Y.), 1983; The Vision of Unity. Crestwood (N. Y.), 1987; Witness to the World. Crestwood (N. Y.), 1987; Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood (N. Y.), 1989 (рус. пер.: Единство Империи и разделение христиан/Пер.: Л. А. Успенская// Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христ. мистика. 2000. С. 13-275); Правосл. свидетельство в совр. мире. Духовное и культурное возрождение XVI в. и судьбы Вост. Европы: Лекции, читанные в Белорус. Экзархате МП. Мн., 1992; The Christian East and the Rise of the Papacy: The Church 171-1453 A. D. Crestwood (N. Y.), 1994 (в соавт. с: A. Papadakis; рус. пер.: Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг./Пер.: А. В. Левитский, У. С. Рахновская, А. А. Чех. М., 2010); Православие и совр. мир: (Лекции и статьи). Мн., 1995; Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. Crestwood (N. Y.), 1996 (рус. пер.: Рим-Константинополь-Москва: Ист. и богосл. исслед./Пер.: Л. А. Успенская, ред.: К. Польсков. М., 2005); Статьи и доклады//Свидетель истины: Памяти протопр. И. Мейендорфа. Екат., 2003. С. 12-125; Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М., 2013. Изд. и пер.: Une lettre inédite de Gregoire Palamas à Akindynos: Texte et comment. sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. 1953. Τ. 24. Σ. 3-28; L " origine de la controverse palamite: La première lettre de Palamas à Akindynos: Introd. et text//Ibid. 1954. Τ. 25. Σ. 602-613; 1955. Τ. 26. Σ. 77-90; Письмо к Акиндину св. Григория Паламы//ПМ. 1955. Вып. 10. С. 113-126; Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes: Introd., text critique, trad., notes. Louvain, 1959, 19732. 2 vol.; Homélie sur la presentation de la vierge: Introd. et trad.//Contacts. P., 1959. T. 11. P. 22-31; Le Tome Synodal de 1347: Introd. et text critique//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 209-227. Библиогр.: Левитский А. В., сост. Библиография трудов протопр. И. Мейендорфа//Свидетель истины. 2003. С. 128-163. Лит.: Иларион (Алфеев), митр. Протопр. Иоанн Мейендорф// Он же. Правосл. богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 301-315; In memoriam//Свидетель истины. 2003. С. 166-253; Россум Й., ван. Отец Иоанн Мейендорф: Жизнь, посвященная науке и служению Церкви// Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. 2013. С. VI-XXII. Митр. Иларион (Алфеев) Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/Мейендорфа.html

Симеон Новый Богослов , 74, 74). Источник. Кто уврачеван и оздоровел от великой и неисцелимой болезни душевной, по единому Божию призрению, тот радоваться должен и веселиться, и всею душою и всем помышлением своим благодарить Бога, явившего к нему такую милость и исцелившего его, должен быть кроток и смирен, дивясь явленной ему Богом великой милости, и, преисполнен будучи весь благостью и милосердием, быть всегда к подобострастным себе людям сострадательным и милостивым, никого не презирать, пред всеми вообще быть смиренным, со всякою радостью. Так грешник, силою Христовою избавленный от тяготящих его страстей, должен радоваться и веселиться о спасении Христовом. Если же он, получив такое избавление и исцеление, станет гордиться, то, ведь диавол близ и орудия страстей все еще в нас суть, удалится опять благодать Христова, и диавол, пришедши, возмутит помыслы его и направит его делать телом дела, худшие прежних (прп. Симеон Новый Богослов , 74, 166). Благодарю Тебя, Владыко, за то, что я страдаю более неправедно. Если же праведно, то да будет мне (это), Христе, во искупление грехов и во очищение от бесчисленных прегрешений моих (прп. Симеон Новый Богослов , 76, 79–80). Благодарение за те блага, которые восприняты от Бога, делает благоприятным Ему смирение и отсутствие дерзости в отношении тех, которые не имеют того; а надменность в благодарении, как будто бы благодаря своему тщанию и знанию оно пришло, и осуждение тех, которые сего не имеют, – делают благодарение неугодным Богу (свт. Григорий Палама , 26, 24). Источник. ...Проводник даров Божиих к человеку есть сердце, непрестанно движимое к благодарению... (натр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 330). ...Уста, всегда благодарящие, приемлют благословение от Бога, и в сердце, пребывающее в благодарении, нисходит внезапно благодать (патр. Каллист и ин. Игнатий, 89, 330). Богу не нужны благодарения твои, но тебе неотложно нужны Божии благодеяния. Приятелище же и хранилище сих благодеяний к тебе есть благодарное сердце (прп. Никодим Святогорец , 68, 229).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

59. Василий Великий, свт. Против Евномия, 1,20//PG 29,587АВ; См.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62. 60. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 61. [Григорий Палама, свт.]. К Афанасию Кизическому, 18//Соч. Т.2. С.429; К Асакису, 2//Соч. С.372; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 62. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1//Соч. Т.1. С.32-33,61-64. См.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.75. 63. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.63. 64. Там же. 1,34. С.66. 65. Там же. 1,35. С.66. 66. См.: Там же. В. Лосский в упомянутом сочинении (A 1 " image... С.75) в связи с изложенным говорит следующее, очень характерное: " Здесь мысль останавливается перед невозможностью определить личное бытие в его абсолютном различии: она должна оперировать лишь отрицанием и утверждать, что безначальный (αναρχος) Отец не есть ни Сын, ни Дух Святой, что Рожденный Сын не есть ни Святой Дух, ни Отец, что Дух Святой, исходящий от Отца, не есть ни Отец, ни Сын " . Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 53,9//PG 36,141D-144A. 67. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,73//Соч. Т.1.С.144. 68. Там же. 2,30. С.105. 69. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1.С.122; 16. С.93. 70. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина 1,7,26//Соч. Т.3. С.59; 20. С.54. См. также: Аподиктические слова, 2,6-7,10-11,18//Соч. Т.1. С.82-84, 95. Кл. Журнэ в критике книги И. Мейендорфа правильно отмечает, что различие между Ипостасью Духа и Его благодатью - " центральный узел паламизма как такового " . И действительно, это различие вводит в самую суть разницы между православной и латинской триадологией. См.: Gournet Cl. Palamisme et Thomisme. A propos d " un livre recent//Revue thomiste [Журнэ Кл. Паламизм и томизм. По поводу одной недавней книги//Томистское обозрение]. 1960. 60. Р.430-452.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

60. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.62. Ср.: Он же. Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 61. [Григорий Палама, свт.]. К Афанасию Кизическому, 18//Соч. Т.2. С.429; К Асакису, 2//Соч. С.372; Возражения на избранные места Иоанна Векка, 4//Соч. T.I. С.166. 62. Ср.: [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1//Соч. Т.1. С.32-33,61-64. См.: Лосский В. A 1 " image et a la ressemblance de Dieu. С.75. 63. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 1,33//Соч. Т.1. С.63. 64. Там же. 1,34. С.66. 65. Там же. 1,35. С.66. 66. См.: Там же. В. Лосский в упомянутом сочинении (A 1 " image... С.75) в связи с изложенным говорит следующее, очень характерное: " Здесь мысль останавливается перед невозможностью определить личное бытие в его абсолютном различии: она должна оперировать лишь отрицанием и утверждать, что безначальный (ο) Отец не есть ни Сын, ни Дух Святой, что Рожденный Сын не есть ни Святой Дух, ни Отец, что Дух Святой, исходящий от Отца, не есть ни Отец, ни Сын " . Ср.: Григорий Богослов, свт. Слово 53,9//PG 36,141D-144A. 67. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,73//Соч. Т.1.С.144. 68. Там же. 2,30. С.105. 69. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,48//Соч. Т.1.С.122; 16. С.93. 70. [Григорий Палама, свт.]. Против Акиндина 1,7,26//Соч. Т.3. С.59; 20. С.54. См. также: Аподиктические слова, 2,6-7,10-11,18//Соч. Т.1. С.82-84, 95. Кл. Журнэ в критике книги И. Мейендорфа правильно отмечает, что различие между Ипостасью Духа и Его благодатью - " центральный узел паламизма как такового " . И действительно, это различие вводит в самую суть разницы между православной и латинской триадологией. См.: Gournet Cl. Palamisme et Thomisme. A propos d " un livre recent//Revue thomiste [Журнэ Кл. Паламизм и томизм. По поводу одной недавней книги//Томистское обозрение]. 1960. 60. Р.430-452. 71. [Григорий Палама, свт.]. Аподиктические слова, 2,6//Соч. Т.1. С.83. 72. Там же. 73. Там же. 2,10. С.856. Ср. также: 2,9. С.85-86.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/158/...

...Всякий предающийся услаждениям расслаблен душой, лежит на одре сладострастия с соответствующей сему расслабленной разнузданности тела. Но когда, убежденный евангельскими увещаниями, покаявшись, он восторжествует над своими грехами и над порожденной ими расслабленностью души, тогда он бывает приносим ко Господу сими четырьмя: презрением к себе, исповедью согрешений, обещанием на будущее воздерживаться от зла и молитвой к Богу. Но они не могут приступить к Богу, если только не раскроют крышу, разметав черепицы, глину и иной материал. Кровлей же в нас является мыслительная часть души, как все в нас покрывающая; заключает же она в себе как бы многочисленный нагроможденный материал, имеющий отношение к страстям и к земному. И вот, когда это состояние станет расцеплено и уничтожено сими вышереченными четырьмя, тогда действительно мы сможем быть спущенными, т. е. истинно смириться и припасть и приступить ко Господу, и просить и получить от Него исцеление (свт. Григорий Палама , 26, 101). Источник. ...Душа есть нечто единое, имеющее много сил, почему она вся оскверняется, в какую бы из сущих в ней сил не вкралось зло, потому что они все состоят в общении с сею единою, по единству души (свт. Григорий Палама , 93, 326). ...Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души (свт. Григорий Палама , 93, 255). ...Как смерть души есть настоящая смерть, так и жизнь души есть настоящая жизнь. Жизнь же души есть единение с Богом, как жизнь тела – единение его с душой (свт. Григорий Палама , 93, 256). И вот настоящая смерть: когда душа разъединяется с Божественною благодатию и сочетавается со грехом (свт. Григорий Палама , 93, 256). ...Уходит Христос из души – и мрак страстей объемлет ее, и мысленные звери растерзывают ее (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 166). Ты, , лицом к лицу с дерзновением наслаждалась божественных бесед своего Создателя; в эту славу старайся опять войти боголепными нравами истинного благоверия (прп. Максим Грек , 68, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Кто тот человек, который желает жизни и хочет обрести благодать, которая в Боге и от Бога подается? Пусть такой человек бежит от смертоносного невоздержания и притечет к обожествляющему посту и воздержанию, дабы, радуясь, взойти в рай (свт. Григорий Палама , 26, 130). Источник. От воздержания и скудной диеты сокрушение сердца и умиление, коими уничтожается всякая горечь при телесных лишениях и доставляется тихая сладость жизни с ними (свт. Григорий Палама , 93, 273). Разрешение чувств узы налагает на душу; узы же дают свободу душе (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 166). Святые отцы предписывают желающему внимать себе, во-первых, умеренное, равномерное, постоянное воздержание в пище (свт. Игнатий Брянчанинов , 38, 298). Источник. Постараемся мудро устроить состояние плоти нашей, давая ей столь много пищи и сна, чтобы она не изнемогла излишне и оставалась способною к подвигам; давая их столь мало, чтобы она постоянно носила в себе мертвость, не оживая для движений греховных (свт. Игнатий Брянчанинов , 39, 204). Источник. Воздержание от угождения плотским похотениям доставляет уму чистоту, и воззрение ума на землю и на все земное изменяется: ему открывается, чего он доселе не видел... помышления его отселе начинают возноситься к вечности... (свт. Игнатий Брянчанинов , 41, 236). Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 269). Источник. Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 270). Источник. Благоразумным воздержанием доставляется неуклонное пребывание в трезвении. Неуклонное пребывание в трезвении дозволяет неуклонно последовать учению Евангелия (свт. Игнатий Брянчанинов , 43, 270). Источник. Опыты воздержания дадут опытность в самообладании, и падения будут реже и реже (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 80, 204). Источник. Воздержание от страстей – лучше всех медикаментов; и оно дает долгоденствие... (свт. Феофан, Затв. Вышенский, 81, 124). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О, убоимся... и покажем... изменение в образе жизни на лучшее... каждый член, каждое чувство подчиняя водительству благочестивого ума, нося тело с благоразумием и со страхом Божиим, или, лучше сказать, – не нося, а – вознося, но не – подчиняясь телу, снижаясь до его низменных и отвратительных инстинктов и допуская себе быть одержимым ими, – будучи научены Павлом и зная, что, если по плоти живем, долженствует нам умереть, если же духом умертвим дела тела, будем жить вовеки (свт. Григорий Палама , 26, 103). вещам учит не слово, а труд деловой, и от труда опыт, который приносит полезные плоды, отвращаясь от бесплодных слов людей спорливых и любящих показность (свт. Григорий Палама , 93, 296). Когда, прекратив внешние развлечения, ты укротишь и внутренние помыслы, тогда ум начнет воздвизаться к делам и словам духовным... (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 166). Выступи из всего чувственного и оставь закон плоти, – и закон духовный напишется в сердце твоем (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Как спящий и мертвому уподобляется и жив есть, – первое по телу, второе по действу души, так и в духе пребывающий является мертвым для плоти и мира, а мудрованием духа жив бывает (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 177). ...Жизнь по Богу есть некая драгоценная златоиспещренная цепь, в коей одна добродетель тесно сочетавается с другою и все сгармонировываются воедино... (патр. Каллист и ин. Игнатий, 93, 313). ...Духовная жизнь и совершенство не состоят в одних тех видимых добродетелях... она не состоит и в другом чем, кроме как в сближении с Богом и в единении с Ним... в связи с чем состоят сердечное исповедание благости и величия Божия и сознания собственной нашей ничтожности и склонности на всякое зло; любовь к Богу и нелюбие к себе самим; подчинение себя не только Богу, но и всем тварям из любви к Богу; отвержение всякой собственной нашей воли и совершенная покорность воле Божией, и при том желание всего этого и совершение от чистого сердца, во славу Божию (см.: 1Кор. 10, 31 ), только для одного благоугождения Богу, только потому, что так хочет Он Сам, и что так надлежит нам любить Его и работать Ему (прп. Никодим Святогорец , 70, 15).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Которые сподобились приять в себя огнь, тс не только сами освободились совершенно от всех болезней душевных, но и других многих, которые были немощны и больны душевно, извлекли из сетей диавола и уврачевали, – и принесли их, как дар, Владыке Христу. Божественный огонь оный научал их всякому ведению и искусству духовному и всякой премудрости, – и они всю жизнь свою благоугождали Богу... Таковыми были и бывают всегда те, которые так возлюбляли Бога, что не жалели ради угождения Ему самой жизни своей (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 312–313). ...Кто не вошел еще в Свет, тот очевидно не добре и не как следует прошел через дверь покаяния (прп. Симеон Новый Богослов , 77, 319). Поскольку Бог есть сама благость, само милосердие и бездна благоволения, то, кто вступит в единение с Ним, всяко сподобляется милосердия Его (свт. Григории Палама , 93, 300). ...Тому, тело которого стало храмом Божиим по причине духа и в котором обитает Дух Божий, – необходимо быть чистым или, по крайней мере, укрощать себя, и таким образом постоянно пребывать незапятнанным, удерживая проявляющиеся страсти, и – проявлять старание для стяжания святости и целомудрия и бежания от всякого блуда и нечистоты; дабы всем нам с веселием вечно пребывать с Нетленным Женихом в чистых Брачных Чертогах... (свт. Григорий Палама , 26, 65). Взошло чувственное солнце, – и звери укрываются в норы свои, восходит Христос на тверди молящегося сердца, – и всякое сочувствие к миру престает, жаление плоти исчезает и ум исходит на дело свое – богомыслие – до вечера, не известным только продолжением времени ограничивая делание духовного закона, и не в определенной только мере совершая его, но (подвизаясь в нем) пока застигнет настоящую жизнь конец и заставит душу выйти из тела... (Феолипт, митр. Филадельфийский, 93, 166). , сие святейшее таинство, сие всепобедительное орудие, паче же Христос, сущий в сем таинстве, может быть действенно приемлемо двояким образом; во-первых, таинственно, в таинстве Тела и Крови Христовых, с достодолжным приготовлением, т. е. сокрушением, исповедью, очищением через епитимию и потребным пощением, во-вторых, духовно и мысленно в уме и сердце. Первое может иметь место столь часто, сколько это возможно, по обстоятельствам внешним, внутреннему состоянию, и по усмотрению духовного отца, а второе – каждое мгновение, так что тебе можно всегда иметь в руках сие всемощное оружие и ограждаться им от врагов непрестанно. Внемли же сему и Святых Христовых Тайн причащайся сколько можно чаще, как только имеешь разрешение от духовного отца своего; мысленно же и духовно вкушать Христа Господа ревнуй непрерывно... (прп. Никодим Святогорец , 70, 213).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 252. «Человеческие личности несводимы одна к другой и всегда сохраняют свою единственность» ( Мейендорф И., прот.Новая жизнь во Христе: спасение в православном богословии//Его же. Рим — Константинополь —Москва. Исторические и богословские исследования. М.: изд. ПСТГУ, 2005. Перевод Успенской Л. А. под ред. иер. Константина Польскова. С. 207–233, здесь: с. 223–224. «Церковь представляет собой единство во Христе живых и свободных личностей, собранных вместе силой Духа Святого» ( Мейендорф И., прот. Исповедание Христа в наше время//Его же. Живое предание. Свидетельство православия в современном мире. М.: изд. «Паломник», C. 183–204, здесь: с. 198). Мейендорф И., прот. Православное богословие в современном мире//Вестник русского западно-европейского патриаршего экзархата. 1969. 67. С. 180–181. Оболенский Д. Д. Протопресвитер Иоанн Мейендорф//Свидетель истины. Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа/Сост. Левитский А. В. Екатеринбург: изд. отдел Екатеринбургской епархии, 2003. С. 166–174, здесь: с. 167. Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 264. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. III. 2. 12. М., 1995. С. 316. Perishich V. Person and Essence in the Theology of St. Gregory Palamas//«Philotheos». International Journal for Philosophy and Theology. 2001. Vol. 1. P. 131­–136, здесь: с.133. Gregory Palamas, st. The Triads. III. 1. 9. Edited by John Meyendorff, translated by Nicholas Gendle. Paulist Press, 1983. Мейендорф И., прот. Св. Григорий Палама и православная мистика//Его же. История Церкви и восточно-христианская мистика. М.: Институт Ди-Дик, ПСТБИ, 2000. С. 277-333, здесь: с. 290. Мейендорф И., прот. Византийское Богословие. Исторические тенденции и доктринальные темы. С. 263. «Можно пользоваться экзистенциальной философией Хайдеггера, не превращаясь в хайдеггерианца. Мы пользу­емся им, чтобы выразить то, что мы думаем. Есть такая независимость христианства, которая должна соблюдаться» ( Мейендорф И., прот. Духовное и культурное возрождение XIV века и судьбы Восточной Европы (лекция в Минске в июне 1992 года)/Синергия. Проблемы аскетики и мистики православия. Ред. Хоружий С. С. М.: изд. Ди-Дик, 1995. С. 9–26, здесь: с. 20–21).

http://bogoslov.ru/article/2455755

Будь подальше от гордости и облекись в смиренномудрие... и радость и веселие пребудут на главе твоей (прп. Феодор Студит , 91, 166). Источник. ...Не гордитесь, потому что чрез гордость вы находитесь под мечом греха... (прп. Феодор Студит , 91, 180). Чрез нее ниспал с небесных высот и ангельской светлости ныне искушающий всех нас дракон, и из нее, как из какого корня, произросли мириады лоз греховных (прп. Феодор Студит , 91, 341). Гордыня ума – первое из зол и последнее (прп. Феодор Студит , 91, 341). Источник. В душе смиренных упокоевается Господь, в сердце же гордых – страсти бесчестия... (свт. Феодор Едесский, 90, 353). ...Когда выйдет он из ума по причине гордости своей, тогда делается орудием диавола во всех своих словах и делах и становится врагом Богу (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 269). Надобно знать, что гордость рождается в душе человека от неведения себя самого, порождающего самомнение, по коему думают, что имеют нечто, тогда как ничего не имеют; и она растет вместе с возрастом человека (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 268–269). Источник. ...Когда увидишь, что какой-либо человек гордится, знай, что по мере гордыни его он страдает и нечувствием душевным, и пожалей о нем; ибо кто болеет и не чувствует, что болен, тот близок к смерти. Таков этот грех, ввергающий душу в смерть, ибо гордый есть больной бесчувственный, который... не сознает и не чувствует своей болезни, а это и есть смерть души. Случись, что кто-либо из таковых еще привык учить и вразумлять других, – то это уже законченный мертвец, для которого не требуется более врача (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 269–270). Источник. Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, притрудно взыскивает смирения, как и Господь (прп. Симеон Новый Богослов , 75, 436). Источник. Как диавол есть воплощенная гордыня и гордость является его злой стихией, – почему, примешиваясь, она и одерживает верх и сводит на нет всякую человеческую добродетель, – так и (напротив) смирение пред Богом есть добродетель добрых Ангелов, и она одерживает верх над всякой человеческой греховностью, приключившейся споткнувшемуся: ибо смирение является колесницей восшествия к Богу, подобно оным облакам, которые имеют поднять вверх к Богу тех, кто будет пребывать с Богом в нескончаемые веки... (свт. Григорий Палама , 26, 28). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010