Час Иисуса пришёл, и Он позаботился о том, чтобы воля Божия совершилась именно в этот час. Но ни один из возлежащих не понял значения слов Учителя (13:28). И когда Иуда, вышел, никто из них не заподозрил ничего плохого. Апостолы подумали, что Иисус послал Иуду кое–что купить к ужину или чтобы он дал что–нибудь нищим. Обычай требовал, чтобы те, у кого было всего в достатке, делились с теми, кто не имел ничего. И во время праздника люди больше, чем в любое другое время, помогали бедным. Поэтому ученики предположили, что Иисус послал Иуду дать что–нибудь из своего ящика нищим, чтобы они могли по праздновать Пасху, как и все другие. «Была ночь» (13:30) – это замечание говорит не только о времени суток, но в первую очередь о мраке, воцарившемся в душе Иуды. Наступила тьма, предсказанная Иисусом (9:4 – 5) 166 . «Итак, когда он вышел, говорит Иисус: теперь прославлен Сын Человеческий» (14:31), то есть Иисусу Христу известно всё, что произойдёт дальше. Смерть приведёт Его к прославлению, ибо она является осуществлением заповеди Отца (10:18). И в силу взаимопребывания Отца в Сыне всё, что происходит с сыном, распространяется и на Отца, поэтому «и Бог будет прославлен в Нём». В ответ «Бог прославит Его в Себе» 167 , то есть на небе. «И тотчас прославит Его» – для евангелиста Иоанна присуще говорить о будущем как о настоящем. Уход Иуды сделал смерть, а значит, и последующее прославление неизбежным. «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, и вы да любите друг друга. Поэтому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (13:34 – 35). В этой заповеди нет ничего нового в том, что касается самой любви, поскольку Лев 19:18 учит любить ближнего как самого себя. Собственно новых элементов здесь два: 1) «любить» требуется не ближнего, а «друг друга»; 2) и не «как самого себя», а как «Я возлюбил вас». Примером христианской любви служит жертвенная любовь Самого Иисуса Христа, и община верующих является тем местом, где эта любовь должна проявляться в первую очередь. Действенная любовь друг к другу даст возможность ученикам выжить в окружающем их враждебном мире. Как Иисус воплотил в Себе любовь Отца, так каждый из Его учеников должен стать воплощением Христовой любви к людям. Любовь станет удостоверением их ученичества перед миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Нав.17:15 .  Иисус сказал им: если ты многолюден, то пойди в леса и там, в земле ферезеев и рефаимов, расчисти себе [место], если гора Ефремова для тебя тесна. Отвечая своим одноплеменникам, он не доказывает несправедливости их требования; он принимает к сведению ссылку их на свою многочисленность и подразумеваемую вместе с тем силу, но отсюда делает совершенно иной вывод, который направлял их деятельность не на расширение их удела за счет прилегающих к нему земель, а на возможно лучшее использование того, что они получили. Он советует им подтвердить свои слова делом и расширить свой удел через изгнание остававшихся в нем ханаанитян. Под «лесами в земле ферезеев и рефаимов» разумеются, по всей вероятности, лесистые местности внутри самого удела этих колен, а не вне его, так как расчистка леса за пределами этого удела была бы вторжением во владение других колен. Если эти леса в словах Иисуса Навина отличаются от «горы Ефремовой», то это показывает только, что последнее название прилагалось не ко всему уделу этих колен, а только к главной его части, отличавшейся особенно гористым характером и заселенной ефремлянами. Впрочем, в Ватиканском и Александрийском списках слова «в землю ферезеев и рефаимов» не читаются; в позднейшие греческие списки они перешли из Гекзапл Оригена , как показывает астериск, которым они отмечены в некоторых из этих списков 166 . Нав.17:16 .  Сыны Иосифа сказали: не останется за нами гора, потому что железные колесницы у всех хананеев, живущих на долине, как у тех, которые в Беф-Сане и в зависящих от него местах, так и у тех, которые на долине Изреельской. «Сыны Иосифа», т.е. ефремляне и манасситы, продолжали, однако, настаивать на том, что гора Ефремова для них все-таки недостаточна, если они, пользуясь советом Иисуса Навина, даже расчистят лесистые местности. Греко-славянский перевод начальных слов этого стиха οκ ρκσει μν τ ρος τ Εφραιμ – «не довольно нам горы Ефремли» представляет наиболее точную передачу их с еврейского 167 . В подтверждение этого они указывали на железные колесницы у ханаанитян как на непреодолимое препятствие к занятию равнин, составляющих лучшую часть Ханаанской земли. В частности, они указывали при этом на военные колесницы у ханаанитян, живших в Беф-Сане ( Нав.17:11 ) и в обширной Изреельской равнине, представлявшей плодороднейшую полосу в Ханаанской земле, которую ханаанитяне отстаивали всеми силами. Изгнать ханаанитян, продолжавших занимать плодороднейшие местности, они чувствовали себя не в силах, не имея такого же усовершенствованного оружия, а поэтому должны были ограничиваться худшей – сравнительно – частью доставшегося им удела, который при этом оказывался недостаточным для них. В этом заявлении ефремлян и манасситов самомнение их сменяется уже малодушием; в нем явно выступает неуверенность в своих силах, недостаток мужества, не говоря уже о надежде на высшую помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Мягкий язык переламывает кость 166 . «Злое слово и добрых делает злыми, а доброе и злых превращает в добрых» (преп. Макарий Великий ) 167 . Не надо забывать, что и ты, и твои взбалмошные хозяева – члены одного тела Христа. Всем нам сказано: Будьте братолюбивы друг другу и с нежностью носите бремя друг друга! 168 . Это, конечно, требует постоянного самоотречения и терпения. Потому-то «путь Божий есть повседневный крест. Никто не входит на небо, живя прохладно. А из сего познается, что он под промыслом Божиим, когда Бог непрестанно посылает ему печали 169 . Тем и отличаются сыны Божии от прочих, что они живут в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем 170 . Потому попускает Бог , чтобы святые Его искушаемы были всякою печалью, чтобы опытно изведали помощь Его и то, сколько промышляет о них Бог, потому что вследствие искушений приобретают мудрость» ( Исаак Сирин ) 171 . То угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо 172 . «С радостью терпи то бесчестие, которое по Божьему усмотрению, а не по твоей воле постигнет тебя, и не смущайся и не питай ненависти к тому, кто бесчестит тебя» ( Исаак Сирин ) 173 . Будем помнить о великой награде, какую Бог обещал всем терпеливым: Как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр.) 174 . Так всего лучше бороться с «пакостниками плоти», каким Господь попускает всегда тревожить нас, чтобы через то побудить нас видеть свою немощь, постоянно вопиять ко Господу о помощи и защите, смиряться через скорби, приобретать через испытания духовной мудрости и накоплять терпение, каким только и можно спастись в наше время. Ты сама говоришь, что в прошлом году в это же самое время ополчились на тебя хозяева, а потом утихли. А как ни трудно было тебе зимой, зато сколько раз благодарила Господа за то, что у тебя было уединение и свой угол. Это ведь далеко не всем теперь доступное благодеяние. Но если терпеть нет сил, то поищи что-либо другое.

http://azbyka.ru/otechnik/Varlaam_Rjashe...

Заинтересованность Иеговы в судьбе Израиля представляется слишком антропоморфною – с характером этической ограниченности: Израиль был «самое любезное для души Его» 166 , нравился Ему больше всех. Это было влечение «сердца» Иеговы настолько же безотчетное, иррациональное, как иррационально влечение мужа к избранной им жене 167 . Ветхозаветное положение, что верные, или праведники, благоденствуют, и что каждый грех должен быть искуплен, ограничивается всецело теократическими пределами «завета» и относится только к богоизбранному народу. Юридически-справедливое отношение Бога, предполагающееся смыслом богочеловеческого завета, не простирается на другие народы, кроме Израиля, и на нравственную область индивидуальной деятельности в пределах самого Израиля. Что Иегова выделил еврейский народ из среды других народов, избрал его, взял Себе в удел, это не объясняется нравственными заслугами Израиля, но расположением, или предопределением, Божиим. «Знай, было сказано еврейскому народу, – знай, что не за праведность твою и не за правоту сердца твоего Иегова, Бог твой, дает тебе овладеть сею доброю землею; ибо ты народ жестоковыйный» 168 . Иегова возлюбил Израиля и возненавидел другие народы 169 по Своему полному произволению, – по принципу: «кого помиловать, помилую, кого пожалеть, пожалею» 170 . Иегова делает, что Ему угодно 171 . Иегова благоволил к Израилю в ущерб другим людям, невзирая на правоту их. Так Иегова поразил тяжкими ударами фараона и дом его 172 , угрожал смертью Авимелеху и поразил дом его 173 – за Сарру, жену Авраама, хотя сам Авраам был виновен тем, что выдавал ее за сестру свою; так Иегова повелел евреям взять драгоценности египтян и обобрать их 174 , и дал еврейскому народу чужую землю 175 . Право, или правда, в этом случае просто признавалась следствием силы: так побежденный фараон признает Иегову правым 176 . Народ еврейский вполне может быть назван возлюбленным Иеговы, Его любимцем ( ). Таково же, в частности, отношение Иеговы к отцам Израиля и к его представителям.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

Апостолы уже исповедали Христа Сыном Божиим, Господь напоминает об этом Петру вопросом: «Как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих или с посторонних?» ( Мф. 17: 5 ). Пошлина собирается на храм, дом Царя Небесного, поэтому Сын Божий как царский сын свободен от уплаты податей. Тем не менее Христос отдает пошлину как «посторонний» ( Мф. 17: 26 ), чтобы по снисхождению не ввести сборщиков в соблазн, дав повод видеть в Нем противника Закона и храма, а апостолов еще раз уверить в Своем Богосыновстве – с помощью чуда, явившего Его всеведение и всемогущество, власть над тварным миром. 158 Полный церк. – сл. текст этого стиха: «Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на христа его». 166 Пс. 1: 1 : «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе». Свт. Афанасий Великий поясняет этот стих так: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего, ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных и не сидели на седалище губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на Псалтирь). 170 Ублажая кротких, Господь опять цитирует Псалтирь: «А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира» ( Пс. 36: 11 ); «Праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек» ( Пс. 36: 29 ). Вечное обитание праведников на обетованной земле подразумевает Царство Небесное, прообразом которого в Ветхом Завете и была обетованная евреям земля. 172 Блж. Феофилакт поясняет, что под понятием Царства здесь понимается всеобщее воскресение как подведение итогов жизни (Благовестник. Толкование на Евангелие от Матфея, 5: 19). Для тех, кто сам нарушит заповеди Христа и соблазнит своим неправомыслием других, всеобщее воскресение станет «воскресением осуждения» ( Ин. 5: 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chetver...

А кого помянет Господь, тех и спасает, потому и блудниц и мытарей по великому милосердию вводит в Царствие. 165. Пресвитеру Фермину Если сердце наше во время всякой напасти и скорби не намерено прибегает к человеческим надеждам и не оттуда привлекает помощь, но слезами, воздыханиями, непрестанной молитвой и усиленными бдениями умилостивляет Всевышнего и от Него ожидает защиты, то зачем смущаться? Почему расслабляемся в малодушии, колеблемся, приходим в отчаяние, что Бог не скоро сотворил с нами просимое. Думаю, что Бог делает это с намерением усилить твоё к Нему молитвенное обращение и твою неотступность, что, получив желаемое, не отступил ты вскоре, предав забвению Его благодеяние. Не унывая, молись и, без сомнения, получишь желаемое. Посмотри, как Господь в Евангелии рассказывает некую притчу, о том, что должно всегда молиться и не унывать ( Лк. 18:1 ). К тому же знай, что промедление подаст тебе большую благодать, как сказал святой апостол: А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чём помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века ( Еф. 3:20–21 ). 166. Епископу Имитию Ничто так не приводит к вечным мукам, как то, что многие стали подражателями твоих дурных дел. Потому что погибель подражавших епископу увеличивает его собственное наказание, как пренебрегавшему церковным учительством и явно делающему достойное осуждения. Если же некоторые отказываются от подражания постыдному, и тогда епископ подлежит немалому осуждению за то, что стал учить дурному, хотя руководствующиеся целомудренными помыслами и избегли зла, признав его пример дурным. 167. Председателю Онисиму То, что ты так ненасытно собираешь, считая собственным приобретением, – не твоё, потому что перейдёт к другим лицам. Труд – твой, а имение – чужое. Итак, почему же чужое присваиваешь как собственное, сам себе готовя вещественные путы, и навлекаешь на себя горестный вопль пророка: Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим ( Авв. 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Чрезмерное наслаждение, неумеренную радость и надменность души будем сокращать строгостью и благовременным молчанием. 165. Ему же Бесстыдное возбуждение плоти и греховные пожелания наказываются бичеванием поста и безмолвием. 166. Ему же Люди легко превозносятся до высокомерия. Чтобы обуздать это мудрование, нужны крепкие удила. Их ты найдёшь в разных местах Священного Писания , необходимого для обуздания и усмирения неразумных страстей. 168. Ему же Христос Спаситель совершенный человек, но Он же Бог, постигаемый лишь умом. Он Сын Человеческий – потомок Адама и Сын Девы, родившийся вышеестественным образом. 169. Ему же Сказано: плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия ( 1Кор. 15:50 ). Это значит, что плотские нравом извергнуты будут из Царствия. Но вы не по плоти живете, а по духу ( Рим. 8:9 ), как сказал апостол Павел о верных и духовных. 170. Самарянину Афонию Спрашиваешь меня, как возможно телу тленному воскреснуть нетленным? И я тебя спрошу: как тающая и тленная манна, будучи заключена Моисеем в золотую стамну, пребывала нетленной? Ясно, что это было по Божиему изволению и силой Божией. Этой же силой Енох – смертный человек был взят Господом и доныне пребывает бессмертным. 171. Председателю Телесофору Писание указывает на единосущность Отца и Сына и Святого Духа, как имеющих один образ и подобие. Ибо сказано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему ( Быт. 1:26 ). 172. Чтецу Филагрию Тот, кто возможет душой обонять благоухание Святого Духа, тот оживотворится во всём существе своём, как воскресший из мёртвых, и удивится тому, в какое состояние он пришёл, и воскликнет словами Езекии 44 : Господи! так живут, и во всем этом жизнь моего духа; Ты исцелишь меня, даруешь мне жизнь… и Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой ( Ис. 38:16–17 ). То есть душе моей больше не представляются кумиры моих падений, когда стяжал я чистое сердце. 173. Ему же Греховные дела следует называть не только зловонными и бесплодными, но и мёртвыми. 174. Монаху Лимению

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

164. Епископу Иоанну Не относись спокойно и бесчувственно к случившемуся с тобой. Потому что по твоему нерадению пришло на душу твою нашествие царя египетского, и: взял, сокровища дома Господня и сокровища дома царского [и золотые щиты, которые взял, Давид от рабов Адраазара] ( 3Цар. 14:26 ). Однако тебе самому приятно то, о чём надлежало стенать и плакать. 165. Схоластику Феофану Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих ( Мф. 5:29 ), подобно этому сказал и Моисей об отвлекающих от Господа Бога: Если будет уговаривать тебя тайно брат твой, [сын отца твоего или] сын матери твоей, или сын твой, или дочь твоя, или жена на лоне твоем, или друг, который для тебя как душа твоя, говоря: «пойдем будем служить богам иным» ( Втор. 13:6 ), также не велит щадить их. 166. Монаху Проклу Ты говоришь, что безмерно печалишься и сетуешь из-за того, что не имеешь богатства, которое мог бы раздавать каждому нуждающемуся. А я тебе говорю, что заповедь не того требует от неимущего. У тебя в душе есть имущество, которое ты можешь расточить и выбросить. Это раздражительность, упорство, зависть, прекословие, тщеславие, многословие, жестокость, лицемерие, любопытство, непокорность. 167. Монаху Кириллу Сказано: Истомилась душа моя, желая во дворы Господни ( Пс. 83:3 ). Под Божиими дворами Писание понимает добродетели и поступки, в которых водворяется Божие Слово и последующие Слову. 168. Архимандриту Фирсу Не должно позволять свободного общения юным, даже при обходительном и уважительном общении, чтобы не напал на нас враг. Подобное Сирах говорит о дочери, советуя беречь её под крепкой стражей и не обращать к ней ласкового лица, чтобы она не опозорила дом. Прими это как указание и правило о всяком юном, допущенном в ваше братство. 169. Диакону Македонию Демоны, намереваясь побороть и довести до падения некоторых подвижников (см. Иов. 9:5 ), не знают, что сами будут побеждены терпением и упованием подвижников. 170. Ему же Сказано: и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! Нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен быть нечист, нечист он; он должен жить отдельно, вне стана жилище его ( Лев. 13:45–46 ). То есть иные нерассудительно дозволяют обуреваемым многими страстями, осквернённым многими пороками преподавать духовные истины. Но Божественный закон закрывает уста, исполненные зловония, пока не обратится такой человек и не очистит себя трудами, жестокими подвигами, потоками слёз, уничижением. Пока не умилосердится над ним Владыка всяческих Христос и не скажет: открой уста твои, и Я наполню их ( Пс. 80:11 ), наполню не бесчестьем и мерзостью, но благоуханием благодати, на пользу тебе самому и тем, которые будут оглашены. 171. Ему же

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Другие многие подобные свидетельства см. выше, абз. 23, 26–30. в) О молитвах Богу об умерших. 1) Библейские свидетельства. Пс.131:1–2 : " Вспомни , Господи , Давида и все сокрушение его: как он клялся Господу, давал обет Сильному Иакова...». Этот псалом был написан уже после смерти царя Давида, по всей видимости, его сыном Соломоном. Поэтому обращение псалмопевца к Господу с просьбой вспомнить Давида и все сокрушение его, обеты и клятвы его и т.д., есть не что иное, как молитва об умершем . Начальные слова молитвы об умершем царе Давиде по смыслу подобны словам молитвы, которой часто молятся православные: «помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)». Ведь сказать в молитве к Богу: «Вспомни, Господи, (умершего) Давида» или, напр.: «помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего Алексия» – по смыслу есть одно и тоже. Пс.108:14 : «...да будет воспомянуто пред Господом беззаконие отцов его», то есть врага Давида. «Отцов его», то есть – его предков: и тех, которые еще в живых, и тех, которые уже умерли. Если вышеприведенная молитва ( Пс.131:1–2 ) несет в себе благословение святому царю Давиду, то данная молитва призывает Божье возмездие на нечестивца и на его предков. То есть, автор настоящего псалма молится Богу об усопших. 2Тим.1:18 : «Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день». Это – молитва ап. Павла об Онисифоре, которого уже не было в живых 166 . Эта краткая молитва по своему смыслу идентична известной краткой православной молитве, которой молятся православные: «Царствие ему Небесное». Еф. 6:18 : «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время. о всех святых ». Здесь ап. Павел не разделяет святых на тех, кто находится на земле, и на тех, кто на небесах, а говорит молиться о всех святых. Церковь буквально исполняет эту заповедь Апостола, молясь о всех святых – живых и усопших. Втор.26:14 : «Я... не давал из нее (десятины) для мертвого...». Эти слова говорят не о молитве, а о милостыне, творимой ради усопших, что также практикует Православная Церковь , и что отсутствует в протестантизме. Данный стих указывает на то, что ветхозаветные евреи давали из дохода своего для мертвых, то есть давали милостыню живым ради умерших, но не из десятины.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Авва Сергий, игумен монастыря, рассказывал о себе: «Однажды мы путешествовали с одним святым старцем. Сбившись с пути и не зная как выйти, мы попали на засеянное поле и потоптали немного всходов. На поле в это время работал земледелец. Увидев нас, он в гневе осыпал нас бранью: «Монахи ли вы? Есть ли у вас страх Божий? Если бы вы имели страх Божий, то так бы не поступили». «Ради Господа, ничего не говорите!» – сказал нам святой старец и, обратившись к крестьянину, ответил: «Правильно, чадо мое, ты сказал. Если бы мы имели страх Божий, мы не поступили бы так». Но крестьянин продолжал гневно ругаться. «Правду говоришь ты, чадо! – снова отвечал старец. – Если бы мы были истинными монахами, мы бы не сделали этого. Но, ради Господа, прости нас за то, что согрешили против тебя». Тронутый этими словами, крестьянин бросился к ногам старца. «Я согрешил! – воскликнул он. – Прости меня! И, ради Господа, возьмите меня с собой». И он последовал за нами и принял иноческий чин» (103, 266). Источник. Авва Орсисий говорил: «Сырой кирпич, положенный в основание дома, недалеко от реки, не продержится там и одного дня, а пережженный лежит как камень; так и человек, питающий плотские помыслы и не проникнутый, подобно Иосифу, огнем страха Божия, сокрушается, как скоро получить власть; ибо много искушений для таких людей, если они живут в обществе. И потому, зная скудость своих сил, хорошо бежать от ига начальства. Впрочем, твердые в вере бывают непоколебимы. Если бы кто стал говорить о святейшем Иосифе, тот сказал бы, что он был неземным человеком. Каким он подвергался искушениям? И в какой стране? Там, где не было следов Богопочтения. Но Бог отцов всегда был с ним и избавлял его от всякой напасти, и ныне он в Царстве Небесном с отцами своими. Итак, начнем подвиг, познав наперед меру сил своих, ибо и при этом едва можем избежать суда Божия» (98, 165–166). Однажды братии пришли испытать авву Иоанна Колова, зная, что он не попускал развлечения и не говорил ни о чем житейском. Они сказали ему: «Этим летом был обильный дождь, пальмовые деревья напоены и дадут много ветвей, братия получат в большом количестве материал для рукоделия». Авва Иоанн отвечал: «Подобным образом, когда Святой Дух нисходит в сердца святых, они обновляются и пускают побеги в страх Божий» (107, 289). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010