Глава 30 (1) О, дети упрямые! – Говорит Иегова, – Делают совещания, но без Меня, Заключают союз 164 , Но не по духу моему, Чтобы приложить грех к греху. (2) Они спускаются 165 в Египет, Против моего запрещения, – Чтоб найти защиту у Фараона, Чтоб укрыться под тенью Египта. (3) Но защита Фараона будет для вас стыдом, И укрытие под тенью Египта – бесчестием. (4) Уже князья его в Цоане, Послы его достигают Ганесса 166 ... (5) Но все обманутся в этом народе: Не будет им успеха... Ни помощи, ни пользы, А только стыд, и даже унижение. (6) На юг, в страну тоски и угнетения, – Откуда выходит львица, и лев, Ехидна и дракон летающий, – Рабочий скот несёт тяжести 167 , Ослы на хребтах – их богатства, Верблюды на горбах – их сокровища, К народу, который не поможет нисколько. (7) Египтяне... Пуста и ничтожна их помощь! Потому и сказал я о них: Храбры они, сложа руки 168 . (8) Теперь иди, напиши это на таблице перед ними, Внеси это в книгу, Чтоб оставалось до последнего дня, Навсегда, навеки. (9) Ибо это народ непокорный, Дети отступные, Дети, не хотящие слушать внушение Иеговы, – (10) Которые говорят провидящим: " Не смотрите вперёд», – И прорицающим: «Не предвещайте нам ничего верного, «Говорите лестное для нас, «Предсказывайте несбыточное, (11) «Уклонитесь с дороги, «Сверните с пути, «Возьмите с глаз наших Святого израилева». (12) Посему, так говорит Святой израилев: Так как вы презрели это слово, Понадеялись на обман и неправду, И на них оперлись; – (13) То этот грех будет перед вами, Как готовый к падению пролом В высокой стене, Разрушение которой придёт неожиданно, вмиг. (14) Она разобьется, как разбивается глиняный сосуд, Когда бросают им без жалости, Так что не остается черепка, Которым бы взять огня со очага, Зачерпнуть воды из водоема. – (15) Так говорит Господь Иегова, Святой израилев: Оставаться на месте и в покое – Ваше спасение, В спокойствии и надежде – Была ваша сила. Но вы не хотели... (16) Вы говорили: «Нет, мы убежим на конях...» 169 . Что ж, убегайте! – «Мы ускачем на лёгких бегунах...»

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Состояние рода человеческого до потопа Дети Адама и Евы: Каин, Авель и Сиф После своего изгнания из рая «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала и родила Каина.... И еще родила брата его, Авеля» 164 . «Сделавшись уже смертными, люди, естественно, всячески заботились о рождении детей:..... хотят навсегда сохранить память о себе посредством детей» 165 . «И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу. И Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его; а на Каина и на дар его не призрел» 166 . «Когда же сатана увидел что Адам и жена его не только живут, но и родили детей, тревожимый завистью, что не имел силы подвергнуть их смерти, и видя, что Авель благоугождает Богу, подействовал на брата его, по имени Каина, и побудил его убить брата своего Авеля. И таким образом явилось начало смерти в этом мире, и доныне она ходит по всему роду человеческому» 167 . «И с того времени устрашённая земля не принимает крови человека и даже никакого животного; так что, очевидно, не она, а преступивший человек причина смерти» 168 . – «Возбудив к себе зависть добродетелью, претерпел он (Авель) смерть и, став прообразом Владыки Христа, упоминается во веки веков» 169 ; а кровь Авеля, говорящая и по смерти его, стала непререкаемым свидетельством в пользу истины воскресения мёртвых 170 . – Вместо Авеля, у Адама и Евы родился третий сын, Сиф – (основание) 171 : «ибо от него распространяется остальной род человеческий до сего времени» 172 . «В (этом) Сифе, который по всему подобен был Адаму ( Быm. V, 3 ), представлено нам подобие Сына Божия, Который есть образ родившаго Его Отца, какь Сиф есть образ родившего его Адама» 173 . Нечестивое племя Каина Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и своё нечестие и свои пороки. – Праправнук сына Каинова – Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он «взял себе двух жён, которых имена: Ада и Села. Отсюда получило начало многожёнство» 174 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Глава 11 1 . Отворяй, Ливан, двери твои, и пусть пожрёт огонь кедры твои! 2 . Пусть рыдает сосна 163 , ибо упал кедр, ибо и величавые 164 весьма опустошены, рыдайте, дубы васанские, ибо посечена природная 165 дубрава. 3 . Голос плачущих пастухов (слышен), ибо опустошено приволье 166 их, голос рыкающих львов (слышен), ибо опустошено прибрежье 167 Иордана. 4 . Так говорит Господь Вседержитель: пасите овец, обречённых на заклание, 5 . Которых купившие убивают безжалостно, а продающие говорят: «Благословен Господь, мы разбогатели!» – и пастыри их нисколько не жалеют их. 6 . Посему и Я нисколько не пощажу жителей земли, говорит Господь 168 , и вот Я предам людей: каждого в руки ближнего своего и в руки царя своего, и поразят 169 землю, и не буду избавлять от руки их. 7 . И буду пасти овец, обречённых на заклание, в земле Ханаанской, и возьму Себе два жезла: один назову: «доброта», а другой: «вервь», и буду пасти овец. 8 . И погублю трёх пастырей в один месяц, и вознегодует 170 душа Моя на них, ибо души их зарыкали 171 на Меня. 9 . И Я сказал: не буду пасти вас: умирающее пусть умирает, и погибающее пусть погибает, а остающиеся пусть поедают каждое плоть ближнего своего. 10 . И возьму жезл Мой добрый 172 и отброшу его, чтобы расторгнуть завет Мой, который Я заключил со всеми народами. 11 . И расторгнется он в тот день, и узнают хананеи 173 – овцы, соблюдаемые для Меня, – что (это) слово Господне есть. 12 . И скажу им: «Если угодно вам, дайте Мне плату, или откажитесь (от неё)». И поставили Мне плату – в тридцать сребренников 174 . 13 . И сказал Господь мне: положи их в горнило и смотри: правильна ли оценка, какою оценён Я ими? И взял я тридцать сребренников и положил их в храм Господень в горнило 175 . 14 . И отверг Я второй жезл: «вервь», чтобы расторгнуть завет, который был между Иудой и между Израилем. 15 . И сказал Господь мне ещё: возьми себе снаряд пастушеский, неопытного пастуха. 16 . Ибо вот Я поставлю пастыря на земле: он погибающего не посетит, и потерявшегося не будет искать, и пораненного не исцелит, и здорового не направит, но лучшее мясо будет поедать и суставы их сокрушать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

8 . Смерть 170 послал Господь на Иакова, и пришла она на Израиля. 9 . И уразумеют 171 весь народ Ефрема и живущие в Самарии, гордо и с надменным сердцем говорящие: 10 . Кирпичи пали, но придите, вытешем камни, и порубим сикоморы и кедры, и построим себе башню. 11 . И сокрушит Господь восстающих на гору Сион и врагов Своих рассеет: 12 . Сирию с восхода солнца и эллинов с запада солнца, пожирающих Израиля полным ртом. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока 172 . 13 . И народ не обратился, пока был поражен, и Господа не взыскал. 14 . И отнял Господь у Израиля голову и хвост, великого и малого, в один день: 15 . Старца и почтительных к (высокопоставленным) лицам, – это голова, и пророка, учащего беззаконию, – это хвост. 16 . И будут ублажающие народ сей льстецами и обольстят, чтобы поглотить его. 17 . Посему о юношах их не порадуется Господь и сирот их и вдов их не помилует, потому что все они беззаконны и лукавы и уста всех говорят неправду. При всем этом не отвратится ярость Его, но рука Его еще высока. 18 . И разгорится, как огонь, беззаконие, и, как сухой тростник, будет пожран огнем 173 , и разгорится в чащах леса, и все, что в окрестности холмов, истребит. 19 . Яростию гнева Господня сожжена вся земля, и народ будет как бы пожжен огнем; не пощадит человек брата своего: 20 . Но наклонится направо, потому что голоден, и будет есть и по левую сторону и не насытится человек, поедая плоть мышцы своей; ибо Манассия будет поедать Ефрема, и Ефрем – Манассию, и оба вместе будут воевать против Иуды. 21 . При всем этом не отвратится ярость Его 174 , но рука Его еще высока. 165 Т. е. получай и исполняй в жизни описываемое ниже благодатное возрождение и просвещение (Вас. Вел. и Кир. Алекс.). 166 Слав. видеша соотв. εδε в комп. изд.; в др. изд. δ и δετε – ват., text. recept., алекс. Есть чтения: δτω, εδτω – Злат., Ориг., Феодор. и др. В синод. пер. увидит. По этим параллелям, контексту и новозаветной цитате и мы перевели будущим. 170 В слав. смерть и в большинстве греч. спп. LXX: θνατον, но в син. и у Вас. Вел. λγον – слово, а также в 239, 304, 305, 306, 307, 308 и в евр. – слово. Вас. Вел. относит 8 ст. к посланию Слова воплотившегося. Кир. Алекс. разумеет определение о наказании и смерти нечестивых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава XVI Бог повелевает то, что мы сами не можем сделать, чтобы мы познали необходимость испрашивать это у Него 32 . Пелагиане полагают, что знают нечто великое, говоря: «Бог не повелел бы того, о чем Он знал, что это не может быть исполнено человеком». Кто не знает этого? Но Бог для того повелевает нечто, чего мы не можем сделать, чтобы мы познали, что следует просить у Него. Ибо сама вера в молитве испрашивает то, что повелевает закон. Вот сам тот, кто говорит: Если захочешь, исполнишь заповеди, в той же книге Екклезиастик 162 немного ниже говорит так: Кто даст мне стражу в устах моих, и положит хитрую печать на губы мои, чтобы мне не отпасть от Него, и чтобы язык мои не погубил меня? 163 Поистине он уже получил заповедь: Удержи язык твой от зла и губы твои, чтобы не говорить обмана 164 . Итак, если верно сказанное: Если захочешь, соблюдешь заповеди, то зачем просит он дать ему стражу в устах его, равно как и говорящий в псалме: Положи, Господи, стражу устам моим? 165 Почему недостаточно ему заповеди Божией и своей воли, ведь если бы он захотел, то соблюл бы заповеди? Сколь многочисленны заповеди Божий против гордости; он уже знает их; если захочет, то соблюдет их. Итак, зачем же немного ниже говорит: Господи, Отче и Боже жизни моей, не дай мне возношение очей? 166 Закон уже сказал ему: Не пожелай 167 ; итак, пусть имеет волю и делает, что заповедано, ведь если захочет, соблюдет заповеди. Зачем же он далее говорит: Вожделение отврати от меня? 168 Против роскоши столь много заповедал Бог, – пусть исполняет это, ибо если захочет, соблюдет заповеди. Зачем же тогда он взывает к Богу: Пожелания чрева и сладострастие да не обладают мною 169 ? Если бы все это мы сказали ему лично, то он вполне справедливо возразил бы нам и ответил: «Из этой самой моей молитвы, в которой я прошу все это у Господа, уразумейте, в каком смысле я сказал: Если захочешь, соблюдешь заповеди». Ибо поистине, если мы желаем, то соблюдаем заповеди, но поскольку воля предуготовляется от Господа 170 , у Него надлежит просить, чтобы мы желали в такой степени, в какой будет этого достаточно, чтобы совершить желаемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Послание 38(97). К братиям, рассеянным повсюду 166 Феодор – рассеянным повсюду братствам. Радуйтесь, желанные мои братия и отцы, ибо сообщаю вам радостные вести. Мы, недостойные, опять удостоились отстаивать благое исповедание, опять мы оба подверглись бичеванию за имя Господне. Ибо и брат Николай подвизался прекрасно и верно. Мы, смиренные, видели, как из плоти нашей текла на землю кровь, видели раны, гной и тому подобное. Не достойно ли это радости? Не достойно ли духовного веселья? Но кто я, несчастный, чтобы мне, непотребнейшему из всех людей, стать наряду с вами, достойными исповедниками Христовыми? Причиной того, что это случилось, было прежнее катехизическое послание, получив которое, император отправил к военачальнику приказание послать к нам начальника воинского отряда. Этот прибыл с вождями и воинами поздней ночью и внезапно с криком окружил домик, в котором мы находились, словно нападая на какую-нибудь охотничью добычу, при помощи землекопов быстро разрушил ограду, потом вывел нас и допрашивал, показывая послание. Мы признались, что действительно мы составили его, как благоугодно было Богу. Он же добивался только одного – чтобы мы согласились на волю императора. Мы сказали то, что требовала истина: «Да не будет, не отречемся от Бога нашего», – и прочее, что следовало отвечать после того, как он был выслушан. Затем он подверг нас жестокому бичеванию. Брат Николай не потерпел ничего особенно тяжкого после внезапного заключения и наказания. А я, смиренный и слабый, подвергшись сильной горячке и невыносимым страданиям, едва не лишился и жизни. Впрочем, Благой Бог вскоре, милуя, помиловал меня, даруя содействие брата во всем, в чем было нужно. Раны еще и сейчас остаются, не получив совершенного исцеления. Так это было, и я рассказал вам о страдании в уверенности, что вы желаете знать об этом по сострадательности. Что же было после? Тягчайшая угроза и строжайшее заключение. Ибо и стражам, и надзирателю под страхом бичевания приказано следить, чтобы мы даже шепотом не говорили, тем более никому бы не писали. Итак, убоимся ли мы и будем ли молчать, из страха повинуясь людям, а не Богу? Конечно, нет. Но, пока Господь не откроет нам дверь, мы не перестанем исполнять должное, насколько возможно для нас, трепеща и боясь суда, грозящего за молчание. «Если поколеблется, – говорит Господь, – не благоволит к тому душа Моя». И еще у апостола сказано: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере к спасению души» ( Евр.10:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Столь разнообразное использование соли в древности заставляет говорить о ней как о важнейшем продукте. Без соли пища была невкусной и быстро портилась, без соли нельзя было принести жертву Богу, отсутствие соли означало недостаток важного медицинского средства. При каких обстоятельствах соль могла «потерять силу» и стать негодной? Как известно, по своему химическому составу соль не может перестать быть соленой 166 . Соль не портится и при правильных условиях содержания может храниться годами. Однако она теряет силу в том случае, если в нее попадает в больших количествах вода. Запасы соли, попавшие под проливной дождь, уничтожались. Этот образ Иисус использует и в других случаях, в частности, говоря о взаимоотношениях учеников между собою: Соль – добрая вещь; но ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою ( Мк. 9:50 ). У Луки то же изречение приводится в иной редакции: Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее ( Лк. 14:34–35 ). Здесь упоминается еще один способ употребления соли: в качестве удобрения. Однако и для этой цели нельзя использовать испорченную соль. Раннехристианские авторы толкуют изречение Иисуса как в буквальном, так и в переносном смысле. Ориген говорит о том, что как соль предохраняет мясо от порчи и позволяет ему долго сохраняться, «так и ученики Христовы всячески поддерживают и сохраняют эту земную область, препятствуя зловонию, происходящему от грехов идолослужения и блуда» 167 . По словам Иоанна Златоуста , Христос как бы обращался к ученикам: «Слово, которое вы слышите, относится не только к вашей жизни, но и ко всей вселенной. Я посылаю вас не в два, не в десять, не в двадцать городов, не к одному народу, как некогда пророков, но на сушу и море, во всю вселенную». Говоря «вы – соль земли», Христос «показал, что вся человеческая природа обезумела и прогнила от грехов. Поэтому Он требует от учеников таких добродетелей, которые были особенно необходимы и полезны для других» 168 . Кирилл Александрийский считает, что солью Иисус называет рассудительность, которой исполнено апостольское слово, «ибо подобно тому, как без соли не съедобны ни хлеб, ни рыба, так и без апостольского разумения и научения всякая душа и безумна, и нездорова, и неугодна Богу» 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Это общее соотношение между началом божественным и тварным, ософиение in actu, определяется как благодать во всех многоразличных значениях этого понятия. 166 поставил в Церкви»... (далее идет снова перечень даров и служений в Церкви: 28–30). Это сопоставление Христа и Духа Св. как бы в безразличном рядоположении имеет первостепенное экклезиологическое значение. К этому присоединяется еще учение о различии членов тела и соответствующих даров. Эта общая мысль об единстве тела Христова при множественности членов находит для себя выражение еще в Р. 12, 4–5; «мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены». И далее (6–8) дается то же перечисление разных даров и служений в церкви, соответственно различию членов, «по данной нам благодати» (6). Только здесь эти дары не возводятся к одному источнику – Духу Св., как в 1 Кор., но, конечно, здесь руководственное значение должно иметь учение именно этого послания. Аналогичное значение в применении к единству Церкви во Христе имеет и евхаристическое учение 1Кор. 10, 16–17 : «один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного тела». Наконец, согласно учению послания к Ефесянам, это многоединство церковное в своем многоразличии и связанности раскрывается, как полнота Христова: «поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть тело Его (τ σμα ατο), полнота (τ πλρωμα) наполняющего все (τ πντα) во всем» (1, 23). (Употребление члена подчеркивает онтологическое значение всех этих понятий). Здесь аспект христологический соединяется так же, как и в 1 Kop., с пневматологическим: о Христе говорится, что Он примирил нас с Богом, «ибо – мы Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнить» ( Еф. 2, 10 ), «дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Христа» (15–16). И далее продолжает апостол: потому что чрез Него и те и другие имеют доступ к Отцу, в одном Духе … имея самого Христа краеугольным (камнем),.. на котором и вы устроятесь в жилище Божие в Духе» (18–22). 167 Наконец, в посл. к Кол. 2, 19 , говорится о «главе, от которого все тело составами и связями соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

В Откровении Христос представляется имеющим ключи от ада и смерти ( Откр. 1:18 ), следовательно имеющим власть всегда изводить из ада ( Мф. 16:19 ), или места мучений, так как благодатное Царство Христа не ограничивается одной областью живущих на земле, но животворная сила искупительных заслуг Христа простирается и на царство умерших с верою в Его искупительные заслуги, ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми ( Рим. 14:9 ), и Ему, действительно, дана всякая власть на небе и на земле ( Мф. 28:18 ), а потому православная Церковь , как чадолюбивая мать, справедливо поступает, прибегая с молитвою и за умерших чад своих к Иисусу Христу, как имеющему власть на небе и на земле. Кроме молитв, загробная участь умерших может облегчаться еще чрез совершение бескровной жертвы за умерших, благотворения и милостыни нищим. Ап. Павел говорит, что кровь Христа очищает совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному ( Евр. 9:14 ). Это средство есть самое спасительное и самое действительное к доставлению усопшим милости Божией. Здесь Сам Сын Божий, Христос, ходатайствует пред Богом Отцом о прощении грешника и омывает Своею кровью грехи человека (Служебник, изд. Спб. Синод, типогр. 1890 г. чин литург. св. Злат, стр. 166). Загробная участь грешников может облегчаться еще милостями нищим. Подавая милостыню, мы тем самым увеличиваем число людей, молящихся о спасении души усопшего и вместе являемся исполнителями слов Христа: так как вы сделали это (дали милостыню) одному из сих братьев моих меньших, то сделали мне ( Мф. 25:40 ). Какой же брат, любящий своего брата, не готов будет полюбить и нас, сделать нам угодное, если мы сделаем одолжение его брату? Вера в возможность облегчать участь умерших молитвами и благотворениями за них всегда содержалась истинной Христовой Церковью и после апостолов. В Чине литургии ап. Иакова, который совершался в Церкви Христовой в древнейшие времена, молитва за умерших находится в трех местах: а) во время проскомидии; б) после чтения Евангелия в общей ектении за умерших и в) по освящении даров.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

«Идут» то есть идут от проклятия, то есть из «Иерихона», к благословению, то есть в «Иерусалим». И мы последуем за Христом далее, и читаем: Мф.20:30–31 . «И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идет мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! Народ же заставлял их молчать; но они еще громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!». Блаженный Августин так истолковал эти слова: «И вот проходит Иисус, чтобы мы закричали. А что значит: “Иисус идет мимо”? Только на короткое время Иисус приходит к нам. Что значит: “Иисус идет мимо”? Он совершает то, что проходит. Заметьте, как много сделанного Им прошло…» 165  – этими словами святой Августин обращает наше внимание на то, что описанные в Евангелиях события относятся к проходящему потоку времени. Бог в Своем Богочеловечестве входит в этот поток времени и действует в нем как современник некоторого промежутка времени. Но так как природа Бога выходит за пределы и времени и пространства, то любое Его действие приобретает некое вечное значение. И далее Августин пишет: «Теперь Божественность Его пребывает вечно, и бессмертие тела Его уже никогда не прейдет. И все же то, что сделано Им было во времени, прошло; и об этом написано, чтобы об этом читать, чтобы это проповедовать, чтобы этому верить. И во всем этом “Иисус идет мимо”» 166 . « Иисус идет мимо » – то есть является и нашим современником в Своем вечном движении Святого Благовествования. Сказано: «И увидел я другого Ангела, летящего по средине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле и всякому племени и колену, и языку и народу» ( Откр.14:6 ). Слова «вечное Евангелие» означают неизменность и вечное значение Нового Завета между Богом и родом человеческим. А так как в каждом действии Иисуса Христа как Сына Божия раскрывается Его неизменяемая сущность (характер), то мы и познаём Вечного в событиях, имевших место во времени, – в частности, в движении Его из Иерихона в Иерусалим. Ибо сказано: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010