Как нож, на зло ли кто его употребляет, или на добро, не прелагается из своего естества в другое... так и человек действует и содевает, как сказано, что хочет, но из естества своего не выступает (прп. Симеон Новый Богослов , 93, 41). Источник. То, что всегда возможно для тебя делать, есть приносить в жертву Богу волю свою; и ничего больше этого не желай ты. Имея вследствие сего всегда свободу и ничем ни с какой стороны не будучи связан, будешь ты всегда радоваться и мирствовать в себе. В этой свободе духа состоит то великое благо, о котором слышишь ты в писаниях святых. Она не иное что есть, как крепкое пребывание внутреннего человека в себе самом, по которому он не исходит вне желанием взыскать что-либо вне его. И все время, как будешь ты держать себя так свободным, будешь вместе с тем внушать ту божественную и неизъяснимую радость, которая неразлучна с Царствием Божиим, водворяющимся внутрь нас, как сказал Господь: се бо, Царствие Божие внутрь вас есть ( Лк. 17, 21 ) (прп. Никодим Святогорец , 70, 272). Источник. Я раб Бога моего, несмотря на то что мне даны свободная воля и разум для управления волею. Воля моя свободна почти только в одном избрании добра и зла: в прочих отношениях она ограждена отовсюду (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 96). Источник. Имея свободу избрания, крещеный приглашается Святым Духом к поддержанию единения с Искупителем, к поддержанию в себе естества обновленного, к поддержанию состояния духовного... (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 382). Источник. Неведомой премудростию Божиею, по искуплению рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом, предоставлена людям свобода в изображении жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления или в отвержении их (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 135). Источник. Хотя греховность и побеждена в праведных людях, хотя вечная смерть уничтожена присутствием в них Святаго Духа, но им не предоставлена неизменяемость в добре на всем протяжении земного странствования, не отнята и у них свобода в избрании добра и зла... Земная жизнь до последнего часа ее – поприще подвигов произвольных и невольных (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 159).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Соответственно внутреннему настроению души инаковым и инаковым представляется ей и естество вещей (прп. Никита Стифат , 93, 104). Настоящие разумные суть те одни, кои явились святыми чрез стяжание чистоты. Чистого разума никто из мудрых в слове не имел, потому что они от рождения разумную силу свою растлевают помыслами (непотребными). Чувственный и многоречивый дух мудрости века сего, богатящий словами, призрачно лишь являющими многоведение, и наполняющий помыслами наидичайшими, творит себе в них обитель, лишив существенной премудрости, истинного созерцания и ведения нераздельного и единичного (прп. Григорий Синаит , 93, 197). ...Как для внимающего одним вещественным благам земли и склонного к плотским удовольствиям небеса заключены, как для имеющего омраченными мысленные очи свои, так презирающий дольнее и отвращающийся от него имеет ум горе восторженным, видит славу присносущных благ и постигает светозарность, обетованную святым. Таковый и любовь Божию, свыше в него сходящую, приемлет, и храмом Духа Святаго бывает, и Божественных хотений вожделевает, и Духом Божиим водится, и сыноположения сподобляется, и Бога имеет благоволящим к нему... (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 192). Если Богу угодно дать тебе познание, то Он даст в свое время, и даст таким способом, которого даже не может представить себе плотской человек (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 274). ...Обновленное естество имеет благодатное знание и зрение зла, даруемое Богом; знание и зрение зла, не только не нарушающие целостности добра в человеке, но и служащие к строжайшему охранению человека от опытного познания зла, гибельного для человека (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 410). Источник. Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 5). Источник. Только христианин может стяжать правильное познание, доступное человеку, о человеке, о духах святых и отверженных, о мире, не видимом телесными очами (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 144).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О цели христианской жизни//ЖМП. 1980, С. 67 [xvii] Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Брюссель, 1980. С. 88. [xviii] Тихон Задонский, свт. т. I, 71 [xix] Тихон Задонский, свт. т. III, 218. [xx] Игнатий Брянчанинов, свт. «Приношение современному монашеству», том 5, часть IX, глава 43 О падших ангелах [xxi] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [xxii] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [xxiii] Феофан Затворник, свт. Толкование на Римл. т. 1, 330 [xxiv] Исидор Пелусиот, прп . т. II, 436. [xxv] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные [xxvi] Orat. catech. XXXV. Migne. t. XLV, 89. т. IV 92 [xxvii] Игнатий Брянчанинов, свт. . Слово о различных отношениях естества человеческого к добру и злу//Аскетические опыты. Том 2. [xxviii] Феофан Затворник, свт. «Толкование посланий ап. Павла», Рим. 6, 3 [xxix] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [xxx] Феофан Затворник, свт. Письма о разных предметах веры и жизни. http://predanie.ru/lib/book/87164/ [xxxi] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [xxxii] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [xxxiii] Григорий Нисский, свт . т. 4, «Огласительное слово», гл. 40 [xxxiv] Сергий Страгородский, архим . «Православное учение о спасении» [xxxv] Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 8. Ответ на 6., М.Яблоков: " Так точно... и про исцеление автор напутал. " Думаете, случайно напутал?.. Мне так сдается, что совсем неслучайно. К сожалению, автор - антиюридист. И этот антиюридический контекст прослеживается во всех его работах. И архимандрит Сергий (Страгородский) не случайно цитируется в таких количествах, а свв. отцы предельно выборочно. Тенденция. тут много чего прослеживается... 7. Ответ на 6., М.Яблоков: " Думаете, случайно напутал?..

http://ruskline.ru/analitika/2017/12/20/...

То внимание, которое вполне соблюдает молитву от развлечения, или от посторонних помыслов и мечтаний, есть дар благодати Божией (свт. Игнатий Брянчанинов , 42, 98). Источник. Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 77). Источник. Пред началом молитвословия всегда приуготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 11). Источник. Молитва то тихенькая, может быть, скорее доплетется до неба. А шумную кто-нибудь недобрый услышит и собьет с дороги или загородит ее (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 40). ...Не извольте отнекиваться от молитвы грешностью и тем прикрывать свою леность (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 112). Источник. Желали бы вы научиться молитве... Молитесь чаще и усердней – и научитесь. Иного ничего и не требуется (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 168). Источник. Молитва – дело внутреннее. Все, что при этом делается внешне, к существу дела не принадлежит, а есть внешняя обстановка (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 162). Источник. Молитва духовная не зависит от телесного какого-либо напряжения, как, например, натиска вниманием к сердцу или стеснения дыхания и подобное (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 181). Источник. Извольте более пещись о внутренней молитве, отвлекая внимание от внешнего... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 83, 194). Источник. Большая у нас ошибка – считать молитву заурядным делом, таким, о котором и думать нечего, которое можно делать зря, мимоходом. Обязанность молитвы чувствуется, а то, как совершать ее, не имеется в помышлении, и забывается, что бывает молитва в грех (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84. 28). Источник. Отчего плохо идет молитва? Оттого, что не чувствуется нужда в Боге... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 84, 81). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Видение Смотри, да не обольстят тебя лукавые бесы каким-либо видением. (Если случится что подобное, то), пребывая в себе собранным, обратись к молитве и проси Бога, чтобы, если это от Него (на вразумление), Он Сам просветил тебя, а если нет, то чтобы поскорее отогнал от тебя прелестника... ибо не постоят эти псы, когда ты притечешь к Богу теплым молением, но тотчас невидимо и незримо биемы будучи Божией силой, далеко от тебя убегут (прп. Нил Синайский , 90, 235). Источник. Никто, слыша о чувстве ума, да не воображает, будто слава Божия является ему чувственно. Мы говорим, что душа, когда бывает чиста, неизреченным некиим вкушением ощущает божественное утешение, но не так, чтобы при сем чувственно являлось ей что-либо из невидимого, ибо ныне мы верою ходим, а не видением, как говорит блаженный Павел (ср.: 2Кор. 5, 7 ). Почему когда кому-либо из подвизающихся явится свет, или зрак какой огневидный, или глас, пусть он ни под каким видом не принимает за истинное такое явление. Ибо это явно есть прелесть вражия, – и многие, с которыми это случалось, по неведению, сбивались с пути истинного. Мы же знаем, что, пока живем страннически в тленном теле сем, устраняемся от Бога ( 2Кор. 5, 6 ), т.е. не имеем возможности видимо видеть ни Его, ни дивных вещей Его пренебесных (блж. Диадох, 91, 26). Источник. Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 11). Источник. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие или служит источником величайших бедствий (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 11). Источник. ...Телесные чувства служат как бы дверями и вратами во внутреннюю клеть, где пребывает душа... эти врата отворяются и затворяются по мановению Бога. Премудро и милосердно пребывают эти врата постоянно заключенными в падших человеках, чтобы заклятые враги наши, падшие духи, не вторгались к нам и не губили нас. Эта мера тем необходимее, что мы, по падении, находимся в области падших духов, окружены ими, порабощены ими (свт. Игнатий Брянчанинов . 40, 14). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Спасение же есть избавление от всех зол и вечное обретение в Нем всех благ, дарующее вместо смерти жизнь, вместо тьмы – свет, вместо рабства страстям и постыднейшим деяниям совершенную свободу – всем соединившимся со Христом – Спасителем всех, которые приобретают тогда всякую радость неотъемлемую, всякое веселие и всякое радование (прп. Симеон Новый Богослов , 78, 77). ...Тем, которые делают зло, которого могли не сделать, и не делают добра, которое могли делать, нет спасения, пока они таковы. Но и о тех, которые делают добро, нельзя еще сказать, что они по тому самому имеют уже в себе самих все, чем устрояется спасение. Они только сделали все, что должны были сделать, подобно тому как всякий раб делает, что должен делать, чтобы не быть биту (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 130). Условия спасения заключаются в вере во Христа, в жительстве по заповедям Божиим и во врачевании покаянием недостатков исполнения заповедей: следовательно, спасение предоставлено, и оно возможно всем, при обязанностях и служениях посреди мира, не противных закону Божию (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 467). Источник. Тогда только осеняет человека надежда спасения, когда он увидит себя в невидимой брани постоянным победителем (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 166). ...Для спасения тех, которые не веруют во Христа, необходима вера во Христа; а для спасения верующих во Христа необходимо жительство по заповедям Божиим (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 206). Неверующий – не христианин – не имеет благодати, а безблагодатный не имеет спасения (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 88, 83–84). Начало спасения – осознание своей греховности Кто от всего сердца не возымеет ненависти к тому, что свойственно вещественной и земной плоти, и ко всем ее движениям и действиям, и ума своего не восторгнет горе к Отцу всех, тот не может получить спасение. Кто же сделает это, над трудами того умилосердится Господь наш, и дарует ему невидимый и невещественный огнь, который попалит все находящиеся в нем страсти и совершенно очистит ум его.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

 Бесполезно и безнадежно поэтому было бы искать подлинной апофатики, как и подлинной катафатики, в нехристианских религиях или мистико-философский системах. Вне факта Боговоплощения – причём факта, допускающего не только ментальное созерцание, но и непосредственно-опытное прикосновение – не может быть ни настоящего двустороннего общения, ни достоверных познаний о превышающей ум Реальности.  Тропарь, см.: Служба с акафистом святителю Игнатию Брянчанинову. СПб.: Сатисъ, 1999. С. 8.  Ср. на этот счёт рассуждение Манкевич: «Основной целью его трудов было изложение религиозного вероучения, наставление верующих. Однако, излагая вероучение православной Церкви, он раскрывает его через свои религиозно-философские взгляды, в том числе через концепцию религиозного опыта. Кроме того, ряд его творений задуманы автором не просто как богословские, но и как художественные произведения. Все это не значит, однако, что в трудах Игнатия (Брянчанинова) нельзя выделить концепций, которые могли бы быть рассмотрены в рамках философии или науки о религии. В русской философии известны примеры произведений, носящих художественный характер и при этом рассматриваемых с философской точки зрения – например, “Русские ночи” В. Ф. Одоевского или диалоги Г. С. Сковороды. Подобным образом и содержание творений Игнатия (Брянчанинова) может быть подвергнуто философскому и научному анализу» ( Манкевич Е. В. Специфика религиозного опыта в концепции Игнатия (Брянчанинова): дис. ... магистра философии. М.: МГУ им. Ломоносова, 2020. С. 40. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 13.08.2021).   Игнатий (Брянчанинов), свт. Письма к мирянам. Письмо 58//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. СПб.: Изд. И. Л. Тузова, 1886. С. 534.   Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение в неделю о самаряныне. О поклонении Богу Духом и Истиною//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 167-169.  На основании Ин. 8:44. – См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Поучение 1-е в неделю мытаря и фарисея.

http://bogoslov.ru/article/6176468

...Он для того уготовал и самую геенну, чтобы страх мучений и тяжесть наказания направляли нас к Царству (свт. Иоанн Златоуст , 56, 552). Не думай... что если геенна называется огнем, то она похожа на обыкновенный огонь, этот последний, что захватит, сожжет и перестанет, а тот однажды захваченное постоянно жжет и никогда не перестает (свт. Иоанн Златоуст , 56, 692). Источник. ...Если не по другой какой-нибудь причине, то уже по той мы достойны будем геенны, что боимся геенны более, чем Бога (свт. Иоанн Златоуст , 56, 697). Мы находимся в таком бедственном положении, что, не будь страха геенны, мы, пожалуй, и не подумали бы совершить что-нибудь доброе (свт. Иоанн Златоуст , 56, 697). ...Мучимые в геенне поражаются бичом любви! И как горько и жестоко это мучение любви! Ибо ощутившие, что они погрешили против любви, терпят мучение вящшее всякого приводящего в страх мучения... Неуместна человеку такая мысль, что грешники в геенне лишаются любви Божией... Любовь силою своею действует двояко: она мучит грешников... и веселит собою соблюдших долг свой. И вот... геенское мучение есть раскаяние (прп. Исаак Сирин , 59, 83–84). Источник. ... душею же будет терзаться и раздираться сердцем, безмерно и бесконечно, взирая на славу святых, вожделеваясь и лишенным себя оной видя на вечные веки (прп. Феодор Студит , 88, 183). Ад и тамошние муки всяк представляет так, как желает, но каковы они, никто решительно не знает (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 57). Как бесполезен, как безотраден будет тот, конца не имеющий плач!.. Там в обличенных и осужденных, при отъятии всякой благой надежды и при отчаянии во спасении, невольное обличение и грызение совести плачем будет безмерно увеличивать належащую муку (свт. Григорий Палама , 89, 274). Преисподние темницы представляют странное и страшное уничтожение жизни, при сохранении жизни (свт. Игнатий Брянчанинов , 40, 125). Источник. Человек... отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 232). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

При этом случае выразилось к строителю Игнатию живое чувство его семигородского знакомца – юноши Петра. Ко дню возведения строителя Игнатия в сан игумена он устроил игуменский посох, который и передал через своего родителя, не имея возможности отложить выезд свой из Вологды, вынужденный его делами. 83 В 1834 г. архим. Игнатий писал из Троице-Сергиевой пустыни о Лопотове монастыре: «В сей обители вологодской местоположение низменное, атмосфера наполнена гнилыми испарениями – все сие вместе с большим вредом действовало на мое здоровье, при слабом состоянии которого был я до избытка обременен трудами телесными.» (Собрание писем. 1995. С. 90). 84 Троице-Сергиева пустынь – основана архимандритом Варлаамом (Высоцким), настоятелем Троице-Сергиевой Лавры, духовником императрицы Анны Иоанновны. В 1764 г. отделилась от Лавры. Расцвела духовно и материально при архим. Игнатии. Здесь им написаны статьи, составившие 1-й и 2-й тома «Аскетических опытов», а также большое число писем. Возрождается с 1993 г. 85 Святитель Филарет (В. М. Дроздов, 1782–1867) – митрополит Московский и Коломенский. Канонизирован в 1994 г., память 29/2 декабря. 86 Стефан Дмитриевич Нечаев (1792–1860) – до 1836 года обер-прокурор Св. Синода, 25 июня 1836 г. получил чин тайного советника и остался в звании сенатора в Москве, до конца жизни был президентом Московского комитета о просящих милостыни. Состоял в дружеской переписке со свт. Игнатием, которая опубликована (Собрание писем. 1995. С. 474–511). Др. изд.: Игнатий (Брянчанинов) . Письма аскета: Из переписки архим. Игнатия Брянчанинова с С. Д. Нечаевым. СПб., 1895; СПб., 1993. 87 Архимандрит Игнатий (И. В. Малышев, 1811–1897) – первый келейник и духовный ученик свт. Игнатия в Троице-Сергиевой пустыни, впоследствии, с 1857 г. ее настоятель. Художник и архитектор, автор проекта храма Спаса на Крови в С. – Петербурге. Опубликованы его воспоминания: Игнатий (Малышев) . Из воспоминаний архимандрита Игнатия, первого келейника епископа Игнатия, ныне настоятеля Сергиевой пустыни//Жизнеописание епископа Игнатия Брянчанинова и письма преосвященнейшего к близким ему лицам. СПб., 1881. Прил. С. 121–137. Др. изд.: СПб., 1996; а также его жизнеописание, где немало страниц посвящено поре его ученичества у свт. Игнатия: Ты мой Бог, я Твой раб… Жизнеописание настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева) . СПб., 2000. В настоящее время его честные останки помещены в храме прп. Сергия Радонежского в Троице-Сергиевой пустыни для поклонения. Надпись гласит: «Ты мой Бог, я Твой раб. Настоятель Свято-Троицкой Сергиевой пустыни ближайший ученик и наперсник свт. Игнатия Брянчанинова архимандрит Игнатий Малышев 2/15 мая 1898 г. 87-ми лет от роду. 65 лет подвизался в обители. 40 лет был в ней настоятелем».

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Об опасности ложного Б. предостерегали св. отцы. «Не сочини сам себе блаженства: гордое и глупое самомнение может сочинить для человека такое блаженство», к-рое «в течение всей жизни будет обманывать тебя, льстить тебе, лишит истинного блага на земле и на небе» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. С. 523). «Сочиненное», ложное, Б.- то, к к-рому стремятся тщеславие и самолюбие и к-рое не является плодом покаяния, смирения, слез, милосердия, любви. Обретение Б. возможно для всех христиан. Но о вступивших на особый путь, путь монашества, имеющих «перед собой лишь одну цель - угодить Богу» ( Serap. Thmuit. Ep. ad monach. I), свт. Серапион Тмуисский говорит: «Блаженны несущие воинскую службу Единосущной Троице!», врата рая «отверзла ваша любовь к Богу. Уже здесь вы блаженны, а после здешней жизни будете еще более блаженными» (Ibid. XI). Через монашествующих Господь являет милости всем любящим и прославляющим Его: «Мир блажен благодаря вам: пустыни освящаются вами и вселенная спасается вашими молитвами... дождь ниспосылается на землю, она покрывается зеленью, и деревья в сохранности приносят плоды свои... являя силу коленопреклонных молений ваших» (Ibid. III). В зап. средневек. богословии Б. рассматривалось, как правило, в качестве субъективного аспекта категории блага (см. ст. Благо ). Лит.: Тихон Задонский, свт. Творения: В 5 т. М., 1889. Т. 3. С. 140; Т. 4. С. 95-100; Т. 5. С. 329-330; Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М., 1991. С. 1-111; Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. М., 1996р. Т. 1. С. 520-523; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 131-167; Макарий (Оксиюк), митр. Эсхатология св. Григория Нисского. М., 1999; Георгий (Тертышников), архим. Свт. Феофан Затворник и его учение о спасении. М., 1999. С. 201, 205, 299, 301, 370-376, 412-416, 529-546; Рафаил (Карелин), архим. Тайна спасения. М., 2002. С. 29-51; Орлов Г. , свящ. Неизбежная участь каждого человека или загробная жизнь при свете богооткровенного учения. М., 2000р. С. 168-179, 506-524; Феофан Затворник, свт. Руководство к духовной жизни, составленное по толкованию 118 псалма. М., 2001. С. 9-20; Свешников В. , прот. Очерки христианской этики. М., 20012. С. 40-42, 112-114, 325-327.

http://pravenc.ru/text/149367.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010