Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Дмитриевич Мезенцев (8.09.1863, дер. Красная Слобода Трубчевского у. Орловской губ.- 14.02.1938, Симферополь), сщмч. (пам. 1 февр. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи причетника. Рано потерял родителей: мать умерла, когда Н. было 5 лет, а отец - когда ему исполнилось 12. Как круглый сирота, имевший родителей из церковного клира, он получил духовное образование за казенный счет: окончил в 1879 г. Севское ДУ, 20 июня 1885 г.- Орловскую ДС. С 15 июля 1886 по 1890 г. учился в С.-Петербургской придворной капелле. Получив аттестат регента, был назначен преподавателем пения в Таврической ДС. 16 янв. 1892 г. Таврический и Симферопольский еп. Мартиниан (Муратовский) рукоположил Н. во иерея и назначил духовником Таврической ДС и законоучителем церковноприходской школы при ней. Н. занимался разработкой вопроса об устройстве в Таврической епархии вдовьего дома, состоял членом комиссии по ревизии благочиннических и монастырских книг, был законоучителем в жен. воскресной школе, устроил курсы церковного пения для учителей церковноприходских школ. В 1903 г. переведен в храм в честь Рождества Пресв. Богородицы при больнице Таранова-Белозёрова в Симферополе и назначен законоучителем жен. гимназии В. А. Станишевской. Впосл. возведен в сан протоиерея. С 1910 г. казначей Таврического епархиального попечительства о бедных духовного звания. Награжден скуфьей (1897), наперсным крестом (1905) и орденом св. Анны 3-й степени (1911). Во время гражданской войны один из сыновей Н. стал офицером армии ген. П. Н. Врангеля, но после эвакуации войск остался с группой офицеров в Симферополе. Н. помог им спрятаться у своей духовной дочери на чердаке ее дома. Позднее они тайно переехали в Севастополь, но там вскоре были арестованы и расстреляны. 4 дек. 1920 г. Н. был арестован особым отделом 4-й армии, в нач. янв. 1921 г. отпущен на свободу. 3 авг. того же года вновь арестован, обвинялся в том, что «агитировал в проповедях против советской власти».

http://pravenc.ru/text/2565760.html

Митрополит Варсонофий: Приход человека сентября 2014 В 2014 году приходская тематика вышла на первый план в общецерковной медиаповестке. С обличениями в адрес злых тетушек, отпугивающих людей от храмов, на июньском Высшем Церковном Совете выступил Святейший Патриарх Кирилл. В июле Священный Синод издал несколько постановлений , прописывающих рекомендации по развитию приходской жизни в городах и иных поселениях. В сентябре во все епархии Русской Православной Церкви было направлено Патриаршее распоряжение , призывающее архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян обсудить, каким должен быть современный приход. В интервью порталу " Приходы " управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий рассказывает о том, почему священноначалие так пристально к приходским общинам. Владыка, на июльском заседании Священного Синода были приняты решения, описывающие современную приходскую жизнь. В частности, упоминается термин " сельские приходы " . Что мы подразумеваем под этим понятием? Допустим, до революции за определенным храмом в сельской местности закреплялась конкретная территория, народ ходил только в определенный приход. В другие приходы, может быть, только на богомолье в праздничные и престольные дни верующие отправлялись. Люди были сосредоточены вокруг одного прихода, в своей общине. А сегодня это что? - Не так давно я гостевал в родном селе. Приехали на мою службу из нескольких районных центров, на автобусах. Почему? Потому что туда прибыл митрополит, было торжественное богослужение. Но в другие воскресные и праздничные дни они в мое село не ездят, а посещают свои церквушки. И ситуация эта весьма понятна и логична. Если бы наш народ был по-настоящему воцерковлен, он бы каждую субботу и воскресенье посещал свой храм. А в какие-то праздничные, особые престольные дни он мог бы посещать и другие церкви. Так было до революции. Часто даже в престольные праздники приглашали особых протодиаконов, священников, которые хорошо проповедовали, величаво служили. Но сегодня у нас народ не каждое воскресенье посвящает Богу, многие бывают только на Пасху, на Рождество, ну и, может, на двунадесятые праздники заглядывают свечку поставить. Поэтому сейчас не может быть закрепления прихожанина за конкретным приходом.

http://mitropolia.spb.ru/news/monitoring...

Михаил (до принятия монашества Матвей Михайлович Десницкий) живет еще в памяти современников его, особенно же в Москве, где он был священником девять лет при Церкви Св. Иоанна Воинственника, в Якиманской части, близ Калужских ворот. В эту церковь , им прославленную, каждый воскресный день люди всех сословий и в великом множестве собирались для слушания назидательных поучений его. – Как ни обширна Церковь , но не могла помещать всех посетителей; в летнее же время многие стояли на крыльцах и даже на окнах. – Стройное, мелодическое пение хора, собиравшегося из отдаленных частей Москвы, услаждало слух и сердца предстоящих. – Пастырь величавой и значительной наружности совершал Литургию и потом проповедовал, всегда благоговейно и назидательно. – Каждая духовная беседа его запечатлевалась в памяти слушателей и была предметом разговоров семейных и приятельских. – Михаил старался в поучениях своих быть вразумительным для всех и имел редкий дар в простых, как казалось, изречениях заключать глубокие истины. Он говорил всегда об одном каком-либо предмете систематически и разделял беседы свои на несколько воскресных дней; а некоторые из них, под названием: Труд, Пища и Покой духа человеческого; так же: Изображение ветхого, внешнего, плотского и нового внутреннего, духовного человека продолжал он по годам. Были случаи и не редко, что многие, заслушав изъяснение какого-нибудь важного предмета из Ветхого или Нового Завета, оставляли все свои дела, требовавшие иногда и отлучки из Москвы, для того, чтобы дослушать окончание начатого изъяснения. Слава о назидательных и необыкновенных беседах его распространилась повсюду. Благочестивые ревнители духовного просвещения приезжали даже из других губерний единственно для того, чтобы слышать беседы Михайловы. Знаменитейшие особы того времени в Москве: обер-каммергер князь Александр Михайлович Голицын, действительный тайный советник, граф Федор Андреевич Осшерман, многие сенаторы и известные сановники, не пропускали случая посещать церковь Иоанна Воинственика и слушать проповеди Михайловы. Некоторые из самых упорнейших и закостенелых старообрядцев собирались слушать его, стоя в дверях церковных. Он замечал их и часто, без приуготовления, включал в свои беседы такие сильные и помазания духа исполненные доводы о Православии, о едином духовном стаде и о едином же Пастыре, Господе, Иисусе Христе, что они скоро обращались к православной вере и были назидаемы Михаилом со всею кротостью и дружелюбием христианского учителя. Один из этих новообращенных, известный по богатству и честным правилам в жизни своей, недавно скончался. Он говорил, что более сорока пяти лет прошло, когда, по милосердию Господа, научаем был Михаилом, но сохранил в памяти все им слышанное и всегда старался исполнять заповеди христианские, по его наставлениям. Таким духом проникнуты были беседы его!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности Источник Отзыв газеты „РУССКИЙ ИНВАЛИД» 126 от 11-го июня 1900 года). М. Г. Кривошлык.–Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г. С.-Петербург. Протоиерей отец Иоанн Сергиев, настоятель Андреевского собора в Кронштадте,– сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры, родился в 1829 году. (Ему теперь 69 лет 1 ). Он спит не более трёх часов в сутки, a иной раз ему едва удается вздремнуть, сидя, или едучи куда-нибудь в экипажах. Он всегда на ногах, постоянно служа в церкви, исповедуя и приобщая Св. Тайн сотни людей». «Государь Император Александр III, чувствуя приближение Своей кончины, пожелал видеть отца Иоанна и радостно встретил его. О. Иоанн молился с Царём, и Царь чувствовал силу его молитвы. 7-го октября, согласно воле Государя, о. Иоанн причастил Его Св. Тайн. Призванный затем Августейшим больным в самый день Его кончины, о. Иоанн, по желанию Царя, прочитал молитву об исцелении Болящего u помазал Его елеем от чудотворной иконы. Затем, по желанию Царя, о. Иоанн возложил руки на Его голову и долго не отнимал их. Государь, бывши в полном сознании, просил о. Иоанна отдохнуть, но о. Иоанн сказал, что не чувствует усталости, и спросил Его: «He тяжело ли Вашему Величеству, что я держу долго руки мои на главе Вашей?» Но Царь сказал ему: «Напротив, мне очень легко, когда вы их держите». Потом Царь продолжал: «Вы праведник: вас любит русский народ».– «Да, ответил о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». «Любит – сказал Государь,– потому, что он знает, кто вы и что вы». И действительно, известность отца Иоанна распространяется далеко за пределы Кронштадта и Петербурга. И известность эта происходит оттого, что о. Иоанн собираемые им от жертвователей деньги умеет раздать, умеет, выдавая, поощрить и научить бедняка уму-разуму. Его воскресные проповеди , произносимые в Андреевском соборе, привлекают тысячи людей. He все слышат, не все имеют возможность быть в соборе, а слышать хотят все ... И вот о. Иоанн стал печатать их. Затем они перешли в газету «Ведомости Спб. Градоначальства» и, наконец, попали в книжку, изданную М. Г. Кривошлыком. О. Иоанн говорит о молитве, о церкви, о чудесах в наше время,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Наша вера – отеческая. В день торжества Православия – первый воскресный день Великого поста – в храмах наших, после чтения Символа Веры , торжественно возглашается:  «Сия вера Апостольская, сия вера Отеческая, сия вера Православная – сия вера вселенную утверди!» Почему же это вера наша, проповеданная по всему лицу земли св. Апостолами, оставившими нам и свои боговдохновенные писания в виде священных книг Нового Завета, называется не только «Апостольской», но еще и «Отеческой»? А потому, что священные книги Нового Завета, написанные по вдохновению от Духа Святаго, св. Апостолами, нуждаются для правильного их понимания в изъяснении и тщательном истолковании теми верными служителями истинной Церкви Христовой, которые явились законными преемниками св. Апостолов и наследниками их благовестнического служения людям. Это видно уже из слов первоверховного Апостола Петра, который, отдавая должное премудрости своего «возлюбленнаго брата» Апостола Павла, тем не менее пишет, что в его посланиях «есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочия Писания» ( 2Петр. 3, 15–16 ). И мы знаем, как древние еретики злоупотребляли словами св. Апостола Павла о христианской свободе и, думая, что христианин может свободно позволять себе все, что он хочет, дошли до полной моральной распущенности и самого безстыдного разврата. А новые еретики, известные под именем протестантов и сектантов, ссылаясь на слова св. Апостола Павла, что «человек оправдывается верою, независимо от дел закона» ( Римл. 3, 28 ), дошли до чудовищного лжеучения о якобы ненужности добрых дел для спасения, хотя св. Апостол Иаков в своем соборном послании ясно и категорически говорит, что «вера без дел мертва» ( Иак. 2, 20 ), а Сам Господь Иисус Христос решительно засвидетельствовал, что «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» ( Матф. 7, 21 ). И уж совсем страшно говорить о таком просто невероятном измышлении, согласно которому папа Римский как якобы преемник Апостола Петра, которому одному будто бы вверена вся  Церковь Христова, является «непогрешимым наместником Сына Божия на земле», как еретически утверждают это латиняне – римо-католики!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Не новая и бесконечная тема: как живется семье, в которой один или несколько человек приходят к Православию, а остальные продолжают жить «с Богом в душе», в каком-либо другом религиозном сообществе или вовсе без Бога. Кажется, что наши близкие – обычные люди, не святые и не великие грешники, ко Христу относятся хорошо, яйца на Пасху красят, если такой вопрос на переписи заведется – определят себя как православных… вот только в церковь не ходят. Но разве им покажется странным, если я начну туда ходить? Чаще всего – им кажется. Нередко, впрочем, уверовавший человек и правда ведет себя странно: рассказы о крайностях неофитства – далеко не всегда выдумки. Сколько приходится слышать историй о матерях, не выпускающих из дому своих дочерей воскресным утром, о горе родителей, когда чадо направляет свои стопы в монастырь, бросая незаконченное образование, отказывается от хорошей работы, на все аргументы реагирует одинаково: «А батюшка (не) благословляет!» На этом я заканчиваю обобщать. Все семьи переживают это по-своему, и говорить я имею право только о своей. Взгляд будет субъективный – ведь для полноты картины надо бы выслушать и вторую сторону. Но и личный опыт – тоже опыт, к тому же для читателей – достающийся бесплатно. Любовь измеряется километрами Мне и моему семейству повезло. Видимо, Господь знал, какие гротескные формы примет мой приход в церковь, и отложил это до того дня, когда я стала жить в другом городе, в студенческом общежитии, где соседи связаны куда менее прочно и тесно, чем родные люди. В конце концов, в общаге мы всегда знаем, что надо дотерпеть только до конца учебного года – и можно будет без обид разъехаться. Дома мы вместе навсегда, и каждое изменение в привычках одного сразу влияет на комфорт остальных… Родители узнавали о том, как я живу, по письмам, которые я – на мой взгляд, вполне исправно – им отправляла через Интернет. И я не замечала сама, как редкие упоминания о храме стали занимать в них все больше места. Ведь у меня не было молниеносного и «лавинообразного» воцерковления: сначала я приняла твердое решение ходить в храм регулярно, стала посещать службы через два воскресенья на третье и была уверена, что чаще мне никогда не понадобится – так себе открытым текстом и сказала. Потом – примерно через год – выяснилось, что мне уже мало воскресных богослужений, была «открыта Америка»: в храме и по будням литургии бывают… За это время на приходе появилось множество знакомых и даже друзей. И не проповеди священников, а именно искреннее непонимание сверстников, как это можно не прийти в храм в воскресенье без катастрофической на то невозможности, очень ускорило рождение в моей голове идеи, что два часа на литургии – это ежевоскресная потребность и радость, не чья-то абстрактная, а и моя тоже…

http://pravoslavie.ru/36701.html

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мир и война 10.01.2015 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Продолжается праздник Рождества Христова. Сегодня Неделя по Рождестве. В воскресные дни мы говорим только о Воскресении Христовом, потому что это венец, печать всей тайны Воплощения Христова, той победы нашего ради спасения, которую Христос уже одержал. «В самом Рождестве присутствуют все победы, весь крестный путь Христа, — говорит святой Иоанн Златоуст, — тайна Его Крестной смерти, Воскресения и Божественного Вознесения, когда Бог, ставший человеком, показывает нам, где находится наш дом, наша природа и куда влечется всею глубиною наше естество». В эти светлые рождественские дни в наших храмах не перестает звучать пение, прославляющее вместе с ангелами Рождественской ночи, вместе с ветхозаветными волхвами и пастухами, вместе со всеми святыми и со всей Церковью Рождество Христово: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Поклонимся Ему всей жизнью и смертью своей. И Ирод желал поклониться Царю, стараясь выведать от волхвов, где рождается Христос. Ангелы объявляют человечеству «на земли мир», и сразу же начинается кровопролитнейшая война. Вместе с ангелами поют об этом Вифлеемские младенцы — первые мученики Церкви Христовой, «телохранители Господни», как называет их святой Филарет, митрополит Московский. Воистину, не мир пришел принести Христос на землю, но меч, чтобы все узнали, что мир есть величайшее благо. Как прекрасен мир и делом, и именем в том, что он — Божий, что Бог есть Бог мира, и Сам Бог именуется этим миром, как говорит святой Григорий Богослов. «Милость и истина сретостеся» в день Рождества Христова, «правда и мир облобызастася». Где нет правды — там ложный мир. Хорошо всегда быть в мире, но с кем и с чем? С теми, кем объявлена война Самому Богу и Его Церкви? Мы видим сегодня это триумфальное шествие зла, которое должно воплотиться, по учению Церкви, в мировом правителе. Зло хотело бы заключить мир, в первую очередь, с Церковью, чтобы усыпить бдительность всех и устранить все препятствия для своего победного шествия. Чтобы не было ему никакого сопротивления. И это есть разновидность его войны с Богом. Есть война, которая кончится вечным миром, и есть мир, который кончится вечной войной. «Они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: «мир», тогда как нет мира, — возвещает пророк, — и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет» (Иез. 13, 10—11). И святой Григорий Богослов говорит: «Когда дело идет о явном нечестии, тогда должно скорее идти на огонь и меч, нежели смотреть на требования времени и властителей; и не приобщаться лукавого кваса и не прилагаться к зараженным».

http://moral.ru/мир-и-война/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " «Не плачь!» 18.10.2014 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 20-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице Как часто мы бываем охвачены растерянностью и смятением, даже ропотом на Бога! В этом Евангелии о воскрешении сына вдовы Наинской речь идет о Боге и о нас, о нашем восхождении к Нему через смерть, о нашем воскресении. Всякий раз, когда мы слышим это Евангелие, мы не можем не замечать сходства описанного в нем события с тем, что происходит с нами. Но Господь зовет нас идти еще дальше, потому что на самом деле речь идет о Церкви, которой мы с вами являемся и которой мы снова и снова становимся за каждой Божественной литургией в таинстве Евхаристии, когда Господь собирает нас в Себе, в Своем Теле. Вот почему слова Евангелия «и отдал его Иисус матери его» — центральные в этом Евангелии. Они заставляют нас вспомнить о центральном, решающем событии нашей жизни, когда Господь сказал: «Жено, се, сын Твой». Именно так вместе с Пречистой Своей Матерью открывает нам Спаситель суть происходящего: здесь рождается Его Церковь. Мы видим, что в Наине собралась огромная толпа. Можно сказать, все человечество, которое, до предела разобщенное грехом, убивает сегодня своих детей и собирается вместе, только когда надо их хоронить. Но в этом событии в Наине действует прежде всего сила жизни, которая останавливает смерть, и дает жизнь. Это и есть будущая Церковь — Христос и мы. Но мы знаем, как искажена эта Церковь, и мы сами, многие из нас, более или менее сознательно участвуем в этом искажении. Мы знаем, как гонимы христиане, как продолжают убивать Тело Христово. Все говорят о христианах. А кто говорит о Церкви? Если о Церкви не говорят, то не говорят и о Христе. Но Церковь Христова — это общение христиан друг с другом. И отрицать это — значит отрицать Христа. Церковь — это совершенно новое общение. И в ней — эта Божественная сила бесконечного сострадания, более человеческого, чем все, что мы можем почувствовать и сделать. Это чудо воскрешения в Наине присутствует в нашей Евхаристии, когда Господь зовет нас воскреснуть из мертвых, и Духом Святым запечатлевает эту тайну в наших сердцах тремя истинами.

http://moral.ru/не-плачь/

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Чудо исцеления за любовь к храму 10.12.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Седмица 27-я по Пятидесятнице Слово в Неделю 27-я по Пятидесятнице Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Господь, как сказано о Нем, в день субботний по обычаю Своему вошел помолиться в синагогу. Вместе с верующими молящимися людьми приходит Господь. Хотя Он молится в пустыне, в уединенных местах, но приходит и в церковь. Не потому что Он имеет в этом нужду, а чтобы показать нам, как мы должны поступать. Каждый воскресный и праздничный день мы обязательно должны быть в храме. Эта заповедь — наряду с самыми главными древними, ставящими предел распада жизни человеческой, такая же, как «не убивай», «не воруй», «не блуди». Собственно, об этом сегодняшнее Евангелие. Господь исцеляет женщину от тяжкой болезни. Она была одержима духом немощи, была связана сатаною, согнута к земле в течение восемнадцати лет. С трудом она вообще передвигалась. И все-таки пришла в храм Божий. Как часто приходилось удивляться этому раньше, когда в храме были в основном бабушки. Немощные, дряхлые, действительно, еле ходят, но ни одной службы не пропускают! И утром, и вечером — потому что душа влечется туда, где Господь, где открывается истинная жизнь. И никакая немощь не является для них преградой. Тем более должно быть стыдно нам, когда Бог не отнял еще у нас здоровье, грубо нарушать одну из основных Его заповедей — пропускать праздничные и воскресные богослужения. Господь совершает чудо над этой женщиной именно ради ее верности заповеди Божией, ради того, что она приходит смиренно в храм помолиться. Хотя она уже ни на что не надеется. Она готова до смерти нести это иго своей немощи. Но ей важно придти туда, где возвещается слово Божие, где дается самое главное для человека. И Господь совершает чудо исцеления за ее любовь к храму, за ее смирение, за то, что с таким терпением в течение столь долгого времени она приходила ко Господу.

http://moral.ru/chudo_iscelenia/

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Завещание духовным детям История «Завещания духовным детям» Никона Оптинского (Беляева) характерна для эпохи гонений. «Завещание» Никона Оптинского — это наставления старца-исповедника. С пятым томом сочинений епископа Игнатия (Брянчанинова) Никон (Оптинский) Беляев не расставался во время своего тюремного заключения в Калуге с 1927 по 1929 год. Перед этапом на Север ему было разрешено свидание с паствой. Никон Оптинский незаметно вложил книгу епископа Игнатия в широкий рукав монашеского ветошника одной из духовных дочерей, которая и вынесла ее из стен тюрьмы. Драгоценные записи, сделанные на полях книги, — духовное завещание иеромонаха отца Никона своим осиротевшим духовным чадам, живое свидетельство его старческого подвига. Завещание духовным детям. Никон Оптинский (Беляев), преподобный 1. Об изучении Евангельских Заповедей и о жительстве по Евангельским Заповедям Один старец поведал своему ученику, что он, будучи еще мирским, пришел к своим знакомым и между прочим заговорил о Боге, о вере Христовой и о других предметах духовных. Одна из присутствующих не соглашалась с его рассуждениями и даже высказывала свое неверие и, во всяком случае, несогласие с учением Церкви Православной.    Не будучи в состоянии убедить разгорячившуюся собеседницу, он сказал: " А что, если бы ваш покойный родитель или кто другой из близких ваших, явившись вам, засвидетельствовали бы истину того, что утверждает Святая Церковь – поверили бы Вы тогда или нет? " – " Нет " , – ответила она. – " Ну вот! Это только подтверждает Святое Евангелие, говорящее: " Аще кто из мертвых воскреснет, не имут веры " , – это и требовалось доказать " .   Вот до какого безумия может дойти человек, желающий жить по своей воле, а не в послушании св. евангельскому учению. Кто не захочет принять Св. Евангелие сердцем своим и жить по нему, для того не вразумительны самые лучшие проповеди и назидания, самые убедительные доказательства.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010