных вер и конфессий, наша правая Церковь устами свт. Феофана Затворника учит: «Истинная веротерпимость искренно любит и благоговейно чтит единую веру свою (т.е. православную), ревнует о чистоте и о славе её, радуется возвышению её, но при этом даёт место близ неё и другим верам не потому, что считает их равночестными и спасительными, а по снисхождению к немощам заблуждающихся. Она не теснит, не гонит, не преследует; но вместе не упускает случая с любовью указывать заблуждение и предлагать свободному убеждению и совести выбор лучшего». Лучше православия ничего нет, только в нём открывается Вечность. С чего начинается спасение? «Благодать не груша, её враз не скушаешь», - говорил преп. Серафим Саровский. Начать можно с ограничений в скоромной пище, отказа от развлечений в пост, с небольшого, но постоянного утреннего и вечернего правила, правдивости всегда и во всем, всегдашнего желания помочь ближнему. Наша душа должна болеть о чужой беде. Но что значит - возлюбить ближнего, как самого себя, если мы видим в себе только лукавство, корысть и самолюбование? Надо учиться относится к нуждам других людей, как более важным, чем собственные. «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого» (1 Кор. 10, 24). Бог будет относиться к нам и нашим просьбам ровно так, как мы относимся к другим людям. Исцеляя больных в субботы, Христос сознательно нарушал ветхозаветный закон, показывая, что сострадание и милосердие - выше закона. «И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе за дело до его немощей и недостатков? Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви» (свт. Игнатий Брянчанинов). Проблемы будут всегда. Но можно решать свои, а можно - чужие, как свои, и тогда Бог нас помилует, и поможет. Пророк Давид говорил, как можно спастись, например, в кризис: «Блажен, кто заботится о нищих и убогих, в день лют избавит его Господь... да сохранит его... да ублажит его на земли... да не предаст его в руки врагов... да поможет ему на одре болезни» (Пс. 40, 2-40). Носите бремена друг друга, решайте чужие проблемы, помогайте людям в их скорбях - и у вас не будет ваших. Таков закон Божий, так было, есть и будет. «Отдавайте, не ища ничего взамен, не рассчитывая выгоду в будущем; отдавайте детям, старикам, умирающим, тем, кто не сможет отблагодарить, и тем, кого вы больше никогда не увидите, иначе это будет не благодеяние, а торгашество; старайтесь помочь даже вашим врагам» (мц. Царица Александра Феодоровна).

http://ruskline.ru/analitika/2009/05/02/...

игорь ковалев 24 февраля 2020, 22:35 Иоанна.Я так написал:,,Никто и не говорит,что тяготение мужчины к женщине и наоборот- греховно.Но оно должно ограничиваться духом. " " Здесь о влечении плоти писал,а не о естественной любви.Про ограничение духом повторю:,,духу подчинять и духом проникать все душевное,а тем паче телесное,а за ними –... жизнь семейную... " " (св.Феофан Затворник) Св.Игнатий тоже пишет постепенно(как свт.Лука и игумен Никон):,,и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. Причина этой святой любви – не плоть и кровь,не влечение чувств,– Бог. " " В лице свт.Игнатия(не слышал,чтобы кто-то утверждал,что он ошибался) Церковь учит ,,смотреть с омерзением на естественную любовью " " ,не выделяя в браке или нет. игорь ковалев 24 февраля 2020, 21:40 иерей Владимир.Продолжение.Созвучные слова из доклада архиепископа Димитрия:,,Христианство признает только любовь,готовую на неограниченные жертвы,только любовь,готовую положить душу за брата,за друга (Ин. 15, 13;1 Ин.3,16 и др.)...Такова же должна быть и брачная любовь.Христианство не знает иной брачной любви, кроме любви,подобной любви Христа к Своей Церкви,Который предал Себя за нее (Еф. 5, 25.) " " И объясните,тогда о чём пишут Никон Воробьев (одна любовь вытесняет другую),св.Игнатий Брянчанинов(естественную любовь надо умертвить) и св.Иоанн Лествичник(,,Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь,обольщает сам себя " " ) Цитаты есть ниже. игорь ковалев 24 февраля 2020, 21:10 иерей Владимир.Конечно,я могу ошибаться.,,Всяк человек ложь " " Но пока вы привели только своё мнение(без ссылок на св.Отцов),которое созвучно мнению западного психолога из статьи.Может происходит непонимание из-за разных определений?Что вы имели ввиду под ,,чувственной любовью " " ?Отличается ли у вас духовная близость от духовной любви?Потому,что любовь точно рождается не после душевной и телесной близости,а совсем от других причин.Я,кстати,не утверждал,что духовная любовь заменяет телесную близость в браке.И суть то духовной любви одна и к жене,и к соседу,естественно есть и отличия влечение плоти и близость души.Но-,,Муж да любит жену,как самого себя " " и,,Возлюби ближнего,как самого себя " "

http://pravoslavie.ru/128080.html

игорь ковалев 22 марта 2020, 20:29 Сергей.У всех падшее естество.Отвергнуть надо все естественные помышления ума(не про бытовые и т.п. речь) и чувства сердца.И подчерпнуть из Евангелия-евангельские.,,Постарайся,чтоб Евангелие усвоилось твоему уму и сердцу,чтоб ум твой, так сказать,плавал в нем,жил в нем:тогда и деятельность твоя удобно соделается евангельскою.Этого можно достичь непрестанным благоговейным чтением,изучением Евангелия. " " (свт.Игнатий)Если ум будет плавать в словах Евангелия,то при каждом деле,на ум будет приходить евангельская заповедь.Например:подаём милостыню.Надо это делать не по естественной жалости,симпатии,тщеславию,а по заповеди.Хотя бы в уме сказать:ради Христа или во славу Божию. игорь ковалев 22 марта 2020, 19:59 Иоанна.,,...только без одной книги:без Евангелия " " -Вы уж совсем в сторону от Православия уходите.,,Не сочти для себя достаточным чтение одного Евангелия,без чтения святых Отцов! Это – мысль гордая,опасная.Многие, все,отвергшие безумно, кичливо святых Отцов,приступившие непосредственно,с слепою дерзостию,с нечистым умом и сердцем к Евангелию,впали в гибельное заблуждение.И х отвергло Евангелие:оно допускает к себе одних смиренных.Чтение писаний отеческих –родитель и царь всех добродетелей " " (свт.Игнатий Брянчанинов),,Чтение отеческих писаний,по умалении Духоносных наставников,соделалось главным руководителем для желающих спастись и даже достигнуть христианского совершенства " " (св.Нил Сорский) НН 22 марта 2020, 16:40 Евгения:/Просто мы уже настолько привыкли к режиму икономии,применяющейся в нам,что высота категорий, предлагаемых Игорем,...Мы даже слышать ничего такого не хотим!/- Да,чем дальше от РХ- тем христиане слабее. Ужесточать требования мы можем только каждый к себе. " высота категорий предлагаемых Игорем " предлагается ТЕОРЕТИЧЕСКИ.На практике как следует поступать,когда помощь Самарянину нужна здесь и сейчас,а благословиться не у кого? А вместо молитвы лихорадочно вспоминаешь,где ближайшая аптека. Примет ли Господь доброе дело,если православный на: " спасибо " вместо " во славу Божию " ответит: " пожалуйста " , " или не за что " ? Хватит уже грамотных,православных разговоров, давайте к делам перейдём...

http://pravoslavie.ru/129213.html

Мнение о том, что вне Церкви не может быть никаких таинств высказывали, помимо св. Киприана, прп. Феодор Студит , прп. Никодим Святогорец , святитель Игнатий (Брянчанинов) , священномученик Онуфрий (Гагалюк) , преподобный Иустин (Попович) . А признавали существование таинств у еретиков, помимо св. Стефана, такие святые отцы как блж. Августин , прп. Викентий Лиринский , свт. Тарасий Константинопольский 40 , блж. Феофилакт Болгарский 41 , свт. Филарет Московский 42 , свт. Николай Японский 43 . Следует упомянуть решение Иерусалимского собора 1672 года: «…мы почитаем крайне ложным и нечистым то учение, будто бы несовершенством веры нарушается целость и совершенство таинства. Ибо еретики, которых принимает Церковь , когда они отрекаются от своей ереси и присоединяются ко Вселенской Церкви, получили Крещение совершенное, хотя имели веру несовершенную. И когда они напоследок приобретают веру совершенную, то их не перекрещивают». Однако все святые отцы, как признававшие, так и не признававшие действенность таинств, совершаемых вне Церкви, были согласны в том, что еретики (равно как и раскольники) не могут спастись. Приведу в качестве подтверждения высказывания двух самых ярких представителей каждой из точек зрения о действенности либо недейственности таинств еретиков. Святой Киприан пишет: «Вне Церкви нет жизни: дом Божий один, и никто не может где-либо спастись, как только в Церкви… находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноя» 44 . Блаженный Августин пишет: «подобные люди могут иметь таинство крещения, которое, когда приходят они к кафолической Церкви, никоим образом не следует в них порицать или преподавать его им, как будто они его не имеют. Однако мы при этом утверждаем, что не следует им твёрдо надеяться на своё спасение, раз мы не отвергаем того, что, по нашему признанию, они получают; напротив, они должны познать необходимость для себя войти в общение единства посредством уз любви, без которой они могут иметь всё что угодно, хотя бы и святое и почётное само по себе, и притом сами быть ничем, сделавшись тем менее достойными награды вечной жизни, чем менее хорошо пользовались они теми дарами, которые получили в этой преходящей жизни» 45 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

М., к-рые человек прочитывает регулярно, ежедневно, есть молитвенное правило. Молитвенное правило может быть приспособлено к индивидуальным особенностям конкретного человека. Свт. Феофан Затворник, подвижник XIX в., советовал молитвенное правило исчислять не количеством М., а тем временем, которое молящийся готов посвятить Богу. Напр., христианин может взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса, но эти полчаса должны быть полностью отданы Богу. И не так важно, читает ли он в течение этих минут все М. или только одну, или, может быть, один вечер целиком посвятит чтению Псалтири, Евангелия или М. своими словами, главное, чтобы он был сосредоточен на Боге, чтобы его внимание не ускользало и чтобы каждое слово доходило до сердца. Существуют молитвословия, которые еще в древности были составлены святыми, их чтение помогает научиться М. Эти молитвословия содержатся в Православном молитвослове. Тело и дух в человеке связаны неразрывно, и дух не может быть совершенно автономным от тела. Поэтому в М. участвует весь человек - и дух его и тело. Древние старцы говорили: «Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души» ( Isaac Syr. Hom. 11; ср.: Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве: Ст. 1//Творения. [М.], 1996. Т. 1: Аскетические опыты. С. 10). Участие тела (М. стоя, поклоны, коленопреклонение и др.) придает М. интенсивность. «...Паче упражнения в стихословии возлюби на молитве поклоны»,- наставлял прп. Исаак Сирин ( Isaac Syr. Hom. 40). И в храме, и дома верующий обычно молится перед иконами, обращаясь т. о. к изображенным на них Господу, Пресв. Богородице и святым; полагает поклоны перед ними и целование их. В почитании икон также выражается участие тела в молитве. Лит.: N é doncelle M. Prière humaine, prière divine. P., 1962; Габриэль (Бунге), иером. Скудельные сосуды: Практика личной молитвы по преданию святых отцов/Пер. с нем.: В. Зелинский. Рига, 1999; он же [Гавриил (Бунге), схиарх]. Господи, научи нас молиться: Личная молитва по преданию святых отцов. М., 2016; Иларион (Алфеев), игум. [впосл.: митр.]. О молитве. Клин, 2001; Халлесби О. Молитва. СПб., 2001;The Phenomenology of Prayer/Ed. B. E. Benson, N. Wirzba. N. Y., 2005; Шпидлик Т. Молитва согласно преданию Восточной Церкви/Пер. с итал.: Н. Костомарова. СПб.; М., 2011; Мень А., прот. Практическое руководство к молитве. Брюссель, 2012; Избранные поучения святых отцов о молитве/Сост.: Т. А. Копяткевич. М., 2013; Новиков Н. М. Меч воина: Внутренний подвиг мирянина и инока. М., 20132; Фостер Р. Созерцательная молитва: созидание души. М., 2013; Иоанн Кронштадтский, св. О молитве и ее значении в жизни христианина. Минск, 2014; см. также: ИАБ, 2. 1-220.

http://pravenc.ru/text/2564062.html

Симеон Новый Богослов , 76, 393–394). ...Тот, кто толкует о последних степенях совершенства новоначальным и, особенно, более ленивым из них, не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять (прп. Симеон Новый Богослов , 92, 52). Которые трудами подвижническими соделали себя чистыми от всякой скверны плоти и духа, те стали приятелищами бессмертного естества через дарования Духа. До сего же достигшие полны суть света благого, от коего исполнены будучи в сердце тихим миром, отрыгают благие словеса, и премудрость Божия течет из уст их в ведении Божеских и человеческих вещей, и слово их чистое вещает о глубинах Духа (прп. Никита Стифат , 92, 154). Которые же от своих помыслов говорят, прежде стяжания чистоты, те прельщены духом самомнения (прп. Григорий Синаит , 92, 212). Различно бывает устно произносимое к научению других слово, по различию способов, коими собирается; ибо иное бывает от учения, иное от чтения, иное от деяния, иное от благодати. Но как вода, всюду одинаковая но естеству, претворяется и прелагается в свойственное инде ей особое качество по различию лежащего под нею перстного вещества, так что и на вкус бывает то горька, то сладка, то солона, то кисла, так и слово, произносимое разно, бывает соответственно нравственному строю каждого и разное потому производит действие и неодинаковую приносит пользу (прп. Григорий Синаит , 92, 216). Остерегайся говорить сурово и высокоточно, ибо то и другое крайне ненавистно и заставляет подозревать, что ты очень суетен и слишком много о себе думаешь (прп. Никодим Святогорец , 69, 105). Источник. ...Ныне, более нежели когда-либо, настоит крайняя нужда в основательной проповеди и изучении христианства. Но теоретическое изучение требует, чтобы... ему сопутствовало... учение деятельное (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 5). Источник. Особенно молитесь, приступая к слову... и во время ведения речи... Ибо слово от сердца с Божиим благословением не может быть бесплодно (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 26). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Преподобный Сергий благостию своею да предварит его прошения и да явит ему утешение общения святых» ( Филарет (Дроздов). 2007. С. 368-370). Пребывание И. на Костромской кафедре осложнилось опустошительным пожаром (сент. 1847), в результате к-рого в костромском Богоявленском мон-ре сгорели почти все храмы и постройки, а также находившаяся в нем семинария. Поэтому кроме упорядочения дел консистории, скопившихся в связи с болезнью предшественника Костромского еп. Виталия (Шепетева; 29.01.1846), И. занимался ревизией сгоревшего и сохранившегося имущества обители. Определением Синода от 5 дек. 1847 г. Богоявленский мон-рь был упразднен, земельные угодья переданы Ипатиевскому мон-рю, а братия переведена в Богородицко-Игрицкий мон-рь . По инициативе епископа Костромская ДС временно разместилась в 2 домах (XVIII в.) близ Успенского кафедрального собора; ранее здесь находились архиерейские покои, к-рые И. передал под правление семинарии. По свидетельству очевидцев, во время пожара в Костроме чуть не погиб ректор семинарии архим. Агафангел (Соловьёв) ; только благодаря предпринятым И. «самым энергическим мерам по отысканию его - живаго или мертваго» ректор был спасен ( Касаткин. 1879. 13. С. 354). В 1848 г. на месте сгоревшей Богоявленской обители было решено построить новый большой семинарский корпус. При И. в Ипатиевской обители из-за недостатка средств была закрыта 2-годичная причетническая школа, но в нояб. 1845 г. в монастырских Палатах бояр Романовых открыто уч-ще «для обучения детей штатнослужительских лиц мужеска пола». Во время эпидемий холеры в 40-х гг. XIX в. И. устраивал регулярные молебны, духовно поддерживал паству. В 1847-1848 гг. И. посещал Бабаевский во имя свт. Николая Чудотворца мон-рь , в к-ром проживал архим. свт. Игнатий (Брянчанинов) . Он всегда благосклонно отзывался об архиерее. Так, 24 авг. 1847 г. святитель писал иером. Игнатию (Малышеву) : «Около недели гостил в Костроме у преосвященного Иустина, который обходился со мною очень любовно». По свидетельству костромского прот.

http://pravenc.ru/text/1237939.html

Тем более, должен нас озабочивать суд Христов, на котором решится вечная участь каждого из нас. Судия – страшен, страшен невыразимо. Страшен Он по величию, страшен Он по всемогуществу, страшен потому, что прозирает в глубины духа человеческого, и никакая тайная человеческая мысль, никакое тончайшее ощущение не скрыты от Него. Оправдания не имеют места на суде Его: не оправдается перед Ним не только умерщвленный грехом, но и всякий живущий жизнью праведной ( Пс. 142, 2 )… Обымет трепет всех человеков, когда они встанут перед лицо Судии, обымет трепет не только грешников, но и праведников. Вострепещут грешники от отчаяния, от ожидания предстоящих мук, от того необыкновенного страха, который произведет в них переворот, имеющий тогда изменить вселенную. Они воскликнут горам и утесам: «Падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять. Откр. 6, 16–17 ). Они вострепещут и восславословят, хотя и поздно» ( Святитель Игнатий (Брянчанинов) . Поучение в неделю мясопустную. О Втором Пришествии Христовом. Аскетическая проповедь . Т. 4. Джорданвилль, 1984. С. 40–41). 42 Среди древних богословов вообще бытовало мнение, что косметика используется с целью соблазна мужчин. Свт. Григорий Богослов (+389) осуждает женщину, которая «действует вопреки Зиждителю, и Божие создание покрывает обманчивыми красками и позорит себя, выставляя на показ похотливым очам кумир блудницы, чтобы поддельной красотой закрыть естественный лик, который следует хранить для Бога и будущего века» ( Григорий Богослов , свт. Слово надгробное, Горгонии, сестре св. Григория Назианзина . Творения. Т. 1. СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, б. г. С. 181). Так же думает и много веков спустя блж. Феофилакт Болгарский (+ок.1107): «…Женщины, если украшают себя для того, чтобы понравиться, грешат, хотя бы и не понравились. Ибо они приготовили напиток, хотя его никто и не выпил» ( Феофилакт Болгарский , блж. Благовестник. Толкования на святые Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010