Братия В 1801 г. в Л. м. проживали 2 иеромонаха, 3 иеродиакона, 2 монаха и 10 послушников, в 1812 г.- 10 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 14 монахов, в 1840 г.- 9 иеромонахов, иеродиакон, 13 монахов и 26 послушников. В 1842 г. штат Л. м. должен был включать настоятеля, казначея, 10 иеромонахов, 24 послушника, а также 16 казаков, помогавших по хозяйству. В 1870 г. в Л. м. проживали 6 иеромонахов, 4 иеродиакона, 7 монахов, 10 послушников, в 1908 г.- ок. 40 монашествующих и ок. 70 послушников. 12 мая 1805 г. Л. м. посетил игум. прп. Назарий (Кондратьев) . В 20-х гг. XIX в., с началом Греческого национально-освободительного восстания (1821-1829), в мон-ре проживал настоятель афонского Илии Пророка муж. скита иером. Парфений с братией, тайно вывезший в Россию частицу Древа Креста Господня, частицы мощей, книги и церковное имущество. В 1874 г. Кавказский еп. Герман (Осецкий) направил в Л. м. «для изучения монашеских правил» крестьянина И. Трубина и мещанина И. Безверхова, к-рые собирались устроить в долине р. Фарс, на горе Физиабго, небольшую обитель (см. Закубанская Афонская во имя арх. Михаила муж. пустынь ). Во 2-й пол. XIX в. в Л. м. подвизался старец Кирилл (Балюк; † 1881), бывш. хорунжий Черноморского войска. 4 нояб. 1872 г. он был пострижен в мантию, 2 июня 1874 г. рукоположен во диакона, нес послушание на монастырской пасеке, пел на клиросе, запомнился братии «редким терпением в житейских невзгодах и лишениях, младенческим незлобием и непоколебимою твердостию веры» (Кавказские ЕВ. 1882. 4. С. 127-131). Среди др. подвижников известны схим. Иезекииль и духовник братии иером. Иона, которого Синод наградил золотым наперсным крестом. По свидетельству архим. Самуила, «пустынь долго отличалась хорошими монахами, пока не было в их числе изгоняемых из разных великороссийских монастырей. От таких пришельцев немало развивалось слабостей нравственных, а иногда и самых жалких поступков. В 1840 году начали было изгонять таких, но уже было нелегко исправить и своих». 22 июня 1859 г. из Тамани свт. Игнатий (Брянчанинов) писал: «Во многих обителях совершенно потеряна нравственность. Говорю так, имея под глазами самое печальное зрелище - Черноморскую пустыню, монастырь с весьма значительными средствами, расположенный на весьма уединенном месте» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Письмо еп. Леониду (Краснопевкову)// Он же. Полн. собр. творений. М., 2007. Т. 7. С. 124).

http://pravenc.ru/text/2463219.html

В правление царя Иоанна IV в обитель было сделано неск. земельных пожалований, благодаря к-рым сформировалась ее вотчина, а также право на получение ружного жалованья ( Сазонова. 2011. С. 68-69, 145-146). В этот период была составлена Первоначальная редакция Жития прп. Кирилла ( Карбасова. 2011. С. 16-20). В Смутное время К. Н. м. и вотчина подверглись запустению: в частности, «гостиный двор обвалился весь и ворот нет»; в описи 1614 г. отмечено, что один из образов в часовне «ободрали литовские люди» (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 115. Д. 663. Л. 27). Важнейшим событием в истории К. Н. м. стала канонизация его основателя. Традиционно это событие датировалось 1649 г. ( Васильев В. История канонизации рус. святых//ЧОИДР. 1893. Кн. 3. Отд. 3. С. 212-213), но обосновывается и более ранняя дата - 1628 г. ( Карбасова. 2011. С. 207-211). В кон. 40-х гг. XVII в. К. Н. м. обрел влиятельного покровителя в лице боярина Б. И. Морозова, «приписывавшего молитвам преподобного свое благополучное возвращение в Москву после известного бунта… 1648 года» ( Голубинский. Канонизация святых. С. 130). Его иждивением была сооружена первая каменная постройка - собор в честь Воскресения Христова. В нояб. 1649 г. в ходе строительства каменного храма были обретены мощи прп. Кирилла. В 1764 г. К. Н. м. был причислен к третьеклассным с игуменским настоятельством. Считается, что к кон. XVIII в. обитель пришла в запустение. Отчасти это связано с игум. Лукой: «...по бытности его в Белозерском духовном правлении первым членом почти всегда живет в городе, а в монастыре бывает только не в присутственные дни и когда гораздо нужных дел нет» ( Челищев. 1886. С. 248). В 1793 г. игуменом К. Н. м. был назначен прп. Феофан (Соколов ; с 1813 архимандрит), благоустроивший обитель. При нем, в 1795 г., был введен строгий устав. Свт. Игнатий (Брянчанинов) , в 1830 г. посетивший К. Н. м., отмечал «отличное благоустройство монастыря и порядок богослужения» ( Игнатий (Брянчанинов). 2007. Т. 7. С. 170). Сменивший прп. Феофана в 1829 г. игум. Аркадий «строго поддерживал порядок», установленный предшественником, и «правил обителию с великою для нее пользою» ( Пимен (Мясников). 1877. С. 38). В 1847 г. К. Н. м. возглавил игум. Феофан (Комаровский), продолживший каменное строительство, причем отчасти за собственный счет. Однако он «допустил в обители винопитие» и в целом не следил за соблюдением церковного устава, вслед. чего «обитель стала видимо оскудевать в своих средствах» (Там же. С. 42-43).

http://pravenc.ru/text/1840461.html

Ум, очищенный Чашею Христовою, соделывается зрителем духовных ви?дений: он начинает видеть всеобъемлющий, невидимый для плотских умов Промысл Божий... видеть Бога в великих делах Его – в создании и воссоздании мира (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 550). Ви?дение судеб Божиих – ви?дение духовное. Возводится Божественною благодатию, в свое время, к этому ви?дению ум христианина, подвизающегося правильно (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 78). Должно... видеть и созерцать судьбы Божии оком веры, оком духовного разума, и, не дозволяя себе бесплодных суждений по началам человеческим, погружаться благоговейно в священное недоумение, в священный духовный мрак, который вместе и чудный свет, которым закрыт Бог от умственных взоров и человеческих и ангельских (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 81–82). ...Кто не внимает хранению ума своего, тот не может быть чист сердцем, тот не сподобится зреть Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 152). Совершенство существа Божия служит причиною неприступности его не только к ви?дению тварями, но и к постижению: оно – мрак под ногами Его (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 324). В обыкновенном состоянии падения, в котором пребывает все человечество, мы не видим духов ни чувственно, ни духовно; мы поражены сугубою слепотою (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 6). Источник. Чтоб бороться с врагом, надо непременно видеть его. Без ви?дения духов борьба с ними не имеет места: может быть одно увлечение ими и рабское повиновение им (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 7). Источник. До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов... дебелости и тяжести... Облеченный в такое тело... человек был способен к чувственному ви?дению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 7 –8). ...Чрез допущение дебелости нашему телу мы сделались неспособными к чувственному ви?дению духов, в область которых мы ниспади (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 12). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

35 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 38. 36 См.: Там же. С. 178—179. 37 См.: Там же. С. 29, 46, 86, 119, 149 и т. д. 38 См.: Там же. С. 124, 179, 187 и т. д. 39 См.: Там же. С. 103. 40 См.: Там же. С. 129. 41 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 42 Настоящий текст представляет собой отрывок беседы А-41 (7 августа 1990 г.) согласно нумерации М mI , в которой отец Софроний обращается ко священнослужителям из Ливана, подвергшимся гонениям за Христа. 43 См.: Сет. Игнатий Брянчанинов. Крест свой и крест Христов//Аскетические опыты. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Т. 1. Нью-Йорк, 1957. С. 233. 44 В-3 (10 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 45 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 23 и др. 46 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 126. 47 См.: Там же. С. 144. 48 См.: Прп. Симеон Новый Богослов. Слово 65//Там же. Т. 2. С. 133. Ср.: Слово 80//Там же. С. 330. 49 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 50 В-7 (26 сентября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 51 См.: Свт. Игнатий Брянчанинов. Чаша Христова//Там же. С. 387—388. 52 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Святую Пасху Триодь Цветная. М., 1847. С. 8. 53 Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 204. 54 Архим. Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 183. 55 В-10 (8 октября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 56 Ср.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 103. 57 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 22. 58 В-15 (5 ноября 1990 г.) согласно нумерации М mI . 59 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс-М., 2000. С. 100. 60 Там же. 61 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100. 62 Архим. Софроний. Рождение в Царство Непоколебимое. С. 100—101. 63 См.: Архим. Софроний. Письма в Россию. М., 1997. С. 9. 64 В-20 (23 января 1991 г.) согласно нумерации М mI . 65 Архим Софроний. Видеть Бога как Он есть. С. 61. 66 См.: Наст. изд. 67 См.: Архим. Софроний. Преподобный Силуан Афонский. С. 111.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3944...

Е.Славина 9 июля 2015, 03:56 Инне Ермаковой. Браво, Инна! Если только вследствие переводов Евангелия " слушать " и " повиноваться " не слишком изменились, это действительно не одно и то же. Действительно, если задуматься о обязанности повиновения, уже не так грустно смотреть на социальную (социумную) иерархию. Единственно мне хотелось бы заметить, что если речь идет о духовнике (если кому-то посчастливилось стать духовным чадом), а не о чередном священнике, то в этом случае, все-таки надо слушаться. Говорят, что духовники молятся о своих чадах, и, наверное, им о чадах открывается. Александра Боровик 8 июля 2015, 21:00 Марине: Что Вы, Марина! За что же мне спасибо? Только отцу Владимиру - за духовный опыт! Авидзба Марина 7 июля 2015, 23:26 Во всем облике отца Владимира какая-то плавность и успокаивающая тишина. Говорит он всегда спокойно, мягко, не настаивает, оставляя свободу выбора человеку,помогая ему выйти из младенчества духовного и вырасти в сознательную личность. Спросишь иногда его о чем-то, ждешь однозначного ответа, а он скажет:не положено. " Не положено " - это не " нет " , а значит,решать тебе. Пастырь от Бога,духовный психолог, который всю жизнь работает над собой и помогает людям стать лучше и жить светлее. Спасибо Александре Боровик и редакции за интервью с отцом Владимиром. Столько хочу рассказать об этом человеке, сердце переполнено, а сказать не могу....., не могу выразить, что чувствую, потому что это больше слов, потому что отец Владимир дарит жизнь, а жизнь не расскажешь в комментарии. Андрей 7 июля 2015, 22:47 Natalya Danilova, буйные и свободолюбивые в миг становятся кроткими и послушными, стоит только замаячить перспективе реального наказания. А о том, что вечность на самом деле находится всего в одном шаге от каждого, задумываются лишь не многие. инна ермакова 7 июля 2015, 15:40 По-моему,не следует путать послушание и повиновение-это не одно и то же. Послушание полное может быть только Богу (свт. Игнатий Брянчанинов) или тому,кто знает Волю Божию о человеке,от которого требуется послушания.

http://pravoslavie.ru/80419.html

Архимандрит Лазарь (Абашидзе) . «О тайных недугах души» 10 апреля 2014 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 1357 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Игорь Ковалев 6 апреля 2023, 20:51 Замечательная статья.Один из тех вопросов,на которые большинство не обращает внимания и не понимает.Путают средства(добрые дела) и цель (смирение и Благодать).Прп. Исаак Сирин: " Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее,но рождающемуся от них смирению.Если же оно утрачено,то первые будут напрасны. " Если разобраться в этом вопросе с помощью святых Отцов(особенно хорошо объясняет свт.Игнатий Брянчанинов),то всё очень логично и закономерно. Дмитрий 10 апреля 2020, 12:04 Для меня добрые дела ставили (да и сейчас ставят) , серьезные вопросы, отвечая на которые я приходил к вере в Бога. Например, когда за добрые дела отвечали потребительским отношением и тому подобное, когда своим пристрастным отношением возбуждал страсти в других, ссорил невольно людей... Согласен, что избежал бы многих ошибок и скорбей, если бы правильно относился к добрым делам, старался делать их ради Бога. Хотя, надеюсь, что и приобрел определенный опыт. Александр 18 апреля 2019, 22:42 Теоретически я понимаю что в статье есть зерно истины. Но на практике лично для себя считать чужие поступки внешне добрые возможно ничего незначащими я считаю душевредным. Лучше если смогу я буду думать о человеке хорошо а там Бог рассудит ценность его поступка. Про свои другое дело - там чаще всего тщеславие намешано. Виктор 18 апреля 2019, 22:03 Статья меня ввела в смущение, и возникло много вопросов. А как же ребята, которые даже не крещённые были и не по своей вине, а положили головы свои за Русь православную, они же не награды земные хотели и не славы. И благодаря им мы сидим в тепле и смотрим сайт, рассуждая о Вере. А завтра в Храм пойдём, земля то Православной осталась. Я имею ввиду Великую Отечественную. Хотя понимаю, что не с моим духовным опытом и знанием рассуждать на такие темы. Сам крестился в 28, а к вере пришёл после 40. Но постараюсь понять, хотя для этого мне много надо потрудится. И хорошо, наверное, что я узнал и задумался об этом сейчас, а не когда готовился к первому причастию, вряд ли бы я понял.

http://pravoslavie.ru/1682.html

Лит.: Долгоруков А., кн. Органон животного месмеризма. СПб., 1860. С. 301-303; Прыжов И. Г. Житие Иоанна Яковлевича, известного пророка в Москве. СПб., 1860; он же. Двадцать шесть моск. лжепророков, лже-юродивых, дур и дураков. М., 1864; он же. Очерки, статьи, письма. М.; Л., 1934; он же. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков. СПб.; М., 1996; Горицкий Я. Протест Иоанна Яковлевича на господина Прыжова за название его лжепророком. М., 1861; Катков М. Н. Старые и новые боги//РВ. 1861. Т. 31. 2. С. 891-904; Колошин С. Последние почести Иоанну Яковлевичу: Из частного письма к издателю «Северной пчелы»//Сев. пчела. 1861. 207. С. 849-851; Сказание о кончине и погребении моск. юродивых Семёна Митрича и Ивана Яковлевича. М., 1862; Киреев А. Ф. Юродивый Иван Яковлевич Корейш. М., 1894, 18982; Барсуков Н. П. Жизнь и труды М. П. Погодина. СПб., 1896. Кн. 10. С. 318-319; Тарасенков А. Последние дни Н. В. Гоголя: Зап. М., 1902; Баженов Н. Н. История моск. Доллгауза, ныне Моск. Преображенской больницы для душевнобольных. М., 1909; Альтман М. С. Иван Гаврилович Прыжов. М., 1932; Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. Л., 1975. Т. 12. С. 234; Лесков Н. С. Собр. соч. М., 1989. Т. 7. С. 449-450; Михаил (Козлов), архим. Записки и письма. М., 1996; Уракова Н. «Прошу Вас выслушать сердцем мою «Прощальную повесть»…»: (О духовных причинах смерти Н. В. Гоголя)//Лепта. М., 1996. 28. С. 164-180; Игнатий (Брянчанинов), свт. Собр. писем. М., 2000. С. 494-495; Никитин О. В. Предсказание И. Я. Корейши Ф. И. Буслаеву//Рус. речь. М., 2002. 3. С. 90-92; Мельник В. И. Храм в Черкизово//Благовест. Самара, 2003. 3; Поселянин Е. Иван Яковлевич Корейша// Погожев Е. Н. Прп. Серафим, Саровский чудотворец, и рус. подвижники XIX в. М., 2003. С. 664-671; Мельник В. И., Мельник Т. В. Блж. Иоанн Корейша в рус. лит-ре: (Худож. образ и духоносная личность)//ДСобес. 2004. 4(40). С. 136-152; Мотеюнайте И. В. Споры об Иване Яковлевиче Корейше и восприятие юродства//Рус. лит-ра. СПб., 2005. 3. С. 123-131; она же. Восприятие юродства рус. лит-рой XIX-XX вв. Псков, 2006. С. 63-111; Воропаев В. А. В сердце полученный урок, или Тайна предсмертных дней Гоголя: К 160-летию со дня смерти писателя//Правосл. беседа. М., 2012. 1. С. 84-91; он же. Н. В. Гоголь и его окружение: Мат-лы к биобиблиогр. словарю//Моск. журнал: История государства Российского. М., 2014. 3(278). С. 30-47; Гоголь в письмах, дневниках и воспоминаниях М. П. Погодина//Гоголь в воспоминаниях, дневниках, переписке современников. М., 2012. Т. 2. С. 409-524.

http://pravenc.ru/text/2057246.html

Рейтинг: 9.9 Голосов: 2446 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10     Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Евангелие от Матфея. Беседа 81.   Иоанн Златоуст , свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. Беседа 72.  «Αποκρνεται ο ’Ιησους εκεινς εστιν ω εγω βψω τò ψωμον και δσω αυτω βψας ουν τò ψωμον λαμβνει και δδωσιν ’Ιοδα Σμωνος ’Ισκαριτου και μετα τò ψωμον ττε εισηλθεν εις εκεινον ο Σατανας λγει ουν αυτω ο ’Ιησους ο ποιεις ποησον τχιον» (Ин. 13, 26, 27).   Феофилакт Болгарский , блж. Толкование на Евангелие от Иоанна 13, 27.   Евфимий Зигабен . Толкование Евангелия от Иоанна. Гл. 13, 27.   Игнатий (Брянчанинов) , свт. Слово о молитве Иисусовой.   Максим Исповедник , прп. Вопросы и недоумения, ч. 1:194. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.Б. Евгений 16 апреля 2020, 17:18 Грешен, тоже имел сомнения насчет роли Иуды. Господу всё известно в Сотворённом Им мире! А мы часто бываем на месте Иуды, пуская сомнения в свою душу. Спаси Христос! Тамара 15 апреля 2020, 16:47 Благодарим Вас за наше вразумление и объяснение, и толкование отдельных мест Евангелия.. Теперь стало всё понятно и об этом обращении Господа к Иуде.. 25 апреля 2019, 07:40 с началом нового дня прочёл . как это укрепляет ,я надеюсь .дай Бог день сей без греха прожить по милости Твоей . Алексей Поляков 24 апреля 2019, 22:40 Андрей Александрович, молодец! Татьяна 24 апреля 2019, 21:34 Благодарю ( я всегда " запиналась " на этой фразе), за исчерпывающее объяснение и глубокое сильное размышление. Владимир 24 апреля 2019, 15:32 Благодарю, это очень сильное размышление. 24 апреля 2019, 10:56 Рядом с никогда не умирающей жизнью Христовой Церкви, в церковной ограде всегда жило зло, и на это надо иметь открытые глаза, надо всегда знать, что рука предающего Меня со Мною на трапезе (Лк. 22:21). Иоанн Кронштадтский говорил: «Не узнав духа убивающего, не узнаешь Духа Животворящего. Только по причине прямых противоположностей Добра и Зла, жизни и смерти, мы узнаем ясно и ту, и другую» . Все искаженное, нечистое, неправильное, что мы видим в церковной ограде, не есть Церковь, и для того, чтобы не иметь с этим общения, совсем не надо выходить за ее ограду, нужно только самому в этом не участвовать. И тогда будут исполняться слова: «Для чистого – все чисто (Сергей Фудель, " У стен Церкви " )

http://pravoslavie.ru/120780.html

Закрыть itemscope itemtype="" > О планах, ожиданиях, упущениях, итогах и выводах Великого поста 19.04.2019 919 Время на чтение 7 минут «Успех духовной жизни измеряется глубиной сокрушения сердечного и смирения, без которых всё суета или прелесть » свт. Игнатий Брянчанинов 40 спасительных дней Великого поста уже позади. Это было самое благоприятное в году время для углубленной работы над собой, принесения покаяния, искупления грехов, изменения к лучшему своей жизни. До Пасхи осталась страстная седмица, наше шествие за Христом, идущим пострадать ради нас, чтобы избавить от временных и вечных страданий весь человеческий род. Оглядываясь на прожитые 40 дней, мы видим несоответствие нашей жизни тому замыслу, который мы имели перед началом поста. О наших планах на пост: Перед выходом на пост многие замышляли поститься каким-то определенным образом в отношении: а) улучшения режима дня, б) исполнения запланированных дел, б) режима питания, в) молитвенного делания, г) посещения храмового богослужения, д) Исповеди и Причащения, е) полезного духовного чтения, общения, совета и пастырского наставления, ё) ограничения или прекращения просмотра телевизора, «зависания» в соцсетях, уменьшения количества телефонных разговоров и т.д. О наших ожиданиях от себя: Многие намеревались преодолеть постоянную мысленную жвачку, рассеянность, несобранность при молитве, скупость, алчность, зависть; стремление к материальному преуспеянию и многие другие мысли, чувства и желания, которые одолевают нас в повседневной жизни. Кроме того, с помощью поста и молитвы мы хотели углубить покаянное чувство, искоренить греховные привычки, примириться и простить всех своих обидчиков, не помнить зла и не иметь ни на кого обиды, и еще много-много чего... Теперь нам важно подвести некоторые итоги прожитых дней и увидеть, что получилось, а что нет. Пусть каждый спросит себя: Еще до начала самого Великого поста, а затем до 5-й недели в посту, за богослужением мы слышали призыв св. Церкви: « Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче...».

http://ruskline.ru/analitika/2019/04/20/...

Там же.С. 201-202. Игнатий (Брянчанинов), свт. Размышление, заимствованное из 1-го послания святого апостола Павла к Тимофею, относящееся преимущественно к монашеской жизни//Творения. Т. 2. С. 141. В синодальном переводе: Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом (1 Кор. 6:17). – Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о поучении или памяти Божией//Творения. Т. 2. С. 190. См.: Исаак Сирин, прп. Слово 21//Иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. М.: Правило веры, 1993. С. 104. Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о поучении или памяти Божией//Творения. Т. 2. С. 190. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной церкви//Богословские труды. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1972. 8. С. 108. Там же. С. 109. Дом Мой назовется домом молитвы... (Ис. 56:7). См.: Исаак Сирин, прп. Слово 21//Слова подвижнические. С. 104. – Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово о поучении или памяти Божией//Творения. Т. 2. С. 191. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 40//Творения. Т. 2. С. 168. На языке свт. Игнатия – «пристанище» молитвы: он говорит не только об объективной возможности, но и о субъективной, что особенно важно в покаянно-аскетическом делании. Игнатий (Брянчанинов), свт. Дух молитвы новоначального 2-3//Творения. Т. 2. С. 160. Ср.: «Укажите мне путь, по которому пойдет Спаситель? Этот путь – молитва, как сказал человеку Пророк от лица Божия и Духом Божиим: Жертва хвалы прославит Мя, и тамо путь, имже явлю ему спасение Мое » (Пс. 49:23. – Игнатий (Брянчанинов), свт. Молящийся ум взыскует соединения с сердцем//Творения. Т. 1. С. 302); «Путь к Богу – молитва» (О молитве. Статья I//Там же. С. 140). Пусть и начальное. Ср.: «Молитва – причащение жизни. Оставление ее приносит душе невидимую смерть. Что воздух для жизни тела, то Дух Святой для жизни души. Душа посредством молитвы дышет этим святым, таинственным воздухом» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. О молитве. Статья I//Творения. Т. 1. С. 141). – Здесь святитель очень ясно сопоставляет молитву и упоминавшееся уже учение о человеке как «открытом бытии», показывает онтологическую природу молитвы и её отношение к изначальному состоянию человека. – Ср. также: «Истинной молитвы истинный учитель – один Бог, святые учители – человеки дают только начальные понятия о молитве, указывают то правильное настроение, при котором может быть сообщено благодатное учение о молитве доставлением вышеестественных, духовных помышлений и ощущений. Эти помышления и ощущения исходят из Святаго Духа, сообщаются Святым Духом» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 240). Таким образом, занятие молитвой есть уже само по себе упражнение в Богопознании.

http://bogoslov.ru/article/6176871

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010